Тнвд камаз евро 2 устройство и регулировка
ТНВД КамАЗ Евро 2: Устройство и правильная регулировка
Функционирование дизельных силовых установок напрямую связано с подачей топливной смеси в камеру сгорания, ТНВД КамАЗ Евро 2 играет в этом действии главную роль. Поломка или выход из строя топливного насоса сразу отразится на работе мотора, а то и вовсе остановит агрегат. Конструктивно, помпа надёжный и долговечный механизм, однако, реализуемое на заправочных станциях топливо, часто не соответствует требуемым характеристикам и подвергает изделие повышенным нагрузкам.
Сегодня двигатели КамАЗ стандарта Евро-2 не делают. Несоответствие экологическим нормам стало причиной прекращения выпуска установок в 2006 году. Однако, эксплуатация моторов не запрещена, автомобили КамАЗ с подобными агрегатами до сих пор пользуются спросом и колесят по просторам страны. Не удивительно, что установка ТНВД на КамАЗ Евро 2 до сих пор интересует пользователей.
КамАЗ-65115, Евро-2:
Виды, назначение и принцип работы ТНВД
Как уже говорилось, без топливной помпы работа дизельной силовой установки не возможна. В двигателях подобного типа на узел возложена задача по дозированию солярки и подачи в нужный период в камеру сгорания. Кроме того, важен еще и напор, с которым поступает порция. Требования усложняют алгоритм работы и вынуждают действовать в условиях повышенных нагрузок.
ТНВД ЯЗДА 337.20 на КамАЗ:
Силовые установки КамАЗ, с экологическим классом, соответствующим Евро 2, используют насосы повышенного давления нескольких марок. Среди производителей, “львиная” доля приходится на ТНВД серии ЯЗДА, используемые на КамАЗ Евро 2. Продукция модификации “337.20”, выпускается силами машиностроительного предприятия, расположенного в городе Ярославль. Изделие популярно и доступно в первую очередь, за счёт проводимой ценовой политики. Кроме того, надёжность и простота делает помпы менее прихотливыми, и уравновешивает недостаток, связанный с точностью дозировки топлива. Второе место у импортного ТНВД Bosch, устанавливаемого на КамАЗ стандарта Евро 2. Продукция отличается качеством и точностью, однако нередки нарекания на привод насоса, который не выдерживает условий эксплуатации.
Читайте также: КПП КамАЗ: Устройство и виды коробокПринцип работы помпы одинаков, марка не играет значения. Солярка из ёмкости с топливом проходит через фильтрующие элементы, которые очищают жидкость. Поршни помпы пониженного давления, создают напор и подают солярку в ТНВД. Детали регулируют необходимый порядок работы, распределяющий солярку по патрубкам и направляющий к распылителям. Последние, отвечают за дисперсность, влияющую на правильность сгорания. Часть неиспользованной солярки поступает обратно в топливную ёмкость, часть остаётся в патрубках. Так же можете прочитать про КамАЗ 7850.
ТНВД Bosch на КамАЗ:
Устройство ТНВД КамАЗ Евро 2
Топливная помпа размещена на силовой установке между цилиндрами. Привод ТНВД КамАЗ Евро 2 выполняется распределительным валом, за счёт шестерёнок. Вращающий импульс вала направлен вправо.
Помпа имеет:
- Остов;
- Вал с кулачками;
- Насосный раздел (8 штук);
- Устройство, регулирующее частоту оборотов;
- Муфта изменения подачи солярки;
- Приводящий механизм.
Остов
Остов помпы Bosch содержит детали, необходимые для функционирования механизма: помповые отделы, вал с кулачками, регулятор импульса вращения. Материал изготовления, сплав алюминия, из которого отлиты каналы впуска и отсечки, а так же пустоты для монтажа отделов помпы, подшипникового вала, приводящих шестерён регулятора, штуцеров подводящих и отводящих топливо. С фланга торец содержит заглушку регулятора с помпой пониженного напора. Заглушка имеет штуцер, через который ТНВД смазывается под напором.
Сверху на пустоту остова ставится крышка, к которой приделываются механизмы, управляющие количеством оборотов регулятора и пластины топливных разделов. В передней части остова установлен патрубок с клапаном в виде шарика. Изделие поддерживает напор солярки в пределах 0,06 до 0,08 МПа. Низ остова содержит пустоту, в которую устанавливается вал с кулачками.
Топливная помпа КамАЗ высокого давления:
Вал с кулачками
Вал с кулачками передаёт смещение плунжерам помповых отделов, солярка подаётся в камеры в нужный момент. Материал изготовления вала – сталь, нагруженные поверхности прокаливаются с порошком цемента на 0,7-1,2 мм, вращение происходит посредством двух подшипников. Вал защищён от протечек манжетой, материал изделия, резина. Передний конец вала приводит в действие муфту, устанавливающую угол впрыска солярки. Вращаясь, вал передаёт напор на толкатели и далее на помповые плунжеры посредством пят. Изменяя толщину пят, влияем на характер топливной подачи, рост толщины провоцирует раннюю подачу и наоборот.
Читайте также: Как отрегулировать сцепление на КамАЗПомповые отделы
Помповый отдел дозирует и подаёт солярку на форсунки. Каждая единица включает остов, плунжерную пару, втулку поворота, упругие элементы плунжера, вентиль нагнетания и толкатель.
Остов оснащен фланцем, обеспечивающим крепление секции к помпе посредством шпилек. Шпилечные отверстия овальной формы, возможна регулировка равномерности подачи солярки каждому отсеку в отдельности (поворот по часовой стрелке – уменьшает поступление, и наоборот). Плунжерная пара принимает прямое участие в отсечке и транспортировке солярки, состоит из втулки и плунжера. Детали прецизионные, материал изготовления сталь с добавлением хрома и молибдена с после чего проводят закалку и охлаждением азотом. Плунжер выступает в роли поршня, имеет сверление по оси и радиальные канавки, изменяющие поступление солярки. Прецизионная пара клапан нагнетания и седло выполнены из стали, после элементы закалили и охладили. Замена комплектующих деталей возможна только в сборе.
Вал кулачковый ТНВД КамАЗ:
Устройство контроля частоты оборотов
Устройство ТНВД КамАЗ Евро 2 предусматривает использование механизма контроля частоты оборотов. Дело в том, что для устойчивой работы силовой установки необходим установившийся режим. Параметр предусматривает постоянство обращения вала, нагрев смазки и др. Для достижения показателей, уравниваются значения импульсов кручения и импульсов противодействия движению. Эксплуатация нарушает равновесие, поскольку приложенная сила на режимах отличается, как следствие, значения параметров откланяются от требуемых. Возвращение нарушенных показателей возможно благодаря регулировке. Процесс проходит в ручном режиме (рейка топливной помпы), либо с использованием автомата, регулирующего частоту. Последний элемент держит предложенную пользователем частоту оборотов вала, путём изменения порции солярки с учётом нагрузки в автоматическом режиме.
Моторы КамАЗ оборудованы устройством контроля прямого типа, установлены в остове помпы с регулировкой на заглушке.
Регулятор имеет:
- Устройство, устанавливающее требуемое значение регулируемой величины;
- Устройство восприятия воздействующей величины;
- Устройство сравнения;
- Устройство исполнения;
- Устройство, приводящее регулятор в действие.
Регулятор частоты КамАЗ:
Муфта, изменяющая подачу солярки
Устройство ТНВД Бош КамАЗ Евро 2 и др. предусматривают введение солярки за 18° до достижения поршнем верхней точки на такте сжатия. Делается это для смешивания воздуха и заряда солярки, что бы получить максимум мощности.
Автоматическая муфта:
Рост частоты оборотов уменьшает время на подготовку сгорания. Дабы процедура не началась после верхней точки, и не снизила полезную работу, солярку вводят досрочно, с увеличением угла. Делают это муфтой, изменяющей подачу солярки, поворачивая вал с кулачками в сторону обращения по отношению к приводу. Муфта улучшает запуск мотора и экономит солярку.
На КамАЗ установка автомат применяет диапазон регулировки от 18° до 28°. Расположено изделие на конусном конце вала ТНВД, крепление обеспечивается гайкой и шайбой.
Муфта ТНВД Бош состоит:
- Остов;
- Главной половинной муфты;
- Второстепенной половиной муфты;
- Прокладки;
- Стаканные упоры упругих элементов;
- Упорные шайбы;
- Регулирующие прокладки.
