Ваз 2123 кпп устройство
КПП Шевроле Нива: схема и устройство
На автомобиль Нива Шевроле устанавливается производителем 5 МКПП, которая имеет 3-вальную схему. В частности, здесь имеется ведущий, вторичный и промежуточный вал. Своей надежностью отличается корпус КПП, муфты синхронизаторов. Коробка передач Шеви Нива: 1 – первичный вал; 2 – муфта выключения сцепления; 3 – передняя крышка с направляющей втулкой; 4 – сальник первичного вала; 5 – картер сцепления; 6 – сапун; 7 – картер коробки передач; 8 – шестерня постоянного зацепления первичного вала; 9 – игольчатый подшипник вторичного вала; 10 – лоток для сбора и стока масла; 11 – синхронизатор III и IV передач; 12 – шестерня III передачи; 13 – шестерня II передачи; 14 – вторичный вал; 15 – синхронизатор I и II передач; 16 – шестерня I передачи; 17 – втулка шестерни I передачи; 18 – промежуточный подшипник вторичного вала; 19 – стопорная пластина промежуточного подшипника; 20 – шестерня заднего хода; 21 – гайка крепления механизма выбора передач; 22 – синхронизатор V передачи; 23 – механизм выбора передач; 24 – шестерня V передачи; 25 – кронштейн крепления опорной пластины; 26 – маслоотражательная шайба; 27 – фланец эластичной муфты карданной передачи; 28 – гайка; 29 – уплотнитель центрирующего кольца; 30 – центрирующее кольцо; 31 – сальник вторичного вала; 32 – задний подшипник вторичного вала; 33 – распорная втулка; 34 – болт блока шестерен; 35 – подшипник блока шестерен; 36 – задняя крышка коробки передач; 37 – блок шестерен V передачи и заднего хода; 38 – задний подшипник промежуточного вала; 39 – шестерня I передачи промежуточного вала; 40 – пробка сливного отверстия; 41 – шестерня II передачи промежуточного вала; 42 – шестерня III передачи промежуточного вала; 43 – нижняя крышка коробки передач; 44 – промежуточный вал; 45 – шестерня постоянного зацепления промежуточного вала; 46 – передний подшипник промежуточного вала; 47 – зажимная шайба подшипника промежуточного вала; 48 – болт зажимной шайбы; 49 – задний подшипник первичного вала. Привод управления механизмом переключения передач Шевроле Нива: 1 – гайка крепления опорной пластины; 2 – тяга привода управления коробкой передач; 3 – прокладка крышки люка; 4 – крышка люка рычага переключения передач; 5 – рукоятка рычага переключения передач; 6 – рычаг переключения передач; 7 – чехол рычага переключения передач; 8 – уплотнительный чехол; 9 – винт крепления крышки люка; 10 – задняя опора; 11 – корпус рычага переключения передач; 12 – нижний корпус рычага переключения передач; 13 – гайки крепления задней опоры; 14 – шайба задней опоры; 15 – гайка; 16 – кольцо распорное; 17 – стопорное кольцо; 18 – корпус шаровой опоры; 19 – пружина рычага переключения передач; 20 – ползун шаровой опоры; 21 – гайки крепления корпуса шаровой опоры; 22 – защитный чехол; 23 – наконечник тяги; 24 – пластина опорная; 25 – коробка передач. Схема первичного вала Шевроле Нива: 1 - стопорное кольцо; 2 - пружинная шайба; 3 - подшипник; 4 - первичный вал; 5 - пружина синхронизатора; 6 - блокирующее кольцо синхронизатора; 7 - стопорное кольцо; 8 - подшипник. Схема вторичного вала Шевроле Нива: 1 - стопорное кольцо; 2 - пружинная шайба; 3 - ступица синхронизатора; 4 - муфта синхронизатора; 5 - блокирующее кольцо; 6 - пружина синхронизатора; 7 - шайба; 8 - шестерня III передачи; 9 - вторичный вал; 10 - шестерня II передачи; 11 - шестерня I передачи; 12 - втулка шестерни; 13 - подшипник; 14 - шестерня заднего хода; 15 - упорная шайба; 16 - шестерня V передачи; 17 - маслоотражательная шайба; 18 - распорная втулка; 19 - задний подшипник вторичного вала; 20 - сальник; 21 - фланец эластичной муфты; 22 - стопорная шайба; 23 - гайка; 24 - уплотнитель; 25 - центрирующее кольцо. Детали механизма выбора передач: 1 - чехол тяги передний; 2 - ось шарнира тяги; 3 - корпус шарнира тяги; 4 - втулка проушины тяги; 5 - тяга привода управления коробкой передач; 6 - чехол корпуса переднего шарнира; 7 - болт; 8 - направляющая планка; 9 - пружина направляющей планки; 10 - направляющая пластина; 11 - уплотнительное кольцо; 12 - корпус рычага выбора передач; 13 - рычаг выбора передач; 14 - уплотнительное кольцо; 15 - стопорное кольцо; 16 - прокладка шаровой опоры; 17 - фланец крепления уплотнителя; 18 - шайба; 19 - гайка; 20 - шайба; 21 - пружина; 22 - сферическая шайба шаровой опоры; 23 - шаровая опора рычага выбора передач; 24 - прокладка; 25 - шайба направляющей пластины. Детали привода управления механизмом выбора передач: 1 - корпус шаровой опоры; 2 - пружина; 3 - ползун шаровой опоры; 4 - стопорное кольцо; 5 - прокладка корпуса шаровой опоры; 6 - опорная пластина; 7 - прокладка нижнего корпуса; 8 - нижний корпус рычага выбора передач; 9 - болт хомута; 10 - шайба; 11 - хомут тяги привода управления; 12 - защитный чехол; 13 - наконечник тяги; 14 - винт блокировочного упора; 15 - ось рычага выбора передач; 16 - зубчатая шайба; 17 - блокировочный упор; 18 - втулка; 19 - дистанционная втулка; 20 - рычаг выбора передач; 21 - втулка; 22 - шайба; 23 - гайка оси рычага; 24 - накладка блокировки заднего хода; 25 - болт накладки; 26 - шайба; 27 - уплотнительный чехол; 28 - корпус рычага выбора передач; 29 - задняя опора; 30 - кольцо распорное; 31 - шайба задней опоры; 32 - шайба; 33 - гайка задней опоры; 34 - шайба; 35 - болт корпуса рычага выбора передач; 36 - шайба; 37 - гайка крепления корпуса шаровой опоры. Согласно сервисной книжке масло в коробке Нива Шевроле нужно зменять через 45 тыс. км пробега, а сливать старое трансмиссионное масло рекомендуется в течение 15 мин после поездки, пока оно не остыло и сравнительно жидкое. Для смены масла в КПП потребуется: ключ на 17, шестигранник на 12 и емкость для слива масла. Для облегчения слива выверните маслозаливную пробку и сливную пробку и слейте масло. Очистите сливную пробку от загрязнений и металлических частиц и заверните ее на место. При сильно загрязненном слитом масле или наличии механических примесей в нем промойте коробку передач Шеви Нива: залейте в картер 0,9 л промывочного масла и установите пробку маслозаливного отверстия на место; вывесите одно или оба задних колеса, включите I передачу и пустите двигатель на 2-3 мин; слейте промывочное масло; протрите пробку маслосливного отверстия и установите ее на место. Заправьте с помощью шприца (или показанного на фото приспособления) картер коробки передач свежим маслом. Заливайте масло до уровня маслоналивного отверстия 1,6 л. Установите пробку маслоналивного отверстия КПП Шива Шевроле на место. Замена масла в трансмиссии завершена. Наличие пониженной передачи Шевроле Нива обеспечивает эффективное передвижение по пересеченной местности. Чтобы ее включить, автомобилист должен на селекторе переключить рычаг вправо и вверх. Смотрите так-же: работа полного привода Шевроле Нивы Разборка и ремонт коробки передач Шеви Нива требуются при следующих неисправностях. Гудит КПП: износ подшипников; износ зубьев шестерен и синхронизаторов; осевое перемещение валов. Затрудненное переключение передач: износ сферического шарнира рычага переключения передач, отсутствие смазки в узле; деформация рычага переключения передач; заусенцы, погнутости, загрязнение гнезд штоков, заклинивание блокировочных сухарей; загрязнение шлицев скользящей муфты и ступицы; деформация вилок переключения передач. Вылетают передачи или нечеткое включение: износ лунок под шарики на штоках, поломка пружин фиксаторов; износ блокирующего кольца синхронизатора; поломка пружины синхронизатора; износ зубьев муфты синхронизатора или зубчатого венца синхронизатора. Пониженный уровень или утечка масла: износ сальников первичного и вторичного валов; ослабление крепления крышек картера коробки передач, повреждение уплотнительных прокладок; ослабление крепления картера сцепления к картеру коробки передач. Для регулировки кулисы Нива Шевроле потребуется ключ на 13. Ослабьте гайку стяжного болта хомута крепления тяги привода механизма выбора передач. Перемещая тягу привода относительно вала механизма выбора передач в продольном направлении, добейтесь, чтобы все передачи четко включались. Затяните гайку стяжного болта хомута.