Показания ареометра для аккумулятора
Советы как пользоваться ареометром для аккумулятора
Измерение плотности электролита в аккумуляторе является неотъемлемой частью ухода за конструкцией. Для того, чтобы периодически производить эту проверку используется специальные методы и приборы. Однако в этом случае важно многое учесть.
Для того, чтобы удостовериться в плотности электролита в аккумуляторе необходимо использовать прибор, который называется ареометр. В некоторых случаях его называют денсиметр, но это понятие не достаточно точное.
Большинство ареометров состоит из следующих частей:
- Стеклянная трубка
- Поплавок — пикнометр
- Специальная резиновая груша, для взятия пробы жидкости
- Эрганомичный наконечник
Следует помнить, что во время проверки плотности электролита, ареометр должен находиться в состоянии покоя, не касаясь стеклянных стенок, поэтому держать его необходимо вертикально перед лицом.
Инструкция: как правильно проверить плотность
- Первым делом начать нужно со сборки самого прибора. Поплавок помещается в стеклянную колбу, с одной стороны которой надевается груша, а с другой наконечник и пробка.
- Далее следует набрать жидкость в колбу. Сжать грушу, постепенно ослабляя хватку. Результатом должен стать спокойно плавающий в жидкости в вертикальном положении поплавок.
- Считать значение по шкале, в том месте, где прибор соприкасается с жидкостью.
- Конечным пунктом станет обязательная промывка устройства. Это не позволит ошибаться показаниям при дальнейшей эксплуатации прибора.
Нельзя игнорировать меры осторожности в обращении с электролитом, так как серная кислота опасна для здоровья!
Принцип работы: определение отношения массы жидкости к объему поплавка-пикнометра
Плотность электролита, в качестве которого используется раствор серной кислоты, в АКБ измеряется в г/см3. Она зависит от концентрации самого раствора, а также от степени заряда аккумулятора, так как при разрядке батареи некоторое количество серной кислоты перемещается в пластины и плотность снизится.
По этой причине плотность АКБ необходимо измерять при температуре около 25 °С и с полным зарядом аккумулятора. В новой заряженной батарее она должна составлять 1.28±0.01 г/см3. В зависимости от климата и сезона, показания могут меняться. Нормативные показатели плотности кислот и щелочей, используемые в качестве электролита, составляют от 1,22 до 1,29 г/см3 при температуре от 20 до 30 °С.
По мере разрядки аккумулятора плотность будет снижать показания. При разряде АКБ в половину показательно плотности будет около 1.20±0.01 г/см3. При полной разрядки плотность составит не более, чем 1.10±0.01 г/см3.
Плотность снижает показатели на 0,01 г/см3 от нормы, когда аккумулятор разряжен на 5 процентов. Частая подзарядка может навредить работе устройства, поэтому нормализовать плотность жидкости можно при помощи дистиллированной воды.
Одной из разновидностей ареометра для автомобилистов является прибор с набором поплавков разной массы и с идентичным объемом в стеклянном сосуде. Каждый из них оснащен одной меткой. Принцип этого механизма в том, что поплавок с наиболее близким значением всплывет, когда как остальные утонут.
Важно! При стабильной завышенной плотности электролита срок жизни АКБ укорачивается.
Особенности и точность измерений
При считывании показателей с ареометра, следует учитывать небольшую особенность. Более точный показатель показан не в точке соприкосновения воды и поплавка, а с мениска. Так называется нижняя часть искривление поверхности жидкости. Показатели списывать следует именно с этой нижней части, таким образом информация будет более достоверна.
Недостатки устройства:
- В некоторой степени большое количество жидкости, которая подвергается измерению
- Шкала нелинейна
- Небольшой интервал величин, которые измеряются, ограничивается начальным участком шкалы.
- Наружная поверхность цилиндрического поплавка подвержена загрязнению
- Капиллярные характеристики жидкостей различны, что неблагоприятно сказывается на результат проверки.
Если показания для желательной температуры по измерения плотности электролита не соблюдаются необходимо произвести расчеты ссылаясь на следующие данные:
Расчет при отклонении от нормы | |||||||
Температура измеряемого вещества, °C | -20°С | -10°С | 0°С | 10°С | 20°С | 30°С | 40°С |
Величина поправки для электролита, г/см куб. | -0,035 | -0,025 | -0,014 | -0,007 | 0,007 | 0,014 |
Обнаруживаемые неполадки
Одно из приемуществ ареометра заключается в безопасности измерения плотности жидкостей с точностью 0,05-0,1%. К тому же такой способ требует не большого количества вещества для измерения.
Аккумулятор в автомобиле исправно выполняет свою работу при таком показании электролита: при температуре 25 градусов 1.28 г/см3. Подобный результат в значениях имеется у новых АКБ, с должной сертификацией.
В том случае, если показания о плотности электролита в одной из банок аккумулятора ниже, это указывает на короткое замыкание: смыкание свинцовых пластин и как следствие — поломка аккумуляторной батареи.
Если же плотность ниже нормы во всем аккумуляторе, это может указать на такие неполадки, как:
- Сильная разрядка аккумулятора, снижение его работоспособности.
- Произошла одна из стадий сульфатации (распад серной кислоты).
- Батарея подверглась сильному износу, из-за постоянной работы двигателя только на ней.
- Батарея устарела и нуждается в замене.
- Бракованный аккумулятор.
- Аккумулятор является ненадежной подделкой.
При неверных показания плотности электролита, проблемы следует исправить. Стоит помнить, что в том случае, если плотность низкая только в одной из банок — аккумулятор не подлежит исправлению и его следует заменить.
Это интересно: На что нужно обращать внимание, выбирая АКБТочную причину неполадок поможет установить дополнительные замеры напряжения с нагрузкой и без нее.
Внимание! Во время работы аккумуляторы теряют часть воды, снижая этим уровень жидкости над пластинами увеличивая концентрацию кислоты. По этой причине, перед проверкой необходимо проверить уровень электролита. Принятый за норму уровень — 10-15 мм выше верхней черты сепараторов.
Советы и тонкости
Для того, чтобы сохранить достоверность показаний ареометра, необходимо следовать некоторым правилам:
- Рекомендуется тщательно выбрать одежду, в которой будет проводиться проверка. Попадание кислоты на кожу приводит к появлению ожогов, поэтому пренебрегать техникой безопасности крайне не желательно. При контакте с одеждой кислота может привести ее в негодность.
- Если не правильно держать ареометр во время проверки, поплавок может застрять, тем самым исказив показания. Держать его нужно в вертикальном положении, чтобы тот не касался до стекла.
- После замера плотности электролита, обязательно промойте ареометр водой от остатков кислоты, чтоб те не разъедали элементы устройства.
- Чем ниже показатель плотности в полностью посаженном устройстве, тем оно дольше проработает.
Почему проверка так важна?
Регулярная проверка плотности электролита поможет предвидеть и устранить неполадки в устройстве. Со временем эксплуатации аккумулятора, он так или иначе будет работать хуже, чем в первый день после покупки. Поэтому следует за ним ухаживать и следить, тогда он сможет прожить до 10 лет.
Важно! Следует избегать доливание электролита из других аккумуляторов, это приведет к снижению срока службы прибора.