Устройство, ремонт и настройка ТНВД КАМАЗ-740
Двигатели КамАЗ-740 для грузовых автомобилей обладают высокой степенью надёжности, но сложные условия эксплуатации, длительный срок работы, использование низкокачественного топлива периодически приводят к возникновению в них различных неисправностей. Выйти из строя может как двигатель целиком, так и отдельные его механизмы. Особенно востребован ремонт ТНВД Камаз с двигателем 740, что связано с большими нагрузками, которые ему приходится переносить в процессе эксплуатации автомобиля. Настройка зажигания КАМАЗ 740 Топливный насос высокого давления дизеля ТНВД КамАЗ-740: 1— корпус; 2 — ведущее зубчатое колесо; 3 — сухарь; 4 — фланец ведущего зубчатого колеса; 5 и 25 — шпонки; 6 — эксцентрик привода то или воподкачивающего насоса; 7 и 24 — гайки; 8 — промежуточное зубчатое колесо; 9 и 17 — пальцы; 10 — крышка регулятора; 11 — зубчатое колесо регулятора; 12 — державка грузов; 13 — ось грузов; 14 — груз; 15 - упорный шарикоподшипник; 16 — муфта; 18 — верхняя крышка; 19 — рычаг пружины; 20 — перепускной клапан; 21 — втулка рейки; 22 — рейка; 23 — муфта регулировки опережения впрыска топлива; 26 — самоподжимная уплотняющая муфта; 27 — крышка подшипника; 28 — ролико подшипник; 29 — кулачковый вал; 30 — ролик толкателя; 31 — упорная втулка; 32 — пята толкателя; 33 — пружина; 34 — плунжер; 35 — впускное отверстие; 36 — корпус секции; 37— нагнетательный клапан; 38 — штуцер; 39 — втулка плунжера; 40 — рычаг реек. Существуют специфические признаки, указывающие на необходимость ремонта ТНВД. Так, ремонт топливной аппаратуры Камаза может потребоваться, если: • ухудшились динамические характеристики машины, • образовались подтеки топлива из ТНВД или слышны неизвестные посторонние шумы, • прыгают обороты мотора или исчезла плавность его хода, • произошло увеличение расхода топлива, • мотор отказывается реагировать на нажатие педали газа, • нет поступления топлива к форсунке от насоса. Что касается непосредственно ремонта, то он может быть текущим или капитальным. Так, если плунжерные пары работают, то можно обойтись текущим ремонтом. В этом случае находится неисправность, устраняется путем замены изношенных запасных частей. Затем осуществляются регулировка и стендовые тесты. В случае выполнения капитального ремонта ТНВД разбирается полностью для проведения полной дефектовки, после чего выполняют обратную сборку, регулировку и те же стендовые тесты. Впрочем, если ремонт авто Камаз подразумевает вмешательство в работу топливной системы, то стендовая проверка этого узла — обязательна. Иногда без проведения такой проверки вообще невозможно выяснить причину поломки. А к завершающей стадии ремонта относится проверка функционирования мотора. Как уже упоминалось, поверхностная диагностика оценивает наличие или отсутствие посторонних шумов в ТНВД. Наличие шумов указывает на то, что образовалась какая-то неисправность, но конкретный «диагноз» таким образом не устанавливают. Для полной диагностики необходим профессиональный подход. Для профессионального диагностирования используется профильное оборудование, которое может различаться по степеням модификации или выполняемым функциям. Наибольшей популярностью в данном сегменте пользуется прибор ДД-2115. Он «помогает» в оценке плунжерных пар, их технического состояния. Кстати, плунжерные пары очень важны для корректной работы ТНВД, поскольку выполняют регулировку количества впрыскиваемого топлива и его дальнейшее распределение по цилиндрам. Плунжера изготавливаются из высокопрочной и устойчивой к коррозии хроммолибденовой стали. Несмотря на улучшенные свойства используемого материала, деталь все равно подвержена износу. Выход из строя плунжерной пары может спровоцировать некачественное топливо — ведь наибольшим разрушающим воздействием на плунжера обладает вода. Изношенная плунжерная пара подлежит обязательной замене. То же самое выполняется и с другими изношенными запасными частями.
Модель ТНВД | Число секций ТНВД | Диаметр/ максимальный ход плунжера (мм) | Модель форсунки | Модель двигателя КАМАЗ 740 | N ном. (л.с.) при n (мин -1) | Где применяется ТНВД 332-30 |
33-02 | 8 | 9/10 | 33-02 | 740.10 | 210/2600 | КамАЗ: 5320, 5410, 5511, 54112, 55102, 4310, 43101; УРАЛ-4320, ЗИЛ-133ГЯ |
33-10 | 8 | 9/10 | 271-01 271-02 | 740.10-20 | 220/2600 | КамАЗ: 43101,4326, 54112, 55111, 5320, 5410, 53213,53202,431017, 551107, 55102, 551027, 541007, 551117, 431017; УРАЛ 43207; ЗИЛ-133ГЯ |
334 | 8 | 9/10 | 271-01 271-02 | 7403 | 260/2600 | КамАЗ: 43114,4326-01, 43118-01, 53228-01, 55111-01, 43101-01, 53229-01, 53212-01, 54112-01, 53211-01, 53213-01; ГАЗ-5903 |
332-30 | 8 | 10/11 | 272-02 | 7408.10 | 195/2200 | ЛиАЗ-5256 |
337-80.01 | 8 | 10/11 | 273-21 | 740.14-300 | 300/2600 | Спец. автомобили |
Модель ТНВД | Число секций ТНВД | Диаметр/ максимальный ход плунжера (мм) | Модель форсунки | Модель двигателя | N ном. (л.с.) при n (мин -1) | Где применяется ТНВД 337-20 |
337-20 | 8 | 11/13 | 273-21 | 740.30-260Е2 | 260/2200 | ЕВРО-2 КамАЗ-65115, 65116, 65117, 6540 |
337-20.03 | 8 | 11/13 | 273-20 | 740.51-320Е2 | 320/2200 | ЕВРО-2 КамАЗ-6520, 6522 |
337-20.04 | 8 | 11/13 | 273-20 | 740.50-360Е2 | 360/2200 | ЕВРО-2 КамАЗ- 6360-06, 6460-06, 5360-06, 5460-06 |
Модель ТНВД | Число секций ТНВД | Диаметр/ максимальный ход плунжера (мм) | Модель форсунки | Модель двигателя | N ном. (л.с.) при n (мин -1) | Где применяется ТНВД 337-40 |
337-40 | 8 | 11/13 | 273-30 273-31 | 740.11-240Е1 7405.10 | 240/2200 240/2200 | ЕВРО-1 КамАЗ-55111-02, 65115, 53212-02, 54112-02, 54115, 53215, 53205-02, 53213, 53202, 53229-02, 54105-02, 53228-02, 4326, 4350. |
337-40.01 | 8 | 11/13 | 273-31 | 740.22-240 | 240/2000 | Правила 96 Комбайн «Дон-1500» |
337-40.02 | 8 | 11/13 | 273-31 | 740.02-180 | 180/2200 | Правила 96 Трактора Т-150К, ХТЗ-170, IFA кормоизмельчитель |
337-70 | 8 | 11/13 | 273-31 | 740.11-240 | 240/2200 | Автобусы: НефАЗ-5297, ПАЗ-5272, ЛиАЗ-5256 |
Модель ТНВД | Число секций ТНВД | Диаметр/ макс. ход плунжера (мм) | Модель форсунки | Модель двигателя | N ном. (л.с.) при n (мин -1) | Где применяется ТНВД 337-42 |
337-42 | 8 | 11/13 | 273-20 | 740.13-260 | 260/2200 | ЕВРО-1 КамАЗ-43118, 44108, 65111, 6540 |
337-42.01 | 8 | 11/13 | 273-20 | 740.22-240 | 240/2000 | Правила 96 Комбайн «Дон-1500» |
В процессе эксплуатации, а также из-за погрешности при изготовлении деталей привода газораспределительного механизма (ГРМ) или вследствие неквалифицированно проведенного ремонта привода ГРМ возможно значительное отклонение фаз газораспределения от за... Обычно передний бампер на автомобилях Лада Приора приходится снимать в исключительных случаях, один из которых это замена, ремонт или тюнинг, а второй — снятие блок-фары. Конечно, во втором случае можно обойтись лишь отведением одной части бампера в... Ремень газораспределительного механизма синхронизирует взаимное вращение коленчатого вала и распредвалов. Без обеспечения этого процесса невозможна работа двигателя в принципе. Поэтому к процедуре и срокам замены ремня следует подходить ответственно.... Не редко владельцам 8 клапанной ВАЗ 2114, ВАЗ 2110 приходится выполнять замену сальника распредвала. Такая необходимость возникает при обнаружении потеков масла через данный элемент. Если вы начали замечать подтёки масла через крышку (Хотя это вряд л... |
Ни один водитель не планирует и не желает попасть в ДТП, тем более с тяжелыми последствиями. Тем не менее, если темно и падают осадки или держится густой туман, сбить пешехода, скатиться в кювет или столкнуться с другим автомобилем не так уж трудно.... Новый Camry восьмого поколения был показана 10 января, на автосалоне в Сингапуре в 2019 году. Новейшая Toyota Camry построена с использованием платформы новой глобальной архитектуры (TNGA). Toyota обладает роскошным дизайном и «динамическими характер... Никто не хочет попасть в аварию, но, к сожалению, мы не можем это контролировать. К счастью, все автомобили сегодня оснащены дополнительной системой безопасности, известной как подушки безопасности. По данным Инстит... Система охлаждения Уаз Хантер, модели УАЗ-315195 с двигателями ЗМЗ-409.10 Евро-2, ЗМЗ-40904.10 Евро-3 и ЗМЗ-40905.10 Евро-4, и модели УАЗ-315196 с двигателем ЗМЗ-4091.10 Евро-3, жидкостная, закрытая,... |
Перечень частых поломок ТНВД КамАЗа и способы их устранения
ТНВД КамАЗ — это механизм, предназначенный для подачи топливной жидкости в цилиндрические механизмы двигателя.
