Резьба на свече зажигания размер


Какая резьба на свечах зажигания?

Многие автолюбители не уделяют особого внимания размеру резьбы на свечах зажигания, покупают продукцию по рекомендациям продавцов в автомагазинах либо друзей. Такая халатность чревата, нарушением работы автомобиля и силового агрегата, возникновением калильного зажигания, полным ремонтом мотора. В этой статье описаны габаритно – присоединительные размеры свечей, которые нужно учитывать для обеспечения оптимальной работы автодвигателя и увеличения его ресурса.

Содержание

  • 1 Основные понятия
  • 2 Маркировка изделий
  • 3 Рекомендации

Основные понятия

Резьбовая часть СЗ

В зависимости от типа мотора и марки автомобиля определяется, какой должен быть размер и резьба свечи зажигания для обеспечения нормальных эксплуатационных условий для автодвигателя. Габаритно – присоединительными параметрами указанных изделий принято считать:

  • относительно резьбы — это диаметр и шаг;
  • габариты резьбового соединения и вкручиваемой части;
  • параметры шестигранника «под ключ».

Монтаж свечей, не отвечающих характеристикам мотора, может привести к таким неприятным последствиям:

  1. Если неправильно подобран диаметр и шаг резьбового соединения, то СЗ просто не вкрутится.
  2. При слишком короткой длине вкручиваемой части, СЗ не даст возможность разместиться свечным контактам правильно внутри камеры сгорания. Это спровоцирует нестабильную работу силового агрегата. Продолжительное использование слишком коротких изделий приведет к засорению свободного пространства отверстия для установки свечи, впоследствии монтаж свечи с нормальными размерами будет затруднен.
  3. Чрезмерно длинная СЗ становится преградой во время перемещения поршня либо клапанов — это чревато серьезной поломкой автодвигателя. Плюс часть СЗ, выпирающая в камеру сгорания покроется нагаром. При ее выкручивании есть большая вероятность повредить гнездо для установки СЗ.

Заводы – изготовители СЗ для подведения охладительной рубашки поближе к свече увеличивают длину резьбового соединения, при этом они вынуждены:

  • использовать очень качественное сырье для изготовления своей продукции;
  • делать меньше свечной диаметр и параметры шестигранника «под ключ»;
  • использовать для опоры площадку конической формы.

Увеличение размера резьбы свечи зажигания с использованием опорной поверхности конической формы дает возможность максимально близко приблизить рубашку охлаждения к СЗ. Изменить калильное число СЗ позволяет длина теплового конуса изолятора. Увеличение указанного параметра способствует снижению калильного числа. При этом возрастает способность СЗ к самоочистке от нагарообразования, так как обдув теплового конуса изолятора становится лучше. Плюс снижается утечка электрического тока из-за лучшей изоляции центрального контакта от массы.

Подбор СЗ осуществляется с учетом рекомендаций изложенных в мануале к автомобилю. При отсутствии такой документации нужно выбирать свечи по каталогам производителей СЗ при этом учитывается:

  • марка, год выпуска машины;
  • марка и тип автодвигателя.

Выбрать подходящую для конкретного мотора продукцию по другим параметрам не удастся: нет единой системы маркировки СЗ.

Рекомендуем посмотреть видео о подборе СЗ:

Маркировка изделий

Изделия с различной длиной резьбы.

Диаметр резьбы свечей зажигания положен в основу классификации СЗ по размерам:

  • для мототранспорта, газонокосилок, бензопил используют изделия — М10х1;
  • в случае с мотоциклами предпочтительно применять — М12х1,25;
  • для машин устанавливают СЗ класса «А» — М14х1,25;
  • изделия типа «М» применяют на старых автодвигателях, газопоршневых ДВС и так далее — М18х1,5.

По длине резьбового соединения различают:

  • 12 мм — короткие изделия, используются для ЗИЛ, ГАЗ, ПАЗ, УАЗ, Волга, Запорожец, мотоциклы;
  • 19 мм— длинные СЗ предназначенные для ВАЗ, АЗЛК, ИЖ, Москвич, Газель, практически все иномарки;
  • 25 мм — удлиненные используются в современных форсированных моторах;
  • менее 12 мм — устанавливаются на автодвигатели с малыми габаритами.

Большая длина резьбы применяется для более мощных моторов.

В зависимости от головки «под ключ» различают:

  • 21 мм — нормальные, применяются в двухклапанных движках;
  • 18 мм — средние, применимы не на всех типах мототранспорта;
  • 16 мм — уменьшенные, используются в современных четырехклапанных моторах.

Рекомендации

Геометрические параметры СЗ должны соответствовать размерам свечного гнезда — это позволяет изделиям свободно вкручиваться без повреждения нарезки на гнезде либо свече. Прежде, чем отвинчивать свечи нужно очистить пространство вокруг нее от различных загрязнений, такие манипуляции позволят не повредить резьбовое соединение и не дать абразивным частицам проникнуть в цилиндр.

Вкручивать СЗ необходимо применяя динамометрический ключ, позволяющий не перетянуть изделие. Учтите: свечи имеют достаточно твердую стальную резьбу, а на головке блока цилиндров алюминиевая нарезка, она очень мягкая, ее легко повредить песком или другими абразивными элементами.

В случаях, когда на ГБЦ портится 3-4 витка резьбовой части, наблюдается неплотное ввинчивание СЗ. В результате этого происходит возгорание горючей смеси от раскаленного свечного центрального изолятора, автодвигатель начинает неровно работать, возникают непонятные рывки даже при выключенном зажигании. То — есть наблюдается калильное зажигание, возрастает возможность прогорания колец либо поршня, в итоге придется капиталить движок.

Такое зажигание возникает в основном по двум причинам:

  • повреждение нарезки на ГБЦ;
  • недотянуты свечи.

При этом на центральном электроде температура возрастает на 4000С. Из вышесказанного вывод: важно не только правильно подобрать свечи исходя из инструкции по эксплуатации машины, но и грамотно установить их на посадочные места, не перетянув.

Типовые размеры свечей зажигания.

Размеры свечей зажигания классифицируются по типу резьбы на них. Применяются следующие типы резьбы:

  • M10×1 (мотоциклы, например, свечи типа «Т» — ТУ 23; бензопилы, газонокосилки);
  • M12×1,25 (мотоциклы);
  • M14×1,25 (автомобили, все свечи типа «А»);
  • M18×1,5 (свечи марки «М8», устанавливались на «старые» автомобильные двигатели ГАЗ-51, ГАЗ-69; «тракторные» свечи; свечи для газопоршневых ДВС и др.)

Вторым классификационным признаком служит длина резьбы:

  • короткая — 12 мм. (ЗИЛ, ГАЗ, ПАЗ, УАЗ, Волга, Запорожец, мотоциклы);
  • длинная — 19 мм. (ВАЗ, АЗЛК, ИЖ, Москвич, Газель, практически все иномарки);
  • удлинённая — 25 мм. (современные форсированные ДВС);
  • на малогабаритные двигатели могут устанавливаться свечи с более короткой резьбой (меньше 12 мм)

Размер головки под ключ (шестигранник):

  • 24 мм (свечи марки «М8» с резьбой M18×1,5)
  • 22 мм (свечи марки «А10», двигатели автомобилей ЗИС-150, ЗИЛ-164)
  • нормальная — 21 мм (традиционная, для ДВС с двумя клапанами на цилиндр);
  • средняя — 18 мм (для ДВС некоторых мотоциклов)
  • уменьшенная — 16 мм или 14 мм (современная, для ДВС с тремя или четырьмя клапанами на цилиндр);

Калильное число (тепловая характеристика):

  • Горячие свечи 11-14;
  • Средние свечи 17-19;
  • Холодные свечи 20 и более;
  • Унифицированные свечи 11-20

Способ уплотнения по резьбе:

  • С плоской прокладкой (с кольцом)
  • С конусным уплотнением (без кольца)

Количество и вид боковых электродов(рисунок 6.2):

  • Одноэлектродные — традиционные;
  • Многоэлектродные — несколько боковых электродов;
  • Специальные, более стойкие электроды для работы на газе или для большего пробега;
  • Факельные — унифицированные свечи зажигания, присутствует конусный резонатор, для симметричного поджига топливной смеси.
  • Плазменно-форкамерные — боковой электрод выполнен в виде сопла Лаваля. Совместно с корпусом свечи образует внутреннюю форкамеру. Зажигание происходит форкамерно-факельным способом.

