Сколько спутников глонасс сейчас на орбите
GPS vs ГЛОНАСС: какая система лучше
Спутниковые системы позиционирования и навигации, изначально разрабатывавшиеся для военных нужд, в последнее время находят широкое применение в гражданской сфере. GPS/ГЛОНАСС мониторинг транспорта, наблюдение за нуждающимися в опеке людьми, контроль перемещений сотрудников, слежение за животными, отслеживание багажа, геодезия и картография – это основные направления использования спутниковых технологий.
В настоящее время существует две глобальных системы спутникового позиционирования, созданных в США и РФ, и две региональных, охватывающих Китай, страны Евросоюза и еще ряд стран Европы и Азии. В России доступен ГЛОНАСС мониторинг и GPS мониторинг.
Системы GPS и ГЛОНАСС
GPS (Global Position System, Глобальная система позиционирования) – это спутниковая система, разработка которой началась в Америке с 1977 года. К 1993 программу развернули, а к июлю 1995 – добились полной готовности системы. В настоящее время космическая сеть GPS состоит из 32 спутников: 24 основных, 6 резервных. Они вращаются вокруг Земли по средневысокой орбите (20 180 км) в шести плоскостях, по четыре основных спутника в каждой.
На земле расположена главная контрольная станция и десять станций слежения, три из которых передают спутникам последнего поколения корректировочные данные, а те распределяют их на всю сеть.
Разработка системы ГЛОНАСС (Глобальной навигационной спутниковой системы) начата еще в СССР в 1982 году. О завершении работ заявили в декабре 2015 года. Для работы ГЛОНАСС требуется 24 спутника, для покрытия территории и РФ достаточно 18, а общее число спутников, находящихся в данный момент на орбите (включая резервные) – 27. Они также движутся по средневысокой орбите, но на меньшей высоте (19 140 км), в трех плоскостях, по восемь основных спутников в каждой.
Орбитальные спутники ГЛОНАССНаземные станции ГЛОНАСС расположены в России (14), Антарктиде и Бразилии (по одной), намечается развертывание ряда дополнительных станций.
Предшественником системы GPS была система Transit, разработанная в 1964 году для управления запуском ракет с подводных лодок. Она могла определить местонахождение исключительно неподвижных объектов с точностью до 50 м, а единственный спутник находился в поле видимости всего один час в сутки. Программа GPS ранее носила названия DNSS и NAVSTAR. В СССР создание навигационной спутниковой системы велось с 1967 года в рамках программы «Циклон».Основные отличия системs мониторинга ГЛОНАСС от GPS:
- американские спутники движутся синхронно с Землей, а российские – асинхронно;
- разная высота и количество орбит;
- разный угол их наклона (около 55° для GPS, 64,8° для ГЛОНАСС);
- разный формат сигналов и рабочие частоты.
- GPS – старейшая из существующих систем позиционирования, приведена в полную готовность раньше российской.
- Надежность обусловлена использованием большего числа резервных спутников.
- Позиционирование происходит с меньшей погрешностью, чем у ГЛОНАСС (в среднем 4 м, а для спутников последнего поколения – 60–90 см).
- Множество устройств поддерживает систему.
Преимущества системы ГЛОНАСС
- Положение асинхронных спутников на орбите более стабильное, что облегчает управление ими. Регулярное внесение корректив не требуется. Данное преимущество важно для специалистов, а не потребителей.
- Система создана в России, поэтому обеспечивает уверенный прием сигнала и точность позиционирования в северных широтах. Это достигается за счет большего угла наклона спутниковых орбит.
- ГЛОНАСС – это отечественная система, и останется доступной для россиян в случае отключения GPS.
- Спутники вращаются синхронно вращению Земли, поэтому для точного позиционирования требуется работа корректирующих станций.
- Низкий угол наклона не обеспечивает хорошего сигнала и точного позиционирования в полярных областях и высоких широтах.
- Право управления системой принадлежит военным, а они могут искажать сигнал или вообще отключить GPS для гражданских лиц или для других стран в случае конфликта с ними. Поэтому хотя GPS для транспорта точнее и удобнее, а ГЛОНАСС – надежнее.
- Разработка системы началась позже и до недавнего времени велась со значительным отставанием от американцев (кризис, финансовые злоупотребления, хищения).
- Неполный комплект спутников. Продолжительность службы российских спутников ниже, чем американских, они чаще нуждаются в ремонте, поэтому точность навигации в ряде областей снижается.
- Спутниковый мониторинг транспорта ГЛОНАСС дороже, чем GPS из-за высокой стоимости устройств, адаптированных к работе с отечественной системой позиционирования.
- Недостаток программного обеспечения для смартфонов, КПК. Модули ГЛОНАСС проектировали для навигаторов. Для компактных портативных устройств на сегодняшний день более распространенный и доступный вариант – это поддержка GPS-ГЛОНАСС или только GPS.
Резюме
Системы GPS и ГЛОНАСС являются взаимодополняемыми. Оптимальное решение – это спутниковый GPS-ГЛОНАСС мониторинг. Устройства с двумя системами, например, GPS-маркеры с ГЛОНАСС-модулем «М-Плата» обеспечивают высокую точность позиционирования и уверенную работу. Если для позиционирования исключительно по ГЛОНАСС погрешность в среднем составляет 6 м, а для GPS – 4 м, то при использовании двух систем одновременно она снижается до 1,5 м. Но такие приборы с двумя микрочипами стоят дороже.
ГЛОНАСС разработана специально для российских широт и потенциально способна обеспечить высокую точность, из-за ее недоукомплектованности спутниками реальное преимущество пока на стороне GPS. Плюсы американской системы – это доступность и широкий выбор устройств с поддержкой GPS.
ГЛОНАСС
Система ГЛОНАСС предназначена для оперативного глобального обеспечения неограниченного числа потребителей — наземного, морского, воздушного и космического базирования — навигационной информацией и сигналами точного времени.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации доступ к гражданским навигационным сигналам системы предоставляется как российским, так и иностранным потребителям на безвозмездной основе и без ограничений.
С 1996 года по предложению Правительства Российской Федерации ГЛОНАСС наряду с американской GPS используется Международной морской организацией и Международной организацией гражданской авиации.
Области применения
- Синхронизация систем связи и энергетики
- Геодезия: с помощью приемников ГЛОНАСС и ГЛОНАСС\GPS определяют точные координаты точек и границы земельных участков
- Картография: ГЛОНАСС используется в картографии
- Тектоника: с помощью спутников ведутся наблюдения движений и колебаний тектонических плит
- Навигация: с применением глобальных систем позиционирования осуществляется как морская так и дорожная навигация
- Спутниковый мониторинг: проект ЭРА-ГЛОНАСС — мониторинг положения, скорости автомобилей, контроль за их движением
- Мониторинг сложных инженерных сооружений
- Мониторинг животных, защита окружающей среды
- Обеспечения поиска и спасания людей
- Персональные трекеры, «тревожная кнопка»
- Персональная спутниковая навигация Персональные навигаторы (могут использовать охотники, рыболовы, грибники). Персональные автомобильные навигаторы.
- Мониторинг транспорта Управление городскими транспортными потоками.
Организация управления транспортными средствами.
- Мониторинг опасных грузов Управление городскими транспортными потоками.
Организация управления транспортными средствами.
- Мониторинг зданий и сооружений Использование космических технологий для обеспечения мониторинга и безопасности жизнедеятельности регионов.
24 спутника (3 плоскости х 8 спутников) Тип орбиты: круговая, H = 19 100 км, i = 64.8° Период обращения: 11 ч 15 мин Орбиты сдвинуты по экватору на 120° Частотный диапазон: L1 ~ 1,6 ГГц, L2 ~ 1,25 ГГц Зона обслуживания: глобально по поверхности Земли в воздушном и околоземном космическом пространстве до высот 2000 км
Космический комплекс
- Орбитальная группировка навигационных космических аппаратов
- Ракетно-космические комплексы
- Наземный комплекс управления, система синхронизации
- Специальные комплексы потребителей
Средства фундаментального обеспечения
- Комплекс средств определения и прогнозирования параметров вращения Земли
- Комплекс средств формирования UTC
- Комплекс средств уточнения фундаментальных астрономических и геодезических параметров
Комплекс функциональных дополнений
- СДКМ
- Комплекс средств обеспечения взаимодополняемости СДКМ с наземными радиотехническими средствами
- Региональные и локальные дифференциальные системы
Федеральная государственная программа «Глобальная навигационная система»
«ГЛОНАСС — стратегический элемент необходимой государственной инфраструктуры национальной безопасности и экономики»
- «Открытый доступ к гражданским сигналам системы»
- «Документация по гражданским сигналам открыта для потребительского сообщества, разработчиков и изготовителей навигационного оборудования»
- «Поддержка развития и производства комбинированной аппаратуры ГЛОНАСС/GPS»
- «Обеспечение совместимости и взаимодополняемости с существующими и перспективными ГНСС (GPS, Galileo…)»
- «Стимулирование развития массового рынка навигационной аппаратуры»
- «Использование приемников ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS — обязательное условие для российских государственных потребителей»
Главным документом, определяющим и регулирующим развитие космической системы ГЛОНАСС является Федеральная целевая программа «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 — 2020 годы». Программа утверждена постановлением Правительства РФ от 3 марта 2012 г. № 189. Концепция программы утверждена распоряжением Правительства РФ от 6 февраля 2012 г. № 145-р.
Цель и основные этапы
Расширение внедрения отечественных спутниковых навигационных технологий и услуг с использованием системы ГЛОНАСС в интересах специальных и гражданских (в том числе коммерческих и научных) потребителей, международного использования спутниковых навигационных российских технологий за счет поддержания и развития системы ГЛОНАСС. I этап – 2012-2015 годы, II этап – 2016-2020 годы.
Вклад ФЦП в социально-экономическое развитие РФ
Улучшение тактико-технических характеристик системы ГЛОНАСС; расширение использования системы ГЛОНАСС на мировом рынке навигационных услуг; расширение качества и количества услуг, предоставляемых с использованием возможностей системы ГЛОНАСС; увеличение эффективности геологоразведки, строительства, связи, производства и распределения электроэнергии, сельского хозяйства; создание новых технологий.
