Турботаймер на дизель своими руками


Установка турботаймера на дизель своими руками, схема подключения

Увеличение ресурса турбонаддувая – естественное желание каждого сознательного автовладельца. Рассмотрим, как происходит установка турботаймера своими руками и стоит ли вообще устанавливать его на дизель.

Логика работы

Турботаймер позволяет продолжить работу двигателя на холостых оборотах после того, как ключ был вытащен из замка зажигания. Устройство применяется в ДВС, оснащенных турбонаддувом. Используется в качестве топлива бензин или дизель – значения не имеет. При больших нагрузках, продолжительной работе на высоких оборотах турбокомпрессор сильно нагревается. В процессе работы для охлаждения используется моторное масло, а в некоторых турбинах и ОЖ. После остановки двигателя циркуляция масла прекращается. Поэтому при слишком высокой температуре в каналах происходит подгорание масла, что ведет к образованию нагара. При возобновлении работы турбины подгоревшее масло будет исполнять роль абразива, стачивая поверхности трущихся деталей. К тому же отложения уменьшают сечение масляных каналов, ухудшая тем самым подачу смазки. Логика работы турботаймера в том, чтобы дать двигателю после остановки поработать еще несколько минут, дабы охладить турбину. При этом вы можете спокойно закрыть машину и уйти по делам. Двигатель заглохнет по истечении запрограммированного срока.

Целесообразность установки

Турботаймер чаще всего устанавливается на дизель лишь ввиду более частого использования турбокомпрессоров в паре с ДВС цикла Дизеля. В каких случаях желательна установка данного аксессуара:

  • турбированный дизель установлен на использующемся по назначению внедорожнике либо на авто, которое постоянно ездит груженным. В обоих случаях мотор работает в режиме повышенных нагрузок, а при езде по бездорожью еще и отсутствует нормальное охлаждение набегающим потоком воздуха;
  • вы самостоятельно дооснастили мотор турбиной или/и попросту не представляете свои поездки без постоянных динамических ускорений.

Но даже в таком случае против установки турботаймера можно выдвинуть веские аргументы:

  • дизель или бензиновый мотор используется для размеренной городской езды с нечастыми нагрузками. Даже если периодически вам приходится активно педалировать, то спокойной езды в режиме до 2000 ты/оборотов даже за 1 минуту до остановки достаточно для охлаждения турбокомпрессора современного авто. Будет нелишним напомнить о высоких требованиях к моторному маслу, которое следует заливать в турбированные моторы;
  • на авто установлена сигнализация с функцией турботаймера. В таком случае установка отдельного дейвайс будет пустой тратой денег. Функционал сигнализации можно посмотреть на официальном сайте охранной системы.

Учтите, что установить турботаймер на автомобиль, оборудованный штатной сигнализацией, с контролем над основными узлами по CAN-шине, а также доукомплектованый современным охранным комплексом, будет крайне трудной задачей. Вам потребуются навыки чтения электрических схем, а также понимания логики работы основных электронных систем авто.

При неквалифицированном подключении своими руками существует большой риск конфликта между системами, что чревато появлением различных «глюков», загоранием Check engine и ослаблением уровня защиты вашего авто от угона.

Для конструкции устройства не важно, устанавливается турботаймер на дизель или на бензиновые мотор. Разница в подключении будет касаться во многом только питания сервисных функций устройства. Логика подключения будет отличаться в зависимости от конкретной модели авто и турботаймера. При покупке устройства от именитых производителей (HKS, Apexi, Greddy, TT, Blitz, TTX) вы в большинстве случаев получаете:

  • блок управления;
  • модуль с экраном для демонстрации отчета времени и других сервисных функций;
  • провода и разъемы для подключения;
  • инструкцию.

Чтобы установить комплект на свое авто, вам потребуются:

  • пассатижи, которыми можно перекусить провод и обжать клеммы;
  • клеммы «папа-мама». Также вам потребуется клемма под болт для «массы», если таковая не предусмотрена в комплекте;
  • термоусадка для надежной изоляции мест соединения;
  • хомуты для фиксации проводов;
  • отвертки и прочие необходимые для сборки/разборки салона инструменты.

