Уменьшение тормозного пути транспортного средства не оборудованного абс


Как влияет ABS на тормозной путь автомобиля: сравнение и правила использования системы

АВS (anti-lock breaking system) переводится  с английского как антиблокировочная система. Была изобретена в 80-х годах прошлого века. С тех пор устанавливается на легковые, грузовые автомобили, мотоциклы. Ее наличие повышает безопасность, управляемость транспортного средства. За время эксплуатации система была модернизирована, но основная функция по разблокировке колес не изменилась.

Принцип действия

Система предотвращает блокировку при резком торможении или в условиях скользкого покрытия. Педаль тормоза мгновенно останавливает колеса, при этом автомобиль по инерции продолжает движение. Блокировка приводит к потере управления автомобилем, он не реагирует на повороты руля. Транспорт движется до появления сцепления колес с дорогой.

АBS постоянно контролирует обороты колес, при необходимости осуществляет их разблокировку. Благодаря работе системы машина управляема в различных нестандартных ситуациях. Она обеспечивает равномерное, прямолинейное торможение при неоднородных покрытиях, опасность неуправляемого заноса сводится к нулю.

Состав

Устройства, входящие в состав АBS:

  • датчики ускорения, которые ставятся в ступицах колес;
  • модуляторы давления, вставляемые в цепь тормозов;
  • клапаны тормозной системы;
  • насос, восстанавливающий давление в системе тормозной магистрали;
  • электронный блок управления.

В зависимости от количества датчиков ускорения системы подразделяются на:

  • одноканальные. Один датчик регулирует работу тормозной сети;
  • двухканальные. По одному устройству стоят на осях колес;
  • трехканальные. По одному на передних колесах и один на заднюю ось;
  • четырехканальные. Каждое колесо оснащено прибором.

Современные автомобили имеют четырехканальную защитную систему. Датчик измеряет скорость вращения колеса. При замедлении или остановке от блока управления идет команда о снижении давления в тормозной сети.

Благодаря клапанам тормозной системы давление повышается. Это приводит к ускорению движения колес. Процесс осуществляется быстро, за секунду в стандартной версии должно быть пятнадцать циклов открытия и закрытия клапанов. О включении системы в работу может говорить слабая вибрация при нажатии на педаль тормоза.

Особенности управления автомобилем, оборудованным АBS

Использование такого автомобиля предполагает не плавное, непрерывное нажатие на педаль тормоза, а прерывистое. При этом автомобиль не меняет прямолинейного направления. Сцепление с дорогой при оснащении системой не улучшается. Эту функцию выполняют шины.

Тормозной путь

Длина пути торможения зависит от ряда факторов:

  • вес транспортного средства;
  • вид дорожного покрытия;
  • наличие или отсутствие системы АВS;
  • скорость движения;
  • состояние тормозов;
  • сила нажатия на педаль.

Тесты испытания легковой машины при скорости 50 км/ч показали следующие значения длины тормозного пути:

Погодные условия С антиблокировочной системой Без АБС
Гололед 19 м 12 м
Ледяная корка, снег 25 м 12 м
Мокрый асфальт 11 м 9 м
Сухой асфальт 7,5 м 10 м

В основном длина увеличивается, но автомобиль продолжает контролируемое, прямолинейное движение, разворота кузова не происходит.

Важно!

Управляя машиной с АВS, не нужно забывать о разрешенной скорости и соблюдении дистанции при движении.

Правила торможения

В случае торможения необходимо вжать на педаль в пол и дожимать до полной остановки или уменьшения скорости. Если плавно действовать на педаль, система АБС может не сработать. Это правило применимо для автоматической коробки передач. При оснащении механической коробкой рекомендуется нажать на педаль сцепления, что повысит эффективность торможения.

Ездить на машине с АВS безопаснее. Но нельзя полагаться только на технические возможности авто. За рулем надо быть внимательным, соблюдать правила дорожного движения. Это окупится радостью от безаварийной езды.

Тема 26.2. Как правильно тормозить. — Автошколадома

Теперь мы знаем, что такое безопасная дистанция, но одного этого мало. Надо ещё и уметь правильно тормозить, чтобы этой дистанции хватило.