Устройство и принцип работы
Устройство ТНВД включает в себя такие механизмы, как:
- корпус насосного отсека;
- корпус крышки подшипника топливного насоса высокого давления;
- шланг подкачки;
- плунжерная пара и толкатель плунжера;
- пружинные элементы;
- регулятор выбора режимов и фильтры грубой и тонкой очистки;
- штуцер системы слива и впрыска топливной жидкости;
- регулятор впрыска горючего;
- клапан редукционного типа;
- клапан электромагнитного типа, который необходим для перекрытия подачи топлива;
- рейка, форсунка и полумуфта.
Принцип работы ТНВД заключается в следующем:
- От механизма коленвала при помощи механической передачи задается движение.
- Начинается вращение вала кулачкового типа. Это вращение провоцирует смещение толкательных элементов.
- Толкатели начинают сжимать специальные пружины.
- Пружины провоцируют начало работы плунжера и поднимают его.
- Плунжер загораживает клапан впускного типа и вытесняет топливную жидкость.
- Топливо начинает распыляться при помощи форсунок.
- Плунжер опускается и открывает впускной механизм.
Где стоит обратный клапан
Обратный клапан расположен на топливной рампе между баком для топлива и форсунками.
Неисправности и ремонт
Ремонт ТНВД КамАЗа можно делать самостоятельно при наличии необходимых инструментов и оборудования.
Основные неисправности ТНВД и причины их появления:
- Вода в топливном механизме. Данная поломка может свидетельствовать о неисправности топливного фильтрующего элемента, разбавленном топливе, нарушении герметичности топливных приводов.
- Уменьшенная и неравномерная подача рабочей жидкости. В этом случае рекомендуется проверить плунжер на наличие повреждений, а также осмотреть клапаны нагнетательного типа, хомуты рейки. Следует проверить пропускную способность форсунок.
- Уходит солярка. Причиной данной поломки может стать нарушение герметичности топливного привода. Поврежденный элемент следует заменить.
- Рвет привод. Рекомендуется осмотреть коленчатый вал, а также основные узлы силового агрегата на наличие повреждений и инородных тел.
- Запаздывание системы впрыска рабочей жидкости. Такая неисправность может быть вызвана повреждениями плоскости регулировочного болта толкательного элемента, оси ролика и сбоями частоты вращения кулачкового вала.
Как снять и разобрать
Снятие с двигателя:
- Снять клемму с аккумулятора.
- Демонтировать радиатор.
- Убрать вакуумный насос.
- Демонтировать направляющую трубу масляного щупа.
- Убрать фильтрующий механизм масляного фильтра.
- Провернуть коленвал в направлении вращения до упора.
- Отсоединить топливные приводы.
- Убрать вакуумный шланг.
- Заблокировать коленвал от проворачивания.
- Отвернуть болт в центре муфты.
- Снять натяжитель цепи.
- Вытащить насос, демонтировав привод педали подачи топливной жидкости.
Разборка ТНВД КамАЗа делается следующим образом:
- Необходимо снять клапан дозирующего типа с торцевой части корпуса насоса. Для этого нужно отвернуть болты прижимной пластины, освободить клапаны опережения системы впрыска.
- Затем следует снять крепления на верхней крышке.
- Нужно разобрать плату управления, получив доступ к электронике.
- Необходимо выставить требуемое положение коленчатого вала.
- Затем нужно демонтировать подшипник при помощи специального оборудования.
- В конце следует промыть все детали и отполировать их поверхность.
Как добавить или убавить топливо
Регулировка ТНВД Бош на КамАЗе дает возможность добавить топливо, т.е. выставить необходимое значение подачи топливной жидкости.
Порядок действий при уменьшении горючего:
- При помощи ключа на 13 нужно выполнить настройку подачи воздушного потока к механизмам силового агрегата. Благодаря этому дизель сможет смешиваться с воздухом.
- Сделать регулировку корректора и запустить мотор для тестирования.
- При необходимости нужно дополнительно подкрутить подачу воздушного потока до тех пор, пока не перестанет валить дым.
Для того чтобы прибавить топливо на ТНВД КамАЗа (Евро-2 или Евро-3), нужно сделать следующее:
- Подкрутить специальные винты, которые расположены в верхней и боковой части подачи рабочей жидкости.
- Во время выкручивания болтов нужно увеличивать промежуток для прохождения горючей смеси. Это поможет нормализовать работоспособность силового агрегата и системы смазки топливного насоса высокого давления.
- Увеличив диаметр отверстия, следует завести двигатель и проверить работу всех систем.
Как правильно установить
Установка (монтаж) топливного насоса должна проходить на специальном оборудовании.
Для того чтобы правильно поставить и установить на КамАЗ топливный насос высокого давления, делают следующее:
- Устанавливают транспортное средство на специальную платформу.
- Монтируют муфту ведомого типа на муфту опережения и закрепляют все при помощи болтов.
- Поворачивают муфту таким образом, чтобы бобышки полумуфты ведомого типа встали в горизонтальное положение, а отметка на торцевой части была в зоне указателя.
- Устанавливают фланец в сборе с ведущей полумуфтой и пакетами пластин. Фланец должен располагаться на левой части корпуса.
- Устанавливают на мотор топливный насос вместе с муфтой и закрепляют все крепежными болтами.
- Перед тем как затянуть болты, регулируют плоскостность пакетов пластин, перемещая фланец по валу привода.
- На блок цилиндрических элементов насос монтируют в вертикальном положении, не допуская его завала.
- Соединяют секции ТНВД с форсунками.
- Регулируют угол опережения системы впрыска.
- Проверяют наличие масляной жидкости в корпусе ТНВД.
- Подсоединяют трубы подвода и отвода масла.
Цена и отзывы
Цена покупки и аренды ТНВД:
- покупка — от 17 500 рублей;
- данную деталь транспортного средства нельзя арендовать.
Владимир, 39 лет, Магнитогорск: «Работаю на КамАЗе-53215 уже второй год. Недавно начались проблемы с топливным насосом высокого давления. Была установлена версия по стандарту Евро-3, пришлось делать замену ТНВД».
Виталий, 41 год, Владивосток: Через 4 года эксплуатации КамАЗа началась утечка топливной жидкости. Причиной поломки стала нарушенная герметичность топливного привода и насоса.
Ремонт сделал быстро, т.к. все запчасти легко найти.
Михаил, 53 года, Краснодар: «На грузовике установлен ТНВД по стандартам Евро-4. Проблемы начались спустя 2 года эксплуатации. Все поломки были связаны с неравномерной подачей рабочей жидкости. Ремонт доверил специалистам в сервисном центре».
Олег, 35 лет, Тверь: «Недавно данную деталь пришлось заменить на КамАЗе-54115. Покупка новой детали обошлась в 20 000 рублей. Устанавливал самостоятельно, следуя всем рекомендациям, указанным в инструкции».
Леонид, 48 лет, Екатеринбург: «В топливном насосе появилась вода. Пришлось разбирать ТНВД. Причиной неисправности стал фильтрующий элемент, который заменил. Теперь все работает исправно».
ТНВД Камаз: устройство и регулировка
В этой статье мы поговорим про грузовой автомобиль КАМАЗ и в частности о топливном насосе высокого давления. Данный узел является важным элементном в системе любого дизельного двигателя. В случае неисправности ТНВД двигатель попросту прекращает свою работу, поэтому владельцу или механику, который обслуживает КАМАЗ нужно знать устройство, его принцип работы и действия по регулировке топливного насоса.
Содержание
- 1 Устройство и принцип работы узла
- 2 Регулировка ТНВД
Устройство и принцип работы узла
Завод-производитель комплектует автомобили КАМАЗ дизельными двигателями, которые соответствуют стандартам Euro-2. На практике в процессе эксплуатации такие моторы показали себя в лучшем свете в первую очередь благодаря надежности узла ТНВД. Перед вами схема, которая описывает устройство топливного насоса и обозначения его деталей.

Устройство ТНВД Камаз
1 – корпус из сплава алюминия; 2 – зубчатое колесо ведущее; 3 – сухарь; 4 – фланец зубчатого колеса ведущего; 5 – шпонка; 6 – привод подкачивающего насоса в виде эксцентрика; 7 – гайка; 8 – зубчатое колесо промежуточное; 9 – палец; 10 – крышка регулятора; 11 – зубчатое колесо регулятора; 12 – державка грузов; 13 – ось грузов; 14 – груз; 15 – шарикоподшипник упорный; 16 – муфта; 17 – палец; 18 – крышка верхняя; 19 – рычаг пружины; 20 – клапан перепускной; 21 – реечная втулка; 22 – рейка; 23 – регулирующая опережение впрыска топлива муфта; 24 – гайка; 25 – шпонка; 26 – уплотняющая муфта самоподжимного типа; 27 – подшипниковая крышка; 28 – подшипник роликовый; 29 – кулачковый вал; 30 – ролик толкателя; 31 – втулка упорная; 32 – пята толкателя; 33 – пружина; 34 – плунжер; 35 – впускное отверстие; 36 – корпус секции; 37 – клапан нагнетательный; 38 – штуцер; 39 – втулка плунжера; 40 – рычаг реек.
Принцип действия заключается в том, что из топливного бака подходит дизельное топливо, которое фильтруется через фильтр тонкой очистки. Насос подкачки топлива обеспечивает давление подачи и направляет горючую жидкость непосредственно в ТНВД. Следуя тактам работы поршневой группы производится распределение дизельного топлива по трубкам к форсункам. Последние в свою очередь производят распыление горючей смеси в камере сгорания.
