Спутниковое радио в автомобиле


Что такое цифровое спутниковое радио в автомобиле?

На передней панели штатной магнитолы автомобиля, предназначенного для американского рынка, нередко можно увидеть логотип «Sirius» и «XM Radio». Он означает, что данное устройство может напрямую принимать сигналы спутниковых радиостанций, вещающих на территорию США и Канады. Похожая цифровая система, правда «завязанная» на наземные станции, существует и в Европе. В нашей стране эти технологии пока не применяются.

История спутникового радио

Широкое вещание в АМ—диапазоне (на длинных волнах) началось еще в 20-х годах прошлого века. Тогда же появились и первые публичные радиостанции. Но качество звучания их передач оставляло желать лучшего. Со временем этот формат был практически вытеснен более прогрессивным FM-вещанием (на коротких волнах), которое обеспечивало лучшую защиту от помех и позволяло передавать стереофонический сигнал. Полоса воспроизводимых частот FM-приемника тоже была значительно шире. Однако качество звука все равно заметно недотягивало до стандартов компакт-дисков. Поэтому ввод в эксплуатацию коммерческих станций, передающих цифровой сигнал (ничем не уступающий по звучанию CD), стал одним из самых заметных событий в истории мирового радиовещания.

Первые спутниковые цифровые радиостанции появились в Америке в начале 2001 г. Причем их практически одновременно ввели в действие две соперничающие компании — «Sirius Satellite Radio» и «ХМ Satellite radio». Стандарт вещания у них одинаковый (несмотря на жесткую конкуренцию, об этом два конкурента договорились), а соответственно и приемная аппаратура совместима и в большинстве случаев взаимозаменяема. Купив абонемент (около $10 в месяц), клиенты обеих компаний получают доступ к более чем 100 круглосуточным тематическим каналам, каждый из которых транслирует передачи на определенную тему. Среди них есть музыкальные (отдельно по каждому жанру), новостные информационные, образовательные, развлекательные, а также программы на иностранных языках. И никакой рекламы на каналах (!) — вся прибыль складывается только из абонентской платы слушателей. Разница между «Sirius» и «XM Radio» заключается лишь в дешифровке сигнала и методике его распространения.

«Рок-н-ролл» в космосе

Компания «Sirius» пользуется тремя низколетящими спутниками, орбиты которых рассчитаны таким образом, что два из них постоянно находятся в зоне приема сигнала с территории США. (Кстати, все три спутника были запущены с космодрома Байконур с помощью наших ракет-носителей «Протон».) У «ХМ Radio» спутников два. Один из них называется «ХМ Rock», а второй, разумеется, «ХМ Roll» (а как же еще?). Но они находятся на геостационарной орбите, то есть «висят» над Землей, вращаясь вместе с ней.

И тот, и другой способы не лишены недостатков. «Неподвижные» геостационарные спутники «ХМ Radio» находятся довольно низко над горизонтом, и в ряде случаев городская застройка или рельеф местности могут экранировать сигнал. Поэтому в городах (в основном крупных) устанавливают наземные ретрансляторы. Не удалось полностью обойтись без них и компании «Sirius». Хотя один из ее спутников практически всегда находится в зените (оптимальные условия для приема), равномерность покрытия территории вещания тоже не идеальна. К тому же система работает только при наличии трех передатчиков — обойтись двумя (как конкуренты) и сэкономить на этом не получается. Так что и «Сириус» использует ретрансляторы.

И все равно, когда автомобиль едет по городу, а тем более через туннели, прием может временно прерываться. В этом смысле спутниковое радио мало отличается от привычного вещания в FM-диапазоне. Для решения этой проблемы разработчики снабдили цифровые приемники объемистым буфером. Принимаемые ресивером данные складируются в памяти устройств и только после того, как буфер полностью заполнится, — воспроизводятся. Это позволяет во-первых, избежать провалов в звучании, когда приемник временно теряет связь со спутником, а во-вторых, реализовать такие привычные функции компакт-диска или mp3 (недоступные для простого радио), как пауза или повтор прозвучавшего фрагмента.

«ХМ» или «Sirius»

Цифровое спутниковое вещание создавалось, прежде всего, в расчете на автомобилистов. В продаже встречаются и «домашние» приемники, но большинство подобных устройств рассчитано на использование в машине. Для приема спутникового радио в движении необходимы цифровой ресивер, который может входить в состав магнитолы, дешифратор (его код слушатель получает после внесения абонентской платы) и антенна. Такую аппаратуру выпускают практически все известные мировые производители. Но некоторые из них (например, «Blaupunkt», «Clarion», «JVC», «Kenwood» и «Panasonic») поддерживают «Sirius», а другие («Alpine» «Pioneer» и «Sony») ставят на своих изделиях логотип «ХМ». На некоторых головных устройствах написано «Sirius ready» или «ХМ ready» — это значит что спутникового цифрового приемника в них нет, но предусмотрен специальный вход для подключения внешнего ресивера, который приобретается отдельно. Такие магнитолы частенько встречаются в России. Но покупать их нет никакого смысла. Скорее наоборот — символ спутниковой радиостанции на лицевой панели красноречиво свидетельствует о том, что этот аппарат не сертифицирован для применения в нашей стране.

Автопроизводители тоже оказались не единодушны в своих предпочтениях. Приемниками «Sirius» серийно оборудуются модели (напомним — предназначенные для рынков США и Канады) «Aston Martin», BMW (и «Mini»), «Chrysler», «Ford», «Jaguar», «Mazda», «Mitsubishi», «Nissan», «Porsche», «Toyota», «Volkswagen» и «Volvo».

А на автомобили «Honda» и «Acura», равно как и «General Motors», устанавливается аппаратура с логотипом «ХМ Radio». Хотя, повторим, устройства двух конкурирующих фирм чаще всего взаимозаменяемы…

Европейский формат

Аналогичная система цифрового вещания, действующая в Старом Свете, называется «DAB Radio» (Digital Audio Broadcasting), обходится без спутников — сигнал идет с наземных вещательных станций через ретрансляторы. Она тоже предлагает множество тематических каналов с цифровым качеством звучания. Но в отличие от Америки европейские слушатели получат их даром — абонентная плата не взимается. Зато насыщенность передач рекламой —примерно такая же, как в традиционном FM—диапазоне: в среднем 18 минут в течение часа.