Плотность электролита зимой должна составлять 1,27 г/см3. Более низкий показатель влияет на работу устройства, автомобиль будет сложнее заводиться, иногда приводит к замерзанию электролита.
Использование аккумулятора с низким зарядом при низкой температуре может привести к разрушению свинцовых пластин. Определить разряженность так же позволяет проверка плотности: чем меньше плотность, тем более разряжена батарея.
Полезное видео
Несложная операция по замеру плотности ареометром пполностью представлена в данном ролике.
Заключение
В целом, плотность определяет емкость АКБ и его срок эксплуатации. Каждый прибор нуждается в постоянном контроле и уходе. Одним из вариантов оказать аккумулятору должное внимание — регулярно проверять его плотность, с помощью ареометра. При таком отношении не будет сюрпризов в поломках и можно будет предсказать грядущие неполадки.
Советы как пользоваться ареометром для аккумулятора
Измерение плотности электролита в аккумуляторе является неотъемлемой частью ухода за конструкцией. Для того, чтобы периодически производить эту проверку используется специальные методы и приборы. Однако в этом случае важно многое учесть.
Для того, чтобы удостовериться в плотности электролита в аккумуляторе необходимо использовать прибор, который называется ареометр. В некоторых случаях его называют денсиметр, но это понятие не достаточно точное.
Большинство ареометров состоит из следующих частей:
- Стеклянная трубка
- Поплавок — пикнометр
- Специальная резиновая груша, для взятия пробы жидкости
- Эрганомичный наконечник
Следует помнить, что во время проверки плотности электролита, ареометр должен находиться в состоянии покоя, не касаясь стеклянных стенок, поэтому держать его необходимо вертикально перед лицом.
Инструкция: как правильно проверить плотность
- Первым делом начать нужно со сборки самого прибора. Поплавок помещается в стеклянную колбу, с одной стороны которой надевается груша, а с другой наконечник и пробка.
- Далее следует набрать жидкость в колбу. Сжать грушу, постепенно ослабляя хватку. Результатом должен стать спокойно плавающий в жидкости в вертикальном положении поплавок.
- Считать значение по шкале, в том месте, где прибор соприкасается с жидкостью.
- Конечным пунктом станет обязательная промывка устройства. Это не позволит ошибаться показаниям при дальнейшей эксплуатации прибора.
Нельзя игнорировать меры осторожности в обращении с электролитом, так как серная кислота опасна для здоровья!
Принцип работы: определение отношения массы жидкости к объему поплавка-пикнометра
Плотность электролита, в качестве которого используется раствор серной кислоты, в АКБ измеряется в г/см3. Она зависит от концентрации самого раствора, а также от степени заряда аккумулятора, так как при разрядке батареи некоторое количество серной кислоты перемещается в пластины и плотность снизится.
По этой причине плотность АКБ необходимо измерять при температуре около 25 °С и с полным зарядом аккумулятора. В новой заряженной батарее она должна составлять 1.28±0.01 г/см3. В зависимости от климата и сезона, показания могут меняться. Нормативные показатели плотности кислот и щелочей, используемые в качестве электролита, составляют от 1,22 до 1,29 г/см3 при температуре от 20 до 30 °С.
По мере разрядки аккумулятора плотность будет снижать показания. При разряде АКБ в половину показательно плотности будет около 1.20±0.01 г/см3. При полной разрядки плотность составит не более, чем 1.10±0.01 г/см3.
Плотность снижает показатели на 0,01 г/см3 от нормы, когда аккумулятор разряжен на 5 процентов. Частая подзарядка может навредить работе устройства, поэтому нормализовать плотность жидкости можно при помощи дистиллированной воды.
Одной из разновидностей ареометра для автомобилистов является прибор с набором поплавков разной массы и с идентичным объемом в стеклянном сосуде. Каждый из них оснащен одной меткой. Принцип этого механизма в том, что поплавок с наиболее близким значением всплывет, когда как остальные утонут.
Важно! При стабильной завышенной плотности электролита срок жизни АКБ укорачивается.
Особенности и точность измерений
При считывании показателей с ареометра, следует учитывать небольшую особенность. Более точный показатель показан не в точке соприкосновения воды и поплавка, а с мениска. Так называется нижняя часть искривление поверхности жидкости. Показатели списывать следует именно с этой нижней части, таким образом информация будет более достоверна.
Недостатки устройства:
- В некоторой степени большое количество жидкости, которая подвергается измерению
- Шкала нелинейна
- Небольшой интервал величин, которые измеряются, ограничивается начальным участком шкалы.
- Наружная поверхность цилиндрического поплавка подвержена загрязнению
- Капиллярные характеристики жидкостей различны, что неблагоприятно сказывается на результат проверки.
Если показания для желательной температуры по измерения плотности электролита не соблюдаются необходимо произвести расчеты ссылаясь на следующие данные:
Расчет при отклонении от нормы | |||||||
Температура измеряемого вещества, °C | -20°С | -10°С | 0°С | 10°С | 20°С | 30°С | 40°С |
Величина поправки для электролита, г/см куб. | -0,035 | -0,025 | -0,014 | -0,007 | 0,007 | 0,014 |
Обнаруживаемые неполадки
Одно из приемуществ ареометра заключается в безопасности измерения плотности жидкостей с точностью 0,05-0,1%. К тому же такой способ требует не большого количества вещества для измерения.
Аккумулятор в автомобиле исправно выполняет свою работу при таком показании электролита: при температуре 25 градусов 1.28 г/см3. Подобный результат в значениях имеется у новых АКБ, с должной сертификацией.
В том случае, если показания о плотности электролита в одной из банок аккумулятора ниже, это указывает на короткое замыкание: смыкание свинцовых пластин и как следствие — поломка аккумуляторной батареи.
Если же плотность ниже нормы во всем аккумуляторе, это может указать на такие неполадки, как:
- Сильная разрядка аккумулятора, снижение его работоспособности.
- Произошла одна из стадий сульфатации (распад серной кислоты).
- Батарея подверглась сильному износу, из-за постоянной работы двигателя только на ней.
- Батарея устарела и нуждается в замене.
- Бракованный аккумулятор.
- Аккумулятор является ненадежной подделкой.
При неверных показания плотности электролита, проблемы следует исправить. Стоит помнить, что в том случае, если плотность низкая только в одной из банок — аккумулятор не подлежит исправлению и его следует заменить.
Точную причину неполадок поможет установить дополнительные замеры напряжения с нагрузкой и без нее.
Внимание! Во время работы аккумуляторы теряют часть воды, снижая этим уровень жидкости над пластинами увеличивая концентрацию кислоты. По этой причине, перед проверкой необходимо проверить уровень электролита. Принятый за норму уровень — 10-15 мм выше верхней черты сепараторов.
Советы и тонкости
Для того, чтобы сохранить достоверность показаний ареометра, необходимо следовать некоторым правилам:
- Рекомендуется тщательно выбрать одежду, в которой будет проводиться проверка. Попадание кислоты на кожу приводит к появлению ожогов, поэтому пренебрегать техникой безопасности крайне не желательно. При контакте с одеждой кислота может привести ее в негодность.