Остаточное ДТ, а также избыточный воздух возвращаются обратно в бак. Горючая смесь, которая преодолела участок между распылителем и иглой, накапливается в сливных трубках.
ТНВД дополняется насосом низкого давления. Он исполнен в виде поршневого механизма и находится на крышке регулятора. Кулачковый вал из насоса высокого давления приводит в действие насос НД. С торца размещена муфта автоматического типа, которая обеспечивает опережение впрыска ДТ. Её наличие обусловлено изменением частоты вращения коленчастого вала.
Регулировка ТНВД
Для регулировки топливного насоса высокого давления необходимо осуществить:
- промывку специальными средствами для удаления грязи;
- проверку опережения впрыска, которая проводится по соответствующим меткам;
- проверку клапана низкого давления перепускного типа;
- клапан выкручивается в закрытом положении;
- проводится обивка верхней части клапана молотком для его осадки, чтобы перепускное отверстие закрылось;
- произвести регулировку цикловой подачи – открутить или закрутить;
- произвести коррекцию холостого хода регулировкой аналогичной цикловой подаче;
- нормальный холостой ход соответствует 770-780 оборотам в минуту;
- произвести регулировку гидрокорректора, путем поворачивания его против часовой стрелки или наоборот.
Если у вас остались вопросы, то задавайте их в комментариях ниже – мы постараемся разобраться и ответить на них в кратчайшие сроки.
ТНВД ЯЗДА КАМАЗ Евро 2. Принцип работы, особенности эксплуатаци
Топливный насос высокого давления – один из сложнейших и важных элементов всей системы подачи горючего в автомобилях с дизельным двигателем. Его задача заключается в дозированной подаче топлива под определенным высоким давлением. Первые ТНВД были выпущены еще на рубеже 20-30-х годов прошлого века и с того времени претерпели несколько эволюционных изменений, позволившие решить следующие задачи:
- снижение расхода топлива за счет точного дозирования;
- уменьшение вредных выбросов;
- усиление реакции на постоянное изменение режимов работы двигателя.
Законодателем моды в свое время здесь стала компания Boshс, создавшая первый ТНВД, который сегодня устанавливается на грузовую технику ведущих производителей мира. Российских КАМАЗ здесь не исключение, а альтернативой рядным топливным насосам немецкой компании стала продукция ЯЗДА.
ТНВД КАМАЗ Евро 2 принцип действия и особенности конструкции
Самым сложным с технической точки зрения элементом ТНВД остается его нагнетательная секция, где находится клапан и плунжер с гильзой. В последней находятся отверстия, играющие роль впускного и выпускного каналов. дополнительно в самом плунжере имеется канавка для удаления в обратку для удаления лишнего топлива. При опускании плунжера под действием разрежения полость заполняется дизельным топливом из насоса, а при его поднятии определенная часть выходит через выпускной канал. Остальной объем после закрытия отверстия каналов подвергается сжатию (до 300 атмосфер) с последующим открытием нагнетательного клапана, который позволяет подать топливо в форсунку. Неиспользованный объем топлива выбрасываются в сливную магистраль через выпускной клапан (нагнетательный клапан при этом закрывается).
Движение плунжера обеспечивается за счет толкателя, который пружиной прижимается к кулачковому валу. Сам по себе плунжер выполняет одновременно колебательные движения и поворачивается на заданный предварительно угол вокруг своей продольной оси. Последний момент позволяет установить угол опережения впрыска топлива и момента отсечки. Непосредственно этот поворот идет с помощью рейки ТНВД, которая может регулироваться на стенде и корректировать работу всего дизельного двигателя.
Сегодня на автомобилях КАМАЗ Евро 2 могут использоваться различные ТНВД производства компаний Bosh и ЯЗДА. Обратим внимание, что они имеют одинаковый принцип работы, но не взаимозаменяемы между собой, поэтому при покупке нового нужно обращать внимание на модель. В противном случае возможны нарушения в работе дизельного двигателя.
Конструкция плунжерной пары
Плунжерная пара – ключевой элемент всего насоса высокого давления, обеспечивающий непосредственное сжатие и подачу под нужным давлением порции топлива. Конструктивно она состоит из плунжера и гильзы. Во второй имеется один или два подводящих канала, а над ними расположен штуцер с посадочным конусом нагнетательного клапана. При движении в корпусе насоса рейки происходит вращение зубчатого сектора и регулирующей втулки плунжера, определяющих величину активного хода пары и величину цикловой подачи топлива.
На плунжере имеется вместе с продольной еще и спиральная канавка, образующие косую регулирующую кромку (если давление впрыска больше 600 бар, то выполняются две спиралевидные канавки на противоположных сторонах плунжера). Наличие последней снижает износ всей плунжерной пары.
Обратим внимание, плунжер и гильза очень плотно притерты друг к другу для обеспечения герметичности соединения без использования дополнительных уплотнений в условиях высокого давления и низкой частоты вращения.
Основные элементы конструкции привода ТНВД в автомобиле КАМАЗ Евро 2
Непосредственная работа топливного насоса высокого давления обеспечиваются самим дизельным двигателем, от которого через несколько шестерен картера передается крутящий момент. Верхнее же зубчатое колесо непосредственно соединена с валом привода ТНВД и включает в себя следующие элементы:
- болты крепления;
- ведущая полумуфта;
- вал привода;
- ведомая полумуфта с фланцем;
- набор компенсационных пластин;
- болты для крепления.
Сам по себе вал ТНВД ЯЗДА на автомобилях КАМАЗ Евро 2 имеет следующую конструкцию. Со стороны картера установлен короткий вал на подшипнике, где монтируется ведущая полумуфта. Последняя через набор компенсационных пластин, которые собраны в пакет и нивелирую несоосность, соединена с валом привода. Со стороны насоса вал также соединяется с ведомой уже полумуфтой через компенсационные пластины.
Установка валов двигателя выполняется по особым меткам, находящимся на торцевой части насоса и ведомой полумуфте. Обратим внимание, что только правильно установленный вал обеспечивает нормальную согласованную работу коленчатого вала двигателя и ТНВД. При наличии же отклонений происходит нарушение из-за изменения углов опережения впрыска топлива. Для предупреждения подобных проблем обычно вал продается уже в сборе, что упрощает замену и проведение ремонтных работ.
Особенности эксплуатации насоса ТНВД производства ЯЗДА
Высокая техническая сложность и стоимость топливного насоса высокого давления требует внимания к узлу, что гарантирует долговечную бесперебойную работу как самой дизельной аппаратуры, так и двигателя. В общем случае при эксплуатации необходимо обращать внимание на следующие моменты:
- каждый день нужно удалять отстой, образовавшийся в фильтре грубой очистки;
- через 20 000 километров пробега нужно установить фильтры тонкой очистки топлива;
- регулярно проверять момент затяжки болта крепления ведущей полумуфты к валу шестерни в картере устройств и выполнять при необходимости подтяжку;
- контролировать и устранять при необходимости утечки в элементах топливной системе;
- проворить своевременно ТО самого топливного насоса высокого давления и выполнять промывку форсунок как с помощью присадок, так и с на специальном стенде;
- использовать только качественное дизельное топливо, в котором нет посторонних примесей и воды.
Важно также знать основные симптомы проблем с ТНВД ЯЗДА, установленных на КАМАЗ класса Евро 2, что предотвратит дорогостоящий ремонт или вовсе замену узла. Обратить внимание на узел и провести диагностику необходимо при следующих симптомах:
- рост расхода топлива;
- утечки горючего;
- снижение мощности;
- нестабильная работа мотора;
- проблемы с запуском двигателя;
- черный дым из выхлопной трубы;
- посторонние шумы в ТНВД.
Чаще всего проблемы с насосом возникают из-за неравномерной подачи топлива, что происходит на фоне износа основных элементов системы (клапаны нагнетания, плунжерные пары, засорение форсунок, выход из строя проводков плунжеров). Еще одной причиной неисправности становится запаздывание момента впрыска горючего, что связано с износом гнезд корпуса колес, оси ролика и других элементов ТНВД. Наиболее же серьезной проблемой становится заедание рейки из-за попадания грязи, коррозии под действием воды в топливе.
