Тосол уходит из расширительного бачка


Тосол уходит из расширительного бачка: возможные причины и советы по ремонту

Автомобили сегодня уже не роскошь, а лишь средства для передвижения по городу или между городами. Любое транспортное средство должно быть в исправном техническом состоянии. Время от времени случаются поломки, которые нужно устранять. В этой статье читайте о ситуации, когда тосол уходит из расширительного бачка. Это может быть легкая поломка, а может быть симптом серьезной проблемы, рассмотрим все возможные варианты.

Радиатор

Потек радиатор? Что делать? Главное в такой ситуации не паниковать, ведь эта поломка шуточная в сравнении с тем, что могло бы произойти. Если вы нашли место, где течет радиатор, то нужно все проанализировать. Некоторые люди запаивают дырку, если она незначительна, но это не панацея, а временное решение проблемы.

Другие люди засыпают в системы специальные составы, которые забьют дырку изнутри, но это также не совсем правильный ход, ведь забьется не только дырка в радиаторе, но и все внутренние каналы системы охлаждения станут уже, а это снизит циркуляцию «охлаждайки» в системе, что может вызвать более серьезные проблемы.

Если тосол уходит из расширительного бачка через радиатор, то его нужно поменять и забыть о проблеме. Это единственное верное решение в такой ситуации. Цены на оригинальные радиаторы могут быть кусачими, если речь идет про иномарки, но всегда можно найти хороший качественный аналог.

Скажем, что на современных автомобилях установлено много радиаторов (основной, на кондиционер, на автоматическую коробку переключения передач и так далее), любой из этих радиаторов может получить пробой и начать течь, это нужно учитывать. Также важно понимать, что любой из этих радиаторов имеет аналог, который может быть интереснее по цене, чем оригинальная версия.

Еще одна вероятная проблема. Любой шланг для тосола со временем может прохудиться. Проверять систему охлаждения желательно в сухую погоду и делать это следует на «яме» или на подъемнике, подсвечивая себе фонариком. Труднодоступные для глаза места можно прощупывать рукой, которая обязательно почувствует влагу, если в каком-либо месте есть течь. В таких ситуациях поможет схема системы охлаждения, с ее помощью можно просмотреть и прощупать все магистрали, по которым циркулирует тосол.

Крышка расширительного бака

На некоторых автомобилях крышка расширительного бака оснащена специальным клапаном, через который стравливается избыточное давление в системе. Иногда этот клапан выходит из строя, и лишнее давление не сбрасывается. Визуально кажется, что уровень тосола в бачке снижается. Но если открутить крышку, то он восстанавливается. В этом случае нужно заменить крышку расширительного бачка на рабочую. Если этого не сделать, в итоге излишнее давление приведет к разрыву радиатора, расширительного бачка или шлангов.

Расширительный бачок

Иногда случаются трещины на нем. Особенно, если он сделан из некачественного пластика. Примечательно, что трещина может образоваться на обратной его стороне. И это будет незаметно без полного снятия бачка. Для обнаружения проблемы нужно именно снимать бачок и внимательно изучать его на наличие трещин. В случае обнаружения трещин бачок нужно заменить на новый, никакая заклейка трещин недопустима.

Радиатор печки тоже может со временем потечь. Определить это не так и сложно, ведь в таком случае будет запах тосола в салоне, а под ковриком водителя будет влажно. Эта проблема из разряда не очень простых, так как обычно к радиатору печки не очень удобно подбираться, а это сделать придется, так как его нужно будет менять на новый. В этой ситуации тоже можно купить или оригинальный вариант, или подобрать аналог.

Помпа

Этот насос для охлаждающей жидкости имеет свой ресурс. Однажды, если его не поменять вовремя, он потечет. Помпа для тосола должна меняться по регламенту. Найти течь помпы не очень просто, так как она иногда располагается очень глубоко в подкапотном пространстве. Искать такую поломку нужно с помощью фонарика на поднятой машине на подъемнике или подлезая под автомобиль на «яме».

Маслоохладитель

В некоторых автомобилях есть такой узел, и иногда он со временем может прохудиться. В этом случае в тосол попадет масло, или наоборот. Визуально это будет похоже на серьезные проблемы, описанные ниже. Если проблема в маслоохладителе, то его нужно заменить на новый, а всю систему промыть. Нельзя затягивать с промывкой, потому что с каждой минутой процесс промывки усложняется. Если промыть какую-то часть системы не получается (к примеру, радиатор), то это место системы меняется на новое.

Прокладка головки блока цилиндров

Если тосол уходит из расширительного бачка, а течь наружу не обнаруживается, то это уже повод начинать немного переживать. Так как охлаждающая жидкость, возможно, уходит не наружу, а вовнутрь двигателя. Это уже серьезный дорогой ремонт, но есть варианты и еще более серьезные, и финансово затратные.