А для этого водителю необходимо понимать, что такое – остановочный путь, и что такое – тормозной путь. 

Представим себе, что в этом месте водитель обнаружил препятствие на дороге. Что будет происходить дальше?

 

А дальше водитель начнёт реагировать. Глаза сообщат информацию головному мозгу, головной мозг пошлёт сигнал спинному мозгу, спинной мозг скомандует мышцам, и они перенесут правую ногу с педали газа на педаль тормоза.

И всё это время автомобиль будет продолжать двигаться

без торможения!

Это время (от момента обнаружения препятствия до начала принятия мер)

принято называть временем реакции водителя.

Задача 6

Что подразумевается под временем реакции водителя?

1. Время с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки транспортного средства.

2. Время с момента обнаружения водителем опасности до начала принятия мер по её избежанию.

3. Время, необходимое для переноса ноги с педали подачи топлива на педаль тормоза.

Почему третий ответ неправильный? Да потому, что время, необходимое для переноса ноги с педали подачи топлива на педаль тормоза, это только лишь составная часть общего времени реакции водителя. От момента, когда водитель увидит препятствие, и до момента, когда он начнёт переносить ногу (сообразит, что надо тормозить), тоже пройдет какое-то время.

Так что правильный ответ – второй.

Ну, хорошо, а что дальше?

А дальше водитель, наконец,  надавит на педаль тормоза. Но торможение начнётся чуть позднее! Тормозные колодки прижмутся к дискам не одновременно с нажатием на педаль. Время срабатывания гидравлического привода тормозных механизмов составляет 0,1 – 0, 4 секунды.

И эти доли секунды автомобиль по-прежнему будет двигаться без торможения!

 

Но вот, наконец, тормозные колодки прижались к тормозным дискам, с этого момента началось торможение. Теперь от момента начала торможения и до полной остановки машина проделает путь, который принято называть тормозным путём.

Тормозной путь – это путь, пройденный от момента начала торможения до полной остановки.

То есть тормозной путь это только лишь часть общего остановочного пути.

А полностью остановочный путь включает в себя:

– путь, пройденный за время реакции водителя,

– путь, пройденный за время срабатывания тормозов,

– тормозной путь.

Остановочный путь – это путь, пройденный с момента обнаружения препятствия до полной остановки.

Задача 7

Что подразумевается под остановочным путём?

1. Расстояние, пройденное транспортным средством с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки.

2. Расстояние, пройденное транспортным средством с момента начала срабатывания тормозного привода до полной остановки.

3. Расстояние, соответствующее тормозному пути, определённому технической характеристикой данного транспортного средства.

Что касается времени срабатывания привода, то сие от нас не зависит, и этим мы управлять не можем. Реакция у каждого водителя своя, какая отпущена ему природой.

Но вот длина тормозного пути очень даже зависит от мастерства водителя.

Здесь нам необходимо познакомиться с новым термином – “Блокировка колёс”.

Если педаль тормоза ударом ноги вогнать в пол, то можно мгновенно заблокировать все четыре колеса, то есть все четыре колеса перестанут вращаться.

Он будет продолжать движение под действием силы инерции, скользя колёсами по дорожному покрытию. Такое движение ещё называю «юзом», и если колёса не катятся по дороге, а именно скользят, тогда тормозной путь существенно увеличивается. Более того, машина становится неуправляемой! И вращать рулевое колесо бессмысленно, это не даст никакого результата! Колесу всё равно как скользить – прямо оно стоит или повёрнуто.

Отсюда вывод – во всех случаях усилие на педаль тормоза надо наращивать плавно! Если ситуация спокойная, эта плавность может быть сколь угодно растянута во времени. Если требуется экстренное торможение, тогда плавность нажатия на педаль будет до предела сжата во времени. Но всё-таки это не будет удар по тормозам!

Что водителю даёт такая плавность нажатия? Водитель вовремя почувствует, что перешёл грань дозволенного – машина «поплыла», заскользила. То есть теперь торможения нет – колеса потеряли сцепление с дорогой! Надо ослабить нажатие на педаль, чтобы восстановить эффект торможения и вернуть машине управляемость.

