Роллс ройс значок на капоте


Дух Экстаза: История статуэтки, украшающей капот Роллс-Ройса

  • Подписаться
  • Поделиться в Facebook
  • Рассказать ВКонтакте

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Элеонора Веласко Торнтон стала прототипом статуэтки *Дух Экстаза*, ставшей символом автомобилей марки Роллс-Ройс.«Дух Экстаза», «Эмили», «Серебряная леди» или даже «Элли в ночнушке» - каких только имен и забавных прозвищ не давали статуэтке, которая традиционно красуется на капоте Роллс-Ройса. Первая подобная статуэтка была установлена в 1911 году по эксклюзивному заказу барона де Монтегю. Прототипом для нее стал образ его любовницы - Элеаноры Веласко Торнтон. Статуэтка сохранила образ Элеоноры на целое столетие, но земная жизнь девушки оборвалась трагическим образом в молодости.

Первая статуэтка была изготовлена по заказу барона де Монтегю.

Портрет Элеаноры Веласко Торнтон.

Мода на статуэтки на капотах пришла в начале ХХ века. Изначально такие украшения могли себе позволить только аристократы и богачи. Позже автомобильные фирмы поняли привлекательность таких статуэток и стали использовать их как отличительный знак.

Ретро-статуэтка на капоте автомобиля Роллс-Ройс.

Автором первой статуэтки был скульптор Чарльз Сайкс, для него «Элли» символизировала любовь к скорости, она была крохотным божеством-покровителем автомобилиста, увлеченная движением, обожающая путешествия. Барон де Монтегю – заядлый автолюбитель и автор первого справочника по вождению – был уверен, что «Элли» на капоте принесет ему удачу.

*Дух Экстаза* стал символом Роллс-Ройс.

Первый вариант статуэтки, созданной Сайксом, назывался «Шепот», поскольку полуобнаженная девушка стояла, прижав палец к губам. Второй получил уже современное название «Дух Экстаза». Появление барона де Монтегю на публике за рулем своего авто, украшенного крылатой статуэткой, в свете сочли очередной прихотью богача. Однако фигурка была столь хороша, что многим пришлась по душе. По истечении ста лет «Дух экстаза» не утратил своей популярности.

*Дух Экстаза* украшает капот автомобиля Роллс-Ройс с 1911 года.

Спустя сто лет, первые статуэтки стали объектами коллекционирования, поскольку каждая из них – уникальна. Процесс их создания всегда был кропотливым. Фигурку девушки отливали из сплава олова или свинца, бронзы или нержавеющей стали. Богачи могли себе позволить даже серебряные или золотые талисманы. Технологический процесс изготовления статуэток тоже был непрост: заливали фигурку в форму, которую позже разбивали, чтобы достать заготовку. После ее полировали измельченными вишневыми косточками. Именно поэтому найти две одинаковые – невозможно. Первые скульптуры Сайкс подписывал лично, сегодня они представляют особый интерес для антикваров.

Роллс-Ройс - легенда мирового автопрома.

Генри Ройс – один из братьев-основателей легендарной автомобильной фирмы – насторожено относился к идее украшать капот статуэтками. Он долго противился тому, чтобы хоть что-то нарушило лаконичный внешний вид авто. Однако со временем даже Ройс признал, что «Дух Экстаза» достоин того, чтобы стать символом автомобилей марки Роллс-Ройс. Правда, показательно, что на капот своего автомобиля он так и не установил «Элли».

Первая статуэтка была изготовлена по заказу барона де Монтегю.

Что касается истории любви барона и Элеаноры, то она оказалась трагической. В 1915 году барон пригласил любовницу в путешествие в Индию. Казалось, настал тот момент, когда они смогут, наконец, побыть вместе, не скрывая отношений. Однако по пути следования к далеким берегам произошла страшная трагедия: у побережья острова Крит лайнер, на котором находились путешественники, торпедировала немецкая подводная лодка. Все случилось молниеносно: корабль ушел под воду за несколько минут, и более 300 пассажиров из 500, находившихся на борту, погибли, не успев добраться до спасательных шлюпок. Немецкая подлодка действовала с грубым нарушением правил, что и привело к трагедии: предупредительный выстрел сделан не был.

В 1934 году появилась Серебряная леди на коленях, такая статуэтка не отвлекала водителей.

Элеонора стала одной из жертв этой катастрофы, барону де Монтегю удалось выжить. Так закончилась история запретной любви, подарившая миру прекрасный символ – статуэтку «Дух Экстаза».

*Дух Экстаза*: Концепт будущего.

Мерседес Еллинек - еще одна девушка, чье имя связано с индустрией автомобилестроения. Несмотря на то, что она никогда не увлекалась машинами, в ее честь было названо легендарное авто.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:

kulturologia.ru

История создания эмблемы Rolls-Royce.

Знаменитая эмблема Rolls-Royce на капоте Silver Seraph. Обратите внимание, что в честь выпуска последней партии этой модели литеры R сделали красными

Лучший в мире — это не просто громкая фраза, а вполне официальный рекламный лозунг английской компании на протяжении первого десятилетия ее истории. Спорить с этим утверждением, конечно, можно, вот только стоит ли? За сотню с лишним лет Rolls-Royce неоднократно доказывал превосходство над конкурентами, вступив в 21-й век с незапятнанной репутацией самого престижного из самых престижных автомобильных брендов. При этом не сомневаюсь, что подобный исход сильно бы удивил основателей компании, о мировом господстве, в общем-то, не помышлявших. История Rolls-Royce началась погожим утром 4 мая 1904 года. В холле отеля Midland в Манчестере впервые встретились и пожали друг другу руки молодой аристократ Чарльз Стюарт Роллс и многое повидавший на своем веку инженер Генри Фредерик Ройс. Чтобы понять, как провидение сделало возможной встречу этих столь непохожих джентльменов, нам придется отмотать жизненный путь наших героев на несколько десятилетий назад.

Чарльз Стюарт Роллс родился 27 августа 1877 года в семье мирового судьи и верховного шерифа Монмаунтшира. Роллсы не нуждались ни в деньгах, ни в титулах, и юный отпрыск рос в атмосфере абсолютного достатка. Он получил блестящее образование, закончив сначала подготовительную школу в Беркшире, а после поступив в престижнейший Итонский колледж для мальчиков — настоящую кузницу кадров британских политиков и бизнесменов первой руки. Правда, политика юного Роллса не влекла — зато в колледже он заболел техникой. Среди его юношеских подвигов — установка в фамильном особняке генератора и частичная электрификация жилых помещений. Вскоре к этому чудачеству добавилась и любовь к скорости, которую он на первых порах утолял с помощью велосипеда. Чарльз входил даже в студенческую команду по велогонкам. Но когда в феврале 1896-го в имении сэра Дейвида Соломонса юный Роллс впервые увидел автомобиль, он понял, что ему действительно нужно.

Версия «Духа экстаза», выпущенная к 100-летнему юбилею эмблемы, выполнена из серебра и отличается праздничной гравировкой на постаменте. Такие статуэтки украсят ограниченную серию из 100 моделей Phantom. Коллекционеры, торопитесь! Автор знаменитой эмблемы Чарльз Сайкс с дочерью.