Рисунок 6.2 – Формы массовых (боковых) электродов

Наибольшее распространение получил одиночный торцовый массовый электрод 1, однако есть свечи, в которых применяются массовые электроды различной формы: крючкообразный 2, парные сплющенные 3, углубленные боковые 4, кольцевой 5, тангенсаль-ный 6, подковообразный 7, одиночный боковой 8.

6.2.2 Принцип работы свечей зажигания

Искровые свечи бензиновых двигателей по режиму работы условно подразделяют на горячие, холодные, средние. Суть данной классификации — в степени нагрева изолятора и электродов. При работе изолятор и электроды любой свечи должны нагреваться до температур, способствующих «самоочищению» их поверхности от продуктов сгорания топливной смеси — нагара, сажи и т. п. Поэтому изоляторы свечей, работающих в оптимальном режиме всегда цвета «кофе с молоком».

Очистка поверхности изоляторов необходима для предотвращения поверхностных утечек высокого напряжения через слой нагара, что уменьшает мощность искрового пробоя зазора, или вообще делает его невозможным. Однако, если элементы свечи нагреваются слишком сильно, то может возникать неконтролируемое калильное зажигание. Процесс часто проявляется на больших оборотах. Это может приводить к детонации и разрушению элементов двигателя.

Степень нагрева элементов свечей зависит от следующих основных факторов:

Внутренние

· конструкция электродов и изолятора (длинный электрод нагревается быстрее);

· материал электродов и изолятора;

· толщина материалов;

· степень теплового контакта элементов свечи с корпусом;

· наличие медного сердечника ЦЭ.

Внешние

· степень сжатия и компрессии;

· тип топлива (более высокооктановое обладает большей температурой сгорания);

· стиль езды (на больших оборотах и нагрузках двигателя нагрев свечей больше).

Горячие свечи — конструкция свечей специально разработана таким образом, что снижается теплопередача от центрального электрода и изолятора. Применяются в двигателях с низкой степенью сжатия и при использовании низкооктанового топлива. Так как в этих случаях меньше температура в камере сгорания.

Холодные свечи — конструкция свечей специально разработана таким образом, что максимально повышается теплопередача от центрального электрода и изолятора. Применяются в двигателях с высокой степенью сжатия, с высокой компрессией и при использовании высокооктанового топлива. Так как в этих случаях больше температура в камере сгорания.

Средние свечи — занимают промежуточное положение между горячими и холодными (самые распространенные)

Оптимальные свечи — конструкция свечей разработана таким образом, что теплопередача от центрального электрода и изолятора оптимальна для данного конкретного двигателя.

Унифицированные свечи — калильное число захватывает диапазон холодных и горячих свечей. Именно благодаря «полуоткрытости» свечи ей не страшны проблемы вентиляции и засорения продуктами неполного сгорания.

Свечи нормально самоочищаются во всех режимах работы двигателя и в то же время не приводят к калильному зажиганию.

6.2.3 Определение причины выхода из строя свечи зажигания

Срок службы свечей зажигания составляет от 30 до 100 тыс. км. Наиболее вероятной причиной преждевременного отказа свечей является загрязнение их продуктами неполного сгорания или увеличение искрового зазора из-за износа электродов. При этом решающее влияние на работоспособность свечей оказывает техническое состояние двигателя. Даже по внешнему виду свечи можно многое сказать как о работе двигателя в целом, так и об отдельных его узлах. Осмотр свечи нужно проводить после продолжительной работы двигателя, идеальным вариантом будет осмотр свечи после длительной поездки по загородному шоссе. Ошибкой некоторых автолюбителей, например является то, что после холодного старта двигателя при минусовой температуре и неустойчивой его работе первым делом выкручивают свечи и увидев черный нагар, делают поспешные выводы. А ведь этот нагар мог образоваться во время работы двигателя в режиме холодного старта, когда смесь принудительно обогащается, а неустойчивая работа могла быть следствием скажем плохого состояния высоковольтных проводов. Поэтому если вас что-то не устраивает в работе двигателя, и вы решили сделать диагностику его работы с помощью свечей, нужно проехать на изначально чистых свечах минимум километров 250-300, и только после этого делать какие-то выводы.

6.3 Порядок выполнения работы и составления отчета

6.3.1. Изучить самостоятельно теоретический материал по теме практической работы:

- назначение свечей зажигания;

- виды свечей зажигания;

- принцип работы.

6.3.2 По полученному материалу от преподавателя провести ряд мероприятий:

· Расшифровать обозначение свечей зажигания;

· Провести диагностику свечи зажигания (приложение 6)

· Дать рекомендации по ремонту и обслуживанию свечи зажигания.

6.4 Контрольные вопросы

6.4.1. Перечислите типовые размеры свечей зажигания?

6.4.2. Причины отказов свечей зажигания?

6.4.3. Из каких элементов состоит свеча зажигания?

6.4.4. Какие существуют формы массовых (боковых) электродов?

Практическая работа № 7 (2 часа)

Системы освещения

7.1 Цель работы: изучить автомобильную систему освещения, техническое обслуживание и диагностирование.

7.2 Теоретическая часть

Совокупность приборов освещения и сигнальных устройств, расположенных снаружи и внутри автомобиля, называется системой освещения.

7.2.1 Функции и основные конструктивные элементы системы освещения

Система освещения выполняет следующие функции:

· освещение дорожного полотна, обочины и расположенных на них объектов в условиях ограниченной видимости;

· предоставление информации другим участникам движения о наличии на дороге транспортного средства, его размерах, характере движения, совершаемых маневрах, а также принадлежности;

· освещение салона автомобиля, а также других его частей (багажного отсека, подкапотного пространства и др.) в темное время суток.

Система освещения автомобиля включает следующие основные конструктивные элементы:

· передняя фара;

· передняя противотуманная фара;

· задний фонарь;

· задний противотуманный фонарь;

· фонарь освещения номерного знака;

· приборы внутреннего освещения;

· аппаратура управления.

7.2.2 Техническое обслуживание и диагностирование

Как правило, неисправности системы освещения и световой сигнализации возникают из-за износа ламп или нарушения контактов в электрической цепи. Из-за обрыва провода в электрической цепи может не работать вся система освещения или могут не гореть отдельные лампы, перегорать нити накала или ослабляться их свечение.

Проводку и электроприборы от сгорания в случае короткого замыкания защищают предохранители. Заменять перегоревший предохранитель следует только после того, как будет выявлена причина короткого замыкания.

Способы обнаружения и устранения неисправностей во всех цепях освещения и световой сигнализации аналогичны. Причину отсутствия света в отдельных лампах определяют при: помощи переносной контрольной лампы по схемам электрооборудования. Они представлены в руководстве по эксплуатации. Обычно эта неисправность бывает вызвана перегоранием нити лампы, плохим контактом в патроне, ненадежным; соединением проводов в переключателях, соединительных проводах.