Статья в тему: Что такое цифровое радио DAB?

Инициатором европейского цифрового вещания стала британская корпорация ВВС, потому и появилось «DAB Radio» сначала в Англии, а уж затем вещание распространилось на другие страны. Сегодня цифровые радиопередачи можно принимать в Бельгии, Финляндии, Дании, Франции, Германии, Италии, Норвегии, Швеции, Швейцарии и некоторых других странах (в том числе в Китае, Индии и Австралии). Россия пока, к сожалению, не входит в их число. На нашей территории таких радиостанций еще нет. Ближайший к нам DAB-передатчик (в принципе его можно слушать в приграничных районах Калининградской области) находится в литовской столице — Вильнюсе.

Аппаратуру, предназначенную для приема «DAB Radio», выпускают «Alpine», «Blaupunkt», «Clarion», «Grundig», «JVC», «Kenwood»», «Pioneer», «Siemens» и «VDO» (торговая марка, принадлежащая «Philips»). Из европейских автопроизводителей цифровые приемники на конвейере устанавливают «Opel» (и его английское подразделение «Vauxhall», «Audi» (на модели «А6» и «А8»), «Ford» и даже «Lotus» и «TVR». Встречается такое оборудование и на некоторых моделях «Mitsubishi», предназначенных для продажи в Европе (например, на внедорожниках «Pajero» и пикапах «L200»).

Таким образом, цифровое радиовещание получило широкое распространение по всему миру.

Моя свобода – это радиоприёмник: эволюция автомобильного радио - КОЛЕСА.ру – автомобильный журнал

Считается, что первый автомобильный радиоприемник появился в 1930 году. Им стал Motorola 5T71 американской компании Galvin Manufacturing Corporation, будущей Motorola. Сегодня на дворе 2018-й, а значит, аналоговое радио звучит в наших автомобилях практически в неизменном виде уже… 88 лет! Редкостный пример долгожительства и консерватизма, надо заметить.

Да, радио в машине с годами приобрело информативный дисплей, автоматическую настройку и память, в его сигнал «вплетена» полезная информация в формате RDS, но в целом оно фактически осталось таким же, как и на заре автомобилизации – принимающим старый добрый аналоговый сигнал. Впрочем, аналоговое радио постепенно уступает позиции цифровому: все больше стран планируют отказ от вещания в «аналоге» и переходят на «цифру».

Главное преимущество цифровых стандартов – гораздо большая плотность станций. Сейчас в «аналоге» сетка частот такова, что промежутки между станциями FM-диапазона 87,5 - 108 МГц составляют не менее 400 килогерц. С такой сеткой в диапазоне помещается около полусотни станций, и пустых участков нет потому, что любой редкий случай выставления высвободившейся частоты на конкурс, скажем, в московском регионе, вызывает нешуточный ажиотаж среди медиакомпаний. Если вещание перевести на цифровой стандарт, количество свободных частот увеличится раз в двадцать. А значит, получить место для вещания будет легче. Может, даже вырастет количество интересных узкоформатных станций, среди которых каждый найдет что-то по душе.

Как это работает?

В Европе в качестве цифрового стандарта принят DAB - Digital Audio Broadcasting. Сегодня он уже существует в версии DAB+, но мы для простоты будем называть его просто DAB.

Исторически сложилось, что DAB-вещание обосновалось в диапазоне частот 175-239 МГц. Этот участок разбит на фиксированные каналы, в каждом из которых может работать полтора-два десятка станций, не мешая друг другу. Для того чтобы «ловить» цифровое радио, нужен соответствующий приемник, в котором имеется DAB-тюнер. Сегодня в ассортименте большинства известных брендов есть автомобильные головные устройства, имеющие в своем составе как аналоговый тюнер для участка 87,5 - 108 МГц, так и цифровой, для участка 175 - 239 МГц.

Антенна для DAB может представлять собой небольшую коробочку, наклеиваемую в угол лобового стекла автомобиля.

Если головное устройство в машине не умеет принимать DAB, а менять его не предполагается, можно приобрести отдельный DAB-приемник, выполненный в виде штекера в прикуриватель. Он тоже потребует выведения отдельной приемной антенны, а с автомобильной аудиосистемой соединяется либо через ее линейный вход, либо через вход AUX, либо через встроенный в DAB-приемник аналоговый FM-трансмиттер.

Количество и качество

Главный плюс DAB – расширение частотного ресурса и появление большого количества узкосегментированных радиостанций. Скажем, радио для любителей собак, разговоров исключительно о политике, любителей рыбной ловли или фанатов «Локомотива».

Главных минусов – два. Во-первых, это, конечно же, необходимость покупать новую автомагнитолу. А во-вторых, как ни парадоксально – отсутствие сколь-либо заметных улучшений в качестве звучания. Реальность такова, что цифровое радио DAB на одной и той же акустической системе звучит ничуть не лучше аналогового…

И увеличение радиуса вещания «цифра» тоже не дает. Скорее, наоборот: при выходе из зоны устойчивого вещания, когда вы, к примеру, выезжаете за город, аналоговая станция достаточно долго продолжает звучать, потом появляются легкий шум и помехи, затем они нарастают и, наконец, музыка или голос полностью тонут в шумах. А DAB-станция уже на границе легких помех пропадает разом... Особенно неприятен этот эффект в плотной высотной городской застройке, где встречаются «пробелы» DAB-покрытия. Там, где «аналог» просто временно ухудшает качество, «цифра» начинает «проглатывать» куски. Иногда не спасает даже буферизация цифрового потока в приемнике, рассчитанная как раз на такие случаи.

DAB-вещание в мире и в России

Цифровое радиовещание появилось более двух десятков лет назад, но единого стандарта цифрового радиовещания в мировом масштабе нет. В США местный цифровой формат под названием HD-radio не совместим с европейским DAB: там применено гибридное вещание одновременно «цифры» и «аналога» на традиционных «аналоговых» частотах. Китайский CDR (China DigitalRadio) с европейским цифровым радио тоже несовместим.