Если вам требуется более высокий уровень сцепления при движений по грязи, камням, песку или снегу, выбирают специальные шины для бездорожья. Они обычно с более глубоким и агрессивным протектор, большими размерами и большее соотношение высоты к ширине... В турбокомпрессоре КамАЗ (Евро-1/2/3/4) отработанные газы подаются в турбину, взаимодействуют с лопастями колеса, передавая ему собственный кинетический потенциал, раскручивая его до 75 тысяч вращений в минуту. ... Охлаждение смазочного масла посредством масляных теплообменников является более прогрессивным направлением. Применяются они как на дизельных, так и на бензиновых двигателях (примером может служить двигатели ... Системы пневматической подвески уже давно используются в мире грузоперевозок, но в последнее десятилетие или около того они перешли в коммерческий мир. Мотоциклы, вездеходы, повседневные и рабочие автомобили используют пневмоподвеску. ... |
Снятие бампера Весты выполняется для его последующего ремонта, тюнинга или замены на новый. Процесс демонтажа не сложный и не требует особых навыков, но имеет свои особенности, например, необходимо иметь ключи Torx T30 и T20 (звездочка). ... Также называемый карбон, углепластик или материал из углеродного волокна (углеволокно) состоит из очень тонких углеродных нитей. Углеродные волокна имеют высокую прочность на разрыв для своих размеров. Каждое волокно имеет диаметр 5-10 мкм. Чтобы дат... Двигатель 1968 куб.см имеет диаметр цилиндров и рабочий ход 81,0 х 95,5 мм, а степень сжатия - 16,2: 1. Выходная мощность составляет 150 л.с. при 3500 об/мин и 236 Нм крутящего момента между 1750 и 3000 об/мин. Осно... Дизельный двигатель 2.0L EA288 развивает мощность 150 л.с. (112 кВт) - это на 10 л.с. больше по сравнению с предшественником. Техническими целями разработки нового дизельного двигателя EA288 на базе MDB были сокращение выбросов CO2; комфорт; и уменьш... |
Разборка и сборка коробки передач Нива Шевроле
Разборка и сборка коробки передач Нива Шевроле
Сливаем масло из коробки передач (см. «Замена масла в коробке передач», с. 31), снимаем вилку и муфту подшипника выключения сцепления (см. «Снятие механизма привода выключения сцепления», с. 174). Демонтируем фланец эластичной муфты с носка вторичного вала (см. «Замена сальника вторичного вала», с. 179).
.и шестерню III передачи в сборе с блокирующим кольцом синхронизатора.
Изношенные детали заменяем новыми. Сборку коробки передач проводим в обратной последовательности.
Если при снятии переднего двухрядного подшипника промежуточного вала его заднее внутреннее кольцо осталось на валу, то перед установкой подшипник необходимо собрать. Для этого из наружного кольца подшипника отверткой аккуратно вынимаем сепаратор с шариками и надеваем его на внутреннее кольцо (снятое с вала).
подходящим отрезком трубы напрессовываем на вал подшипник, опираясь о его внутреннее кольцо. После установки в картер коробки передач вторичного и промежуточного валов запрессовываем передний и задний подшипники промежуточного вала, промежуточный подшипник вторичного вала и внутреннее кольцо подшипника блока шестерен.
Для установки стопорного кольца в проточку вторичного вала необходимо сжать пружинную шайбу. Установливаем стопорное кольцо на вторичный вал и...
.запрессовываем инструментальной головкой подходящего размера (отрезком трубы) в гнездо задней крышки. Вставляем в наружное кольцо подшипника сепаратор и ролики. Для предотвращения отворачивания болта крепления блока шестерен V передачи и передачи заднего хода наносим резьбовой герметик на резьбу болта. Для удобства монтажа задней крышки устанавливаем на вторичный вал задний подшипник в сборе.
При сборке картеров и установке крышек вместо прокладок можно применить герметик-формирователь прокладок.
Конструкция КПП Нива Шевролет
Коробка передач – механическая, с ручным переключением, имеет пять передач переднего хода и одну – заднего, все передачи переднего хода синхронизированы.
Корпусные детали коробки – картер сцепления, собственно картер коробки передач и задняя крышка – отлиты из алюминиевого сплава и стянуты между собой шпильками с гайками.
Соединения уплотнены картонными прокладками (при ремонте можно использовать герметик). Для улучшения теплоотвода поверхность картера коробки передач оребрена.
Снизу картер закрыт стальной штампованной крышкой с прокладкой (крепление – на шпильках).
Картер сцепления крепится болтами к блоку цилиндров двигателя.
Для обеспечения соосности коленчатого вала и первичного вала коробки передач картер центрирован на двух втулках (под них выполнены проточки в крепежных отверстиях блока и картера).
На задней крышке коробки передач установлена третья опора силового агрегата. Она крепится к поперечине, а последний – к полу кузова (на приварных болтах).
В картере коробки передач с левой стороны расположено заливное (контрольное) отверстие, в его нижней крышке – сливное.
Отверстия закрыты пробками с конусной резьбой. В сливной пробке находится магнит. Он задерживает частицы стали, попадающие в масло при износе деталей.
В верхнюю часть картера сцепления ввернут сапун. Он препятствует повышению давления в коробке передач при ее нагреве.
В случае неисправности сапуна (заклинивании колпачка) возможна сильная течь масла через уплотнения. В коробке передач три вала: первичный, вторичный и промежуточный.
Первичный вал опирается на два шариковых подшипника – в заднем торце коленчатого вала и в передней стенке картера коробки передач (последний воспринимает основную часть нагрузки).
В заднем торце первичного вала установлен игольчатый подшипник, являющийся передней опорой вторичного вала и обеспечивающий соосность валов.
Вторичный вал также опирается на шариковый подшипник в задней стенке картера коробки передач и роликовый подшипник в ее задней крышке.
Промежуточный вал вращается в двух подшипниках: передний – двухрядный шариковый, расположен в передней стенке картера коробки передач, задний – роликовый, расположен в его задней стенке.
Через блок шестерен заднего хода и V передачи промежуточный вал также опирается на роликовый подшипник в задней крышке коробки передач. На задней стенке картера коробки закреплена и ось промежуточной шестерни заднего хода.