Опубликовано: 12.05.2017
Рядный ТНВД Bosch КАМАЗ
Начать стоит с того, что на камские автомобили с классом двигателей Евро 2, 3, 4 устанавливаются насосы разных производителей. Во-первых, это насосы серии ЯЗДА 337.20 отечественного производства, во-вторых, специально производимые ТНВД Bosch КамАЗ Евро 2, евро 3 и евро 4. «Домашние» дешевле, правда, немного уступают в точности дозировки топлива. И все же проблем с ними значительно меньше, по крайней мере, те водителя, которые ездят именно с таким агрегатом редко переходят на импортные насосы, а вот наоборот бывает довольно часто. ТНВД ЯЗДА 337.20 - устройство и регулировка Причем, переход с бошевского на ярославский насос обычно случается не по причине плохого качества самого ТНВД. Все дело в том, что привод ТНВД КамАЗ Евро изготовленный немцами не выдерживает наших условий эксплуатации – вырванные пластины стали чуть ли не обязательным атрибутом импортного узла. Встречались случаи, когда на одном и том же авто привод насоса меняли 5 раз в течение одного года. Топливная система ТНВД двигателя КАМАЗ в зависимости от модели двигателя имеет следующую модель: - двигатели КАМАЗ 740.10 - ТНВД ЯЗДА 33-02; - двигатели КАМАЗ 740.10-20 - ТНВД ЯЗДА 33-10; - двигатели КАМАЗ 7403.10 - ТНВД ЯЗДА 334; - двигатели КАМАЗ 740.11-240 - ТНВД ЯЗДА 337-40; - двигатели КАМАЗ 740.13-260 - ТНВД ЯЗДА 337-42; - двигатели КАМАЗ 740.30-260 - ТНВД ЯЗДА 337-20; - двигатели КАМАЗ 740.31-240 - ТНВД ЯЗДА 337-20.05; - двигатели КАМАЗ 740.50-360 - ТНВД ЯЗДА 337-20.04 или ТНВД BOSCH PE8P120A920/5RV (0 402 698 817); - двигатели КАМАЗ 740.51-320 - ТНВД ЯЗДА 337-20.03 или ТНВД BOSCH PE8P120A920/5RV (0 402 698 817); - двигатели КАМАЗ 740.60-360 - ТНВД ЯЗДА 337-23; - двигатели КАМАЗ 740.61-240 - ТНВД ЯЗДА 337-23.01; - двигатели КАМАЗ 740.63-360 - ТНВД BOSCH PE8P120A920/5RV (0 402 698 818). 1...8 - топливопроводы высокого давления; 9 - трубка топливная дренажная форсунок левых головок; 10 - форсунка; 11 - трубка топливная дренажная форсунок правых головок; 12 - трубка топливная отводящая от ТНВД; 13 - трубка топливная отводящая топливоподкачивающего насоса; 14 - трубка топливная подводящая к ТНВД; 15 - клапан электромагнитный ЭФУ; 16 - ФТОТ; 17 - свеча ЭФУ; 18 - насос топливоподкачивающий; 19 - трубка топливная к электромагнитному клапану; 20 - трубка топливная от электромагнитного клапана к свечам ЭФУ; 21 - ТНВД; 22, 33 - тройник; 23 - клапан; 24 - клапан перепускной ТНВД; 25 - втягивающий электромагнит клапана останова; 26 - топливный бак; 27 - заправочная горловина с сетчатым фильтром; 28 - топливозаборная трубка с сетчатым фильтром; 29 - фильтр предварительной очистки топлива; 30 - ручной топливопрокачивающий насос; 31 - электронный регулятор частоты вращения ТНВД; 32 - бачок системы ПЖД. 1 - насос топливоподкачиваюгций; 2 - болт ограничения минимальных оборотов; 3 - рычаг регулятора; 4 - болт ограничения максимальных оборотов; 5 - рычаг останова. На корпусе регулятора есть планка, закрепленная к корпусу двумя болтами. На этой планке есть отверстие, закрытое пробкой с внутренним шестигранником на 8. Если открутить эту пробку и вращать кулачковый вал насоса, то в окошке можно увидеть зуб-ответчик. Специальным блокиратором кулачковый вал блокируется за этот зуб. Положение зуба, заблокированного через отверстие в планке, будет соответствовать началу подачи топлива по секции, соответствующей первому цилиндру.Когда впускной клапан открывается раньше, а выпускной клапан закрывается чуть позднее, имеется период времени, когда оба клапана открыты. Этот период перекрытия клапанов происходит, когда поршень находится в ВМТ. От... Bridgestone Corporation является одним из крупнейших производителей шин для легковых и грузовых автомобилей, основанная в 1931 году Shojiro Ишибаши в городе Куруме , Фукуока , Япония. Название Bridgestone означает «каменный мост» в переводе с японско... Гиробус — особый вид троллейбуса, движущийся за счёт кинетической энергии вращающегося маховика. В настоящее время гиробусы не используются, хотя концепт гиробуса является объектом научно-технических изысканий. Давайте попробуем разобраться в этой те... Для повышения энергетических показателей, улучшения топливной экономичности, снижения токсичности и шума, на базе карбюраторного двигателя УМЗ-421 были разработаны модели с комплексной микропроцессорной системой управления впрыском топлива и зажигани... |
Ни один водитель не планирует и не желает попасть в ДТП, тем более с тяжелыми последствиями. Тем не менее, если темно и падают осадки или держится густой туман, сбить пешехода, скатиться в кювет или столкнуться с другим автомобилем не так уж трудно.... Новый Camry восьмого поколения был показана 10 января, на автосалоне в Сингапуре в 2019 году. Новейшая Toyota Camry построена с использованием платформы новой глобальной архитектуры (TNGA). Toyota обладает роскошным дизайном и «динамическими характер... Никто не хочет попасть в аварию, но, к сожалению, мы не можем это контролировать. К счастью, все автомобили сегодня оснащены дополнительной системой безопасности, известной как подушки безопасности. По данным Инстит... Система охлаждения Уаз Хантер, модели УАЗ-315195 с двигателями ЗМЗ-409.10 Евро-2, ЗМЗ-40904.10 Евро-3 и ЗМЗ-40905.10 Евро-4, и модели УАЗ-315196 с двигателем ЗМЗ-4091.10 Евро-3, жидкостная, закрытая,... |
Система питания топливом
СИСТЕМА ПИТАНИЯ ТОПЛИВОМСИСТЕМА ПИТАНИЯ ТОПЛИВОМ обеспечивает фильтрацию топлива и равномерное распределение его по цилиндрам двигателя дозированными порциями в строго определенные моменты.
Рисунок 34 - Система питания топливом с V-образным ТНВД
1...4, 9...12 - топливопроводы высокого давления; 5 - форсунка; 6 - ТНВД; 7 - насос топливоподкачивающий; 8 - трубка отводящая топливоподкачивающего насоса; 13 - клапан электромагнитный; 14 - клапан; 15 - ФТОТ; 16 - трубка топливная подводящая ТНВД; 17 - трубка топливная ЭФУ; 18 - клапан перепускной; 19 - клапан ЭФУ; 20 - трубка топливная дренажная форсунок правых головок; 21 - трубка топливная от электромагнитного клапана к свечам ЭФУ; 22 - тройник; 23 - свеча ЭФУ; 24 - трубка топливная дренажная форсунок левых головок; 25 - заправочная горловина с сетчатым фильтром; 26 - топливный бак; 27 - топливозаборная трубка с сетчатым фильтром; 28 - фильтр предварительной очистки топлива; 29 - ручной топливопрокачивающий насос; 30 - датчик положения исполнительного механизма; 31 - тройник; 32 - бачок системы ПЖД.
На двигателях применены системы питания топливом разделенного типа, состоящие из топливного бака, топливопроводов низкого и высокого давления, фильтра тонкой очистки топлива (ФТОТ), фильтра грубой очистки топлива (ФГОТ), насосов топливоподкачивающего и предпусковой прокачки топлива, топливного насоса высокого давления (ТНВД), электронной системы управления (ЭСУ), модуля педального, форсунок, электромагнитного клапана и штифтовых свечей электрофакельного устройства (ЭФУ).
Топливный бак, фильтр грубой очистки топлива, насос предпусковой прокачки топлива, электронный блок управления и модуль педальный устанавливаются на изделии, на котором применяется двигатель, все остальные элементы системы питания установлены непосредственно на двигателе. Описание конструкции и требования к техническому обслуживанию установленных на изделии агрегатов приводятся в руководстве на изделие.
Рисунок 35 - Система питания топливом с рядным ТНВД «БОШ»:
1...8 - топливопроводы высокого давления; 9 - трубка топливная дренажная форсунок левых головок; 10 - форсунка; 11 - трубка топливная дренажная форсунок правых головок; 12 - трубка топливная отводящая от ТНВД; 13 - трубка топливная отводящая топливоподкачивающего насоса; 14 - трубка топливная подводящая к ТНВД; 15 - клапан электромагнитный ЭФУ; 16 - ФТОТ; 17 - свеча ЭФУ; 18 - насос топливоподкачивающий; 19 - трубка топливная к электромагнитному клапану; 20 - трубка топливная от электромагнитного клапана к свечам ЭФУ; 21 - ТНВД; 22, 33 - тройник; 23 - клапан; 24 - клапан перепускной ТНВД; 25 - втягивающий электромагнит клапана останова; 26 - топливный бак; 27 - заправочная горловина с сетчатым фильтром; 28 - топливозаборная трубка с сетчатым фильтром; 29 - фильтр предварительной очистки топлива; 30 - ручной топливопрокачивающий насос; 31 - электронный регулятор частоты вращения ТНВД; 32 - бачок системы ПЖД.
Схема системы питания двигателя с V-образным ТНВД показана на рисунке 34.
Топливо из топливного бака 26 через фильтр предварительной очистки 28 и ручной топливопрокачивающий насос 29 подается топливоподкачивающим насосом 7 по топливной трубке 8 в фильтр тонкой очистки 15. Из фильтра тонкой очистки по топливной трубке низкого давления 16 топливо поступает в ТНВД 6, который в соответствии с порядком работы цилиндров, распределяет топливо по топливопроводам высокого давления 1...4, 9... 12 к форсункам 5. Форсунки впрыскивают топливо в камеры сгорания. Избыточное топливо, а вместе с ним попавший в систему воздух, через перепускной клапан 18 и клапан 14 отводится в топливный бак.