Официальная страница на сайте Министерства экономического развития Российской Федерации: http://fcp.economy.gov.ru/
Устойчивый интерес к развитию сотрудничества в сфере совместного использования глобальных навигационных систем, в том числе, ГЛОНАСС, проявляет большинство развитых стран мира. Глобальные спутниковые системы и их функциональные дополнения — неотъемлемая часть не только мировой экономической инфраструктуры, но и средств глобальной и национальной безопасности.
Основные направления развития проектов современных глобальных навигационных систем:
- обеспечение совместимости и взаимодополняемости, развитие комплекса функциональных дополнений;
- координация действий государств-владельцев ГНСС и функциональных дополнений в международных организациях.
Основные направления международного сотрудничества | ||
С владельцами существующих и перспективных ГНСС и их функциональных дополнений: | Со странами, стремящимися участвовать в развитии ГЛОНАСС: | Со странами-производителями навигационной аппаратуры: |
|
|
|
Что такое система ГЛОНАСС и для чего она предназначена?
Последнее обновление: 10.10.2014
Первые испытания системы «ГЛОНАСС» начались 12 октября 1982 года запуском на орбиту спутника «Ураган».
Что такое система ГЛОНАСС?
Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС) — советская и российская спутниковая система навигации, разработана по заказу Министерства обороны СССР. Разработка ГЛОНАСС началась в СССР в 1976 году.
Изначально система создавалась для военных нужд, но затем нашла гражданское применение. Её используют для управления транспортными потоками на всех видах транспорта, для контроля перевозок ценных и опасных грузов, для контроля рыболовства в территориальных водах, во время поисково-спасательных операций, для проведения геодезических съёмок, при прокладке нефте- и газопроводов, линий электропередач, в строительстве и т. д.
Где используют приёмники ГЛОНАСС?
ГЛОНАСС оснащают гражданские и военные суда и самолёты, а также баллистические ракеты. Система в обязательном порядке устанавливается на общественном транспорте и в автомобилях экстренных служб, а в скором времени может быть принят закон, обязывающий оснащать ей все автомобили в стране. С 1 января 2013 года коммерческий и грузовой автотранспорт, эксплуатируемый на территории России, должен быть оснащён системами ГЛОНАСС.
Для чего предназначена система ГЛОНАСС?
Основная цель ГЛОНАСС — определение местоположения (координат), скорости движения (составляющих вектора скорости), а также определение местоположения воздушных, наземных, морских объектов с точностью до одного метра.
То есть любой объект (корабль, самолёт, автомобиль или просто пешеход) в любом месте в любой момент времени способен всего за несколько секунд определить параметры своего движения.
Сигналы ГЛОНАСС принимают не только GPS-приёмники, бортовые навигаторы, но и мобильные телефоны. Информация о положении, скорости и направлении движения через сеть GSM-оператора отправляется на сервер сбора данных.
Данная система обеспечивает глобальное и непрерывное навигационное обслуживание всех категорий потребителей круглогодично, в любое время суток, вне зависимости от метеорологических условий. В любой точке земного шара потребители имеют доступ к сигналам ГЛОНАСС на безвозмездной основе и без ограничений.
Сколько спутников имеет ГЛОНАСС?
Гражданское применение системы ГЛОНАСС началось в 1993 году, к 1995 году на орбиту было запущено 24 спутника.
К 2001 году число спутников из-за недостатка финансирования и выхода части из них из строя сократилось до шести.
В 2010 году число спутников ГЛОНАСС увеличили до 26, основными являются 24, остальные резервные.
В настоящий момент в системе ГЛОНАСС насчитывается 29 космических аппаратов, из которых 24 используются по целевому назначению, один — на этапе лётных испытаний, один — на этапе ввода в систему, три — в орбитальном резерве.
Какое количество спутниковых навигационных систем существует в мире?
На сегодняшний день существует две системы глобальной спутниковой навигации. Кроме российской, есть ещё американская система навигации NAVSTAR GPS.
Отличие двух систем в том, что спутники ГЛОНАСС в своём орбитальном движении не имеют синхронности с вращением Земли. Благодаря этому они более стабильны, и, соответственно, им не требуется дополнительной корректировки, но при этом срок их службы заметно короче.
Спутники ГЛОНАСС вращаются на высоте 19 100 километров над Землёй. Приёмники ГЛОНАСС позволяют определить:
- горизонтальные координаты с точностью 50–70 м (вероятность 99,7 %),
- вертикальные координаты с точностью 70 м (вероятность 99,7 %),
- вектор скорости с точностью 15 см/с (вероятность 99,7 %),
- точное время с точностью 0,7 мкс (вероятность 99,7 %).
Каждый спутник передаёт сигналы двух видов: открытые с обычной точностью и защищённые с повышенной точностью. Первый вид сигнала доступен любому приёмнику ГЛОНАСС, второй — только авторизованной аппаратуре Вооружённых сил РФ.
Кто курирует проект ГЛОНАСС?
Развитием проекта ГЛОНАСС занимается Федеральное космическое агентство (Роскосмос) и ОАО «Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационных систем» («Российские космические системы»).
Смотрите также:
GPS vs ГЛОНАСС-мониторинг: в чем разница и что выбрать
Первоначально системы спутникового слежения, как в США, так и в СССР, разрабатывались под нужды военных для определения точных координат потенциальных целей поражения. Однако системы оказались весьма востребованными и в мирной жизни. В последние годы они распространились настолько, что почти каждый частный владелец автомобиля обзавелся навигатором или использует систему слежения, установленную в смартфоне. А для компаний, занимающихся перевозкой пассажиров, с 2012 года установка систем мониторинга является обязательной.
Что такое системы мониторинга GPS и ГЛОНАСС
Спутниковые системы мониторинга ГЛОНАСС (Россия) и GPS (США) используются, в первую очередь, для определения местоположения подвижных объектов — автомобилей, поездов, самолетов. Основная функция любой системы — это непосредственно мониторинг, включающий определение координат, направление, скорость движения, расход топлива и т.д. Эта функция помогает водителю ориентироваться при движении в незнакомых ему районах, и при этом дает возможность логистическим компаниям контролировать допускаемые им нарушения — отклонения от маршрута, нецелевое использование транспортного средства, слив топлива, несоблюдение режима труда и отдыха. В некоторых системах предусмотрены такие опции, как включение зажигания только через СМС-сообщения, аудиоконтроль салона автомобиля, отключение зажигания при выезде из рабочей зоны. С помощью системы диспетчер может оперативно связываться с водителем во время движения. Для этого применяется система текстовых сообщений с обратной связью или голосовая связь с объектом.
На заметку Разработка ГЛОНАСС (Глобальной Навигационной Спутниковой Системы) была начата еще в 1982 году. Но по ряду причин, включая распад СССР, развитие системы практически полностью остановилось и было возобновлено только в 2000-х годах. О завершении работ по ее созданию было заявлено в 2015 году.
Функция контроля используется также для учета передвижений транспорта, учета доставки грузов в определенные точки. Система дает возможность получать отчеты по стоянкам и движению, по пробегу, по расходу топлива, посещению зон, скорости, разгрузкам, пассажиропотоку и т.д. Отслеживаются практически все аспекты работы автомобиля и водителя.
Еще одна важная функция — обеспечение безопасности. Определение местоположения транспорта дает возможность быстро обнаружить угнанную машину. ГЛОНАСС/GPS-маячки системы обычно расположены в труднодоступных местах, так что угонщики в большинстве случаев не успевают обнаружить их и отключить. В случае аварии система сама подаст в службы спасения сигнал бедствия.
Как это работает? Принцип работы любой системы — ГЛОНАСС или GPS — основан на отслеживании и анализе временных и пространственных координат объекта. Установленный в нем трекер получает сигнал от спутников и сервисов глобальной беспроводной сети. Для получения такого сигнала автомобиль должен быть оснащен специальными модулями, автоматически вычисляющими координаты объекта, исходя из расположения спутников и вышек сотовой связи, находящихся от него на минимальном расстоянии. Все телеметрические данные или события, например авария, накапливаются в памяти трекера и через определенные временные интервалы передаются на сервер, оборудованный соответствующим ПО, или в виде СМС-сообщений на мобильное устройство.
Кроме ГЛОНАСС/GPS-трекера со встроенными GPS/GSM-модулями, оборудование систем спутниковой навигации в машине включает в себя микроконтроллер и память. Также в систему входит несколько датчиков (в зависимости от выбранных функций), GSM/GPS-антенны и программное обеспечение, позволяющее принимать отчеты через интернет.
Сфера применения систем спутникового мониторинга весьма широка. Кроме военной, она охватывает, в первую очередь, транспортную отрасль, включая пассажирские перевозки, грузоперевозки и логистику. Целесообразно использовать слежение и в горнодобывающей промышленности, при строительстве дорог, в работе служб безопасности и быстрого реагирования. В последние годы область применения расширяется — системы персонального спутникового мониторинга применяют для отслеживания перемещений людей, например, детей или стариков, и даже домашних животных.
Отличия GPS от ГЛОНАСС
И GPS, и ГЛОНАСС создавались для военных целей, но в США на 7 лет раньше по сравнению с ГЛОНАСС был снят запрет на ограничение точности для гражданских устройств. После снятия этого запрета система начала стремительно развиваться. В остальном принципы построения систем глобального позиционирования весьма схожи — на околоземную орбиту запускается определенное количество спутников, которые и передают сигнал принимающим устройствам для определения координат объектов. Достаточным количеством спутников считается 24 единицы.
Численность группировки космических аппаратов у ГЛОНАСС — 27 единиц, 24 основных и 3 резервных. При этом для покрытия территории России достаточно всего 18 спутников. По мнению аналитиков, увеличение количества спутников в ближайшие годы нецелесообразно[1].
Космическая сеть GPS на сегодняшний день состоит из 32 спутников, 24 из которых основные, а 6 резервные. В будущем GPS планирует увеличить свою группировку до 48 спутников.
