Правила эксплуатации автомобиля


Правила эксплуатации автомобиля

Приобретая автомобиль, далеко не каждый собственник готов тщательно следовать всем инструкциям производителя о правилах эксплуатации транспортного средства. Большинство уже через несколько месяцев забывают о необходимости осуществления регулярного ТО и о том, на что следует обратить внимание при обслуживании машины. Но не следует забывать, что существуют различные правила эксплуатации автомобиля, игнорирование которых может стать для автовладельца источником серьезных неприятностей.

Правила эксплуатации авто по ПДД

Необходимость соблюдать требования по эксплуатации транспортных средств регламентируют Правила Дорожного Движения. Они четко прописаны в Постановлении Правительства РФ №1090, изданном 23.10.1993 в последней редакции от 4.12.2018г, которое носит название «О правилах Дорожного Движения». Начинающий автолюбитель знакомится с ними в стенах автошколы и должен четко следовать утвержденному алгоритму на протяжении всего периода управления машиной.

Итак, к числу основополагающих правил эксплуатации автомобиля по ПДД относятся:

  • Необходимость зарегистрировать приобретенное авто в ГИБДД не позднее, чем через 10 суток с момента совершения сделки (Статья 12.1 КоАП РФ).
  • На авто обязательно должны быть закреплены регистрационные знаки, полученные при постановке на учет в МРЭО (собственник имеет право оставить номера, принадлежащие прежнему владельцу. Разумеется, при согласии последнего. Этот момент регламентирует Приказ МВД России №605. Он издан 7.08.2013 г и носит название «Об утверждении Административного перечня регламента МВД РФ по оказанию государственных услуг по регистрации транспортных средств и прицепов» ).
  • Наличие у водителя полиса автогражданского страхования ОСАГО. (40-ФЗ Статья 4 п.1).
  • Отдельное внимание собственник должен уделить техническому состоянию и оборудованию авто, которое может стать причиной причинения ущерба окружающей среде или иным участникам дорожного движения (Постановление Правительства РФ №1090, изданном 23.10.1993 пункт 3 основных положений).
  • Машины в обязательном порядке должны быть оснащены специальными знаками, информирующими остальных участников дорожного движения о том, что за рулем находится инвалид, глухой или же начинающий водитель. Аналогичные требования выдвигаются и для транспортного средства, специализирующегося на перевозке детей (Постановление Правительства РФ №1090, пункт 8 основных положений).
  • Транспортные средства, используемые для обучения учеников автошколы, также должны быть оборудованы специальным знаком. На них в обязательном порядке устанавливаются дополнительные педали тормоза и привода сцепления. (Постановлении Правительства РФ №1090, изданном 23.10.1993 пункт 5 основных положений).

Попытка игнорировать данные правила приводит к нарушению законодательной базы РФ и чревата серьезными проблемами с представителями правопорядка.

Общие правила эксплуатации транспортного средства

Начинающему водителю инструктор автошколы рассказывает о том, какие основные правила эксплуатации транспортного средства существуют. Но далеко не каждый выпускник готов четко следовать полученным рекомендациям. А ведь они призваны облегчить процесс управления машиной и снизить риск ДТП.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-50-82 Москва; +7 (812) 425-68-16 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-14-96 Бесплатный звонок для всей России.

К числу общих правил эксплуатации автомобиля относятся:

  • Посадка водителя. Кресло следует отрегулировать таким образом, чтобы оно находилось в оптимальном положении и поддерживало позвоночник. При наличии регулировки поясничного отдела необходимо максимально сократить просвет между креслом и позвоночником в поясничной области.
  • Регулировка руля должна обеспечить угол согнутых рук в 1200.
  • Регулировка расположения ремня безопасности. Основным условием является отсутствие контакта с горлом и прохождение ремня от плеча через корпус до бедра. Изделие должно фиксировать тело водителя в определенном положении, но не создавать давления или помех при управлении ТС.
  • Настройка обзора при помощи зеркал. Боковые зеркала должны охватывать покрытие дороги и небо в пропорции 1:1. А зеркало заднего вида позволяет наблюдать за происходящим через заднее стекло.
  • Правильное расположение ног на педалях. Особенно важно для ТС с МКПП. Левая нога располагается на сцеплении (в момент переключения скорости) или же слева на специально отведенном месте. А правая пятка расположилась между педалями газа и тормоза. В момент перемещения ноги между педалями, отрывать пятку от пола не следует.

Перед начало движения следует осмотреть автомобиль, проверить состояние шин и уровень жидкости стеклоомывателя. А перед длительной поездкой проконтролировать количество масла.

Правила эксплуатации в летний период

Использование транспортного средства в летнее время года имеет свои правила. К ним относится подготовка авто, которая включает в себя:

  • Замену незамерзающей жидкости в стеклоомывателе на летний аналог.
  • Смену резины на колеса с летним протекторов.
  • Проверка состояния охлаждающей системы.
  • Контроль уровня охлаждающей жидкости перед поездкой.
  • Регулярное проветривание салона перед поездкой и в ее процессе. Это позволит снизить риск кислородного голодания и утомляемости водителя.

Особое внимание следует уделить состоянию здоровья водителя. При появлении симптомов усталости или ухудшения самочувствия следует найти место для остановки и предоставить человеку возможность полноценного отдыха.

Правила эксплуатации автомобиля в зимний период

Эксплуатация ТС в зимнее время года имеет свои особенности и это необходимо учитывать при подготовке автомобиля к морозной погоде. К числу обязательных манипуляций следует отнести:

  • Замену летней резины на зимний вариант.
  • Заменить жидкость в стеклоомывателе на зимний аналог и проверить состояние щеток.
  • Проверка состояния аккумулятора позволяет избежать ситуаций, при которой автомобиль не заводится после морозной ночи.
  • С осторожностью следует оставлять ТС на ручном тормозе в зимнее время. Существенно возрастает риск примерзания тормозных колодок при попадании тающего снега.
  • При обледенении авто не рекомендуется лить горячую воду на область дверного замка. Это приведет к повреждению лакокрасочного покрытия. При наличии автозапуска следует завести ТС, чтобы ледяная корка самостоятельно отошла в процессе прогревания двигателя и салона.
  • Обязательно следует проверить наличие в багажнике проводов для прикуривания, буксировочного троса и т.д.

В зимний период следует внимательно отнестись к соблюдению дистанций между транспортными средствами, а также освоить процесс торможения двигателем при помощи понижения передачи.

Правила эксплуатации прицепа легкового автомобиля

Чтобы управлять прицепом, владелец должен:

  • Иметь при себе документы, удостоверяющие его право управления данным колесным средством. Это ВУ с соответствующей пометкой, страховой полис ОСАГО, если прицеп принадлежит юридическому лицу. Для частного лица страховка прицепа не требуется. Закон «Об обязательном страховании автогражданской ответственности» статья 3. п 4, а также документ на прицеп.
  • Наличие работающих габаритных огней.
  • При перевозке грузов нельзя превышать разрешенную производителем массу, размещать груз с нарушением обзора для водителя.

При наличии технических неисправностей (ненадлежащем состоянии колес, отсутствии габаритных огней, нарушенной целостности электрической проводки, неисправности сцепного устройства, а также при нечитаемых знаках и внесении в конструкцию изменений без согласования с ГИБДД) эксплуатация прицепа запрещена.

Правила эксплуатации автомобиля с АКПП

Большинство автовладельцев уверены, что транспортное средство с АКПП – наиболее комфортный и практичный вариант. Но существует несколько основных правил эксплуатации автомобиля с АКПП, которые следует соблюдать. К ним относятся:

  • Своевременная замена масла.
  • Осуществлять переключение режимов (вперед – задний ход или задний ход – парковка) только после полной остановки авто.
  • Не использовать такой автомобиль для буксировки других транспортных средств.
  • Если машина застряла, то не стоит пытаться выехать при помощи газа. Оптимальным решением станет механическая помощь со стороны. Например, попросите других водителей подтолкнуть машину.
  • Качественно прогревать авто в холодное время года.
  • Использование стояночного тормоза при остановке на участке трассы с уклоном.
  • Своевременно проходить ТО.