Установка своими руками начинается с обесточивания бортовой сети (скиньте минусовую клемму АКБ). Вам необходимо снять салонный пластик, перекрывающий доступ к контактной группе замка зажигания. Чтобы установить турботаймера на дизель/бензин, вам нужно «врезаться» в провода, идущие от замка зажигания. Модуль, с которым в комплекте зачастую идет двухсторонний скотч, можно закрепить в удобном для вас месте около приборки. Такой же метод подойдет для крепления блока управления, который можно расположить внутри приборной панели. При возможности блок и провода лучше дополнительно закрепить стяжкам, чтобы избежать в дальнейшем посторонних шумов при проезде неровностей.

Подключение турботаймера

Степень сложности подключения своими руками зависит от конкретной модели турботаймера, а также устройства электрооборудования вашего авто. Главная загвоздка в том, чтобы обмануть блок комфорта, если таковой имеется в конструкции вашего автомобиля. Он не позволит поставить машину на охрану с работающим двигателем.

Турботаймер на дизель имеет следующие стандартные пины подключения:

  • постоянный «+» от АКБ;
  • пин, отвечающий за питания определенных устройств, когда зажигание не включено. На выводе «+» появляется при повороте ключа зажигания в режим АСС;
  • пин, на котором «+» появляется при повороте ключа в положение ON;
  • пин подключения к ручному тормозу;
  • минусовой вывод, именуемый «массой».

Чтобы установить турботаймер своими руками, вам необходима схема контактной группы. При желании вы можете воспользоваться мультиметром в режиме измерения постоянного тока. Так вы сможете определить провод, на котором «+» при любых используется для жизнеобеспечения работы мотора (обычно с наибольшим сечением и красного цвета) либо появляется только после поворота ключа в положение АСС. На выводах ручника питание подается только при поднятом рычаге стояночного тормоза. «Массу» можно подключить к любому болту, примыкающему к кузову автомобиля.

Для подсоединения проводов штатную проводку не нужно разрезать. Идеальный вариант – вытащить необходимые вам провода из колодок, внедрить туда провода от турботаймера, а затем заново обжать их в клемме и установить обратно в колодку. Часто, ввиду не слишком удобного доступа, выполнить такие манипуляции при установке турботаймера на дизель крайне сложно. Поэтому применяется немного «варварский способ – оголяется небольшой участок изоляция, на который наматывается провод от турботаймера. Скрутка дополнительно пропаивается и тщательно изолируется.

Полное подключение

Иногда можно встретить установку турботаймера на дизель, при которой провод «массы» и пин подключения к ручнику скручиваются и замыкаются на «массу». Предназначение информации о включении стояночного тормоза необходимо для вашей же безопасности:

  • при правильной установке турботаймера устройство будет поддерживать работу мотора на холостых только при активированном ручнике. Снятие со стояночного тормоза приведет к остановке ДВС. Функция по большей мере позиционируется как противоугонная, но опытный угонщик может оставить стояночный тормоз едва включенным, что не помешает движению. В автомобилях с АКПП лучше устанавливать турботаймер в паре с селектором АКПП. Турботаймер должен работать только в положении P, что действительно повысит степень защиты;
  • на авто с МКПП при работе двигателя на нейтральной передаче создается эффект гидротрансмиссии. Вращение шестеренок через масло передает пусть и небольшое, но усилие на приводные валы (попробуйте вывесить одно из колес ведущей оси и завести мотор; вы увидите, что оно будет вращаться). Поэтому работа двигателя без стояночного тормоза и водителя в салоне является потенциально небезопасной ситуацией;
  • не все турботаймеры оборудованы функцией принудительного отключения. Если вы двигались до остановки в спокойном режиме, то нет никакой необходимости продолжать работу мотора после остановки. Вытащив ключ, а затем подняв, опустив и вновь подняв рычаг стояночного тормоза, вы можете своими руками отключать при желании турботаймер.

Установленный стандартным образом турботаймер на дизель будет выполнять прямую функцию, а также показывать напряжение бортовой сети. Подключение выводов для дополнительных показаний (к примеру, скорости авто, оборотов ДВС, индикации переключения скоростей и т.д.) описаны в инструкции к устройству. Там же вы найдете руководство по установке задержки времени работы мотора.

Как сделать турботаймер своими руками.

Описанный ниже плагиат был создан мной по просьбе моего знакомого.. Все современные охранные комплексы оснащаются таким устройством, как функцией. Однако не всегда нужна сигналка, а турботаймер — нужен, просто необходим..Ничего замысловатого устройство не выполняет — элементарная задержка выключения двигателя.