Но слабое давление на педаль тормоза тоже увеличивает тормозной путь! А нам-то надо экстренно остановиться! Значит, опять наращиваем давление на педаль – ОЙ! – колеса скользят! – значит, снова ослабляем усилие нажатия.

Такой способ (удерживать педаль тормоза на грани блокировки колёс) называют и применяют при экстренном торможении.

Но это умение тормозить прерывистым нажатием на педаль тормоза нужно только в том случае, если ваш автомобиль не оборудован так называемой (от англ. Anti–lock breaking system – антиблокировочная система).

Если на панели приборов вашего автомобиля при повороте ключа зажигания загорается желтый значок с надписью ABS, значит, данная система у вас установлена. При ее исправной работе этот значок гаснет через несколько секунд.

И если ABS у вас есть, тогда давите на педаль тормоза, что называется, «от души». Умная ABS не позволит вам заблокировать колеса.

Осталось только окончательно сформулировать правильные принципы экстренного торможения.

1. Во всех случаях (а особенно на скользкой дороге) добиться минимального тормозного пути можно только, не допуская блокировки колёс.

2. Если автомобиль не оборудован антиблокировочной тормозной системой, тогда антиблокировочная система – это сам водитель, и при экстренном торможении его задача – удерживать процесс торможения на грани блокировки колёс способом прерывистого нажатия на педаль тормоза.

3. Если автомобиль оборудован антиблокировочной тормозной системой, тогда просто давите на педаль тормоза до полной остановки, а всё остальное за вас сделает умная ABS.

Задача 8

Уменьшение тормозного пути транспортного средства, не оборудованного антиблокировочной тормозной системой, достигается:

1. Путём нажатия на педаль тормоза до упора.

2. Путём прерывистого нажатия на педаль тормоза.

3. Путём нажатия на педаль тормоза с одновременным использование стояночной тормозной системы.

Задача 9

Как правильно произвести экстренное торможение на скользкой дороге, если Ваш автомобиль не оборудован антиблокировочной тормозной системой?

1. Нажать на педаль тормоза до упора и удерживать её до полной остановки.

2. Нажать на педаль тормоза с одновременным использованием стояночного тормоза.

3. Тормозить прерывистым нажатием на педаль тормоза, не допуская блокировки колёс.

Задача 10

Как правильно произвести экстренное торможение, если Ваш автомобиль оборудован антиблокировочной тормозной системой?

1. Путём прерывистого нажатия на педаль тормоза.

2. Путём нажатия на педаль тормоза до упора и удерживания её до полной остановки.

3. Путём использования стояночной тормозной системы.

И ещё будет пара несложных задачек про тормозной путь:

Задача 11

Как изменяется длина тормозного пути легкового автомобиля при движении с прицепом, не имеющем тормозной системы?

1. Уменьшается, так как прицеп оказывает дополнительное сопротивление движению.

2. Увеличивается.

3. Не изменяется.

При торможении транспортное средство двигается вперёд под воздействием силы инерции. А сила инерции прямопропорциональна массе (чем больше масса, тем больше сила инерции). А чем больше сила инерции, тем больше тормозной путь.

Задача 12

Как зависит величина тормозного пути транспортного средства от скорости движения?

1. Не зависит.

2. Увеличивается пропорционально скорости.

3. Увеличивается пропорционально квадрату скорости.

При торможении транспортное средство двигается вперёд под воздействием силы инерции. А сила инерции зависит не только от массы автомобиля, но ещё и от скорости. Причём связь между силой инерции и скоростью – квадратичная. Если скорость увеличить в два раза, сила инерции увеличится в четыре раза. Соответственно, так же увеличится и тормозной путь.

Все вопросы теоретического характера в задачах ГИБДД касаются только автомобилей с механической коробкой перемены передач.

Соответственно и мы с вами далее будем говорить о технике управления автомобилей только с МКПП.

Когда мы разгоняем автомобиль, мы последовательно переходим с самой низкой (первой) передачи на самую высокую (четвёртую, пятую или даже шестую в зависимости от того, сколько их есть на данном автомобиле). Но тогда получается, что если наоборот, последовательно переходить с пятой передачи на четвёртую, затем на третью, на вторую и, наконец, на первую, тогда скорость автомобиля будет неумолимо падать. А если на первой передаче ещё и отпустить педаль газа, тогда вообще можно двигаться со скоростью пешехода. Это называется торможение двигателем.