Если автовладелец не имеет нужного опыта обращения с АКПП, то идеальным решением станет консультация у дилера или автомеханика. Специалист поможет определить периодичность прохождения ТО и замены основных жидкостей для конкретного ТС.

Правила эксплуатации автомобиля юридическим лицом

Если автомобиль принадлежит юридическому лицу, то и ответственность за его сохранность и исправность лежит полностью на владельце. Права и обязанности юридического лица регламентированы Законом ФЗ-196 » О безопасности Дорожного движения» статьи 20 ч1.  Следовательно, по правилам эксплуатации автомобиля компания обязана:

  • Своевременно предоставлять транспортное средство для прохождения регулярного ТО.
  • Следить за наличием актуального полиса ОСАГО.
  • Назначить ответственного, который прошел соответствующее обучение.
  • Выдавать доверенному лицу путевой лист или доверенность на право управления ТС.
  • Проводить осмотр ТС перед выездом на линию.
  • Контролировать режим работы и отдыха водителя в момент передвижения на авто.

К управлению машиной могут быть допущены только те лица, которые имеют права соответствующей категории и прошедшие необходимое обучение.

Правила эксплуатации автомобиля с газовым оборудованием

Желание сэкономить на бензине часто толкает собственников на установку ГБО. Но автовладельцам следует помнить о том, что существует ряд правил, соблюдение которых в данном случае, необходимо для правильной эксплуатации транспортного средства:

  • Если в ПТС отсутствует отметка о возможности установки ГБО, то следует после его установки обязательно пройти процедуру регистрации в ГИБДД. На это отводится 10 суток с момента внесения изменений в конструкцию авто.
  • Регулярно проходить ТО. Первый технический осмотр должен быть произведен через 10 месяцев с момента установки. А затем сдать баллон на поверку необходимо с интервалом 24 месяца.
  • Замена уплотнителей в клапанах и магистралях осуществляется через 30-40 тыс.км или, в зависимости от интенсивности эксплуатации авто, каждые 2-4 года.
  • Замена воздушного фильтра осуществляется через 7-8 тысяч км пробега для поддержания оптимального качества готовой смеси.
  • Замена или контроль состояния свечей проводится каждые 10 тысяч км.
  • Манипуляции по очищению газовых форсунок для впрыска выполняются через 30 тысяч км.
  • Через 2,5-4 тысячи км стоит посетить автосервис, где мастер сольет конденсат из редуктора.
  • Каждые 60 тысяч пробега следует разбирать газовый редуктор и контролировать состояние мембраны. При необходимости — заменить ее.

Нарушение правил эксплуатации транспортного средства с установленным газовым оборудованием ведет к повышению расхода газа. А отсутствие своевременной регистрации грозит собственнику штрафными санкциями в размере 500р согласно статье КоАП 12.5 часть 1.

Период замены резины

Вопрос замены резины требует внимательного изучения, поскольку допущенная неточность в периодичности замены резины может повлечь за собой весьма неприятные последствия. Это может быть как штраф от сотрудника ГИБДД, так и серьезное ДТП, в котором водитель примет участие из-за несоответствия технической характеристики шин времени года.

Замена шин необходима:

  • Если остаточная высота протектора составляет менее 0,8мм. Данный показатель следует принимать во внимание в том случае, если на протекторе отсутствуют индикаторы износа.
  • Присутствуют внешние повреждения, в результате которых обнажился корд.
  • При условии, что на одну ось были установлены шины с различным рисунком протектора.
  • При несоответствии технических характеристик шин для данного типа транспортного средства.

Данные правила четко регламентированы в Постановлении Правительства РФ №1090, изданном 23.10.1993 в последней редакции от 4.12.2018г, которое носит название «О правилах Дорожного Движения» и прописаны в статье 5.1.

Отдельного внимания заслуживает сезонная периодичность замены шин. Она регламентирована Приложением 8 к Техническому Регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» пункт 5.5:

Если еще остались спорные вопросы, вы также можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-50-82 Москва; +7 (812) 425-68-16 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-14-96 Бесплатный звонок для всей России.
  • Замену летней резины на зимнюю следует осуществить до наступления 1 декабря.
  • Период эксплуатации зимней или всесезонной резины с характерной маркировкой M S, а также нанесенным знаком «снежинки» составляет временной интервал с декабря по март.
  • В летний период времени запрещено использование протектора, оснащенного противоскользящими шипами.

При несоответствии протектора, установленного на транспортном средстве, инспектор имеет право выписать штраф в соответствии с КоАП статьей 12.5 пункт 1. Размер взыскания составит 500р.

Правила прохождения Технического Обслуживания автомобиля

Чтобы эксплуатировать транспортное средство как можно дольше и без каких-либо осложнений и поломок, производители указывают определенную периодичность замены расходных материалов. Для каждой марки авто она может незначительно отличаться, но мы приведем усредненные параметры, на которые следует ориентироваться большинству автовладельцев:

  • Топливный фильтр. Замена рекомендована каждые 30000-50000км пробега. Или же, в зависимости от интенсивности использования машины, каждые 18-24 месяца.
  • Масло двигателя и масляный фильтр, как правило, автомеханики рекомендуют заменять одновременно. И делать это следует каждые 10000-15000км.
  • Аккумулятор стоит заменить через 3-5 лет или после прохождения 40000-80000км.
  • Смена воздушного фильтра целесообразна через 30000-50000км;
  • Масло в АКПП следует регулярно контролировать (раз в 2-3 недели), а ее замена понадобиться через 50000-80000км или же каждые 3-5 лет.
  • Свечи зажигания нуждаются в замене в среднем через 30000-50000км.
  • Замена ремней или цепей ГРМ выполняется в случае механического износа. Также необходимо соблюдать периодичность замены через каждые 50000-120000км в зависимости от марки авто.
  • Охлаждающую жидкость следует проверять регулярно (2 раза в месяц), а менять каждые 40000км.
  • Тормозные колодки и тормозная жидкость нуждается в замене каждые 20000-50000км в зависимости от транспортного средства и установленного агрегата.
  • Салонный фильтр стоит менять 4-5 раз в году.
  • Замена или дополнение количества фреона производится не реже одного раза в год.
  • Щетки стеклоочистителя следует сменить через каждые 10000км.
  • Масло в раздаточной коробке потребует полной смены через 50000-75000км .
  • Жидкость ГУР следует обновить через 100000-150000км.

Четко следуя данным рекомендациям, а также регулярно посещая плановое ТО владелец продлевает работоспособность всех важнейших узлов ТИС. А также обеспечивает максимальную безопасность эксплуатации машины.

Правильное мытье автомобиля

Сохранить лакокрасочное покрытие в безупречном состоянии позволит соблюдение несложных правил мытья автомобиля:

  • В летнее время не рекомендуется использовать холодную воду, а в зимнее время – слишком теплую. Резкий перепад температуры приводит к появлению микротрещин, которые в дальнейшем будут разрастаться и станут слишком заметными.
  • Регулярно следует очищать стекла и фары ТС, чтобы обеспечить максимальный уровень видимости.
  • Поддерживать чистоту номерных знаков. В противном случае возможен штраф на основании КоАП 12.2 часть 2 в размере 5000р или же лишение права управления на срок 1-3 месяцев.
  • Не следует проводить мойку авто при погодных условиях с температурой ниже -100С;
  • Прежде, чем приступать к тщательному очищению кузова с использованием тряпки или губки, следует удалить грубые загрязнения. Сделать это можно воспользовавшись мойкой высокого давления. Таким образом риск повреждения ЛКМ кузова механическими частицами грязи будет минимальным.