Способы и последовательность действий по выявлению неисправностей. Если не горит фара, то причиной этого, как правило, является выход из строя лампы. Для того, чтобы в этом убедиться, вначале необходимо снять стекло фары, вынуть лампу и проверить, не перегорела ли ее нить. Для полной уверенности нужно включить проверяемую лампу последовательно в цепь контрольной переносной лампы, которую подключают одним проводом к аккумулятору, а другим к «массе» автомобиля. Если проверяемая лампа исправна, тогда проверяем поступает ли ток к центральному контакту патрона. Дотрагиваемся до него концом провода контрольной лампы переноски. Если лампа не горит, переносим провод к клемм переходной колодки. Лампа загорелась, значит, обрыв в проводе, соединяющем центральный контакт патрона лампы, которую проверяют, и переходную колодку. В этом случае заменяют провод.

Если фара или подфарник светит тускло, следует проверить надежность контакта в цепи, очистить и подтянуть соединения, крепления лампы, определить, не загрязнены ли рассеиватели и отражатели, не попала ли вода в полость фары, не покрылась ли стеклянная колба лампы темным налетом. После осмотра и выявления причины неисправность удаляют.

Если свет фар или подфарников слабый при неработающем или работающем на малой частоте вращения коленчатого вала двигателе, то причиной может быть разрядка аккумуляторной батареи. Для устранения неисправности нужно зарядить аккумулятор.

При отсутствии света в фарах или подфарниках причиной может быть перегорание предохранителей или неисправность переключателя света. Следует заменить неисправные переключатель и предохранители.

Неисправность стоп-сигналов обнаруживают нажатием на тормозную педаль. Если во время торможения света в стоп-сигнале нет, а остальные потребители прибора щитка действуют нормально, то причиной неисправности стоп-сигнала может быть нарушение соединения проводов с выключателем или неисправность выключателя. В этом случае необходимо очистить от пыли и грязи поверхность и зажигание выключателя стоп-сигнала, проверить крепление проводов к зажимам и крепление самого выключателя. Если необходимо, следует заменить неисправный выключатель, обжать наконечники проводов, идущих к выключателю стоп-сигнала.

Стоп-сигналы не включаются при нажатии на педаль тормоза, и при этом не работают все приборы щитка. Возможно, перегорел предохранитель. Причина устраняется заменой предохранителя. В случае, когда при включении освещения приборов не горят лампы, причин неисправности могут быть две: либо вышел из строя выключатель освещения, либо перегорели лампы. Для проверки выключатель необходимо вынуть из гнезда в панели приборов и при включенных габаритных огнях соединить между собой клеммы выключателя. Если свет появится, значит, неисправен выключатель. Его нужно заменить. Если перегорела лампа, заменяют ее, вынув щиток приборов из панели.



Типовые размеры свечей зажигания

Поиск Лекций

Лабораторная работа №2

Свечи зажигания

Свеча зажигания — устройство для воспламенения топливо-воздушной смеси в самых разнообразных тепловых двигателях. Бывают искровые, дуговые, накаливания, каталитические.

В бензиновых двигателях внутреннего сгорания используются искровые свечи. Поджог горючей смеси производится электрическим разрядом напряжением в несколько тысяч или десятков тысяч вольт, возникающим между электродами свечи. Свеча срабатывает на каждом цикле, в определённый момент работы двигателя.

В ракетных двигателях свеча зажигает топливную смесь электрическим разрядом только в момент запуска. Чаще всего, в процессе работы свеча разрушается и к повторному использованию непригодна.

В турбореактивных двигателях свеча воспламеняет смесь в момент запуска мощным дуговым разрядом. После этого горение факела поддерживается самостоятельно.

Калильные и одновременно каталитические свечи используются в модельных двигателях внутреннего сгорания. Топливная смесь двигателей специально содержит компоненты, которые легко воспламеняются в начале работы от раскалённой проволочки свечи. В дальнейшем накал нити поддерживается каталитическим окислением паров спирта, входящего в смесь.

Содержание

1 Устройство свечей зажигания

1.1 Детали свечи зажигания

1.1.1 Контактный вывод

1.1.2 Рёбра изолятора

1.1.3 Изолятор

1.1.4 Уплотнители

1.1.5 Цоколь (корпус)

1.1.6 Боковой электрод

1.1.7 Центральный электрод

1.1.8 Зазор

2 Режимы работы свечей

3 Типовые размеры свечей зажигания

4 Практическая часть :проверка свечей зажигания

Устройство свечей зажигания

Рисунок 1.Устройство свечи зажигания 1 — контактный вывод 2 — рёбра изолятора 3 — изолятор 4 — металлическая оправа 5 — центральный электрод 6 — боковой электрод 7 — уплотнитель

Свеча зажигания состоит из металлического корпуса, изолятора и центрального проводника.

Детали свечи зажигания

Контактный вывод

Контактный вывод, расположенный в верхней части свечи, предназначен для подключения свечи к высоковольтным проводам системы зажигания или непосредственно к индивидуальной высоковольтной катушке зажигания. Могут встречаться несколько слегка различных вариантов конструкции. Наиболее часто провод к свече зажигания имеет защёлкивающийся контакт, который надевается на вывод свечи. В других типах конструкции провод может крепиться к свече гайкой. Часто вывод свечи делают универсальным: в виде оси с резьбой и навинчивающегося защёлкивающегося контакта.

Рёбра изолятора

Рёбра изолятора предотвращают электрический пробой по его поверхности, образуя лабиринт.

Изолятор

Изолятор, как правило, делается из алюминиево-оксидной керамики, которая должна выдерживать температуры от 450 до 1 000 °C и напряжение до 60 000 В. Точный состав изолятора и его длина частично определяют тепловую маркировку свечи.

Часть изолятора, непосредственно прилегающая к центральному электроду, наиболее сильно влияет на качество работы свечи зажигания. Применение керамического изолятора в свече предложено Г. Хонольдом вследствие перехода к высоковольтному зажиганию.

Уплотнители

Служат для предотвращения проникновения горячих газов из камеры сгорания.

Цоколь (корпус)

Служит для заворачивания свечи и удержания её в резьбе головки блока цилиндров, для отвода тепла от изолятора и электродов, а также служит проводником электричества от «массы» автомобиля к боковому электроду.

Боковой электрод

Как правило, изготавливается из легированной никелем и марганцем стали. Приваривается контактной сваркой к корпусу. Боковой электрод, зачастую, очень сильно нагревается во время работы, что может привести к калильному зажиганию. Некоторые конструкции свечей используют несколько боковых электродов. Для увеличения долговечности электроды дорогих свечей снабжают напайками из платины и других благородных металлов.

С 1999 года на рынке появились свечи нового поколения — так называемые плазменно-форкамерные свечи, где роль бокового электрода играет сам корпус свечи. При этом образуется кольцевой (коаксиальный) искровой зазор, где искровой заряд перемещается по кругу. Такая конструкция обеспечивает большой ресурс и самоочистку электродов.

Форма бокового электрода в зоне пробоя напоминает сопло Лаваля, за счёт чего создаётся поток раскалённых газов, истекающих из внутренней полости свечи. Этот поток эффективно поджигает рабочую смесь в камере сгорания, полнота сгорания и мощность увеличивается, токсичность ДВС уменьшается. Эффективность «форкамерных» свеч поставлена под сомнение проведённым экпериментом.