Зато как удобно! Не надо по приезду к месту назначения сидеть и ждать пока турбина остынет.. Закрыл машину и пошел куда ехал. А таймер все сделает сам. Красота!

Схема.

Работает устройство следующим образом..

В выключенном состоянии автомобиля контроллер производит постоянный опрос цепи зажигания и кнопки установки времени задержки выключения зажигания..Индикаторами установленного времени служат два светодиода..Я использовал трехцветный для экономии места. Третий используется под индикацию включенного двигателя светится постоянно при условии что ключ в замке зажигания в положении ON и мигает при отсчете времени таймером..При погашенных обоих светодиодах устройство выключает двигатель сразу при обесточивании цепи IGNITION_1.

При светящимся первом светодиоде отключение цепи зажигания произойдет через одну минуту. При светящимся втором светодиоде отключение цепи зажигания произойдет через две минуты. При светящихся обоих светодиодах отключение цепи произойдет через три минуты. Нажимая кнопку последовательно меняются задержки..В прилагаемой версии прошивки ипользована EEPROM чипа. Т.е. выбранный тайминг сохраняется даже при скидывании клемм с аккумулятора..Есть еще версия с зуммером. При надобности пишите сюда — [email protected]

При включении цепи IGNITION_1 в автомобиле TOYOTA ESTIMA двигатель 3C-T контроллер выдает команду реле на включение.. Реле включенное в разрыв штатной цепи IGNITION_1 силовой группой контактов замыкает цепь…При выключении зажигания

если было установлено какое либо время задержки начинает работать таймер инициируя свою работу миганием третьего светодиода с полупериодом 0,5 секунд..По прошествии заданного времени контроллер обестачивает реле которое в свою очередь размыкает цепь зажигания. Если при отсчете таймера нажать на педаль тормоза то устройство принудительно остановит двигатель.

Простой турботаймер своими руками — Сообщество «Сделай Сам» на DRIVE2

Делать было нечего, да и товарищ просил все помочь ему с изготовлением простейшего турботаймера на ВАЗ с турбиной. Понятное дело что можно это все дело купить, но товарищ хотел такой вариант которого не видно, чтобы ничего на торпеде не висело). Да и себе нужно было сделать уже давно, и я придерживаюсь точно такой же философии — ничего лишнего на торпеде). Раз мысли сошлись- значит надо сделать.

Сделать было решено на процессоре STM8S003F3P6. Почему не на ATTINY13 спросите? Все просто, потому что STM8S стоит дешевле это раз, больше памяти это два, больше выходов\входов это три, и закупил их очень много поэтому — это четыре)))

Реле используется HLS-T78-DC12. Максимальный коммутируемый ток — 10 Амепр, чего достаточно для работы цепи зажигания IGN1 (15\1).

Алгоритм работы очень прост и завязан на ручник. Приехали, подняли ручник, активировался таймер через 3 секунды и включилось реле турботаймера. Для задания времени работы есть отдельный вход к которому можно подключить кнопку без фиксации которая замыкается на массу. А можно и ничего не подключать, а один раз выставить сколько мы хотим чтобы работал мотор и всё. Итак, подняли ручник, таймер активировался, и вытащили ключ из замка зажигания. Всё, по истечении установленного промежутка времени зажигание отключится а с ним и полностью обесточиться устройство — турботаймер. Если допустим при работе мотора на турботаймере снять машину с ручного тормоза— то мотор сразу же заглохнет.

Промежутки времени задаваемые при настройке — 30 сек, 1 мин, 1,5мин, 2 мин, 3 мин.

Вот собственно и всё описание. К статье прикрепляю файлы для повторения. Не забываем указывать авторство и делиться с людьми тоже)

PS\ Да это все можно купить в Китае, но если кто то любит своими руками что то собрать, то почему бы и нет… Да и ценник на список радиодеталей к этому проекту раз в 10 ниже стоимости китайского) Как говориться — каждому своё!

Ссылка на файлы ->>>>>> drive.google.com/open?id=…M3wvjR9GuIpE3T1mDW2fD5K9-

Ну а первые 3 фотки как говорится — from concept…to completion!

Вот так выглядит в живую

Схема устройства

Ссылка на архив для повторения устройства. Лайки, репосты, а также вопросы в комментариях приветствуются) .