Если после мойки владелец выявил наличие сколов или царапин на поверхности кузова, то следует незамедлительно принять меры по их устранению. Это предотвращает вероятность раннего появления коррозии.

Нюансы

Четкое соблюдение всех правил по эксплуатации транспортных средств увеличивает безопасность водителя, а также остальных участников дорожного движения. Отказ от прохождения регулярного технического осмотра и технического обслуживания приводит к преждевременному выходу из строя расходных материалов, а также основных агрегатов авто. Это увеличивает риск ДТП и повышает аварийность на дорогах.

Автоюрист. Имеет свой адвокатский кабинет, специализируется на вопросах, касающихся дорожно-транспортных происшествий, защищает клиентов в случае составления протоколов сотрудниками ГИБДД. Специалист в правилах поведения с сотрудником ДПС, нюансах составления протокола и неотъемлемых правах водителя.

Добрые советы по эксплуатации автомобиля — DRIVE2

Нет такой модели автомобиля, которая не требует внимания и ухода, но более всего автомобиль нуждается в бережной эксплуатации, от этого зависит скорость и степень износа и двигателя, и ходовых узлов. Причем иногда стоит сделать пару тройку ошибок, которые скажутся на работе двигателя, и можно смело отправлять агрегат на капитальный ремонт. На сегодняшний день в зависимости от марки авто, это будет стоить от 700$ до 3000$. И тут уж каждый сам для себя выбирает эксплуатировать автомобиль на полную катушку, как описано ниже, или же прислушаться к инструкции о бережном отношении к двигателю.

Эксплуатируйте двигатель по полнойСегодня производители делают двигателя с расчетом на пробег до 400 тыс. километров, это приличный запас и если вы не путешественник вокруг земли, то вам этого хватит на много лет (до 15 лет). В средний расчет также заложена скорость передвижения город-трасса, т.е. в среднем 60-80 км/ч и время от времени 130-150 км/ч. Также производители решили, что водители в основном ездят на высоких оборотах при 4 и 5 передачах, а низкие обороты на время набора скорости.

Более того, в расчеты были внесены сегодняшние условия пробок, с остановками и короткими передвижениями, в общем все возможные ситуации внесены и двигатель готов к долгой эксплуатации с вышеуказанными требованиями, ну и конечно, есть плюс-минус.

Если вам без разницы рекомендации и двигатель, то все легко исправить: педаль газа в пол, старайтесь ездить на 2 и 3 передачах, при этом не забывайте, что стрелку спидометра нужно класть почаще как минимум на 200 км/ч, а лучше за пределы. Также ни к чему вам спокойный старт, рвите с места до дымящих покрышек. Если машина была новая, то в лучшем случае она проездит лет 5, но скорее всего меньше, умельцы могут и за пару лет поставить ее на колени.

Глубокие лужиДети очень любят мерить лужи в резиновых сапогах, так вот у некоторых взрослых эта привычка остается, только продолжают они это делать на автомобилях. Пожалуй, лучшего способа подарить двигателю гидроудар и не найти. Чтобы воплотить эту мечту, вам всего лишь нужно найти качественную и широкую лужу, благо у нас их долго искать не придется, они даже в городе есть. Найдя такую, вам нужно обязательно разогнаться и въехать на полных парах, необходимо чтобы вода попала в приличном количестве под капот, таким образом вы промоете воздушный фильтр. А если повезет, то водичка хлынет на поршневую систему и работающие на полную поршни моментально заклинят на мертвой точке. В итоге вы получаете то, что спереди упор в стену воды, а сзади поршень пихает коленный вал, вот вам гидроудар и, конечно же, капитальный ремонт.

Не спешите менять маслоВ инструкции эксплуатации любого авто указаны обязательные сроки замены масла, как правило, это раз в 10-15 тыс. км, но водитель знает лучше производителя, поэтому сроки сразу увеличивает вдвое, а то и в трое. Экономия, переходящая в жадность, это страшная вещь. Если автомобиль проедет 30-40 тыс.без замены масла, то на него изнутри будет больно смотреть. Двигатель может умереть после работы на сухую, т.е. когда масло вообще перестало поступать, потому что оно превратилось в мазут. Не стоит беспокоиться если вы по забывчивости или не возможности прогнали авто на пару тысяч километров больше, от этого двигатель не умрет. А вот свыше 7 тыс. вы уже начнете слышать непривычный шум и наблюдать частые перегревы, соответственно многие узлы и детали начнут ломаться быстрее.

Лейте присадки без разбораДруг посоветовал присадку, на работе напарник посоветовал еще одну, а сосед из гаража еще и угостил, лейте все подряд и не читайте инструкцию, друзья разбираются лучше производителя. Не скромничайте, самые убойные присадки вы можете купить там же, где и заливаете бензин, на АЗС. Например, популярный октан-корректор качественно забивает систему подачи топлива, увеличивает нагар, через некоторое время это счастье угробит двигатель окончательно. Далее стоит напомнить о чудо-порошке — тот самый, который отодвигает капитальный ремонт, на месяц может он и отодвинет, но зато потом вы в 3-4 раза больше заплатите за сам капитальный ремонт. Очень рекомендуются марганцевые присадки, они за очень короткий строк выведут из строя каталитический нейтрализатор, про ужасы типа тетраэтилсвинца говорить не стоит, там смерть может прийти даже водителю, ибо яд.

Не обращайте внимания на радиаторВесна, лето, дорожный мусор, пух деревьев и насекомые, всего этого в избытке и оно попадает на решетку радиатора, а также в сердцевину, создавая плотный слой. Если вы не хотите перегрева двигателя, то следует чистить решетку металлической щеткой, а затем продувать радиатор потоком сжатого воздуха. Это можно делать на любой мойке машин всего раз в год. Есть двойные радиаторы, которые имеют между собой промежуток, так вот именно там весь хлам и скапливается. Плохой радиатор, это перегрев двигателя и криво работающая система кондиционирования.

Про ремень никогда не слышалВ большинстве автомобилей современного производства еще используются ремни ГРМ, производитель настоятельно рекомендует менять его после пробега в 60-70 тыс. км, причем с заменой роликов. Иногда это нужно сделать раньше из-за износа, но данный ремонт не из дешевых — 140-180$, а потому многие водители значительно превышают все мыслимые сроки. В итоге они получают разорванный ремень, где-нибудь на трассе ночью и зовут кукушку до утра. Но это самый легкий вариант, в зависимости от устройства двигателя, очень часто ремень ГРМ расположен с важными узлами и при разрыве, например, от удара, могут погнуться и вылететь клапана двигателя. Такое счастье вам станет около 600$, вместо предыдущих 150$.

Оптимальный вариант проверять натяжение и состояние ремня раз в 15 тыс. км, износ и слабое натяжение заметны по белым нитям и провисанию ремня.

Меняйте свечи раз в пятилеткуНу работает зажигание и пусть работает, чего эти свечи менять, многие вообще забывают про их существование и катаются 80 тыс. с одним и тем же комплектом.

Здесь многое зависит от топлива, при качественном горючем вполне возможно намотать и такой пробег, но где же вы видели его, хорошее топливо. Если смотреть реальности в глаза, то уже на 30 тыс. стоит сменить свечи, а если вы знаете, что топливо просто отвратительного качества, то смело меняйте после 15 тыс.Из-за не своевременной замены, в камере сгорания будет скапливаться слишком много газа, а свеча не выдает в первый раз нужное количество искры. Как итог, происходит детонация, что приводит к износу и разрушению поршневых кромок.

Дешевое топливоВопрос стоит именно так, ведь если имея возможность заправить качественное топливо, вы льете которое подешевле, тем самым наказывая правительство и олигархов, молодец, так держать. Стоит знать, что откровенная дешевка, продающуюся на многих АЗС и бензином то назвать трудно, это отходы химического производства, и заливая в бак своего авто вещество, в котором количество бензола превышает норму раз в 20 (а иногда и 100), вы гробите двигатель. От смол и прочих сторонних веществ двигатель греется, появляется нагар на клапанах и стержнях, топливная система погибает, в итоге вы получаете дорогостоящий и комплексный ремонт двигателя.