- Если не правильно держать ареометр во время проверки, поплавок может застрять, тем самым исказив показания. Держать его нужно в вертикальном положении, чтобы тот не касался до стекла.
- После замера плотности электролита, обязательно промойте ареометр водой от остатков кислоты, чтоб те не разъедали элементы устройства.
- Чем ниже показатель плотности в полностью посаженном устройстве, тем оно дольше проработает.
Почему проверка так важна?
Регулярная проверка плотности электролита поможет предвидеть и устранить неполадки в устройстве. Со временем эксплуатации аккумулятора, он так или иначе будет работать хуже, чем в первый день после покупки. Поэтому следует за ним ухаживать и следить, тогда он сможет прожить до 10 лет.
Важно! Следует избегать доливание электролита из других аккумуляторов, это приведет к снижению срока службы прибора.
Плотность электролита зимой должна составлять 1,27 г/см3. Более низкий показатель влияет на работу устройства, автомобиль будет сложнее заводиться, иногда приводит к замерзанию электролита.
Использование аккумулятора с низким зарядом при низкой температуре может привести к разрушению свинцовых пластин. Определить разряженность так же позволяет проверка плотности: чем меньше плотность, тем более разряжена батарея.
Полезное видео
Несложная операция по замеру плотности ареометром пполностью представлена в данном ролике.
Заключение
В целом, плотность определяет емкость АКБ и его срок эксплуатации. Каждый прибор нуждается в постоянном контроле и уходе. Одним из вариантов оказать аккумулятору должное внимание — регулярно проверять его плотность, с помощью ареометра. При таком отношении не будет сюрпризов в поломках и можно будет предсказать грядущие неполадки.
Устройство, принцип действия и шкала прибора ареометр
Есть одна проблема, которая хоть раз, но случалась у любого автомобилиста. Она заключается в неправильной работе аккумулятора, хотя жидкость, которая используется в качестве электролита, присутствует там в достаточном количестве. Чтобы устранить неполадки, нужно проверять не объём вещества, которое находится внутри, а его плотность. Для этого используют прибор под названием ареометр, шкала которого как раз и показывает эту характеристику.
Важность плотности электролита
В качестве автомобильных аккумуляторов в основном используют свинцово-кислотные батареи. Электролитом в них выступает серная кислота, а точнее — её водный раствор. Именно от её удельного веса и зависит нормальная работа этой комплектующей. Такое состояние ещё называют степенью закислённости смеси.
Измеряется она в граммах на кубический сантиметр. Типовые значения составляют при нормальной температуре 25 градусов Цельсия. Основные показатели:
- В стартерной батарее — 1,26−1,28.
- В стационарной — 1,22−1,23.
Допустимое отклонение при этом не должно превышать 0,01 г/см3.
Во время заряда и разряда любой аккумулятор испаряет некоторое количество воды внутри. Это ведёт к увеличению концентрации соляной кислоты в растворе, что имеет негативное влияние на ресурс.
Интенсивность испарения имеет зависимость от таких параметров, как расходные материалы, применяемые для сборки батарей, пригодность и актуальность оборудования, на котором они производятся. Низкая плотность может возникать из-за наличия короткого замыкания внутри корпуса при соприкосновении пластин, обрывов и слишком низкого уровня остаточного заряда.
Известно, что снижение объёма воды, которая должна быть внутри, негативно влияет на работу АКБ. Её избыток тоже может приводить к неприятным последствиям. Так, перелив через край смеси приводит к серьёзной коррозии корпуса и окружающих деталей, разрушению контактных клемм и сильной растворённости электролитической жидкости.
Рекомендуем: Диагностика автомобильной аккумуляторной батареиПринцип действия ареометра
Чтобы измерить плотность жидкостей внутри аккумулятора, есть специальный прибор — ареометр. Он выглядит как большая пипетка, внутри которой находится рабочее тело с нанесёнными на него измерительными шкалами. Одна из них позволяет измерять плотность электролита, другая — уровень тосола.
Принцип действия ареометра можно объяснить законом гидростатики: сила, с которой жидкость выталкивает объект, будет равняться её плотности. Таким образом, чем она плотнее, тем менее значительным будет то усилие, с которым она пытается вытолкнуть на поверхность объект, погружённый в её толщу.
Устройство ареометра простое, он состоит из таких частей:
- Колба для забора жидкости.
- Резиновая груша, создающая внутри отрицательное давление, всасывающее электролит.
- Рабочее тело со стеклянным поплавком, измерительной шкалой и балластом, который позволяет ему оставаться на плаву.
Чтобы измерить ареометром плотность, нужно осуществить несколько простых действий. Стоит заметить, что все процедуры следует проводить при температуре, близкой к значениям комнатной. Если аккумулятор до этого был на морозе или под воздействием жары, лучше дать ему постоять до того момента, когда он нагреется или, наоборот, остынет. Это необходимо для того, чтобы снять как можно более точные показатели: температура сильно влияет на величину плотности жидкости.
Принцип правильного использования прибора:
- Сборка. Плавающее тело со шкалой помещается в заборную колбу, к которой подсоединяются груша и пипетка.
- Далее нужно сжать грушу, погрузить пипетку в жидкость и набрать в неё небольшой объём электролита.
- Считать показатели.
Шкала прибора, как правило, выполнена так, что разберётся в его показателях любой человек. В случае с измерением уровня электролита данные будут в процентах от общего объёма жидкости внутри. Если он высок, значит, аккумулятор заряжен и исправен. Если низок — необходима зарядка. Когда поплавок погрузился ниже критического значения, батарею придётся заменить, так как причиной этого могут быть обрывы электрической цепи внутри или неисправные электроды.
Чтобы ареометр служил дольше, после каждого использования нужно промывать его проточной водой. Электролитическая жидкость содержит растворы кислот и отдающих ионы металлов, а потому может повредить стеклянные компоненты и привести к выходу их из строя.
Разновидности устройства
Так как метод определения плотности путём измерения выталкивающей силы может применяться не только в случае с автономными источниками питания, существует несколько видов ареометров. Они отличаются как по величине, которую определяют, так и по назначению для различных типов смесей.
Так как величина плотности в математическом определении является отношением массы к объёму, по виду производимого измерения приборы делятся на ареометры постоянной массы и постоянного объёма.
Нанесённые на плавающее тело шкалы позволяют применять прибор в разных областях практических измерений. Например:
- Солемеры — устройства для определения концентрации солей в водном растворе. Используются, кроме прочего, для того, чтобы узнать степень засоленности почвы разных районов.
- Лактометры — измеряют жирность молочной продукции.
- Спиртометры — процентное соотношение спирта и растворяющей жидкости для определения крепости алкогольных напитков и продуктов брожения.
- Сахарометры — позволяют узнать степень концентрации сахаров, растворённых в воде или другой жидкости.
Чтобы повысить точность проводимых операций по измерению величин, кроме нанесённого на ареометр рисунка со шкалами он комплектуется термометром. Это позволяет добиться сравнительных результатов по влиянию температуры на конкретную жидкость и изучить механизм её изменения при потеплении или похолодании.