Определить такую проблему можно по щупу масла (иногда в моторное масло в таких случаях попадает антифриз, и на щупе это будет выглядеть, как белая эмульсия). Можно заметить проблему в расширительном баке (в нем будут образовываться пузырьки воздуха). Также эта проблема может проявиться через выхлопную трубу (оттуда будет валить слишком много белого дыма во время работы мотора). Еще один симптом - это разбухание шлангов радиатора при работе мотора (их сложно прощупать рукой во время работы по причине подсасывания воздуха в систему и завышения рабочего давления в ней). Кроме этого, для определения проблемы есть специальный газоанализатор, который может сразу выяснить проблему, но в наших СТО такой прибор - редкость.

Но есть варианты, когда прокладка ГБЦ пробита, а нет никаких из вышеперечисленных признаков. Это может быть в таком случае, если прокладка пробита в таком месте, что тосол не попадает в камеру сгорания, а сразу уходит в выхлопную систему, а белого дыма не видно потому, что, к примеру, с ним успешно справляется сажевый фильтр.

В любом случае, если течь наружу не обнаруживается, то нужно вскрывать мотор и уже там искать проблему. Прокладка – это лишь одна из причин, есть и другие проблемы. О них читайте ниже.

Головка блока цилиндров

Признаки такие же, как и с прокладкой ГБЦ, и их также может и не быть вовсе. При таком раскладе тосол также не идет наружу, а уходит в мотор, но если в случае с прокладкой блока цилиндров требуется снять ГБЦ, заменить прокладку и поставить ГБЦ на место, то в случае с ремонтом головки блока цилиндров все серьезнее. Если прокладка в порядке, то «охлаждайка» уходит через саму «голову». Значит, в «головке» есть трещина. Это можно определить с помощью специального компьютерного оборудования. Если трещины обнаруживаются, то их можно попытаться заварить. Если такой возможности нет, то придется менять ГБЦ, а на автомобилях иностранного производства она может стоить несколько сотен тысяч рублей, даже подержанная.

Старые чугунные моторы можно гильзовать в таких ситуациях, но это не получится сделать на современном двигателе из алюминия, к сожалению.

Блок цилиндров

Это еще более серьезный расклад. Признаки точно такие же, как у двух вышеизложенных проблем. Если прокладка и ГБЦ в порядке, а тосол уходит из расширительного бачка в мотор, то проверять надо уже блок цилиндров. В нем также трещины ищутся на компьютерном оборудовании, в случае их обнаружения можно попытаться их заварить. Если такой возможности нет, то придется менять или блок цилиндров, или двигатель в сборе. Затраты более, чем существенные, особенно для владельцев иномарок.

Иногда, когда уходит тосол или антифриз, нет повода для паники. Это может случаться, к примеру, раз в год при резком похолодании. Если это произошло, то нужно долить охлаждающую жидкость и наблюдать. Если нет повторения, то забыть и расслабиться. Если ситуация повторится в скором времени, то нужно искать, откуда течет тосол.

Важно знать о том, как долить «охлаждайку». Доливать нужно именно ту охлаждающую жидкость, которая у вас в системе. Смешивать нельзя. Доливка возможна только на холодном моторе, так как, если двигатель горячий, то охлаждающая жидкость может быть очень горячей, и она находится под давлением, при попытке долить вы можете очень серьезно обжечься.

Доливать жидкость нужно в пределах нормы (на расширительном бачке есть риски с минимальным и максимальным уровнем охлаждающей жидкости, эти отметки актуальны для неработающего холодного мотора).

Замена тосола

Он должен менять по регламенту. Обычно это должно случаться один раз в два года. Это делается потому, что тосол в системе охлаждения со временем теряет свои свойства, и потом может наступить момент, когда, к примеру, радиаторы начнут окисляться и разрушаться. Особенно актуально это, если они сделаны из алюминия. Для алюминиевого двигателя такая ситуация тоже возможна. Дешевле менять тосол, чем радиаторы, или чем ремонтировать мотор.

Нестандартная ситуация

Если охлаждающая жидкость ушла в пути, и нет возможности добраться до места ремонта на эвакуаторе или буксире, то нужно действовать нестандартно. Залить в систему охлаждения можно обычную чистую воду из водоема, но по прибытии домой нужно полностью заменить тосол в системе охлаждения. Особенно это важно, если действия разворачиваются в холодное время года, когда на улице мороз. Разбавляя тосол водой, вы снижаете его плотность. Когда автомобиль остынет, то он может замерзнуть. Именно по этой причине нужно ехать в такой ситуации в автосервис, чтобы автомобиль оставить там, а специалисты сольют с него тосол разбавленной водой, найдут причину течи, устранят ее, найдя по схеме системы охлаждения автомобиля, и заправят систему охлаждения новой жидкостью.