Центральный электрод

Центральный электрод как правило соединяется с контактным выводом свечи через керамический резистор, это позволяет уменьшить радиопомехи от системы зажигания. Наконечник центрального электрода изготавливают из железо-никелевых сплавов с добавлением меди, хрома и благородных и редкоземельных металлов. Обычно центральный электрод — наиболее горячая деталь свечи. Кроме того, центральный электрод должен обладать хорошей способностью к эмиссии электронов, для облегчения искрообразования (предполагается, что искра проскакивает в той фазе импульса напряжения, когда центральный электрод служит катодом). Поскольку напряжённость электрического поля максимальна вблизи краёв электрода, искра проскакивает между острым краем центрального электрода и краем бокового электрода. В результате этого края электродов подвергаются наибольшей электрической эрозии. Раньше свечи периодически вынимали и удаляли следы эрозии наждаком. Сейчас, благодаря применению сплавов с редкоземельными и благородными металлами (иттрий, иридий, платина, вольфрам, палладий), нужда в зачистке электродов практически отпала. Срок службы при этом существенно вырос.

Зазор

Зазор — минимальное расстояние между центральным и боковым электродом. Величина зазора — это компромисс между «мощностью» искры, то есть размерами плазмы, возникающей при пробое воздушного зазора и между возможностью пробить этот зазор в условиях сжатой воздушно-бензиновой смеси.

Факторы, определяемые зазором:

  1. Чем больше зазор — тем больше размеры искры, тем больше вероятность воспламенения смеси и больше зона воспламенения. Всё это положительно влияет на потребление топлива, равномерность работы, понижает требования к качеству топлива, повышает мощность. Слишком увеличивать зазор тоже нельзя, иначе высокое напряжение будет искать более лёгкие пути — пробивать высоковольтные провода на корпус, пробивать изолятор свечи и т. д.
  2. Чем больше зазор — тем сложнее пробить его искрой. Пробоем изоляции называют потерю изоляцией изоляционных свойств при превышении напряжением некоторого критического значения, называемого пробивным напряжением . Соответствующая напряжённость электрического поля , где — расстояние между электродами, называется электрической прочностью промежутка. То есть чем больше зазор — тем бо́льшее напряжение пробоя необходимо. Там есть ещё зависимость от ионизации молекул, равномерности структуры вещества, полярности искры, скорости нарастания импульса, но это не важно в данном случае. Понятное дело, что высокое напряжение пр мы не можем поменять — оно определяется системой зажигания. А вот зазор мы поменять можем.
  3. Напряжённость поля в зазоре определяется формой электродов. Чем они острее — тем больше напряжённость поля в зазоре и легче пробой (как у иридиевых и платиновых свечей с тонким центральным электродом).
  4. Пробиваемость зазора зависит от плотности газа в зазоре. В нашем случае — от плотности воздушно-бензиновой смеси. Чем она больше — тем сложнее пробить. Пробивное напряжение газового промежутка с однородным и слабо неоднородным электрическим полем зависит как от расстояния между электродами, так и от давления и температуры газа. Эта зависимость определяется законом Пашена, согласно которому пробивное напряжение газового промежутка с однородным и слабо неоднородным электрическим полем определяется произведением относительной плотности газа на расстояние между электродами, . Относительной плотностью газа называют отношение плотности газа в данных условиях к плотности газа при нормальных условиях (20 °C, 760 мм рт. ст.).

Зазор свечей не является константой, один раз заданной. Он может и должен подстраиваться под конкретную ситуацию эксплуатации двигателя.

Режимы работы свечей

Искровые свечи бензиновых двигателей по режиму работы условно подразделяют на «горячие», «холодные», «средние» (калильное число). Суть данной классификации — в степени нагрева изолятора и электродов. При работе изолятор и электроды любой свечи должны нагреваться до температур, способствующих «самоочищению» их поверхности от продуктов сгорания топливной смеси — нагара, сажи и т. п. Поэтому изоляторы свечей, работающих в оптимальном режиме всегда цвета «кофе с молоком».

Очистка поверхности изоляторов необходима для предотвращения поверхностных утечек высокого напряжения через слой нагара, что уменьшает мощность искрового пробоя зазора, или вообще делает его невозможным. Однако, если элементы свечи нагреваются слишком сильно, то может возникать неконтролируемое калильное зажигание. Процесс часто проявляется на больших оборотах. Это может приводить к детонации и разрушению элементов двигателя.

Степень нагрева элементов свечей зависит от следующих основных факторов:

  • Внутренние факторы
    • конструкция электродов и изолятора (длинный электрод нагревается быстрее)
    • материал электродов и изолятора
    • толщина материалов
    • степень теплового контакта элементов свечи с корпусом
    • наличие медного сердечника в центральном электроде
  • Внешние факторы
    • степень сжатия и компрессии
    • тип топлива (более высокооктановое обладает большей температурой сгорания)
    • стиль езды (на больших оборотах и нагрузках двигателя нагрев свечей больше)

«Горячие» свечи — конструкция свечей специально разработана таким образом, что снижается теплопередача от центрального электрода и изолятора. Применяются в двигателях с низкой степенью сжатия и при использовании низкооктанового топлива. Так как в этих случаях меньше температура в камере сгорания.

«Холодные» свечи — конструкция свечей специально разработана таким образом, что максимально повышается теплопередача от центрального электрода и изолятора. Применяются в двигателях с высокой степенью сжатия, с высокой компрессией и при использовании высокооктанового топлива. Так как в этих случаях больше температура в камере сгорания.

«Средние» свечи — занимают промежуточное положение между горячими и холодными (самые распространенные)

«Оптимальные» свечи — конструкция свечей разработана таким образом, что теплопередача от центрального электрода и изолятора оптимальна для данного конкретного двигателя.

«Унифицированные» свечи — калильное число захватывает диапазон холодных и горячих свечей. Именно благодаря «полуоткрытости» свечи ей не страшны проблемы вентиляции и засорения продуктами неполного сгорания.

Свечи нормально самоочищаются во всех режимах работы двигателя и в то же время не приводят к калильному зажиганию.

Типовые размеры свечей зажигания

1 — свечной ключ; 2 — А14В, резьба М14×1,25×12, ключ 21; 3 — А11Н, резьба М14×1,25×11, ключ 22; 4 — М8, резьба М18×1,5×12, ключ 24; 5 — для бензопил, резьба М14×1,25×11, ключ 19; 6 — СИ12РТ (для лодочных моторов), резьба М14×1,25×12, ключ 21; 7 — торцовая головка на 21 мм 8 — торцовая головка на 16 мм; 9 — резьба М10×1×12, ключ 16; 10 — А10Н, резьба М14×1,25×11, ключ 22; 11 — А11-3, резьба М14×1,25×12, ключ 21; 12 — А17В, резьба М14×1,25×12, ключ 21; 13 и 14 — резьба М14×1,25×19, ключ 16, контактная гайка съёмная.

Размеры свечей зажигания классифицируются по диаметру резьбы на них. Применяются следующие типы резьбы:

  • M10×1 (мотоциклы, например, свечи типа «Т» — ТУ 23; бензопилы, газонокосилки);
  • M12×1,25 (мотоциклы);
  • M14×1,25 (автомобили, все свечи типа «А»);
  • M18×1,5 (свечи типа «М», устанавливались на старые автомобильные двигатели ГАЗ-51, ГАЗ-69; «тракторные» свечи; свечи для газопоршневых ДВС и др.)