Первичный вал имеет два зубчатых венца. Косозубый венец, расположенный ближе к передней стенке картера, находится в постоянном зацеплении с передней шестерней промежуточного вала (таким образом, эти валы всегда вращаются вместе).
Прямозубый венец первичного вала является венцом синхронизатора IV передачи (при ее включении крутящий момент передается непосредственно с первичного вала на вторичный, минуя промежуточный, поэтому эту передачу часто называют «прямой»).
Промежуточный вал представляет собой блок из четырех косозубых шестерен. При включении любой передачи, кроме IV, крутящий момент передается на вторичный вал через промежуточный.
Шестерни промежуточного вала расположены в следующем порядке (от его переднего конца): шестерня постоянного зацепления с первичным валом, шестерни III, II, I передач.
К заднему концу вала болтом крепится блок из двух шестерен: заднего хода (прямозубая) и V передачи (косозубая).
Он дополнительно опирается на роликовый подшипник в задней крышке коробки передач. На вторичном валу расположены ведомые шестерни III, II, I передач, заднего хода и V передачи (по порядку, считая от переднего конца вала) и синхронизаторы.
Ведомые шестерни передач переднего хода находятся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями промежуточного вала. Шестерни III и II передач вращаются на закаленных шейках вторичного вала, шестерни I и V передач – на втулках.
Ведомая шестерня заднего хода жестко закреплена на валу шпонкой. Заодно с косозубыми шестернями передач переднего хода выполнены венцы их синхронизаторов – прямозубые шестерни меньшего диаметра.
Они направлены в сторону соответствующего синхронизатора (III, I, V – вперед, II – назад). На заднем конце вторичного вала гайкой закреплен фланец эластичной муфты.
Раньше гайку фиксировали от отворачивания подложенной под нее стопорной шайбой – ее края отгибали на грани гайки.
Теперь на резьбу наносят анаэробный герметик, а шайбу не устанавливают.
Синхронизатор состоит из ступицы, жестко закрепленной на вторичном валу, скользящей муфты, стопорного кольца, блокирующего кольца и пружины с шайбой.
Ступицы синхронизаторов III–IV и I–II передач входят внутренними выступами в пазы на вторичном валу, а ступица синхронизатора V передачи удерживается той же шпонкой, что и ведомая шестерня заднего хода.
На наружной поверхности ступиц имеются шлицы, по которым перемещаются скользящие муфты. На муфтах есть выточки, в которые входят вилки штоков переключения передач.
Блокирующие кольца своими внутренними венцами соединены с венцами синхронизаторов соответствующих шестерен и поджаты пружинами в сторону скользящих муфт.
Пружины опираются на боковую поверхность ведомых шестерен через шайбы. Передача заднего хода не имеет синхронизатора.
Для ее включения нужно ввести промежуточную шестерню в зацепление с ведомой шестерней вторичного вала и с ведущей шестерней заднего хода в заднем блоке шестерен на промежуточном валу.
Привод управления коробкой передач состоит из трех штоков, соединенных с вилками.
Вилки включения передач переднего хода входят в выточки скользящих муфт синхронизаторов, а вилка включения заднего хода – в выточку на промежуточной шестерне.
Механизм выбора передач состоит из направляющей пластины с восемью прямоугольными вырезами в центре, верхней и нижней шайб, рычага переключения передач и его корпуса и блокировочной скобы заднего хода.
Эти детали стянуты тремя болтами, которыми механизм выбора передач крепится к задней крышке коробки.
«Нейтральное» положение рычага между III и IV передачами задается двумя парами подпружиненных направляющих планок, установленных в пазах направляющей пластины и воздействующих на нижний конец рычага.
Случайное включение заднего хода вместо V передачи невозможно благодаря отогнутому лепестку блокирующей скобы, в который упирается выступ на рычаге.
Чтобы включить передачу заднего хода, нужно нажать рычаг вниз – при этом его выступ опускается ниже лепестка скобы.
Детали коробки передач смазываются разбрызгиванием.
Первичный и вторичный валы уплотнены сальниками, а на вторичном валу позади ведомой шестерни V передачи расположена маслоотражательная шайба.
В коробку передач заливают трансмиссионное масло вязкостью от 75W80 до 85W90 и класса качества не ниже GL-4. Его уровень должен находиться у нижней кромки заливного отверстия (предварительно убедитесь в том, что автомобиль стоит горизонтально).
Диагностика неисправностей коробки передач
- Причина неисправности
Метод устранения
Шум в коробке передач. Шум уменьшается или исчезает, если выжать сцепление
В раздаточной коробке включена нейтральная передача
- Недостаточный уровень масла в картере коробки передач
Проверьте уровень, при необходимости долейте масло.
Проверьте, нет ли течи.
Прочистите сапун
- Износ или повреждение подшипников, зубьев шестерен
Замените изношенные подшипники, шестерни
- Валы коробки передач смещаются в осевом направлении
Подтяните гайки, замените сломанные фиксирующие детали
Передачи включаются с трудом, посторонние шумы отсутствуют
- Слишком густое масло в коробке передач
Используйте масло в соответствии с климатическими условиями
- Износ или деформация рычага переключения передач
Выправьте или замените рычаг
Заедание сферического шарнира рычага переключения передач
Замените деформированные детали, заложите в шарнир смазку ЛСЦ-15, Литол-24 или ШРУС-4
- Туго ходят штоки вилок (заклинены блокировочные сухари, заусенцы на штоках, грязь в гнездах)
Очистите детали, изношенные и деформированные – замените
- Туго движется скользящая муфта на шлицах ступицы
Очистите шлицы от грязи, спилите заусенцы надфилем, детали со смятыми шлицами замените
- Деформированы вилки переключения передач
Замените вилки
Передачи самопроизвольно выключаются
- Пружины фиксаторов потеряли упругость, изношены шарики и/или гнезда штоков
Замените изношенные детали
- Повреждение или износ блокирующих колец синхронизатора
Замените кольца
- Повреждение или износ зубьев муфты или зубчатого венца синхронизатора
Замените муфту или шестерню
- Сломана пружина синхронизатора
Замените пружину
Шум, треск, визг шестерен в момент включения передачи
Мало масла в картере коробки передач
Долейте масло.
Проверьте, нет ли течи.
Прочистите или замените сапун
- Износ или поломка зубьев шестерен и/или синхронизаторов
Замените детали
- Износ или деформация кольца синхронизатора включаемой передачи
Замените кольцо
- Осевой люфт валов коробки передач
Подтяните крепления подшипников, изношенные подшипники замените
Утечка масла
- Износ сальников
Замените сальники.
При необходимости прочистите или замените сапун коробки передач
- Сильный износ, забоины на поверхностях валов, по которым работают сальники
Небольшие повреждения зачистите мелкозернистой шкуркой и заполируйте.
Устанавливая новый сальник, можно немного недопрессовать его, не допуская перекоса (при необходимости подложив под него дистанционные прокладки толщиной до 1 мм), чтобы кромка сальника работала по неизношенной части вала.
При значительных повреждениях – замените валы и сальники
- Повышенное давление в коробке передач из-за засорения сапуна
Прочистите или замените сапун коробки передач
- Ослабли крепления крышек картера коробки передач, картера сцепления. Повреждение прокладок
Подтяните резьбовые соединения.
