Срок замены тормозной жидкости
Как часто нужно менять тормозную жидкость? - АвтоЖидкость
Удивительно, но факт: в век доступности информации немало автомобилистов до сих пор не знают, что нужно периодически обновлять тормозную жидкость. Причём осознание не приходит даже тогда, когда внезапно педаль под правой ногой проваливается, а потом, через минуту, снова поднимается – и работоспособность системы восстанавливается. Всё списывается на «глюк системы» или что-то вроде этого. О том, как часто нужно менять тормозную жидкость в автомобиле и почему это обязательный пункт технического обслуживания – читайте в статье.
Зачем менять тормозную жидкость?
Начнём с основ. Тормозная жидкость выполняет функцию передатчика давления от главного тормозного цилиндра (ГТД) на рабочие. Водитель давит на педаль, ГТД (простейший поршень в корпусе с системой клапанов) посылает напор жидкости по магистралям. Жидкость передаёт давление в рабочие цилиндры (суппорты), поршни выдвигаются и разводят колодки. Колодки прижимаются с усилием к рабочей поверхности дисков или барабонов. И за счёт возникшей силы трения между этими элементами автомобиль останавливается.
К главным свойствам тормозной жидкости относятся:
- несжимаемость;
- устойчивость к низким и высоким температурам;
- нейтральное отношение к пластиковым, резиновым и металлическим деталям системы;
- хорошие смазочные свойства.
Обратите внимание: первым прописано именно свойство несжимаемости. То есть жидкость должна чётко, без задержек и в полной мере передавать давление на рабочие цилиндры или суппорты.
Тормозная жидкость обладает одним неприятным свойством: гигроскопичность. Гигроскопичность – это способность накапливать влагу из окружающей среды.
Вода в объёме тормозной жидкости снижает её стойкость к закипанию. Например, жидкость ДОТ-4, самая распространённая на сегодня, не закипит, пока не достигнет температуры 230°C. И это минимальное требование стандарта американского департамента транспорта. Реальная температура кипения хороших тормозных жидкостей достигает 290°C. При добавлении в тормозную жидкость всего 3,5% воды от общего её объёма, температура кипения упадёт до +155 °C. То есть примерно на 30%.
Тормозная система при своей работе выделяет обильное количество тепловой энергии. Это логично, ведь останавливающее усилие возникает при трении с большим прижимным усилием между колодками и диском (барабаном). Эти элементы порой разогреваются до 600°C в пятне контакта. Температура от дисков и колодок передаётся на суппорты и цилиндры, что разогревает жидкость.
И если точка кипения будет достигнута – жидкость закипит. В системе образуется газовая пробка, жидкость потеряет свойство несжимаемости, педаль провалится и тормоза откажут.
Интервалы замены
Через сколько нужно менять тормозную жидкость? В среднем срок службы этой технической жидкости до скопления критического количества воды составляет 3 года. Это справедливо для гликолевых вариантов, таких как DOT-3, DOT-4 и его вариаций, а также DOT-5.1. Жидкости DOT-5 и DOT-5.1/ABS, в которых в качестве базы использована силиконовая основа, более устойчивы к скоплению воды, их можно не менять по 5 лет.
В случае, если авто эксплуатируется каждый день, а климат в регионе преимущественно влажный – сроки между очередными заменами тормозной жидкости желательно сократить на 30-50%. Гликолевые жидкости при тяжёлых условиях работы системы нужно менять каждые 1,5-2 года, силиконовые – 1 раз в 2,5-4 года.
Как понять, что пришло время поменять тормозную жидкость?
В случае, если вы не знаете, когда последний раз обновлялась тормозная жидкость (забыли или только купили авто), есть два способа понять, пора ли проводить замену.
- Воспользоваться анализатором тормозной жидкости. Это простейший прибор, который по электрическому сопротивлению этиленгликоля или силикона оценивает процент влаги в объёме. Есть несколько версий этого тестера тормозной жидкости. Для бытовых нужд подойдёт самый простой. Как показала практика, даже дешёвый прибор обладает ничтожно малой погрешностью, и ему можно доверять.
- Оценить визуально тормозную жидкость. Откручиваем пробку и заглядываем в расширительный бачок. Если жидкость мутная, потеряла прозрачность, потемнела или в её объёме заметны мелкодисперсные вкрапления – однозначно меняем.
Помните! Лучше забыть поменять моторное масло и попасть на ремонт двигателя, чем забыть про тормозную жидкость и попасть в аварию. Среди всех технологических жидкостей в авто самая важная – это тормозная.
//www.youtube.com/watch?v=ShKNuZpxXGw&t=215s
Как понять что пора менять тормозную жидкость?
Тормозная жидкость является одной из самых важных рабочих жидкостей, используемых в автомобиле. Ее уровень и качество напрямую влияют на безопасность вождения. Многие водители, к сожалению, об этом забывают. В этой статье мы представим пять сигналов, которые указывают, что жидкость должна быть заменена как можно скорее. Мы также проверим, какова цена замены тормозной жидкости и где ее стоит проводить.прибор для проверки тормозной жидкости
Во-первых, простая базовая информация, которая поможет вам понять, почему правильный уровень и качество тормозной жидкости так сильно влияют на безопасность вождения. Тормозная жидкость, используемая в гидравлической тормозной системе легкового автомобиля, передает давление от 3,6 до 10 МПа (в зависимости от типа автомобиля и типа системы), создаваемое тормозным насосом и системой, увеличивая тормозное усилие непосредственно на рабочие элементы.
В обычной, в настоящее время самой популярной дисковой тормозной системе, то есть в которой рабочими элементами являются тормозные диски и тормозные колодки, жидкость давит на тормозные поршни, установленные в суппортах тормоза. Это, в свою очередь, позволяет прижимать рабочие поверхности тормозных колодок к поверхностям тормозных дисков. Чем выше давление тормозной жидкости, создаваемое насосом и системой экстренного торможения, тем больше давление жидкости на поршень, и следовательно, тем больше тормозное усилие.