Расположение спутников в системах полностью отличается. Спутники GPS располагаются в шести плоскостях по четыре штуки в каждой на высоте 20 180 км с наклонением 55°. Спутники вращаются синхронно вращению Земли, для точного позиционирования поэтому требуется помощь корректирующих станций. На земле находится главная контрольная станция и 10 станций слежения. Три станции передают спутникам корректировочную информацию, а они распределяют ее на всю сеть.
Спутники ГЛОНАСС занимают три плоскости по 8 аппаратов на меньшей высоте — 19 140 км и с наклонением 64,8°. Спутники движутся асинхронно по отношению к Земле, это дает им более стабильное положение и облегчает управление. Наземный сегмент состоит из 14 станций, расположенных в России, и по одной в Антарктиде и Бразилии.
Частота сигнала. По сути, и ГЛОНАСС, и GPS передают обычные радиосигналы на определенных частотах. Спутники постоянно излучают навигационные сигналы двух типов:
- навигационный сигнал стандартной точности (СТ) в диапазоне L1 — 1,6 ГГц для ГЛОНАСС и 1,575 ГГц для GPS.
- навигационный сигнал высокой точности (ВТ) в диапазоне L1 и L2 — 1,2 ГГц (ГЛОНАСС) и 1,227 ГГц (GPS)[2].
Получается, что хотя сигналы в обеих системах и разнесены по частоте, они передаются в очень близких диапазонах. Но зато методы кодирования сигналов используются совершенно разные. В ГЛОНАСС применяется более защищенный и более ресурсоемкий принцип «выделенной линии» FDMA. В GPS — устойчивый, менее защищенный и более экономичный кодированный множественный доступ CDMA.
Точность позиционирования. На сегодня погрешность в определении координат несколько ниже у системы GPS — от 2 до 4 метров. На территории США, Канады, Китая, Японии и стран благодаря работе станций, осуществляющих поправки дифференциального режима, погрешность снижается до 1–2 метров. Как ожидается, спутники последнего поколения GPS будут давать погрешность примерно в 0,6–0,9 м[3].
У ГЛОНАСС погрешность позиционирования составляет 3–6 метров, но теоретически, система имеет возможность снижения этого показателя до 10 см[4]. Как обещают разработчики, этот параметр будет достигнут в 2020-х годах.
Доступность сигнала. ГЛОНАСС покрывает 100% территории РФ и примерно 70% территории всего земного шара[5]. GPS работает в любом месте Земли, исключая приполярные области.
Это интересно По итогам XII Международного навигационного форума 2018 эксперты сошлись во мнении, что к концу 2020 года на дорогах России будет более 14 миллионов подключенных транспортных средств, из них — 3,5 миллиона грузовых и более 10 миллионов персональных легковых автомобилей[6].
По сути, обе системы могут быть взаимодополняемыми. Оптимальное решение — это именно спутниковый ГЛОНАСС/GPS-мониторинг транспорта. Недостатки систем взаимно нивелируются, и устройство выдает максимально точный и качественный результат. Большинство современных устройств оборудовано такими комплексными системами спутникового слежения.
Преимущества внедрения систем спутниковой навигации
Внедрение систем спутникового контроля существенно облегчает процесс управления предприятием, использующим в своей работе автотранспорт.
Во-первых, она дает возможность постоянного контроля. За пару кликов мышкой можно точно выяснить, где сейчас находится определенный водитель, почему произошла задержка рейса, соблюдается ли температурный режим при перевозке сложных грузов. Тайные отклонения от маршрута теперь попросту невозможны, и это может существенно повысить производительность труда.
Во-вторых, система позволяет снизить затраты. На основе статистических данных, полученных после анализа расстояния до объектов, скоростного режима и расхода топлива можно разрабатывать оптимальные маршруты передвижения, а значит, экономить топливо и время, снижать затраты на ремонт автотранспорта за счет его меньшей изношенности. Уменьшается количество простоев и объем холостого пробега и примерно на 20–30% увеличиваются обороты рейсов — потребность в расширении автопарка снижается.
Кроме того, система спутникового контроля топлива не позволит недобросовестным работникам сливать бензин и продавать его на сторону. Любой неустановленный расход будет зафиксирован системой слежения, а информация о нем передана собственнику. С помощью системы можно снизить и расходы на связь с водителем, поскольку в функционал уже заложена такая опция.
Стоимость сервиса GPS и ГЛОНАСС-мониторинга
Цена систем спутникового мониторинга складывается из нескольких составляющих — страны-производителя трекера, используемых систем навигации, качества комплектующих и наличия дополнительных функций.
Самыми дешевыми являются изделия китайского производства, цена здесь начинается чуть ли ни от одной тысячи рублей. Но при этом набор дополнительных функции у таких систем минимален, а срок службы и условия обслуживания далеки от приемлемых.
Европейские устройства более дорогие, от 5 000 рублей, но за эти деньги покупатель получает надежный и качественный прибор с большим количеством дополнительных опций и современным программным обеспечением. Единственная проблема в том, что иногда такое оборудование не адаптировано для российских условий.
Серьезную конкуренцию зарубежным производителям в последнее время составляют отечественные разработчики. По качеству и функциональности российские приборы практически не уступают импортным, а по цене гораздо выгоднее их, при этом они отлично работают в российских условиях. Цена на такие устройства начинается примерно от 2500 рублей.
Стоимость обслуживания системы определяется в основном тарифным планом и объемом возможностей. Дороже всего в обслуживании американские и европейские системы, при этом за доступ к истории перемещений приходится платить дополнительно.
Отечественные поставщики оказывают услуги по обслуживанию на более выгодных условиях — в среднем от 400 рублей в месяц. Кроме того, необходимо однократно заплатить за монтаж и подключение системы. Цена в этом случае зависит от набора подключаемых опций. В среднем стоимость подключения одного датчика составляет 1000–1500 рублей[7].
Итак, установка системы спутникового мониторинга — это вполне реальная возможность обеспечения контроля над работой сотрудников компании и защиты автомобиля от угона. Окупается она достаточно быстро, к тому же на рынке можно найти устройства по вполне приемлемым ценам. Главное — правильно выбрать компанию, которая будет заниматься установкой и последующим сервисом.
Что такое система ГЛОНАСС и для чего она предназначена?
Последнее обновление: 10.10.2014
Первые испытания системы «ГЛОНАСС» начались 12 октября 1982 года запуском на орбиту спутника «Ураган».
Что такое система ГЛОНАСС?
Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС) — советская и российская спутниковая система навигации, разработана по заказу Министерства обороны СССР. Разработка ГЛОНАСС началась в СССР в 1976 году.
Изначально система создавалась для военных нужд, но затем нашла гражданское применение. Её используют для управления транспортными потоками на всех видах транспорта, для контроля перевозок ценных и опасных грузов, для контроля рыболовства в территориальных водах, во время поисково-спасательных операций, для проведения геодезических съёмок, при прокладке нефте- и газопроводов, линий электропередач, в строительстве и т. д.
Где используют приёмники ГЛОНАСС?
ГЛОНАСС оснащают гражданские и военные суда и самолёты, а также баллистические ракеты. Система в обязательном порядке устанавливается на общественном транспорте и в автомобилях экстренных служб, а в скором времени может быть принят закон, обязывающий оснащать ей все автомобили в стране. С 1 января 2013 года коммерческий и грузовой автотранспорт, эксплуатируемый на территории России, должен быть оснащён системами ГЛОНАСС.
Для чего предназначена система ГЛОНАСС?
Основная цель ГЛОНАСС — определение местоположения (координат), скорости движения (составляющих вектора скорости), а также определение местоположения воздушных, наземных, морских объектов с точностью до одного метра.
То есть любой объект (корабль, самолёт, автомобиль или просто пешеход) в любом месте в любой момент времени способен всего за несколько секунд определить параметры своего движения.
Сигналы ГЛОНАСС принимают не только GPS-приёмники, бортовые навигаторы, но и мобильные телефоны. Информация о положении, скорости и направлении движения через сеть GSM-оператора отправляется на сервер сбора данных.
Данная система обеспечивает глобальное и непрерывное навигационное обслуживание всех категорий потребителей круглогодично, в любое время суток, вне зависимости от метеорологических условий. В любой точке земного шара потребители имеют доступ к сигналам ГЛОНАСС на безвозмездной основе и без ограничений.
Сколько спутников имеет ГЛОНАСС?
Гражданское применение системы ГЛОНАСС началось в 1993 году, к 1995 году на орбиту было запущено 24 спутника.
К 2001 году число спутников из-за недостатка финансирования и выхода части из них из строя сократилось до шести.
В 2010 году число спутников ГЛОНАСС увеличили до 26, основными являются 24, остальные резервные.
В настоящий момент в системе ГЛОНАСС насчитывается 29 космических аппаратов, из которых 24 используются по целевому назначению, один — на этапе лётных испытаний, один — на этапе ввода в систему, три — в орбитальном резерве.
Какое количество спутниковых навигационных систем существует в мире?
На сегодняшний день существует две системы глобальной спутниковой навигации. Кроме российской, есть ещё американская система навигации NAVSTAR GPS.
Отличие двух систем в том, что спутники ГЛОНАСС в своём орбитальном движении не имеют синхронности с вращением Земли. Благодаря этому они более стабильны, и, соответственно, им не требуется дополнительной корректировки, но при этом срок их службы заметно короче.
Спутники ГЛОНАСС вращаются на высоте 19 100 километров над Землёй. Приёмники ГЛОНАСС позволяют определить:
- горизонтальные координаты с точностью 50–70 м (вероятность 99,7 %),
- вертикальные координаты с точностью 70 м (вероятность 99,7 %),
- вектор скорости с точностью 15 см/с (вероятность 99,7 %),
- точное время с точностью 0,7 мкс (вероятность 99,7 %).
Каждый спутник передаёт сигналы двух видов: открытые с обычной точностью и защищённые с повышенной точностью. Первый вид сигнала доступен любому приёмнику ГЛОНАСС, второй — только авторизованной аппаратуре Вооружённых сил РФ.