— Безусловно, я намереваюсь приобрести один из этих безлошадных экипажей, — писал Чарльз отцу. — Я уже откладываю деньги. Слишком долго копить не пришлось. В 17 лет Чарльз лично отправился в Париж, где выбрал себе 4-сильный Peugeot Phaeton. Правда, подержанный. Все равно Чарльз стал первым студентом, у которого был свой личный автомобиль! С тех самых пор машины захватили все помыслы Роллса. Он вступил в «Ассоциацию самодвижущегося транспорта», а также стоял у истоков основания «Королевского автомобильного клуба Великобритании» (RAC). Полюбил Чарльз и автогонки, причем не только как зритель, но и как участник. В 1900-м за рулем 12-сильного Panhard он выиграл первый приз в категории пилотов-любителей в 1000-мильном пробеге из Лондона в Эдинбург.

Словом, никто не удивился, когда вскоре после окончания колледжа Роллс решил начать собственный автомобильный бизнес. В 1903-м на 6000 фунтов, одолженных у отца в зачет будущего наследства, он открывает шоу-рум в Фулхеме — престижном районе Лондона. Rolls & Co. предлагала покупателям широкий выбор самых лучших, как подчеркивал сам Чарльз, континентальных моделей — в основном французские Peugeot и бельгийские Minerva. Истинный патриот Роллс с самого начала искал и достойный его шоу-рума автомобиль британской марки. Но такой машины еще не было. Пока… Как раз в это время в трехстах километрах от Лондона Генри Ройс начал работу над ней.

Терпение и труд

Путь Ройса к месту исторической встречи в манчестерском отеле Мидленд оказался более длинным — он с самого детства познал нужду и бедность. Будущий кавалер Ордена британской империи и баронет Ситона появился на свет 27 марта 1863 года в семье деревенского мельника. Из-за слабого здоровья дела его отца Джеймса Ройса шли крайне плохо. В конце концов тот вынужден был заложить мельницу и перебраться на заработки в Лондон, прихватив с собой двух сыновей. Младшему Чарльзу с раннего возраста пришлось зарабатывать на кусок хлеба. Еще шалопаем четырех лет от роду он сгонял птиц с полей соседских фермеров, привыкая зарабатывать трудовой шиллинг. В Лондоне Ройс-младший устроился продавцом газет и разносчиком телеграмм в районе Мэйфейр. Высока вероятность того, что именно Чарльз был тем самым посыльным, который принес в дом Аллана Роллса поздравительное сообщение о рождении наследника — своего будущего компаньона.

К тому времени отец Ройса умер, и жизненные перспективы не сулили Генри ничего воодушевляющего. Без денег, связей и образования он, казалось, обречен на незавидную долю уличного торговца или разнорабочего.

Благодаря пружинному механизму в основании современная версия «Духа экстаза» при малейшем контакте с препятствием «уезжает» вниз, чтобы не нанести пешеходу травм. Уберечь элегантную леди от клептоманов помогает кнопка в салоне — стоит ее нажать, и фигурка спрячется в недрах капота.

По счастью, тетка Ройса сжалилась над пареньком и пообещала оплачивать ему обучение в «Техникуме северной железной дороги» в Питерборо. Это был шанс на лучшую долю. Правда, через три года переводы от добросердечной родственницы прекратились, и Ройс оказался на улице. Хуже того, незаконченное обучение означало, что он так и не получил квалификацию мастера, без которой устроиться на работу было крайне сложно. После долгих поисков Генри с огромным трудом получил должность инструментальщика в мастерской Лидса, где за копейки вкалывал по 60 часов в неделю.

Но вскоре в конце туннеля забрезжил свет. В прямом и переносном смысле. Интерес, который Ройс с раннего возраста проявлял к электричеству, помог ему устроиться на работу в лондонскую компанию Electric Light and Power. Здесь он не задержался. Скопив порядка 20 фунтов, Генри решил основать собственное дело. Электрификация улиц и помещений в конце 19-го века сулила немалые выгоды, и Ройс, отлично разбиравшийся в вопросе, ухватился за шанс. Соединив нехитрый капиталец с 50 фунтами, которые внес его хороший друг Эрнест Клермонт, приятели начали дело.

«Склоненная» версия эмблемы не прижилась, хотя и украшала капоты четырех моделей фирмы — Phantom III, Silver Wraith, Silver dawn и Phantom IV.

Ройс и Клермонт начинали как установщики осветительных приборов, но вскоре уже в мастерской на Кук-стрит в Манчестере стали собирать собственные генераторы, электромоторы, подъемники. Дело спорилось, и к началу 90-х годов партнеры задумались о расширении бизнеса. Золотой жилой оказалось изготовление грузовых электрических кранов для портов и гаваней.

Сам же Генри из мальчишки, пугавшего ворон и разносившего «Таймс», превратился в респектабельного владельца роскошного особняка на Ли роуд. Он всерьез увлекся садоводством и, возможно, так бы и занимался разведением фикусов до самой пенсии, если бы не упала доходность его предприятия.

Англо-бурская война в начале 20-го века в целом понизила торговый оборот, но главное, на рынок электрических кранов вышли конкуренты из Германии и США, предлагавшие продукцию по более низким ценам. Клермонт тут же предложил компаньону переписать ценники в сторону уменьшения, но Ройс и слышать об этом не хотел. В его светлой голове зрела новая идея.

Ох уж эти французы…

По случаю Генри приобрел подержанный Decauville. Эта французская фирма, больше известная своими локомотивами, выпускала автомобили недавно, и поэтому конструкция показалась Ройсу пугающе несовершенной. Откровенно говоря, дело было не столько в самом Decauville, сколько в крайне низком качестве всех автомобилей того периода.

Элеонор Торнтон собственной персоной — модель «Духа экстаза» и возлюбленная лорда Монтагю. Увы, ее судьба трагична. В 1915-м у берегов Крита лайнер «Персия» был потоплен немецкой подлодкой, среди погибших была и мисс Торнтон.

Ройс совершал регулярные тестовые поездки, после которых выдавал подмастерьям подробные указания, что именно и как нужно исправить в конструкции. В конце концов Генри убедился в своей правоте, равно как и в несовершенстве французской машины и весной 1903-го наконец решил построить собственное авто.

Поскольку весь багаж знаний об автомобилях исчерпывался нехитрой конструкцией Decauville, Генри не стал мудрить — взяв французскую модель за основу, он просто решил сделать все не на страх, а на совесть. Его машина, точно как и Decauville, получила 2-цилиндровый бензиновый мотор рабочим объемом 1,8 л и мощностью 10 л.с. Но в отличие от француженки, грохотавшей на холостых оборотах как бронепоезд, мотор Ройса работал тихо и ровно. Генри снабдил коленвал противовесами, установил максимально большой маховик и усовершенствовал карбюратор так, чтобы в оба цилиндра поступало одинаковое количество равнообогащенной рабочей смеси. Он доработал сцепление, сделав возможным плавное трогание с места, довел до совершенства систему зажигания и охлаждения, а примитивный цепной привод ведущих колес заменил на более современные полуоси.

