Пропан бутан заправка


Газовые заправки. Пропан-бутан и метан.

Уже сейчас рядом с обычными бензоколонками можно наблюдать стремительный рост газовых заправок. Обычно они представляют собой или внушительные метановые терминалы (АГНКС), или довольно компактные конструкции АГЗС, состоящие из бака для сжиженного газа, насоса и раздаточной колонки.

Пропановая газовая заправка — АГЗС (Автомобильная ГазоЗаправочная Станция) — производит заправку автомашин пропан-бутановой смесью (сжиженный нефтяной газ). Попадает на газовую заправку пропан- бутан в больших автоцистернах с баз хранения, куда в свою очередь доставляется как правило при помощи железнодорожного транспорта. На самой газовой заправки пропан-бутан перекачивается в емкости для хранения. В баллоны автомашин подается жидка фаза с давление в 16 атмосфер. Давление создается при помощи насоса или подачей газа под давлением.

Метановая газовая заправка — АГНКС (Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция) – производит заправку транспортных средств, моторы которых оборудованы или изначально предназначены на работу с сжатым (компримированном) газе. Подача природного газа на газовую заправку осуществляется при помощи газопроводов. Непосредственно на самой станции понижается (или повышается, это зависит от давления во входящем газопроводе) до 20 МПа (200 атмосфер) и уже в таком виде поступает в баллоны автомобилей. Основное различие между большими АГНСК и малогабаритными газовыми заправками в то что последние не требуют для размещения большой площади и могут быть установлены в автохозяйстве или черте города.

На данный момент сеть газовых заправок развита куда слабее чем сеть бензиновых АЗС. Впрочем, является очевидным что газ является более выгодным топливом чем бензин, в то время как количество АГЗС и АГНКС в десятки раз меньше чем АЗС. Именно дефицит газовых заправок сдерживает сегодня большое количество автовладельцев от перехода на ГБО. Но благодаря темпам, которые демонстрирует сегодня рынок газобаллонного оборудования, можно смело предположить, что проблема нехватки газовых заправок является временной проблемой.

gbo4.ru

Особенности заправки техники газом пропан-бутан |

Во многих странах мира, в том числе и в России, пропан-бутан используется для нужд хозяйства и промышленности уже несколько десятилетий. Высокая теплотворная способность, чистота сгорания, удобство хранения и транспортировки и возможность дальнейшей химической переработки обеспечивают широкое применение сжиженного газа – от моторного топлива до сырья для нефтехимических производств. Газобаллонное оборудование для сжиженного газа является несложным и простым в эксплуатации, а заправка автомобилей пропан-бутаном на газонаполнительных станциях схожа с заправкой бензином.

Правила продажи и доставки газа пропан-бутан

Российские правила работы с горючими газами в баллонах гораздо строже европейских или американских: нельзя как, к примеру, в других странах, реализовать и обменивать газовые баллоны возле крупных промышленных и торговых центров.

По данным компаний, специализирующихся на продаже пропан-бутана, основные потребители их газа в баллонах - строители и дачники, хотя есть и постоянные покупатели с более экзотическим родом занятий, например воздухоплаватели тепловых аэростатов. Помимо традиционных газовых плит пропан-бутан или СУГ используется в различных строительных горелках и тепловых пушках. Одно из самых перспективных направлений – пропан-бутановые системы, позволяющие отапливать загородные дома, не имеющие подключения к магистральному газу.

Поскольку пропан-бутан - взрывоопасное и горючее вещество, в отношении его хранения и перевозки действует ряд строгих ограничений, что заставляет компании находить достаточно отдаленные от потребителей места базирования, приобретать особый транспорт с допуском к перевозке опасных грузов, регистрируя его в ГИБДД и согласовывая с МЧС время и маршруты передвижения.

Доставка пропан-бутана на газовую заправку совершается в автоприцепах-цистернах с баз хранения, куда доставляется, как правило, ж/д транспортом. На заправке сжиженный газ пропан-бутан перекачивают в емкости хранения.