Но и внутри самой Европы нет единства. Правда, не в стандартах, а в подходе к концепции. Единственной страной, целиком перешедшей на DAB и полностью прекратившей вещание в аналоговом формате, в конце 2017 года стала Норвегия. Близка к тому и Великобритания. Наряду с аналоговыми, DAB-радиостанции работают в Италии, Германии, Франции, Австрии, Бельгии, Греции, Швеции, Нидерландах и еще ряде стран, и до полного вытеснения «аналога» там весьма далеко. В то же время около половины европейских стран находятся в положении глубоко раздумывающих о введении DAB. К примеру, буквально в прошлом году «цифра» появилась в эфире Чехии, но зато Латвия, два года тестировавшая цифровое радиовещание, от DAB отказалась, сочтя его нецелесообразным.

В России DAB-вещание не ведется. У Минкомсвязи есть к нему интерес, и не раз анонсировалось введение «цифры» в будущем, но пока никаких реальных подвижек нет.

Вернее, почти нет. Несколько лет назад в Москве проводилось пробное тестовое вещание с размещением передатчиков на Останкинской башне, к тому же существует отечественный собственный стандарт РАВИС. Правда, тоже несовместимый с DAB.

Почему внедрение «цифры» в нашей стране идёт, мягко выражаясь, вяло? Во-первых, из-за опасений невостребованности DAB среди вещателей. Все радиостанции живут за счет рекламы, а общего бюджета всего рекламного рынка России просто не хватит на возросшее в несколько раз количество станций. Ну и, как минимум, нужно дождаться ухода в «цифру» телевидения, потому что сейчас DAB-диапазон у нас занят аналоговым телевещанием: на этих частотах сидят каналы НТВ, Россия-1 и Матч.

Радио через спутник

Говоря об эволюции радио, нельзя не упомянуть это отдельное и особое направление радиовещания, также ориентированное в основном на автомобилистов. Принципиальным и важнейшим его отличием от наземного радиовещания (что аналогового, что цифрового) является огромный радиус охвата. Если наземное радио работает в радиусе 50-80 километров от передающей антенны, то спутниковое работает везде. Неудивительно, что появилось оно именно в США с их развитой автоиндустрией, массовыми дальними грузоперевозками и популярным среди населения автомобильным туризмом. Можно ехать десятки и сотни километров от города к городу, пересекать границы штатов – и везде любимая радиостанция будет с тобой!

Спутниковое радио до сих пор остается фирменной американской фишкой. В начале 90-х годов появились две компании спутникового вещания - Sirius и XMRadio, а в 2008 году они объединились под общим названием SiriusXM. Вещание ведется на частотах 2332,5 - 2345,0 МГц с четырех спутников и через сети дополнительных земных ретрансляторов на территории США, Канады и в 300-километровой морской зоне вдоль побережья. На других континентах и в иных странах SiriusXM не ловится. Однако известны случаи приема даже в России, когда подержанные грузовики из США, в которых был установлен приемник и чудом сохранилась оплаченная подписка, попадали в районы Чукотки и Камчатки, где захватывали край зоны вещания. Впрочем, это исключение, а не правило.

Работает SiriusXM по платным тарифам. Обычно при покупке нового автомобиля или приемника предоставляется тестовый период в 2-3 месяца, а затем требуется оплата от $11 в месяц за базовый пакет из 80 станций и дороже.

Как принимать?

Автомобили, производимые в США и для США, зачастую уже обладают встроенными тюнерами SiriusXM. В них для перехода в режим приема со спутника служит кнопочка «satellite radio». В этом случае спутниковое радио изначально интегрировано в аудиосистему и установлена антенна.

Для тех авто, где штатного тюнера с SiriusXM нет, доступны «комплекты дооснащения» по цене $50-70 – небольшие приемнички с выносной антенной и дисплеем, выглядящие как GPS-навигаторы. Такие гаджеты устанавливаются на торпедо или центральную консоль, а со штатной аудиосистемой соединяются проводом через вход AUX.

Что звучит?

Сегодня в сетке вещания SiriusXM работает 150 станций. Среди них есть каналы, которые ведут «тамошние» медийные знаменитости – Опра Уинфри, Говард Стерн, известные стендап-комики. На радиостанциях SiriusXM многие музыканты и группы дают живые концерты, которые впоследствии выходят отдельными дисками. Целый сегмент специализированных станций посвящен популярным спортивным состязаниям и околоспортивной жизни в своей сфере. Это гонки NASCAR, игры NBA и NHL, гольф-турниры серии PGA Tour и тому подобное. В спортивном вещании как нигде важна непрерывность звучания вне зависимости от маршрута и его продолжительности, поэтому трансляции спортивных событий по SiriusXM – любимое развлечение американских дальнобойщиков, коммивояжеров и прочей публики, проводящей дни и ночи за баранкой.

А вот в нашей космической стране спутниковое радиовещание – еще большая фантастика, чем цифровое DAB… Если с последним что-то рано или поздно решится, то инвестировать в спутники в расчете на сбор абонентской платы со слушателей никто никогда не рискнет. Ну а про какую-то госпрограмму в этой области говорить и вовсе не приходится…

Возьми с собой радио. Спутниковое: Цифровое спутниковое радио

Цифровое спутниковое радио покинуло автомобиль. Теперь переносной приемник можно взять с собой куда угодно

Две антенны передают сигнал XM на спутники, оттуда потребитель получает его на свой приемник

От редакции «ПМ»

В Америке все не как у людей. Там свои стандарты сотовой связи (*AMPS, CDMA; даже наш родной GSM там на других частотах!). Там свой стандарт «обычного» ТВ (NTSC), свой стандарт спутникового ТВ (ATSC), нет единого стандарта для кабельного ТВ и много других стандартов, которые больше почти нигде в мире не встретишь. И со спутниковым радио американцы тоже отличились. В Европе спутникового радио как такового вообще нет. С одной стороны, любой обладатель стандартного спутникового приемника (европейский стандарт DVB) может принимать десятки радиостанций прямо на свою тарелку. С другой стороны, это решение никак нельзя назвать мобильным — даже небольшую тарелку с собой не поносишь. Зато в Европе развито «цифровое» радио (DAB). Но несмотря даже на то, что никто в России принимать сигналы американского спутникового радио ни за что не сможет (спутники висят так, что просто не «видны» отсюда), мы все равно решили рассказать об этой любопытной технологии.