Почему нельзя забывать про тормозную жидкость?
Очень низкий уровень тормозной жидкости в бочке, вызванный утечкой или неисправностью тормозной трубки, понижает или целиком исключает способность остановки автомобиля (так называемая мягкая педаль тормоза). По этой причине так важно регулярно следить за ее уровнем (бачок находится под капотом, уровень жидкости должен находиться в районах от минимального до максимального значения), а также проверять наличие трещин на изгибах тормозных шлангов.
Тормозная жидкость имеет недостатки — она стареет и впитывает воду. Жидкость теряет свои антикоррозийные свойства, что вызывает коррозию поршней в тормозных суппортах, а также других немаловажных элементов тормозной системы. Тормозная жидкость впитывает воду через резиновые (гибкие) концы тормозных магистралей (на колесах). Жидкость с содержанием воды до 1% все еще имеет очень хорошие свойства, а ее температура кипения превышает 185 градусов (в настоящее время современные жидкости могут выдерживать до 230 градусов). Содержание воды до 2% снижает температуру кипения жидкости примерно на 20 градусов, что значительно снижает эффективность торможения. Содержание воды выше 3% от объема жидкости дает знак на немедленную замену. После вскрытия герметичной упаковки с тормозной жидкостью немедленно залейте ее в систему. Если упаковка остается открытой — ее можно утилизировать.
Качество тормозной жидкости можно легко проверить с помощью электронного тестера, наконечники которого погружены в жидкость.
Что нужно знать при замене тормозной жидкости?
Первое, что вам нужно сделать, это проверить, какой тип тормозной жидкости рекомендуется производителем (DOT3, DOT4, многие компании также имеют дополнительные спецификации для конкретных марок автомобилей), а также какое количество необходимо.
Тормозная жидкость должна быть свежей. Ей не должно быть более нескольких лет. Упаковка должна быть герметично закрыта — не только крышкой, но и дополнительным алюминиевым или другим защитным колпачком.
Вы можете купить тормозную жидкость самостоятельно. Однако замену тормозной жидкости лучше всего проводить в мастерской. Почему? Потому что вся система должна быть полностью прокачена, и в ней не должно быть воздуха, что напрямую влияет на эффективность торможения. Все колеса должны быть демонтированы при смене жидкости. Это можно сделать без проблем, когда машина находится на подъемнике в мастерской. Гораздо сложнее заменить самостоятельно жидкость в гараже. Кроме того, механики во время замены тормозной жидкости проверяют герметичность системы, проверяют состояние тормозных трубок и шлангов, а также дисков, тормозных колодок и барабанов.
В случае современных автомобилей с усовершенствованными тормозными системами, а также многих автомобилей премиум-класса при замене тормозной жидкости необходимо подключить автомобиль к диагностическому компьютеру с помощью соответствующего программного обеспечения. В большинстве случаев это невозможно сделать с помощью обычного тестера за несколько сотен рублей. Заливка слишком большого количества тормозной жидкости в автомобилях, оснащенных противоскользящей системой ESP, интерпретируется как неисправность тормозной системы, это может парализовать ваш автомобиль.
Сколько стоит заменить тормозную жидкость?
Средняя стоимость такой услуги составляет от 600 до 1500 тысяч рублей, в зависимости от типа автомобиля, количества жидкости.
Сколько стоит тормозная жидкость? От 200 рублей за литр, в случае самых дешевых, и до 2000 рублей за литр, в случае продукции лучших брендов. В среднем — около 400 рублей за литр.
Теперь давайте посмотрим, в каких ситуациях нужно быстро заменить тормозную жидкость
5 сигналов о том, что тормозная жидкость должна быть заменена как можно скорее
Низкая эффективность торможения, несмотря на нужный уровень количество жидкости в системе (с нагреванием тормозов эффективность торможения теряется). Скорее всего, причиной сбоя является попадания влаги в жидкости (в ней содержится более 3% воды), что резко снижает ее температуру кипения.
Коррозия тормозной системы, возникающая на тормозных суппортах, на поршнях, установленных в них. Это признак того, что жидкость влажная и потеряла свои антикоррозийные свойства. В таких ситуациях ржавые поршни в тормозных суппортах часто закисают, и их невозможно вернуть на место после торможения. Это вызывает не только разрушение суппортов, но также ускоренный и неравномерный износ колодок и дисков, повышенный расход топлива и одностороннее стирание колодки при торможении. Тормозная жидкость не имеет ничего общего с коррозией, воздействующей на тормозные диски.
Срок годности тормозной жидкости. Жидкость следует заменять каждые два года. Тормозная жидкость должна быть заменена при покупке подержанного автомобиля.
Замена компонентов тормозной системы, таких как главный цилиндр, тормозные суппорты, тормозные трубки или тормозные шланги. При их установке всегда заливайте новую жидкость в систему.
Видимые отложения в бачке с тормозной жидкостью, добавление по ошибке другой жидкости в бачок, разрыв бачка, обнаружение во время измерения, что в жидкости содержится более 3% воды в составе.
Замену жидкости также стоит совмещать с обычной заменой рабочих элементов тормозной системы. Например, хорошо заменить жидкость при установке новых тормозных колодок или новых дисков.
В итоге — водитель должен помнить:
- заменяйте тормозную жидкость каждые два года (или каждые 60 000 км пробега, если автомобиль используется очень интенсивно, и этот пробег достигается менее чем за два года)
- выбирайте жидкость в соответствии с рекомендациями производителя автомобиля
- используйте только жидкость, которая была герметично закрыта и не старше нескольких лет
- Замену жидкости лучше производить в мастерской, совмещая ее с диагностикой эффективности других элементов
- контролировать уровень жидкости.
- Это повысит безопасность движения, и защитит элементы тормозной системы от преждевременного износа.