Перегрев

Когда охлаждающая жидкость уходит, мотор начинает греться. Этого нельзя допускать ни в коем случае. Серьезный перегрев приведет к заклиниванию двигателя, а это значит, что придется полностью его менять на новый силовой агрегат. Затраты внушительны, а изначальная проблема может быть несущественной. Именно по этой причине нужно всегда следить за уровнем охлаждающей жидкости в системе и ее температурой.

Подытоживая

Тосол – это не шутки, если его уровень падает в системе, то это повод насторожиться. Игнорировать такую проблему нельзя, это вообще может привести к перегреву и полному выходу из строя двигателя вашего автомобиля. Иногда решения проблемы с падением уровня тосола в системе просты и дешевы, иногда они сложные, требуют существенных затрат, но в любом случае ремонт производить стоит, так как другого пути просто нет.

Причины ухода тосола из бачка

Тосол – это охлаждающая жидкость, предназначенная для системы охлаждения двигателя автомобиля. В статье мы рассмотрим причины, и что следует делать, если уходит тосол из расширительного бачка, на примере автомобиля ВАЗ 2110.

Что необходимо знать о расширительном бачке

В первых автомобилях двигатфель защищали от перегревания при помощи воды, но, этот способ не прижился, так как через короткое время приходилось повторять процедуру и металлические детали мотора приходили в негодность.

После изобретения специальных жидкостей на основе этиленгликоля, имеющего определенный коэффициент расширения, необходимо было придумать емкость для отвода излишков этой самой жидкости. Так появился расширительный бак.

Необходимо время от времени контролировать уровень охладителя в бачке, иначе, если будет жидкости недостаточно или наоборот излишек, то это может привести к поломке двигателя.

Жидкость в расширительном бачке

Опытные водители знают о предназначении жидкости, находящейся в расширительном бачке, но, новички и особенно водители девушки могут даже не догадываться о ее наличии.

Тосол – это такая жидкость, которая предназначена, прежде всего, для поддержания определенной температуры внутри мотора автомобиля, а также выполняет функцию защиты от перегревания или наоборот, замерзания, коррозии, быстрого ржавения металлических деталей. Если происходит падение уровня тосола в расширительном баке, то большинство систем, и в частности двигатель, не смогут работать. Ниже рассмотрим, почему в ВАЗ 2110 уходит тосол, и каким образом решить возникшую проблему.

Почему уходит ОЖ и решение проблемы

Причины выбрасывания тосола

Рассмотрим основные причины, почему тосол уходит из расширительного бачка. Одной из основных может быть то, что детали охлаждающей системы после продолжительной их эксплуатации испортились. Из-за того, что на патрубки, различные шланги и трубки, прокладки постоянно действует высокое давление при работе двигателя, и естественным является то, что они изнашиваются и ломаются. Поэтому можно выделить как причину – разгерметизацию основных деталей системы охлаждения.

Еще одной из причин может стать то, что иногда даже на новом баке могут иметься сколы и трещины (как на самом баке, так и на крышке). Из-за этого происходит неплотное их соприкосновение и из расширительного бачка тосол исчезает.

Третьей причиной может быть то, что сам бак для охлаждающей жидкости бракованный или изготовлен из низкого качества материалов.

Также в случае, когда радиатор или термостат пришли в негодность, то вследствие высокого давления, действующего внутри двигателя, антифриз может выбрасывать из емкости. Обращайте внимание еще и на работу помпы, подающей жидкость внутрь системы. Если по какой-либо причине она находится в неисправном состоянии, то тосол уходит.

Запомнив вышеперечисленные пункты относительно ухода антифриза, можно вовремя предотвратить эту проблему.

Признаки исчезновения тосола

Рассмотрев и запомнив основные причины исчезновения тосола, разберемся еще и с признаками, по которым можно будет определить наличие неисправности.

 Во-первых, если тосол уходит из расширительного бака, вы почти сразу почувствуете сладковатый запах внутри салона вашего транспортного средства. Во-вторых, самым, наверное, явным признаком большой утечки ОЖ является наличие характерного пятна под кузовом автомобиля. В-третьих, при попадании определенного количества охлаждающей жидкости непосредственно в двигатель автомобиля, выхлопные газы будут иметь характерный белый цвет. Четвертым признаком является то, что когда происходит поломка помпы, вы можете заметить повышенную влажность под кожухом ремня.

В том случае, когда происходит уже закипание жидкости, в первую очередь на датчике будут завышенные показатели температурного режима. Еще при значительном скачке уровня тосола в расширительном бачке происходит непосредственное его выбрасывание наружу.