Спутниковое радио взрослеет. Сначала его позиционировали как сервис для водителей грузовиков и любителей совершать длительные путешествия на колесах. Сегодня оно направляется к нам домой, в парки, да и вообще всюду, где народ хочет слушать музыку. Недавний успех переносного бумбокса SKYFi от компании Delphi, равно как и его конкурента Sirius, — убедительное тому доказательство.

Приемник Delphi SKYFi стоит чуть меньше $200. Сто из них за бумбокс, остальное — за модуль собственно приемника. Похоже, что цена выставлена верно — небогатые покупатели оценили новинку. Правда, в месяц за удовольствие придется доплачивать еще $10. Объявленный в позапрошлом году домашний радиоплеер от Sony стоил в районе $300. В прошлом году компания Sony сняла его с производства и решила вообще закрыть эту линейку.

Компания XM верит, что ей удастся оторвать людей от компьютера, где они слушают интернет-радио, и подсадить их на свое радио, в котором 101 канал, многие из них идут в прямом эфире. Устройство XM PCR стоит $70 и подключается к USB-порту. Вице-президент XM Radio Чэнс Паттерсон говорит, что продуктом компании являются программы. Время и ресурсы XM Radio вложены в создание уникальных программ, которые сильно отличаются от местных радиостанций, а также от музыки, которая идет по кабельным каналам.

Поскольку передачи идут «живьем», компания получает огромное количество звонков с заявками, информацией или просто от желающих поболтать в прямом эфире. Именно такое взаимодействие делает сервис столь привлекательным для многих.

Компания Sirius не комментирует успех Delphi и сама пытается отойти от концепции «радио в машине». Поставщики радио Sirius — фирмы Kenwood и Audiovox — этим летом выпустили переносные модели, которые позволяют вынуть принимающий модуль из автомобиля и взять его домой. Kenwood выпустил модуль KTC-h3A1 за $150, который можно подключить к машине, домашнему стерео, компьютеру или даже морским звуковым системам при помощи специальных адаптеров. Носимость модуля — важный фактор еще и потому, что подписка на Sirius стоит почти $13 в месяц (от двух до четырех дополнительных приемников стоят еще $7 в месяц).

Присоединив аудиовыход приемника Sirius к линейному входу аудиоресивера, вы сможете слушать сто радиоканалов через домашнюю высококачественную акустику. А можете использовать наушники. Главное — чтобы под рукой было питание и в прямой видимости прилагаемой антенны был спутник. В этом отличие от средневолнового и УКВрадио — спутниковому радио необходимо находиться в прямой видимости источника сигнала, то есть спутника. В густонаселенных районах, где много высоких зданий или гор, которые затрудняют прием, иногда ставят местные ретрансляторы. Они дают уверенный прием даже под мостами и в туннелях. Но если в вашем районе их нет, ничего не поделаешь — нужно «видеть» спутник. Спутники компании Sirius висят примерно над Северной и Южной Дакотами. Геостационарные спутники фирмы XM висят над экватором, охватывая США от восточного до западного побережья.

Компания Audiovox, которая делает оборудование по лицензии Sirius, уже некоторое время продает спутниковое принимающее радиоустройство под своей маркой в магазинах, а с недавнего времени — на станциях аренды автомобилей Hertz.

Недавно компания Audiovox объявила о выпуске S.R.S. (спутникового радиошаттла) за $100. Эту штуку можно использовать как дома (домашний адаптер стоит $90), так и в машине (адаптер стоит еще $70). Домашний адаптер состоит из блока питания и поворотной антенны диаметром 10 см. Аналоговый аудиовыход включается во вход домашнего HiFi. Автомобильный адаптер снабжен восьмисантиметровой антенной на крышу. К автоакустике аппарат подключается так же, как, скажем, переносной CD-плеер, — вставляется устройство-эмулятор аудиокассеты. Это при условии, что у вас в машине есть кассетный магнитофон. Но в современных машинах его нет, только CD, поэтому выходов два. Либо нужна профессиональная установка такого приемника. Это дорого. Другой способ — это радиомодулятор SIRCK1. Он вставляется в аудиовыход спутникового радио и вещает на частоте FMрадио. Вы просто ловите его своим автомобильным приемником и наслаждаетесь музыкой. Питание идет от прикуривателя, адаптер прилагается.

С улучшением энергоэффективности устройств и уменьшением размеров антенн можно ожидать скорого появления новых разнообразных форм спутниковых радиоприемников. Например, в начале 2004 года Sirius выпустит бумбокс.

Что касается компании XM, она тоже не отстает. В конце этого года она запустит комплект «сделай сам» под названием Roady. Это будет конструктор за $120, из которого можно собрать автомобильное спутниковое радио. Тут-то и повеселимся!

Сигнал компании XM рождается в их вещательном центре, затем его поднимают на спутник при помощи двух антенн. А сигнал со спутника принимает уже ваше оборудование. Иногда ему в этом помогают местные ретрансляторы.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№12, Декабрь 2003).
Page 2

Цифровое спутниковое радио покинуло автомобиль. Теперь переносной приемник можно взять с собой куда угодно

Две антенны передают сигнал XM на спутники, оттуда потребитель получает его на свой приемник

От редакции «ПМ»

В Америке все не как у людей. Там свои стандарты сотовой связи (*AMPS, CDMA; даже наш родной GSM там на других частотах!). Там свой стандарт «обычного» ТВ (NTSC), свой стандарт спутникового ТВ (ATSC), нет единого стандарта для кабельного ТВ и много других стандартов, которые больше почти нигде в мире не встретишь. И со спутниковым радио американцы тоже отличились. В Европе спутникового радио как такового вообще нет. С одной стороны, любой обладатель стандартного спутникового приемника (европейский стандарт DVB) может принимать десятки радиостанций прямо на свою тарелку. С другой стороны, это решение никак нельзя назвать мобильным — даже небольшую тарелку с собой не поносишь. Зато в Европе развито «цифровое» радио (DAB). Но несмотря даже на то, что никто в России принимать сигналы американского спутникового радио ни за что не сможет (спутники висят так, что просто не «видны» отсюда), мы все равно решили рассказать об этой любопытной технологии.