Кто курирует проект ГЛОНАСС?
Развитием проекта ГЛОНАСС занимается Федеральное космическое агентство (Роскосмос) и ОАО «Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационных систем» («Российские космические системы»).
Смотрите также:
Спутниковые системы ГЛОНАСС и GPS
20 января
В статье рассмотрены основные принципы работы спутниковых навигационных систем, а также дана картина состояния рынка ГЛОНАСС в России и за рубежом и перспективы его развития
С
путниковые навигационные системы (СНС) появились в конце ХХ века. За время своего существования они дорабатывались и видоизменялись. Так, американская GPS (Global Positioning System — система глобального позиционирования) основана на системе Timation (1964 г.) и изначально называлась NAVSTAR, а предшественником российской ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система) стала «Цикада» (1967 г.). Системы навигации были предназначены только для военных и спецслужб, однако впоследствии они стали выходить и на гражданский рынок. Тем не менее обе СНС остаются стратегическими в своих странах. Системы GPS и ГЛОНАСС разрабатывались с учетом следующих общих требований: глобальность, непрерывность работы и круглосуточная доступность, помехозащищенность, компактность аппаратуры потребителя, независимость от метеорологических условий, рельефа местности, а также от степени подвижности объекта и т.д.
Все СНС имеют одинаковую структуру. Она состоит из трех основных сегментов (космический сегмент, сегмент управления и сегмент потребителя) и ряда вспомогательных элементов, таких как каналы связи, средства вывода спутников на орбиту и пр. Рассмотрим сегменты спутниковых систем более подробно.
Сегменты СНС
Любая спутниковая навигационная система не может работать без спутников и наземных станций, принимающих и обрабатывающих сигнал. Также неотъемлемой частью СНС является приемная аппаратура потребителя, которая отображает информацию о местонахождении и скорости движения пользователя. Таким образом, можно выделить три сегмента, составляющих основу СНС.
Космический сегмент
К космическому сегменту относятся спутники, выведенные на орбиту Земли. От их взаимного расположения и от параметров передаваемых ими сигналов зависит точность позиционирования и стабильность функционирования СНС. Для определения координат необходимо нахождение в зоне видимости хотя бы трех–пяти космических аппаратов (КА). На практике орбитальная структура строится таким образом, чтобы в зоне связи устройств большинства потребителей постоянно находилось более шести спутников. Это нужно для обеспечения выбора оптимального созвездия спутников. Для повышения надежности СНС имеется несколько резервных КА, которые могут быть оперативно выведены на орбиту взамен вышедших из строя. Действующие аппараты в случае необходимости можно перегруппировать по команде с наземной станции управления. Основное назначение навигационного спутника — формирование и излучение сигналов, по которым вычисляется местоположение потребителя и определяется исправность самого аппарата. Излучаемые КА сигналы содержат дальномерную и служебную составляющие. Дальномерная составляющая используется потребителями непосредственно для определения навигационных параметров — дальности до КА, вектора скорости потребителя, его пространственной ориентации и т.д. Служебная составляющая содержит информацию о координатах спутников, шкале времени, векторах скоростей КА, их исправности и пр. Дальномерная составляющая, в свою очередь, содержит две компоненты: стандартной и высокой точности. Первая доступна всем пользователям, а вторая — только авторизованным, т.е. имеющим разрешение военных контролирующих органов. При этом разграничение доступа осуществляется путем кодирования сигналов высокой точности.
СНС как стратегическая система на случай военных действий должна иметь защиту от преднамеренных помех, таких как подавление и навязывание сигнала, т.е. подмена сигнала и ввод в приемную аппаратуру противника заведомо ложной информации.
Сегмент управления
Сегмент управления состоит из главной станции, совмещенной с вычислительным центром, группы контрольно-измерительных станций (КИС) и наземного эталона времени и частоты. Контрольно-измерительные станции стараются размещать как можно равномернее по поверхности Земли. Их координаты определены в трех измерениях с максимально доступной точностью. При пролете КА в зоне видимости КИС происходит прием станцией навигационных сигналов спутника, затем эти данные обрабатываются и передаются на главную станцию. На главной станции осуществляется сбор информации со всех КИС, ее математическая обработка и вычисление различных координатных и корректирующих данных. Наземный эталон времени и частоты необходим для синхронизации всех процессов в СНС. Он имеет более высокую точность, чем бортовые эталоны, установленные на КА.
Сегмент потребителей
К сегменту потребителей относится приемное оборудование всех пользователей СНС, будь то военные службы, коммерческие организации или частные лица. Основная задача навигационной аппаратуры потребителей (НАП) — прием информации со спутников, ее интерпретация и вывод на дисплей либо в канал связи в надлежащем виде.
Точность СНС
Точность позиционирования зависит от многих факторов, в т.ч. от метода нахождения координат. Свою погрешность из-за неидеальности вносят все элементы СНС. Кроме того, есть и «естественный» источник погрешности — атмосфера. Воздушная оболочка (точнее, тропосфера и ионосфера) Земли искривляет траекторию распространения сигнала, что приводит к появлению задержек относительно расчетного времени. Проблема заключается в том, что этот эффект не всегда удается спрогнозировать, а вносимая ошибка может достигать десятка метров. Тем не менее разработан ряд алгоритмов, которые позволяют по различным признакам оценить задержки распространения. Влияние тропосферы вполне предсказуемо, поскольку определяется изученными факторами (влажность, давление и температура). Воздействие ионосферы более многогранно и зависит от таких факторов как солнечная активность, концентрация свободных электронов и т.д.
Еще одним фактором, вносящим погрешность при определении координат, является многолучевое распространение сигнала со спутника. Все здания, горы и прочие возвышенные объекты вблизи пользователя являются преградами для сигнала. Достигнув препятствия, он отражается. В условиях большого города переотраженных сигналов становится слишком много. Если на антенну приемника пользователя одновременно поступит несколько таких сигналов, между ними возникнет взаимная интерференция, которая приведет к невозможности определения координат пользователя. Кроме того, высокие объекты вблизи пользователя уменьшают зону видимости приемника, тем самым сокращая количество доступных КА.
Системы GPS и ГЛОНАСС
Космический сектор GPS образован 24-мя действующими спутниками и тремя резервными. Спутники распределены по шести орбитам так, чтобы над каждой точкой земной поверхности постоянно находилось созвездие по крайней мере из пяти КА. Угол между плоскостями орбит составляет 60° (см. рис. 1).
Первый спутник ГЛОНАСС был выведен Советским Союзом на орбиту 12-го октября 1982 г. 24-го сентября 1993 г. система была официально принята в эксплуатацию. В 1995 г. спутниковая группировка составила 24 аппарата. Впоследствии из-за недостаточного финансирования число работающих спутников сократилось. Второй виток развития ГЛОНАСС получила в августе 2001 г., когда была принята федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система», согласно которой полное покрытие территории России планировалось обеспечить уже в начале 2008 г., а глобальных масштабов система должна была достичь к началу 2010 г. Однако в конце марта 2008 г. совет главных конструкторов несколько скорректировал сроки развертывания космического сегмента ГЛОНАСС.
По официальным источникам, в настоящее время на орбиту выведено 17 КА, причем все они исправно функционируют (по состоянию на 14.12.08 г.). Космический сегмент ГЛОНАСС должен содержать всего 24 спутника, движущихся над поверхностью Земли и равномерно распределенных в трех орбитальных плоскостях (см. рис. 2). Орбитальные плоскости разнесены относительно друг друга на 120°.
В отличие от системы GPS, спутники ГЛОНАСС в своем орбитальном движении не имеют резонанса (синхронности) с вращением Земли, что обеспечивает им большую стабильность. Таким образом, группировка КА ГЛОНАСС не требует дополнительных корректировок в течение всего срока активного существования. Тем не менее срок службы спутников ГЛОНАСС заметно короче. Что касается сегмента управления, то станции GPS расположены по всему миру, в то время как станции слежения ГЛОНАСС находятся только на территории России. Поскольку ГЛОНАСС — стратегическая система, то независимость от других стран играет особую роль.
Потребительское оборудование ГЛОНАСС разработано только для специальных применений и, в отличие от приемников GPS, пока не доступно для индивидуального пользования. Однако сейчас полным ходом идет разработка коммерческих совмещенных приемников ГЛОНАСС/GPS.
Зачем нужна ГЛОНАСС?
Этот вопрос, наверняка, интересует многих читателей. Действительно, уже продаются недорогие навигаторы GPS, которые работают, казалось бы, лучше ГЛОНАСС-приемников. Однако не все так просто, давайте посмотрим на это с другой стороны…
Во-первых, из соображений безопасности Россия должна иметь свою независимую систему навигации, поскольку система GPS в случае конфликта с США может быть отключена на территории нашей страны в любое время. Учитывая важность навигации, этого нельзя допускать. Таким образом, система ГЛОНАСС более надежна и, к тому же, независима от других стран, поскольку станции слежения располагаются только на территории России. Во-вторых, по официальным заявлениям правительства РФ, пользование системой будет бесплатным для всех потребителей, а данные со спутников не будут специально загрубляться, как это происходит в GPS, что исключит случайные сбои у потребителя и повысит точность определения координат. В-третьих, система ГЛОНАСС по сравнению с GPS эффективнее работает в полярных широтах, поэтому она востребована как в северных странах (от Канады до Финляндии), так и в южных (Австралия, Перу, Аргентина и др.). В-четвертых, по мнению российских и зарубежных специалистов, ГЛОНАСС работает быстрее и точнее GPS в среде с повышенной затененностью, т.е. вблизи многоэтажных зданий. Тем не менее самое удачное с точки зрения потребителя решение — совмещенные приемники ГЛОНАСС/GPS, поскольку они сочетают достоинства обеих систем. К тому же количество видимых спутников увеличивается, поэтому координаты определяются более достоверно. В связи с незаконченностью космического сегмента приемников, принимающих только сигналы ГЛОНАСС, нет. Разрабатываются сразу двухсистемные приемники. В настоящее время на орбиту выведено 17 спутников. Постепенно начинается вывод спутников второго поколения ГЛОНАСС-М, срок службы которых составляет семь лет (срок службы КА первого поколения всего три года). По данным пресс-службы Роскосмоса, 25-го декабря 2008 г. планируется вывод еще трех спутников типа ГЛОНАСС-М. Этого вполне достаточно, чтобы охватить полностью территорию России. По планам, в 2009 г. будет обеспечено стабильное покрытие всей поверхности Земли.