Заправка пропан-бутаном бытовых баллонов

Продажа газа пропан-бутан осуществляется в розницу на специальных пунктах заправки и обмена бытовых газовых баллонов, отдельные такие пункты располагаются на автомобильных газозаправках. На большем количестве автомобильных газовых заправок, не оборудованных специальными баллонными пунктами, также имеется возможность наполнить бытовые газовые баллоны пропан-бутаном, правда, специалисты там покупать сжиженный газ не рекомендуют. Во-первых, при подобной заправке баллоны, как правило, не проверяются на утечку газа, а заправщики не обращают внимания на сроки освидетельствования баллона - все это делает их эксплуатацию небезопасной. Во-вторых, автомобильная заправочная колонка не позволяет заполнить бытовой баллон как необходимо: в соответствии с правилами норма жидкого пропан-бутана в баллоне не должна превышать 85% всего объема, остальное место внутри баллона должна занимать так называемая «паровая шапка» - пропан-бутан в газообразном состоянии. Если игнорировать эти правила и перезаполнить газовый баллон, то при его нагревании (например, на солнце) сжиженному газу некуда будет расширяться и емкость может взорваться. Именно поэтому автомобильные газовые баллоны оснащены специальным отсекателем для предотвращения перелива сжиженного газа, позволяющим вовремя остановить процесс заправки. Бытовые же баллоны необходимо заполнять пропан-бутаном на весах.

Заправка пропан-бутаном автомобилей на АЗС

С каждым годом пропан-бутан все шире используется автомобилистами, экономящими свои деньги, тем более — хозяйственниками, устанавливающими на различное оборудование двигатели, построенные на газе. Газовые заправки стремительно развиваются рядом с привычными бензоколонками.

Если автомобиль в качестве топлива использует пропан-бутан, заправка его должна осуществляться в среднем в два раза чаще, чем бензином, но расходы на горючее значительно сокращаются. Владельцы легковых автомобилей все активнее используют сжиженный пропан-бутан, как экономически выгодное и экологически чистое топливо.

Заправку автомобилей пропан-бутаном осуществляют автомобильные газозаправочные станции (АГЗС). Используются три основных способа заправки сжиженным углеводородным газом: насосный, насосно-испарительный и насосно-компрессорный. Насосный способ самый простой. Из емкости пропан-бутан отбирается насосом и под повышенным давлением подается в баллон. Насосно-испарительный способ тоже несложен: в схему дополнительно включены электрические нагреватели-испарители, обеспечивающие повышение давления в емкостях с газом при температуре ниже -20 °С. Насосно-компрессорный способ реализуется обычно на АГЗС большой производительности.

td-np.ru

Каким газом заправляют автомобили, пропан и бутан в чем разница

С появлением двигателей внутреннего сгорания поиск экономных и экологичных видов топлива не прекращается. Углеводородные газы уверенно, постепенно занимают нишу в этой области.

Несколько десятилетий владельцев транспортных средств волнует вопрос: какой вид газа оптимально решает проблемы экономичности топлива, пропан-бутан или метан?

Для чего нужно знать особенности пропана и метана?

Когда-то наиболее экономичным топливом было дизельное. Водители выбирали автомобили с соответствующим двигателем либо выполняли переоборудование. Со временем стоимость дизельного горючего намного увеличилась, самым дешёвым современным способом экономии топлива стало использование газа.

Сегодня газовые автомобильные системы активно внедряются в автопарках коммерческих, производственных предприятий, бюджетных учреждений. Переводят на ГБО свои автомобили многие владельцы частных транспортных средств.

Подключился и автопром. Появляются модели марок машин отечественного и зарубежного производства, которые на конвейере оборудованы газобаллонной системой. Причины понятны — газ позволяет существенно экономить средства на заправках. Если для кого-то не важен финансовый вопрос, экологичность применения газового топлива не оставляет сомнений.

Какой газ лучше для авто — пропан-бутановая смесь или метан? У каждого претендента на замену бензина есть положительные и отрицательные стороны. Автовладельцы делают выбор, исходя из условий использования альтернативного топлива. Разобраться в эксплуатационных характеристиках пропана и метана, значит сделать осознанный, просчитанный во всех отношениях выбор для своего автомобиля.