Спутниковое радио взрослеет. Сначала его позиционировали как сервис для водителей грузовиков и любителей совершать длительные путешествия на колесах. Сегодня оно направляется к нам домой, в парки, да и вообще всюду, где народ хочет слушать музыку. Недавний успех переносного бумбокса SKYFi от компании Delphi, равно как и его конкурента Sirius, — убедительное тому доказательство.

Приемник Delphi SKYFi стоит чуть меньше $200. Сто из них за бумбокс, остальное — за модуль собственно приемника. Похоже, что цена выставлена верно — небогатые покупатели оценили новинку. Правда, в месяц за удовольствие придется доплачивать еще $10. Объявленный в позапрошлом году домашний радиоплеер от Sony стоил в районе $300. В прошлом году компания Sony сняла его с производства и решила вообще закрыть эту линейку.

Компания XM верит, что ей удастся оторвать людей от компьютера, где они слушают интернет-радио, и подсадить их на свое радио, в котором 101 канал, многие из них идут в прямом эфире. Устройство XM PCR стоит $70 и подключается к USB-порту. Вице-президент XM Radio Чэнс Паттерсон говорит, что продуктом компании являются программы. Время и ресурсы XM Radio вложены в создание уникальных программ, которые сильно отличаются от местных радиостанций, а также от музыки, которая идет по кабельным каналам.

Поскольку передачи идут «живьем», компания получает огромное количество звонков с заявками, информацией или просто от желающих поболтать в прямом эфире. Именно такое взаимодействие делает сервис столь привлекательным для многих.

Компания Sirius не комментирует успех Delphi и сама пытается отойти от концепции «радио в машине». Поставщики радио Sirius — фирмы Kenwood и Audiovox — этим летом выпустили переносные модели, которые позволяют вынуть принимающий модуль из автомобиля и взять его домой. Kenwood выпустил модуль KTC-h3A1 за $150, который можно подключить к машине, домашнему стерео, компьютеру или даже морским звуковым системам при помощи специальных адаптеров. Носимость модуля — важный фактор еще и потому, что подписка на Sirius стоит почти $13 в месяц (от двух до четырех дополнительных приемников стоят еще $7 в месяц).

Присоединив аудиовыход приемника Sirius к линейному входу аудиоресивера, вы сможете слушать сто радиоканалов через домашнюю высококачественную акустику. А можете использовать наушники. Главное — чтобы под рукой было питание и в прямой видимости прилагаемой антенны был спутник. В этом отличие от средневолнового и УКВрадио — спутниковому радио необходимо находиться в прямой видимости источника сигнала, то есть спутника. В густонаселенных районах, где много высоких зданий или гор, которые затрудняют прием, иногда ставят местные ретрансляторы. Они дают уверенный прием даже под мостами и в туннелях. Но если в вашем районе их нет, ничего не поделаешь — нужно «видеть» спутник. Спутники компании Sirius висят примерно над Северной и Южной Дакотами. Геостационарные спутники фирмы XM висят над экватором, охватывая США от восточного до западного побережья.

Компания Audiovox, которая делает оборудование по лицензии Sirius, уже некоторое время продает спутниковое принимающее радиоустройство под своей маркой в магазинах, а с недавнего времени — на станциях аренды автомобилей Hertz.

Недавно компания Audiovox объявила о выпуске S.R.S. (спутникового радиошаттла) за $100. Эту штуку можно использовать как дома (домашний адаптер стоит $90), так и в машине (адаптер стоит еще $70). Домашний адаптер состоит из блока питания и поворотной антенны диаметром 10 см. Аналоговый аудиовыход включается во вход домашнего HiFi. Автомобильный адаптер снабжен восьмисантиметровой антенной на крышу. К автоакустике аппарат подключается так же, как, скажем, переносной CD-плеер, — вставляется устройство-эмулятор аудиокассеты. Это при условии, что у вас в машине есть кассетный магнитофон. Но в современных машинах его нет, только CD, поэтому выходов два. Либо нужна профессиональная установка такого приемника. Это дорого. Другой способ — это радиомодулятор SIRCK1. Он вставляется в аудиовыход спутникового радио и вещает на частоте FMрадио. Вы просто ловите его своим автомобильным приемником и наслаждаетесь музыкой. Питание идет от прикуривателя, адаптер прилагается.

С улучшением энергоэффективности устройств и уменьшением размеров антенн можно ожидать скорого появления новых разнообразных форм спутниковых радиоприемников. Например, в начале 2004 года Sirius выпустит бумбокс.

Что касается компании XM, она тоже не отстает. В конце этого года она запустит комплект «сделай сам» под названием Roady. Это будет конструктор за $120, из которого можно собрать автомобильное спутниковое радио. Тут-то и повеселимся!

Сигнал компании XM рождается в их вещательном центре, затем его поднимают на спутник при помощи двух антенн. А сигнал со спутника принимает уже ваше оборудование. Иногда ему в этом помогают местные ретрансляторы.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№12, Декабрь 2003).

Спутниковые радиоприемники — радио в любой точке планеты | Как слушать радио со спутника?

Спутниковый радиоприемник – это замечательное устройство, которое помогает принимать радиопрограммы со всего мира, находясь при этом в любой точке планеты. Впечатляющий выбор программ, музыки, ток-шоу, радиоспектаклей, новостных выпусков. И все это при по

Автор: Олег КузнецовскийОпубликовано: 23.06.2011 г.