Задача 13

Чем опасно длительное торможение с выключенной передачей или сцеплением на крутом спуске?

1. Значительно увеличивается износ протектора шин.

2. Повышается износ деталей тормозных механизмов.

3. Перегреваются тормозные механизмы, и уменьшается эффективность торможения.

Если на тормоз давить непрестанно, температура может подняться до 400-500 градусов. А вот это уже по-настоящему опасно!  При перегреве дисков и колодок тормозная система почти полностью перестает работать – колодки скользят по раскаленному диску как по маслу.

Задача 14

Как следует выбирать передачу при торможении двигателем с учётом крутизны спуска?

1. Чем круче спуск, тем выше передача.

2. Чем круче спуск, тем ниже передача.

3. Выбор передачи не зависит от крутизны спуска.

Бывалые водители пользуются такой формулой: «На какой передаче я буду подниматься на эту гору, на такой же передаче буду и спускаться с этой горы».

Чем круче подъём, тем более низкую передачу придётся включить, чтобы его преодолеть. Соответственно, и чем круче спуск, тем более низкая передача потребуется, что спуститься безопасно.

Ну, хорошо, тормозить мы научились. Но это вовсе не значит, что можем теперь гонять с любой скоростью.

Но о скорости – в следующей Теме.

Билет 26. Вопрос 19.

Билет 26. Вопрос 19.

Путем нажатия на педаль тормоза до упора. Путем прерывистого нажатия на педаль тормоза. Путем нажатия на педаль тормоза с одновременным использованием стояночной тормозной системы.При торможении юзом а/м будет продолжать движение по инерции, кроме того, по непредсказуемой траектории. Поэтому эффективнее и безопаснее будет осуществлять прерывистое торможение. Обратно к списку Билетов

Билет 26. Вопрос 19.

Путем нажатия на педаль тормоза до упора. Путем прерывистого нажатия на педаль тормоза. Путем нажатия на педаль тормоза с одновременным использованием стояночной тормозной системы.При торможении юзом а/м будет продолжать движение по инерции, кроме того, по непредсказуемой траектории. Поэтому эффективнее и безопаснее будет осуществлять прерывистое торможение. Обратно к списку Билетов

ABS и тормозной путь: возможности антиблокировочной системы

Большинство современных автомобилей оснащено антиблокировочной системой (АБС или ABS), исключающей блокировку колес при торможении, и помогающей сохранить управляемость. Каким при этом становится тормозной путь?

Общие сведения

Антиблокировочная система включает в себя:

  • датчики скорости;
  • управляющие клапаны;
  • блок управления.
Датчики расположены на ступицах колес, они контролируют увеличение или уменьшение скорости движения. Сигналы от датчиков подаются на блок управления, который на основе полученной информации управляет клапанами. Последние — компоненты модулятора давления. Они находятся прямо в магистрали главной тормозной системы.

Базовый принцип работы АБС заключается в постоянном контроле состояния колес автомобиля. При обнаружении факта блокировки одного из них система в течение миллисекунд приступает к регулировке тормозного усилия этого колеса. Сегодня аббревиатурой ABS все чаще называется целый набор электронных систем. Обычно присутствуют три:

1. Противобуксовочная.

2. Электронного контроля устойчивости.

3. Помощи при экстренном торможении.

Водители, не знакомые с особенностями работы антиблокировочной системы по незнанию могут подумать о наличии неисправности тормозов. Странный хруст педали, подозрительные звуки и вибрации — побочные эффекты увеличенной безопасности.

Торможение с ABS и без

Заблокированные колеса не могут обеспечить необходимое тормозное усилие и склоняются к боковому скольжению. Столкновения в такой ситуации избежать тяжело, а слабое боковое усилие способно привести к заносу. Скольжение и управление не сосуществуют вместе. Это не значит, что без антиблокировочной системы за руль лучше не садиться. Зависит от мастерства вождения, к тому же, АБС стала обязательной к установке в базовой комплектации автомобилей ЕС только в 2004, а отечественный автопром до сих пор далек от этих показателей.