Техника безопасности при работе
Одним из действующих веществ внутри аккумулятора является соляная кислота, поэтому любой забор жидкости для измерений опасен для человека. Должны соблюдаться меры безопасности при работе с ареометрами.
Все действия нужно выполнять в плотных резиновых перчатках и одежде с длинными рукавами. Для защиты глаз можно использовать пластиковые или стеклянные очки. Рекомендуется использовать плотный передник, который убережёт одежду от порчи.
Рекомендуем: Автомобильные аккумуляторы АктехЕсли электролит каким-то образом всё же попал на кожу или в глаза, необходимо незамедлительно промыть область поражения большим количеством проточной воды, чтобы избежать повреждения тканей и органов. Нейтрализация активной щёлочью здесь не поможет, так как полученные соединения могут только усилить ожог. Лучше добиваться понижения концентрации обычной водой.
Из-за большой токсичности веществ, образующихся внутри аккумулятора в процессе его работы и зарядки, нужно обеспокоиться хорошей вентилируемостью помещения, в котором будут проводиться замеры. Иначе можно получить серьёзные ожоги дыхательных путей и лёгких парами кислот.
После работы с прибором его нужно тщательно промыть под проточной водой для удаления кислоты с поверхности заборной пипетки и внутренних стенок устройства. Коррозийные и плавящие свойства кислот могут негативно влиять на долговечность ареометра.
Как проверить аккумулятор - Основы электроники
Сегодняшняя статья посвящена проверки аккумулятора автомобиля.
В процессе эксплуатации автомобиля мы периодически сталкиваемся с вопросом как проверить аккумулятор. Обычно это происходит в двух случаях, при покупке нового аккумулятора и при возникновении проблем с аккумулятором уже в процессе эксплуатации.
Вот и я вам советую: не хотите проблем, особенно зимой, своевременно проверяйте аккумулятор на его работоспособность в качестве источника ЭДС для вашего автомобиля, так как в некоторых режимах работы АКБ может быстро прийти в негодность. Причиной этому являются частые недозаряды или перезаряды аккумулятора автомобиля.
Причиной недозаряда могут быть частые поездки на короткие расстояния, включения режима прогрева в зимнее время, а также неисправность регулятора напряжения генератора автомобиля. Вследствие этого возникает такое неприятное явление как сульфатация пластин аккумулятора. Явление плохое и это тема отдельной статьи, поэтому если не хотите пропустить подписывайтесь на новые выпуски журнала «ЭЛЕКТРОН» внизу статьи.
Теперь о перезаряде. Перезаряд может привести к осыпанию пластин, а если АКБ не обслуживаемый, то и к его механической деформации. А возникает перезаряд, если в результате неправильной работы регулятора напряжения на аккумулятор выдается завышенное напряжение с генератора, а так же в результате длительных и затяжных поездок на высоких оборотах двигателя.
Надеюсь, я вас убедил, что вопрос как проверить аккумулятор вы должны знать, дабы не привести свой АКБ в кусок свинца стоимостью в 300 рублей (в лучшем случае) и вовремя применять меры по увеличению срока службы аккумулятора.
В общем, процесс проверки аккумулятора я бы посоветовал проводить с выполнением следующих пунктов.
1. Внешний осмотр аккумулятора
2. Проверка уровня электролита в аккумуляторе
3. Проверка плотности электролита в аккумуляторе
4. Измерение напряжения на аккумуляторе вольтметром или мультиметром
5. Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой.
Итак, начнем.
Внешний осмотр аккумулятора
Внешний осмотр аккумуляторной батареи я советую проводить при любом удобном случае, когда вы заглядываете под капот своего авто. Причины этого действия лежат на поверхность аккумулятора. А именно в процессе эксплуатации на поверхности аккумулятора накапливается грязь, влага, потеки электролита (испарение при кипении). Все это приводить к возникновению токов саморазряда АКБ. И если к этому добавить окисленные клеммы аккумулятора, а еще токи утечки на электронику автомобиля, то и получается если вовремя не подзарядить батарею, то возникнет глубокий разряд аккумулятора, а частые глубокие разряды прямая дорога к сульфатации пластин и уменьшению срока службы аккумулятора.
Убедиться в наличии саморазряда можно подключив один щуп вольтметра на клемму АКБ а другим провести по поверхности аккумулятор, при этом вольтметр покажет какое-то напряжение, соответствующе определенному току саморазряда батареи.
Обычно потеки электролита убираются раствором соды в воде (чайная ложка на стакан воды), что и понятно: электролит-кислота, раствор соды – щелочь (для того кто химию не помнит!).
Клеммы зачищаются мелкой наждачной бумагой и проверяется надежность их соединения с проводами и АКБ.
Ну и обратите внимания на корпус в целом. В случае плохого крепления аккумулятора, особенно в морозы, когда пластиковый корпус довольно хрупок, могут возникнуть трещины в корпусе.
Проверка уровня электролита в аккумуляторе.
Следующим этапом, после проверки и устранения саморазряда автомобильного аккумулятора необходимо произвести проверку уровня электролита в нем. Конечно, это касается только обслуживаемых аккумуляторных батарей.
Проверка уровня электролита производится специальной стеклянной уровнемерной трубкой, при этом уровень электролита должен быть в пределах 10-12 мм над пластинами АКБ.
Уровнемерная трубка это обычная стеклянная трубка с нанесенными на нее делениями в миллиметрах. Для того, что бы замерить уровень электролита необходимо трубку поместить в заливное отверстие АКБ до соприкосновения с сеткой сепаратора, верхний конец трубки зажать пальцем и вытащить трубку. Верхний уровень электролита в уровнемерной трубке будет соответствовать уровню электролита в аккумуляторе.
В основном заниженный уровень является следствием «выкипания» электролита, в этом случае уровень электролита доводится доливкой дистиллированной воды.
Доливка в аккумулятор непосредственно электролита производится только в том случае, когда вы уверены, что понижение уровня произошло вследствие разливания электролита из батареи.
Перед тем как приступить к дальнейшей проверки аккумулятора необходимо оценить степень его заряженности и дальнейшую проверку аккумулятора производить после полной зарядки.
Определить степень заряженности можно двумя способами: либо измерить плотность электролита в аккумуляторе, либо измерить напряжение на аккумуляторе.
Проверка плотности электролита в аккумуляторе (для обслуживаемых АКБ)
Прибор для проверки плотности электролита в аккумуляторе называется – ареометр.
Для замера плотности электролита в аккумуляторе необходимо ареометр поместить в заливное отверстие аккумулятора, с помощью груши произвести забор электролита в колбу, так, что бы поплавок свободно плавал и снять показание плотности по шкале ареометра в соответствие с верхним уровнем электролита.
Значение плотности при 100 % заряженном аккумуляторе будет зависеть от температурных условий эксплуатации АКБ.
Таблица 1. Определение плотности электролита для различных климатических зон.
Причем следует знать, что уменьшение плотности на 0,01 г/см3 от номинального значения соответствует разряду аккумулятора на 5-6%.
Таблица 2. Степень разряженности батареи при различной плотности электролита.
Однако значения, приведенные в таблице, будут верными, если вы производили проверку плотности при температуре электролита 20-30 °С. Если температура отличается от этого диапазона, то следует к измеренному значению плотности прибавить (вычесть) поправку согласно таблице.