Турботаймер, установка и отключение своими руками, нужен ли на дизель, что делать, если не работает, модели: Apexi, Starline, Magicar, Шериф, Шерхан

Ищем двух авторов для нашего сайта, которые ОЧЕНЬ хорошо разбираются в устройстве современных автомобилей.Обращаться на почту [email protected]

Пришедшая в мир автомобилестроения турбина позволила улучшить динамические характеристики машины и сократить выброс вредных веществ, но привнесла свои тонкости в эксплуатацию железного коня. Если турбированный двигатель глушить сразу после поездки, то происходит перегрев масла и закупоривание газов. Это не лучшим образом отражается на ресурсе силовой остановки, поэтому перед тем как останавливать мотор важно дать ему поработать на холостых оборотах, позволяющих остыть турбине.

Компрессор и турбина в разрезе

Основное назначение турботаймера

Основными задачами турботаймера является экономия времени автовладельца и увеличение срока службы силовой установки. Причин, почему автовладелец сразу заглушил двигатель по окончанию поездки, множество:

  • отсутствие времени ждать пока турбина остынет;
  • забывчивость, особенно если до этого эксплуатировались автомобили с атмосферным мотором;
  • незнание тонкостей эксплуатации турбодвигателя;
  • другие субъективные факторы.

При периодической неправильной остановке двигателя дорогостоящий ремонт турбины не заставит ждать. Очень часто закупоренные выхлопные газы и перегретое масло выводят механизм из строя за несколько месяцев неправильной эксплуатации. Для предотвращения негативных последствий не вовремя выключенного мотора служит турботаймер.

После установки турботаймера, автовладельцу больше не придется сидеть и ждать остывания турбины. Все происходит в автоматическом режиме. Устройство на протяжении нескольких минут не дает выключится мотору, несмотря на то, что автовладелец покинул салон. При этом автомобиль может находится под сигнализацией. Более того, турботаймер часто сам является частью охранных систем.

Структурная схема турбированного двигателя

Принцип работы турботаймера

После того, как автовладелец добрался до места назначения, он останавливает автомобиль и вынимает ключ из замка зажигания. В машине без турботаймера двигатель остановится в момент вытаскивания ключа и в турбомеханизме начнутся процессы, повреждающие систему. Железный конь, оборудованный, например, Starline не заглохнет сразу, а продолжит работать даже при отсутствии владельца в салоне. Автолюбитель может включить охранную систему и уйти по своим делам, не ожидая время, необходимое для остывания турбины.

Турботаймер дает возможность автовладельцу задать время, которое мотор будет работать после постановки машины на сигнализацию. Помимо заглушивания двигателя через требуемый временной промежуток, устройство способно обеспечить дистанционный запуск. Особо актуально это в зимнюю пору, когда ожидать прогрева силовой установки и салона не очень комфортно.

Целесообразность установки

Наиболее целесообразна установка турботаймера в таких случаях:

  • Турбированный дизельный двигатель установлен на вседорожнике, преимущественно используемом на бездорожье. Режим эксплуатации преимущественно жесткий. Часто приходится ездить с максимально допустимой нагрузкой и при отсутствующем охлаждении встречным потоком воздуха;
  • Решение поставить турбину на атмосферный мотор было принято самостоятельно.

Менее актуальной выглядит установка турботаймера в таких случаях:

  • Бензиновый или дизельный мотор используются в щадящем режиме. Передвижение происходит преимущественно по городу. Стиль езды далек от динамичного. Перед остановкой обороты редко превышают 2000. В силовой установке используется высококачественное масло;
  • На автомобиле уже присутствует автосигнализация с турботаймером, например, Starline. Установка дополнительного устройства будет лишней;
  • Авто находится на гарантии и установка дополнительного оборудования приведет к ее потери. В таком случае необходимо получить консультацию в автосалоне, по поводу возможности установки девайса.

Устанавливать турботаймер или нет — это личное дело владельца. Многое зависит не только от режима эксплуатации железного коня, но и от загруженности автолюбителя. Следует учитывать, что даже после установки имеется возможность отключения турботаймера, позволяющая пользоваться машиной в прежнем режиме.