Вода против тосолаИспользуя воду вместо тосола, система охлаждения приходит в негодность в несколько раз быстрее из-за образующейся накипи. Чтобы очистить систему, промойте ее простым раствором воды и лимонки, и перестаньте пользоваться щелочной водой, но лейте антифриз.Система охлаждения очень быстро покрывается налетом накипи, можно за 3 месяца с помощью кавитации убить двигатель, в этом случае пузырьки попросту разрушают систему, в итоге может даже образоваться отверстие в гильзах цилиндра.

Дешевые фильтрыЭтим добром завалены все магазины, если вы ищете способ, как сломать агрегат, то приобретайте самые дешевые. Как правило, в таких фильтрах стоит некачественный элемент фильтрации и аварийный клапан, который не срабатывает, и то и другое — гарантия сломанного двигателя.Фильтр за пробег в тысячу километров, даже при качественном топливе собирает 50 гр шлака, но все-таки собирает. А некачественный не делает этого, и все это содержимое оседает в двигателе.Воздушные фильтры, сделанные из непонятно чего, имеют такое же действие, внезапно прорвавшийся фильтр долгое время будет напрямую поставлять в двигатель всю пыль дороги.

Правила эксплуатации авто: советы новичкам

Для многих автомобилистов покупка транспортного средства является не просто необходимостью, но и главной мечтой жизни. Часто бывает, что на дорогостоящий автомобиль денежные средства копятся годами. Нередко после приобретения дорогостоящей покупки владельцы забывают о грамотном сервисе и регулярном техническом осмотре.  Несмотря на то, что производители современных автомобилей должное внимание уделяют надежности и выносливости, выпускаемой продукции, не знание общепринятых правил эксплуатации ТС способно навредить даже самому современному автомобилю. Узнать информацию о правилах пользования можно и в книге по его технической эксплуатации. Но в большинстве случаев эта макулатура, как правило, забрасывается в долгий ящик. В данном материале попытаемся детально остановиться на этом вопросе и выяснить основные правила пользования транспортным средством.

Общие правила

Существует целый ряд общих полезных советов для начинающих водителей по поддержанию транспортного средства в надлежащем состоянии. Эти нотации обширны и вторичны, а по сему, часто пренебрегаются новичками. Даже самые основные из них не выполняются автомобилистами. Основополагающими нормами по вождению для начинающего водителя должны стать следующие нормы:

  • Правильная посадка;
  • Периодичный визуальный осмотр;
  • Использование ремней безопасности перед каждой поездкой;
  • Определение порядка действий перед совершением маневров на дороге;
  • Начало движения только на разогретом агрегате.

Обычно вся вышеизложенная информация доноситься из уст инструктора автошколы. О того, как точно будут соблюдены данные требования зависит не только длительность службы отдельных составляющих автомобиля, но и личный комфорт и безопасность самого водителя.

На что нужно обратить внимание?

Кроме описанных ранее первостепенных требований, водителю необходимо учесть и более серьезные правила эксплуатации транспортного средства. К ним относятся следующие факторы:

  1. Нерегулярное техническое обслуживание;
  2. Пренебрежение проверкой уровня масла и работоспособности коробки передач;
  3. Возникновение качелей на снегу;
  4. Частые наезды на бордюр.

Самой распространенной причиной преждевременного выхода из строя машины считается игнорирование планового технического обслуживания. Своевременное прохождение ТО гарантирует качественную и длительную эксплуатацию. Халатное отношение к проверке уровня масла способствует развитию серьезных проблем. Не стоит экономить денежные средства на этом расходном материале. В противном случае обойтись без капитального ремонта маслосистемы не получится. При возникновении проблем с КПП водитель должен проверить уровень масла. Частые поездки на низком уровне масла приводят к повышенному износу шестерен. При постоянной работе механизма в условиях повышенных температур не исключено возникновение необратимых последствий. Что же касается качелей на снегу и наездов на бордюр, то в большинстве случаев это приводит к выходу из строя трансмиссии, коробки передач, рамы, подвески и рулевого управления.

В видео пойдет речь о правилах эксплуатации авто:

Опубликовано: 22 февраля 2018

Как сохранить гарантию на автомобиль: советы адвоката

Говоря о нарушении правил, подавляющее большинство автомобилистов подразумевают исключительно Правила дорожного движения. Но существует и другой документ, куда более важный с точки зрения возможных финансовых последствий: в нем перечислены правила использования автомобиля.

Во всех профильных статьях, законах и постановлениях указано, что гарантийные обязательства относительно товара (в том числе автомобиля) действуют при условии соблюдения правил его хранения, транспортировки и использования. Если доказана причинно-следственная связь между нарушением правил использования и возникшей неисправностью гарантийного автомобиля, санкцией станет его ремонт за счет владельца. В большинстве случаев административный штраф покажется сущим пустяком в сравнении с более-менее серьезным ремонтом. Здесь речь пойдет исключительно о гражданско-правовых отношениях между собственником машины и дилером, несущим гарантийные обязательства изготовителя либо импортера автомобиля. Так что же кроется за сухими словами «нарушение правил использования (или эксплуатации)»?

ТРИ ВИДА

В классической теории права все нарушения обязанностей, правил, норм права делятся на умышленные, неосторожные и не зависящие от воли стороны (форс-мажор, или обстоятельства непреодолимой силы — в гражданском праве).

НА АВОСЬ

Самые тяжкие нарушения — умышленные. К таковым относится перегрузка, от которой могут пострадать подвеска автомобиля, его ходовая часть, трансмиссия, двигатель. Трудно представить, чтобы водитель, усадивший в пятиместный автомобиль семь человек с багажом, не осознавал, что поступает неправильно. Это, кстати, будет и административным правонарушением — редкий случай в рассматриваемой теме.

Возможно еще одно умышленное нарушение — эксплуатация машины на дорогах низкого качества или использование легкового авто вне дорог. Даже для вседорожника существуют правила езды по бездорожью (да, есть и такие — читать инструкции полезно). Тут в зону риска попадают также подвеска и ходовая часть, но возможны даже нарушения геометрии кузова. Не может водитель не видеть и не чувствовать, что дорога неподходящая, но в большинстве случаев надеется на авось и пытается ее преодолеть.

Нарушение правил эксплуатации автомобиля — одна из причин отказа в гарантийном ремонте

Распространены нарушения допустимых атмосферных условий и температурного диапазона эксплуатации. Дело в том, что подавляющее большинство автомобилей сертифицировано у нас в температурном диапазоне от —25 до +40 ºС и при нормальном атмосферном давлении. Полярные, тропические и горные модификации автомобилей существуют (не у всех марок), но могут сильно отличаться по цене от обычных либо недоступны покупателям данного региона. И хотя автомобильная жизнь при низких температурах не прекращается, формально попытка пустить двигатель при температуре —30º и ниже может быть истолкована как нарушение правил его использования.

Ничем не оправдать серьезный перепробег между очередными ТО. Наиболее вероятная жертва такого нарушения — двигатель. Он может пострадать и от заправки топливом низкого качества. Это одно из самых частых нарушений правил эксплуатации, которое бывает как умышленным (в случае, если водитель знал, что заливает в бак не то топливо, которое предписано руководством по эксплуатации), так и по неосторожности (если он не был достаточно осмотрителен и заправился без кассового чека на безымянной АЗС, не вызывающей доверия, с изношенным оборудованием и неухоженной территорией). К умышленным нарушениям можно отнести и сознательное обращение в «чужой» сервис, а также использование нерекомендованных масел, жидкостей, запасных частей и расходных материалов.