Наконец 1 апреля 1904-го готовый автомобиль вывели из ворот мастерской на Кук-стрит. Безо всяких церемоний Ройс сел за руль и… отправился домой. 15-мильная поездка оказалась скупой на события — машина работала как швейцарский хронограф. Задача номер один — построить достойный автомобиль — была выполнена. Теперь оставалось найти человека, который смог бы помочь с реализацией.

Всего Ройс построил три 10-сильных прототипа. Первый он использовал в качестве личного автомобиля, вторая машина стала экспериментальной — на ней Генри опробовал новые идеи. Третью же получил в свое распоряжение некий Генри Эдмундз — деловой партнер и владелец 30-процентного пакета акций фирмы Ройса и Клермонта. Именно Эдмундз, пришедший в неописуемый восторг от потребительских качеств и добротности сборки 10-сильного автомобиля, и познакомил Роллса и Ройса.

Лучшие в мире

Чарльз Стюарт Роллс — аристократ, богач, искатель приключений и один из основателей Rolls-Royce. Любовь к автомобилям он щедро делил со страстью к небу. 12 июля 1910-го во время показательного полета самолет Роллса развалился в воздухе, а Чарльз стал первым британцем, погибшим в авиакатастрофе.

Итак, 4 мая историческое рандеву Роллса и Ройса состоялось. 10-сильная машина неудавшегося садовника произвела нужное впечатление, а итогом деловой встречи стало джентльменское соглашение, согласно которому Чарльз Роллс будет продавать машины Генри Ройса под брендом Rolls-Royce. Официальный договор скрепили печатью 23 декабря 1904-го. К тому времени Ройс уже наладил производство четырех типов шасси мощностью от 10 до 30 л.с. и стоимостью от 395 до 890 фунтов.

Как и рассчитывали компаньоны, автомобили привлекали внимание, прежде всего, бесшумной работой, а уже после счастливые владельцы не могли нарадоваться на феноменальную надежность. Одним из первых покупателей 10-сильной модели оказался некий Сидни Гаммель из Абердиншира. В это сложно поверить, но его автомобиль к 1923-му году накатает 160 тысяч километров по горным дорогам Шотландии без единой поломки!

За первые два с половиной года Роллс продал 99 шасси, причем наибольшим спросом пользовались самые дорогие 20-сильные и 30-сильные модели — соответственно 40 и 37 реализованных шасси. Это был безусловный успех. Вскоре фирмы Роллса и Ройса преобразовали в Rolls-Royce Limited с уставным капиталом в 200 000 фунтов, а из тесных мастерских на Кук-стрит в Манчестере сборочное предприятие перенесли на новый завод, построенный на 13 акрах земли в графстве Дербишир.

Благодаря инженерному гению и основательности Фредерика Генри Ройса автомобили Rolls-Royce и по сей день можно смело величать лучшими в мире.

«Вместо того чтобы выпускать автомобили в большом количестве по низким ценам, мы намерены производить ограниченное число машин наивысшего качества! — на торжественной церемонии открытия нового предприятия Чарльз Роллс окончательно сформулировал философию фирмы. — Наши автомобили не могут быть дешевыми, ведь у нас трудятся лучшие в мире механики и рабочие, не говоря уже о том, что разработкой новых моделей занимается мистер Ройс — лучший в мире автомобильный инженер!»

И это были не пустые слова. К тому времени Ройс создал машину, достойную называться самой-самой. Если первые модели компании в большей или меньшей степени являлись модернизированными версиями того самого Decauville, то показанное на автошоу в Лондоне шасси 40/50 h.p. представляло собой оригинальную и передовую конструкцию. В ее основе была прочная и легкая рама, но главное — это доведенный до совершенства двигатель, прославивший Rolls-Royce на весь мир. Вроде ничего революционного: рядная нижнеклапанная «шестерка» объемом 7 литров. Самое обычное для того времени сочетание. Секрет как всегда был в дотошности и добротности. Скажем, коленвал опирался на семь коренных подшипников и оснащался системой принудительной смазки, обеспечивающей завидную долговечность. Еще сильнее впечатляла фирменная плавность и беззвучность работы. Здесь Ройс превзошел сам себя. В отличие от конкурентов которые намертво прикручивали двигатель к раме, Чарльз применил крепление мотора на упругих опорах, заметно уменьшивших вибрацию. Плавной работе мотора способствовали и ювелирно откалиброванный двухкамерный карбюратор и сдвоенный выпускной коллектор.

Первая построенная Генри Ройсом машина на улицах Манчестера.

«Звук работы этого мотора можно сравнить с работой швейной машинки! — восторженно писал английский Autocar. — А ровная и уверенная тяга двигателя просто поражает воображение — кажется, что ты не едешь по дороге, а паришь над ней!»

Специально для прессы коммерческий директор Rolls-Royce Клод Джонсон устраивал почти цирковой фокус. Он ставил шиллинг ребром на радиатор работающего двигателя и прибавлял газ — монета не падала!

Серийный вариант первого Rolls-Royce назывался 10 h.p. Обратите внимание на измененную верхнюю часть радиатора, напоминающую фронтон античного храма, а также овальную бляшку Rolls-Royce radiator

Именно модель 40/50 h.p., более известная как Silver Ghost, превратила Rolls-Royce из крепко стоящей на ногах английской автомобильной компании во всемирную знаменитость. «Серебряный призрак» выпускался долгих 19 лет и слыл машиной очень дорогой. Великолепную плавность хода, фантастически тихую работу двигателя и поражавшую воображение надежность могли себе позволить лишь сильные мира сего. На Silver Ghost раскатывали индийские магараджи и последний русский царь, воротилы американского бизнеса и утонченная европейская знать.

Словом, дело оставалось за малым — придумать лучшему в мире автомобилю лучшую в мире эмблему.

История в экстазе

Дело в том, что поначалу на машинах Ройса вообще не было никаких знаков отличия. Даже фирменный логотип Rolls-Royce — прямоугольная плашка со знаменитой сдвоенной R — появился не сразу. Несколько первых автомобилей, выпущенных на Кук-стрит в Манчестере, украшала скромная овальная медная бляшка с надписью Rolls-Royce radiator. Лишь в середине 1905-го законное место на фронтоне заняли монограммы фамилий основателей фирмы. Сначала отштампованные литеры оставались некрашеными, затем буквы стали красными, а начиная с 1933-го — черными. Последнее обстоятельство, вопреки популярной версии, отнюдь не связано со смертью Генри Ройса, скончавшегося в том же 1933 году. Просто красные литеры не всегда выгодно смотрелись на фоне некоторых вариантов окраски кузова. Представьте, например, сочетание красных букв с зеленой эмалью. Ну а поскольку черный цвет предельно универсален, то по одному из последних прижизненных распоряжений Ройса знаменитая монограмма на фирменной эмблеме потемнела.

Самая дорогая модель из ранней гаммы Rolls-Royce — 30 h.p. Со стандартным кузовом фирмы Barker она стоила 890 фунтов. Более чем вдвое дешевле, чем скажем, 60-сильный Mercedes.