Выбор устройства

Перед началом монтажа, необходимо определиться с производителем турботаймера. Наиболее хорошо себя на рынке показали:

  • Старлайн;
  • Пандора;
  • Апекси;
  • Шериф;
  • Magicar;
  • Шерхан.

Немаловажной является комплектация. Например, приобретая сигнализацию с турботаймером Starline или Magicar автовладелец может рассчитывать получить:

  • блок управления;
  • дисплей, отображающий время до отключения двигателя и помогающий произвести настройка турботаймера;

  • шлейфы и крепежи, необходимые чтобы подключить турботаймер своими руками;
  • инструкции, поясняющие для чего используется тот или иной режим;
  • руководство, например, о том как отключить турботаймер.

Большинство турботаймеров устанавливают под торпедой. Это сделано не только с эстетической целью, но и для сокрытия устройства от посторонних глаз, так как на него возложена функция сигнализации. При наличии предустановленной охранной системы данный критерий не столь актуален.

Настройка турботаймера

Настройка функций турботаймера Starline реализована в выборе двух параметров:

  • время работы двигателя на холостом ходу;
  • зависимость от температуры турбомеханизма.

Ранние версии Starline не имели возможности установки заданного времени работы с помощью брелка. В более поздних версиях, например, А93 имеется возможность установки времени работы двигателя после изъятия ключа зажигания от 1 до 60 секунд. Самое большое время позволяет задать А63. Он позволяет двигателю работать 240 секунд после покидания владельцем салона.

Magicar имеет алгоритм работы аналогичный с старлайном. Главным отличием является возможность установки 5 минут работы двигателя после поездки. Некоторые модели Agicar имеют несколько предустановленных режимов, для упрощения настройки пользователем.

Активация устройства

По завершению настройки необходимо выбрать нужный вариант включения устройство. Турботаймер Apexi позволяет произвести активизацию следующими способами:

  • после включения ручника и выключении зажигания;
  • при помощи брелка, после постановки машины под охрану;
  • при фиксации авто стояночным тормозом.

Реализация того, как отключить турботаймер у каждой модели, выполнена по разному. Обычно достаточно произвести действия, обратные активации. При невостребованности турботаймера следует деактивировать иконку на брелке.

Сравнение установки с сигнализацией и без

Если установить турботаймер совместно с сигнализацией, то главное преимущество в меньшем количестве элементов, по сравнению с раздельном монтажом каждого узла. Данный вариант хорошо подходит для новых авто, на которых отсутствует охранная система. При наличии старой ненадежной сигнализации, также рекомендуется комплексная замена.

При наличии хорошей, ранее установленной сигнализации выполнять ее демонтаж не следует. Даже при отсутствии отдельного канала для турботаймера существуют варианты для его монтажа. Преимуществом такой установки является возможность создания более защищенной от действий злоумышленников системы.

Проблемы, возникающие с устройством

Причины, почему не работает турботаймер:

  • некорректное подключение к цепи запуска двигателя;
  • неверные настройки;
  • не задействован ручник;
  • селектор не находится в режиме паркинга;
  • на брелке турборежим неактивен.

Начинать диагностику проблемы следует с проверки настроек. Если активация все равно не происходит, следует уделить внимание схеме подключения. Необходимо проверить надежность крепления шлейфов и отсутствие обрывов проводников, идущих к таймеру.

Самостоятельный монтаж и настройка турботаймера

От правильно установленного турботаймера зависит надежность работы системы и безопасность автомобиля, поэтому рекомендуется придерживаться нижеприведенной инструкции:

  1. разобрать нижнюю часть торпеды;
  2. подключить турботаймер, согласно изображению ниже;

    Схема подключения турботаймера

  3. произвести пробный запуск и настройку устройства;
  4. убедиться в работоспособности;
  5. закрепить все снятые элементы на место.

Для проведения монтажа помимо таймера потребуются некоторые инструменты. С помощью пассатижей и отверток можно произвести разборку и сборку элементов салона автомобиля. Так как эксплуатация машины сопровождается повышенной вибрацией все провода должны быть зафиксированы хомутами, а места соединений заизолированы с применением термоусадок.