И, наконец, самым неприятным признаком ухода ОЖ из расширительного бачка является прекращение работы самого двигателя. Чтобы этого не случилось с вашим автомобилем в самый неподходящий момент, вовремя обращайте внимание на посторонние шумы, стуки, не характерные запах и цвет, возникающие при эксплуатации авто. Проводите своевременный ремонт и, при необходимости, замену всех пришедших в негодность деталей и узлов своего транспортного средства.

Как решить проблему

Если вы знаете, почему из расширительного бачка тосол уходит, то это, можно сказать, уже решение половины проблемы. Но, ко всему необходимо еще и уметь вовремя предотвратить появление этой весьма неприятной ситуации.

Чтобы тосол не выбрасывало из расширительного бачка, следует:

  • проверить на наличие брака все детали и механизмы, и при необходимости заменить на новые;
  • стараться не использовать детали, которые эксплуатировались ранее и вроде бы еще исправны;
  • все патрубки необходимо обжимать хомутами только на пружинах;
  • если тосол уходит из расширительного бачка, то необходимо также проверить, не разгерметизировалась ли крышка;
  • вовремя проводить очистку от ржавчины и накипи крышки бачка;
  • необходимо также проверить патрубки, находящиеся непосредственно на расширительном бачке, то есть те, при помощи которых он соединяется непосредственно с радиатором;
  • если все-таки проблема не выявлена и все в порядке, то проверьте сам расширительный бачок на наличие трещин и сколов.

Тосол уходит из расширительного бачка: возможные причины и советы по ремонту

Автомобили сегодня уже не роскошь, а лишь средства для передвижения по городу или между городами. Любое транспортное средство должно быть в исправном техническом состоянии. Время от времени случаются поломки, которые нужно устранять. В этой статье читайте о ситуации, когда тосол уходит из расширительного бачка. Это может быть легкая поломка, а может быть симптом серьезной проблемы, рассмотрим все возможные варианты.

Радиатор

Потек радиатор? Что делать? Главное в такой ситуации не паниковать, ведь эта поломка шуточная в сравнении с тем, что могло бы произойти. Если вы нашли место, где течет радиатор, то нужно все проанализировать. Некоторые люди запаивают дырку, если она незначительна, но это не панацея, а временное решение проблемы.

Другие люди засыпают в системы специальные составы, которые забьют дырку изнутри, но это также не совсем правильный ход, ведь забьется не только дырка в радиаторе, но и все внутренние каналы системы охлаждения станут уже, а это снизит циркуляцию «охлаждайки» в системе, что может вызвать более серьезные проблемы.

Если тосол уходит из расширительного бачка через радиатор, то его нужно поменять и забыть о проблеме. Это единственное верное решение в такой ситуации. Цены на оригинальные радиаторы могут быть кусачими, если речь идет про иномарки, но всегда можно найти хороший качественный аналог.

Скажем, что на современных автомобилях установлено много радиаторов (основной, на кондиционер, на автоматическую коробку переключения передач и так далее), любой из этих радиаторов может получить пробой и начать течь, это нужно учитывать. Также важно понимать, что любой из этих радиаторов имеет аналог, который может быть интереснее по цене, чем оригинальная версия.

Шланги системы охлаждения

Еще одна вероятная проблема. Любой шланг для тосола со временем может прохудиться. Проверять систему охлаждения желательно в сухую погоду и делать это следует на «яме» или на подъемнике, подсвечивая себе фонариком. Труднодоступные для глаза места можно прощупывать рукой, которая обязательно почувствует влагу, если в каком-либо месте есть течь. В таких ситуациях поможет схема системы охлаждения, с ее помощью можно просмотреть и прощупать все магистрали, по которым циркулирует тосол.

Крышка расширительного бака

На некоторых автомобилях крышка расширительного бака оснащена специальным клапаном, через который стравливается избыточное давление в системе. Иногда этот клапан выходит из строя, и лишнее давление не сбрасывается. Визуально кажется, что уровень тосола в бачке снижается. Но если открутить крышку, то он восстанавливается. В этом случае нужно заменить крышку расширительного бачка на рабочую. Если этого не сделать, в итоге излишнее давление приведет к разрыву радиатора, расширительного бачка или шлангов.

Читайте также:  Компакт Soueast DX5 заполнит пробел в модельном ряду

Расширительный бачок

Иногда случаются трещины на нем. Особенно, если он сделан из некачественного пластика. Примечательно, что трещина может образоваться на обратной его стороне. И это будет незаметно без полного снятия бачка. Для обнаружения проблемы нужно именно снимать бачок и внимательно изучать его на наличие трещин. В случае обнаружения трещин бачок нужно заменить на новый, никакая заклейка трещин недопустима.