История же появления на капоте фигурки «Духа экстаза» значительно более интересна, если не сказать пикантна. Началось все… со страсти к дешевым эффектам. Автомобилисты начала 20-го века кто шутки ради, а кто из желания подчеркнуть собственный социальный статус, украшали машины разного рода фигурками и талисманами. Надо сказать, полуодетые красотки, кошки всех мастей, игроки в гольф и поло, куклы и даже полисмены, венчавшие капоты Rolls-Royce, не слишком радовали руководство компании. И тогда Клод Джонсон, коммерческий директор компании, решил, что раз от принявшей форму эпидемии привычки владельцев нельзя избавиться, то ей хотя бы можно придать изящную форму. Разработку соответствующего престижу и статусу Rolls-Royce символа поручили Чарьзу Сайксу, известному художнику и скульптору, работавшему в первом английском автомобильном журнале Cars Illustrated.

Стенд Rolls-Royce на автошоу в Лондоне в 1906-м. Справа — главная новинка фирмы шасси модели 40/50 h.p., более известной как Silver Ghost. Современная фигурка «Дух экстаза» выполнена из нержавеющей стали. По спецзаказу ее можно получить и в серебре 925 пробы или даже в 24-каратном золоте.

Будь у Джонсона талант рисовальщика, он сам бы создал символ Rolls-Royce. В его представление статуэтка должна была походить на образ Ники — богини победы в греческой мифологии. Но у Сайкса на этот счет имелось собственное мнение. Ника казалась ему слишком воинственной и недостаточно женственной. В поисках вдохновения он обратился к Элеонор Торнтон — секретарше, вернее сказать, личной помощнице издателя Cars Illustrated лорда Джона Монтагю.

Вообще-то говоря, Торнтон и Монтагю были гораздо больше, чем просто друзьями. Ранее все тот же Сайкс по заказу лорда изготовил для его личного Rolls-Royce фигурку девушки в развевающихся одеждах, палец которой прижат к губам. Моделью, к слову, была именно Элеонор. Лишь близкие друзья Монтагю знали, что элегантная скульптура символизировала тайную связь двух влюбленных.

Неудивительно, что художник вновь попросил мисс Торнтон поработать моделью, и в феврале 1911 года он представил работу названную «Дух скорости».

Обратите внимание, один из первых Rolls-Royce Silver Ghost еще не украшен фирменной скульптуркой. Вместо нее на капоте красуется сдвоенная литера А — эмблема английского клуба автолюбителей.

— Грациозная богиня воплощает собой дух экстаза, и высшей благодатью для нее является передвижение на автомобиле, — расписывал свое творение Сайкс. — Радость движения очевидна в распростертых руках, а ее взгляд устремлен вдаль!

Клод Джонсон остался весьма доволен и лишь изменил название фигурки на «Дух экстаза».

Сам же Генри Ройс довольно скептически отнесся к эмблеме. По его мнению, «дама на капоте» только мешала обзорности, и сам Генри предпочитал ездить на машине без фирменной скульптурки. Не нравились патриарху и великосветские пошляки — осведомленные о пикантной истории создания фигурки, они непочтительно называли эмблему Rolls-Royce «Элли в ночнушке». Впрочем, в то время мистер Ройс был слишком болен, чтобы переживать из-за подобных мелочей, так что вопрос с инсталляцией «Духа экстаза» на капоты Rolls-Royce решился положительно.

Впервые фигурка появилась в каталогах фирмы в 1911-м, причем изначально лишь в качестве дополнительной опции. Первые четыре года фигурку покрывали настоящим серебром, и лишь участившиеся случаи вандализма вынудили компанию перейти на менее ценный сплав никеля и цинка. Популярность эффектного символа к тому времени стала повсеместной, и с 1920-го «Дух экстаза» превратился в стандартное оснащение всех автомобилей Rolls-Royce и остается таковым и по сей день.

Любуясь сегодня «Духом экстаза», кажется, что фигурка Элеонор Торнтон ни капельки не изменилась. Но это не совсем так. Эмблема Rolls-Royce претерпела не меньше одиннадцати хирургических вмешательств. Впрочем, касались они исключительно пропорций, которые приводили ее к общему знаменателю с менявшимися габаритами самих автомобилей.

Единственное исключение — так называемая «Преклоненная леди». В 1936-м году Сайкс специально для Rolls-Royce Phantom III создал новый вариант «Духа экстаза», на котором женская фигурка преклонила колени. Впрочем, рестайлинговая версия не прижилась, и после 1956 года ее место занял знаменитый оригинал.

mustget.ru

Как рождается Дух Экстаза — DRIVE2

Фигурка «Дух экстаза» на капоте Роллс-Ройса

Символом легендарной британской марки Rolls-Royce является «Spirit of Ecstasy» (Дух Экстаза) — склонившаяся вперёд богиня Ника. Начиная с 1923 года, эта статуэтка украшает все автомобили марки RR. Ни для кого не секрет, что торговая марка Rolls-Royce и логотип в виде совмещённых букв «RR» принадлежат компании-гиганту BMW. Права на саму статуэтку «Дух Экстаза» остались за концерном Volkswagen. Сейчас все статуэтки производят на небольшом заводе Polycast Limited, что в Саутгемптоне.

Статуэтка Rolls-Royce в виде наклонившейся чуть вперед женщины, которая как бы сопротивляется набегающему порыву ветра, олицетворяет скорость и красоту. Данную фигурку создал английский скульптор Чарльз Сайкс в далеком 1911 году.

Первоначально символ Rolls-Royce назывался «Олицетворение скорости». Кроме этого, статуэтку называют «Летящая леди» и, шутливо, «Элли в ночнушке». Прообразом для легендарной статуэтки послужила некая Элеанора Веласко Торнтон. Торнтон была любовницей и секретаршей Джона Дугласа-Скотта-Монтегю, второго барона Монтегю-Белью. Он был фанатом автомобильной техники и хорошим другом Чарльза Роллса и Фредерика Ройса, которые в свою очередь стояли у истоков компании Rolls-Royce.

Раньше статуэтку отливали из баббита. Чуть позднее — из бронзы и хромированной нержавеющей стали. Однако по специальному заказу статуэтку могут изготовить из серебра или золота. Фигурка, как и раньше, полируется вручную молотыми косточками черешни.

С 1923 года существовало несколько модификаций фигурки, одна из которых, «коленопреклонённая». Такая статуэтка начала украшать автомобили королевской марки с 1934 года. Это было связано с тем, что стоящая фигурка очень сильно отвлекала водителя от дороги.

Стоимость этой удивительной статуэтки на капоте автомобиля RR составляет $5000. На протяжении целого века про статуэтку ходят многочисленные легенды. Многие, например, верили, что «Дух Экстаза» отливают из чистого серебра. Именно поэтому статуэтку часто похищали грабители. У нынешних же Роллс-Ройсов фигурка механизирована. Когда владелец покидает машину, фигурка скрывается в недрах огромной радиаторной решетки. При ударе «Дух» также мгновенно прячется на тот случай, если элитный автомобиль наедет на пешехода.