Впрочем, независимо от того, было ли нарушение умышленным или неосторожным, главное — какое заключение выдадут эксперты. Если виновным признают иное лицо (дорожные службы, АЗС, сервис, продавец запчастей или расходных материалов), возможна (с разной вероятностью успеха) судебная перспектива переложить на него расходы по ремонту.

Во избежание неприятностей внимательно прочтите инструкцию по эксплуатации!

Что касается случаев неосторожности, то помимо уже упомянутой заправки сомнительным топливом отнесем к ним использование некачественных масел, жидкостей, запасных частей и расходных материалов. Пострадать может любой узел или агрегат автомобиля, на который влияет выбор упомянутых материалов. К неосторожности чаще всего относят также наезд на препятствия и дорожные неровности, способные повредить подвеску и ходовую часть, а также ДТП. Да-да, попадание в аварию также категорически не рекомендовано производителями и является вторым редким случаем комбинированного административного и гражданского правонарушения. Правда, здесь или часть, или даже все последствия могут принять на себя страховщики — в зависимости от вида страхования: ОСАГО или ОСАГО + каско. Едва ли не в каждом руководстве по эксплуатации вы встретите рекомендацию не нарушать правила дорожного движения и водить автомобиль аккуратно, — но многие ли придавали значение этим словам?

СТИХИЙНОЕ БЕДСТВИЕ

Нарушения, не зависящие от воли владельца, обычно вызваны природными или иными неуправляемыми явлениями. Конечно, падение на кузов оборвавшегося электропровода под высоким напряжением или удар молнии ничего хорошего автомобилю не принесут, но сделать здесь практически ничего нельзя. Наоборот, лучше держаться подальше.

А вот с птичьим пометом бороться можно и нужно: если не смыть как можно быстрее, он способен изрядно попортить лакокрасочное покрытие кузова. Упоминание об этом встречается в инструкциях, но не у всех марок. Помет некоторых видов птиц способен в теплую погоду за несколько дней вызвать разрыхление одного-двух верхних слоев ЛКП, и при мойке неизбежно частичное его разрушение. Внешность автомобиля будет изрядно подпорчена. Конечно, вины владельца в этом не найдут, но и ответственность возложить не на кого, кроме как на страховщика — если есть каско. Ворону или ястреба в суд не вызвать — не являются они субъектами гражданских отношений.

Правила эксплуатации автомобиля с «автоматом»

Несмотря на уже довольно существенную распространенность автоматических КПП, очень многие автовладельцы не знают, как правильно эксплуатировать такой механизм, чтобы он отслужил исправно весь заявленный производителем срок и никогда не вызывал серьезных проблем. Приведенные ниже советы пригодятся тем, кто собирается пересесть на автомобиль с автоматической коробкой, и хочет разобраться во всех основных правилах успешного пользования АКПП и в некоторых тонкостях.

Не будем в очередной раз повторять миф о том, что «автомат» наиболее удобен для новичков в вождении автомобиля. В самом деле, машина с АКПП гораздо проще и комфортнее в управлении. Наиболее заметное преимущество состоит в отсутствии отвлекающего фактора переключения скоростей. Также автомат удобен и в дальних поездках, в которых вы будете уставать меньше, нежели с механическим вариантом КПП. Сегодня «автоматами» оснащаются машины практически всех классов и ценовых категорий. А дорогие автомобили оснащаются АКПП штатно и вариантов с МКПП не имеют вовсе.

Однако, несмотря на несомненное удобство, автоматические коробки требуют заметно более бережного подхода к эксплуатации и обладают рядом своих особенностей. Автоматические трансмиссии стали разрабатывать еще в 30-е года прошлого столетия. Первые же полноценные отлажено работающие аппараты применялись на американских автомобилях в 40-х годах двадцатого столетия. На территории СССР также производили определенные разработки, которые успешно применялись и на «Чайках» и на ГАЗах, и на автобусах ЛиАЗ, а также другом спецтранспорте. Итак, как же правильно пользоваться автоматической коробкой?

Все достаточно просто. Запускается двигатель, нажимается тормоз, рычаг (селектор) коробки переводится в нужное положение – положение «D». Далее, тормоз отпускают и плавно нажимают на педаль газа. Авто трогается с места плавно. Чтобы затормозить, педаль газа отпускается, для резкой остановки, нажимается тормоз. Одним из основных факторов, который следует учитывать – автомобиль на автоматической КПП всегда будет расходовать в среднем больше топлива, чем на механической коробке. Все модели АКПП располагают чаще всего стандартным набором режимов, за исключением некоторых фирменных вариантов, характерных для каких-либо определенных моделей самой КПП или конкретных моделей машин.

Режимы коробки автомат

Режим под названием «Паркинг» — P – режим стоянки. При установленном в этой позиции рычаге, работает блокиратор внутри агрегата, делающий машину недвижимой. Режим «Реверс» — R – для задней передачи. Нейтральный режим – N – автомобиль для свободного движения авто в любых направлениях. Можно использовать для непродолжительной буксировки, тогда как постоянно использовать нейтральный режим не стоит. Режим «Драйв» — D – движение вперед. Для активации данного режима необходимо предварительно нажать педаль тормоза. «Автоматы», выпущенные до середины 2000-х, обычно предлагают несколько особых режимов, таких как «4, 3, 2, L». Все они предназначены для различных условий дороги, крутых подъемов и спусков, гололеда и прочего. Водитель, выбирая режим с соответствующей цифрой, дает команду «автомату» не переключаться выше соответствующей передачи. Режим «L», как правило, подразумевает движение на низшей (первой) передаче. Понятно, что в этом случае можно «штурмовать» крутые холмы, за счет высоких оборотов и мощной тяги. Если же пытаться забраться на крутые подъемы в обычном режиме автомата, коробка может переключиться в самый неподходящий момент, что грозит остановкой в самом неподходящем положении с уклоном или поломкой авто.

Также все «автоматы» в своем функционале имеют режим «kickdown» (кикдаун, дословно «удар ногой вниз»). Тут все просто: водитель, нажав педаль акселератора до упора, может сообщить АКПП команду о срочном переключении вниз на одну или несколько передач, что необходимо для быстрых ускорений с ходу (например, при быстрых опережениях или выходах на обгон).

Самые современные «автоматы» обходятся ограниченным количеством дополнительных режимов. Обычно присутствует только режим «S» (спортивный) и возможность ручного выбора передач короткими движениями селектора АКПП или при помощи подрулевых рычажков. Многие вспомнят так называемые «автоматы» типа «типтроник» или же «стептроник». Особой смысловой нагрузки эти названия не несут и обозначают первые АКПП, получившие именно ручные режимы выбора передач. Tiptronic – это выдумка инженеров Audi и VW, Steptronic – выдумка инженеров BMW. Мало кто из «знатоков» в курсе, что первые «автоматы» с ручным выбором передач, ставившиеся на Audi и BMW, поставлялись компанией ZF (например, 5HP-19). По сути, ручной режим выбора передач реализовали инженеры ZF по заказу своих клиентов. Пользуясь ручным режимом, управлять автомобилем в усложненных условиях можно более контролируемо. Кроме того, ручной режим работы АКПП всегда имеет защиту от дурака. Это на МКПП вы можете «воткнуть» вторую передачу на скорости далеко за 100 км/ч, что приведет к резкому ударному замедлению и скорее всего приведет к обрыву ремня или цепи ГРМ. На МКПП вы можете включить и попробовать тронуться с пятой передачи. «Автомат» же никогда не позволит вручную включить передачу, которая не соответствует скорости движения. И если на выбранной вручную передачи водитель разгонит мотор до «красной» зоны, то, скорее всего, АКПП включит следующую передачу. То есть, ручной режим «автомата» далеко не всегда честный. И сделано это ради предотвращения его грубой и неправильной эксплуатации.