Печка

Радиатор печки тоже может со временем потечь. Определить это не так и сложно, ведь в таком случае будет запах тосола в салоне, а под ковриком водителя будет влажно. Эта проблема из разряда не очень простых, так как обычно к радиатору печки не очень удобно подбираться, а это сделать придется, так как его нужно будет менять на новый. В этой ситуации тоже можно купить или оригинальный вариант, или подобрать аналог.

Помпа

Этот насос для охлаждающей жидкости имеет свой ресурс. Однажды, если его не поменять вовремя, он потечет. Помпа для тосола должна меняться по регламенту. Найти течь помпы не очень просто, так как она иногда располагается очень глубоко в подкапотном пространстве. Искать такую поломку нужно с помощью фонарика на поднятой машине на подъемнике или подлезая под автомобиль на «яме».

Маслоохладитель

В некоторых автомобилях есть такой узел, и иногда он со временем может прохудиться. В этом случае в тосол попадет масло, или наоборот. Визуально это будет похоже на серьезные проблемы, описанные ниже. Если проблема в маслоохладителе, то его нужно заменить на новый, а всю систему промыть. Нельзя затягивать с промывкой, потому что с каждой минутой процесс промывки усложняется. Если промыть какую-то часть системы не получается (к примеру, радиатор), то это место системы меняется на новое.

Прокладка головки блока цилиндров

Если тосол уходит из расширительного бачка, а течь наружу не обнаруживается, то это уже повод начинать немного переживать. Так как охлаждающая жидкость, возможно, уходит не наружу, а вовнутрь двигателя. Это уже серьезный дорогой ремонт, но есть варианты и еще более серьезные, и финансово затратные.

Определить такую проблему можно по щупу масла (иногда в моторное масло в таких случаях попадает антифриз, и на щупе это будет выглядеть, как белая эмульсия). Можно заметить проблему в расширительном баке (в нем будут образовываться пузырьки воздуха). Также эта проблема может проявиться через выхлопную трубу (оттуда будет валить слишком много белого дыма во время работы мотора). Еще один симптом — это разбухание шлангов радиатора при работе мотора (их сложно прощупать рукой во время работы по причине подсасывания воздуха в систему и завышения рабочего давления в ней). Кроме этого, для определения проблемы есть специальный газоанализатор, который может сразу выяснить проблему, но в наших СТО такой прибор — редкость.

Читайте также:  Пара Porsche Carrera сделала доступнее модель 911

Но есть варианты, когда прокладка ГБЦ пробита, а нет никаких из вышеперечисленных признаков. Это может быть в таком случае, если прокладка пробита в таком месте, что тосол не попадает в камеру сгорания, а сразу уходит в выхлопную систему, а белого дыма не видно потому, что, к примеру, с ним успешно справляется сажевый фильтр.

В любом случае, если течь наружу не обнаруживается, то нужно вскрывать мотор и уже там искать проблему. Прокладка – это лишь одна из причин, есть и другие проблемы. О них читайте ниже.

Головка блока цилиндров

Признаки такие же, как и с прокладкой ГБЦ, и их также может и не быть вовсе. При таком раскладе тосол также не идет наружу, а уходит в мотор, но если в случае с прокладкой блока цилиндров требуется снять ГБЦ, заменить прокладку и поставить ГБЦ на место, то в случае с ремонтом головки блока цилиндров все серьезнее. Если прокладка в порядке, то «охлаждайка» уходит через саму «голову». Значит, в «головке» есть трещина. Это можно определить с помощью специального компьютерного оборудования. Если трещины обнаруживаются, то их можно попытаться заварить. Если такой возможности нет, то придется менять ГБЦ, а на автомобилях иностранного производства она может стоить несколько сотен тысяч рублей, даже подержанная.

Старые чугунные моторы можно гильзовать в таких ситуациях, но это не получится сделать на современном двигателе из алюминия, к сожалению.

Блок цилиндров

Это еще более серьезный расклад. Признаки точно такие же, как у двух вышеизложенных проблем. Если прокладка и ГБЦ в порядке, а тосол уходит из расширительного бачка в мотор, то проверять надо уже блок цилиндров. В нем также трещины ищутся на компьютерном оборудовании, в случае их обнаружения можно попытаться их заварить. Если такой возможности нет, то придется менять или блок цилиндров, или двигатель в сборе. Затраты более, чем существенные, особенно для владельцев иномарок.

Как доливать антифриз?

Иногда, когда уходит тосол или антифриз, нет повода для паники. Это может случаться, к примеру, раз в год при резком похолодании. Если это произошло, то нужно долить охлаждающую жидкость и наблюдать. Если нет повторения, то забыть и расслабиться. Если ситуация повторится в скором времени, то нужно искать, откуда течет тосол.