Если принято решение об установке газовой системы, следует учесть ряд особенностей. Нужно знать, как правильно заправлять автомобиль, определиться, ГБО какого поколения и производителя приобретать, куда обращаться за установкой, какой вид газового топлива для авто выбрать. Для начала нужно разобраться: чем отличается пропан от бутана и метана?

Читайте также  Редуктор BRC: оборудование от лидера в производстве ГБО

Метан, пропан и бутан

Пропан-бутановое топливо — сжиженная газовая смесь, метановое горючее — сжатая субстанция. Два вида газового горючего имеют различия по составу, особенностям и специфике применения.

Углеводородный газ пропан имеет органическое происхождение. Является продуктом переработки нефтепродуктов либо выделенным компонентом природного газа.

Каким газом заправляют автомобили? Существуют две марки газовых смесей:

  1. Пропан бутан автомобильный, используется как транспортное топливо;
  2. Техническая пропан-бутановая смесь, для расхода в быту.

Потребительские свойства пропановому горючему придают следующим образом:

  • газ подвергается процедуре тщательной очистки;
  • пропан соединяют с этаном и бутаном, в сжиженном состоянии нагнетают в ёмкости с давлением 10-15 атм.

Таким образом, в состав горючего входят пропан и бутан разница у которых заключается в том, что первый — зимний газ, второй — летний.

Сжиженный бутан не работает на морозе. Чистому «зимнему» пропану противопоказано лето, высокая температура повысит давление в газовом баллоне.

По госту содержание бутана в топливной газовой смеси не должно быть более 60%, для северных регионов и зимой доля пропана не должна быть ниже 75%. Такая газообразная субстанция хорошо ведёт себя в цилиндрах двигателя автомобиля.

C3H8 тяжелее воздуха, становится взрывоопасным, вредным для человека, если концентрация превышает 2,1%.

Сжиженный нефтяной газ сохраняет газообразные свойства при нормальном температурном режиме, любом давлении. Тот факт, что пропан-бутан может сжижаться, позволяет загружать в автомобиль большие объёмы топлива, значительно увеличивая запас хода. Пропан авто не повредит, если будет высокого качества.

Метан газ — это углеводород, легче воздуха, практически не растворим в воде. Добывают газ из недр земли.

Чтобы попасть к потребителю, Ch5 проходит несколько технологических этапов:

  1. Газ фильтруют.
  2. Дополняют одорантами.
  3. Метан сжимают компрессором до 200-250 атм.
  4. Автомобильную топливную смесь помещают в тяжёлые толстостенные резервуары повышенной прочности.
Читайте также  Как подключить газовый редуктор к системе охлаждения?

Взрывоопасным газ становится при концентрации в окружающей среде более 4,4%. Метан топливо имеет способность к накоплению в закрытых пространствах, быстро рассеивается. Стоит дешевле пропана, относится к самому чистому газовому топливу, в отличие от пропана, примесей в нём ничтожно мало, не требуется глубокая очистка.

На заметку! Влияние на человеческий организм метана минимально на открытых площадях из-за низкого веса.

В качественном компримированном метане не менее 90% природного газа.

Какое газовое горючее принесёт больше экономии автовладельцу?

Сравнительные характеристики метана и пропан-бутана:

  1. Установка пропанового газобаллонного оборудования обойдётся более чем в два раза ниже по цене.
  2. По стоимости топлива — метан гораздо дешевле пропан-бутана.
  3. Суг снижает показатели мощности автомобиля по сравнению с бензином до 3-5%, что проявляется на скорости от 140 км в час. Метан способен «ослабить» двигатель автомобиля до 20%. Современные поколения ГБО этот показатель нивелируют.
  4. По степени экологичности — у сжиженного газа больше примесей, пропан-бутан не относится к полностью безопасным веществам. Метановый газ отличается тем, что на данный момент это самый чистый топливный ресурс наряду со спиртовым, превосходит по безопасности электродвигатели.
  5. По весу газовых баллонов и объему горючего, у пропана-бутана, сжатого под невысоким давлением, явное преимущество, его объёма хватит на путь в три раза длиннее.
  6. Уровень взрывоопасности метана, который моментально рассеивается на открытом воздухе, в два раза ниже. Прочные метановые резервуары при аварии меньше подвержены деформации.
  7. По доступности заправочных азс — пропановые искать не нужно, они почти на одном уровне с бензиновыми. Метановые автозаправки — в крупных городах.
  8. Октановое число у пропан-бутановой смеси 100, у метановой 110.