Текущее состояние группировки можно посмотреть по адресу www.glonass-ianc.rsa.ru/, где приведена исчерпывающая информация о спутниках.
Развитие ГЛОНАСС
Российская система ГЛОНАСС не закончена и будет продолжать развиваться. Естественно, при условии достаточной государственной поддержки. По официальным заявлениям, правительство настроено на развитие навигационной отрасли. Тем более, что это гарантия безопасности и защищенности России. Как мы говорили, любая навигационная система состоит из трех сегментов. В настоящее время доработка требуется на всех уровнях ГЛОНАСС. Так, для полноты группировки необходимо вывести на орбиту еще по крайней мере семь спутников (не считая резервных). Остановимся на основных проблемах, которые наиболее остро стоят перед разработчиками НАП. Самая важная часть приемника ГЛОНАСС/GPS — это приемный модуль, поэтому к нему предъявляются наиболее жесткие требования. Вероятно, будущие разработки будут лишены следующих недостатков. 1. Высокое энергопотребление. Мощность потребления большинства представленных на рынке приемных OEM-модулей составляет порядка 0,9…1 Вт. Для портативной техники это весьма высокий показатель, что ограничивает применение модулей в мобильных устройствах. Для сравнения, потребление GPS-модулей на порядок ниже (50…100 мВт). Работы в этом направлении ведутся. Так, встраиваемый модуль ГАЛС-П потребляет всего 0,65 Вт (ФГУП НИИМА «Прогресс»). Однако этого недостаточно. Для существенного снижения потребляемой мощности необходим переход на проектные нормы 0,09…0,13 мкм. К сожалению, такой технологии ни на одном предприятии в России нет. 2. Высокая стоимость. В настоящее время выпускается всего несколько тысяч OEM-модулей в год. Естественно, увеличение объемов производства позволило бы снизить стоимость устройств. Однако в России нет таких мощностей, как нет и программы развития НАП. Отдельным предприятиям не хватает инвестиций, чтобы наладить массовый выпуск продукции. С другой стороны, инвесторы не торопятся вкладывать в проект, который окупится лишь через несколько лет. Таким образом, необходим госзаказ или другие способы поддержания отрасли. С другой стороны, двухсистемные модули ГЛОНАСС/GPS сами по себе технически более сложные, чем односистемные. Именно поэтому они дороже, но вместе с тем и надежнее. 3. Большие габариты приемников. Это исключает возможность использования существующих разработок в портативной технике, существенно сужая тем самым область применения модулей. Однако с переходом на новый технологический базис (см. п. 1) эта проблема разрешится.
Помимо перечисленных проблем существует множество других, в т. ч. обеспечение ПО, составление карт и т.д.
Навигация — неотъемлемая часть жизнедеятельности человека. Недаром эта наука развивается с древнейших времен. Конечно, методы определения координат и поставленные цели меняются, однако навигация не утрачивает, а наоборот, приобретает все большую важность. Навигационное оборудование используется везде, где необходимо получить координаты объекта быстро и точно. В первую очередь речь идет о следующих службах и сферах применения: • военные ведомства, спецслужбы; • МВД (системы измерения скорости, мониторинг дежурных и оперативных машин); • МЧС; • аварийные службы; • разработка карьеров (добыча открытым способом); • транспорт (железнодорожный, морской, общественный) — для навигации и мониторинга; • авиация (вертолеты, самолеты, беспилотные аппараты); • картография (кадастровые службы); • топография (составление карт местности); • системы безопасности; • строительные компании.
Следует заметить, что во всех сферах применения используется разное потребительское оборудование, поскольку навигационные задачи значительно различаются по сложности. Это может быть как простое ориентирование на местности, так и оперативное управление войсками.
Российские и зарубежные производители
В связи с появлением новых навигационных систем (ГЛОНАСС, Galileo) производители стремятся расширить функциональность НАП. Так, многие зарубежные компании включают в ОЕМ-модули поддержку ГЛОНАСС. В едином государственном перечне предприятий-участников российского рынка спутниковой навигации перечислено около ста компаний. Это и производители НАП, и поставщики ПО, и дистрибьюторы, занимающиеся продвижением совмещенных приемников ГЛОНАСС/GPS на российском рынке. Крупнейшими российскими производителями НАП в России являются следующие компании: ФГУП «НИИ КП» (Институт космического приборостроения), ФГУП «РНИИ КП» (Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения), ОАО «Ижевский радиозавод» (ИРЗ), РИРВ (Российский институт радионавигации и времени), ЗАО «КБ НАВИС» (Конструкторское бюро навигационных систем), ФГУП НИИМА «Прогресс», ОАО «МКБ Компас» и др. Помимо военных модулей, перечисленные компании уже имеют собственные встраиваемые коммерческие модули ГЛОНАСС, либо работают над их созданием.
Среди зарубежных производителей можно выделить компании Trimble, Javad, Novatel, Leica, Topcon, 3S Navigation, Ashtech, JPS, Sokkia и Spectra Precision. Это лидеры на рынке GPS-устройств, приступившие к изготовлению совмещенных приемных модулей.
Российский рынок НАП
Рынок навигационной аппаратуры пользователей в России только формируется. Это связано как с незаконченностью космического сегмента ГЛОНАСС, так и с отсутствием конкретной государственной программы развития отрасли и организации производства. Тем не менее существует несколько оценок потенциальной емкости рынка. По оценкам зарубежных компаний, реальный спрос на навигаторы в России составляет 100 тыс. шт. в год. Это, в первую очередь, автомобильные навигаторы (стабильный, серийный продукт). Однако в этом случае не учитываются потребности муниципального транспорта, спецслужб, аварийных служб, МВД, МЧС и т.д. Более правдоподобной кажется оценка в несколько миллионов штук в год. Исследования показывают, что ежегодно на мировом рынке продается около 30 млн. автомобильных и портативных GPS-навигаторов.
В Европе и в России стабильный прирост рынка составляет 20…30% в год. По меньшей мере, ближайшие 5—7 лет темп роста сохранится. Однако эти оценки весьма условны, поскольку они основаны на данных по рынку GPS-систем.
ГЛОНАСС на мировом рынке
Российские приемники ГЛОНАСС/GPS протестированы европейскими и азиатскими компаниями и уже используются за рубежом. Причем сфера использования отечественных приемников ГЛОНАСС/GPS разделяется на две области: местная система навигации и встраивание готовых модулей в оборудование, импортируемое в Россию. Для расширения первой области применения необходимо дальнейшее развитие ГЛОНАСС и снижение стоимости модулей. В настоящее время осуществляются только разовые закупки.
По поводу использования российских модулей ГЛОНАСС в импортной технике ведутся переговоры, однако окончательных договоренностей пока не достигнуто. Более того, подобные системы со встроенным приемником ГЛОНАСС, например высокоскоростные системы беспроводной передачи данных, где требуется дополнительная высокоточная синхронизация опорных станций, сравнительно недавно стали появляться на российском рынке, поэтому говорить о больших партиях не приходится.
Тестирование российских разработок
На всероссийской конференции «Встраиваемые системы», которая проходила 4-го декабря в Москве, было проведено открытое тестирование совмещенных приемников ГЛОНАСС/GPS ведущих российских производителей. Отраслевой и деловой общественности были показаны реальные возможности российских разработчиков приемников ГЛОНАСС/GPS, представлены ведущие компании и их разработки, а также продемонстрирована работа приемных ОЕМ-модулей ГЛОНАСС/GPS. В проекте приняли участие ведущие производители встраиваемых навигационных модулей: Российский институт радионавигации и времени, ЗАО «КБ НАВИС», ФГУП НИИМА «Прогресс» и SPIRIT. Для сравнения в испытаниях принимал участие и односистемный GPS-приемник фирмы Trimble. Тестирование прошло успешно. Все представленные модели работали стабильно в течение всего дня, несмотря на изменения в созвездии видимых спутников ГЛОНАСС.
В следующем номере «Встраиваемых систем» мы подробно опишем ход и результаты тестирования, а также расскажем об участниках проекта.
Заключение
Мы рассмотрели не все навигационные системы. Помимо GPS и ГЛОНАСС, разрабатываются японская Quasi-Zenith и европейская Galileо. К развитию собственных СНС приступили также Китай и Индия. Спутниковые системы навигации перестали быть привилегией силовых структур, они постепенно проникают и в повседневную жизнь. Все больше и больше устройств оснащаются функцией навигации начиная от телефонов и плееров и заканчивая фотоаппаратами. Это происходит за счет уменьшения стоимости аппаратных навигационных модулей и применения программной реализации модуля. Рынок ГЛОНАСС в России только начинает формироваться. Однако уже сейчас понятно, что это очень важная и перспективная составляющая экономики. Спрос на навигационные устройства, поддерживающие ГЛОНАСС, набирает обороты, причем как в России, так и за рубежом.
Несмотря на все проблемы, которые пока только предстоит решить, российским производителям уже есть что показать. Системой ГЛОНАСС уже пользуются спецслужбы и военные. Началось производство коммерческих устройств. Однако без поддержки государства невозможно удовлетворить потребность рынка в навигационном оборудовании. Необходимо наладить массовый выпуск продукции, после чего можно будет надеяться на возрождение промышленного сектора в России.
Полезные ссылки
Ниже приведены некоторые ссылки, которые могут оказаться полезными при изучении или работе с ГЛОНАСС.
www.aggf.ru/glon.html Официальный сайт ассоциации разработчиков, производителей и потребителей оборудования и приложений на основе глобальных навигационных спутниковых систем «ГЛОНАСС/ГНСС — Форум».