Спутниковый радиоприемник – это замечательное устройство, которое помогает принимать радиопрограммы со всего мира, находясь при этом в любой точке планеты. Впечатляющий выбор программ, музыки, ток-шоу, радиоспектаклей, новостных выпусков. И все это при потрясающей мобильности.

Самые дешевые б\у модели спутниковых радиоприемников в виде «автомагнитолы» можно приобрести на интернет-аукционе Ebay.com уже за $15. За новые компактные модели размером с mp-3 плеер придется выложить уже не менее 100 долларов. За бытовой спутниковый радиоприемник в форм-факторе бум-бокса — от $150. Между прочим, на рынке есть интересные модели, которые предлагают, например, функционал спутникового радиоприемника и mp-3 плеера. В любой момент Вы также сможете записать какую-либо спутниковую передачу во встроенную память спутникового-mp3-радио.

Лидер по спутниковому радио — Америка. Где вещание обеспечивают компании Sirius Satellite Radio и XM Satellite Radio. И транслируется не менее 100 каналов. Неплохое покрытие в Европе. А вот в России, возможно, придется установить на свой автомобиль полуметровую антенну. Если у Вас грузовик, это вполне реально.

Сильный конкурент спутникового радиовещания — это интернет-радио. Правда только в городах, где легко получить доступ к беспроводному интернету. Для этого достаточно обыкновенного смартфона — просто скачайте и установите специальное приложение-радио. А в городских квартирах достаточно купить небольшой интернет-радиоприемник - с виду почти не отличается от обыкновенного, только кнопочек побольше. Либо слушать интернет-радио через компьютер.

Однако вдали от цивилизации – за городом, в горах, на природе — когда нужно срочно прослушать любимую радиостанцию, ток-шоу или свежий выпуск новостей, спутниковый радиоприемник вне конкуренции.

Как получить спутниковое радио - Бизнес 2019

Спутниковая радиостанция предлагает огромное количество радиостанций - более 275 каналов - сияющих в вашем домашнем кинотеатре или автомобиле с горстки спутников на небе. Вы обнаружите гораздо больше разнообразия и просто интересный материал, проникающий через эти космические радиоволны, чем на ваши местные радиостанции.

Услуги спутникового радио требуют, чтобы вы - вздох - заплатили за радио. Вы можете пойти по этому маршруту, если не существует большого количества локальных программ, которые вы хотите прослушать там, где вы живете.

Если вы хотите попасть в спутниковое радио, вам нужно сначала проверить веб-сайты двух служб, XM Radio и Sirius (оба принадлежат одной компании), чтобы посмотреть, какой из них имеет программирование что вы предпочитаете. Затем вам нужно получить доступ к спутниковому радио тюнеру (вы можете найти кучу моделей, перечисленных на веб-странице каждой службы). Большинство этих спутниковых тюнеров предназначены для использования в автомобиле (потому что люди чаще всего прислушиваются к радио во время их движения), но вы можете найти радиоприемники, подходящие для использования в домашних условиях и в домашних кинотеатрах у обоих поставщиков.

Если вы хотите поместить спутниковое радио в свой домашний кинотеатр, у вас есть несколько вариантов:

  • Получить подключаемый тюнер. Вы можете поместить эти тюнеры в свой автомобиль и, когда вы вернетесь домой, вытащите их и подключите к вашему аудио / видео ресиверу с помощью простой док-станции, которая обеспечивает питание, подключение антенны и правильные разъемы для подключения в ваш приемник. Это, как правило, самый дешевый и удобный подход, если вы собираетесь быть в машине много, но по-прежнему хотите спутниковое радио в доме.

  • Купите специальный встроенный спутниковый тюнер, который выглядит как любая другая часть A / V-ресивера и садится на стойку вашего оборудования вместе с вашим ресивером и DVD-плеером. Эти модели имеют более крупные дисплеи и более качественные внутренние компоненты для лучшего качества звука, но они не переносимы, как приемопередающие радиоприемники.

  • Купите A / V-ресивер со встроенным или дополнительным спутниковым ресивером. Все большее число A / V-приемников имеют встроенный спутниковый приемник. Просто добавьте комплект антенны и подписку, и вы отправитесь на гонки.

Если вы используете специальный встроенный спутниковый тюнер (или один внутри вашего ресивера) и , вы также хотите прослушать спутниковое радио в своем автомобиле, вам в конечном итоге потребуется более одной подписки. Каждый тюнер требует своей подписки. К счастью, вторая подписка может быть частью пакетной сделки.

Эти спутники опускаются на экваторе, поэтому независимо от того, где вы живете в Соединенных Штатах, вам нужно уложить антенну в окно, выходящее на юг, чтобы получить хороший сигнал в вашем доме.

«XM Satellite Radio» — радио неограниченных возможностей

Когда человек вырастает настолько, что размер одежды “L” уже кажется ему тесным, он выбирает размер “XL”. Когда запросы американского радиослушателя вырастают настолько, что репертуар станций, населяющих диапазоны FM AM, перестаёт его удовлетворять, он выбирает — XM.

Мы продолжаем знакомить читателей с американскими спутниковыми радиостанциями, вещающими в стандарте SDARS. И сегодня предлагаем вашему вниманию компанию «XM Satellite Radio», которая работает на американском рынке под слоганом «Beyond AM, Beyond FM» — то есть, представляет всё то, что по тем или иным причинам остаётся за рамками традиционных и привычных AM- и FM-станций – рок, поп, джаз, классика, радиошоу, новости, спортивные и детские программы, юмор – и всё это без рекламных пауз(см. таблицу каналов).

Расположенная в Вашингтоне, в двух шагах от станции метро “New York Avenue”, корпорация «XM Satellite Radio Inc.» — одна из двух американских компаний, получивших в 1997 году лицензии FCC на вещание в стандарте SDARS (Satelitte Digital Audio Radio Services) на территории США. А осенью 2001 года компания начала свою работу, став первым на территории Соединённых Штатов национальным оператором сетей спутникового цифрового радио. На то время абоненты «XM Satellite Radio Inc.» получили доступ к пакету из 100 радиоканалов – музыкальных, разговорных, спортивных, юмористических, научно-образовательных, детских. Сегодня количество каналов составляет более 170-ти.