Итоговая разница следующая: газ метан дешевле и безопасней, но дороже по монтажу и обслуживанию. Чтобы заправляться пропан-бутаном, не обязательно жить в большом городе. ГБО доступное по цене, баллоны более лёгкие, но газ более вредный и опасный.

Читайте также  Газовый редуктор Томасетто АТ-07: доверие к классике

Поэтому понятно, почему владельцы частных и коммерческих грузовых автомобилей останавливают выбор на метане. Машины не чувствуют веса баллонного оборудования, потеря мощности не чувствительна. Экономия на горючем существенная.

Почему выгодно заправлять авто газом

При всех достоинствах и недостатках, у разновидностей газового горючего есть общие «бонусы», привлекательные для автовладельцев:

  • автогаз имеет более низкую стоимость относительно бензина;
  • высокая экологическая составляющая, газ оказывает меньшее негативное воздействие на человека, токсичность газовых выхлопов незначительна;
  • установка ГБО увеличивает запас гсм в автомобиле, если залить полный бак бензина и наполнить газовый баллон;
  • использование газа в комплексе с бензиновым горючим замедляет износ деталей машины (эффективнее, если двигатель приспособлен к газу с завода).

Эти качества позволяют автовладельцам использовать газ вместо бензина, сеть агзс год от года расширяется.

Мнение о том, что газобаллонное оборудование способно выводить из строя верхнюю часть блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания, справедливо, когда ГБО на автомобиль установлено кустарным способом.

Газовая система будет иметь статус отличной надёжности, полную безопасность, высокий кпд, если устанавливать её у профессионалов, заправлять автомобиль качественным газом, не игнорировать регулярное прохождение технического осмотра. Правильно выполненный монтаж газового баллона поможет избежать повреждения оборудования в ДТП.

На заметку! Что касается утечек газа, то добавленные в газ меркаптаны с характерным запахом позволят сразу заметить дефекты в системе.

progbo.com

Зачем смешивают пропан и бутан – свойства газов

Основным компонентом автономной системы газоснабжения является пропан-бутановая смесь. При этом многие не понимают, зачем смешивают пропан и бутан, ведь каждый газ может использоваться как самостоятельное топливо. Тем не менее, в некоторых регионах России данные углеводороды нельзя применять в чистом виде для газификации объектов, что связано с их физико-химическими свойствами и климатическим фактором.

Свойства СУГ

Чтобы понять, зачем смешивают пропан с бутаном, необходимо знать особенности каждого компонента, в том числе их взаимодействие с внешней средой. С точки зрения молекулярного строения они относятся к углеводородным соединениям, которые можно хранить в жидком состоянии, что значительно упрощает транспортировку и эксплуатацию.

Одним из условий образования жидкого газа является высокое давление, поэтому его хранят в специальных резервуарах под давлением 16 бар. Второе условие для перехода углеводородных газов из одного состояния в другое – внешняя температура воздуха. Пропан закипает при -43°С, тогда как преобразование из жидкого в газообразное состояние у бутана происходит при -0,5°С, что является основным отличием данных углеводородов.

Таблица с некоторыми другими свойствами данных газов

Дополнительную информацию о свойствах сжиженного углеводородного газа можно прочитать в статье: пропан-бутан для газгольдера – свойства и особенности применения.

Зачем смешивают пропан и бутан в автономной системе газоснабжения

Учитывая физико-химические характеристики насыщенных углеводородов, их применение во многом зависит от климатических условий. Сжиженный бутан в чистом виде не будет работать при отрицательных температурах. Тогда как применение чистого пропана противопоказано в условиях жаркого климата, поскольку высокая температура вызывает чрезмерное повышение давления в газовом резервуаре.