На сайте можно найти множество полезных материалов — от официальных документов до технического описания и свежих новостей.
www.glonass-ianc.rsa.ru Официальный сайт «Прикладного потребительского центра» (ППЦ) на базе «Информационно-аналитического центра координатно-временного и навигационного обеспечения» (ИАЦ КВНО).
На сайте можно подробно ознакомиться с текущим состоянием космического сегмента ГЛОНАСС.
www.roscosmos.ru/ Официальный сайт «Роскосмоса», на котором всегда можно ознакомиться с последними новостями радионавигации и космической отрасли.
http://isns.ru/ Проект «Интегрированные спутниковые навигационные системы». Информационный портал посвящен вопросам спутниковой навигации.
http://mnicglonass.ru/ Многофункциональный Навигационно-информационный центр ФГУП «РНИИ КП», на котором можно найти наиболее полную информацию о производителях и их разработках.
Литература
Вы можете скачать эту статью в формате pdf здесь.
Вся правда о ГЛОНАСС.
Предистория. Спутниковая система навигации — комплексная электронно-техническая система, состоящая из совокупности наземного и космического оборудования, предназначенная для определения местоположения (географических координат и высоты), а также параметров движения (скорости и направления движения и т. д.) для наземных, водных и воздушных объектов.
Основные элементы. Основные элементы спутниковой системы навигации:
Орбитальная группировка, состоящая из нескольких (от 2 до 30) спутников, излучающих специальные радиосигналы; Наземная система управления и контроля, включающая блоки измерения текущего положения спутников и передачи на них полученной информации для корректировки информации об орбитах; Приёмное клиентское оборудование («спутниковых навигаторов»), используемое для определения координат;
Опционально: информационная радиосистема для передачи пользователям поправок, позволяющих значительно повысить точность определения координат.
Принцип работы. Принцип работы спутниковых систем навигации основан на измерении расстояния от антенны на объекте (координаты которого необходимо получить) до спутников, положение которых известно с большой точностью. Таблица положений всех спутников называется альманахом, которым должен располагать любой спутниковый приёмник до начала измерений. Обычно приёмник сохраняет альманах в памяти со времени последнего выключения и если он не устарел — мгновенно использует его. Каждый спутник передаёт в своём сигнале весь альманах. Таким образом, зная расстояния до нескольких спутников системы, с помощью обычных геометрических построений, на основе альманаха, можно вычислить положение объекта в пространстве.
Метод измерения расстояния от спутника до антенны приёмника основан на определённости скорости распространения радиоволн. Для осуществления возможности измерения времени распространения радиосигнала каждый спутник навигационной системы излучает сигналы точного времени в составе своего сигнала используя точно синхронизированные с системным временем атомные часы. При работе спутникового приёмника его часы синхронизируются с системным временем и при дальнейшем приёме сигналов вычисляется задержка между временем излучения, содержащимся в самом сигнале, и временем приёма сигнала. Располагая этой информацией, навигационный приёмник вычисляет координаты антенны. Для получения информации о скорости большинство навигационных приёмников используют эффект Доплера. Дополнительно накапливая и обрабатывая эти данные за определённый промежуток времени, становится возможным вычислить такие параметры движения, как скорость (текущую, максимальную, среднюю), пройденный путь и т. д.
В реальности работа системы происходит значительно сложнее. Ниже перечислены некоторые проблемы, требующие специальных технических приёмов по их решению:
Отсутствие атомных часов в большинстве навигационных приёмников. Этот недостаток обычно устраняется требованием получения информации не менее чем с трёх (2-мерная навигация при известной высоте) или четырёх (3-мерная навигация) спутников; (При наличии сигнала хотя бы с одного спутника можно определить текущее время с хорошей точностью). Неоднородность гравитационного поля Земли, влияющая на орбиты спутников; Неоднородность атмосферы, из-за которой скорость и направление распространения радиоволн может меняться в определённых пределах; Отражения сигналов от наземных объектов, что особенно заметно в городе;
Невозможность разместить на спутниках передатчики большой мощности, из-за чего приём их сигналов возможен только в прямой видимости на открытом воздухе.
Современное состояние. В настоящее время работают или готовятся к развёртыванию следующие системы спутниковой навигации:
NAVSTAR (GPS) — принадлежит министерству обороны США, что считается другими государствами её главным недостатком. Более известна под названием GPS. Единственная полностью работающая спутниковая навигационная система. ГЛОНАСС — находится на этапе развёртывания спутниковой группировки. Принадлежит министерству обороны России. Обладает, по заявлениям разработчиков, некоторыми техническими преимуществами по сравнению с NAVSTAR, однако в настоящее время эти утверждения проверить невозможно ввиду недостаточности спутниковой группировки и отсутствия доступного клиентского оборудования. Бэйдоу — развёртываемая в настоящее время Китаем подсистема GNSS, предназначенная для использования только в этой стране. Особенность — небольшое количество спутников, находящихся на геостационарной орбите. Galileo — европейская система, находящаяся на этапе создания спутниковой группировки.
Технические детали работы систем. Рассмотрим некоторые особенности основных систем спутниковой навигации (NAVSTAR и ГЛОНАСС): Обе системы имеют двойное назначение — военное и гражданское, поэтому излучают два вида сигналов: один с пониженной точностью определения координат (~100 м) для гражданского применения и другой высокой точности (~10−15 м и точнее) для военного применения. Для ограничения доступа к точной навигационной информации вводят специальные помехи, которые могут быть учтены после получения ключей от Военного Ведомства США. В настоящее время эти помехи отменены, и точный сигнал доступен гражданским приёмникам, однако в случае соответствующего решения государственных органов стран-владельцев военный код может быть снова заблокирован (в системе NAVSTAR это ограничение было отменено только в мае 2000 года и в любой момент может быть восстановлено). Спутники NAVSTAR располагаются в шести плоскостях на высоте примерно 20 180 км. Спутники ГЛОНАСС (шифр «Ураган») находятся в трёх плоскостях на высоте примерно 19 100 км. Hоминальное количество спутников в обеих системах — 24. Группировка NAVSTAR полностью укомплектована в апреле 1994-го и с тех пор поддерживается, группировка ГЛОНАСС была полностью развёрнута в декабре 1995-го, но с тех пор значительно деградировала. В настоящий момент идёт её активное восстановление. Обе системы используют сигналы на основе т. н. «псевдошумовых последовательностей», применение которых придаёт им высокую помехозащищённость и надёжность при невысокой мощности излучения передатчиков.
В соответствии с назначением, в каждой системе есть две базовые частоты — L1 (стандартной точности) и L2 (высокой точности). Для NAVSTAR L1=1575,42 МГц и L2=1227,6 МГц. В ГЛОHАСС используется частотное разделение сигналов, т. е. каждый спутник работает на своей частоте и, соответственно, L1 находится в пределах от 1602,56 до 1615,5 МГц и L2 от 1246,43 до 1256,53. Сигнал в L1 доступен всем пользователям, сигнал в L2 — только военным (то есть, не может быть расшифрован без специального секретного ключа).
Каждый спутник системы, помимо основной информации, передаёт также вспомогательную, необходимую для непрерывной работы приёмного оборудования. В эту категорию входит полный альманах всей спутниковой группировки, передаваемый последовательно в течение нескольких минут. Таким образом, старт приёмного устройства может быть достаточно быстрым, если он содержит актуальный альманах (порядка 1-й минуты) — это называется «тёплый старт», но может занять и до 15-ти минут, если приёмник вынужден получать полный альманах — т. н. «холодный старт». Необходимость в «холодном старте» возникает обычно при первом включении приёмника, либо если он долго не использовался.Дифференциальное измерение. Отдельные модели спутниковых приёмников позволяют производить т. н. «дифференциальное измерение» расстояний между двумя точками с большой точностью (сантиметры). Для этого измеряется положение навигатора в двух точках с небольшим промежутком времени. При этом, хотя каждое такое измерение имеет точность порядка 10−15 метров без наземной системы корректировки и 10−50 см с такой системой, измеренное расстояние имеет погрешность намного меньшую, так как факторы, мешающие измерению (погрешность орбит спутников, неоднородность атмосферы и т. д.) в этом случае взаимно вычитаются. Кроме того, есть несколько систем, которые посылают уточняющую информацию («дифференциальную поправку к координатам»), позволяющую повысить точность измерения координат приёмника до десяти сантиметров. Дифференциальная поправка основана на геостационарных объектах (спутниках, наземных базовых станциях), обычно является платной (расшифровка сигнала возможна только одним определённым приёмником после оплаты «подписки на услугу»). В настоящее время (2006-й год) существует бесплатная европейская система EGNOS (European Geostationary Navigation Overlay Services), основанная на двух геостационарных спутниках, дающая высокую точность (до 30 см), но работающая с перебоями и ненадёжно. В Северной Америке её аналогом является система WAAS.
Время спутниковых навигационных систем. Спутниковые навигационные системы GPS (США) и ГЛОНАСС (Россия) функционируют в собственном системном времени. Все процессы измерений фиксируются в этой шкале времени. Необходимо, чтобы шкалы времени используемых спутников были согласованы между собой. Это достигается независимой привязкой каждой из шкал спутников к системному времени. Системная шкала времени есть шкала атомного времени. Она задаётся сектором управления и контроля, где поддерживается с точностью более высокой, чем бортовые шкалы спутников.
Системное время GPS есть Всемирное координированное время UTC, отнесённое к началу 1980 г.:
TGPS = UTC (1980.0).
Поправки TGPS к Всемирному координированному времени UTC регистрируются с высокой точностью и передаются в виде постоянной величины в навигационном сообщении, а также публикуются в специальных бюллетнях.
Системное время ГЛОНАСС периодически подстраивается под всемирное координированное время, и
TГЛОНАСС = UTC.
В бортовую шкалу времени спутников вводится пересчетный коэффициент, зависящий от высоты орбиты и учитывающий релятивистские эффекты (движение спутника относительно наземных часов; разность гравитационных потенциалов на орбите и на поверхности Земли). Так, для системы ГЛОНАСС он равен 1−4,36?10−10 (релятивистская поправка на 37.7 мкс в сутки).