Уход от атмосферных моторов привнес свои особенности в эксплуатацию железных коней. Установленный таймер позволит заботиться об автомобиле, не теряя время на охлаждение турбины, а совмещенность с охранной системой обезопасит машину от угона.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Турботаймер на дизель своими руками (схема)

Прежде чем начать нашу статью о турботаймере для дизельного двигателя, хотелось бы ввести в курс тех, кто еще не знает зачем и в каких случаях применяется турботаймер дизеля. В форсированных (турбированных) дизельных двигателях при тяжелых условиях эксплуатации, при перегрузках, таких например как:— движение по трассе с повышенными оборотами двигателя (особенно на пониженных передачах при обгонах);— преодолевание бездорожья с постоянно завышенными оборотами и повышенной мощностью,

перегревается нагнетающая воздух в систему питания турбина.

Для того чтобы равномерно вместе со всем двигателем охладить турбину, необходимо при остановке машины, дать ей поработать на холостых оборотах. Работа турбины на холостом ходу понизит температуру турбины. Проходящий через турбину воздух поглотит часть тепла из турбины, тем самым охладит ее. Принцип турботаймера как раз и основан на том, чтобы в течении определенного времени, после остановки, не глушить двигатель, а давать ему поработать на холостых оборотах. Если заглушить двигатель сразу, после значительной нагрузки, то нагревшиеся элементы турбины (лопасти, выпускной коллектор, подшипники), при перегреве могут изменить геометрию своих изначально заложенных конструктором форм. В итоге, турбина выйдет из строя. Фактически перегрев турбины аналогичен перегреву двигателя.

Теперь когда мы разобрались для чего нужен турботаймер для дизеля, попробуем найти возможные альтернативы решения. В принципе вы сами можете быть турботаймером, для этого необходимо просто не глушить двигатель сразу после того, как вы остановились, а дать ему поработать на холостых оборотах. В наш век электроники это конечно не самый удобный вариант, поэтому есть вариант установить сигнализацию с функцией турботаймера. Большинство сигнализаций в настоящее время обладают такой опцией. Но если и этот вариант не для вас, тогда можно реализовать небольшую схемку которая и будет задерживать выключение двигателя.

Турботаймера для дизеля. Принципиальная схема и принцип ее работы

Схема реализована на одном транзисторе. Был выбран транзистор КТ816Б, думаю подойдет любой из этой серии. Турботаймер работает по следующему алгоритму. Транзистор VT1 при работающем двигателе закрыт подачей положительного потенциала от замка зажигания на минусовой вывод конденсатора, а также на базу транзистора через сопротивление R1. После выключения зажигания, пропадает соответственно и положительный потенциал. Начинает протекать ток в цепочках R2-R1-С1. Этого тока хватает чтобы открыть транзистор. При этом проходящий через транзистор ток (эмиттер — коллектор) питает обмотку реле, которое сразу же включается. То есть при пропадании питания с замка зажигания включается реле. Транзистор будет открыт до тех пор, пока не зарядится конденсатор. После того, как зарядится конденсатор, тока через сопротивление R1, будет недостаточно чтобы открыть транзистор. Соответственно пропадет ток коллектор — эмиттер и реле Р1 разомкнется. То есть реле будет работать пока заряжается конденсатор. При номиналах указанных на схеме время задержки выключения двигателя составит порядка 50 секунд. Увеличивая емкость конденсатора С1 можно увеличить и время задержки, уменьшая, уменьшить. Время также можно увеличить за счет увеличения номинала резистора R2. Увеличивать сопротивление можно примерно до 15 — 20 К, дальнейшее увеличение настолько ослабит ток на конденсаторе, что закроет транзистор.

Особенностью схемы является тот факт, что при повторно заведенном двигателе в течении 1 — 2 минут конденсатор еще не успеет разрядится через сопротивление R1, соответственно реле повторно не включиться. Если можно так сказать, возвращение работоспособности схемы происходит по истечении примерно 10 минут после того, как завели двигатель.

Рис. 1 Принципиальная схема турботаймера для дизельного двигателя.

Рис. 2 Транзистор применяемый в схеме турботаймера

Теперь немного хотелось бы рассказать о режимах, снятых при тестировании данной схемы турботаймера для дизельного двигателя. Они будут представлены в виде таблиц.

Таблица 1. Ток питания турботаймера при различных режимах работы

Автоэлектрик.Делаем турботаймер — Схема-авто — поделки для авто своими руками

Это устройство весьма полезно для двигателей с наддувом оно оберегает турбокомпрессор от повреждения. Дело в том, что при высокой нагрузке двигателя ротор турбокомпрессора (вал с крьльчатками компрессора и турбины) — развивает под сотню тысяч оборотов в минуту. Если мотор внезапно остановить, ротор вращается по инерции. Но масло-насос уже не работает, и остатки масла выгорают в раскаленных подшипниках скольжения.