Замените прокладки (при их установке можно использовать герметик)
- Неплотно завернуты пробки
Подтяните пробки (можно поставить их на герметик)
5.3. Коробка передач
Особенности конструкции
Рис. 5.3. Коробка передач: 1 – первичный вал; 2 – муфта выключения сцепления; 3 – передняя крышка с направляющей втулкой; 4 – сальник первичного вала; 5 – картер сцепления; 6 – сапун; 7 – картер коробки передач; 8 – шестерня постоянного зацепления первичного вала; 9 – игольчатый подшипник вторичного вала; 10 – лоток для сбора и стока масла; 11 – синхронизатор III и IV передач; 12 – шестерня III передачи; 13 – шестерня II передачи; 14 – вторичный вал; 15 – синхронизатор I и II передач; 16 – шестерня I передачи; 17 – втулка шестерни I передачи; 18 – промежуточный подшипник вторичного вала; 19 – стопорная пластина промежуточного подшипника; 20 – шестерня заднего хода; 21 – гайка крепления механизма выбора передач; 22 – синхронизатор V передачи; 23 – механизм выбора передач; 24 – шестерня V передачи; 25 – кронштейн крепления опорной пластины; 26 – маслоотражательная шайба; 27 – фланец эластичной муфты карданной передачи; 28 – гайка; 29 – уплотнитель центрирующего кольца; 30 – центрирующее кольцо; 31 – сальник вторичного вала; 32 – задний подшипник вторичного вала; 33 – распорная втулка; 34 – болт блока шестерен; 35 – подшипник блока шестерен; 36 – задняя крышка коробки передач; 37 – блок шестерен V передачи и заднего хода; 38 – задний подшипник промежуточного вала; 39 – шестерня I передачи промежуточного вала; 40 – пробка сливного отверстия; 41 – шестерня II передачи промежуточного вала; 42 – шестерня III передачи промежуточного вала; 43 – нижняя крышка коробки передач; 44 – промежуточный вал; 45 – шестерня постоянного зацепления промежуточного вала; 46 – передний подшипник промежуточного вала; 47 – зажимная шайба подшипника промежуточного вала; 48 – болт зажимной шайбы; 49 – задний подшипник первичного вала |
Рис. 5.4. Привод управления механизмом переключения передач: 1 – гайка крепления опорной пластины; 2 – тяга привода управления коробкой передач; 3 – прокладка крышки люка; 4 – крышка люка рычага переключения передач; 5 – рукоятка рычага переключения передач; 6 – рычаг переключения передач; 7 – чехол рычага переключения передач; 8 – уплотнительный чехол; 9 – винт крепления крышки люка; 10 – задняя опора; 11 – корпус рычага переключения передач; 12 – нижний корпус рычага переключения передач; 13 – гайки крепления задней опоры; 14 – шайба задней опоры; 15 – гайка; 16 – кольцо распорное; 17 – стопорное кольцо; 18 – корпус шаровой опоры; 19 – пружина рычага переключения передач; 20 – ползун шаровой опоры; 21 – гайки крепления корпуса шаровой опоры; 22 – защитный чехол; 23 – наконечник тяги; 24 – пластина опорная; 25 – коробка передач |
Замена масла в коробке передач
Согласно сервисной книжке масло в коробке нужно заменять через 45 тыс. км пробега.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ Сливать масло рекомендуется в течение 15 мин после поездки, пока оно не остыло и сравнительно жидкое. |
Вам потребуются: ключ «на 17», шестигранник «на 12», емкость для слива масла.
1. Подставьте емкость под отверстие для слива масла из картера коробки передач. |
2. Для облегчения слива выверните маслозаливную пробку. | 3. Выверните сливную пробку и слейте масло. |
4. Очистите сливную пробку от загрязнений и металлических частиц и заверните ее на место. |
5. При сильно загрязненном слитом масле или наличии механических примесей в нем промойте коробку передач: |
- залейте в картер 0,9 л промывочного масла и установите пробку маслозаливного отверстия на место;
- вывесите одно или оба задних колеса, включите I передачу и пустите двигатель на 2-3 мин;
- слейте промывочное масло;
- протрите пробку маслосливного отверстия и установите ее на место.
6. Заправьте с помощью шприца (или показанного на фото приспособления) картер коробки передач свежим маслом. Заливайте масло до уровня маслоналивного отверстия (1,6 л). |
7. Установите пробку маслоналивного отверстия на место. |
Замена сальника вторичного вала
Постоянное снижение уровня масла в картере коробки передач может быть вызвано потерей герметичности уплотнения вторичного вала коробки передач.
Вам потребуются: ключ «на 30», отвертка, оправка, молоток.
1. Для замены сальника вторичного вала снимите промежуточный вал трансмиссии (см. «Снятие и установка промежуточного вала»). |
2. Снимите уплотнитель центрирующего кольца. | 3. Отверните гайку крепления фланца эластичной муфты. |
ПРИМЕЧАНИЕ Обратите внимание на центрирующее кольцо. По мере отворачивания гайки вы спрессуете кольцо. |
4. Снимите центрирующее кольцо. |
5. Снимите стопорную шайбу. | 6. Снимите фланец. |
7. Поддевая отверткой, извлеките сальник из задней крышки коробки передач. | 8. Нанесите герметик на новый сальник. |
9. Запрессуйте сальник в заднюю крышку через подходящую оправку. |
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ При отсутствии подходящей оправки можно использовать для запрессовки старый сальник. |
10. Установите все снятые детали и промежуточный вал в порядке, обратном снятию. |
11. Проверьте уровень масла в коробке передач и при необходимости долейте (см. «Замена масла в коробке передач»). |
Снятие и установка коробки передач
Основные неисправности, для устранения которых необходимо снять коробку передач с автомобиля:
- повышенный (по сравнению с привычным) шум;
- затрудненное переключение передач;
- самопроизвольное выключение или нечеткое включение передач;
- утечка масла через уплотнения и прокладки.
Кроме того, коробку передач необходимо снимать для замены сцепления, переднего подшипника первичного вала коробки передач, маховика и заднего сальника коленчатого вала двигателя.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ Работа по снятию и установке коробки передач весьма трудоемка, поэтому предварительно обязательно убедитесь, что ее неисправности не вызваны иными причинами (недостаточный уровень масла, дефекты привода сцепления, ослабление крепления коробки и ее крышек и т.п.). |
Вам потребуются: ключи «на 10», «на 13», шестигранник «на 12», отвертка, пассатижи.
1. Установите автомобиль на смотровую канаву или подъемник. |
2. Отсоедините «минусовый» провод от аккумуляторной батареи. |
3. Слейте масло из коробки передач (см. «Замена масла в коробке передач»). |
4. Снимите передний карданный вал (см. «Снятие и установка карданной передачи»). |
5. Снимите промежуточный вал (см. «Снятие и установка промежуточного вала»). |
6. Отсоедините провода от выключателя фонарей заднего хода. | 7. Изнутри салона подденьте отверткой и сдвиньте вверх чехол рычага переключения передач. |
8. Отверните рукоятку с рычага и снимите ее вместе с чехлом. | 9. Отверните гайку крепления опорной пластины механизма переключения передач. |
10. Снимите заднюю опору силового агрегата (см. «Замена опор подвески силового агрегата»). |
11. Отверните гайку стяжного болта хомута крепления тяги механизма переключения передач. | 12. Выверните три болта крепления кронштейна опорной пластины и снимите привод механизма переключения передач. |
13. Выверните болты крепления щитка картера сцепления. | 14. Выверните два болта крепления рабочего цилиндра сцепления к картеру сцепления и снимите цилиндр, не отсоединяя его от шланга (цилиндр остается висеть на шланге). |
15. Выверните три болта крепления стартера (третий болт на фотографии не виден). |
16. Снимите стабилизатор поперечной устойчивости (см. «Снятие и установка стабилизатора поперечной устойчивости»). |
17. Снимите приемную трубу (см. «Замена приемной трубы»). |
18. Выверните четыре болта крепления картера сцепления к двигателю. |
ПРИМЕЧАНИЕ Помощник должен придерживать заднюю часть коробки передач. |
19. Снимите коробку передач в сборе с картером сцепления. |
ПРИМЕЧАНИЕ Не опирайте конец первичного вала на лепестки нажимной пружины сцепления, чтобы не деформировать их. |
20. Устанавливайте коробку передач в порядке, обратном снятию. |
21. Залейте масло в коробку передач. |
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ Перед установкой коробки передач нанесите тонкий слой смазки ЛСЦ-15 или Литол-24 на шлицевую часть первичного вала. |
22. Проверьте и при необходимости отрегулируйте привод управления механизмом переключения передач (см. «Регулировка привода механизма выбора передач»). |
Разборка коробки передач
Разборка и ремонт коробки передач требуются при следующих неисправностях.