ГЛОНАСС. ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система — российская спутниковая система навигации. Основой системы должны являться 24 спутника, движущихся над поверхностью Земли в 3-х орбитальных плоскостях с наклонением 64,8°, и высотой 19100 км.
При доведении количества действующих спутников до 18, на территории России обеспечивается практически 100%-ная непрерывная навигация. На остальной части Земного шара при этом перерывы в навигации могут достигать полутора часов. Практически непрерывная навигация по всей территории Земного шара обеспечивается при полной орбитальной группировке из 24-х спутников.
Принцип измерения аналогичен американской системе GPS (NAVSTAR). Первый спутник ГЛОНАСС был выведен Советским Союзом на орбиту 12 октября 1982 года. 24 сентября 1993 года система была официально принята в эксплуатацию.
По утверждениям Генерального Конструктора ГЛОНАСС Юрия Урличича, полное покрытие территории России планируется уже в начале 2008 года, а глобальных масштабов система достигнет к началу 2010 года.
ГЛОНАСС. Принцип работы. Спутники системы ГЛОНАСС непрерывно излучают навигационные сигналы двух типов: навигационный сигнал стандартной точности (СТ) в диапазоне L1 (1,6 ГГц) и навигационный сигнал высокой точности (ВТ) в диапазонах L1 и L2 (1,2 ГГц). Информация, предоставляемая навигационным сигналом СТ, доступна всем потребителям на постоянной и глобальной основе и обеспечивает, при использовании приёмников ГЛОНАСС, возможность определения:
* горизонтальных координат с точностью 50−70 м (вероятность 99,7%); * вертикальных координат с точностью 70 м (вероятность 99,7%); * составляющих вектора скорости с точностью 15 см/с (вероятность 99,7%)
* точного времени с точностью 0,7 мкс (вероятность 99,7%).
Эти точности можно значительно улучшить, если использовать дифференциальный метод навигации и/или дополнительные специальные методы измерений.
Сигнал В Т предназначен, в основном, для потребителей Министерства обороны России, и его несанкционированное использование не рекомендуется. Вопрос о предоставлении сигнала ВТ гражданским потребителям находится в стадии рассмотрения.
Для определения пространственных координат и точного времени требуется принять и обработать навигационные сигналы не менее чем от 4-х спутников ГЛОНАСС. При приёме навигационных радиосигналов ГЛОНАСС приёмник, используя известные радиотехнические методы, измеряет дальности до видимых спутников и измеряет скорости их движения.
Одновременно с проведением измерений в приёмнике выполняется автоматическая обработка содержащихся в каждом навигационном радиосигнале меток времени и цифровой информации. Цифровая информация описывает положение данного спутника в пространстве и времени (эфемериды) относительно единой для системы шкалы времени и в геоцентрической связанной декартовой системе координат. Кроме того, цифровая информация описывает положение других спутников системы (альманах) в виде кеплеровских элементов их орбит и содержит некоторые другие параметры. Результаты измерений и принятая цифровая информация являются исходными данными для решения навигационной задачи по определению координат и параметров движения. Навигационная задача решается автоматически в вычислительном устройстве приёмника, при этом используется известный метод наименьших квадратов. В результате решения определяются три координаты местоположения потребителя, скорость его движения и осуществляется привязка шкалы времени потребителя к высокоточной шкале Универсального координированного времени (UTC).
ГЛОНАСС. Запуски.
* 25 декабря 2005 года 8:07 по московскому времени с космодрома «Байконур» на орбиту ракетой-носителем «Протон-К» были запущены ещё один спутник «ГЛОНАСС» и два спутника «ГЛОНАСС-М» с увеличенным ресурсом эксплуатации для пополнения группировки ГЛОНАСС. * 26 декабря 2006 состоялся вывод на орбиту РН «Протон-К» трёх спутников «ГЛОНАСС-М». * В 2007 году планируется совершить два пуска РН «Протон» с тремя спутниками «ГЛОНАСС-М» в каждом. * В 2008 году — запуск двух РН «Протон» с тремя спутниками «ГЛОНАСС-М» в каждом.
* В 2009 году — запуск двух РН «Протон» с тремя «ГЛОНАСС-М» в каждом и РН «Союз» с двумя новыми космическими аппаратами «ГЛОНАСС-К».
ГЛОНАСС сегодня. В числе действующих космических аппаратов (КА) в настоящее время находится одиннадцать спутников «ГЛОНАСС-М», (один запущен в 2003 году, два — в 2005, три — в 2006), имеющих гарантийный срок активного существования 7 лет. Эти спутники излучают, в отличие от аппаратов предыдущего поколения, уже по два сигнала для гражданских потребителей, что позволяет существенно повысить точность местоопределения.
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации минимальная группировка из 18 спутников должна быть развёрнута в 2007 году. Полная группировка в составе 24-х спутников в соответствии с федеральной целевой программой «Глобальная навигационная система» должна быть развёрнута в 2010 году.
Спутники «ГЛОНАСС-М» в составе орбитальной группировки будут находиться, как минимум, до 2015 года. Лётные испытания негерметичных спутников нового поколения «ГЛОНАСС-К» с улучшенными характеристиками (увеличенным до 10 лет гарантийным сроком и третьей частотой L-диапазона для гражданских потребителей) должны начаться в 2009 году. Этот спутник будет вдвое легче своего предшественника (примерно 700 кг против 1415 кг у «Глонасс-М»)
В дальнейшем, после развёртывания орбитальной группировки из 24-х КА, для её поддержания потребуется делать по одному групповому пуску в год двух КА «ГЛОНАСС-К» на носителе «Союз», что существенно снизит эксплуатационные расходы.
29 ноября 2006 года министр обороны Сергей Иванов в ходе визита в РИРВ объявил о том, что система ГЛОНАСС в ближайшее время будет доступна и для гражданского использования.
18 мая 2007 года Президент Р Ф Владимир Путин подписал указ, согласно которому доступ к российской навигационной системе ГЛОНАСС будет предоставляться бесплатно и без ограничений как российским, так и иностранным потребителям.
Спутники ГЛОНАСС будут запускать с космодрома Плесецк. МОСКВА, 9 апр — РИА Новости. Запуск навигационных спутников ГЛОНАСС в будущем будет осуществляться не с Байконура, а с космодрома Плесецк на ракетах-носителях Союз-2, сообщил заместитель командующего Космическими войсками Р Ф Александр Квасников. «Планируется постепенный перевод запусков космических аппаратов российской глобальной навигационной системы ГЛОНАСС с Байконура на космодром Плесецк. Эти старты планируется осуществлять на модернизированных ракетах-носителях Союз-2», — сказал Квасников в понедельник, выступая с докладом на международном форуме по спутниковой навигации.
По его словам, перевод запусков с Байконура на Плесецк обеспечит независимость России по выводам на орбиту собственных космических аппаратов.
Как указал заместитель командующего Космическими войсками, сфера применения спутниковых навигаторов ГЛОНАСС в войсках простирается от обеспечения отдельного военнослужащего информацией о его координатах до обеспечения целых войсковых подразделений навигационной информацией.
«С вводом в строй спутников системы ГЛОНАСС на борт ракеты-носителя устанавливается компактный блок, обеспечивающий высокоточные непрерывные траекторные измерения в ходе полета ракеты. Раньше применялся способ, требующий привлечения большого количества людей и средств, основанный на обеспечении контроля полета ракеты наземными пунктами траекторных измерений», — сказал Квасников.
По его словам, в настоящее время в Космических войсках РФ идут испытания наземной и переносной аппаратуры навигационной системы ГЛОНАСС.
«Ее применение позволит использовать приемники ГЛОНАСС в любых погодных условиях, обеспечивая высокоточную привязку по координатам и времени, особенно на сильно пересеченной и гористой местности», — отметил заместитель командующего.
На реализацию программы ГЛОНАСС в 2007 году выделят 10 млрд рублей. МОСКВА, 9 апр — РИА Новости. В 2007 году на реализацию Федеральной программы по развитию российской глобальной навигационной системы ГЛОНАСС будет выделено около 10 миллиардов рублей бюджетных средств, сообщил в понедельник на пресс-конференции в Москве заместитель руководителя Роскосмоса Юрий Носенко. «В этом году на реализацию Федерально программы по ГЛОНАССу будет выделено чуть менее 10 миллиардов рублей — 9,880 миллиарда рублей», — сказал он.
Отвечая на вопрос журналистов, сколько внебюджетных средств будет привлечено на реализацию этой программы, замглавы Роскосмоса отметил, что пока эта цифра не определена, но речь идет о нескольких сотнях миллионов долларов.
Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС) должна обеспечивать установление точных координат любого владельца приемника, принимающего одновременно сигналы трех спутников, находящихся на высоте 19 тысяч километров над земной поверхностью. Система позволяет определять местонахождение объектов с точностью до 1 метра на поверхности Земли и водной акватории.
Развертывание ГЛОНАСС началось 2 октября 1982 года. В сентябре 1993 года вступила в строй первая очередь ГЛОНАСС, состоящая из 12 спутников. Количество спутников в 2005 году возросло до 17 против 14 в 2004 году. В ближайшие годы группировка будет пополняться аппаратами нового поколения «Глонасс-М» с ресурсом работы семь лет и «Глонасс-К» с ресурсом работы десять лет.
В рамках утвержденной Федеральной космической программы к концу 2007 года орбитальную группировку российской глобальной навигационной системы (ГЛОНАСС) планируется довести до минимального уровня в 18 космических аппаратов.
Услуги системы ГЛОНАСС будут предоставляться потребителям бесплатно. МОСКВА, 18 мая — РИА Новости. Владимир Путин подписал указ о российской навигационной системе ГЛОНАСС, в соответствии с которым ее услуги будут предоставляться всем потребителям на безвозмездной основе, сообщает пресс-служба Кремля.