Впрочем, обо всём по порядку.

Компания, ныне известная как «XM Satellite Radio Inc.», была основана 6 июня 1992 года как «American Mobile Radio Corporation». С самого начала была поставлена цель обеспечить жителей США высококачественным радиовещанием с широким выбором программ.

Как мы уже упоминали в прошлом номере “Mediasat”, Федеральная Комиссия Связи выдала «American Mobile Radio Corporation» лицензию на право вещания в новом стандарте цифрового радио.

10 марта 1998 года «American Mobile Radio Corporation» заключает контракт с компанией «Hughes Space and Communications International» (ныне – Boeng Space Systems) о построении двух геостационарных спутников типа «HS 702», с начинкой от «Alcatel». В мае 1998 года корпорация подписывает соглашение с компанией «Pioneer», согласно которому последняя начинает разработку первых в мире спутниковых радиоприёмников. В июне того же года подобное соглашение заключается и с «Alpine». А в сентябре «American Mobile Radio Corporation» договаривается с «ST Microelectronics». Согласно контракту, последняя начинает разработку чипсета для цифровых радиоприёмников.

Наконец, 12 октября президент “American Mobile Radio Corporation”, Хью Панеро официально объявляет о смене названия корпорации – она получает имя “XM Satellite Radio Inc.”. А уже в июле следующего года Clear Channel, DirectTV и General Motors инвестируют в “XM Satellite Radio Inc.” 250 миллионов долларов. В октябре 1999 года “XM Satellite Radio Inc.” выходит на IPO и выставляет на продажу 10 000 000 акций, по цене $12 за акцию.

В феврале 2000-го, «XM Satellite Radio Inc.» заключает контракт с фирмой «Sony», согласно которому, начинается разработка первого в мире спутникового радиоприёмника, который можно было бы переносить из машины в дом, пользуясь им и там, и там.

В июле того же года «XM Satellite Radio Inc.» въезжает в новое помещение – крупнейший в своём роде аппаратно-студийный комплекс. Комплекс имел 82 студии общей площадью 150 000 кв. футов, оснащённые передовой техникой. Тогда же компания объявляет о начале набора персонала, способного создавать новые программы. А уже в сентябре «XM Satellite Radio Inc.» демонстрирует первые образцы приёмников спутникового радио. Презентация вызвала восторженные отклики в обществе.

Далее, развитие «XM Satellite Radio Inc.» шло стремительно. В октябре 2000 года компания «ST Microelectronics» начала массовый выпуск чипсетов для приёмников программ «XM Satellite Radio Inc.».

В начале марта 2001 года на полках американских супермаркетов в массовом количестве появились приёмники. 18 марта этого же года на орбиту был выведен первый спутник – «Rock», а 18-го мая – второй, «Roll» — всё было готово к запуску вещания. И оно началось – 25 сентября 2001 года.

На сегодняшний день «XM Satellite Radio Inc.» транслирует свои программы, используя транспондеры 4-х мощных спутников, находящихся на геостационарной орбите.

Впрочем, фактически, для вещания сейчас используются два спутника HS-702 производства Boeing: «Rhythm» (или же XM-3), выведенный на орбиту 28 февраля 2005 года, и запущенный 30 октября 2006 года — «Blues» (ХМ-4). «Rock» и «Roll» серии Boeing 702 ныне находятся в резерве – оказалось, они имеют некоторый изъян в конструкции – помутнение солнечных батарей, что сказывается на работе.

Сегодняшняя задача этих резервных спутников состоит в подстраховке спутников «Rhythm» и «Blues» на случай возникновения неисправности. «Rhythm» и «Rock» находятся в позиции 85º з.д. и обслуживают западную часть США. Восточные регионы Соединённых Штатов принимают сигнал с позиции 115º з.д., где расположены спутники «Roll» и «Blues». Таким образом, четыре спутника накрывают вещанием всю территорию страны и частично соседние государства. Сигнал «XM Satellite Radio Inc.» можно принимать в Мексике – в том числе, в городе Мехико, в Канаде – на расстоянии нескольких сотен миль от американской границы, а также в море – на расстоянии 100 миль от побережья США.

Таким образом, абоненты «XM Satellite Radio Inc.» прослушивают свои любимые программы не только дома, но и во время поездок в соседние страны, а также морских прогулок. Впрочем, сами мексиканцы слушать программы «XM Satellite Radio Inc.» пока не могут: для оформления подписки на пакет необходимо иметь адрес проживания на территории США. «Rhythm» и «Blues» (равно как «Rock» и «Roll») используют различные частоты. Они сконструированы и настроены таким образом, дабы не создавать взаимных помех.

В будущем «XM Satellite Radio Inc.» планирует также вывести на орбиту ещё один спутник – ХМ-5, снабжённый большими антеннами.

Поскольку сигнал, передаваемый с данных спутников, имеет большую мощность, чем сигналы прочих спутниковых служб (таких как спутниковое телевидение), для его приёма требуется небольшая мульти-направленная антенна, установленная на доме или автомобиле. Такая антенна, напоминающая по конструкции антенну GPS или спутниковый телефон, состоит из нескольких небольших, плоских решёток и не требует точной направленности на спутник. Антенны выпускаются в различных вариациях – в зависимости от нужд и предпочтений пользователя. В продаже имеются портативные антенны для домашнего использования, тонкие антенны для установки на крыше автомобиля, внешние домовые антенны и т.д. Всё, что необходимо для приёма сигнала на такую антенну, лишь наличие прямой видимости спутника – то есть, отсутствие физических преград. Впрочем, сигнал, передаваемый со спутника, настолько мощный, что способен проникать через некоторые незначительные преграды – к примеру, сквозь деревянные стены.