1. Повышенный шум в коробке передач: |
- износ подшипников;
- износ зубьев шестерен и синхронизаторов;
- осевое перемещение валов.
2. Затрудненное переключение передач: |
- износ сферического шарнира рычага переключения передач, отсутствие смазки в узле;
- деформация рычага переключения передач;
- заусенцы, погнутости, загрязнение гнезд штоков, заклинивание блокировочных сухарей;
- загрязнение шлицев скользящей муфты и ступицы;
- деформация вилок переключения передач.
3. Самопроизвольное выключение или нечеткое включение передач: |
- износ лунок под шарики на штоках, поломка пружин фиксаторов;
- износ блокирующего кольца синхронизатора;
- поломка пружины синхронизатора;
- износ зубьев муфты синхронизатора или зубчатого венца синхронизатора.
4. Пониженный уровень или утечка масла: |
- износ сальников первичного и вторичного валов;
- ослабление крепления крышек картера коробки передач, повреждение уплотнительных прокладок;
- ослабление крепления картера сцепления к картеру коробки передач.
ПРИМЕЧАНИЕ Перечисленные неисправности могут быть вызваны иными причинами, устранение которых не требует снятия и разборки коробки передач. Поскольку работы по снятию и разборке коробки передач весьма трудоемки, уделите диагностике неисправностей пристальное внимание и убедитесь в безусловной необходимости такого ремонта. |
Вам потребуются: отвертки (две), сменные головки «на 13», «на 17», удлинитель, вороток, ключи «на 10», «на 13» (два), «на 17», «на 19», «на 30», ударная отвертка, съемник стопорных колец, молоток, универсальные съемники.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Слейте масло из картера коробки передач, если вы не сделали этого при снятии ее с автомобиля. |
1. Отверните три гайки крепления корпуса механизма выбора передач и... |
3. Снимите уплотнитель центрирующего кольца. |
4. Удерживая от проворачивания фланец эластичной муфты, отверните гайку крепления фланца. Отворачивая гайку, вы одновременно спрессуете с вторичного вала центрирующее кольцо. |
5. Снимите стопорную шайбу. |
6. Снимите фланец эластичной муфты. |
7. Отверните две гайки крепления кронштейна приемной трубы и... | 8. ...снимите кронштейн. |
9. Отверните десять гаек крепления нижней крышки к картеру. | 10. Подденьте отверткой и снимите крышку и расположенную под ней прокладку. |
11. Отверните гайку крепления задней крышки, расположенную с внутренней стороны картера. | 12. Отверните снаружи пять гаек крепления задней крышки и... |
13. ...сдвиньте заднюю крышку со шпилек картера коробки передач. |
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ Чтобы облегчить снятие крышки,... ...передвиньте шток вперед. |
14. Отведя заднюю крышку назад и поворачивая примерно на 30° по часовой стрелке, снимите ее. | 15. Снимите внутреннее кольцо подшипника вторичного вала, дистанционную втулку и маслоотражательную шайбу. |
16. Снимите подшипник выключения сцепления (см. «Замена подшипника выключения сцепления»). |
17. Снимите чехол вилки выключения сцепления с картера, аккуратно поддевая чехол отверткой, и снимите вилку с чехлом, повернув ее на 90°. |
18. Отверните семь гаек крепления картера сцепления, снимите пружинные шайбы. | 19. Снимите картер сцепления, отсоединив его от коробки передач. |
20. Снимите прокладку и... | 21. ...пружинную шайбу. |
22. Выверните два болта крепления крышки фиксаторов, снимите крышку с болтами и... | 23. ...прокладку крышки. |
24. Извлеките пружины фиксаторов. | 25. Перевернув коробку передач, выньте шарики фиксаторов. |
ПРИМЕЧАНИЕ Так выглядят детали разобранных фиксаторов: 1 - болт с пружинной шайбой (второй не показан); 2 - крышка; 3 - прокладка; 4 - пружины (пружина фиксатора заднего хода - черная); 5 - шарики |
26. Выверните болт крепления блока шестерен V передачи, предварительно включив две передачи, чтобы зафиксировать валы от проворачивания. | 27. Выверните болт крепления вилки включения V передачи и передачи заднего хода. |
28. Потяните на себя шток включения V передачи и передачи заднего хода и выньте его из картера и вилки выключения. | 29. Снимите блок шестерен V передачи и заднего хода,... |
30. ...вилку включения V передачи и заднего хода,... | 31. ...с вторичного вала втулку шестерни V передачи,... |
32. ...шестерню, зубчатый венец, блокирующее кольцо и муфту синхронизатора V передачи,... | 33. ...ступицу муфты синхронизатора V передачи,... |
34. ...промежуточную шестерню заднего хода и... | 35. ...шестерню заднего хода с вторичного вала. |
36. Выпрессуйте задний подшипник промежуточного вала легкими ударами по наружному кольцу. | 37. Снимите дистанционную втулку с вторичного вала,... |
38. ...наружное кольцо заднего подшипника с роликами и... | 39. ...внутреннее кольцо заднего подшипника. |
40. Разожмите стопорное кольцо переднего подшипника промежуточного вала и снимите его. | 41. Выверните болт крепления переднего подшипника промежуточного вала, включив одновременно две передачи (I и IV). |
42. Снимите болт с пружинной и зажимной шайбами. | 43. Установите отвертку между наружным кольцом подшипника и шестерней вала и, действуя как рычагом,... |
44. ...выпрессуйте наружное кольцо подшипника с шариками и передним внутренним кольцом. | 45. Спрессуйте заднее внутреннее кольцо подшипника, аккуратно действуя отверткой как рычагом. |
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ Пометьте внутренние кольца переднего подшипника промежуточного вала, чтобы при сборке установить их на прежние места. |
46. Выньте промежуточный вал из картера. | 47. Переверните коробку передач и... |
48. ...выньте блокировочный сухарь штока включения III и IV передач. | 49. Выдвиньте шток включения III и IV передач так, чтобы можно было... |
50. ...вынуть (отверткой) из него промежуточный блокировочный сухарь. | 51. Снимите промежуточный блокировочный сухарь. |
ПРИМЕЧАНИЕ Так выглядят блокировочные сухари: 1 - штока включения I и II передач («длинный»); 2 - штока включения III и IV передач («короткий»). |
52. Снимите шток включения III и IV передач и... | 53. ...вилку включения III и IV передач. |
54. Выверните болт крепления вилки включения I и II передач. | 55. Выньте шток включения I и II передач из картера. |
56. Переверните коробку передач и... | 57. ...выньте блокировочный сухарь штока включения I и II передач. |
58. Снимите вилку включения I и II передач,... | 59. ...первичный вал в сборе и... |
60. ...игольчатый подшипник. | 61. Ослабьте затяжку трех винтов крепления стопорной пластины промежуточного подшипника вторичного вала и оси промежуточной шестерни заднего хода ударной отверткой. |
62. Выверните винты. | 63. Разверните стопорную пластину так, чтобы вывести ее из паза оси промежуточной шестерни заднего хода. |
64. Снимите ось промежуточной шестерни заднего хода. | 65. Снимите стопорную пластину. |
66. Разожмите стопорное кольцо промежуточного подшипника вторичного вала и снимите его. | 67. Выньте шпонку из паза вторичного вала. |
68. Снимите промежуточный подшипник с вторичного вала, действуя отверткой как рычагом. | 69. Подайте вторичный вал назад и выньте его из картера передним концом вверх. |
70. Выпрессуйте задний подшипник вторичного вала из задней крышки коробки передач легкими ударами молотка по наружному кольцу подшипника. |
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Не потеряйте дистанционное кольцо, которое установлено между подшипником и сальником. |
71. Извлеките сальник заднего подшипника вторичного вала из задней крышки коробки передач. | 72. Установите блок шестерен V передачи и заднего хода в тиски и спрессуйте подшипник c помощью большой отвертки, прилагая усилие к его внутреннему кольцу. |
Разборка и сборка первичного вала
Вам потребуются: съемник стопорных колец, отвертка, молоток.