«Доступ к гражданским навигационным сигналам глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС предоставляется российским и иностранным потребителям на безвозмездной основе и без ограничений», — говорится в указе президента «Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития РФ», текст которого распространила пресс-служба Кремля.
В соответствии с указом, «для обеспечения безопасности РФ аппаратура спутниковой навигации, приобретаемая для нужд федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций, должна функционировать с использованием сигналов системы ГЛОНАСС».
Указ рекомендует органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления муниципальных образований и организациям независимо от их организационно-правовой формы применять аппаратуру спутниковой навигации, функционирующую с использованием сигналов системы ГЛОНАСС.
Президент возложил на Федеральное космическое агентство функции координатора работ по поддержанию, развитию и использованию системы ГЛОНАСС в интересах гражданских, в том числе коммерческих, потребителей и для расширения международного сотрудничества России.
Президент поручил правительству РФ до 31 декабря 2007 года определить полномочия федеральных органов исполнительной власти в части, касающейся поддержания, развития и использования системы ГЛОНАСС в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также в интересах социально-экономического развития страны, расширения ее международного сотрудничества и в научных целях. В трехмесячный срок правительству поручено определить порядок и условия использования информационных ресурсов, необходимых для создания детальных цифровых навигационных карт для гражданских потребителей, а до 31 декабря 2011 года утвердить федеральную целевую программу по поддержанию, развитию и использованию системы ГЛОНАСС на 2012 — 2020 годы.
Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС) должна обеспечивать установление точных координат на местности. Система позволяет определять местонахождение объектов с точностью до 1 метра на поверхности Земли и водной акватории.
Развертывание ГЛОНАСС началось 2 октября 1982 года. В сентябре 1993 года вступила в строй первая очередь ГЛОНАСС, состоящая из 12 спутников. Количество спутников в 2005 году возросло до 17 против 14 в 2004 году. В ближайшие годы группировка будет пополняться аппаратами нового поколения «Глонасс-М» с ресурсом работы семь лет и «Глонасс-К» с ресурсом работы десять лет.
В рамках утвержденной Федеральной космической программы к концу 2007 года орбитальную группировку российской глобальной навигационной системы (ГЛОНАСС) планируется довести до минимального уровня в 18 космических аппаратов.
ГЛОНАСС является российским аналогом Системы глобального позиционирования (GPS), созданной министерством обороны США.
Иванов: первые приемники ГЛОНАСС скоро появятся в магазинах.
МОСКВА, 23 мая — РИА Новости. Первые индивидуальные приемники для российской спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС могут появиться в магазинах уже к концу этого года, сообщил первый вице-премьер Р Ф Сергей Иванов. Ранее руководители ряда ведомств, ответственных за создание ГЛОНАСС, говорили, что первые приемники появятся в начале будущего года.
«Не могу на 100% гарантировать, что он (приемник) сразу будет конкурировать с американской навигационной системой GPS», — сказал Иванов в среду на пресс-конференции в Москве.
Вместе с тем, он выразил уверенность в том, что российская промышленность будет в состоянии сделать конкурентоспособный (с эстетической точки зрения) приемник.
Первый вице-премьер также сообщил, что одним из конкурентных преимуществ российского приемника будет то, что он будет в состоянии принимать сигналы ГЛОНАСС, GPS и разрабатываемой сейчас европейской навигационной системы Галилео.
Стоимость российского гражданского индивидуального приемника ГЛОНАСС-GPS-Галилео будет сопоставима с аналогичными зарубежными аналогами и может составить от $ 100 до $ 400.
Сотовые телефоны с модулем ГЛОНАСС-GPS будут помогать спецслужбам. ПАНСИОНАТ «ЛЕСНЫЕ ДАЛИ» (Подмосковье), 24 мая — РИА Новости. Объем российского рынка персональных компьютеров со встроенным спутниковым навигационным оборудованием в 2007 году вырос до $ 400 миллионов с $ 200 миллионов в 2006 году. Такую оценку привел в ходе презентации заместитель генерального директора — генерального конструктора ФГУП «Российский НИИ космического приборостроения» (РНИИ КП) Андрей Буравин. Представитель РНИИ КП, отвечающего за разработку и введение в строй российской системы спутниковой навигации ГЛОНАСС, отметил, что этот рынок развивается стремительными темпами и подразделяется на рынок физических и юридических лиц.
Рынок физических лиц делится на персональную навигацию, автомобильную навигацию, охранно-поисковые услуги. В последнее направление входит трекинг, представляющий собой мониторинг места нахождения пожилых людей и инвалидов, заключенных, находящихся на испытательном сроке, а также поиск пропавших животных, имеющих на ошейнике приемники спутниковой навигации.
Корпоративный рынок включает в себя системы управления парком транспортных средств, геодезическую и картографическую аппаратуру, терминалы, использующие в своей основе системы дифференцированной коррекции, а также военных пользователей.
Говоря о привязке модулей спутниковой навигации к рынку сотовой связи, Буравин высказал мнение, что эти два направления в самом ближайшем будущем станут одним неразрывным целым. «Этот контент будет по нашим прогнозам очень востребован. Еще несколько лет назад нельзя было и предположить, что доходы сотовых компаний по обслуживанию SMS-сообщений могут превысить доходы от предоставления услуг самой голосовой связи», — сказал Буравин.
Отвечая на вопрос РИА Новости, представитель российского предприятия, занимающегося разработкой приемной аппаратуры ГЛОНАСС, предназначенной для коммерческого использования, сообщил, что спецслужбы после появления в магазинах сотовых телефонов со встроенным модулем навигации ГЛОНАСС-GPS получат техническую возможность определять местонахождение человека практически в любое время.
«С технической точки зрения это станет возможным. Задавая этот вопрос, вы обозначили общую озабоченность, высказываемую европейской и американской общественностью по контролю и защите прав человека на частную жизнь. Вместе с тем, это право — покупать или не покупать такой телефон — личное дело каждого человека», — сказал он.
Как отметил на пресс-конференции генеральный директор — генеральный конструктор РНИИ К П Юрий Урличич, первые телефоны, оснащенные встроенным модулем навигации ГЛОНАСС-GPS, могут появиться в продаже уже в конце 2007-го — начале 2008 года.
«Одно из подразделений компании АФК „Система“ — российская компания „Ситроникс“ совместно с китайскими партнерами разработала телефон со встроенным модулем спутниковой навигации. Его стоимость будет сопоставима со стоимостью аналогичных зарубежных моделей, но, может быть, она будет и чуть выше, так как эти приемники способны принимать сигналы как с российских спутников ГЛОНАСС, так и с американских GPS, что является важным преимуществом», — сказал он.
По словам Урличича, РНИИ КП провел тендер и уже заказал 3 тысячи приемников одной из российских фирм, а в настоящее время проводит конкурс на заказ еще 5 тысяч таких приемников.
ГЛОНАСС к 2011 году будет сопоставима по точности с американской GPS. ПАНСИОН ЛЕСНЫЕ ДАЛИ (Подмосковье), 24 мая — РИА Новости. Российская навигационная спутниковая система ГЛОНАСС к 2011 году сравняется в точности определения координат с американской GPS, сообщил замруководителя Роскосмоса Юрий Носенко на пресс-конференции совета главных конструкторов по системе ГЛОНАСС, проходящего в подмосковном пансионате «Лесные дали». «К 2011 году мы ставим себе задачу повышения точности работы системы ГЛОНАСС для гражданских пользователей до одного метра. Американская система GPS уже сейчас работает с такой точностью. К 2011 году после завершения ввода в строй новых спутников „ГЛОНАСС-К“ с 10-летним сроком эксплуатации будет полностью сопоставима с GPS при том, что наши приемники будут работать с 2 стандартов — ГЛОНАСС и GPS,» — сказал он.
Как отметил со своей стороны генконструктор и генеральный директор НПО прикладной механики имени Решетнева, производящего спутники ГЛОНАСС, Николай Тестоедов, до конца 2007 года на орбиту будет выведено шесть спутников «ГЛОНАСС-М», которые доставят на орбиту двумя запусками ракет-носителей «Протон». В 2008 году группировку ГЛОНАСС также пополнят шесть спутников, а в 2009 году в группировку будет включено два усовершенствованных спутника «ГЛОНАСС-К» со сроком работы по 10 лет. Начиная с 2010 года, на орбиту будут запускаться только космические аппараты «ГЛОНАСС-К».
Система ГЛОНАСС столь же важна, как ядерное оружие, считает Иванов. МОСКВА, 5 июн — РИА Новости. Глобальная навигационная спутниковая система столь же важна, как ядерное оружие или стратегические запасы энергоресурсов, считает первый вице-премьер Сергей Иванов. «Наличие у государства современной глобальной навигационной спутниковой системы является примерно таким же фактором политики и экономики, как обладание ядерным оружием или стратегическими запасами энергоресурсов», — сказал Иванов, выступая на заседании военно-промышленной комиссии при правительстве РФ, посвященном проблемам развития ГЛОНАСС.
Иванов отметил, что в связи с этим систему ГЛОНАСС следует считать «важнейшей государственной инфраструктурой».
«Скажу больше — применение отечественной навигационной системы в стратегических отраслях народного хозяйства должно стать для нас обязательным, непременным условием», — сказал первый вице-премьер.
Среди проблем развития ГЛОНАСС Иванов назвал вопросы удобства и доступности услуг спутниковой навигации, поддержание спутниковой группировки навигационной системы, а также отсутствие разветвленной системы образования пользователей ГЛОНАСС.
Первый спутник системы ГЛОНАСС был запущен в 1982 году. Система создавалась в интересах министерства обороны, однако она так и не была пущена в строй. В начале этого века Россия начинает постепенно наращивать количество спутников ГЛОНАСС на орбите. Сейчас ГЛОНАСС включает в себя 11 спутников, к концу текущего года их должно стать 18, и вся территория России будет охвачена этой системой.
К 2009 году на орбите будет работать 24 спутника ГЛОНАСС, и тогда ее услугами можно будет воспользоваться по всему миру.
С уважением Алексей, www.yougps.ru