Помимо этого, в АКПП могут включаться и другие варианты режимов, например E – экономичный и ли S – спортивный. На некоторых коробках также бывает и зимний режим, обозначенный либо снежинкой либо «SNOW», «W», «WINTER». Эти режимы слегка модифицируют алгоритм смены передач, например, во избежание лишней пробуксовки в «зимнем» режиме старт с места выполняется с 3-й передечи.

Также все селекторы АКПП оснащены механизмами снятия коробки с блокировки. Принудительное снятие с блокировки необходимо в случае утери ключа и других подобных случаях, когда селектор заблокирован и не перемещается в положение N, в котором включается «нейтральная» передача. На самом деле, в режиме N просто снимается механическая блокировка выходного вала АКПП, жестко соединенного с дифференциалом. Варианты принудительного снятия с блокировки у разных производителей машин всегда разные. Где-то на виду есть заглушка с надписью Shift, открыв которую можно добраться до заветного фиксатора. Но в большинстве случаев доступ к фиксатору АКПП скрыт, а секрет описан в инструкции по эксплуатации. А если автомобиль совсем свежий и оснащен электронным селектором, то фиксатор блокировки АКПП может находиться, например, в полу под ковриком с водительской стороны. В любом случае, стоит внимательно изучать руководства именно к вашему автомобилю.

Советы по эксплуатации

АКПП следует обслуживать своевременно. Такой аппарат чувствителен к количеству и качеству масла в нем. Для автомата подходит только масло с отметками или «ATF». Не игнорируйте сроки обслуживания автоматической КПП, которые указаны от производителя, даже если вы не особо интенсивно используете автомобиль.

Включайте режимы заднего хода, парковки или движения вперед только убедившись, что автомобиль полностью остановлен. При любом движении нельзя переключаться в режимы антагонисты. Переключение на движение назад или паркинг возможно только после полной остановки. Пользуйтесь стояночным тормозом во время остановки под уклон – спасете блокиратор от поломки. Не пользуйтесь нейтральным режимом во время пробок и коротких остановок.

Старайтесь всегда производить плавное трогание с места и плавное торможение. Резкие действия приводят к поломкам или, как минимум учащению рывков во время переключений. Не буксируйте другие авто или прицепы, не вытаскивайте другие авто из грязи. Для автомата это практически неминуемо приведут к быстрому износу и поломке.

При застревании в грязи или в песке, не нужно настойчиво буксовать, вдавливая акселератор в пол. Агрегат перегреется быстро, возникнет большая угроза поломки. Лучше толкнуть авто снаружи или дождаться помощи.

Если вашу машину с автоматом нужно буксировать, помните, что пороги скорости для такой буксировки будет составлять 40-50 км/ч, а расстояние порядка 40-50 км. Для определенных моделей автомобилей эти значения еще меньше. Однако, все же, вызов эвакуатора обойдется дешевле, чем ремонт автоматической КПП.

Во время трогания на холодном авто в зимний период, АКПП обязательно нужно прогревать, запустив двигатель и переключая по очереди режимы КПП, для запуска процесса циркуляции масла. Также можно постоять немного в рабочем режиме при нажатом тормозе. Не стоит пренебрегать ручным тормозом для стоянки. Сами производители рекомендуют использовать «ручник» совместно с режимом «P».

Никогда не заводите авто с АКПП при помощи буксировки – это просто бесполезно. Исключение составляют только мерседесовские коробоки 722.3 и 722.4 (устанавливались на машины с 1981 по 1996 годы), в которых давление трансмиссионного масла создается дополнительным вспомогательным насосом, приводимым от карданного вала. Только эти Mercedes можно завести с буксировки, при правильном выполнении процедуры на правильной скорости буксирования (с банального «толкача» они не заведутся).

Соблюдая такие несложные рекомендации, вы сможете надолго уберечь вашу автоматическую коробку переключения передач, которая прослужит весь срок, заявленный от производителя.

Также АКПП вы сможете приобрести на нашем сайте.

Золотые правила эксплуатации автомобиля зимой - Автоцентр.ua

Самым основным залогом безопасной езды в холодную пору года является использование зимних шин.

Важно знать, что максимально допустимая высота протектора у зимних колес составляет 4 миллиметра. Ниже этого порога характеристики шины значительно ухудшаются. Индикатором износа во многих шинах служит перемычка в центральной канавке, которая как раз равна этой величине.

Отметим, что изношенные зимние шины также небезопасны – при этом их эффективность существенно снижается и по большому счету они становятся ничем не лучше, чем летние.

Аккумулятор и рабочие жидкости

Для уверенных пусков в холода важную роль играет состояние аккумулятора. Если в теплое время старая батарея еще кое-как может справляться со своими функциями, то в холода пусковой ток аккумулятора существенно снижается (например, зимой может на 60%), хотя при этом ему для прокручивания мотора требуется больше мощности, чем летом. Поэтому, если с похолоданием вы столкнулись с затрудненной заводкой «движка», для начала батарею нужно просто подзарядить. Если же это не поможет и через какое-то время проблема повторится – аккумулятор необходимо заменить.

В холодную пору года необходимо обязательно применять соответствующие сезону рабочие жидкости, причем это желательно сделать еще до похолодания. Так,  нужно залить правильную «омывайку»  и если вы ездите не очень много, то лучше не экономить, а сразу применить состав, с запасом от замерзания до –25-30°С. Знайте, что отогреть замерзшую систему очень непросто!

Не стоит забывать и об охлаждающей жидкости. Согласно требованиям многих автопроизводителей антифриз нужно менять в среднем раз в 2 года, а при интенсивной эксплуатации – каждые 80-100 тысяч километров. Дело в том, что в дальнейшем присадки, находящиеся в составе этой жидкости, перестают выполнять свою функцию, и у антифриза изменяются характеристики. Это ведет к снижению температуры замерзания (может замерзнуть даже при небольших отрицательных температурах) и повышению агрессивной активности по отношению к металлу (из-за чего ржавеют и выходят из строя элементы системы охлаждения).

Хорошая видимость – залог безопасной езды

Хорошая видимость – еще одно важное условие безопасной езды, поэтому всем водителям нужно обязательно позаботиться о том, чтобы щетки стеклоочистителей их транспортных средств были в исправном состоянии.  Сигналом к их замене послужит ряд признаков: если в дождь «дворники» во время работы полностью не убирают со стекла него влагу, неприятно скрипят или скачут по стеклу, оставляя на нем неочищенные полосы.

Очень  важно, чтобы щетки были исправными не только на лобовом, но и заднем стекле (это касается автомобилей с кузовом хэтчбек или универсал).  Лучшим выбором в преддверии зимы будут бескаркасные щетки, которые лучше защищены от обмерзания и таким образом в холода способны работать качественней.

На хорошую видимость, также существенно влияет эффективная работа системы вентиляции и обогрева салона, а также – подогревов заднего стекла, наружных зеркал, а в некоторых современных машинах – еще и  лобового. В преддверии холодного сезона нужно проверить, чтобы «печка» хорошо отапливала салон, а вентилятор работал на всех режимах.  Неприятный сюрприз также способен преподнести забитый салонный фильтр – в данном случае стекла сильно потеют и ситуацию не способна спасти даже «печка».

Запотевание стекол сильно провоцируют мокрые войлочные салонные коврики, которые натягивают в себя влагу. Когда салон прогревается, ковры начинают подсыхать и соответственно –  влага из них начинает испаряться и из-за повышенной влажности окна обильно потеют. Поэтому зимой настоятельно рекомендуется заменить войлочные коврики, на более практичные – резиновые. А чтобы не иметь вышеописанных проблем нужно стараться всегда содержать их сухими, регулярно сливая с них растаявший снег.

Защита кузова, замков и резиновых элементов

В ходе эксплуатации кузов автомобиля  нуждается в  уходе. Очень важно регулярно  следить за состоянием лакокрасочного покрытия и периодически защищать его от негативного воздействия окружающей среды (солнца, влаги, грязи и соли, которой дорожники щедро посыпают зимой наши дороги и пр.). Делается это с помощью специальных полиролей на восковой основе.

