Ож 40 охлаждающая жидкость


Охлаждающая жидкость (ОЖ) «Лена»

Охлаждающая жидкость (ОЖ) «Лена» (соответствует теплоносителям (охлаждающим жидкостям, антифризам) класса G11, подробнее о классах G11, G12, G13), выпускается ООО «НПП Спецавиа» в соответствии с требованиями ТУ 113-07-02-88 с изм. 1-5 в виде следующих модификаций:

  • ОЖ-К «Лена» (концентрат)
  • ОЖ-40 «Лена»
  • ОЖ-65 «Лена»

Технические характеристики

Главным компонентом охлаждающий жидкости является этиленгликоль, который позволяет снизить температуру двигателя до приемлемого значения, составляющего 85 °C…90 °C.

Применение в составе антифризов данного охлаждающего вещества практически устраняет их способность расширяться в объёме при замерзании (в отличие от обычных жидкостей, например, воды), благодаря гликолям, входящим в их состав.

Температура замерзания охлаждающих жидкостей составляет:

ОЖ-40 «Лена» до минус 40 °C

ОЖ-65 «Лена» до минус 65 °C

Это обстоятельство сводит к нулю риск разрушения деталей двигателя (появление деформаций, трещин, протечек, разрывов и т.п.) даже в случае полного замерзания. Достаточно немного согреть систему для того, чтобы находящийся в ней антифриз вернулся к своему обычному состоянию и начал работать в штатном режиме, а именно: циркулировать по системе, отводя избыточное тепло от работающего двигателя.

Гарантийный срок хранения низкозамерзающих охлаждающих жидкостей «Лена» в таре изготовителя – 5 лет со дня изготовления продукта.

Применение

Охлаждающая жидкость «Лена» производства ООО «НПП Спецавиа» являются основной маркой охлаждающей жидкости для двигателей внутреннего сгорания автомобилей «КАМАЗ», «МАЗ», «УАЗ», «УРАЛ».

Применение данного высококачественного антифриза позволяет:

  • Оптимизировать температурный режим работы двигателя, что напрямую связано с его износом и повышает вероятность успешного запуска в любое время года
  • Снизить вероятность возникновения коррозионных процессов (образование ржавчины), что также повышает срок службы двигателя и его составных элементов
  • Устранить опасность замерзания рабочей жидкости контура охлаждения при выключенном двигателе (длительная стоянка) в случае его эксплуатации при отрицательных температурах

Правильно подобранный антифриз избавит владельца автотранспортного средства от многих неприятных ситуаций, которые могут подстерегать его на дорогах, а также сэкономит время и денежные средства, которые могли бы быть потрачены на ремонтные работы.

Документация

На охлаждающую жидкость (ОЖ) серии «Лена» имеется следующий комплект надлежащим образом оформленной разрешительной документации:

Чтобы купить охлаждающую жидкость (ОЖ) «Лена» или узнать цену, оставьте, пожалуйста, заявку или позвоните по телефону, указанному на странице «Контакты».

Нормативы изготовления антифризов

Отечественная промышленность выпускает простые и дешевые антифризы марок 40 и 65 (ГОСТ 159—52). Антифриз марки 40, представляющий собой смесь 53% этиленгликоля и 47% воды, имеет температуру замерзания не выше -40 °С, а антифриз марки 65, содержащий 66% этиленгликоля и 34% воды, не выше -65 °С. Впервые для автомобилей ВАЗ в России был выпущен антифриз «Тосол», содержащий противокоррозионные, антипенную и антифрикционные присадки. «Тосол» с 70-х гг. XX в. производится трех марок: AM, А-40 и А-65М. C 1988 г. выпускается антифриз «Лена» трех марок: ОЖ-К, ОЖ-40 и ОЖ-65.

В соответствии с ГОСТ 28084-89 имеются три разновидности отечественных ОЖ (далее называемых Тосол): ОЖ-К (концентрат), ОЖ-40 и ОЖ-65 с соответствующими температурами замерзания. В названии Тосол А-40М буквы А-40М означают соответственно: А — автомобильный, M — (модернизированный, молибденово-кислый натрий в качестве присадки), 40 — температура замерзания (табл. 11.2).