Работник Рональд Мур создает восковую модель фигурок «Дух экстаза» в мастерской Polycast Limited, в Саутгемптоне, Англия

Работник вытирает насухо получившуюся восковую модель фигурок

Работник Фрэнк Тилдсли работает над формой для статуэток

Работник Фрэнк Тилдсли работает над формой для статуэток

Работник Фрэнк Тилдсли работает над формой для статуэток

Плавка стали в мастерской

Работник Рональд Парр плавит сталь перед заливкой в форму

Работник Томас О’Донохью у печи в мастерской Polycast Limited

Работник Polycast Limited Томас О’Донохью держит пылающую форму для фигурок «Дух Экстаза»

Рабочий Рональд Парр толкает тележку

Неудачные фигурки «Дух экстаза» расплавляются

Рабочий Стивен Ричардсон разбивает форму после выплавки фигурок

Фигурки после разбивания форм

Рабочий Бэрри Смит дорабатывает выплавленные фигурки

Рабочий Бэрри Смит дорабатывает выплавленные фигурки

Рабочий Рональд Литтл дорабатывает выплавленные фигурки «Дух экстаза»

Готовая фигурка «Дух экстаза»

Готовая фигурка «Дух экстаза»

Рабочий Рональд Литтл демонстрирует отполированную фигурку «Дух экстаза»

Page 2

Фигурка «Дух экстаза» на капоте Роллс-Ройса

Символом легендарной британской марки Rolls-Royce является «Spirit of Ecstasy» (Дух Экстаза) — склонившаяся вперёд богиня Ника. Начиная с 1923 года, эта статуэтка украшает все автомобили марки RR. Ни для кого не секрет, что торговая марка Rolls-Royce и логотип в виде совмещённых букв «RR» принадлежат компании-гиганту BMW. Права на саму статуэтку «Дух Экстаза» остались за концерном Volkswagen. Сейчас все статуэтки производят на небольшом заводе Polycast Limited, что в Саутгемптоне.

Статуэтка Rolls-Royce в виде наклонившейся чуть вперед женщины, которая как бы сопротивляется набегающему порыву ветра, олицетворяет скорость и красоту. Данную фигурку создал английский скульптор Чарльз Сайкс в далеком 1911 году.

Первоначально символ Rolls-Royce назывался «Олицетворение скорости». Кроме этого, статуэтку называют «Летящая леди» и, шутливо, «Элли в ночнушке». Прообразом для легендарной статуэтки послужила некая Элеанора Веласко Торнтон. Торнтон была любовницей и секретаршей Джона Дугласа-Скотта-Монтегю, второго барона Монтегю-Белью. Он был фанатом автомобильной техники и хорошим другом Чарльза Роллса и Фредерика Ройса, которые в свою очередь стояли у истоков компании Rolls-Royce.

Раньше статуэтку отливали из баббита. Чуть позднее — из бронзы и хромированной нержавеющей стали. Однако по специальному заказу статуэтку могут изготовить из серебра или золота. Фигурка, как и раньше, полируется вручную молотыми косточками черешни.

С 1923 года существовало несколько модификаций фигурки, одна из которых, «коленопреклонённая». Такая статуэтка начала украшать автомобили королевской марки с 1934 года. Это было связано с тем, что стоящая фигурка очень сильно отвлекала водителя от дороги.

Стоимость этой удивительной статуэтки на капоте автомобиля RR составляет $5000. На протяжении целого века про статуэтку ходят многочисленные легенды. Многие, например, верили, что «Дух Экстаза» отливают из чистого серебра. Именно поэтому статуэтку часто похищали грабители. У нынешних же Роллс-Ройсов фигурка механизирована. Когда владелец покидает машину, фигурка скрывается в недрах огромной радиаторной решетки. При ударе «Дух» также мгновенно прячется на тот случай, если элитный автомобиль наедет на пешехода.

Работник Рональд Мур создает восковую модель фигурок «Дух экстаза» в мастерской Polycast Limited, в Саутгемптоне, Англия

Работник вытирает насухо получившуюся восковую модель фигурок

Работник Фрэнк Тилдсли работает над формой для статуэток

Работник Фрэнк Тилдсли работает над формой для статуэток

Работник Фрэнк Тилдсли работает над формой для статуэток

Плавка стали в мастерской

Работник Рональд Парр плавит сталь перед заливкой в форму

Работник Томас О’Донохью у печи в мастерской Polycast Limited

Работник Polycast Limited Томас О’Донохью держит пылающую форму для фигурок «Дух Экстаза»

Рабочий Рональд Парр толкает тележку

Неудачные фигурки «Дух экстаза» расплавляются

Рабочий Стивен Ричардсон разбивает форму после выплавки фигурок

Фигурки после разбивания форм

Рабочий Бэрри Смит дорабатывает выплавленные фигурки

Рабочий Бэрри Смит дорабатывает выплавленные фигурки

Рабочий Рональд Литтл дорабатывает выплавленные фигурки «Дух экстаза»

Готовая фигурка «Дух экстаза»

Готовая фигурка «Дух экстаза»

Рабочий Рональд Литтл демонстрирует отполированную фигурку «Дух экстаза»

www.drive2.ru

Дух экстаза. История знаменитой статуэтки

 

Откуда пришло веяние устанавливать на капот автомобиля фигурку в качестве эмблемы? Возможно это еще с тех времен, когда самую выступающую часть кораблей украшали рострами - носовые фигурами. Для корабля это был очень важный элемент. Даже в древнем Риме победители в качестве трофея снимали с поверженных  кораблей ростры, символизирующие защиту или благосклонность богов. Вот так и фигурки на радиаторах стали позиционировать, как некий оберег или самовыражения владельца. Как бы там ни было, но  во все  времена существовала мода украшать автомобили носовыми скульптурками, маскотами. Однако Генри Ройс, презирал это увлечение и приходил в бешенство, когда встречал машины своей марки с фигуркой на капоте.

Первая фигурка на капоте Rolls-Royce появилась в 1911 году.

По заказу барона Монтегю его товарищ, скульптор Чарльз Робинсон Сайкс изготовил статуэтку под названием «Silver Ghost», что в переводе означает «Серебряный призрак».

Барон был известным, красивым и состоятельным. Он был энтузиастом автомобильной техники и близким другом Чарльза Роллса и инженера Фредерика Ройса — основателей компании Rolls-Royce. 

У барона Монтегю был любимый автомобиль и любимая женщина. Так он и придумал разместить на капоте своего Rolls-Royce женскую фигурку, моделью для которой выбрал красивейшую девушку, свою секретаршу и  любовницу – Элеонору Веласко Торнтон.

 

И вот на улицах Лондона появился автомобиль с прекрасной статуэткой в виде полуобнаженной женщины с откинутыми назад руками вразвевающемся от ветра одеянии. Многие не оценили поступка и сочли его легкомысленной прихотью барона.

Жон Монтегю был представителем высшего света Англии. На своем Rolls-Royce он возил короля Эдуарда, и именно его автомобиль с двойным «R» первым в истории марки въехал в ворота английского парламента.