Вторым классификационным признаком служит длина резьбы:

  • короткая — 12 мм. (ЗИЛ, ГАЗ, ПАЗ, УАЗ, Волга, Запорожец, мотоциклы);
  • длинная — 19 мм. (ВАЗ, АЗЛК, ИЖ, Москвич, Газель, практически все иномарки);
  • удлинённая — 25 мм. (современные форсированные ДВС);
  • на малогабаритные двигатели могут устанавливаться свечи с более короткой резьбой (меньше 12 мм)

Размер головки под ключ (шестигранник):

  • 24 мм (свечи марки «М8» с резьбой M18×1,5)
  • 22 мм (свечи марки «А10» «А11», двигатели автомобилей ЗИС-150, ЗИЛ-164)
  • нормальная — 21 мм (традиционная, для ДВС с двумя клапанами на цилиндр);
  • средняя — 19 мм (для ДВС некоторых мотоциклов)
  • уменьшенная — 16 мм или 14 мм (современная, для ДВС с тремя или четырьмя клапанами на цилиндр);

Калильное число (тепловая характеристика):

  • Горячие свечи 11—14;
  • Средние свечи 17—19;
  • Холодные свечи 20 и более;
  • Унифицированные свечи 11—20

Способ уплотнения по резьбе:

  • С плоской прокладкой (с кольцом)
  • С конусным уплотнением (без кольца)

Количество и вид боковых электродов:

  • Одноэлектродные — традиционные;
  • Многоэлектродные — несколько боковых электродов;
  • Специальные, более стойкие электроды для работы на газе или для большего пробега;
  • Факельные — унифицированные свечи зажигания, присутствует конусный резонатор, для симметричного поджига топливной смеси.
  • Плазменно-форкамерные — боковой электрод выполнен в виде сопла Лаваля. Совместно с корпусом свечи образует внутреннюю форкамеру. Зажигание происходит форкамерно-факельным способом.

Рекомендуемые страницы:

Маркировка свечей зажигания и ее расшифровка

Владельцы автомобилей с карбюраторными или инжекторными двигателями знают, насколько важно регулярно следить за состоянием свечей зажигания, а в случае необходимости заменять их. Ведь именно свечи зажигания обеспечивают корректный старт мотора и его стабильную работу. В предыдущих статьях мы рассмотрели, как осуществить подбор свечей зажигания, а также, подробно описали ключевые характеристики изделий. Темой сегодняшней статьи будет маркировка свечей зажигания и данная информация поможет автовладельцам правильно, соответственно с конкретными характеристиками силового агрегата, выбирать свечи зажигания. Остановимся на изделиях самых известных производителей, которые могут использоваться для автомобилей российских и зарубежных брендов.

Специфика свечей зажигания

Сегодня в продаже представлены СЗ отечественных и зарубежных производителей, поэтому у автомобилистов практически не возникает проблем с их выбором.

Свеча зажигания

Единственное, что может стать небольшим препятствием это существующие различия изделий. А отличительные характеристики свечей зажигания таковы:

  1. Компания-производитель — Bosch, Denso, Champion, NGK и другие.
  2. Конструкционные особенности — один или несколько электродов.
  3. Калильное значение.
  4. Зазор у электродов – точка, где собственно и происходит воспламенение рабочей смеси.
  5. Материал электродов – легированная сталь с никелем/марганцем, медь, иридий, платина.
  6. Соединительные размеры свечей зажигания – длина/шаг резьбового элемента, параметры шестигранника (определяют параметры ключа, используемого при монтаже/демонтаже).

Иначе говоря, без определенных знаний выбрать свечи не так-то просто. Конечно, существует вариант, взять в магазин свечи, уже установленные в автомобиле, но это не всегда бывает удобно. Ниже нами будет дана расшифровка маркировок наиболее популярных у автовладельцев свечей зажигания, а также таблицы их взаимозаменяемости, что поможет выбрать правильный образец в случае отсутствия прописанных производителем СЗ. Так, например, на вазовскую «пятерку» ставятся российские свечи А-17-ДВ, при этом их можно заменить изделиями других производителей: L 15 Y (Brisk), BP 6 ES (NGK), W 7 DC (Bosch) либо 64 (Autolite). В принципе, это одно и то же изделие, отличающееся только маркировкой. А что значат наносимые на свечи зажигания отметки и как в них сориентироваться – поговорим далее.

Таблица калильных значений

Отечественные устройства

Российские искрообразователи для всех видов транспорта удовлетворяют международному регламенту ИСО-МС-1919, что допускает их заменимость импортными аналогами по ключевым характеристикам. Помимо этого, маркирование продукции, изготовленной российскими предприятиями, предусмотрено регламентом ОСТ-37.003.081. Расшифровывать маркировку отечественных устройств следует по буквенно-цифровым символам.

Читаем обозначение российских СЗ

Итак, параметры резьбы на корпусе обозначены первым буквенным символом «А», который скрывает параметры M14х1.25 — значение, отличающее свечи зажигания типа «стандарт». Маркирование устройств символом M предполагает параметры резьбы M18х1.5 (ключ для монтажа/демонтажа 27).

За буквенным символом следует цифровой, указывающий калильный показатель — чем больше данной значение, тем более низкий температурный режим необходим для образования искры. Калильный показатель отечественных свечей располагается в интервале 8-26. Наиболее распространены свечи с показателями 11/14/17. Маркирование СЗ по калильному значению разделяет изделия на «холодные», устанавливаемые на моторы с высокой мощностью или «горячие».

Маркировка российских свечей

Рассмотрим пример того, какие значения вносятся в маркировку СЗ российского производства. Возьмем изделие, маркированное кодом А 17 ДВ – это свеча, имеющая классическую резьбу, калильный показатель 17, длину резьбы (Д) 9мм (если это значение меньше, то символ в маркировке не проставляется), символом B обычно обозначают изолятор с выступающим тепловым наконечником.

Если в маркировке изделия содержится буквенный символ P (А17 ДВР), это означает, что головной электрод оснащен резистором, подавляющим помехи. Буквенный символ M указывает на применение медных материалов с высокой жаропрочностью, что способствует созданию оболочки на головном элементе.

В обозначении АУ 17 ДВРМ буквенный символ У указывает на увеличенный размер шестигранника (16мм вместо 14). При еще большем размере шестигранника (19мм) – в маркировку проставляется буквенный символ M – AM 17 B.

Примеры возможных обозначений отечественных изделий с расшифровкой

А 11 — базовое изделие, имеющее резьбу M14х1.25, шестигранник 20.8мм, калильный показатель 11, длину резьбы 12.7мм, тепловой конус не выступающий, без резистора, головной электрод из жаропрочного материала.

А 11 Р — аналог предыдущего образца, имеющий встроенный резистор.

Параметры свечей зажигания

А 17 ДВ — изделие базового типа с резьбой M14х1.25, шестигранник 20.8мм, калильное значение 17, величина резьбы 19мм, имеется тепловой выступающий конус, без резистора, головной электрод из жаропрочного сплава.

А 17 ДВ-10 — изделие, аналогичное предыдущему образцу (А 17 ДВ), у которого увеличен искровой зазор (0.7мм – в базовой конструкции это значение 0.5мм).

АУ 17 ДВРМ — элемент базового типа, резьба M14х1.25, шестигранник 16мм, калильное значение 17, размер резьбы 19мм, тепловой конус выступает из корпуса, с резистором и головным электродом в жаропрочной оболочке, выполненным из медного сплава.

Импортные устройства

На импортные СЗ обозначения наносят по аналогии с российскими, но с использованием других буквенно-цифровых символов, что может ввести автовладельцев в некоторое заблуждение. Хотя, в целях упрощения выбора на упаковку наносится информация о том, на каких ТС они могут использоваться. Кроме того, маркировку импортных устройств можно расшифровать по специальным таблицам заменяемости. Но остановимся на образцах, наиболее востребованных у автовладельцев, более подробно. Рассмотрим для примера маркировку устройств ведущих брендов.