Так выглядит первичный вал в сборе (стрелкой указано место закрепления в тисках при разборке): 1 - первичный вал; 2 - стопорное кольцо; 3 - подшипник; 4 - блокирующее кольцо синхронизатора; 5 - стопорное кольцо; 6 - игольчатый подшипник переднего конца вторичного вала. |
1. Установите вал в тиски и снимите стопорное кольцо, придерживая блокирующее кольцо синхронизатора. | 2. Снимите блокирующее кольцо синхронизатора. |
3. Снимите пружину синхронизатора. | 4. Измените положение вала в тисках, оперев его на наружное кольцо подшипника, и, не зажимая, снимите наружное стопорное кольцо. |
5. Снимите стопорное кольцо с вала. | 6. Снимите с вала пружинную шайбу. |
7. Изменив положение вала в тисках и спрессовав подшипник вниз, снимите подшипник с вала. |
ПРИМЕЧАНИЕ Усилие прикладывайте к внутреннему кольцу подшипника. |
8. Соберите вал в порядке, обратном разборке. |
ПРИМЕЧАНИЕ Для сборки используйте только продефектованные детали (см. «Дефектовка деталей коробки передач»). |
Подшипник запрессовывайте легкими ударами молотка, используя подходящую оправку и прилагая усилие к внутреннему кольцу.
Детали вторичного вала: 1 - вторичный вал; 2 - задний подшипник; 3 - стопорное кольцо; 4 - ступица синхронизатора III и IV передач; 5 - ступица синхронизатора I и II передач; 6 - втулка шестерни I передачи; 7 - шестерня I передачи с блокирующим кольцом синхронизатора в сборе; 8 - муфта синхронизатора I и II передач; 9 - шестерня II передачи с блокирующим кольцом синхронизатора в сборе; 10 - муфта синхронизатора III и IV передач; 11 - шестерня III передачи с блокирующим кольцом синхронизатора в сборе; 12 - стопорное кольцо; 13 - пружинная шайба |
Разборка и сборка вторичного вала
Вам потребуются: отвертка, молоток, съемник стопорных колец, набор плоских щупов.
1. Установите вал в тиски. | 2. Снимите с вала муфту синхронизатора III и IV передач. |
3. Снимите стопорное кольцо ступицы синхронизатора III и IV передач. | 4. Снимите с вала пружинную шайбу. |
5. Сдвиньте отверткой ступицу синхронизатора III и IV передач и снимите ее. | 6. Снимите с вала шестерню III передачи в сборе с блокирующим кольцом синхронизатора. |
7. Измените положение вала в тисках, спрессуйте втулку шестерни I передачи и снимите ее с вала. | 8. Снимите с вала шестерню I передачи в сборе с блокирующим кольцом синхронизатора,... |
9. ...муфту синхронизатора I и II передач,... | 10. ...ступицу синхронизатора I и II передач,... |
11. ...шестерню II передачи в сборе с блокирующим кольцом синхронизатора,... | 12. ...стопорное кольцо, придерживая блокирующее кольцо синхронизатора,... |
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Не зажимайте шестерню в тиски. Можно работать на поверхности стола или верстака. |
13. ...блокирующее кольцо, постепенно ослабляя усилие прижатия, и... | 14. ...пружину синхронизатора. |
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Блокирующие кольца синхронизаторов всех остальных передач снимаются аналогично. |
Собирайте вторичный вал в порядке, обратном разборке, с учетом следующих особенностей:
1. При сборке установите муфты синхронизаторов так, чтобы кольцевые проточки (показаны стрелками) были обращены друг к другу. | 2. Запрессовав втулку шестерни I передачи до упора,... |
3. ...измерьте плоским щупом монтажный зазор между торцом шестерни I передачи и буртиком втулки и... |
4. ...между торцами шестерен II и III передач. |
ПРИМЕЧАНИЕ Зазор должен быть 0,05-0,10 мм. Предельно допустимый зазор - 0,15 мм. Если зазор превышает предельно допустимый, замените изношенные детали. Пружинную коническую шайбу устанавливайте так, чтобы ее конус был обращен наружу. |
Разборка и сборка механизма выбора передач
Вам потребуются: ключ «на 10», отвертка, молоток, бородок.
1. Снимите механизм выбора передач (см. «Разборка коробки передач»). | 2. Снимите хомут с тяги механизма. |
3. Снимите чехол тяги механизма. | 4. Выбейте ось шарнира тяги. |
5. Снимите шарнир с рычага выбора передач. | 6. Выньте ось шарнира. |
7. Выньте втулки проушины тяги. При необходимости замените их. | 8. Снимите защитный чехол корпуса механизма и пружину. |
9. Снимите стопорное и... | 10. ...уплотнительные кольца. При необходимости замените кольца. |
11. Снимите сферическую шайбу. | 12. Отверните три гайки крепления фланца рычага выбора передач. |
13. Снимите фланец, уплотнитель и две прокладки рычага. | 14. Снимите шайбу направляющей пластины. |
15. Выньте пружины и... | 16. ...рычаг из направляющей пластины. |
17. Собирайте механизм выбора передач в порядке, обратном снятию. |
Разборка и сборка привода механизма выбора передач
Вам потребуются: ключи «на 10», «на 13», отвертка.
1. Снимите привод механизма выбора передач (см. «Снятие и установка коробки передач»). | 2. Отверните две гайки крепления кронштейна к опорной пластине. |
3. Извлеките из отверстий пластины втулки. Не потеряйте их при сборке. | 4. Снимите защитные чехлы. |
5. Выверните четыре болта крепления корпуса рычага к опорной пластине. | 6. Снимите верхнюю часть корпуса рычага. |
7. Выверните два болта крепления накладки блокировки заднего хода к корпусу рычага и... | 8. ...снимите накладку. |
9. Снимите пассатижами стопорное кольцо и выньте шаровую опору рычага из корпуса шаровой опоры. | 10. Снимите уплотнитель с шаровой опоры и... |
11. ...осмотрите его. При необходимости замените уплотнительные кольца. | 12. Отверните гайку оси рычага переключения передач. |
13. Выньте ось и отсоедините рычаг. | 14. Выверните винт крепления блокировочного упора и снимите его. |
15. Отверните три гайки крепления корпуса шаровой опоры и... | 16. ...снимите его. Выньте пружину. Осмотрите ее и при необходимости замените. |
17. Собирайте привод механизма выбора передач в порядке, обратном снятию. |
Дефектовка деталей коробки передач
Перед осмотром тщательно очистите детали щеткой, вымойте их керосином, продуйте и просушите сжатым воздухом.