Позже скульптурка настолько пришлась по вкусу создателям Rolls-Royce, что они попросили разрешения у барона на использование маскота для украшения всех автомобилей, производимых компанией. За свою столетнюю историю статуэтка обрела множество разных имен. Среди них — «Дух экстаза», «Дух восторга», «Серебряная леди», «Эмили», «Летящая леди» и  даже одно забавное прозвище «Элли в ночнушке».

 

Сначала  «Дух экстаза» предлагалась как опция, а позднее — серийно для всех «роллс-ройсов», хотя Генри Ройс недолюбливал подобные «безделушки». Позже сам согласился, что скульптура «Дух экстаза» достойна автомобиля под его именем, но до конца своих дней всё же ездил без каких-либо фигурок на радиаторе, считая, что они нарушают гладкость линии и силуэт автомобиля.

 

Каждая фигурка «Дух экстаза» делалась вручную. Литьё выполняли в соответствии с тысячелетним «принципом утраченной формы». По этой технологии, официально называемой «литьём по выплавляемым моделям», нужно разрушить форму, чтобы достать заготовку. Это объясняет тот факт, почему ни одна фигура не является точной копией другой. До 1951 года внизу каждого из уникальных экземпляров красовалась монограмма Чарльза Сайкса. Первые фигурки, лично подписанные Сайксом, и сегодня принадлежат к престижным объектам коллекционирования. Первые статуэтки были вылиты из баббита, позже — из бронзы и хромированной нержавеющей стали, но по специальному заказу изготавливались фигурки из серебра, золота и даже из калённого стекла с подсветкой. Все фигурки полировались вручную молотыми черешневыми косточками. 

Существовало несколько модификаций фигурки, одна из которых, «коленопреклонённая», выпускалась с 1934 года. Это было связано с тем, что по мусульманским законам женщина не имела права идти впереди мужчины.

Возвращаясь к истории Элеонор и барона, скажем, что их роман был недолгим. В 1915 году влюбленные решили посетить Индию, выбрав для путешествия корабль «Персия».

30 ноября германская подводная лодка атаковала судно. Последствия оказались трагическими: судно стало стремительно тонуть. Экипажу не хватило времени даже спустить на воду шлюпки. На корабле находился 501 человек, и 330 не успели спастись. Барона Монтегю спасло чудо, а Элеонора Торнтон погибла. Но Имя Элеонор, благодаря барону, останется в истории навсегда, а ее облик теперь неразрывно связан с легендарным автомобилем. 

autoassa.ru

Как на капоте Rolls-Royce появилась фигурка «Дух экстаза»

Rolls-Royce входит в закрытый клуб автопроизводителей, которые до сих пор используют статуэтки для украшения передней части автомобиля. Возвышающаяся над фронтальной частью капота, фигурка «Дух экстаза» или как ее еще называют «Летящая женщина» - легендарный значок, изображающий крылатую женщину, летящую на встречу будущему. Небольшое произведение искусства привлекает внимание не только случайных прохожих и ценителей, но и воришек, которые не прочь поживиться ценной вещью. Как с воровством уникальной вещи справились английские инженеры, вы можете увидеть в данном видео: Видео: Вот почему нельзя украсть эмблему с капота Rolls-Royce

Мы же расскажем немного иную историю, о которой вы вряд ли слышали раньше. Прототипом окрыленной богини победы Ники стала реальная женщина по имени Элеанора Веласко Торнтон.

В начале 1900-х годов, Джон Уолтер Эдвард Дуглас-Скотт-Монтегю, второй Барон Монтегю-Бьюли, заказал украшение на капот своего Роллс-Ройса английскому скульптору Чарльзу Робинсону Сайксу. Сайкс выполнил заказ, взяв за исходник натурщицу – некую Элеонору Торнтон, любовницу Монтагу.

Смотрите также: Топ 5 самых красивых автомобильных эмблем

Чтобы отразить тайну отношений, первый макет статуэтки, разработанный Сайксом, прикладывал к губам указательный палец и получил имя собственное: «The Whisperer», «Шепот». Это был талисман, который должен был оберегать автомобиль и владельца от неприятностей в дороге, и в жизни. Лорд настолько вдохновился идеей, что написал стихотворение о своем новом украшении:

Я — малютка, задорная фея,

Талисман постоянный в пути.

Подарю Вам счастливое время,

Но надёжность оставлю в чести.

По дорогам извилистой Роны

Сквозь эфирные волны ветров,

Мимо чар побережий лимонных

И гольф-клубов — везу седоков.

Успокою мечтой и улыбкой,

О любимой напомню подчас,

И помчу Вас навстречу ошибкам,

Или стану испытывать Вас.

Ваша храбрость понравится фее,

И под радостный шелест колёс

Я сольюсь воедино с весельем,

Что приносит мой серый «Роллс-Ройс»!

В гордом одиночестве фее пришлось ездить недолго. Автомобильные украшения были в ту пору в моде, а люди при больших деньгах могли заказать у лучших скульпторов копии статуэтки, которую они видели на Роллсе Монтегю. Так, тусовка любителей талисманов разрасталась, словно снежный ком. Это заметили даже в компании. Автопроизводителю не понравилось, что владельцы прибегают к «кустарщине» и делают непонятные «украшательства» на стороне, поэтому он попросил Сайкса, того же скульптора, который сделал оригинал, разработать талисман, который можно было бы устанавливать на все серийные автомобили.

Сайкс переделал «The Whisperer» в «Spirit of Ecstasy», убрав поднятую руку и сделав ее такой, какой мы знаем ее сегодня, назвав ее «изящной маленькой богиней, Духом экстаза, которая выбрала дорожное путешествие своим высшим наслаждением и восторгом на носовой части автомобиля Rolls-Royce, чтобы упиваться свежестью воздуха, и музыкальным звуком ее развевающейся драпировки».

К сожалению, Торнтон умерла вскоре после описываемых событий, в 1915 году. Она отправилась в путешествие и находилась на борту судна SS Persia, когда корабль был торпедирован немецкой подводной лодкой в Средиземном море. Началась Первая мировая война.

Иногда красивые сказки заканчиваются вполне в духе триллеров. В жизни так случается…

www.1gai.ru

"Дух экстаза"

Благодаря пружинному механизму в основании современная версия «Духа экстаза» при малейшем контакте с препятствием «уезжает» вниз, чтобы не нанести пешеходу травм. Уберечь элегантную леди от клептоманов помогает кнопка в салоне — стоит ее нажать, и фигурка спрячется в недрах капота

Символом британской королевской марки автомобилей Rolls-Royce является «Дух Экстаза» — склонившаяся вперёд богиня Ника. Эта статуэтка украшает абсолютно все модели марки, являясь их неотъемлемым атрибутом с 1923 года. Несмотря на то, что торговая марка Rolls-Royce и логотип в виде совмещённых букв RR принадлежат компании BMW, права на «Дух Экстаза», в соответствии с условиями продажи компании в 1998 году, остались за концерном Volkswagen. Сейчас статуэтки производят на заводе Polycast Limited в Саутгемптоне, отдельно от автомобилей.

Наклонившись чуть-чуть вперед, как бы сопротивляясь набегающему порыву ветра, она олицетворяет скорость и красоту. Фигурку изваял английский скульптор Чарльз Сайкс (Charles Sykes) в 1911 году.