Во многих крупных американских городах также установлены наземные репитеры, обеспечивающие трансляцию программ «XM Satellite Radio Inc.» в тех местах, где приём со спутника затруднён либо невозможен в принципе: промежутки между небоскрёбами, туннели и т.д. Приёмники устроены так, что они автоматически перенастраиваются на частоты наземных репитеров при пропадании сигнала со спутника. На территории США на сегодняшний день установлено около 800 таких наземных репитеров, обслуживающих 60 мегаполисов. Ещё около сотни репитеров установлено в 16-ти крупнейших городов Канады. Количество репитеров постоянно изменяется в соответствии с данными, полученными в результате мониторинга возможности приёма сигнала со спутника в том или ином регионе. К примеру, в 2001-ом году на территории США было установлено около тысячи репитеров, позже, с улучшением качества спутникового сигнала, часть репитеров была отключена.

Для трансляции программ «XM Satellite Radio Inc.» используется технология кодирования «CT-aacPlus». Передача ведётся на скорости 128кб/с, что обеспечивает довольно пристойное звучание, качество которого приближается к качеству компакт диска.

Каналы «XM Pops» и «Fine Tuning» передают звук в стандарте “5.1». Технология «XM HD Surround» — результат партнёрства между «XM Satellite Radio Inc.» и «Neural Audio Corporation». В этом же стандарте работает и канал “XM Live”, передающий живые концерты и студийные перформансы.

Кроме собственно аудиопрограммы, в потоке «XM Satellite Radio Inc.» передаётся и другая полезная информация – названия песен, имена исполнителей, жанр и т.д.

Сигнал передаётся в «S»-диапазоне – используется полоса шириной 12.5МГц (от 2332.5 до 2345.0МГц). В данном промежутке расположено 6 отдельных поднесущих. Аудиосигнал и дополнительная текстовая информация использует две поднесущие. А оставшиеся четыре дублируют первые две.

Устройства для прослушивания программ «XM Satellite Radio Inc.» можно разбить на четыре типа: портативные приёмники, системы типа «план-энд-плэй», системы «сэтелайт-рэди» и стационарные домашние ресиверы. В первую категорию входят приёмники, которые можно брать с собой на прогулку, на пикник или утреннюю пробежку. Устройства типа «плаг-энд-плэй» подключаются к домашним или автомобильным стереосистемам. Их можно переносить из дома в автомобиль и назад – в этом и состоит преимущество данного типа приёмников. Системы типа «сэтелайт-рэди» фактически добавляют функцию «XM Satellite Radio Inc.» к CD- или DVD-плееру. На сегодняшний день такие модели выпускаются фирмами Alpine, Pioneer, Panasonic, Sony, JVC, Kenwood, Clarion и Jensen. В настоящее время приёмниками программ «XM Satellite Radio Inc.» оснащены многие модели автомобилей Audi, BMW, Chrysler, Dodge, Ford, Infinity, Jaguar, Jeep, Land Rover, Lexus, Lincoln-Mercury, Mercedes-Benz, Mini, Nissan, Porsche, Range Rover, Scion, Toyota, Volkswagen и Volvo. Для того, чтоб принимать программы «XM Satellite Radio Inc.» на системы типа «сэтелайт-рэди», требуется иметь лишь декодер цифрового сигнала и антенну.

Модели также отличаются функционально: от простеньких, способных лишь принимать сигнал для прослушивания, до навороченных, способных записывать фрагменты эфира, ставить программу на паузу и т.д.

Стоимость подписки на пакет программ «XM Satellite Radio Inc.» составляет $12.95 в месяц. Предусмотрена также система скидок для тех, кто желает оформить подписку сразу на несколько приёмников. Существует также плата за активацию каждого нового приёмника, которая варьируется от $9.99 при активации через интернет до $14.99 при активации по телефону. Для активации требуется ID-номер приёмника и кредитная карточка.

Однако, «XM Satellite Radio Inc.» это не только радио в традиционном понимании этого слова. С помощью сети «XM Satellite Radio Inc.» возможно также получать информацию о погоде и ситуации на дорогах в режиме реального времени. Информация о погоде в первую очередь рассчитана на пилотов – имея в кабине самолёта необходимое оборудование, а также специальную антенну, можно просматривать на дисплее информацию о метео-условиях в любой точке США. Кроме того, в пакете программ «XM Satellite Radio Inc.» присутствуют обычные аудиоканалы, передающую информацию о погоде и ситуации на дорогах в различных регионах США и Канады.

Кроме эфира, многие программы «XM Satellite Radio Inc.» можно прослушивать и в интернете. Подписчики «XM Satellite Radio Inc.» могут прослушивать эти программы бесплатно в любой точке земного шара. А те, кто не пользуется услугами компании, могут оформить подписку исключительно на интернет-радио от «XM Satellite Radio Inc.» — эта им обойдётся в $7.99 ежемесячно. Впрочем, некоторые каналы доступны и для свободного прослушивания в сети «AOL Radio». Но и это ещё не всё. «XM Satellite Radio Inc.» предлагает своим абонентам возможность закачивать понравившиеся мелодии (служба «XM+Napster») – это можно сделать в интернете или же через эфир – в случае, если приёмник имеет такую опцию.

Как видим, услуги, предоставляемые компаниями «XM Satellite Radio» и «Sirius Satellite Radio» (о которой шла речь в прошлом номере), во многом похожи. Разница в ценовой политике также невелика: стоимость некоторых услуг и опций различается аж на один цент! Впрочем, «XM Satellite Radio Inc.» не предоставляет своим абонентам возможность покупки «вечного абонемента», которую предоставляет «Sirius Satellite Radio Inc.» — подписка оформляется на определённый период времени, и её стоимость снижается в зависимости от её продолжительности. Зато выбор каналов, предлагаемых «XM Satellite Radio Inc.», гораздо шире, чем у конкурента – 170 против 125. Таким образом, американцы имеют возможность выбора: хочешь – покупай вечный абонемент на меньшее количество каналов, а хочешь – слушай больше, но и плати регулярно.

Однако, вскоре всё может измениться: в феврале текущего года «XM Satellite Radio Inc.» и «Sirius Satellite Radio Inc.» объявили о начале переговоров об объединении двух компаний в одну. Если переговоры завершаться успешно и слияние двух операторов произойдёт, США и Канада получат единого оператора спутникового радио, который будет работать уже на новых условиях.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Смотрите также