Spread the love Как поменять колесо без домкрата простой способ Довольно зачастую случаются ситуации, когда в пути пробивает колесо. Во время замены колеса выявляется, что домкрат сломан или оставлен в гараже. В то время, когда пытаешься кого-нибудь остановить, чтобы попросить помощи, никто не останавливается. Приходится придумывать, как выйти из положения. Я дам незатейливый совет: как […]
нет комментариев
Spread the love Как отремонтировать потускневшие лампы? Прожекторы с поцарапанным матовым стеклом выглядят плохо, а еще хуже блестят. Мы советуем вам, как восстановить их красивый вид и правильные параметры. Вы можете сделать это самостоятельно, не снимая огни с автомобиля. Иногда пластик иногда бывает матовым и обесцвечивается изнутри — так обстоит дело, например, в случае фар, в которые […]
нет комментариев
Spread the love 5 сигналов о том, что пора менять тормозную жидкостьСодержание1 5 сигналов о том, что пора менять тормозную жидкость1.1 Почему нельзя забывать про тормозную жидкость?1.1.1 Что нужно знать при замене тормозной жидкости?1.1.2 Сколько стоит заменить тормозную жидкость?1.2 5 сигналов о том, что тормозная жидкость должна быть заменена как можно скорее1.2.0.1 В итоге — […]
нет комментариев
Spread the love Что необходимо проверить в коробке передач при покупке б/у автомобиля Покупка не нового автомобиля с МКПП, а тем более с АКПП , процесс сложный и в некотором роде рискованный. Риск заключается в том, что большинство продавцов не всегда озвучивают все известные им проблемы, иногда случается так, что они и сами о них не […]
нет комментариев
Spread the love Размер ремня генератора на Приору с кондиционером Наверняка всем владельцам автомобиля Лада Приора приходилось производить замену ремень генератора. Ресурс его не вечен и он имеет регламент замены, который составляет 60 000 тыс. км, либо два года, после его установки на автомобиль. Но как правило, вынужденной заменой является неприятный скрип при пробуксовывании ремня, […]
нет комментариевПериодичность и методика замены тормозной жидкости в автомобиле

Весь модельный ряд современного легкового автомобильного транспорта использует жидкостные субстанции как рабочую среду для торможения. В результате тормозная система каждой машины радует владельца своей простотой, надежностью, длительным эксплуатационным ресурсом.
Однако водители часто оказываются перед фактом, что максимум через год после заливки свежей жидкости в системе торможения начинаются перебои. При резком нажатии на педаль она проваливается, а автомобиль, как ни в чем не бывало, продолжает движение. При таком поведении машины значительно увеличивается тормозной путь. Ситуация может выйти из-под контроля и тогда не избежать серьезного ДТП. Необходимо принимать экстренные меры.

Во избежание происшествий, каждый водитель обязан производить периодическое обновление жидкости в системе, особенно, если она приобретает красный оттенок. Снижение уровня является сигналом для ее доливки. Добавлять следует материал одинаковой марки и одного производителя до верхнего уровня на расширительном бачке.
Структура тормозной жидкости гигроскопична. Это значит, что данная субстанция интенсивно впитывает влагу с внешней среды. Когда на улице идет сильный дождь, снег, туман, при регулярной езде по лужам она сильно насыщается мельчайшими водяными частицами. Влага, находящаяся в тормозных трубопроводах, разъедает их изнутри, вызывая коррозию, выводит из строя барабаны, цилиндры, суппорты.
Какие сроки замены тормозной жидкости?
✔ ВАЖНО! Плановая смена тормозной жидкости должна осуществляться каждые два года эксплуатации авто. Это связано с тем, что в момент торможения на автостраде диски тормозов нагреваются до 550°С. Температура дисков из керамики может достигать 1000°С. Жидкость в тормозной системе тоже сильно нагревается вместе с находящейся там водой.Как работают тормоза
Вода кипит при достижении 100°С. Гибкие тормозные шланги при этом трескаются, штуцеры прикипают к ниткам резьбы. Открутить их для прокачки невозможно, поэтому необходимо ломать и высверливать остатки. Такие операции часто завершаются тем, что приходят в негодность колесные цилиндры или суппорта тормозов и их приходится менять.

Во избежание дорогостоящих замен, чреватых растратой денег, при обнаружении воды в тормозной жидкости ее необходимо немедленно сменить. Чтобы это понять, следует присмотреться к поведению тормозной педали. Когда она нажата до упора, а при этом торможение не происходит, значит, в тормозной системе присутствует вода.
Из-за наличия воды в момент резкого нажатия на педаль образуются пузыри газа. Давление на цилиндры тормозов практически отсутствует. Получается всем известный эффект паровой блокировки тормоза. При интенсивном движении на автостраде либо скоростном режиме города это чрезвычайно опасно.
Комплексным решением в подобной ситуации является тщательный анализ состояния главного цилиндра тормозов. При малейших подозрениях на его неисправность лучше этот узел полностью заменить новым. Старая тормозная жидкость, которая уже приобрела бурый цвет, сливается без сожаления.

Прокачка тормозов
В тормозную систему необходимо залить новую жидкость и прокачать тормоза вдвоем по всем правилам инструкции по эксплуатации от производителя. Один человек должен находиться на водительском кресле, периодически нажимая педаль тормоза ногой. Другой человек, присев возле колеса машины, рожковым ключом проворачивает штуцер на тормозном цилиндре, откручивая подачу тормозной жидкости.

На штуцер при этом надевается отрезок резиновой трубки. По ней в подставленную бутылку стравливается излишек воздуха и сливается немного жидкости. Качать необходимо до тех пор, пока в сливаемой субстанции не будет пузырьков воздуха. Данную операцию может осуществлять и один человек при наличии специального вакуумного насоса. Он продается в магазинах по продаже автомобильных товаров.