Таблица 3. Поправка к показанию ареометра при измерении плотности при различной температуре.
Обычно в автомобильных аккумуляторах, которые вы можете купить в магазине, плотность электролита соответствует 1,27 г/см3 . Допустим, при проверке плотности электролита в аккумуляторе ареометр показал значение 1,22 г/см3 (то есть плотность упала на 0,05 г/см3), то это значит, что АКБ разрядилась на 30 % от номинального значения.
В этом случае батарею необходимо зарядить. После этого, если АКБ исправна, то значение плотности электролита восстановится до номинального значения. Самое главное не допускайте разряда батареи больше чем на 50%.
Следует отметить, что от плотности электролита зависит температура его замерзания.
Таблица 4. Температура замерзания электролита различной плотности.
Поэтому низкая плотность электролита в зимнее время ведет к его замерзанию, стремительной потери емкости аккумулятора, а иногда даже к физическим деформациям и появлению трещин.
Измерение напряжения на аккумуляторе вольтметром или мультиметром
Оценить степень заряженности аккумулятора можно измерив напряжение на нем. Для этого необходим вольтметр или популярный в наше время прибор – мультиметр. Для измерения напряжение с помощью мультиметра, включите его в режим измерения постоянного напряжения, при этом диапазон установите выше максимального значения напряжения на заряженном аккумуляторе. Например, для популярного недорогого мультиметра серии DT-830 (M-830) это 20 вольт. Далее подключите черный (COM) щуп мультиметра на минус аккумулятора, красный (плюсовой) на плюс АКБ и снимите показания с дисплея мультиметра.
Напряжение полностью заряженного аккумулятора должно быть не менее 12,6 вольта. Если напряжение батареи менее 12 вольт, степень ее заряда упала больше чем на 50 %, аккумулятор необходимо срочно зарядить! Нельзя допускать глубоких разрядов АКБ, это ведет, повторюсь еще раз, к сульфатации пластин аккумулятора. Напряжение на аккумуляторной батареи величиной меньше 11,6 в означает, что батарея разряжена на 100 %.
Опять же нельзя жестко привязываться к конкретному значению напряжения, так как оно связано с плотностью электролита в аккумуляторе.
Автомобильный аккумулятор состоит из шести банок, соединенных последовательно. Напряжение одной банки можно вычислить по формуле:
Uб= 0,84 +ρ
где, ρ – плотность электролита;
Тогда напряжение на аккумуляторе будет равно:
Uакб = 6*(0.84 +ρ)
При плотности АКБ равной 1,27 г/см3 напряжение на аккумуляторе будет:
Uакб = 6*(0,84 +1,27) = 12,66 вольт
Соответственно при разной начальной плотности электролита в аккумуляторе будет и разной напряжение на нем.
Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой.
Однако, просто проверки напряжения на аккумуляторе не достаточно для полной и качественной оценки его работоспособности.
Следующим этапом необходимо проверить способность аккумулятора выполнять свои функции при подключении к нему нагрузки. Ведь может быть такой случай, когда при измерении напряжения определяется, что АКБ полностью заряжена, а «крутит двигатель» плохо или вообще не «крутит». Можно предположить, что у такого аккумулятора упала емкость в результате долгой, а чаще неправильной эксплуатации и разряжается он настольно быстро, что «умирает» за одну секунду.
Итак, чтобы проверить работу аккумулятора под нагрузкой используется нагрузочная вилка. Схема нагрузочной вилки приведена на рисунке.
То есть нагрузочная вилка представляет собой вольтметр с возможностью подключения параллельно с его выводами нагрузки. Для стартерных батарей сопротивление нагрузки выбирается в диапазоне 1-1,4 от емкости аккумулятора. Это считается максимальным разрядным током для аккумулятора. Не путать со стартерным током.
Сначала проводится измерение напряжения аккумулятора без нагрузки и определение степени его заряженности с помощью таблицы.
Таблица 5. Зависимость степени заряженности АКБ от напряжения на холостом ходу. (АКБ находится в покое не менее 24 часов).
Вторым этапом является измерение напряжение на аккумуляторе при подключенной нагрузки и определение степени заряженности согласно таблице. Снятие показание под нагрузкой производится в конце пятой секунды с момента подключения нагрузки.
Таблица 6. Зависимость степени заряженности АКБ от напряжения в конце 5 секунды тестирования нагрузочной вилкой.
Значения в данных таблицах взяты непосредственно из инструкции на нагрузочные вилки.
Таким образом, при 100% заряженном аккумуляторе напряжение, измеряемое под нагрузкой не должно быть меньше 10,2 вольта. В противном случае считается что аккумулятор недозаряжен и его необходимо зарядить.
Если же случилась такая ситуация, что без нагрузки аккумулятор показывает напряжение 100% заряженного аккумулятора, а при включении нагрузки напряжение сильно «просаживается» и сильно отличается от значений указанных в таблице, то значит, имеет место быть в таком аккумуляторе неисправность (сульфатация, короткозамкнутые пластины и т. д.).
Поэтому необходимо, если это возможно устранять неисправность или приобретать новый аккумулятор, что бы в один прекрасный день он вас не подвел.
Вот на сегодня и все. В этой статье я затронул только вопрос проверки аккумуляторной батарей. Как же правильно зарядить аккумулятор, попытаться восстановить его после сульфатации и многие другие вопросы я расскажу в следующих выпусках журнала ЭЛЕКТРОН.
Поэтому не забываем подписываться на новые выпуски интернет-журнала по электротехнике и электронике.
А теперь подробное видео о том как проверить аккумулятор автомобиля:
Как пользоваться ареометром для измерения плотности электролита?
Измерение плотности жидкости в аккумуляторе - одна из важных стадий тестирования и диагностики батареи. Достаточно провести измерения ареометром, чтобы получить достоверные данные о состоянии электролита. Плотность жидкости важна по многим причинам. Одной из них является возможное прикасание свинцовых пластик друг к другу и их последующее разрешение. Снижается плотность электролита по многим причинам. Первая - это естественное изменение состояния с годами эксплуатации аккумуляторной батареи. Вторая - постоянное доливание дистиллированной воды в банки аккумулятора, что вызывает разжижение электролита, но сохраняет его уровень. Добавлять в банки серную кислоту или готовый электролит с других аккумуляторов не стоит - это только ускорит выход из строя батареи.
Если вы заметили серьезные проблемы с автомобильной батареей, воспользуйтесь диагностическими методами, известными с давних времен. Для диагностики вам потребуется ареометр, который измеряет плотность электролита и расскажет о состоянии аккумуляторной батареи. Ниже в публикации мы рассмотрим, как пользоваться ареометром и как правильно читать данные, которые он предоставляет. Также рассмотрим особенности информации от этого прибора и возможные способы устранения неполадок, которые возникли.
Как пользоваться ареометром для измерения плотности жидкости в аккумуляторе?