Так как для каждого региона нецелесообразно производить отдельную марку газа, с целью унификации ГОСТом предусмотрена смесь с определенным содержанием двух компонентов в рамках установленных норм. Согласно ГОСТ 20448-90 максимальное содержание бутана в данной смеси не должно превышать 60%, при этом для северных регионов и в зимнее время года доля пропана должно быть не меньше 75%.

Процентное соотношение газов в разное время года

Кстати, больше статей нашего блога о газификации — в этом разделе.

Технологический фактор

Помимо климатического фактора, существует технологическое обоснование того, зачем смешивают пропан и бутан. На нефтеперерабатывающих предприятиях в процессе переработки попутных газов пропан и бутан производятся в разных количествах. Поэтому для оптимизации сырьевой политики данные углеводороды смешивают между собой в определенной пропорции. При этом, независимо от технологии изготовления сжиженного углеводородного газа, процентное содержание двух составляющих должно находиться в рамках, установленных ГОСТом.

Ценовая политика при заправке СУГ

Стоимость пропана-бутана зависит от содержания в нем первого (более дорогого) компонента. Поэтому неудивительно, что «зимняя» смесь для заправки автономной системы газоснабжения будет дороже «летней». Однако, если какая-либо компания предлагает заправку по цене, значительно уступающей среднерыночной, тогда ее представителю необходимо задать следующие вопросы:

  • Почему стоимость СУГ такая низкая?
  • Какое соотношение пропана-бутана?
  • Как этот состав будет работать зимой?
  • Есть ли в наличии соответствующая техническая документация?
  • Можно ли обратиться в компанию при возникновении проблем?

Будьте осторожны! Дешевая смесь может затем обойтись гораздо дороже.

Некоторые компании хитрят, предоставляя «зимнюю» смесь, которая не соответствует ГОСТу. Поэтому невысокая стоимость СУГ должна, как минимум, насторожить покупателя.

Для автономной газификации дома качество газа имеет определяющее значение, поскольку от этого зависит надежность работы всей системы. Поэтому важно понимать, зачем смешивают пропан с бутаном, и в какой пропорции данные компоненты должны находиться зимой и летом. Больше о газоснабжении частных объектов читайте в статье: автономное отопление пропан-бутаном.

Чтобы избежать проблем с газификацией своего дома, обращайтесь в компанию «Промтехгаз», которая уже доказала свой профессионализм и надежность. О чем свидетельствуют хорошие позиции на рынке, и отсутствие отрицательных отзывов от клиентов.

xn--80affkvlgiu5a.xn--p1ai

Заправка газом и доставка газа

Многих интересует вопрос, какой газгольдер лучше и почему. Но перед тем, как совершить покупку, следует ознакомиться с положительными и отрицательными сторонами устройства, чтобы знать, что вас ожидает в процессе покупки и установки. Как заправить газом газгольдер, когда это лучше делать, стоимость процедуры и с какими подводными камнями вы можете столкнуться - обо всем подробно в нашей статье.

Page 2
Опубликовано: 27.11.2017 08:28

Один из самых популярных альтернативных видов топлива на сегодняшний день – это сжиженный углеводородный газ, сокращенно – СУГ.

Сжиженный газ – эффективный, экологичный и недорогой источник энергии. Все это очень важно в современных условиях.

 

 Что же представляет из себя сжиженный газ

Сжиженный газ состоит из углеводородов и их смесей которые при нормальном давлении и температуре находятся в газообразном состоянии, а при небольшом увеличении давления без изменения температуры переходят в жидкое состояние. Существует два основных вида таких газов – пропан и бутан.

Пропан - очень практичное топливо, его температура кипения кипения минус 42 градуса. То есть, даже при низких температурах пропан сгорает полностью и моментально, как только открывается герметичный контейнер для хранения. Не нужны специальные приборы и оборудование для выпаривания или смешивания с воздухом.

Бутан кипит при минус 0,6 градусов. Соответственно бутан не испаряется при низких температурах.

 

Зачем смешивают эти газы и какой должна быть смесь?

Учитывая свойства газов очевидно, что бутан является более дешевым видом топлива, но при этом не может использоваться при низких температурах. Поэтому бутан в чистом виде применяется очень редко.