Читайте также:  Бюро AC Schnitzer творчески переработало BMW X5 и M850i

Важно знать о том, как долить «охлаждайку». Доливать нужно именно ту охлаждающую жидкость, которая у вас в системе. Смешивать нельзя. Доливка возможна только на холодном моторе, так как, если двигатель горячий, то охлаждающая жидкость может быть очень горячей, и она находится под давлением, при попытке долить вы можете очень серьезно обжечься.

Доливать жидкость нужно в пределах нормы (на расширительном бачке есть риски с минимальным и максимальным уровнем охлаждающей жидкости, эти отметки актуальны для неработающего холодного мотора).

Замена тосола

Он должен менять по регламенту. Обычно это должно случаться один раз в два года. Это делается потому, что тосол в системе охлаждения со временем теряет свои свойства, и потом может наступить момент, когда, к примеру, радиаторы начнут окисляться и разрушаться. Особенно актуально это, если они сделаны из алюминия. Для алюминиевого двигателя такая ситуация тоже возможна. Дешевле менять тосол, чем радиаторы, или чем ремонтировать мотор.

Нестандартная ситуация

Если охлаждающая жидкость ушла в пути, и нет возможности добраться до места ремонта на эвакуаторе или буксире, то нужно действовать нестандартно. Залить в систему охлаждения можно обычную чистую воду из водоема, но по прибытии домой нужно полностью заменить тосол в системе охлаждения. Особенно это важно, если действия разворачиваются в холодное время года, когда на улице мороз. Разбавляя тосол водой, вы снижаете его плотность. Когда автомобиль остынет, то он может замерзнуть. Именно по этой причине нужно ехать в такой ситуации в автосервис, чтобы автомобиль оставить там, а специалисты сольют с него тосол разбавленной водой, найдут причину течи, устранят ее, найдя по схеме системы охлаждения автомобиля, и заправят систему охлаждения новой жидкостью.

Перегрев

Когда охлаждающая жидкость уходит, мотор начинает греться. Этого нельзя допускать ни в коем случае. Серьезный перегрев приведет к заклиниванию двигателя, а это значит, что придется полностью его менять на новый силовой агрегат. Затраты внушительны, а изначальная проблема может быть несущественной. Именно по этой причине нужно всегда следить за уровнем охлаждающей жидкости в системе и ее температурой.

Подытоживая

Тосол – это не шутки, если его уровень падает в системе, то это повод насторожиться. Игнорировать такую проблему нельзя, это вообще может привести к перегреву и полному выходу из строя двигателя вашего автомобиля. Иногда решения проблемы с падением уровня тосола в системе просты и дешевы, иногда они сложные, требуют существенных затрат, но в любом случае ремонт производить стоит, так как другого пути просто нет.

Автор: Роман Жданов

Течь в системе охлаждения двигателя: причины и устранение неполадок

В подавляющем большинстве случаев автолюбители сталкиваются с проблемой ухода жидкости из расширительного бачка, а причин этого найти не так уж просто. Уровень жидкости падает, но очень часто нет ни подтёков, ни капель под машиной. Как бороться с этой проблемой?

Содержание

  • 1 Система охлаждения автомобиля
  • 2 Неисправность помпы или термостата
  • 3 Неисправна крышка расширительного бачка и сам бачок
  • 4 Почему уходит жидкость, если нигде не протекает

Система охлаждения автомобиля

Система охлаждения играет важную роль при работе двигателя. Ежедневное использование автомобиля и интенсивные нагрузки приводят к нагреву двигателя и всего подкапотного пространства, особенно в летнее время. Охлаждающая жидкость, проходя через сложные узлы силового агрегата, поддерживает температуру двигателя на приемлемом уровне (80–100 oC), не позволяя перегреваться. Важно помнить, что система охлаждения полностью герметична и уровень охлаждающей жидкости не должен изменяться с момента залива и до её замены.

В качестве охлаждающей жидкости используется антифриз, т. е. незамерзающая жидкость, что важно в зимнее время года. Эту жидкость часто называют и тосолом. Антифриз — международное название охлаждающей жидкости автомобиля. Тосол тоже антифриз, только отечественного производства.

Воздух в системе отсутствует, поэтому важно соблюдать герметичность всех соединений

Во время работы двигателя жидкость постоянно циркулирует по системе в круговой последовательности, проходя через узлы агрегата. При нагреве двигателя молекулы жидкости расширяются и увеличивается её объем в системе. Для того чтобы избежать разрыва элементов в системе охлаждения, предусмотрен расширительный бачок. Весь избыток жидкости при нагреве, отправляется в бак, а при охлаждении возвращается назад в систему.