Подобные операции, как правило, выполняются на мойках автомобилей – нанесением жидкого воска путем его распыления, что обеспечивает защиту на последующие 2-3 мойки или же твердого воска – специальных паст и полиролей, которые создают надежную защиту в течение 3-6 месяцев. Хорошо зарекомендовали себя полироли с тефлоновыми присадками – они отличается более высокой долговечностью и создают на лакокрасочном покрытии более сильную защиту от внешнего воздействия.

Помимо полировки рекомендуется внимательно осмот­реть лакокрасочное покрытие на предмет сколов: если краска сбита до голого металла, то такие места в первую очередь подвержены коррозии. Поэтому во избежание проблем их следует обязательно подкрасить (можно самостоятельно с помощью специальных ремонтных комплектов краски).

Желательно также позаботится и о резиновых уплотнителях дверей и крышки багажника – их нужно обработать специальными силиконовыми смазками. Это позволит избежать их примерзания к кузову, которое возникает вследствие разницы температур между разогретым салоном и морозной окружающей средой. Не стоит забывать и о дверных замках. Чтобы в холода предотвратить их обмерзание, замки необходимо обработать специальными жидкими смазками.

Вот в принципе и все основные советы по правильной эксплуатации автомобиля зимой и его адаптации к зимним условиям. Выполнив эти нехитрые требования, вы можете быть уверены, что ваш железный друг не подведет в самый неподходящий момент, оставив вас беспомощно мерзнуть на холодном снегу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Правила эксплуатации газобаллонного автомобиля

Вот вы стали счастливым обладателем газобаллонного автомобиля, но как же теперь включить этот самый газ? И как это сделать правильно? Само собой разумеется, что баллон должен быть заправлен газом. Сколько заправлять и как? Давайте обо всем по порядку.

Вот вы стали счастливым обладателем газобаллонного автомобиля, но как же теперь включить этот самый газ? И как это сделать правильно? Само собой разумеется, что баллон должен быть заправлен газом. Сколько заправлять и как? Давайте обо всем по порядку. В отличие от бензина, визуальный контроль здесь затруднен. Надо помнить, что баллон можно заправить только на 80% его полного объема. Т.е., если у вас баллон 50 л, то зайдет в него 40-42 л в зависимости от температуры окружающей среды. Но, если вы не отказались от отсекателя-погремушки во время установки (об этом читайте в статье о ГБО), то бояться нечего, он автоматически ограничит литраж, а лишние литры вам вернут, благо теперь все электронное. В случае отсутствия отсекателя будьте бдительны, полный баллон – бомба замедленного действия! Вырабатывать газ из баллона можно до полного опорожнения, двигатель, при правильно отрегулированном ГБО, будет работать устойчиво. Но при этом Автоэксперт предупреждает, что выработка любого топлива до нуля может быть опасной в движении. Например, двигатель может внезапно заглохнуть на обгоне, либо на перекрестке и т.п. При этом в случае с ГБО есть свой нюанс. Если на бензине при опорожнении бака могут наблюдаться те или иные признаки этого (дерганье и т.п.), то на газе всё по-другому. Двигатель перестает тянуть, но не глохнет полностью, он дожигает пары из баллона. Это надо вовремя распознать и быстро переключить на бензин. Но вернемся обратно на АЗС. Все операции по присоединению/отсоединению заправочного пистолета выполняет работник АЗС, вы должны ему лишь предоставить доступ к ВЗУ и переходник, если требуется.

Если на улице жарко и баллон горячий, то заправка затруднена и медлительна, т.к. в баллоне высокое давление, которое препятствует заправке. Но есть хитрый фокус. Трудности, как правило, возникают только при завершении заправки, т.к. давление при наполнении баллона повышается. Чтобы процесс продолжался, необходимо раскачивать кузов авто в поперечном направлении, а для баллона это в продольном. Газ охлаждает стенки баллона и давление падает.

Если работник АЗС отвлекся, то внимательно следите за соединением пистолет-ВЗУ, особенно, если последнее стоит у вас в багажнике или под углом. Иногда газ прорывается через уплотнитель, что не есть хорошо, т.к. это и экономические потери (деньги на ветер) и неприятный запах. Ах, да! Перед заправкой обязательно убедитесь в том, что наполнительный вентиль открыт полностью.И как совет – глушите двигатель при заправке. При выключении зажигания закрываются все клапаны, что защитит редуктор от перепадов давления. Вот баллон полон, можно в путь, но все же не спешите. Проверьте, полностью ли открыт расходный вентиль на мультиклапане (баллон). Если да, то, не забыв одеть на ВЗУ крышечку (а их часто теряют), садимся за руль и... Заводим двигатель на бензине, если он не прогрет – прогреваем. Переход на газ осуществляется в два этапа: 1) Сначала на переключателе ставим режим «ничего», дожидаемся выработки бензина. На карбюраторных машинах это займет большее время. 2) Как только двигатель пробует заглохнуть, включаете режим «Газ». Как правило, двигатель не останавливается, но, может, и понадобится применение стартера. В случае обратного перехода на бензин, переключатель переводится на «Бензин» сразу без задержки в нейтральном положении.При первом выезде на газе не спешите, поведение машины изменилось, требуется к этому привыкнуть. В действительности – зачем? Во-первых, на всякий случай, вдруг нежданно-негаданно газ закончится или возникнут проблемы с ГБО. Во-вторых, для прогрева двигателя. Можно, конечно, на газе прогревать, но в том случае, если: - температура +5 °С и выше; - вы уверенны на 100 и более процентов, что отсутствуют проблемы с двигателем; - если прогрев на бензине 1-2 раза на этой неделе уже осуществлялся; - если запуск на бензине не представляется возможным. Для карбюраторных двигателей Автоэксперт рекомендует хотя бы 1-2 раза в неделю запускать и прогревать на бензине, т.к. их необходимо периодически «взбадривать». Дело в том, что, несмотря, казалось бы, на выработанный бензин, при переходе на газ он все-таки остается в поплавковой камере. Это позволяет: сохранить целым поплавок (в пустой камере, при движении, он бьется о стенки); поддерживать в «тонусе» диафрагму ускорительного насоса. Для всех типов двигателей периодическое использование бензина помогает промывать систему – жиклеры, форсунки, клапаны и т.п. При этом надо заметить, если вы оставили машину, не переключив на бензин, завести ее на нем потом будет достаточно сложно (только карбюраторная). Поэтому очень удобно, подъезжая к месту стоянки переключиться на бензин, и запуск будет беспроблемным. Если вы все-таки решили заводить ее на газе, то перед тем, как остановить двигатель, переведите переключатель в положение «ничего» и дождитесь, пока двигатель не заглохнет сам. Зачем? Чтобы выработать газ из редуктора, что повышает безопасность, продлевает жизнь диафрагмам редуктора и за одно проверяет работоспособность газового клапана.Если двигатель не глохнет, то скорее на СТО, клапан неисправен! Менее критично, если не глохнет после переключения «Бензин-ничего». В этом случае нельзя только переходить на газ. Перед длительной стоянкой (3 дня и более) желательно перевести на бензин и закрыть оба вентиля на баллоне. При эксплуатации газобаллонного автомобиля необходимо придерживаться следующих правил, которые относятся в основном к карбюраторным авто. Запуск холодного и прогретого двигателя на газе, если смеситель стоит между карбюратором и впускным коллектором, необходимо производить при закрытом дросселе (педаль «газа» не трогаем) и открытой воздушной заслонке (подсос утоплен) – прямо как на инжекторных. Реакция на вытягивание подсоса несколько неадекватна. Сначала обороты немного растут, а потом резко падают – это переобогащение смеси. Из этого вытекает второй совет – газ требует больше воздуха, чем бензин, соответственно, требуется более частая смена воздухофильтра (на любом авто). Кроме того, с фильтра карбюраторного двигателя надо снять войлок – сопротивление снизится. Автоэксперт рекомендует менять фильтр 2 раза в год – перед началом лета и осенью (зимой пыли меньше). Плюс ко всему, если предусмотрено конструкцией, необходимо после каждой 1000 км сливать конденсат из редуктора при прогретом двигателе.Осторожно! Редуктор и конденсат в нем горячие! Конденсат имеет характерный запах одоранта, поэтому будьте аккуратны, работайте в перчатках и старайтесь не проливать его, заранее побеспокойтесь о тряпке. Остывший конденсат становится густым, поэтому и сливают его на прогретом двигателе. Рациональней это сделать после поездки. Большинство пробок редукторов имеют на наружной поверхности насечки, а внутри шестигранник под ключ. Заворачивать же пробку можно и от руки – это позволить потом ее также от руки и отвернуть. А также крайне желательно производить внешний осмотр. Конечно, операции по ремонту и ТО, связанным с разборкой, даже частичной, необходимо производить на СТО. Но всё же есть ряд нехитрых работ, которые поддадутся владельцу без проблем. Это в основном работы по выявлению видимых дефектов и утечек. Если с первым всё понятно, то со вторым давайте разберемся. Приготовьте мыльный раствор и помазок, запустите двигатель на газе. Намыливая помазком соединения, проверяйте отсутствие утечки по отсутствию пузырения.При выявлении возможных утечек газа не курить! Проверяются стыки (соединения): - трубка или клапан ВЗУ; - трубки и фланец мультиклапана на баллоне (вентили открыты); - трубки и фланец фильтра на газовом клапане; - трубки редуктора. Как правило, проверка герметичности смесителя не требуется, т.к. он работает под низким (практически атмосферным) давлением. Кроме того, проверьте, не подтекает ли охлаждающая жидкость из-под штуцеров крепления шлангов на редукторе. Не забывайте сдавать раз в 2 года баллон на проверку. А через 3-5 лет или 30-50 тыс. км (в зависимости от качества газа, ГБО и температурных условий) придется заменить резиновые (или силиконовые) уплотнители. При соблюдении правил эксплуатации и качественном газе мембраны (диафрагмы) в редукторе служат долго (более 5 лет), но в случае выхода их из строя можно заменить, приобретя ремкомплект.