Пропан – более дорогой газ, но он подходит для низких температур, что весьма актуально в наших климатических условиях. Для промышленных и бытовых нужд используется смесь пропана и бутана, это оптимальный вариант использования свойств газов при сравнительно небольшой стоимости. СУГ – один из самых недорогих видов топлива. Конечная цена пропана-бутана зависит от процентного содержания в нем более дорогого пропана. Именно поэтому «зимняя» смесь стоит дороже «летней».

Подробней о том, каким должен быть качественный газ, как измерить и определить характеристики смеси, как перевозится газ и какие допуски требуются можно узнать из нашей статьи, которая специально посвящена этому вопросу. 

www.gazekoset.ru

Адреса заправок газом Пропан-Бутан на АЗС Нефтьмагистраль

В рамках развития рынка газомоторного топлива в Московском регионе Компания Нефтьмагистраль реконструировала до 31 АЗС модулями для заправки газом Пропан-Бутан

На многофункциональных заправочных комплексах Нефтьмагистраль (МАЗК/АГЗС) можно заправиться газом Пропан-Бутан, адреса:

№ п/п

№ станции

Адрес МАЗС/АГЗС

Вид топлива

1

ТД НМ № 10

г. Москва, МКАД, 13км, д.2 (внутренняя сторона)

пропан-бутан

2

ТД НМ № 23

МО, Подольский р-н, д. Чириково, 49-й км а/д Москва-Росл.

пропан-бутан

3

ТД НМ № 26

г. Москва, МКАД 51 км, вл.6

пропан-бутан

4

ТД НМ № 31

г. Москва, ул.Новозаводская ,2б

пропан-бутан

5

ТД НМ № 07

МО, Одинцовский р-н, г. Кубинка, Минское шоссе, 81-а

пропан-бутан

6

ТД НМ № 09

МО, Солнечногорский р-н, с.п. Луневское, д.Черная Грязь, стр. 2а

пропан-бутан

7

ТД НМ № 011

МО, 46 км Минского шоссе

пропан-бутан

8

ТД НМ № 012

МО, Солнечногорский район, д. Юрлово (13 км Пятницкого ш.)

пропан-бутан

9

ТД НМ № 013

МО, Минское шоссе, 32 км

пропан-бутан

10

ТД НМ № 015

МО, Дмитровский район, д. Дубровки, стр. 301 (внут. сторона)

пропан-бутан

11

ТД НМ № 024

МО, Симферопольское шоссе, 30 км, п. Быково

пропан-бутан

12

ТД НМ № 025

МО, 46 км Каширского ш., магазин КЭМП

пропан-бутан

13

ТД НМ № 026

МО, г. Мытищи, ул. Силикатная, д.10А

пропан-бутан

14

ТД НМ № 027

МО, г. Балашиха, 20 км а/д М7 «Волга», слева

пропан-бутан

15

ТД НМ № 029

МО, Сергиево-Посадский р-н, г.п. Сергиев-Посад, с. Мишутино

пропан-бутан

16

ТД НМ № 035

МО, Ногинский район, г. Старая Купавна, Акрихиновское шоссе, уч.14

пропан-бутан

17

ТД НМ № 036

МО, Ногинский район, 33 км а/м «Москва-Н.Новгород», левая сторона

пропан-бутан

18

ТД НМ № 037

МО, г. Химки, Международное ш. в сторону а/п «Шереметьево-2»

пропан-бутан

19

ТД НМ № 038

МО,г.Электросталь, Ногинское шоссе, д.4А

пропан-бутан

20

ТД НМ № 039

МО, Подольский район, с.п. Лаговское, вблизи д. Бережки. (трасса М-2 42й км в Москву)

пропан-бутан

21

ТД НМ № 040

МО, Симферопольское шоссе, 51 км, вблизи деревни Алтухово

пропан-бутан

22

ТД НМ № 042

МО, Домодедовский р-н, 62 км а/д «Москва-Ростов-на-Дону» (левая сторона)

пропан-бутан

23

ТД НМ № 043

МО, Подольский район, Лаговский с.о., пос.Леспромхоза

пропан-бутан

24

ТД НМ № 044

МО, Ногинский р-н, 31 км а/д «Москва-Н.Новгород»