Те ускоренно изнашиваются, увеличиваются зазоры — масло подсасывается в цилиндры, мотор дымит, поршни и кольца зарастают нагаром, отказывают датчики системы управления… Неприятностей можно избежать, если позволить двигателю перед остановкой поработать на минимальных оборотах холостого хода хотя бы минуту. За это время ротор успеет сбавить обороты до минимума и мотор остановится безболезненно.

Часто турботаймер встраивают в систему управления двигателем или в противоугонную сигнализацию. Правда, такие «охранки» пригодны не для всех машин. Если на старом авто турботаймера вообще нет, а фирменный недоступен, устройство можно собрать самому.

Самый простой «замедлитель» мастерят на основе механического реле времени от стиральной машины, СВЧ-печки и т. п. (эти надежные устройства можно купить в магазинах типа «Рембыттехника»). Устанавливаем нужную задержку с помощью такого реле — через его контакты (фото и рис. 1) получит питание дополнительное реле РС 111.3747, установленное параллельно контактам замка зажигания. Если замок выключить, ток на зажигание пойдет в обход — и пока таймер не отсчитает заданное время, мотор продолжит работать.

В то же время этим устройством невозможно обойти замок для пуска двигателя без ключа. Ну а в случае отказа турботаймера замок зажигания работает обычным образом.

Другой вариант: электронное реле времени, например реле РС 451.3747 от стеклоочистителя заднего стекла ВАЗ-2108. Так как его время задержки всего 2 с, дополняем конденсатор С1 (на фото 2 — голубой) парой электролитических емкостью до 10 мкФ — их придется подобрать. Соединив конденсаторы «навстречу» друг другу, паяем их к штатным ножкам конденсатора С1. Это позволит увеличить задержку до 40 — 60 с. Реле РС 451.3747 подключаем по схеме, приведенной на рис. 2, с использованием дополнительного реле Р111.3747 (на схеме контакты 87 и 30, параллельные контактам замка зажигания, относятся к этому реле).

Для запуска таймера использована кнопка реле в приводе электрозамка багажника ВАЗ-2110. Нажав на нее, можно вынуть ключ из замка зажигания— мотор продолжит работать. В обеих схемах при каждом пуске двигателя для включения турботаймера нужна дополнительная команда. Чтобы при выключении зажигания турботаймер срабатывал автоматически, соберем схему по рис. 3.

Здесь применены диоды Шотки на ток 30 А, аккумулятор Х

1МН 8,4 В/150 мА.ч, реле 111.3747, переменное сопротивление и выключатель турботаймера (фото 3). Если при работающем двигателе включен турботаймер, аккумулятор Х1МН через резисторы R1 и R2 заряжается. А после размыкания контактов замка он разряжается на реле Р2. В результате контакты К2 остаются замкнуты, двигатель работает. Переменным сопротивлением R2 выставляем такой ток разряда, который обеспечивает необходимое время задержки включенного зажигания.

Итак, если турботаймер был включен, как описано выше, то при каждом последующем выключении зажигания мотор будет дополнительно отрабатывать на холостом ходу заложенное в схеме время. Если же турботаймер надо отключить, воспользуемся все той же кнопкой выключателя турботаймера.

Простой турботаймер своими руками

Турботаймер - простое устройство, которое позволяет продлить жизнь двигателю и не важно на чем он работает на бензине или на дизеле. Если в вашем автомобиле установлен турбированный двигатель, то без турботаймера вам не обойтись. 

 Для чего он нужен можно сразу догадаться если разобраться с системой турбонаддува, сердцем которой является турбина. 

 Не каждому приводилось видеть вживую устройство турбины. Поэтому уделим несколько минут и опишем одним-двумя предложениями устройство турбины. 

 Турбина - высокотехнологическое устройство, корпус которого напоминает улитку, внутри корпуса установлены крыльчатки которые вращаются со скоростью более 50000 об/минуту. Теперь думаю понятно почему так важно обеспечить непрерывную смазку трущихся деталей, и оптимальную температуру узлов турбины. 