1. Проверьте состояние картера сцепления. На картере не должно быть трещин и других механических повреждений. |
2. Проверьте состояние направляющей втулки выжимного подшипника сцепления. На ее поверхности не допускаются следы износа, наличие рисок и т.п. |
3. Проверьте состояние картера коробки передач. На нем не должно быть трещин и других механических повреждений. |
4. На поверхностях сопряжения с картером сцепления, а также с задней и нижней крышками не должно быть повреждений, вызывающих утечку масла. |
5. На поверхностях расточек под подшипники не должно быть повреждений, а также следов проворачивания наружных колец подшипников. |
6. Проверьте состояние задней крышки коробки передач. Не допускается наличие механических повреждений, трещин и т.п. |
7. Проверьте состояние деталей первичного вала: блокирующего кольца синхронизатора IV передачи, пружины блокирующего кольца, подшипника, пружинного и стопорных колец. Неисправные детали замените. |
8. На шлицевой поверхности первичного вала не должно быть следов износа, а также задиров, ухудшающих свободное перемещение ведомого диска сцепления. На шестерне не должно быть повреждений и следов видимого износа зубьев. |
9. Проверьте состояние поверхности качения игл подшипника в отверстии первичного вала. |
10. Проверьте состояние вторичного вала: на его рабочих поверхностях и шлицах не допускаются повреждения и видимый износ. На поверхностях качения роликов не должно быть шероховатостей и задиров. |
11. Проверьте состояние втулки шестерни I передачи. Видимый износ на наружной поверхности скольжения не допускается. | 12. Проверьте состояние шестерен 1 - на рабочей поверхности зубьев не должно быть выкрашиваний и следов видимого износа, а также состояние блокирующих колец 2 синхронизаторов - не допускается значительный износ поверхности трения и торцов зубьев. |
13. Наружные поверхности ступиц синхронизаторов не должны иметь забоин и износа, затрудняющих перемещение по ним муфт синхронизаторов. |
14. Проверьте состояние торцов муфт синхронизаторов, а также состояние кольцевых проточек для вилки включения. Видимый износ не допускается. |
15. Проверьте состояние подшипников валов коробки передач. Проворачивая одно из колец подшипника, проверьте легкость его вращения и нет ли осевых и радиальных зазоров. |
16. Проверьте сальники: повреждения, следы видимого износа (более чем на 1 мм), неровности на рабочих поверхностях (кромках) не допускаются. |
17. Проверьте состояние промежуточного вала: выкрашивание зубьев и их видимый износ не допускаются. |
18. Проверьте состояние блока шестерен V передачи и заднего хода. Шлицевая поверхность оси шестерни не должна иметь задиров и следов износа. Выкрашивание зубьев и их видимый износ не допускаются. |
19. Проверьте состояние промежуточной шестерни заднего хода. Шестерня должна свободно перемещаться на оси. Выкрашивание зубьев и их видимый износ не допускаются. |
20. Не допускается деформация вилок, а также видимый износ в зоне контакта с кольцевым пазом синхронизатора. | 21. Штоки переключения передач не должны иметь рисок, задиров на рабочей поверхности и должны свободно скользить без ощутимого зазора в направляющих отверстиях картера. |
Сборка коробки передач
Собирайте коробку передач в последовательности, обратной разборке, с учетом особенностей, приведенных в этом подразделе.
Вам потребуются: отвертки (две), сменные головки «на 13», «на 17», удлинитель, вороток, ключи «на 10», «на 13» (два), «на 17», «на 19», «на 27», ударная отвертка, съемник стопорных колец, молоток, оправки для запрессовки (установки) подшипников и сальников, динамометрический ключ.
1. Промежуточный подшипник вторичного вала запрессовывайте оправкой, опирающейся на внутреннее кольцо подшипника. |
ПРИМЕЧАНИЕ Посадка внутреннего кольца подшипника на валу значительно плотнее, чем наружного кольца в картере. В связи с этим при запрессовке подшипника с приложением усилия к наружному кольцу он может быть поврежден. |
2. После затяжки винтов крепления стопорной пластины подшипника вторичного вала закерните винты для предотвращения их самопроизвольного отворачивания. | 3. При наличии на поверхностях расточек под подшипники следов проворачивания колец подшипников накерните эти поверхности. |
4. Для окончательной установки первичного вала в сборе с игольчатым подшипником переднего конца вторичного вала запрессуйте подшипник в сборе с валом до упора легкими ударами молотка через деревянный брусок по окружности наружного кольца подшипника. |
5. Установив стопорное кольцо в проточку на наружном кольце подшипника, проверьте легкость вращения первичного вала. |
6. Установите промежуточный вал в картер коробки передач, установив предварительно вилки включения I и II, III и IV передач, фиксаторы штоков и сами штоки. |
7. Устанавливайте передний и задний подшипники промежуточного вала с помощью оправки, прилагая усилие к их внутренним кольцам (см. примечание к операции 1). |
8. Не забудьте установить шпонку в паз вторичного вала, если она снималась при разборке. | 9. Затягивайте болт крепления переднего подшипника промежуточного вала динамометрическим ключом, одновременно включив две передачи. Момент затяжки болта 79,4-98 Н·м (8,1-10,0 кгс·м). |
10. Смажьте трансмиссионным маслом рабочие поверхности шестерен и кольцевые проточки муфт включения синхронизаторов. |
11. Установив на подсобранную коробку передач (с установленными передней и нижней крышками, а также с поперечиной крепления силового агрегата) картер сцепления, затяните гайки крепления картера сцепления к коробке передач динамометрическим ключом моментом: |
М10 - 31,8-51,4 Н·м (3,2-5,2 кгс·м); М8 - 15,7-25,5 Н·м (1,6-2,6 кгс·м). |
12. Перед установкой смажьте внутреннюю поверхность муфты подшипника выключения сцепления консистентной смазкой. |
13. После окончательной сборки коробки передач наденьте на шлицы первичного вала ведомый диск сцепления и проверьте легкость перемещения диска по шлицам вала. |
14. После установки коробки передач на автомобиль не забудьте залить масло в ее картер. |
Регулировка привода механизма выбора передач
Вам потребуется ключ «на 13».
1. Ослабьте гайку стяжного болта хомута крепления тяги привода механизма выбора передач. |
2. Перемещая тягу привода относительно вала механизма выбора передач в продольном направлении, добейтесь, чтобы все передачи четко включались. |
3. Затяните гайку стяжного болта хомута. |
Разборка КПП 2123 ( Часть I ) — Chevrolet Niva, 1.7 л., 2008 года на DRIVE2
И вот кпп снята, пришло время делать операцию) Имея при себе пару ключей и огномноежелание, вполне нетрудно сделать ревизию своей кпп самому.Постараюсь максимально доступнопоказать процесс разборки коробки. Щеткой по металлу сбил первую грязь.
Почистил резьбы, а заодно и ВД40 подзалил.
Ключом на 13 откручиваем 3 гайки вкруг механизма выбора передач.
И вытаскиваем его
Прокладку под нимаккуратно снимаем. Воспользуемся ей еще разок.
Снимаем вилку включения передач, выжимной подшипник.
Приступаем к снятию задней крышки.Головкой на 22 откручиваем датчик заднего хода.
Взял трубу. Сжал ее в тисках, чтоб была плоская. Одел на вертолет. И рожковым на 30 откручивал
гайку.
Таким образом хорошо спрессовывается резиновое кольцо.
Головкой на 13 вкруг откручиваем гайки задней крышки
Головкой на 10 откручиваем нижнюю крышку кпп
Там спрятана хитрая гайка, которую не открутив, не снимим
крышку заднюю
Затем чтоб не вспоминать все маты на свете включает 2 передачу. Опусканием штока включается передача. Как на фото сделайте
После этих манипуляций задняя крышка выйдет без проблем
Переходим к снятию колокола. Головкой на 17 вкруг откручиваем гайки.