Схема системы питания двигателя с рядным ТНВД показана на рисунке 35. Приведенные схемы аналогичны и отличаются входящими в них агрегатами и расположением топливопроводов.
ФОРСУНКИ производства «ЯЗДА» (рисунок 36а) и «АЗПИ» (рисунок 36б) закрытой конструкции, с шестью распыливающими отверстиями и гидравлическим управлением подъёма иглы распылителя. Все детали форсунки собраны в корпусе 9. К нижнему торцу корпуса форсунки гайкой 3 через проставку 4 прижат корпус распылителя 1, внутри которого находится игла 2. Корпус и игла распылителя составляют прецизионную пару. Угловая фиксация корпуса распылителя относительно проставки и проставки относительно корпуса форсунки осуществлена штифтами. На верхний конец иглы распылителя через штангу 5 оказывает давление пружина 6. Необходимое усилие этой пружины осуществляется набором регулировочных шайб 7, устанавливаемых между пружиной и торцом внутренней полости корпуса форсунки. Торец гайки 3 распылителя уплотнен от прорыва газов гофрированной медной прокладкой. Уплотнительное кольцо 8 предохраняет полость между форсункой и головкой цилиндра от попадания пыли и жидкостей.
Рисунок 36 - Форсунки:
1 - корпус распылителя; 2 - игла распылителя; 3 - гайка распылителя; 4 - проставка; 5 - штанга форсунки; 6 - пружина форсунки; 7 - регулировочные шайбы; 8 - уплотнительное кольцо; 9 - корпус форсунки; 10 - щелевой фильтр; 11 - штуцер форсунки а - «ЯЗДА», б - «АЗПИ»:
Топливо к форсунке подается под высоким давлением, проходит через щелевой фильтр 10, далее по каналам корпуса 9, проставки 4 и корпуса распылителя 1 попадает в полость между корпусом распылителя и иглой 2. Топливо, поступающее под высоким давлением из секций ТНВД к форсункам, преодолев прижимное усилие пружины форсунки, поднимает иглу распылителя и через распыливающие отверстия впрыскивается в камеру сгорания.
Топливо, просочившееся через зазор между иглой и корпусом распылителя, отводится по каналам в корпусе форсунки и сливается в топливный бак через дренажные трубки форсунок.
Каждая форсунка 1 (рисунок 37) установлена в головке цилиндра 2, зафиксирована литой скобой 3, которая закреплена гайкой 5 со сферической шайбой 4. Момент затяжки гайки 5 составляет 35...40 Н-м (3,6...4,1 кгс-м).
ВНИМАНИЕ!
Проверку и регулировку форсунок, а также замену распылителей, необходимо проводить в специализированной мастерской квалифицированным специалистом.
Категорически запрещается установка не приведенных в таблице 1 настоящего руководства моделей форсунок, ввиду возможности выхода из строя двигателя!
Рисунок 37 - Установка топливной форсунки:
1 - форсунка; 2 — головка цилиндра; 3 — скоба крепления форсунки; 4 - шайба сферическая; 5 - гайка; 6 - шпилька; 7 - опора скобы; 8 - уплотнительное кольцо.
ТОПЛИВНЫЕ НАСОСЫ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ предназначены для формирования подачи в цилиндры двигателя строго дозированных порций топлива под высоким давлением в определенные моменты. При этом подача топлива в цилиндры двигателя производится при строго определённых углах поворота коленчатого вала двигателя.
На двигателях КАМАЗ применяются:
- V-образный ТНВД мод. 337-23 производства ОАО «ЯЗДА» с электронной системой управления двигателем
- рядный ТНВД мод. Р7100 производства ф. «БОШ» (Германия) с механическим или электронным регуляторами.
Рисунок 38 - V-образный ТНВД:
1 - корпус ТНВД; 2 - толкатель; 3 - сухарь; 4 - пружина толкателя; 5 - поворотная втулка; 6 - плунжер; 7- рейка; 8 - корпус секции ТНВД; 9 - втулка плунжера; 10 - корпус нагнетательного клапана; 11 - нагнетательный клапан; 12 - штуцер; 13 - топливоподкачивающий насос; 14- разъем ИМ; 15- крышка регулятора верхняя; 16 - рычаг реек; 17 - датчик положения ИМ; 18 - исполнительный механизм (ИМ); 19 - перепускной клапан; 20 - пробка рейки; 21 - подшипник; 22 - регулировочные прокладки; 23 - кулачковый вал; 24 - эксцентрик привода топливоподкачивающего насоса; 25 - крышка регулятора задняя; 26 - пружина возвратная ИМ; 27 - датчик температуры топлива.
ТНВД расположен в развале блока цилиндров двигателя. Его привод осуществляется от коленчатого вала двигателя через гитару зубчатых колес при помощи вала привода, ведущей и ведомой полумуфт с упругими пластинами, компенсирующими несоосность деталей привода и кулачкового вала ТНВД.
С топливным насосом высокого давления в одном агрегате объединен топливоподкачивающий насос.
Применяемый на двигателях V-образный ТНВД показан на рисунке 38.
В расточке нижней части корпуса расположен кулачковый вал 23 с напрессованными на него роликовыми коническими подшипниками 21. От осевого перемещения кулачковый вал зафиксирован двумя крышками. Под крышки подшипников устанавливаются регулировочные прокладки 22, которыми регулируется натяг в подшипниках, который должен составлять 0,05 ... 0,10 мм.
В расточки корпуса установлены толкатели 2, состоящие из корпуса толкателя, ролика, втулки и оси, которая фиксируется относительно корпуса толкателя штифтом. Толкатель в сборе фиксируется от проворота в корпусе ТНВД с помощью специального сухаря 3.
В расточки корпуса установлены восемь съёмных секций в сборе. Каждая секция состоит из корпуса секции 8, поворотной втулки 5, втулки 9 с плунжером 6 и нагнетательного клапана 11, поджатого штуцером 12 к втулке плунжера.
Плунжер 6 приводится в движение от кулачкового вала посредством толкателя. Пружина 4 через тарелку постоянно прижимает ролик толкателя к кулачку, что обеспечивает возвратно-поступательное движение плунжера. Диаметр плунжера 12 мм.
Плунжерная пара служит для создания давления топлива у форсунки и изменения количества топлива, подаваемого в камеру сгорания двигателя за цикл. Дозирование топлива осуществляется одновременным изменением как начала, так и конца цикла нагнетания топлива.
Втулка плунжера имеет два окна, расположенных на одном уровне, которые одновременно служат для наполнения и для отсечки топлива. Когда плунжер находится в нижнем положении, через оба окна топливо затекает в надплунжерную полость. При движении вверх, в момент перекрытия окон верхней кромкой плунжера, начинается активный ход плунжера, в течение которого топливо вытесняется в нагнетательный трубопровод.
Для изменения начала нагнетания в зависимости от нагрузки, на верхнем торце плунжера выполнена управляющая кромка специальной формы. Когда винтовые кромки плунжера начинают открывать окна, активный ход заканчивается, топливо начинает поступать в отсечную полость, давление в надплунжерной полости резко падает и впрыск топлива прекращается.
Для изменения количества впрыскиваемого топлива плунжер поворачивается вокруг своей оси с помощью поворотной втулки, которая связана с рейкой ТНВД.
Итак, при помощи управляющей кромки изменяют начало подачи топлива, а при помощи отсечных кромок - момент отсечки. При этом меняются не только углы начала и конца подачи, но и количество впрыскиваемого топлива
Принцип работы рядных насосов фирмы «БОШ» аналогичен.
Установка рядного насоса с механическим регулятором на двигатель и его связи с моторными системами показана на рисунке 39. Установка насоса с электронным регулятором аналогична, при этом рычаги регулятора и останова, а также болты ограничения их перемещения отсутствуют.
ВНИМАНИЕ!
Проверку, регулировку и ремонт ТНВД допускается производить только в специализированных мастерских сервисных центров квалифицированным персоналом.
Проверку и техническое обслуживание V-образных ТНВД выполнять один раз в два года (см. таблицу 11). Техническое обслуживание ТНВД ф. «БОШ» при соблюдении требований эксплуатации не проводится.
Во избежание ухудшения качества рабочего процесса в двигателе, повышения токсичности и дымности отработавших газов, а также выхода двигателя из строя категорически запрещается установка на двигатели не указанных в таблице 1 настоящего руководства моделей ТНВД.
Рисунок 39 - Установка и внешние связи рядного ТНВД фирмы БОШ с механическим регулятором:
1 - насос топливоподкачиваюгций; 2 - болт ограничения минимальных оборотов; 3 - рычаг регулятора; 4 - болт ограничения максимальных оборотов; 5 - рычаг останова.
ФИЛЬТР ТОНКОЙ ОЧИСТКИ ТОПЛИВА (рисунок 40) предназначен для окончательной очистки топлива от мелких частиц перед поступлением в ТНВД. Фильтр установлен в самой высокой точке системы питания топливом для сбора и удаления в бак воздуха вместе с частью топлива через клапан, который установлен на перепуске из фильтра.
ВНИМАНИЕ!