При отсутствии у автолюбителя ямы либо подъемника, замену тормозной жидкости и профессиональную прокачку тормозной системы можно осуществить в условиях автосервиса. Высококвалифицированные мастера произведут все операции быстро, качественно, с гарантией.
Подписывайтесь на наш канал ставьте палец вверх 👍 и не пропускайте интересные темы- Спасибо!
Когда надо менять тормозную жидкость в автомобиле?
Обслуживание27 мая 2018
В течение всего срока эксплуатации транспортного средства нужно периодически менять тормозную жидкость (сокращенно – ТЖ). Указанная операция без особых проблем выполняется в гаражных условиях, специализированный инструмент и оборудование не потребуется. Цель данной публикации – рассказать о периодичности и технологии замены жидкости в автомобиле.
Зачем обновлять ТЖ?
Рабочая жидкость тормозов является несжимаемой средой с определенными физическими параметрами. Изначально расходный материал обладает практически нулевой влажностью и способен нормально работать при высоких температурах (200–260 °С), не переходя в кипящее состояние.
Первым делом стоит прояснить, зачем менять жидкость в контурах системы тормозов автомобиля. С течением времени свойства ТЖ ухудшаются из-за гигроскопичности – способности впитывать водяные пары, содержащиеся в окружающем воздухе. Контакт рабочего тела с воздушной средой происходит в расширительной емкости, куда перетекают излишки в процессе эксплуатации тормозов.
Когда «тормозуха» получает 3% и более дополнительной влажности, минимальный порог кипения значительно снижается – до 140–180 °С. Заметьте: при обычном городском движении жидкость в автомобиле прогревается до 150 °С, при более динамичной езде – до 180–200 °С. Тогда в основном контуре системы протекают следующие процессы:
- В непосредственной близости от тормозных механизмов колес несжимаемая среда начинает медленно закипать.
- Образуются мелкие пузырьки воздуха, которые постепенно объединяются. В трубке появляется воздушная пробка, вытесняющая часть жидкости в расширительный бачок.
- Поскольку воздух является сжимаемой средой, при очередном срабатывании тормозов усилие от педали не передается суппортам, колодки не смыкаются на диске. Результат отказа тормозной системы понятен – ДТП различной степени тяжести.
Справка. Температура точки кипения зависит от марки и состава ТЖ. Новый расходный материал на гликолевой основе типа DOT 3 закипает при 230 °С, DOT 4 – после нагрева до 240 градусов. Силиконовые составы DOT 5, DOT 5.1/ABS вскипают по достижении температуры 260 °С.
Отсюда вывод: на вопрос, надо ли менять рабочую жидкость тормозов, существует единственный ответ – однозначно нужно. В противном случае езда становится небезопасной для водителя, пассажиров и остальных участников дорожного движения.
Когда нужно менять?
Срок эксплуатации тормозного состава зависит от нескольких факторов – типа расходного материала, манеры езды, исправности и класса машины. Для различных условий периодичность замены тормозной жидкости выбирается по-разному:
- На транспортных средствах, заправленных составами DOT 3 и DOT 4, текущее обновление производится 1 раз в 3 года, не реже.
- Жидкости на силиконовой основе способны нормально работать до 5 лет, если не возникнет какая-либо нештатная ситуация. Соответственно, материалы DOT 5, DOT 5.1/ABS нужно менять через 4–5 лет.
- Внеочередная замена делается в случае изменения цвета. Пример: в процессе ремонта и прокачки рабочих цилиндров вы заметили помутнение жидкости либо увидели плавающие черные частицы – остатки изношенных резиновых манжет. Последние нередко засоряют калиброванные отверстия в основном и вспомогательных цилиндрах.
- Полное обновление рабочей среды требуется после смешивания материалов несовместимых марок, например, DOT 4 и DOT 5. В подобных случаях система опорожняется и заливается новая ТЖ, дальше ее следует менять через 3 либо 5 лет, о чем сказано выше.
- После приобретения подержанной машины принято заливать новые технологические жидкости, в том числе и содержимое тормозной системы. Неизвестно, что заливал туда предыдущий владелец и сколько времени ездил без замены «расходников».
- Внимательно изучите инструкцию по эксплуатации – производители нередко указывают периодичность обновления заправочных емкостей в автомобиле.
Примечание. Гликолевая ТЖ (DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1), находящаяся в нормальном техническом состоянии, окрашена в желтоватый или светло-коричневый цвет, визуально материал кажется прозрачным. Состав на силиконовой основе отличается красноватым оттенком.
Если транспортное средство используется для коммерческих целей и «наезжает» в течение 1 года более 50 тыс. км, то замену рекомендуется производить ежегодно либо с интервалом 40 тыс. км пробега. Одновременно делается ревизия системы на предмет раскисших сальников и утечек. Из-за тяжелейших условий работы часто менять ТЖ приходится на спорткарах (типа Ferrari или Lotus), производители требуют обновлять жидкость каждые 15–20 тыс. км пробега.
Как проверить состояние жидкости?
Диагностика ТЖ выполняется следующими способами:
- Визуальный. Открутите крышку расширительной емкости и внимательно изучите содержимое. Цвет должен соответствовать залитому типу жидкости (прозрачно-желтый либо красноватый). Если заметили мутный осадок или плавающие черные частицы, материал стоит сменить.
- С помощью специальных тестовых полосок.
- Электронным прибором – тестером. Рядовому автолюбителю покупать подобный аппарат нецелесообразно, такая проверка делается мастерами сервисных станций техобслуживания.
Лакмусовые тестовые полоски типа BG9100 продаются в свободном доступе и позволяют оценить возраст и степень загрязнения рабочей среды по содержанию мельчайших частиц меди, проникающих в ТЖ от контакта с деталями системы. Диагностика производится согласно инструкции:
- Выньте индикаторную полоску из упаковки, отвинтите и снимите крышку расширительного бачка.
- Погрузите лакмус в емкость и прикройте пробку.