Великобритания. Саутгемптон, Англия. Статуэтка «Дух Экстаза» для автомобилей марки Rolls-Royce на заводе Polycast Limited. (REUTERS/Stefan Wermuth)

Первоначально символ Rolls-Royce назывался «Олицетворение скорости». Также статуэтку называют «Летящая леди». Кроме того, статуэтка имеет шутливое прозвище «Элли в ночнушке». Моделью для статуэтки, выполненной английским скульптором Чарльзом Сайксом, послужила Элеанора Веласко Торнтон. Торнтон была секретарём и любовницей Джона Дугласа-Скотта-Монтегю, второго барона Монтегю-Белью. Он был энтузиастом автомобильной техники и другом Чарльза Роллса и инженера Фредерика Ройса — основателей компании Rolls-Royce.

Великобритания. Саутгемптон, Англия. Работник Polycast Limited Томас О’Донохью держит пылающую форму для статуэток. (REUTERS/Stefan Wermuth)

Первоначально статуэтку выливали из баббита, позднее — из бронзы и хромированной нержавеющей стали, но по специальному заказу изготавливаются фигурки из серебра и золота. Фигурка полируется вручную молотыми косточками черешни.

Существовало несколько модификаций фигурки, одна из которых, «коленопреклонённая», выпускалась с 1934 года. Это было связано с тем, что стоящая фигурка отвлекала водителя от дороги.

Великобритания. Саутгемптон, Англия. Томас О’Донохью у печи. (REUTERS/Stefan Wermuth)

Стоимость этой удивительной статуэтки на бампере автомобиля «Роллс-Ройса» составляет 5000 долларов США.

Про статуэтку всегда ходили легенды. Многие, например, верили, что «Дух» отливают из чистого серебра. Поэтому неудивительно, что статуэтку часто похищали грабители. Но это в прошлом. У нынешнего «Фантома» фигурка механизирована. Когда владелец покидает машину, статуэтка скрывается в недрах радиаторной решетки. При ударе «Дух» тоже моментально прячется — на случай, если автомобиль наедет на пешехода.

Великобритания. Саутгемптон, Англия. Работник Polycast Limited Рональд Парр плавит сталь перед заливкой на форму. (REUTERS/Stefan Wermuth)

В то время было модно украшать машины различными фигурками. Генри Ройс, однако, новое увлечение презирал и приходил в бешенство, когда встречал машины своей марки со статуэтками на капоте. Но в конце концов конструктора убедили, что лучше выпускать «фирменные» талисманы, чем наблюдать, как безгранична фантазия у владельцев Rolls-Royce. Фигурка была разработана в феврале 1911 года и представляла собой девушку, чье платье порыв ветра развевает на руках-крыльях. Фигурку ждал мировой успех: на одном из престижных конкурсов она была признана лучшим талисманом в мире.

Великобритания. Саутгемптон, Англия. Плавка стали. (REUTERS/Stefan Wermuth)

Великобритания. Саутгемптон, Англия. Фрэнк Тилдсли за работой. (REUTERS/Stefan Wermuth)

Великобритания. Саутгемптон, Англия. Работник Polycast Limited Стивен Ричардсон нарезает форму. (REUTERS/Stefan Wermuth)

Великобритания. Саутгемптон, Англия. Оператор воскового станка Polycast Limited Рональд Мур за работой. (REUTERS/Stefan Wermuth)

Великобритания. Саутгемптон, Англия. Рональд Мур охлаждает восковые формы. (REUTERS/Stefan Wermuth)

Великобритания. Саутгемптон, Англия. Работник Polycast Limited Барри Смит шлифует статуэтки. (REUTERS/Stefan Wermuth)

Великобритания. Саутгемптон, Англия. Барри Смит за работой. (REUTERS/Stefan Wermuth)

Великобритания. Саутгемптон, Англия. Работник Polycast Limited Рональд Литтл занимается отделкой отлитых статуэток. (REUTERS/Stefan Wermuth)

Великобритания. Саутгемптон, Англия. Работник Polycast Limited Рональд Литтл демонстрирует готовую статуэтку. (REUTERS/Stefan Wermuth)

Великобритания. Саутгемптон, Англия. Бракованные статуэтки на переплавке. (REUTERS/Stefan Wermuth)

Великобритания. Саутгемптон, Англия. Готовые статуэтки «Дух Экстаза» для автомобилей марки Rolls-Royce на заводе Polycast Limited. (REUTERS/Stefan Wermuth)

Посмотрите как собирают автомобиль:

А вот посмотрите, как можно гонять на Ролс-Ройсе по лугам

источник

А вот тут узнайте как выглядит подробная История компании Rolls-Royce Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=36170

masterok.livejournal.com

Дух экстаза Элеанор Торнтон

Мало кто не слышал эту историю, но вряд ли кто знает её настолько детально. И вряд ли кто знает, что все русскоязычные источники банально ошибаются, излагая ход событий. Итак, у лорда Джона Уолтера Эдварда Скотта-Монтегю, барона Монтегю оф Беллью (John Walter Edward Douglas-Scott-Montagu) было много страстей. Среди них был его Rolls-Royce и его секретарь и любовница Элеанор Веласко Торнтон (Eleanor Velasco Thornton).

Дух Экстаза

Она родилась в 1880 году в Стокуэлле, Великобритания, а в возрасте 22 лет, в 1902 году стала личным секретарём лорда Монтегю (ему было на тот момент 36 лет, он был знатен, красив и богат). Но собственно бароном Беллью он стал чуть позже – после смерти отца в 1905 году. Сложно было скрывать любовную связь юной Элеанор и барона, потому как уже через год «секретарства» она родила от него дочь. Дочь получила от тайного отца много денег, гувернанток, нянь и дом, а барон по прежнему любил свою Элеонору. Он бы на ней женился, если бы не был женат. Женился он чуть раньше, в 1889 году на девушке его статуса – Сесилии Виктории Констанции Керр, дочери маркиза Лотианского. Он заседал в парламенте Нью-Фореста, затем перебрался в Палату Лордов всего Соединённого королевства, в общем, жизнь текла хорошо. Вот он, кстати:

Ну, как уже говорились, лорд очень любил не только женщин, но и автомобили. Например, он первым стал издавать автомобильный журнал The Car. Монтегю особенно любил «Ройс-Ройсы». В 1907 году он, как известный автомобильный энтузиаст, лично открывал новый завод Rolls-Royce в Осмастоне, Дерби. Именно он торжественно дёрнул рычаг и включил на заводе электричество.

Рабочих было, кстати, 200 человек. Позже, в 1908 году Монтегю принял участие в 1000-мильной гонке на своём Rolls-Royce Type 70 40/50HP – и выиграл её. Автомобиль получил имя собственное – «Dragonfly», «Стрекоза». Вот она:

У лорда Монтегю был также Rolls-Royce Silver Ghost 1910 года выпуска – собственно, он его в том году и купил. И ему совершенно не улыбалось иметь такой же «Роллс», как у ещё десятка всяких лордов. И Монтегю решил заказать себе не только кузов и так далее (в то время кузов заказывался отдельно от шасси), но и особую статуэтку на капот.