При замене фильтрующих элементов необходимо строго соблюдать правила обслуживания системы питания топливом. Не допускайте попадания загрязнений в систему питания и применяйте фильтрующие элементы только следующих моделей: 740.1117040-01, 740.1117040-02, 740.1117040-04.
КЛАПАН фильтра тонкой очистки топлива 13 представлен на рисунке 40. Клапан предназначен для удаления воздуха, скапливающегося в верхней части фильтра тонкой очистки топлива, а также для предохранения фильтрующих элементов от разрыва. При достижении давления в полости «Б» подвода топлива 25...80 кПа (0,25...0,80 кгс/см2), происходит перемещение шарика 15 и перетекание топлива из полости «Б» в полость «А» через жиклёр 16 клапана. При давлении 200...240 кПа (2,0...2,4 кгс/см2) обеспечивается полное открытие клапана и перепуск топлива в топливный бак через полость «А». При нормальной работе двигателя воздух, скапливающийся в верхней части ФТОТ вместе с частью топлива, циркулирующей в магистрали низкого давления, через клапан прокачивается в топливный бак. Расход топлива ограничивается жиклёром 16. При засорении фильтроэлементов до критических значений давление в полости Б возрастает, что приводит к значительному расходу топлива через жиклёр. В результате этого двигатель теряет мощность и останавливается.
Рисунок 40 - Фильтр тонкой очистки топлива:
1 - корпус; 2 - болт; 3 - уплотнительная шайба; 4 - пробка; 5, 6 - прокладки; 7 - фильтрующий элемент; 8 - колпак; 9 - пружина; 10 - сливная пробка; 11 - стержень; 12 - гайка; 13 - корпус клапана; 14 - пружина клапана; 15 - шарик; 16 - жиклер; А - полость отвода топлива; Б - полость подвода топлива.
НАСОС ТОПЛИВОПОДКАЧИВАЮЩИЙ 7 (рисунок 34) или 18 (рисунок 35) поршневого типа, предназначен для подачи топлива из бака через фильтры предварительной и тонкой очистки к плунжерным парам ТНВД.
Насос установлен на ТНВД. Схема работы насоса показана на рисунке 41. В корпусе топливоподкачивающего насоса размещены: поршень, пружина поршня, толкатель, впускной и нагнетательный клапаны с пружинами. Возвратно-поступательное движение поршня 1 осуществляется под действием толкателя 9, расположенного с одной стороны поршня и пружины 4 - с другой стороны.
Насос топливоподкачивающий работает только при вращении эксцентрика 8, т.е. при вращении кулачкового вала ТНВД.
При движении поршня 1 вверх под действием толкателя 9 топливо, преодолев усилие пружины 6, открывает клапан 5 и из полости «Б» поступает в полость «А» (под поршнем). Клапан 2 при этом закрыт.
При опускании толкателя 9 поршень 1 под действием пружины 4 движется вниз. В полости «Б» создается разрежение и впускной клапан 2, сжимая пружину 3, пропускает топливо из подводящего топливопровода «Г» в полость «Б». Одновременно топливо, находящееся в нагнетательной полости «А», вытесняется в отводящий топливопровод «В», при этом клапан 5 под действием пружины 6 закрывается, исключая перетекание топлива из полости «А» в полость «Б».
Рисунок 41 - Схема работы топливоподкачивающего насоса:
1 - поршень; 2 - впускной клапан; 3, 6 - пружины клапанов; 4 - пружина поршня; 5- нагнетательный клапан; 7 - пружина толкателя; 8 - эксцентрик; 9 - толкатель; А - полость нагнетания топливоподкачивающего насоса; Б - полость всасывания топливоподкачивающего насоса; В - отводящий топливопровод (к ФТОТ); Г - подводящий топливопровод (от фильтра предварительной очистки топлива).
ФИЛЬТР ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ (ГРУБОЙ) ОЧИСТКИ ТОПЛИВА
В топливных системах двигателей КАМАЗ, с целью повышения их надежности, должны применяться фильтры грубой (предварительной) очистки топлива со степенью очистки от частиц механических примесей размером до 30 мк не менее 95% и воды не менее 93%. Таким требованиям отвечает фильтр PreLine 270 фирмы «MANN HUMMEL», изображенный на рисунке 42.
Фильтр предварительной очистки топлива состоит из корпуса 5, на который установлены: ручной топливопрокачивающий насос 3 мембранного типа, сменный фильтрующий элемент (фильтр-патрон) 8 с водосборным стаканом 9, электроподогреватель топлива 6, который при работе в условиях тропического климата может не устанавливаться, тогда вместо него ставится заглушка.
Неочищенное топливо из бака по топливным трубкам подаётся во впускной канал 1 фильтра предварительной очистки топлива, затем в фильтр-патрон, где происходит отделение воды и очистка от механических примесей и твёрдых частиц размерами более 30 мкм. Механические примеси, твёрдые частицы и вода задерживаются фильтроэлементом сменного фильтр-патрона и скапливаются в водосборном стакане. Очищенное топливо поступает в полость выпускного канала 7 и далее по топливным трубкам в топливоподкачивающий насос.
Перед пуском двигателя после длительной стоянки и после смены фильтр-патрона производится удаление воздуха из полостей фильтра предварительной очистки топлива. Для этого ослабляется винт удаления воздуха 4 и прокачивается топливо ручным насосом 3 до тех пор, пока из отверстия винта удаления воздуха не пойдет топливо без воздуха, после чего винт завернуть.
В эксплуатации необходимо ежедневно сливать отстой, повернув винт 10, расположенный на дне водосборного стакана.
Фильтр-патрон (№ для заказа: 66 604 58 190) рекомендуется менять через одно ТО-2 (32...33 тыс. км пробега автомобиля) или чаще, если наблюдается падение мощности двигателя по причине использования некачественного (загрязнённого) топлива. Процедура замены представлена на корпусе каждого фильтр-патрона в виде рисунков и надписей.
Рисунок 42 - Фильтр предварительной очистки топлива PreLine 270 ф. «MANN+HUMMEL»:1 - впускной канал; 2 - крышка мембраны ручного топливопрокачивающего насоса (ТПН); 3 - ручной ТПН; 4 - винт удаления воздуха; 5 - корпус; 6 - электроподогреватель; 7, 11 — выпускной канал; 8 - сменный фильтрующий элемент; 9 - водосборный стакан; 10 - винт слива воды.
В случае работы в странах с холодным климатом фильтр PreLine 270 комплектуется встроенным электроподогревателем топлива 6 мощностью 350 Вт, предотвращающим парафинообразование при низких температурах окружающего воздуха. Подогреватель автоматически включается при температуре топлива +5°С.
Альтернативным вариантом фильтра предварительной очистки топлива PreLine 270 фирмы «MANN+HUMMEL» (Германия), применяемого на двигателях КАМАЗ, является фильтр предварительной очистки топлива RACOR SK 1969 фирмы «PARKER» (США), который имеет аналогичную конструкцию и близкие технические характеристики. Фильтр отличается конструкцией ручного топливопрокачивающего насоса, мощностью электроподогревателя 300 Вт и сменным фильтр-патроном (№ для заказа: 66 604 58 190). Для работы в странах с тропическим климатом применяется фильтр RACOR SK 1967 (без электроподогревателя топлива).
ТОПЛИВОПРОВОДЫ подразделяются на топливопроводы низкого давления - 0,4.. .2,0 Мпа (4...20 кгс/см ) и высокого давления - более 30 МПа (300 кгс/см ).
Топливопроводы низкого давления двигателей изготовлены из стальной трубы сечением 10х1 мм с паяными наконечниками, а высокого давления из стальных трубок внутренним диаметром 2 мм, наружным - 7 мм с гайками и конусными наконечниками. Во избежание поломок от вибрации топливопроводы закреплены скобами к впускным коллекторам.
ПРИВОД ТНВД показан на рисунке 43. Он состоит из вала привода ТНВД 8 с пакетами передних 4 и задних 6 компенсирующих пластин, полумуфты ведомой 2, фланца ведомой полумуфты 3, фланца центрирующего 5, полумуфты ведущей 10 и центрирующих втулок 13. Каждый пакет компенсирующих пластин состоит из 6-ти пластин толщиной 0,5 мм каждая, изготовленных из стали 65Г.
ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ ТОПЛИВОМ
В процессе эксплуатации двигателя и особенно в начальный ее период необходимо регулярно проверять момент затяжки гайки 5 (рисунок 37) крепления скоб форсунок и болта 11 (рисунок 43) ведущей полумуфты привода ТНВД.
Регулярно сливайте отстой из фильтров тонкой и предварительной очистки топлива. Методика обслуживания фильтра предварительной очистки топлива приведена в описании фильтра. Для слива воды из фильтра тонкой очистки топлива отвернуть на два-три оборота сливные пробки 10 (рисунок 40). Отстой сливать до появления чистого топлива.
Смену фильтрующих элементов фильтра тонкой очистки топлива рекомендуется проводить каждые 20000 км пробега изделия или 560 часов работы двигателя, для чего:
- вывернуть на два-три оборота сливные пробки и слить топливо из колпаков фильтра в посуду, затем ввернуть пробки;
- вывернуть болты крепления колпаков фильтра, снять колпаки и удалить загрязненные фильтрующие элементы;
- промыть колпаки дизельным топливом;
- установить в каждый колпак новый фильтрующий элемент с уплотнительными прокладками, установить колпаки с фильтрующими элементами и затянуть болты;
- прокачать систему насосом предпусковой прокачки топлива;
- пустить двигатель и убедиться в герметичности фильтра.