Вот так примерно обстоят пропанобутановые дела.

Говоря о плюсах и минусах установки газа на авто, мы также сказали о том, что помимо смеси пропана и бутана, также используется метан. Но подробно этот газ Автоэксперт не рассматривал, рекомендовать тоже не стал и вот почему. Метан (СН4) – углеводородный газ легче воздуха и в 4-5 раз дешевле бензина АИ-80. Вот его бы поставить! Но не всё так однозначно. Бесспорный плюс метана, даже в сравнении с пропанобутановой смесью – очень низкая цена. Но это дезавуируется множеством минусов. Стоимость метанового ГБО и его установки достаточно велика (в разы дороже, чем пропанового ГБО). Очень мало метановых заправок (опять-таки меньше, чем пропановых). Громоздкое и тяжелое ГБО. Последнее связано с тем фактом, что у метана очень низкая критическая температура, т.е. уже при нормальной температуре не удастся удержать жидкость от кипения. Это заставляет не сжижать его, а сжимать. Для того чтобы вошло больше, увеличивают давление до 200 атм., против 16 атм. у пропана. Что приводит к утолщению баллона и трубопроводов и, естественно, к увеличению массы, а также к непостоянству давления из-за зависимости от заполнения баллона. Кроме того, сжатый газ куда менее энергоемок, чем сжиженный. Т.е. на баллонах одинаковой вместительности, авто на сжиженном газе пройдет бОльший путь. Например, на 50-ти литровом баллоне автомобиль ВАЗ 2101...07 проходит 450...500 км, тогда как на метане в тех же условиях он пройдет 100...150 км. Мало? Тогда надо увеличивать объем баллона, а это приведет к тому, что авто будет возить одни баллоны, т.к. грузоподъемность не резиновая. Для сравнения: пропан-бутановый баллон изготовлен из стали, с толщиной стенок 3...4 мм, а метановый – 8...10 мм, т.е. даже сам баллон будет в 2-2,5 раза тяжелей пропанового.

Это всё делает применение метанового ГБО на легковых авто практически невозможным.

Завершая рассказ, затронем тему техники безопасности при эксплуатации авто на газе. По физико-химическим свойствам, газ более безопасен, чем бензин, у него выше температура самовоспламенения и выше концентрационные показатели. Многие скажут, что баллон в багажнике – это ужасно. Но, вникнув в суть дела можно понять, что ничего ужасного тут нет. Как известно из курса химии любые вещества горят только в присутствии окислителя, например, кислорода воздуха, тогда как взрыв возникает только в герметичном (закрытом) пространстве. Баллон герметичен, но, увы, к разочарованию скептиков, там нет воздуха. А, если баллон разорвет? Да, тогда газ будет контактировать с воздухом, но взрыва не будет, т.к. закрытым объемом в этом случае и не пахнет. Исключение в этой ситуации – гараж. Вот почему официально и нельзя хранить газовую машину в гараже. А, если и хранить ее там, то требуется закрыть все вентили. А вдруг ДТП? Во-первых, как правило, наиболее страшные и тяжелые ДТП – это лобовые, они и самые частые, на втором месте – боковые. Но даже в случае ДТП баллон способен выдержать достаточно сильный удар, т.к. он рассчитан с достаточно большим запасом по прочности. Причем Автоэксперт должен сказать, что по статистике такие прецеденты уже были, и баллоны оставались целы. И почему многие думают, что баллон с толстыми стальными стенками опасней бензобака с толщиной стенки как у жестебанки. А насколько безопасен бензобак? Бак тонок, и пробить его можно достаточно просто, кроме того, бак находится ближе к заднему бамперу и у него меньше «форы» по отношению к баллону, до которого нужно сплющить весь багажник. А что если в баке хранить как можно меньше бензина? Тут палка о двух концах. С одной стороны малое количество бензина уменьшает пожарную нагрузку, но с другой – увеличивает тяжесть последствий от взрыва, т.к. бензина мало, а воздуха много. При этом бензин плещется и интенсивно испаряется. А, как известно сами жидкости не горят – горят их пары. Бак же герметичен и вероятность взрыва достаточно велика. Т.о. басни про опасность эксплуатации газобаллонных автомобилей, так и остаются баснями. А все неприятности опять-таки возникают из-за невнимания или небрежности самого владельца авто, который игнорирует правила эксплуатации и обслуживания ГБО. Чтобы избежать многих неприятностей следует перевести питание на бензин и перекрыть подачу газа от баллона в случаях:

- появления запаха газа в салоне;

- неустойчивой (некорректной) работы двигателя. Возобновить работу на газе можно только после устранения причин. Кроме того, запрещается: - эксплуатация газобаллонного автомобиля с истекшим сроком освидетельствования газового баллона; - работа двигателя газобаллонного автомобиля при неисправном газовом оборудовании и наличии утечек газа из системы; - ставить автомобиль с неисправным газовым оборудованием в закрытое помещение, например, в гараж; - въезжать и выезжать из гаража на газе; - хранить автомобиль в гараже с открытыми вентилями мультиклапана; - производить какой-либо ремонт, замену газобаллонной аппаратуры или основных агрегатов при наличии газа; - подтягивать гайки соединений ГБО, находящиеся под давлением; - производить выпуск газа из баллона и из системы в помещении; - производить проверку герметичности соединений открытым огнем; - стоять во время заправки возле газонаполнительного шланга.

Соблюдая все эти правила по технике безопасности и эксплуатации (а это несложно), ездить можно так же спокойно и уверенно, как вы это делали до установки ГБО на свой автомобиль. Об экономии же говорилось, вы ее однозначно почувствуете при каждой заправке.

Нравится? Поделись!


Смотрите также