Вуаля)
Снимать все буду в порядке очереди.
Снимаем втулку подшипника
Снимаем дистанционную шайбу
Маслоотражательную шайбу
Откручиваем спец болт крепления вилки 5 передачи
Затем настает нудная процедура откручивания болтов пром вала. Один из них откручивается легко. Просто
берем два накидных ключа с разных сторон и откручиваем. Один из них пойдет полюбому.
Второй жепридется откручивать по другому. Между шестерен вставляем алюминиевый косочек металла. Олово у меня
раздавило.
Cборка КПП нового образца в фотографиях
NIVA-FAQ | ФОРУМ | НОВИНКИ FAQ | КАРТА САЙТА | ПОИСК ПО САЙТУ |
Cборка КПП нового образца в фотографиях Автор Smogil |
Дополнение от 30.10.12, автор Йогурт. После стопорного кольца (фото №69-71) должна одеваться шайба, изображенная на фото: Ее номер по каталогу 2123-1701159. Также её видно в статье Разборка КПП нового образца в фотографиях на фото №53-54. | |
Особенности конструкции коробки передач ВАЗ-2123
Страница 1 из 2
Коробка передач – механическая, с ручным переключением, имеет пять передач переднего хода и одну – заднего, все передачи переднего хода синхронизированы.
Корпусные детали коробки – картер сцепления, собственно картер коробки передач и задняя крышка – отлиты из алюминиевого сплава и стянуты между собой шпильками с гайками.
Соединения уплотнены картонными прокладками (при ремонте можно использовать герметик). Для улучшения теплоотвода поверхность картера коробки передач оребрена.
Снизу картер закрыт стальной штампованной крышкой с прокладкой (крепление – на шпильках).
Картер сцепления крепится болтами к блоку цилиндров двигателя.
Для обеспечения соосности коленчатого вала и первичного вала коробки передач картер центрирован на двух втулках (под них выполнены проточки в крепежных отверстиях блока и картера).
На задней крышке коробки передач установлена третья опора силового агрегата. Она крепится к поперечине, а последний – к полу кузова (на приварных болтах).
В картере коробки передач с левой стороны расположено заливное (контрольное) отверстие, в его нижней крышке – сливное.
Отверстия закрыты пробками с конусной резьбой. В сливной пробке находится магнит.
Он задерживает частицы стали, попадающие в масло при износе деталей. В верхнюю часть картера сцепления ввернут сапун.
Он препятствует повышению давления в коробке передач при ее нагреве.
В случае неисправности сапуна (заклинивании колпачка) возможна сильная течь масла через уплотнения. В коробке передач три вала: первичный, вторичный и промежуточный.
Первичный вал опирается на два шариковых подшипника – в заднем торце коленчатого вала и в передней стенке картера коробки передач (последний воспринимает основную часть нагрузки). В заднем торце первичного вала установлен игольчатый подшипник, являющийся передней опорой вторичного вала и обеспечивающий соосность валов.
Вторичный вал также опирается на шариковый подшипник в задней стенке картера коробки передач и роликовый подшипник в ее задней крышке.
Промежуточный вал вращается в двух подшипниках: передний – двухрядный шариковый, расположен в передней стенке картера коробки передач, задний – роликовый, расположен в его задней стенке. Через блок шестерен заднего хода и V передачи промежуточный вал также опирается на роликовый подшипник в задней крышке коробки передач.
На задней стенке картера коробки закреплена и ось промежуточной шестерни заднего хода.
Первичный вал имеет два зубчатых венца.
Косозубый венец, расположенный ближе к передней стенке картера, находится в постоянном зацеплении с передней шестерней промежуточного вала (таким образом, эти валы всегда вращаются вместе).
Прямозубый венец первичного вала является венцом синхронизатора IV передачи (при ее включении крутящий момент передается непосредственно с первичного вала на вторичный, минуя промежуточный, поэтому эту передачу часто называют «прямой»). Промежуточный вал представляет собой блок из четырех косозубых шестерен.
При включении любой передачи, кроме IV, крутящий момент передается на вторичный вал через промежуточный.
Шестерни промежуточного вала расположены в следующем порядке (от его переднего конца): шестерня постоянного зацепления с первичным валом, шестерни III, II, I передач.
К заднему концу вала болтом крепится блок из двух шестерен: заднего хода (прямозубая) и V передачи (косозубая).
Он дополнительно опирается на роликовый подшипник в задней крышке коробки передач. На вторичном валу расположены ведомые шестерни III, II, I передач, заднего хода и V передачи (по порядку, считая от переднего конца вала) и синхронизаторы. Ведомые шестерни передач переднего хода находятся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями промежуточного вала.
Шестерни III и II передач вращаются на закаленных шейках вторичного вала, шестерни I и V передач – на втулках.
Ведомая шестерня заднего хода жестко закреплена на валу шпонкой. Заодно с косозубыми шестернями передач переднего хода выполнены венцы их синхронизаторов – прямозубые шестерни меньшего диаметра. Они направлены в сторону соответствующего синхронизатора (III, I, V – вперед, II – назад).
На заднем конце вторичного вала гайкой закреплен фланец эластичной муфты.
Раньше гайку фиксировали от отворачивания подложенной под нее стопорной шайбой – ее края отгибали на грани гайки. Теперь на резьбу наносят анаэробный герметик, а шайбу не устанавливают.
Синхронизатор состоит из ступицы, жестко закрепленной на вторичном валу, скользящей муфты, стопорного кольца, блокирующего кольца и пружины с шайбой.
Ступицы синхронизаторов III–IV и I–II передач входят внутренними выступами в пазы на вторичном валу, а ступица синхронизатора V передачи удерживается той же шпонкой, что и ведомая шестерня заднего хода.
На наружной поверхности ступиц имеются шлицы, по которым перемещаются скользящие муфты. На муфтах есть выточки, в которые входят вилки штоков переключения передач. Блокирующие кольца своими внутренними венцами соединены с венцами синхронизаторов соответствующих шестерен и поджаты пружинами в сторону скользящих муфт. Пружины опираются на боковую поверхность ведомых шестерен через шайбы. Передача заднего хода не имеет синхронизатора.
Для ее включения нужно ввести промежуточную шестерню в зацепление с ведомой шестерней вторичного вала и с ведущей шестерней заднего хода в заднем блоке шестерен на промежуточном валу. Привод управления коробкой передач состоит из трех штоков, соединенных с вилками.
Вилки включения передач переднего хода входят в выточки скользящих муфт синхронизаторов, а вилка включения заднего хода – в выточку на промежуточной шестерне.
Механизм выбора передач состоит из направляющей пластины с восемью прямоугольными вырезами в центре, верхней и нижней шайб, рычага переключения передач и его корпуса и блокировочной скобы заднего хода.
Эти детали стянуты тремя болтами, которыми механизм выбора передач крепится к задней крышке коробки. «Нейтральное» положение рычага между III и IV передачами задается двумя парами подпружиненных направляющих планок, установленных в пазах направляющей пластины и воздействующих на нижний конец рычага.
Случайное включение заднего хода вместо V передачи невозможно благодаря отогнутому лепестку блокирующей скобы, в который упирается выступ на рычаге.
Чтобы включить передачу заднего хода, нужно нажать рычаг вниз – при этом его выступ опускается ниже лепестка скобы.
Детали коробки передач смазываются разбрызгиванием. Первичный и вторичный валы уплотнены сальниками, а на вторичном валу позади ведомой шестерни V передачи расположена маслоотражательная шайба.
В коробку передач заливают трансмиссионное масло вязкостью от 75W80 до 85W90 и класса качества не ниже GL-4. Его уровень должен находиться у нижней кромки заливного отверстия (предварительно убедитесь в том, что автомобиль стоит горизонтально).