Ассортимент импортных свечей

Свечи NGK

Предприятие NGK (Япония) называют лидером по выпуску СЗ. Его изделия признаны максимально качественными и надёжными. Маркируются свечи NGK таким образом:

  • отечественные устройства А 11 являются аналогом изделий B 4 H;
  • А 17 ДВР заменяются на BPR 6 ES.

Расшифровывается маркировка изделий NGK довольно просто. В частности, В4Н:

  • буквенный символ В прописывает диаметр и шаговый показатель резьбы, в данном случае это М14х1.25, другие возможные обозначения А/С/D/J;
  • цифровой символ 4 указывает калильное значение — этот показатель варьируется в интервале 2-11;
  • буквенный символ Н обозначает величину резьбы (12.7мм).
Маркировка свечей NGK

Обозначение BPR 6 ES указывает, что это изделие, оснащенное стандартной резьбой, проекционным изолятором (Р), в наличии резистор (R), калильный коэффициент 6, размер резьбы 17.5мм (Е), символ S говорит об индивидуальных свойствах изделия.

Наличие цифрового символа в конце (обычно через дефис) указывает, что у электродов имеется зазор такой величины.

Искрообразователи Bosch

Продукция компании Bosch не нуждается в представлении. Допустим, артикул WR 7DC имеет такую расшифровку:

  • символ W – резьба со стандартными параметрами (14);
  • символ R – наличие резистора, препятствующего помехам;
  • цифровой символ 7 — калильное значение;
  • буква D — величина резьбы (19мм);
  • буква С – электрод из медного сплава, другие возможные обозначения – O (обычный сплав), S (серебряный элемент), P (платиновый).

Изделия маркировкой WR 7DC являются аналогом отечественных свечей А 17 ДВР, которые работают с двигателями вазовских машин.

Маркировка свечей Bosch

Чешские устройства Brisk

Предприятие с 35-го года прошлого столетия выпускает СЗ, которые пользуются неизменным спросом у наших автомобилистов.

Артикул на свечах этого производителя, например, DOR 15 YC имеет следующую расшифровку:

  • буквой D обозначается резьба размера «стандарт» (1.25мм), ориентированная под ключ 14, с размером корпуса 19мм;
  • буквенный символ О указывает на специальную конструкцию изделия, выполненную по регламенту ISO;
  • буквой R обозначено наличие резистора, а символом Х обозначается способность сопротивления электродов к формированию нагара;
  • цифра 15 – это калильный показатель, который может варьироваться в интервале 8-19 (при этом индекс 13 производителем не проставляется);
  • буквой Y обозначен выступающий разрядник;
  • символ С указывает на головной электрод выполненный из меди;
  • 1 (мм) — зазор у электродов.
Свечи Brisk

Устройства Beru

Производителем Beru (Германия) выпускаются свечи и прочие комплектующие премиум-качества. Изделия маркируются, например, как 14 R-7 DU, что расшифровывается так:

  • 14 – размер резьбы (14×1.25мм);
  • R – имеется резистор;
  • 7 – калильный коэффициент (интервал 7-13);
  • D – величина резьбы (19мм) с прокладкой-уплотнителем под конус;
  • U – головной электрод из сплава медь+никель.

На примере другого обозначения – 14 F-7 DTUO – поясним, что маркирование несколько изменяется: значения величин СЗ — стандарт, причем гайка меньше установочного пространства (F), может применяться только в «маломощных» моторах с уплотнителем (Т), головной элемент изделия усилен (О).

Свечи Beru

Устройства Denso

Эта компания маркирует свои изделия так – SK 16 PR-A 11, что расшифровывается следующим образом:

  • S – головной электрод диаметром 0.7мм из иридия, электрод с боку оснащен платиновой накладкой;
  • K — диаметр шестигранника;
  • 16 — калильный коэффициент;
  • Р – выступающий на 1.5мм головной электрод;
  • R – есть резистор;
  • A — параметр конкретно для этой модификации СЗ;
  • 11 — размер зазора.

Отметим, что буквенные обозначения на устройствах Denso могут изменяться в зависимости от серии изделия.

Свечи Denso

Устройства Champion

Изделия этого бренда подписаны по аналогии с другими свечами. Например, обозначение RN 9 BYC 4 это:

  • R — наличие резистора (при указании символа Е – изделие оснащено экраном, O- проволочным резистором);
  • N – стандартная величина резьбы (10мм);
  • 9 — калильное значение (интервал 1-25);
  • BYC – головной электрод из меди с двумя боковыми элементами (изделия конструкции «стандарт» маркируется символом А);
  • 4 — зазор у электродов.
Свечи Champion

Виды свечей

Стандартные изделия — это двухэлектродные свечи, оснащенные боковым и головным электродами. Сегодня подобные экземпляры более распространены и ставятся на отечественные машины. Также востребованы изделия с несколькими электродами, отличающиеся числом боковых элементов. Период работы таких изделий гораздо больше, чем у стандартных СЗ, при этом на него не влияет калильный показатель. Реже встречаются изделия факельной и форкамерной конструкции, поскольку они устанавливаются не на всех двигателях.

Период работы

Бренд и модификация СЗ влияют на период работы свечей. Например, устройства из никеля отработают примерно 30000 км. Изделия из платины эксплуатируются намного больший срок — ориентировочно 80 тыс. км.

Изделия из иридия, в зависимости от конструктивных особенностей электродов, «живут» и 70000, и 120000 км. На сопротивление СЗ не влияет использованный при их производстве металл.

Электроды из платины/иридия устойчивы к образованию нагаров, поэтому воспламенение рабочей смеси происходит лучше.

Ремонт резьбы свечного отверстия

Стоимость работ в нашем сервисе — от 1000 рублей за одно отверстие (стоимость деталей и материалов включена)

Основное правило при замене свечей зажигания – закрутить свечу на несколько оборотов от руки! Если свеча легко закручивается от руки – это говорит о том, что она идет по резьбе – дальше можно работать инструментом.

Если же свечу начинать закручивать сразу с помощью инструмента (свечной ключ, вороток с головкой и т.п.) свеча может пойти не по резьбе. И если продолжать вкручивать свечу с усилием – резьба в свечном отверстии будет повреждена. Иногда ее можно частично восстановить, особенно если свечу не глубоко вкрутили не по резьбе. Но если свечу смогли закрутить не по резьбе до упора – придется устанавливать ремонтную втулку – футорку.

Итак, имеем автомобиль с поврежденной резьбой в свечном отверстии. Для начала пробуем пройти отверстие метчиком  М14х1,25. Вкручиваем свечу, затягиваем ее моментом 31-35 Н-м. Если свеча не провернулась в отверстии – значит повезло. В следующий раз нужно быть особо внимательным при замене этой свечи.

Если восстановить резьбу не удалось, свеча не затягивается требуемым моментом и проворачивается – приступаем к установке ремонтной втулки. Готовые ремонтные втулки можно приобрести в магазине автозапчастей. Длина втулок бывает разная  — выбирайте под свои свечи. Последний виток полностью закрученной свечи не должен выступать за край резьбы ремонтной втулки.

Специально для ремонта понадобятся: сверло 16,5 мм, метчик 18х1,5, ремонтная втулка. Если головка блока с глубокими свечными колодцами ( ВАЗ 2112, ЗМЗ 405, 406) необходимо снимать головку с двигателя. На 8-клапанных моторах ВАЗ 2114, Калина, Гранта есть доступ к свечным отверстиям – головку блока снимать не обязательно.