Опытные водители в экстренной ситуации справляются с управлением без антиблокировочной системы. Необходима мгновенная реакция, чтобы собственными силами проконтролировать момент срыва колес и ослабить усилие торможения на грани блокировки. В результате получаем прерывистое торможение. Такому приему обучают на курсах контраварийной подготовки.

Но ABS все равно значительно эффективней, ведь все, что нужно в случае экстренного торможения — резко вдавить педаль тормоза в пол. Остальное сделает электронная система

Длина тормозного пути и ABS

Многочисленные споры о том, удлиняется или укорачивается тормозной путь при наличии работающей АБС, лишены смысла: укорачивается только при идеальных условиях — отличном сцеплении с поверхностью и правильных действиях водителя, о которых пойдет речь ниже. В большинстве случаев ABS делает тормозной путь длиннее.

Для автолюбителей, впервые пересевших за руль автомобиля с антиблокировочной системой, это неприятный сюрприз. Удлинение тормозного пути заметно при попытках сочетать торможение и маневр. Кроме того, тормозной путь длиннее:

l на рыхлых поверхностях (снег, песок, гравий);

l при использовании летней резины в холодный сезон;

l в других случаях плохого сцепления с дорогой.

Кстати, на снегу или песке без АБС заблокированные колеса, наоборот, укорачивают тормозной путь, потому что начинают «закапываться». По этой причине предусмотрительные инженеры некоторых марок автомобилей оставляют возможность отключения антиблокировочной системы, чтобы управление оставалось безопасным в подобных условиях.

В итоге, несмотря на то, что ABS создана в помощь торможению, в большинстве случаев она не сокращает тормозной путь, ведь несет в себе другую задачу — не дать заблокироваться колесам и сохранить возможность управления автомобилем. Причиной значительного удлинения тормозного пути становится одновременное торможение и поворот при попытке уйти от внезапно возникшего на дороге препятствия.

Если не пытаться его объезжать, то есть не совершать маневр одновременно с торможением, можно успеть остановиться до него. Инструкторы контраварийной подготовки рекомендуют становиться всем весом на педаль тормоза. Жалеть ее не нужно: от правильного и своевременного удара по педали может зависеть здоровье и даже жизнь. Чем сильнее нажатие, тем быстрее остановка.

Водители в экстренной ситуации интуитивно пытаются уйти от столкновения. Пункт 10.1 ПДД предписывает в момент обнаружения опасности для движения принять меры по снижению скорости вплоть до полной остановки. Правила дорожного движения составляют с учетом возможных вариантов развития событий. Даже если такое прямое торможение не позволит избежать ДТП, оно, скорее всего, значительно уменьшит негативные последствия аварии.

Итоги и что делать?

Однозначно ясно одно: ABS — помощник для среднестатистического водителя, благодаря которому в случае экстренного торможения автомобиль гарантированно сохранит курсовую устойчивость и управляемость. Для сокращения тормозного пути должно быть выполнено 2 условия:

1. Торможение только на прямых колесах без ухода в сторону.

2. Резкое и продолжительное приложение силы на педаль тормоза.

Мощный удар по педали как бы передает информацию антиблокировочной системе — «Внимание! Это экстренное торможение». Речь не о простом сильном нажатии. Это именно удар с резким разгибанием ноги в коленном суставе. При этом поясница должна упираться в спинку кресла — вот почему так важна правильная посадка. После ударного вдавливания педали необходимо оставлять на ней ногу с максимально возможным давлением.

Для уверенности в себе и своем автомобиле, не стоит полагаться только на электронику. Рекомендуется испытать свой транспорт на разных поверхностях, чтобы точно знать длину тормозного пути в различных условиях и потренироваться правильно вдавливать педаль в пол. К сожалению такая возможность есть не у всех, но в случае появления упускать ее не стоит.

С каждым годом ABS только улучшают — система становится эффективнее, а настройки совершеннее. Благодаря АБС предотвращается огромное количество аварий, вызванных потерей управления при экстренном торможении.


Смотрите также