- Спустя 30–60 секунд достаньте полоску и сравните с образцами, нарисованными на упаковке. Прочитав описание к цветному маркеру, легко разобраться, когда пора менять тормозную жидкость.
Обратите внимание! Индикаторные полоски не дают представления о степени увлажнения ТЖ. О превышении нормы можно догадаться по образованию воздушных пузырьков внутри рабочей среды при отсутствии неисправностей и утечек. Воздух хорошо заметен в процессе прокачки контуров с помощью прозрачной пластиковой трубки.
Инструкция по замене
Чтобы поменять жидкость в тормозной системе подавляющего большинства автомобилей, достаточно иметь простые инструменты и приспособления:
- домкрат и ключ для колесных болтов (гаек);
- ключ накидной размером 8–10 мм для откручивания сливных штуцеров на рабочих цилиндрах;
- прозрачная трубка того же размера и пластиковая бутылка;
- шприц медицинский объемом 20 см3.
Условия ведения работ – гараж либо ровная площадка на улице. Когда пришел срок согласно регламенту замены, купите новый состав подходящей марки, привлеките помощника и приступайте к работе в следующем порядке:
- Установите и зафиксируйте авто на площадке с помощью противооткатных средств. Ослабьте болты правого заднего колеса и снимите его, подняв машину домкратом.
- Поднимите крышку капота, открутите пробку расширительного резервуара. Шприцем вытяните из бачка максимальное количество жидкости.
- Долейте новый состав до нормы, попросите помощника занять водительское место.
- Захватите штуцер рабочего цилиндра колеса ключом, наденьте трубку и опустите второй конец в открытую бутылку.
- Предложите помощнику надавить 5–7 раз педаль тормоза и зафиксировать ее в нажатом состоянии. Отверните ключом патрубок и наблюдайте за истечением старой ТЖ в емкость. Когда струя уменьшится, закрутите штуцер.
- Повторите действие несколько раз, наблюдая за уровнем в расширительной емкости и доливая жидкость по мере необходимости. Когда по трубке потечет чистая ТЖ без пузырьков, затяните патрубок и переходите к следующему колесу.
Опорожнять систему и менять через трубку с непрозрачными стенками не следует – так не удастся заметить воздушные пузырьки и течение новой жидкости. По окончании работ обязательно проверьте тормоза на ходу – после резкого нажатия педали все колеса в автомобиле должны тормозить одновременно. Если в каком-либо контуре останется воздух, машина станет отклоняться от прямой траектории в момент торможения.
Метки: системы управления, тормозная системаОпределяем срок замены тормозной жидкости
С помощью ТЖ передается энергия от главного тормозного цилиндра в цилиндры, расположенные на колесах, а далее она попадает на колодки. Через сколько менять тормозную жидкость, можно узнать из соответствующей записи в сервисной книге, но многие водители пренебрегают указанными сроками.
Зачем нужно менять тормозную жидкость
Любую рабочую жидкость со временем надо менять. Через сколько менять тормозную жидкость, зависит от функций, какие она выполнят. Производители определили периодичность замены жидкости в среднем сроком от полутора до двух лет, либо после 30 – 40 тысяч пробега автомобиля. Эта периодичность определяется для штатного использования автомобиля и указывается в руководстве автомобиля.
На старых автомобилях можно использовать только органическую ТЖ БСК — современная синтетика может оказать разрушительное действие на резиновые и различные металлические соединения в их гидравлических контурах. Производить ее замену надо примерно раз в год, а также после зимнего сезона. Так как зимой БСК, которая состоит из бутилового спирта и касторового масла, замерзает.
Существует несколько заблуждений у начинающих водителей по поводу ТЖ:
- Они считают, что замкнутый режим эксплуатации ТЖ – это всего лишь условность. Чтобы осуществлялось технологическое движение воздуха, тормозная система оснащена компенсационными отверстиями. ТЖ имеет свойство впитывать влагу. Поэтому вещества, являющиеся ее составляющими, теряют свои свойства. Это одни из моментов, когда менять тормозную жидкость необходимо.
- Некоторые считают, зачем менять тормозную жидкость, если можно просто ее долить. Можно, но лучше этого не делать. Все производители придерживаются примерно одинаковой технологии изготовления. Но есть ряд стандартов, которые применяются для конструктивных особенностей, касающиеся конкретной марки автомобиля. Поэтому на небольшой срок долить ТЖ можно. Но в дальнейшем эксперты настоятельно рекомендуют полностью поменять ТЖ.
- Можно ли использовать любые ТЖ стандарта DOT-4? Нет, нельзя. Существуют определенные типы и виды ТЖ, надо придерживаться рекомендаций производителя, касающихся типа ТЖ. Не стоит экспериментировать со своей безопасностью.
Если произошла поломка тормозной системы автомобиля, то нужно полностью поменять ТЖ.
Зачем менять тормозную жидкость, мы разобрались. Теперь расскажу о замене ТЖ. Есть две возможности замены жидкости: поехать на СТО, где это сделают профессионалы, или заменить своими руками. Если вам будут менять ТЖ в сервисе, то они только заменят жидкость и все. Если вы будете менять сами, то проведете визуальный осмотр всей системы, проверите исправность амортизаторов и подвесок.
Если вы решили менять ТЖ самостоятельно, то в первую очередь должны выяснить, какая на вашем автомобиле схема тормозной системы: параллельная или диагональная схема контуров. Если схема тормозов диагональная, то ТЖ меняется в такой последовательности: сначала меняется заднее колесо с правой стороны, затем переднее колесо с левой стороны, потом заднее колесо с левой стороны и в последнюю очередь переднее колесо с правой. При параллельной схеме меняется ТЖ сначала на задних колесах, а потом на передних. Замена выполняется на яме при снятых колесах. Если на автомобиле стоит АБС, а насос, блок клапанов и гидроаккумулятор конструктивно находятся в одном узле, то замена делается как обычно. Иначе, лучше обратиться в автосервис. Станции оснащены специальным оборудованием и сделают замену ТЖ быстро и качественно.