пропан-бутан

25

ТД НМ № 046

МО, Ногинский р-н, 44 км а/д «Москва-Н.Новгород»

пропан-бутан

26

ТД НМ № 047

МО, Ногинский р-н, 57 км а/д «Москва-Н.Новгород»

пропан-бутан

27

ТД НМ № 049

МО, г.Балашиха, Объездноне шоссе,вл.10

пропан-бутан

28

ТД НМ № 050

МО, г.Балашиха, шоссе Энтузиастов,вл.82

пропан-бутан

29

ТД НМ № 051

МО, Ленинский р-н с.о. Картинский р-н 25 км Каширского шоссе уч. 106ю

пропан-бутан

30

ТД НМ № 052

МО, г.Железнодорожный, Носовисинское шоссе,д.25

пропан-бутан

31

ТД НМ № 053

МО, г.Щелково, Фряновское шоссе, вблизи ДРСУ

пропан-бутан

neftm.ru

Какой газ лучше заправлять в авто, метан или пропан

Начиная с середины XX века, все большее распространение в двигательных системах тяжелого и легкового транспорта начинают получать установки, работающие на углеводородных газах. К концу столетия и в начале XXI века такие установки становятся почти повсеместными и начинают активно внедряться на производстве крупными заводами не только для автобусов и грузовых автомобилей, но также и собственных линеек легковых авто, особенно внедорожников и минивенов, а также различных малогабаритных гибридных моделей.

Причина использования природного газа достаточно проста – он более экологичен и более дешев в использовании в сравнении с бензином. Изначально основанием для использования газовых установок была именно защита экологии, с увеличением стоимости нефти и сообразного роста цен на бензин, более остро встал и финансовый фактор использования газовых ГБО.

Выбор газа как такового понятен, но возникает вопрос, что лучше – пропан или метан. Дать однозначный ответ – погрешить против истины, но для осознанного решения необходимо знать полезные характеристики обоих «претендентов».

Пропан

Пропан относится к классу алканов и является органическим веществом, которое выделяется при крекинге (процессе переработки) нефтепродуктов, также он может выделяться из природного газа. Для целей создания топливной смеси пропан смешивается с этаном и бутаном, в сжиженном состоянии он помещается в баллоны под давлением в 10-15 атмосфер. Пропан – углеводородный газ, он тяжелее воздуха и взрывоопасен при содержании в окружающей среде в количестве 2,1 и выше процентов.

Пропан представляет собой, в промышленном отношении продукт разделения нефтяного или «жирного» природного газа – то есть обладает достаточно высоким содержанием примесей, масел, сопутствующих веществ, нуждается в качественной очистке и фильтрации. Кроме того, согласно известным исследованиям при достаточной концентрации пропан может оказывать наркотическое воздействие на человеческий организм. Увидеть пропан в быту можно в обычной газовой зажигалке.

Метан

Метан относится к категории простейших углеводородов, он существенно легче воздуха и почти не растворяется в воде. Метан находится в обширных подземных месторождениях, где добывается фактически в чистом виде, а затем проходит процедуру фильтрации, дополнения одорантами для запаха. Для использования в качестве топлива метан сжимается до 200-250 атмосфер, содержится в баллоне повышенной прочности и обычно достаточно высокого веса. Взрывоопасность метана наступает при концентрации выше 4,4 процентов в воздухе, при этом он легко уносится воздушными потоками и может накапливаться только в замкнутых помещениях.

Основное удобство метана – его невысокая цена. Кроме того метан является самым чистым газом из всех, доступных для использования в топливных целях, он почти не содержит примесей и нуждается лишь в самой примитивной очистке. При этом для метана, с учетом специфики его использования, требуется достаточно дорогая установка. Данный газ, как и пропан, обладает наркотическим влиянием на человеческий организм, но незначительным, ввиду разреженного нахождения в воздухе. Увидеть метан в быту можно при использовании любой бытовой газовой плиты.