Подтекание топлива устранить подтяжкой болтов крепления колпаков.
Проверку и обслуживание ТНВД проводить в специализированных и аттестованных сервисных центрах ОАО «ЯЗДА», ОАО «КАМАЗ» и фирмы «БОШ».
Давление начала впрыскивания топлива форсунок регулируется на стенде путем установки регулировочных шайб под пружину при снятых гайке, распылителе, проставке и штанге. При увеличении общей толщины регулировочных шайб (повышение сжатия пружин) давление начала впрыскивания возрастает. Изменение толщины шайб на 0,05 мм приводит к изменению давления начала впрыскивания на 0,30.. .0,35 Мпа (3,0.. .3,5 кгс/см2).
Количество устанавливаемых шайб должно быть не более трех.
Давление начала впрыскивания - согласно требованиям таблицы 1.
Начало и конец впрыскивания топлива должны быть четкими. Распылитель не должен иметь подтеканий. Впрыскивание должно сопровождаться характерным звуком. Замена одной какой-либо детали (корпуса распылителя или иглы) не допускается, так как они составляют прецизионную пару.
После обслуживания и ремонта V-образные и рядные ТНВД устанавливать на двигатель в следующей последовательности:
1 Собрать ТНВД с валом привода согласно рисунку 43 в зависимости от комплектации двигателя, при этом необходимо совместить установочную метку на фланце ведомой полумуфты с указателем на корпусе ТНВД. Допустимое смещение установочной метки в сторону увеличения угла опережения впрыскивания топлива - не более 2-х мм.
2 В ТНВД залить (проконтролировать уровень) моторное масло, применяемое на двигателе, до уровня сливного отверстия.
3 Установить фиксатор в паз маховика. При этом метка на детали поз. 2 должна быть расположена вверху, а шпонка 12 должна быть расположена в горизонтальной плоскости на стороне восьмого цилиндра. Ведущую полумуфту установить на вал ведомой шестерни привода ТНВД, не затягивая стяжного болта.
4 Установить ТНВД с приводом на двигатель. Затянуть болты крепления ТНВД к блоку цилиндров перекрестным методом в два приема. Моменты затяжки приведены в приложении А.
ТНВД с приводом в развале блока цилиндров должен быть закреплён без перекосов.
5 Закрепить болтами 10 пакет задних пластин привода ТНВД, предварительно установив в них центрирующие втулки 13.
6 Стяжной болт 11 затягивать в последнюю очередь. Для этого необходимо его ослабить так, чтобы ведущая полумуфта могла свободно перемещаться вдоль вала и занять оптимальное положение, исключающее осевое напряжение и деформацию (изгиб) передних и задних пластин. После этого затянуть болт крепления полумуфты
7 После окончания установки и регулировки рукоятку фиксатора маховика установить в мелкий паз на корпусе фиксатора.
8 Затянуть гайки топливопроводов высокого давления
Рисунок 43 - Установка привода ТНВД на двигателях:
1 - корпус ТНВД; 2 - полумуфта ведомая; 3 — фланец ведомой полумуфты; 4, 6 — пакеты компенсирующих пластин; 5 - фланец центрирующий; 7,9 - болты крепления; 8 - вал привода; 10 - полумуфта ведущая; 11 - болт полумуфты ведущей; 12 - шпонка; 13 - втулка центрирующая; 14 - подшипник 306 в картере агрегатов. S - допускаемое смещение установочной метки в сторону увеличения угла опережения впрыскивания топлива не более 2-х мм.
Проверку установки и регулировки угла опережения впрыскивания топлива с помощью моментоскопа проводить в следующем порядке:
1 Отсоединить трубку высокого давления от восьмой секции ТНВД.
2 На штуцер восьмой секции установить моментоскоп.
3 У двигателей с V-образным ТНВД с электронным регулятором, при помощи специального диагностического оборудования и ЭБУ установить положение рейки, соответствующее 100 %-му перемещению (контролируется датчиком положения рейки).
У двигателей с рядным ТНВД с электронным регулятором, при помощи специального диагностического оборудования и ЭБУ установить напряжение электрического сигнала положения рейки ТНВД - 4,7 В.
У двигателей с рядным ТНВД с механическим регулятором, рычаг привода управления регулятором 3 перевести в среднее положение (рисунок 39).
4 Заполнить топливную систему двигателя топливом с помощью стендового топливопрокачивающего насоса.
5 Вращая коленчатый вал двигателя, заполнить топливом стеклянную трубку моментоскопа (ВНИМАНИЕ! Коленчатый вал вращать только вручную).
6 Вращая коленчатый вал двигателя, совместить установочную метку (риску) фланца ведомой полумуфты с указателем на корпусе ТНВД (рисунок 43).
7 Провернуть коленчатый вал двигателя на пол-оборота против хода вращения (по часовой стрелке, если смотреть со стороны маховика).
8 Перевести фиксатор маховика в глубокий паз и медленно повернуть коленчатый вал двигателя по ходу вращения до момента начала движения топлива в стеклянной трубке моментоскопа или до вхождения фиксатора в паз маховика.
Если в момент начала движения топлива в стеклянной трубке моментоскопа:
- фиксатор вошел в паз маховика двигателя;
- установочная метка фланца ведомой полумуфты и указатель на корпусе ТНВД совпали (допускается несовпадение метки относительно указателя не более 2 мм в сторону опережения впрыскивания топлива);
- головка стяжного болта 11 ведущей полумуфты находится как показано на рисунке 43, то угол опережения впрыскивания топлива установлен правильно, фиксатор перевести в мелкий паз.
Если в момент начала движения топлива в стеклянной трубке моментоскопа паз маховика двигателя не дошел до фиксатора, ослабить болты крепления ведомой полумуфты и медленно повернуть коленчатый вал по ходу вращения до вхождения фиксатора в паз маховика, затянуть болты крепления ведомой полумуфты, перевести фиксатор в мелкий паз и проверить точность установки угла опережения впрыскивания топлива.
Если фиксатор вошел в паз маховика двигателя, а топливо в стеклянной трубке моментоскопа не двинулось, необходимо перевести фиксатор в мелкий паз и медленно повернуть коленчатый вал по ходу вращения до момента начала движения топлива в стеклянной трубке моментоскопа, ослабить болты крепления ведомой полумуфты, провернуть коленчатый вал против хода вращения на 4... 10° дальше фиксатора, перевести фиксатор в глубокий паз и медленно повернуть коленчатый вал по ходу вращения до вхождения фиксатора в паз маховика, затянуть болты крепления ведомой полумуфты, перевести фиксатор в мелкий паз и проверить точность установки угла опережения впрыскивания топлива.
9 Проверить точность установки угла опережения впрыскивания топлива, для чего:
- провернуть коленчатый вал на 1,5 оборота по ходу вращения;
- перевести фиксатор маховика в глубокий паз;
- медленно поворачивая по ходу вращения коленчатый вал, внимательно следить за уровнем топлива - фиксатор маховика должен войти в паз маховика двигателя в момент начала движения топлива в стеклянной трубке моментоскопа. При этом установочная метка фланца ведомой полумуфты и указатель на корпусе ТНВД должны совпасть (допускается несовпадение метки относительно указателя не более 2 мм в сторону опережения впрыскивания топлива);
- перевести фиксатор маховика в мелкий паз.
Установка угла опережения впрыскивания топлива по моментоскопу является приоритетной.
При отсутствии моментоскопа допускается проверка установки и регулировка угла опережения впрыскивания топлива по меткам. Для этого, предварительно выключив подачу топлива и затормозив изделие, выполнить следующие операции:
1 Проверить точность установки угла опережения впрыскивания топлива, для чего:
- провернуть коленчатый вал до совмещения установочной метки фланца ведомой полумуфты с указателем на корпусе ТНВД (рисунок 43);
- провернуть коленчатый вал на пол-оборота против хода вращения (по часовой стрелке, если смотреть со стороны маховика);
- перевести фиксатор маховика в глубокий паз и медленно повернуть коленчатый вал по ходу вращения до момента, когда фиксатор войдет в паз маховика.
Если в этот момент:
- установочная метка фланца ведомой полумуфты и указатель на корпусе ТНВД совпали (допускается несовпадение метки относительно указателя не более 2 мм в сторону опережения впрыскивания топлива);
- головка стяжного болта 11 ведущей полумуфты находится как показано на рисунке 43, то угол опережения впрыскивания топлива установлен правильно, фиксатор перевести в мелкий паз.
2 При несовпадении (с учетом допуска 2 мм) установочной метки фланца ведомой полумуфты и указателя на корпусе ТНВД в момент, когда фиксатор вошел в паз маховика необходимо провести регулировку угла опережения впрыскивания топлива, для чего:
- ослабить болты крепления фланца ведомой полумуфты;
- медленно повернуть фланец ведомой полумуфты до совмещения установочной метки с указателем на корпусе ТНВД;
- затянуть болты крепления фланца ведомой полумуфты;
- перевести фиксатор маховика в мелкий паз;
- проверить точность установки угла опережения впрыскивания топлива по пункту 1.
Проверить затяжку болтов привода ТНВД динамометрическим ключом.