Куда может уходить охлаждающая жидкость из расширительного бака

Постоянное уменьшение жидкости в расширительном бачке — серьёзный сигнал для водителя. Полная проверка всей охлаждающей системы и выявление течи — самый первый этап диагностики. Всё не так плохо, если это просто течь. Гораздо серьёзнее, когда жидкость уходит, но ни капель, ни подтёков нигде нет. В этом случае могут возникнуть серьёзные неполадки с двигателем, устранение которых обойдётся автовладельцу очень дорого.

Течь в системе

Уходит антифриз по разным причинам. Первое что нужно рассмотреть — это течь в самой системе. Протекать могут:

  • радиатор двигателя;
  • радиатор печки;
  • соединительные шланги;
  • помпа и термостат;
  • крышка расширительного бачка либо сам бачок.

Устранить подтёки можно своими руками, в гаражных условиях. Если нет возможности этим заняться либо недостаточно опыта, то лучше доверить работы профессионалам и отдать автомобиль в автосервис.

Антифриз течёт — пора внимательно исследовать систему охлаждения автомобиля

Протекает радиатор

Определить течь радиатора можно визуальным осмотром. Если наблюдаются подтеки на корпусе радиатора и капли под ним, немедленно нужно найти источник истечения. Необходимо изучить места соединения патрубков, ведь если ослабли хомуты крепления, то вытекать жидкость может именно в соединительных частях.

Заводские хомуты, благодаря которым патрубок держится на радиаторе, не имеют резьбового натяжения, поэтому их необходимо заменить. Если таковых хомутов не имеется, то можно приобрести обычный хомут под отвёртку и хорошенько его затянуть.

Течь самого радиатора может образоваться в результате механического повреждения либо износа. Временно решить проблему возможно лишь пайкой. Стоит заметить, что запаянный радиатор прослужит не очень долго и может снова потечь в любое время, поэтому рекомендуется осуществить замену.

Протекать радиатор может в области пластика и радиаторной решётки. В любом случае рекомендуется заменить на новый

Течёт радиатор печи

Данную неисправность обнаружить можно не сразу, так как отопитель находится в салоне. Первоначальными признаками подтёка радиатора могут быть:

  • сладковатый запах антифриза в салоне;
  • запотевание лобового стекла с маслянистым налётом;
  • капли на ковровом покрытии под «торпедой».

Печь располагается в салоне и практически идентична на всех автомобилях

Если имеются данные признаки, то нужно обеспечить доступ к отопителю, сняв пластиковую декоративную защиту и осмотрев деталь на наличие повреждений. Принимаем решение: ремонт либо замена.

Течь соединительных шлангов и патрубков

Износ шлангов происходит из-за деформации материала при перепаде температур. При нагреве шланги расширяются, а при остывании сужаются. Со временем на шлангах появляются трещины, пусть даже и незначительные. Игнорирование этого дефекта может привести к разрыву шланга и другим печальным последствиям. Однозначное решение — замена прохудившихся шлангов.

Практически вся система охлаждения состоит из резиновых соединительных шлангов. Важно осуществлять постоянный контроль и устранять неисправности своевременно

Неисправность помпы или термостата

Предназначение этих двух механизмов очень важное: помпа подкачивает жидкость, а термостат регулирует её подачу по всей системе.

Насос в система охлаждения предназначен для принудительной циркуляции жидкости по системе двигателя

За счёт центробежной силы охлаждающая жидкость отбрасывается к наружным стенкам насоса. Созданное давление выталкивает жидкость в канал головки блока цилиндров и она попадает к патрубкам выпускных клапанов, что позволяет охлаждать в первую очередь самые нагретые детали двигателя.

При работе помпы важна её герметизация и уплотнение, создаваемое сальником. Как раз при повреждении сальника жидкость начинает протекать и уровень антифриза в системе падает. Отдельные детали помпы заменить невозможно, поэтому помпу меняют в сборе. Помпа работает в паре с термостатом и во многом данные механизмы зависят друг от друга. После прохождения жидкости через головку цилиндра жидкость уходит к термостату, который предназначен для регулировки её уровня и поддержки оптимального температурного режима в системе.

Термостат распределяет в системе охлаждения потоки охлаждающей жидкости при помощи клапана

Как правило, антифриз может вытекать из-под термостата. Резиновая прокладка, находящаяся на термостате, подвержена частому разрушению из-за химического состава жидкости и высоких температур. Решить проблему можно заменой прокладки. Если дело в самом термостате, то меняем и его, так как ремонту он непригоден.