Он обратился к своему другу, скульптору Чарльзу Робинсону Сайксу (Charles Robinson Sykes), чтобы тот сделал ему персональную эмблему. Сайкс относился к тому избранному кругу людей, которые знали о любви между лордом и Элеанор – именно он разработал дизайн статуэтки и предложил Элеанор роль модели. Работал Сайкс иллюстратором в журнале The Car, издаваемом лордом.Впрочем, не только дружба с лордом связывала Сайкса с этой парой. Суть в том, что он тоже любил мисс Торнтон.

Статуэтка получила название «Шёпот» (The Whisper). Да-да, вовсе не «Дух экстаза». Она представляла собой полуобнажённую женщину в развевающейся тоге, которая прикладывала указательный палец к губам. Палец, приложенный к губам, символизировал тайну. То ли тайну любви лорда и секретарши, то ли тайную любовь к ней самого Сайкса.

Кстати, тут оговорюсь, что статуэтки на капотах автомобилей называются «маскоты» - от английского «талисман». Например, олень на «Волгах» был именно маскотом, а не «значком», как его называли у нас.В том же 1910 году лорд Монтегю уже гордо рассекал просторы на своём «Роллсе» с маскотом на капоте. А так как он был не просто автолюбителем, а одним из пионеров автомобильной культуры, издателем и членом палаты Лордов, на его инициативу обратило внимание руководство компании Rolls-Royce.В какой-то мере Сайксу повезло. Дело в том, что сэр Фредерик Генри Ройс был категорически против каких-либо маскотов (а в то время почти все машины несли на капотах статуэтки). Он считал, что это разрушит строгую «фирменную» линию радиатора машины и поставит её в ряд других таких же. Но именно тогда, в первой половине 1910 года он тяжело заболел – это был уже рецидив желудочной язвы, доктора обещали ему максимум полгода жизни (он прожил ещё 22 года).

Поэтому временно он не работал и в компании не присутствовал. А Чарльз Стюарт Роллс в июле 1910 года погиб в авиакатастрофе. В итоге третьи лица, управлявшие компанией, приняли решение сделать статуэтки для всех «Роллсов» поголовно.«Третьим лицом» был управляющий директор компании в отсутствие основателей – Клод Джонсон (Claude Johnson).

Его заказ звучал просто: что-либо более грациозное и эффектное, нежели «Шёпот», чтобы подходило всем «Роллсам», а не сугубо машине Монтегю. Буквально заказ Джонсона звучал так: «…показать настоящий дух «Роллс-Ройса, скорость в абсолютной тишине, неподвижность в полёте и удивительное сочетание огромной энергии и живого организма невероятной крастоты…» Как пример, Джонсон привёл Сайксу «Нику» из Лувра.

Но Ника Сайксу не нравилась. В его голове была только Элеанор. И он попросил её позировать для новой статуэтки, которую он назвал «Дух скорости». Нет, нет, не «Дух экстаза». Только он никак не мог придумать аннотацию для «Роллса» к такому названию – и переименовал её в тот самый «Дух экстаза». Он написал: «Это грациозное маленькое божество, Дух Экстаза, которая избрала путешествие по дороге, как величайшее озарение и нашла своё место на носу «Роллс-Ройса», дабы вдыхать ветер и слышать музыку колышущихся занавесей…» (формулировка буквальная, что он имел в виду под занавесями, сложно сказать).

Впрочем, Джонсон «проверил» Сайкса и раньше. Он заказал ему оформление фирменного каталога «Роллс-Ройс» за 1910 год. Впоследствии Сайкс оформлял ещё не один каталог фирмы. Вот одна из иллюстраций:

Конечно, Ройсу сказали, что на его машинах появился маскот, но он…не поверил. Он был лежачим и не мог увидеть свои машины на тот момент. «Это владельцы заказывают сами…» - говорил он. Джонсон аккуратно поддерживал в Ройсе эту версию.Первая статуэтка появилась на капоте заводской машины в феврале 1911 года. Её изготовил в своей мастерской лично Сайкс и подписал: «Чарльз Сайкс, февраля 1911 года». Более того, после этого Сайкс получил пожизненный заказ: изготовление маскотов, чем и занимался вместе со своей дочерью Йо вплоть до смерти (умер он, кажется, в 1948 году).

Все статуэтки были подписаны автором.После того, как Ройс поправился, статуэтки стали уже настолько ассоциирующимися с маркой, что удалять их было нельзя. Ройс настоял, чтобы их устанавливали опционально, по желанию заказчика. 90% заказчиков требовали этой опции. До 1914 году статуэтки делались из серебра, но затем перешли на более дешёвую никелированную сталь. Впрочем, посеребрить или позолотить маскот входило в опции при заказе машины. А можно просто отлить из серебра или золота.А что же Элеанор Торнтон? Она умерла. В 1915 году году она сопровождала сэра Монтегю в его поездке в Индию на лайнере «Персия».

30 декабря 1915 немецкая подводная лодка U-38 торпедировала британский лайнер у побережья острова Крит. Жертвами кораблекрушения стали, по меньшей мере, 330 человек из 501.

Пароход затонул всего за пять минут, поэтому люди не успели пересесть на шлюпки, подвешенные к бортам. До самого последнего момента крушения сэр Монтегю держал за руку Элеанор Торнтон, но затем огромная волна ударила их и разъединила. Его спас надувной жилет, прилагавшийся к его генеральской форме. Его подобрал итальянский корабль и по пути в Англию лорд имел возможность прочитать в газетах свой собственный некролог. Элеанор Торнтон осталась на дне моря – и в его сердце.Когда он вернулся в Британию, он установил в память о ней памятную доску в своей родовой церкви. В 1919 году его супруга умерла, и годом позже 54-летний Монтегю женился снова на 25-летней Элис Пэрл, и в 1926 году родился его единственный сын. Впрочем, лорд тоже умер не своей смертью. 30 марта 1929 года он погиб в автокатастрофе, а титул унаследовал его 3-летний сын. Элис Монтегю, вторая жена, умерла в 1996 году в возрасте 101 года. В 1934 году Сайкс снова вернулся к образу своей возлюбленной, создав по её образу спортивную версию статуэтки – более низкую и обтекаемую, чтобы она не мешала водителю на большой скорости. Эта версия появилась всего на трёх моделях, после чего «Роллс-Ройс» отказался от неё в пользу первоначальной. Другой версией статуэтки была The Flying Lady – её чуть больше согнули, чтобы сделать менее ломкой.Проницательные журналюги дали статуэтке говорящее прозвище «Ellie in her Nightie», «Элли в ночнушке», которое, как ни странно, дожило до наших дней, хотя Элли уже сто лет как на морском дне.

Не так давно был анонсирован фильм «Серебряный призрак» - о истории лорда Монтегю и Элеанор Торнтон. Предварительная дата выхода фильма – 2013 год, в роли лорда – Кристиан Бэйл.

Полный список историй можно посмотреть в оглавлении моего Живого Журнала.

nostradamvs.livejournal.com


Смотрите также