Периодичность замены
На периодичность замены влияет свойство гигроскопичности. Было на опыте установлено, что в течение года в ТЖ попадает 2-3% воды, которую она берет из воздуха. Это ведет к тому, что температура кипения снижается на 30-50 градусов. Таким образом, достигать кипения она будет при температуре от 145 градусов. Такой ситуации допускать нельзя, так как тормоза блокируются паром. Образуются водяные пузырьки, которые резко расширяются, некоторое их количество безусловно попадает в специальный резервный бачок. Это приводит к некорректной работе тормозов. Педаль тормоза при нажатии на нее просто проваливается, так как рабочая жидкость содержит слишком много паров и не создает необходимого давления.
Поэтому производители автомобилей настоятельно рекомендуют менять полностью ТЖ один раз в два года не зависимо от пробега авто.
Когда менять тормозную жидкость, можно определить, проверив ее состояние с помощью специальных тестеров. С их помощью определяется такой важный параметр, как температура кипения.
Показания на приборе показывают, нужно ли менять тормозную жидкость и насколько она работоспособна:
- при показаниях тестера 175 градусов и выше ТЖ пригодна для дальнейшего использования;
- если показания находятся в пределах от 165 до 175 градусов, то ТЖ можно использовать при условии, что с момента, когда она менялась, прошло не более одного года;
- при показателях температуры меньше 165 градусов ТЖ надо срочно менять.
Автомобили премиум класса и дорогие брендовые авто, а также гоночные, отличаются от остальных тем, когда менять тормозную жидкость. Для них устанавливаются более жесткие сроки. Возникает вопрос, через сколько менять тормозную жидкость в таких машинах? Например, для Порше, Бентли, Феррари, Мазерати ТЖ надо менять через каждые 10 -20 тысяч километров. Такая большая разница объясняется тем, что эти автомобили эксплуатируются в более суровых условиях.
При обычном размеренном движении по городу без нагрузок ТЖ нагревается до 150 градусов. Если происходит резкое торможение, движение по крутой дороге, передвижение с нагрузкой в виде прицепа, температура может подниматься до 180 градусов, а при торможении достигает 200 градусов. Естественно, ТЖ не рассчитана на такую нагрузку. Заявленная у производителей температура кипения 200 -265 градусов.
Мы определились, когда менять тормозную жидкость. Надо постоянно следить за качественным и количественным состоянием ее составом. Покупать надо только правильную ТЖ, которая указана в руководстве к вашему автомобилю. Менять ТЖ надо сразу же, как только вы пришли к такому выводу. От этого зависит ваша безопасность.
Видео “Замена тормозной жидкости”
Посмотрев запись вы узнаете, как самостоятельно заменить ТЖ на автомобиле BMW X5.
Как часто менять тормозную жидкость?

Исправность тормозной системы служит залогом безопасности движения. По этой причине крайне важную роль играют отслеживание состояния тормозов и своевременная замена тормозной жидкости. Водители, не пренебрегающие собственной и чужими жизнями, периодически меняют расходники. Но как часто надо это делать?
Ответим сразу, что замена тормозной жидкости необходима минимум 1 раз после 2-х лет её эксплуатации, а при владении спорткаром — вдвое, а то и втрое чаще.
Периодичность замены тормозной жидкости
Точную периодичность её замены производители этого материала не придумывают с потолка. Они разрабатывают регламент, учитывая химический состав и свойства вещества.
Температура, при которой кипит тормозная жидкость — от +200 до +260, однако её гигроскопичность (способность поглощать влагу) с течением времени снижает данный порог, тогда как тормозная жидкость во время движения в городе часто нагревается до +150…+180. При достижении точки кипения формируются пузырьки воздуха, это вызывает выбрасывание жидкости в специальную ёмкость — резервный бачок. В результате чего уровень снижается, что препятствует созданию необходимого давления в случае резкого торможения, вследствие чего провал газовой педали становится неизбежным.
Если тормозная жидкость содержит более 3 процентов влаги, температура её кипения увеличивается на 30-50 градусов.
Серьёзным поводом замены этой жидкости являются химические свойства разных присадок, с течением времени начинающих разлагаться, в следствии чего происходит потеря свойств.
Причины срочной замены тормозной жидкости
Регламент замены, установленный изготовителем, предусматривает пробег от 30 000 до 60 000 км, то есть в среднем менять приходится 1 раз в 2 года. Наличие системы АБС никак не изменяет эту периодичность. Когда дело касается спортивных автомобилей, менять тормозную жидкость необходимо после 15 000 км, поскольку скоростные режимы подобных машин повышены. Однако эти цифры носят лишь ориентировочный характер, так как при изменении цвета жидкости (появлении осадка либо замутнения) приходится заменить жидкость раньше, чем это оговаривалось. Езда на машине с такой жидкостью приводит к поломке тормозной системы.
По этой причине, помимо пробега, важным показателем необходимости замены тормозной жидкости служит цвет этого вещества. Зрительный контроль является не единственным методом отслеживания состояния. К примеру, на СТО жидкость проверяют с помощью специальных тестеров, которые определяют содержание влаги, выводя на табло информацию о необходимости в замене.
Тормозная жидкость, имеющая гликолевую основу, должна подлежать замене после каждых 40 000 км пробега. В случае использования жидкости на силиконовой основе может быть абсолютно другая периодичность её замены, достигающая иногда 5-и лет.
Дополнительный повод внеплановой замены этого вещества — разгерметизация системы тормозов, поскольку, помимо вытекания части жидкости, оставшаяся часть довольно быстро наполняется кислородом, что ведёт к снижению порога её кипения.
Водителю следует постоянно помнить о важности своевременной замены тормозной жидкости, поскольку отказ тормозов недопустим.