Сравнение метана и пропана

Общие преимущества газов в топливе

Оба газа имеют общие преимущества относительно бензина, что позволяет год от года расширять их применение в двигательных установках.

  • Более низкая цена относительно бензина;
  • Экологическая безопасность, меньшее влияние на здоровье человека;
  • Увеличение срока езды без заправки за счет большего объема топлива, которое можно запасти;
  • В комплексе замедление износа деталей автомобиля, особенно при использовании изначально приспособленного двигателя.

Общие недостатки газов в топливе

Существует также несколько оснований, по которым бензин все еще сохраняет лидирующее положение как автомобильное топливо.

  • Меньшая доступность газов для потребителя (количество заправок, а также центров обслуживания автомобилей с газовыми установками);
  • Падение мощности автомобиля при использовании газового топлива;
  • Повышенный износ некоторых особо чувствительных участков двигателя (например, клапанов) с учетом специфики «сухого горения» газового топлива.

Основные различия метана и пропана

Метан и пропан существенно отличаются друг от друга как по специфике хранения, так и по специфике использования в качестве топлива, каждый имеет свои преимущества и недостатки.

  • По ГБО – дополнение двигателя автомобиля пропановой установкой существенно (до 70%) дешевле, чем установка метанового ГБО;
  • По стоимости – в перспективе, после того, как окупится установка ГБО, метан дает высокую экономию средств на топливо относительно пропана;
  • Снижение мощности – пропан, относительно бензина, дает незначительное снижение мощности до 3-5% двигателя, и то при развитии скорости выше 140 километров в час. Метан «ослабляет машину» до 20%. Но стоит учитывать, что данное обстоятельство было почти нивелировано в современных специализированных установках;
  • Экологическая чистота – пропан имеет примеси и не считается полностью безопасным для человека и экологии. Метан – самое чистое топливо на планете, по своей безопасности превосходящий электрические двигатели и солнечные батареи, находящийся на одном уровне со спиртовыми установками;
  • Вес баллонов и объем топлива – пропан, сжимаемый под невысоким давлением вместе со своим резервуаром, весит в несколько раз легче, чем баллон сжатого метана. При этом пропана можно запасти на путь втрое более долгий, чем метана;
  • Взрывоопасность – метан вдвое менее взрывоопасен, чем пропан, а с учетом рассеивания считается максимально безопасным относительно почти всех других видов топлива. Стоит также отметить, что баллоны метана при аварии повреждаются и деформируются существенно меньше, чем баллоны пропана. Таким образом, доставка пропана становится в перспективе более опасной;
  • Доступность заправок – метановые заправки являются редкостью, их приходится специально искать, заправки с пропаном почти также часты, как бензиновые. При этом оборудование для сжимания, очистки и заправки метана существенно менее сложное, чем пропановое.

Таблица преимуществ и недостатков пропана и метана

Заправка газом может быть удобней, экономичней и функциональней, чем использование бензина, а окончательно определиться в выборе удобного газа можно при помощи следующей таблицы.

ФакторПропанМетан
Стоимость ГБО Низкая Высокая
Относительно дешевле бензина 1,8-2 раза В 3 раза дешевле
Расход относительно бензина (на 10 литров) 11-11,5 литров 8-8,5 кубов
Вес среднего баллона 20-30 кг 60-125 кг
Запас топлива на средний комплект (километров хода) 600-1000 км 250-350 км
Взрывоопасная концентрация в воздухе 2,1% 4,4%
Вредное влияние на детали двигателя высокое низкое
Сжатие в баллоне 10-15 атмосфер 200-250 атмосфер
Экологическая безопасность Высокая Полная
Падение мощности двигателя относительно бензина 5% 20-30%
Октановое число 100 110
Доступность заправок Почти равно бензиновым По 1-2 на крупный город

Вывод

Конечный выбор остается за автомобилистом – метан безопасней и дешевле, но дороже по установке и эксплуатации, пропан более распространен, дешевле по установке, баллоны меньше весят, но он взрывоопасен и более вреден. В любом случае – газовая заправка на АГЗС остается удобной и перспективной альтернативой заправки бензином, при этом она более функциональна, чем езда на электричестве или спирте.

propan24.ru


Смотрите также