Неисправна крышка расширительного бачка и сам бачок

Крышка расширительного бачка — важный элемент системы охлаждения. Благодаря клапану, установленному в крышке, давление, создаваемое при нагреве и расширении жидкости в системе, постоянно стабилизируется путём вывода воздуха. Очень часто этот клапан забивается или разрушается, что является причиной попадания воздуха в систему. В результате этого появляются воздушные пробки, из-за которых жидкость и выталкивается через неисправный клапан крышки.

Важно следить за исправностью крышки, так как при повреждении клапана, встроенного в крышку, может происходить и выброс жидкости из бачка

В некоторых автомобилях на расширительных бачках установлены два патрубка (рециркуляция). При низком уровне охлаждающей жидкости либо при высоких оборотах двигателя, антифриз льётся из этих патрубков и бьёт прямо на крышку бачка, жидкость выливается наружу через клапан. Если не обнаружено подтёков из-под крышки бачка, то следует осмотреть сам бачок на наличие повреждений и трещин, а также места соединения бачка с резиновыми шлангами подачи и отвода охлаждающей жидкости. В целом же, причин выброса антифриза из бачка может быть множество, ведь вся система охлаждения взаимосвязана, и неисправность одного механизма может вызвать ряд других проблем.

Почему уходит жидкость, если нигде не протекает

Уход жидкости из системы может быть скрытым. Далеко не сразу удаётся определить причину, так как подтёков нигде не видно. Уходить антифриз может даже через микротрещину, образовавшуюся на одном из узлов системы, поскольку вытекающий состав попросту испаряется при нагретом двигателе и следов подтёка не удаётся обнаружить. Хуже всего, если охлаждающая жидкость уходит в картер и смешивается с маслом, а это ведёт к сокращению срока службы подшипников коленвала и распредвала, даже и при малейшем попадании. Определить попадание антифриза в масло можно, достаточно достать масляный щуп из остывшего двигателя и на нём будут видны капельки воды, а само масло будет очень тёмным. Антифриз может просачиваться даже через повреждённую либо плохо прижатую прокладку головки блока.

Охлаждающая жидкость может уходить и через негерметичную перемычку прокладки блока, попадая в цилиндр. В этом случае стоит обратить внимание на цвет выхлопа — он будет сизоватым либо белым. Не исключено бульканье выхлопных газов в расширительном бачке. В остальных случаях определить утечку охлаждающей жидкости довольно непросто, лучше всего обратиться в сервисный центр по обслуживанию автомобилей.

В домашних условиях можно осуществить диагностику системы на наличие подтеканий с помощью опрессовки. Метод довольно эффективный и простой. Суть опрессовки заключается в нагнетании давления в систему с помощью обычного насоса, что позволяет обнаружить утечку во всех точках системы, где образовалась негерметичность. Опрессовкой возможно обнаружить течь по прокладке коллектора, так как обычным осмотром увидеть течь невозможно — охлаждающая жидкость, при работающем двигателе быстро испаряется.

Опрессовка системы охлаждения автомобиля

Опрессовку системы осуществляют как в автотехцентре, так и в гаражных условиях. В автотехцентре стоимость работы варьируется от 500 до 1 тыс. рублей. Опрессовка своими руками у себя в гараже довольна проста, но необходимо изготовить пробку горловины, через которую будет поступать воздух в систему. Для изготовления горловины потребуется:

  • шинный вентиль;
  • ненужная пробка радиатора;
  • дрель.

Вентиль, или в простонародье пипка, вырезается из старой камеры обязательно по контуру кружка с соблюдением диаметра штатной прокладки радиаторной пробки. В пробке радиатора высверливается отверстие, равное диаметру пипки.

После высверливания отверстия необходимо его обработать круглым напильником для удаления металлических заусенцев

Навернув изготовленную пробку на горловину, подсоединяем насос к вентилю и подаём два качка в систему, прижав пробку расширительного бачка ладонью. И также возможна подача воздуха и через расширительный бачок.

Нагнетённое давление на манометре не должно превышать 1 кг на квадратный сантиметр, чтобы избежать повреждения радиаторов

Опрессовка (давление в системе) держится около 2 минут, после чего осуществляется осмотр всех возможных точек системы охлаждения на предмет утечки. Не рекомендуется использовать не проверенные герметики и прочую химию, добавляемую в охлаждающую жидкость, чтобы устранить подтёки, так как можно нанести непоправимый вред всей системе охлаждения, а это уже совсем другие вопросы и большие деньги.

Видео: поиск течи охлаждающей жидкости в системе охлаждения при помощи опрессовки

Причин ухода охлаждающей жидкости из системы достаточно много, поэтому быстро решить проблему удаётся редко. Важно уделять внимание всем деталям и механизмам, ведь неисправность какой-либо части системы приводит к нарушению функционирования охлаждения силового агрегата в целом, что может привести к различным проблемам.


Смотрите также