%rtb-4%
Виды тормозной жидкости в классе DOT
Главными параметрами тормозной жидкости являются абсорбция влаги и температура кипения. Чем температура кипения выше, тем выше качество жидкости и её цена.
Жидкости класса DOT 3 создаются на основе соединений гликолей. Их производство является недорогим, однако вместе с этим гигроскопичность DOT-3 выше, чем других классов, они накапливают влагу быстрее, что вызывает уменьшение температуры кипения.
Жидкости класса DOT 4 имеют более высокие характеристики, используются в машинах, в которых установлены дисковые тормоза. Основой их являются соединения эфиров и борной кислоты. Последняя целиком нейтрализует водный конденсат. Это вызывает уменьшение объёма влаги в сравнении с жидкостями класса DOT 3, способствуя поддержанию установленной температуры кипения и продлевая срок эксплуатации жидкостей DOT 4.
Класс DOT 4 объединяет тормозные жидкости высокого качества.
Тормозные жидкости DOT 5 производят на силиконовой основе, они не гигроскопичны, не поглощают воду при её попадании в систему тормозов, не образуют с ней смесей, что иногда вызывает накопление влаги в нижней части тормозной системы, а также замерзание этой воды, попадающей в систему, в случае низких температур.
Тормозные жидкости, относящиеся к классу DOT 5.1, по составу сходны с DOT 4, однако в них используются присадки, повышающие температуру кипения, что даёт возможность использовать DOT 5.1 для скоростных авто.
Если в тормозной системе уже есть жидкость DOT 5 (но не DOT 5.1), нельзя в эту же систему доливать DOT 3 либо DOT 4, в противном случае тормозная система придёт в неисправность.
Тормозные жидкости, относящиеся к классу ДОТ 4, могут смешиваться с ДОТ 3. Одинаковые тормозные жидкости могут смешиваться между собой.
Требуется соблюдение правила, предусматривающего, что жидкость более высокого класса может добавляться в жидкость более низкого класса, тогда как обратное смешивание недопустимо. К примеру, когда в машину была залита жидкость DOT 3, допускается доливание жидкостей DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1. В результате качества жидкости будут даже улучшены.
Периодичность замены тормозной жидкости
Замена тормозной жидкости — обязательная процедура, целью которой является обеспечение нормальной работы тормозной системы автомобиля. Замену можно проводить на СТО или в домашних условиях. Однако процедура эта несложная, поэтому большинство автомобилистов вполне могут самостоятельно выполнить ее, сэкономив тем самым деньги. Исключением могут стать лишь машины с АБС, поскольку иногда требуется специальное оборудование.
Стоит отметить, что существует два основных метода замены ТЖ — с последовательный и параллельный. Первый является наиболее популярным. Его суть заключается в последовательной замене жидкости в каждом отдельном исполняющем тормозном цилиндре. Во-первых, этот способ быстрее, а во-вторых, с его помощью автовладельцу не нужен помощник. Второй метод подразумевает полное опустошение магистралей и цилиндров тормозной системы, и последующее их заполнение новой жидкостью. Его недостатками является длительное время выполнения, некоторые неудобства и обязательное наличие помощника для прокачки тормозной системы.
Сроки замены тормозной жидкости зависят от:
- модели автомобиля (зачастую производитель конкретно указывает периодичность или пробег в километрах, по истечении которых необходимо менять «тормозуху»);
- используемой жидкости (чем она более качественна и относится к современному классу, тем реже нуждается в замене);
- условий эксплуатации машины (герметичность тормозной системы, стиль вождения).
В среднем же, замена тормозной жидкости автомобиля выполняется:
Тестер тормозной жидкости
- через 2…3 года эксплуатации или через каждые 50 тысяч километров пробега (в зависимости от того, какое условие наступит раньше);
- если машина продолжительное время (например, более двух лет) стояла неподвижно;
- при ремонте тормозных механизмов (магистралей, трубок, патрубков, колодки и/или суппорта сюда не относятся в случае, если при ремонте не была специально или не специально разгерметизирована соответствующая система);
- в случае неудовлетворительного состояния жидкости (если она значительно загрязнилась или увлажнилась более чем на 3%).
Существуют электронные диагностические приборы, задача которых состоит в фиксации уровня влажности ТЖ. Однако стоят они недешево, и покупать их имеет смысл только в случае постоянного использования (например, на СТО).
Основная рекомендация в данном случае заключается в том, чтобы использовать ту тормозную жидкость, которая рекомендована производителем вашего авто. Это касается как класса (DOT 3, DOT 4, DOT 4.5, DOT 4+, DOT 4 SUPER, DOT 5, DOT 5.1), так и основы — гликолевые и минеральные.
В большинстве современных машин используется ТЖ класса DOT4. Она сделана на гликолевой основе, и имеет в своем составе пакет антикоррозионных и смазывающих присадок. Что касается температуры закипания, то она составляет для «сухого» состава +240°С, а для «мокрого» (увлажненного) — +160°С. Срок ее службы составляет около 2 лет. После этого ее нужно заменить.
Тормозные жидкости классов DOT 5 и DOT 5.1 сделаны на основе силикона. Отличаются негигроскопичностью, то есть, не впитывают влагу. Нейтральны к лакокрасочным покрытиям. ТЖ класса DOT 5 следует менять каждые 5 лет, а DOT 5.1 — через каждый год.
Тормозные жидкости всех производителей если они относятся к одному классу совместимы.
Последовательность действий по замене тормозной жидкости немного отличается у машин с АБС и без таковой. В случае, если гидроаккумулятор, насос и блок клапанов АБС входят в один узел, то возможна замена ТЖ своими руками, как и для машины без АБС. Но если же гидроаккумулятор расположен отдельно, то замену нужно выполнять на СТО, поскольку для этого нужно специальное оборудование, которое нагнетает дополнительное давление в системе.