Выставляем поршень ремонтируемого цилиндра  в ВМТ (верхнюю мертвую точку). Контролируя отверткой через свечное отверстие, смещаем поршень на 2-3 см. вниз (во избежание повреждения поршня прошедшим сверлом или метчиком). Ставим сверло по оси отверстия с максимально возможной точностью. Угол наклона по вертикали и горизонтали легче контролировать относительно вкрученных свечей в соседних цилиндрах.

Начинаем сверлить отверстие с минимальным нажимом на дрель. Торопиться не стоит – лучше медленней, но точнее. Будьте осторожны! Не допускайте глубокого проскакивания сверла в цилиндр – можете повредить поршень или стенку цилиндра!

Далее метчиком М18х1,5 нарезаем резьбу. Не торопимся.  Проходим поступательно-возвратно,  2/3 оборота по часовой, 1/3 оборота против  часовой стрелки.  Каждые 3-4 витка выкручиваем метчик для очистки от стружки и для смазки. Смазываем моторным маслом, масло жалеть не надо.

После нарезания резьбы тщательно продуваем цилиндр сжатым воздухом. Промываем резьбу бензином, продуваем еще раз.

Раньше мы сажали втулки на резьбовой герметик Локтайт. Но в настоящее время предпочитаем белый казанский герметик. Он лучше уплотняет и герметизирует резьбу, и при повышенных температурах схватывается не хуже холодной сварки. Кстати, холодную сварку тоже можно использовать для фиксации ремонтных втулок.

Накручиваем ремонтную втулку на свечу, наносим на наружную резьбу втулки герметик или холодную  сварку, закручиваем свечу с втулкой в подготовленное отверстие моментом 30-35 Н-м. Ждем когда подсохнет, заводим двигатель. Все!

Ремонт резьбового отверстия для свечи зажигания.

В статье «приспособление для восстановления свечной резьбы», которую можно прочитать вот здесь, я описал как сделать простое устройство, с помощью которого можно восстановить сорванные верхние 3-4 витка резьбового отверстия для свечи зажигания, не снимая головки двигателя. Ну а что же делать, если почти все витки резьбы испорчены и при вкручивании, свечу зажигания  просто невозможно затянуть ключом. В таком случае всё таки придётся восстановить головку двигателя более серьёзным способом, то есть произвести грамотный ремонт, который мы и рассмотрим подробно в этой статье.

Что нужно делать, чтобы не испортить резьбовое отверстие.

Многие водители пренебрегают простыми действиями перед откручиванием свечи зажигания, а именно — очисткой грязи пространства вокруг свечи, иначе находящийся там песок или грязь, слижет резьбу, или того хуже, попадёт в цилиндр. Но дело тут даже не в лени, а в том, что свечные колодцы некоторых двигателей такие глубокие, что очистить в них грязь можно только с помощью мощного компрессора. На многих иномарках свечной высоковольтный колпачок имеет резиновое уплотнение, препятствующее попаданию грязи, но вот на наших машинах и мотоциклах такого блага нет, и перед откручиванием свечи, всё же всегда нужно стараться удалить грязь.

При вкручивании свечи зажигания, тоже следует делать правильные действия, а именно: вставлять свечу в резьбовое отверстие всегда нужно по возможности рукой, а не ключом (если конечно свечной колодец не сильно глубокий). Когда свеча вкрутится рукой на несколько витков, тогда уже можно пускать в дело ключ для полной затяжки, и причём в идеале не обычный ключ, а динамометрический. Так как алюминиевые головки всех моторов, а точнее их мягкая свечная резьба, не терпят усилия более двух кг.м.

Да к тому же на свече зажигания твёрдая стальная резьба, а в головке цилиндров достаточно мягкая алюминиевая резьба. Это раньше, на антикварной технике, изначально на заводе устанавливались в алюминиевые головки футорки из бронзы, но сейчас на современной технике такого уже не делают.

Так же никогда не следует вкручивать в длинное свечное отверстие свечу с короткой резьбовой частью, и наоборот в короткое резьбовое отверстие нельзя вкручивать свечу с длинной резьбовой частью. В обоих случаях резьба или свечи (во 2 случае) или резьба головки (в первом случае) забьётся нагаром и при последующем выкручивании или выкручивании (уже нормальной свечи) резьба головки будет повреждена.

Чем грозит для машины или мотоцикла сорванная резьба.

Если в головке двигателя прослабятся (испортятся) хотя бы 3-4 нитки резьбы (примерно 30%площади резьбового сопряжения), или свеча будет вкручена неплотно (не до конца как на рисунке 1 б), то результат может быть весьма плачевный, в который некоторые водители даже не поверят моим словам, но это статистика. А результат всего этого — это самовоспламенение топливной смеси от раскалённого изолятора центрального электрода свечи и работа мотора с неприятными рывками при выключенном зажигании. То есть произойдёт калильное зажигание, от которого могут пригореть кольца, а то и прогореть поршень, ну или задиры на цилиндре и поршне. И по сравнению с этими неприятными последствиями, такие мелочи как выстрелившая в капот или бензобак мотоцикла свеча, кажутся уже не такими страшными, но всё же.

Рис 1. Температура свечи зажигания.а — нормально вкрученная свеча, б — нарушение надёжного сопряжения свечи и головки. 1 — корпус свечи, 2 и 3 — нормальный контакт уплотнения и резьбы свечи, 4 — центральный изолятор свечи, 5 — отсутствие уплотнения, 6 — недостаток тела или резьбы головки.

Посмотреть наглядно, почему происходит калильное зажигание, от казалось бы такой мелочи как сорванные пару витков свечной резьбы в головке, или недотянутой свечи, можно на рисунке 1. На нём видно, как повышается температура деталей свечи от вышеуказанных неприятностей. Странно, не правда ли, что из-за таких мелочей, на целые 400 градусов повышается температура центрального электрода (см. рисунок) и на 200 градусов повышается температура центрального изолятора. Странно, но это физика, подкреплённая статистикой и испытаниями на специальных стендах.

Вывод — нужен ремонт резьбового отверстия свечи зажигания.

Из всего вышесказанного следует вывод, что ремонт неизбежен. Если у вас сорвано пару ниток, то восстановить резьбу можно с помощью приспособления, ссылка на которое указана в самом начале текста. Если витков сорвано больше, или свечу нельзя затянуть с усилием 2 кг.м., то следует установить в головку специальную втулку, называемую футоркой. А наружный диаметр этой футорки, как правило ограничивается малыми размерами камеры сгорания современных двухтактников. Ну а у современных форсированных четырёхтактных двигателей, размер футорки может быть ограничен четырьмя или пятью клапанами, имеющими достаточно большой диаметр тарелок клапанов и их сёдел.

Но как правило места для прочной футорки хватает, и посадочное место для неё многие ремонтники просто высверливают. А затем метчиком нарезают новую резьбу большего диаметра, под наружный диаметр выточенной из бронзы футорки. Но при таком ремонте с дрелью (если это делать не на станке с делительной головкой и точно заданным углом), велика вероятность несоосности футорки и плоскости головки двигателя. Плюс ситуацию усугубит косая нарезка резьбы метчиком. В итоге, из-за несоответствия осей футорки, свечи и самой головки, отремонтированную таким способом дорогую головку цилиндра (или цилиндров) придётся сдать на цветмет.

Чтобы избежать вышеописанного ремонта «на глаз» и вопроса попаду-не попаду, свечное отверстие нужно восстановить без применения распространённого сверла (если конечно у вас нет точного фрезерного станка). И причём ремонт без сверления, не требует от ремонтника каких то профессиональных навыков, с такой работой справится и новичок, если конечно прочитает эту статью и купит соответствующий инструмент.