Опустить прибор ареометр прямо в банки аккумулятора не представляется возможным, потому придется откачать немного электролита и проверить его плотность. Помните, что каждая банка аккумулятора работает независимо друг от друга, поэтому измерить плотность жидкости придется для всех присутствующих рабочих пространств. Откачать нужное количество жидкости в специальную колбу для последующего измерения можно с помощью любой трубки, один конец которой можно закрыть пальцем. Последовательность действий в данном случае будет следующей:
- убедитесь, что трубка не расплавится под влиянием агрессивной среды - кислоты из аккумулятора;
- вставьте часть трубки в банку, чтобы жидкость набралась внутрь и осталась на одном уровне во всей банке;
- закройте пальцем верхнее отверстие трубки, поднимите набранную жидкость и слейте ее в колбу;
- повторите этот процесс необходимое количество раз, чтобы получить нужное количество жидкости;
- далее в колбу нужно опустить ареометр, дождаться его выравнивания и посмотреть на цифру, которая находится на линии поверхности жидкости;
- эта цифра и будет означать плотность электролита в вашем аккумуляторе, которую вы ищете;
- далее следует проделать эту процедуру со всеми банками аккумулятора, чтобы получить достоверную картину состояния батареи.
Будьте осторожны, выполняя эту процедуру, ведь вам придется работать с агрессивной кислотой, которая не должна попадать на участки кожу, в глаза или рот человека. Если даже небольшая частица попадет на вас, неприятные последствия вам гарантированы. Рекомендуем обезопасить себя качественными перчатками, устойчивыми против кислоты, а также хорошей колбой, которая не расплавится от воздействия агрессивных веществ. С помощью ареометра вы только получите определенные данные о состоянии вашего аккумулятора, а вот правильно интерпретировать и использовать их - это непростая задача, которая требует специализированных знаний.
Уровень и плотность электролита - два важных фактора хорошей работы батареи
Автомобильный аккумулятор работает без перебоев и проблем, если плотность электролита при +25 градусах по Цельсию равна 1.28 г/см3. Это значение имеют все новые батареи, которые не работали на автомобилях и обладают заводской сертификацией. Если же плотность в одной из банок ниже, можно предположить, что в этой части аккумулятора произошло короткое замыкание, свинцовые пластины прикоснулись друг к другу, что вызвало поломку аккумуляторной батареи. Если плотность жидкости ниже нормы во всем аккумуляторе, это свидетельствует о таких возможных проблемах:
- батарея глубоко разряжена, она не может дальше выполнять свои функции в полноценном режиме;
- аккумулятор прошел через стадию сульфитации, получил определенные проблемы в химической реакции;
- батарея прошла через чрезмерный износ при отказе генератора и работе двигателя только на аккумуляторе;
- АКБ просто устарела и нуждается в замене по причине слишком высокого возрасте и большого износа;
- автомобильный аккумулятор был произведен изготовителем, который не проверяет качество продукции;
- перед вами не заводской аккумулятор, а подделка, которая не предоставляет особой надежности.
Любые проблемы можно решить, а самым популярным решением задачи слишком малой плотности электролита является зарядка аккумулятора. Если получится повысить плотность путем зарядки, значит АКБ еще сможет определенное время послужить. После зарядки несколько снижается уровень электролита в банках, потому может понадобится доливка дистиллированной водой после выполнения нескольких этапов заряда. Низкий уровень электролита вызывает прикосновение свинцовых элементов и значительное увеличение риска выхода из строя всей аккумуляторной батареи. Потому следите за уровнем жидкости в банках, если ваш аккумулятор позволяет производить обслуживание.
Когда стоит поменять батарею и не выполнять ее ремонт и попытки зарядки?
Сегодня популярным трендом среди производителей аккумуляторных батарей является изготовление АКБ, которые невозможно обслужить. Речь идет даже о сложности зарядки аккумулятора, не говоря о проблемах с измерением плотности внутренней среды. Такие батареи не обладают отверстиями для изучения внутренней части аккумулятора. Зачастую это не позволяет получить необходимые условия для обнаружения проблем батареи, что вызывает необходимость менять аккумулятор на новый. Конечно, для производителя это наиболее выгодный вариант. Замена автомобильной батареи обязательно в таких случаях:
- разрядился гелевый аккумулятор - такие виды батарей никак не обслуживаются и не заряжаются;
- произошел полный глубокий разряд из-за отказа генератора, аккумулятор перестал брать заряд при подключении устройства;
- жидкость в банках аккумулятора выглядит мутной - посыпались свинцовые пластины, которые невозможно восстановить;
- уровень электролита начал активно и постоянно падать, что вызывает отказ батареи в нормальной работе;
- обслуживание аккумулятора невозможно по причине отсутствия пробок для отвинчивания верхних частей банок;
- аккумулятор разгерметизировался, электролит начал вытекать из него прямо в моторный отсек.
Не допускайте вытекания электролита внутри подкапотного пространства, ведь это может вызвать возгорание проводки или автомобильной резины. Будьте осторожны с любыми проявлениями взаимодействия с кислотой, поскольку во многих АКБ залита невероятно гремучая смесь кислот, которая точно не сделает вашу кожу мягкой и шелковистой. Пользуясь ареометром и другими средствами проверки автомобильной батареи, стоит помнить о возможных проблемах и неполадках, которые нельзя исправить. Потому в любом случае следует готовиться к покупке нового аккумулятора, как только старый начал показывать характер. Смотрите видео с рекомендациями по замеру плотности электролита в аккумуляторе:
Подводим итоги
Качественные аккумуляторы способны предоставить до 8-9 лет службы без проблем и перебоев. Тем не менее, нужно обращать внимание на особенности работы батареи, заряжать ее при необходимости и проводить обслуживание электролита и внутреннего пространства АКБ. Как только вы начнете следить за всеми этими особенностями, вы сможете защитить батарею от непредвиденных проблем с изменением состояния жидкости и прочими проблемами.
Купив качественную аккумуляторную батарею для автомобиля, вы получите отличную работу оборудования и сможете без лишних сложностей пользоваться аккумулятором очень долгое время. Но если вы заметили смертельную неисправность в АКБ вашего автомобиля, следует срочно проехать в специализированный магазин и приобрести новую батарею. Только так можно обезопасить себя от несвоевременного выхода из строя источника питания. А вы когда-нибудь замеряли плотность электролита в аккумуляторе вашего автомобиля?
Ареометр для электролита: как пользоваться
Плотность электролита определяет надежную работу и долгий срок службы аккумуляторной батареи. Поэтому она нуждается в постоянном контроле, особенно в холодное время года. Процедура эта несложная и многие автолюбители делают ее самостоятельно. Необходимо только соблюдать технику безопасности и заранее обзавестись специальным прибором — ареометром для электролита. Кроме того, конечно, потребуются элементарные навыки обращения с ним.
Что такое плотность
Электролит – это смесь серной кислоты и воды. Разведены они в определенной пропорции. Даже людям с отрывочными знаниями школьного курса физики известно, что масса одно литра воды составляет 1 килограмм. Это значит, что ее плотность равна 1 г/см3. У кислоты этот показатель — 1.84, а в электролите, при оптимальных условиях, ее содержится около 35%. Это приблизительно третья часть. Опустив ненужные здесь математические вычисления, получаем что идеальная плотность электролита — 1.27 г/см3. На практике это значение может незначительно меняться в большую, или меньшую сторону. Однако показания ареометра для электролита должны находиться в пределах 1.26 — 1.28.