 Ну с принципом работы нам все понятно: на валу находятся лопасти, а вал опирается на подшипники. Все понятно, не понятна только причина по которой необходимо устанавливать турботаймер на турбированные двигатели.

 Но у вас сразу отпадут сомнения и вопросы, если вы вспомните устройство масляного насоса, вернее, что является его приводом. Все верно - вал масляного насоса соединен через шестерни с коленчатым валом.

 И теперь становится все на свои места: если двигатель остановился, то остановится и масляный насос, и смазка перестанет поступать к трущимся деталям и узлам, но турбина при этом НЕ ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ! Она физически не может за секунду сбросить обороты с 50000 тысяч до нуля, и ещё некоторое время будет вращаться за счёт инерции, соответственно и внутренняя обойма подшипника будет вращаться и наступает масляное голодание. При этом износ трущихся будет тем больше чем выше температура трущихся деталей.

 Поэтому после поездки необходимо дать двигателю поработать на низких оборотах, которые позволят остыть турбине, и  двигателю. Если этого не сделать, то через несколько лет зазоры в подшипнике увеличатся и смазочное масло будет попадать в камеру сгорания, а продукты горения, то есть нагар осядет на поверхности выхлопной системы и датчиков, которые там установлены. 

 С причиной мы разобрались теперь перейдём непосредственно к вариантам реализации задержки (турботаймера) перед выключением двигателя. Существует три пути решения данной проблемы:

1 Сидеть в салоне автомобиля и ждать пару минут и потом самому глушить двигатель, но это выглядит не совсем солидно;

2 Купить заводской турботаймер и подключить его к автосигнализации или купить сигнализацию уже с данной опцией. Просто, но дорого, это не наш вариант.

3 Сделать турботаймер своими руками из подручных средств. Зачем тратить лишние деньги?! Тем более как в устройстве турботаймера, так и в его подключении нет ни чего сложного. Конечно если вы купили новый автомобиль, то вам лучше остановиться на 2 варианте, а если вы занимаетесь тюнингом и установили на ВАЗ турбину, то следующий параграф специально для вас.

Самый простой турботаймер

Посмотрите на принципиальную схему, проще уже некуда. Нам потребуется дополнительное реле 111.3747 или другое аналогичное и механическое реле времени. В качестве реле времени, нам нужно механическое, можно использовать реле от старой стиральной машины или микроволновой печки или другое которое вы найдёте.

Принцип работы такой схемы:

- вы заехали в гараж, не останавливая двигатель; - поворачиваете рукоятку таймера на минуту-две; - вытаскиваете ключ из замка зажигания, при этом двигатель продолжает работать, так как цепь замка зажигания блокирована контактами реле К1; - идёте спокойно к себе домой;

- через минуту, когда турбина остынет двигатель остановится.

Электронный турботаймер

Если вас не устраивает тот момент что каждый раз придётся крутить ручку таймера или не устраивает внешний вид рукоятки, то этот вариант вас точно устроит. Для сборки электронного турботаймера нам потребуется приобрести в авто магазине электронное реле времени от заднего стеклоочистителя ВАЗ-2108 которое идёт под номером РС 451.3747. Нам необходимо только увеличить время задержки, допаяв к синему конденсатору ещё парочку ёмкостью по 10 мкФ. Возможно придётся более точно подобрать ёмкость. Также нам потребуется незаменимое реле Р111.3747

Схема подключения электронного турботаймера также довольно простая:

Теперь вместо ручки таймера нам нужно нажимать на кнопку, тоже не совсем удобно, но уже лучше.

Третья схема турботаймера для ленивых

 Для реализации нам потребуется аккумулятор на 8.4 вольта и 150 мА.ч,еще одно реле 111.3747 и диоды Шотки на 30 ампер. Собственно, сама схема автоматического запуска турботаймера: 

 Теперь нам необходимо только один раз нажать кнопку Выкл/Вкл и после каждого извлечения ключа наш турботаймер будет отсчитывать установленное резистором R2 время. Если надобность в турботаймере отпала, то просто нажмите ещё раз на кнопку Вкл/Выкл. 

 Как можно увидеть, турботаймер вполне возможно собрать своими руками и имея минимум знаний в электронике. Не пожалейте два часа времени соберите это чудо-устройство, позволяющее увеличить моторесурс турбированного двигателя.


Смотрите также