Двухзаходный метчик.

А инструмент — это специальный двухзаходный метчик (см. фото). В самом низу метчика имеется стандартная резьба, как у обычной свечи зажигания (это резьба первого захода). Она нужна для заворачивания метчика в головку по остаткам сорванной резьбы, и конечно же для ровного направления метчика без перекоса (для последующей нарезки резьбы большего диаметра). Когда метчик полностью пройдёт сорванную стандартную резьбу и углубится в тело головки, к процессу восстановления подключается конусная часть метчика, которая следует без перекоса за резьбовой частью первого захода. Далее свечное отверстие постепенно растачивается конусом и в дело вступает уже более толстая резьбонарезная часть метчика, которая нарезает уже резьбу такого диаметра, как и наружная резьба футорки.

Кстати, этот способ тоже позволяет произвести ремонт без трудоёмкого снятия головки, особенно на многоцилиндровых моторах, с множеством навесного оборудования. К тому же на многих двигателях, после съёма головки, требуется новая прокладка, которую для редких или старых машин, или мотоциклов, не так то просто найти в продаже. Чтобы не снимать головку при таком ремонте, нужно нанести на рабочие части метчика густую смазку, на которую будет налипать стружка. Это позволит избежать попадания стружки в камеру сгорания двигателя. А при ремонте с рассверливанием головки сверлом, избежать попадания стружки в камеру сгорания практически невозможно.

Чертёж стержня, для закручивания футорки в головку двигателя.

После нарезки резьбы двухзаходным метчиком, втулку (футорку) в новое резьбовое отверстие желательно вкрутить с помощью специального стержня, изображённого на чертеже (длина стержня зависит от глубины свечного колодца), на одном конце которого имеется стандартный квадрат под ключ, а на другом конце имеется резьба, для закрепления на ней футорки. У кого нет такого стержня, то его можно заказать токарю. На одном конце обычного стального прутка формируем (стачиваем) квадрат, а на другом конце нарезаем такую же резьбу как на свече зажигания.

Далее следует на прутке нарезать наружную резьбу и накрутить трубку с внутренней резьбой, и сделать на трубке грани для ключа. Подробно устройство стержня смотрите на чертеже. Резьбу М14 х 1,25 делаем только если у вас свечи именно с такой резьбой. Если резьба другая, то естественно на стержне нарезаем резьбу такую же как на ваших свечах.

Перед тем, как вкручивать футорку в головку, обезжирьте растворителем наружную резьбу футорки, и внутреннюю резьбу головки цилиндров, а затем обмажьте наружную резьбу футорки холодной сваркой или термостойким клеем » Seal-Grip». Затем накрутите футорку на резьбу М 14 х 1,25, на краю стержня, но не до конца. Далее накрутите на стержень трубку, так чтобы она упёрлась своим торцом в накрученную на стержень футорку, и поджав трубку с помощью ключа (на трубке есть грани) к торцу футорки, зафиксировать футорку таким образом от проворота (на резьбе М14 х 1,25).

Выкручивание футорки. 5 — шестигранник для затяжки трубки к футорке откручиваем, но при этом держим квадрат 6 ключом.

Теперь вставляем стержень с зажатой на нём футоркой в головку и вкручиваем. После закручивания футорки, чтобы выкрутить стержень, ослабляем ключом трубку, и после этого легко выкручиваем стержень рукой из футорки (см фото). Далее нужно специальной оправкой, с конусом на конце, ударом молотка по оправке, выдавить в футорке коническую часть (площадку) для свечи зажигания, если конечно у вас свечи с конусной частью.

Необходимый набор инструмента.1 — двухзаходный метчик, 2 — стержень для вкручивания футорки, 3 — свечная резьба на стержне, 4 — стальная оправка с конусом на конце, для выдавливания конуса в футорке, 7 — термостойкий клей для металла, 8 — футорка, 9 — накидной ключ (головка).

Остаётся напоследок ещё раз прогнать метчиком (можно обычным) свечную резьбу и уже со спокойной душой вкрутить на своё новое место свечу зажигания. Если вы всё сделаете правильно, то свеча зажигания будет надёжно вкручена в свечную резьбу, не хуже чем на новой головке.

Если у кого то головку двигателя повело от перегрева, или появилась трещина в теле головки, то как это всё восстановить советую почитать вот здесь.

Ну а эта статья, я надеюсь, поможет любому водителю, даже новичку,  произвести правильный ремонт резьбового отверстия свечи зажигания; успехов всем!

Сорвало резьбу под свечу зажигания на скутере Super Sport Acar

Сорвать резьбу на 4-тактном 50-кубовом скутере Super Sport Acar, где стоит свеча зажигания всего диаметром 10 мм и шагом резьбы 1.0  было в конце концов закономерно. При таких параметрах закручивать и выкручивать свечу надо крайне осторожно, не допуская чрезмерного усилия при затяжке. Данная проблема мне досталась по наследству вместе с подержанным скутером Super Sport Acar. Но раз это уже случилось, то я сильно расстраиваться не стал. Тем более производитель техники оставил возможность для самостоятельного ремонта. Как это делается — я и продемонстрирую. Для данной операции мне потребовались свеча зажигания диаметром 12 мм и шагом резьбы 1.25, а также метчики  по металлу (в комплекте 2 штуки) с такими же параметрами и сверло по металлу диаметром 10.5 мм.

Всю операцию решил провести прямо на скутере, лишь сняв кожух для охлаждения двигателя. В моем случае силовой блок был отсоединен от рамы и процесс происходил в более благоприятной обстановке. Нашел верхнюю мертвую точку на такте сжатия (при снятой клапанной крышке это не составило труда) и отвел поршень от ВМТ на 1 см. Взял кусок обыкновенного медицинского бинта,  и затолкал через отверстие для свечи и равномерно распределил по камере сгорания. Добавил туда немного литола. Потом взял сверло 10.5 мм, отрезок резиновой трубки и э/дрель. Вставил сверло в дрель, от трубки отрезал кусок и надел на сверло с таким расчетом, чтобы открытая часть сверла по длине соответствовало высоте отверстия под свечу. Обильно смазал сверло литолом, для того чтобы часть стружки оставалась на сверле. Рассверлил отверстие. Далее взял метчик 1 номер, также обильно смазал литолом, и аккуратно, не спеша нарезал резьбу. Затем прогнал резьбу метчиков номера 2. Из тонкой проволоки сделал крючок. Далее желательно силовой блок повернул так, чтобы отверстие под свечу оказалось внизу, но на видео мне пришлось этого не делать в виду съемки без оператора в ограниченном пространстве. Сделанным крючком из проволоки вытащил бинт из камеры сгорания. Для проверки ввернул свечу зажигания в реставрированное отверстие.

Все получилось на отлично. Окончательная проверка уже будет в сезоне 2015 года…

На этом восстановление резьбы на китайском  4-тактном 50-кубовом скутере (в моем случае — Super Sport Acar) окончена….

ВИДЕО:

P.S. Должен заметить, что данный вид ремонта является все-таки экстремальным и отчасти нежелательным по причине возможного скрытого повреждения внутри камеры сгорания. Впоследствии, по другой причине, мне пришлось снять головку и удалось увидеть результаты своей работы. Отверстия под свечу диаметром 12 мм получилось нормально, но последующий ремонт с увеличением под отверстие 14 мм уже невозможен на данном двигателе в виду близкого расположения седел клапанов.

Похожие статьи:


Смотрите также