Зависимость плотности от состояния АКБ
В реальном аккумуляторе это величина непостоянная, сильно зависящая от степени его заряженности. Чем больше разряжена батарея, тем ниже плотность ее электролита. Причина тому — химические реакции, протекающие в аккумуляторе. При разряде часть серной кислоты превращается в сульфат свинца, массовая доля воды увеличивается, значит, плотность падает. Заряд батареи характеризуется обратным процессом. Таким образом, по плотности косвенно можно судить о состоянии батареи на данный момент. Чем она выше, тем больше напряжение на клеммах АКБ. Правда, не всегда высокая плотность – это хорошо. Иногда из-за неисправности электрооборудования, повышается напряжение бортовой сети, и батарея начинает кипеть. Испаряется в первую очередь вода, значит, увеличивается процент содержания кислоты. Если ареометр для электролита, показывает, что плотность больше чем 1.35, значит нужно принимать срочные меры. Высокое содержание кислоты, вызывает осыпание активного слоя пластин батареи. Процесс этот необратимый и обязательно приведет к сокращению срока службы аккумулятора.
Принцип работы ареометра
Важность периодического измерения плотности понятна. Что прибор, для этого предназначенный, называется ареометром — тоже. Теперь необходимо коротко уяснить его работу, это поможет при дальнейшем его использовании. Принцип действия денсиметра, так иногда называют ареометр, основан на известном всем законе Архимеда. В его основе равенство объемов погружаемого тела и вытесняемой им жидкости. Однако предметы имеют различную плотность. Поэтому на практике равновесие наступит при погружении тела на определенную глубину. В этом и заключается принцип действия ареометра для электролита и любой другой жидкости.
Конструкция
Денсиметр — это стеклянный поплавок определенного объема и массы. При погружении в жидкость он опускается на некоторую глубину: чем плотность меньше, тем ниже. Для считывания показаний на ареометре имеется шкала. Проградуирована она в соответствии с плотностью измеряемой жидкости. Так устроен денсиметр в общем случае. Для аккумулятора такой способ не годится. Поплавок можно опустить в банку АКБ, но погрузиться ему помешают свинцовые пластины. Поэтому ареометр плотности электролита устроен несколько иначе. Он находится внутри стеклянной колбы, с одной стороны которой установлен тонкий пластиковый наконечник, с другой — резиновая «груша». С их помощью сосуд заполняется электролитом. Его объем относительно невелик, но учитывая что диаметр колбы маленький, это позволяет денсиметру погружаться на достаточную для измерения плотности глубину.
Меры техники безопасности
Начинать нужно с подготовительных работ. Заранее позаботиться о перчатках и средствах защиты глаз и органов дыхания. К этому стоит отнестись серьезно: электролит является едкой жидкостью. Можно производить измерения на самом автомобиле, но все же лучше аккумулятор снять, и установить на ровную поверхность. Работать так удобнее, да и не пострадает лакокрасочное покрытие автомобиля. Перед тем как пользоваться ареометром для электролита необходимо произвести его внешний осмотр. Денсиметр прибор очень хрупкий и не прощает небрежного с ним обращения. В случае механических повреждений могут возникнуть трещины и сколы, что приведет к вытеканию электролита из колбы. Если все меры безопасности соблюдены, можно переходить непосредственно к выполнению работ.
Измерение плотности
Измерение электролита ареометром производится в следующей последовательности.
- Открутить крышки всех банок на аккумуляторе.
- Взять ареометр правой рукой за резиновую «грушу».
- Наконечник денсиметра опустить в контролируемую «банку».
- В колбу должно поступить количество жидкости достаточное для того, чтобы поплавок свободно в ней плавал.
- Если с первого раза не получилось необходимо повторить операцию. При этом нужно стараться держать прибор вертикально.
- Когда удастся набрать достаточное количество электролита, необходимо, не делая резких движений, добиться полного равновесия ареометра. При этом он не должен касаться стенок колбы.
- Считать показания по шкале денсиметра. Поверхность электролита должна совпасть с одной из ее меток. Здесь есть одна тонкость. Между поплавком и стенками колбы образуются сферические углубления так называемые мениски: показания нужно отсчитывать по их нижнему срезу.
- Плотность должна быть приблизительно одинаковой во всех «банках» и находиться в пределах 1,26 — 1,28 г/см3.
Может случиться так, что некоторые элементы аккумулятора окажутся сухими. Это очень часто случается у владельцев, пренебрегающих обслуживанием АКБ. Банка, естественно, не сухая в привычном понимании этого слова, просто из нее выкипела вода, и электролит опустился ниже свинцовых решеток. Обычно это происходит с крайними элементами. В этом случае, перед тем как измерить электролит ареометром необходимо довести его уровня до нормы. Для этого нужно долить в банку дистиллированной воды. Уровень электролита должен быть выше поверхности банок приблизительно на 1 см.
Какой ареометр выбрать для последующего использования
Денсиметр вещь хрупкая и одалживают его крайне неохотно. Поэтому для периодического контроля плотности электролита, в гараже лучше иметь свой, тем более что цена его невелика. В настоящее время в продаже имеется большой выбор ареометров, включая электронные. Нет никакого смысла переплачивать за ненужные функции.
Для гаражного использования вполне хватит классического, поплавкового. Можно приобрести универсальный ареометр, для электролита и тосола. Его шкала проградуирована для измерения двух жидкостей, что не будет лишним при подготовке автомобиля к зиме.
Ареометр для электролита: как пользоваться на News4Auto.ru.
Наша жизнь состоит из будничных мелочей, которые так или иначе влияют на наше самочувствие, настроение и продуктивность. Не выспался — болит голова; выпил кофе, чтобы поправить ситуацию и взбодриться — стал раздражительным. Предусмотреть всё очень хочется, но никак не получается. Да ещё и вокруг все, как заведённые, дают советы: глютен в хлебе — не подходи, убьёт; шоколадка в кармане — прямой путь к выпадению зубов. Мы собираем самые популярные вопросов о здоровье, питании, заболеваниях и даем на них ответы, которые позволят чуть лучше понимать, что полезно для здоровья.
Что такое ареометр для электролита и как он работает?
Ареометр является простым нехитрым техническим устройством, который с успехом применяется в различных сферах деятельности. Например, в быту вы можете определить концентрацию сахара в чае, а можете измерить содержание спирта в вине. В лабораториях химических и пищевых предприятий прибор незаменим научных исследований и контроля качества продукции. Какой из этих приборов нужен вам, — решайте. А мы поможем, описывая, сравнивая, поясняя.
Что это такое и что измеряет?
Ареометр – контрольно-измерительный прибор, применяемый для измерения относительной плотности , концентрации и удельного веса веществ. Название прибора происходит от греческих слов araios- жидкий и metreo – измерять.
Предметом для исследования этим прибором может стать не только жидкость, но и твердые тела. Действие прибора основано на законе Архимеда.
Закон Архимеда гласит: Выталкивающая сила, действующая на погруженное в жидкость тело, равна весу вытесненной им жидкости.