Это интересно: Что такое пыльник ШРУСа?Перед описание непосредственно замены тормозной жидкости по регламенту, необходимо уточнить, что эта процедура проводится отдельно в каждом из контуров тормозной системы. Поэтому перед ее выполнением уточните в мануале или технической документации строение упомянутой системы с тем, чтобы понимать, в какой последовательности и что делать.
В частности, от этого зависит последовательность прокачивания тормозов на колесах. В любом случае на машинах с левым рулем меняют жидкость на правом заднем колесе. Далее, если система контуров параллельная, то следующее колесо — левое заднее. Далее — правое переднее и левое переднее. Если же система диагональная, то вторым колесом будет левое переднее, третьим — заднее левое, четвертым — переднее правое.
Последовательность замены
В большинстве случаев замена тормозной жидкости проводится по следующему алгоритму (первый, так называемый последовательный способ):
Слив ТЖ из бачка
- Машина загоняется на эстакаду или подъемник таким образом, чтобы был нормальный доступ к тормозным цилиндрам (их штуцерам).
- С машины снимают все колеса.
- Надеть на штуцеры тормозных цилиндров плотные шланги, второй конец которых поместить в пластиковые бутылки.
- Откачать с помощью шприца ТЖ из расширительного бачка.
- Отвернуть штуцеры и убедиться, что ТЖ начинает течь в бутылки (отвернуть не сильно, чтобы поток был небольшим).
- При этом обязательно нужно контролировать опустошение расширительного бачка, и при необходимости доливать в него новую жидкость, дабы не завоздушить тормозную систему.
- Контролировать количество жидкости в сливных бутылках. Как только по шлангу польется новая ТЖ (ее вы легко определите по цвету), сразу же необходимо закрутить штуцер. Приблизительный объем в бутылке старой ТЖ составляет 200…300 мл.
- После того как из всех штуцеров полилась новая ТЖ необходимо проконтролировать момент их затяжки, чтобы гарантировать герметичность системы. Не забудьте надеть защитные колпачки!
Замена ТЖ на подъемнике
- Долить оставшуюся жидкость в расширительный бачок до линии максимального уровня.
Если у вас нет возможности загнать автомобиль на подъемник или эстакаду, то можно поочередно снимать каждое колесо, устанавливая машину на подпорку (не домкрат!). Соответственно, и доливать систему каждого колеса необходимо по очереди в соответствии с описанной информацией (параллельная или диагональная схема). Очень желательно для этого все же загнать машину на смотровую яму с тем, чтобы у вас был нормальный доступ к цилиндрам.
Второй метод замены, параллельный подразумевает выполнение следующих действий:
- отвинчивание штуцеров на тормозных цилиндрах;
- полное опустошение магистралей тормозной системы;
- завинчивание штуцеров;
- постепенное заполнение системы ТЖ вместе с параллельной ее прокачкой.
Как было упомянуто выше, такой способ также имеет право на существование, однако в силу его малого удобства и трудовых и временных затрат его редко используют.
Это интересно: Замена моторного масла и фильтра на КИА Рио 3Объем используемой жидкости
Точная информация, касающаяся точной информации об объеме тормозной жидкости, вы найдете в мануале или технической документации к автомобилю. Это зависит от его размера и объема тормозной системы. Однако покупать жидкость необходимо с небольшим запасом, ведь замена подразумевает вытеснение старого состава из системы, а для этого нужно будет потратить немного новой жидкости впустую. Поэтому купите около одного-двух литров ТЖ.
Как показывает практика, в системах легковых машин с АБС и без нее (даже у авто с повышенной проходимостью) объем тормозной жидкости приблизительно одинаков, и составляет около 0,6…0,9 литра.
Предостережения и особенности
Существует несколько советов, которые будут полезны не только начинающим, но и уже опытным автомобилистам. К ним относится:
- Тормозную жидкость необходимо менять строго в соответствии с регламентом. Даже независимо от ее внешнего состояния.
- Смешивать можно лишь те «тормозухи», которые относятся к одному классу. В противном случае их смесь не будет соответствовать нормам безопасности, что в свою очередь может привести к частичному выходу из строя тормозной системы (дело в том, что жидкости разных классов имеют разную температуру кипения и химический состав, а смесь понизить их эксплуатационные характеристики).
- Если производителем автомобиля четко указано, что в нем необходимо использовать гликолевую жидкость, значит, заливать в него «минералку» нельзя! И наоборот. Замена тормозной жидкости своими руками должна выполняться в четком соответствии с требованиями производителя машины.
- Нельзя ни в коем случае допускать появления в «тормозухе» воды! В противном случае она может закипеть при более низких температурах, чем те, на которые рассчитана. А это может привести к отказу тормозов. Поэтому необходимо следить за состоянием системы (проверять на герметичность) и вовремя менять ТЖ.
- Загрязнение «тормозухи» может привести к неправильной работе тормозной системы (если она будет очень вязкая, то не сможет мгновенно передать усилия на исполняющие механизмы). Поэтому грязную жидкость нужно заменить вне зависимости от срока ее эксплуатации.
- После замены ТЖ систему обязательно необходимо прокачать. Если этого не сделать, то велика вероятность, что в ней останется воздух, а это недопустимо, поскольку тормоза не будут работать должным образом!
- При прокачке нельзя допускать двух вещей — допустить, чтобы уровень жидкости сильно упал, и создать избыточное давление в расширительном бачке (это касается машин без АБС).
- Расширительный бачок желательно протереть ветошью без ворса. Нельзя промывать его водой!
При работе обязательно придерживайтесь регламента замены тормозной жидкости. Это не только обеспечит правильную и долговременную работу тормозной системы, но и убережет вас и пассажиров от возникновения возможного ДТП вследствие отказа тормозов. Стоимость замены тормозной жидкости своими руками будет ограничиваться покупкой непосредственно жидкости. Все остальные инструменты, как правило, у каждого автолюбителя имеются в гараже или в багажнике машины. Ну а времени эта процедура занимает совсем немного. Особенно, если работать с напарником.