Устройство прибора и его возможности
Ареометр позволяет измерить плотность жидкостей и, как следствие, — удельного веса. Принцип работы прибора для измерения плотности прост, как все гениальное и не зависит от того, что он измеряет. Устройство похоже на поплавок: имеет цилиндрическую форму, выполнено из прозрачного стекла, свободного от напряжения, запаяно с обеих сторон.
В верхней части корпуса закреплен полый стержень круглого сечения со шкалой, градуировка которой и отражает показатель плотности жидкости. Нижняя часть корпуса заполнена балластом (обычно это свинец или ртуть). Благодаря балласту ареометру гарантировано вертикальное положение при погружении в жидкость.
Когда измерительный прибор опускается в вещество, возникает выталкивающая сила. В процессе погружения сила возрастает. При достижении состояния равновесия, вес ареометра сравняется с этой силой. Очевидно, что глубина погружения ареометра зависит от плотности исследуемого вещества, — чем выше плотность, тем меньше глубина погружения.
Для автовладельцев и пешеходов крайне важным является вопрос работоспособности автомобиля. В электромеханической системе средств передвижения особое значение занимает аккумулятор. Обеспечение качественной работы аккумулятора связано с точностью измерения плотности электролита.
Показатель плотности электролита позволяет определить состояние батареи. Для значительного числа автомобилистов наличие под рукой надежного помощника для измерения плотности электролита является нормой. Поэтому никого не удивляет проведение тестирования аккумулятора вне мастерской или СТО.
Важно! Если батарея не держит заряд, вам следует проверить состояние её жидкости в каждой его банке.
Прибор прослужит дольше и можно рассчитывать, что показания его будут точны, при условии, что после каждого произведенного измерения, ареометр будет тщательно очищен от остатков кислоты.
Полезное видео
При выборе ареометра для самостоятельного использования можете воспользоваться советами из видео.
Виды устройств
Многообразие предлагаемых ареометров отражает спрос на это устройство..
Можно выделить три группы ареометров для электролита:
Обычные
Известные всем владельцам автомобилей ареометры модели АЭ-1,2,3, Эти устройства призваны определить плотность электролита во всех видах аккумуляторов: кислотных и щелочных. В России ареометры изготавливаются в соответствии с ГОСТ 18481-81 «Ареометры и цилиндры стеклянные. Общие технические условия».
Наиболее известны следующие модели бытовых ареометров:
- Орион АР-02., АН, АНТ-1,АНТ-2., ШакРиЗ., АЭТ-1.,
- Sparta 549125, ВТ-101, JTC-1039.
- Licota ATK-8063. и прочие.
Эти и подобные стеклянные ареометры используются не только специалистами в сервисных центров и автотранспортных предприятиях, но и владельцами авто в частных гаражах. На протяжении многих лет этот прибор неизменно востребован в научных и промышленных лабораториях. Объяснить такой интерес к прибору легко: простота использования и доступность ценового диапазона.
Некоторыми базовыми знаниями пользователю обладать необходимо, но кого у нас этим можно напугать? Производители заявляют, что гарантируют точность измерений, производимых прибором при температуре от -30 до +40 градусов для измерения диапазона от 1,100 до 1,300 г/куб.см,
Электронные
Цифровой ареометр значительно упрощает работы, проводимые при обслуживании аккумуляторных батарей с большим количеством «банок». Электронное исполнение прибора позволяет быстро и точно измерить плотность электролита в аккумуляторной батарее.
Принцип действия этого устройства основан на измерении коэффициента преломления образца, что приравнивает прибор к рефрактометру. В соответствии с алгоритмом пересчета значения коэффициента в значение плотности электролита происходит мгновенный расчет интересующего показателя.
- Диапазон измерения: удельная плотность 1-1,4,
- Точность 0,002 пр температуре до 30 градусов,
- Габаритные размеры: 7*4*21см (без заборной трубки), Вес 300г
- Максимальная длина заборной трубки: 130 мм
- Питание: 9 Вольт, тип источника: Крона.
Участие человека в этом процессе не требует профессионализма: в банку аккумулятора необходимо опустить трубку прибора, используя грушу, всосать исследуемый электролит и, нажав кнопку Start, ожидать когда техника скорректирует показания в соответствии с температурой и выдаст на экране значение плотности серной кислоты – электролита.
Таким нехитрым способом на измерение плотности в 24 банках аккумулятора вы потратите всего несколько минут. Прибор прост в эксплуатации и безопасен.
Это интересно: Подбираем аккумулятор для ноутбука acerПрофессиональные
К этому классу смело можно отнести рефрактометр DH-10C . Этот портативный оптический прибор позволяет быстро и с высокой точностью определить точки замерзания любых охлаждающих жидкостей на основе этиленгликоля и пропиленгликоля, жидкости для омывания стекол и плотности антифриза и электролита, он также подходит для измерения плотности кислотного электролита.
Для проведения измерений достаточно одной капли жидкости. Учитывая особые условия, в которых подобные работы могут проводиться, особое значение имеет возможность использования прибора в условиях слабой освещенности. Основой проведения такого тестирования является принцип разложения света, что в свою очередь служит гарантией точности измерений. Показания прибора формируются путем считывания четкой границы разделительной линии светлое-темное.
Четкость изображения на табло можно регулировать, вращая окуляр. Точность показаний прибора обеспечивается использованием дистиллированной воды в системе контроля. При проверке воды следует убедиться, что линия светлое/темное совпадает с линией с надписью WATERLINE. При необходимости линии возможно совместить путем поворачивания винта, расположенного под колпачком.
- Кроме того, это устройство с успехом применяется при необходимости проведения экспресс анализа температуры кристаллизации.
- Диапазон измерения точек замерзания: 0°С — -50°С
- Минимальная градация точки замерзания: 5°С
- Диапазон измерения плотности электролита: 1,1 г/см³ — 1,4 г/см³
- Минимальная градация плотности электролита: 0,01 г/см³
Не менее популярны модели ADD501, ADD502, Оптический портативный рефрактометр ATAGO Master-BC, RHA-200АТС, P-RHA-503ATC. Технические характеристики каждого прибора уточняйте к продавца.
Заключение
В заключении отметим, что рефлектометр является незаменимым устройством для автосервиса именно потому, что дает возможность без задержек и без ошибок произвести исследование структуры и физико-химического состава жидкостей, оценить их на соответствие требованиям, для принятия решения о дальнейшей эксплуатации .
Ареометр, независимо от исполнения, помогает измерить плотность электролита, что в свою очередь позволяет оценить техническое состояния аккумуляторной батареи. Проверять степень разряженности батареи специалисты рекомендуют не реже одного раза в три месяца. А это значит, что производители будут обеспечены работой, пока существует автомобильная промышленность, или мы не откажемся от поездок в пользу пешего туризма.
ВАЖНО. В некоторых аккумуляторах в качестве электролита используются концентрированная серная кислота, едкий калий (КОН), едкий натрий (NaOH). Проводите замеры, соблюдая требования техники безопасности: в рабочей одежде, перчатках и защитных очках
Ждем ваших отзывов и комментариев Возможно, у вас есть личный опыт использования ареометра. Поделитесь им с участниками нашей группы ВКонтакте.