Характеристика охлаждающих жидкостей марок ОЖ-40, 65 и концентрата

Наименование показателя

Норма

Концентрат ОЖК

ОЖ-40

ОЖ-65

Внешний вид

Однородная подвижная жидкость от ярко-голубого до темно-синего цвета

без механических примесей

Плотность при 20 °С, г/см3

1,115-1,135

1,075-1,085

1,085-1,100

Температура кипения при давлении 101,3 кПа, °С, не ниже

160

108

ПО

Температура начала кристаллизации, °С, не выше

минус 35

минус 40

минус 65

Массовая доля воды, %, не более

5

-

-

Коррозионное воздействие на металлы при 88+2 °С в течение 336 ч, мг, не более

при разбавлении солевым раствором в объемном соотношении 1:1

Медь M-I

10

10

10

Латунь Л 68 или Латунь Л 63

10

10

10

Припой ПОС-40-2 или ПОС 35

30

30

30

Алюминий АК-6 М2

30

30

30

Чугун GH-190 или Сч-25

10

10

10

Сталь СтЗ или Сталь 08 КП

10

10

10

Вспениваемость:

• объем пены при 88 °С через 5 мин., см3, не более;

30

30

30

• время истечения пены, не более

5

3

3

Набухание резин (изменение объема при температуре 100 °С в течение 70 ч):

• стандартные образцы резины 57-5006 (ТУ 38-105250-91) код ТРП 100-60%, не более;

5

5

5

Наименование показателя

Норма

Концентрат ОЖК

ОЖ-40

ОЖ-65

• стандартные образцы резины 57-7011 (ТУ 38-105-262-78) код ТРП 100-60%, не более

5

5

5

Показатель активности водородных ионов (pH) при 20 °С

7,5-9,5

7,5-9,5

7,5-9,5

Щелочность, см3, не менее

10

10

10

Устойчивость к жесткой воде

Отсутствие

расслоения,

осадка

К антифризам, изготовленным из зарубежных концентратов таких известных фирм, как BASF и SHELL, в принципе не могут применяться условия ГОСТ, однако соответствующие параметры легко сравнить, и они обычно гораздо жестче у импортных аналогов.

^ Историческая справка. Тосол был разработан в конце 60-х гг. XX в. в закрытом институте ГосНИИОХТ, в отделе, называвшемся TOC (технология органического синтеза). Отсюда название продукта — ТОСол — оригинальное и благозвучное. Его так называемая нитритно-боратная рецептура состояла из более десяти компонентов, и технология производства была весьма непроста. Тосол выпускался только на государственных предприятиях со строгим соблюдением утвержденной технологии. Он прошел многочисленные испытания на советской автомобильной технике, получил соответствующие допуски на применение и был отличной охлаждающей жидкостью, соответствующей требованиям того времени.

Существует мнение, что тосол — это охлаждающая жидкость, предназначенная для отечественных автомобилей, а антифриз — для иномарок. Антифризом называется любая жидкость, которая не замерзает, как вода, при О °С. Жидкость, которой поливают дороги в зимнее время — это тоже антифриз. За рубежом обычно пользуются термином «Antifreeze Coolant» («антифриз — охлаждающая жидкость»). Каждый из антифризов имеет свое название, например GlasELF, GlycoShell, Havoline, Glysantine, и т.д. Тосол — это тоже название конкретного антифриза. Таким образом, принципиальной разницы между антифризом и тосолом не существует. Разница существует в составе пакетов присадок различных антифризов и тосолов, соответственно в их качестве, области применимости (для каких автомобилей или двигателей), сроке эксплуатации.

ГОСТ 28084-89 «Жидкости охлаждающие низкозамерзающие. Общие технические условия» нормирует основные показатели ОЖ на основе этиленгликоля (концентрата, ОЖ-40, ОЖ-65): внешний вид, плотность, температуру начала кристаллизации, коррозионное воздействие на металлы, вспениваемость, набухание резины и т.д. (табл. 11.3). Но он не оговаривает состав и концентрацию присадок, а также смешиваемость жидкостей. Это, а также цвет ОЖ (синий, зеленый, желтый и т.п.) выбирает изготовитель.

Таблица 11.3

Показатели охлаждающей жидкости Тосол А-40М

Показатель по ТУ 6-57-95-96

Тосол А-40М

Плотность при 20°С, г/см3

1,078-1,085

Температура начала кристаллизации, °С

не выше -40

Температура кипения при давлении 101,3 кПа, °С

не ниже 108

Показатель pH, при 20°С

7,5-8,5

Щелочность, см3

не менее 10

Объем пены через 5 мин, см3

не более 30

Время исчезновения пены, с

не более 3

Набухание резины при 100°С в течение 2 ч, % от объема, марки 7-57-5006

не более 5

Коррозионное воздействие на медь M 1

не более 8

Коррозионное воздействие на припой ПОС-35

не более 12

Коррозионное воздействие на латунь Л63

не более 8

Коррозионное воздействие на чугун СЧ20

не более 9

Коррозионное воздействие на алюминий АК-6М2

не более 19

Коррозионное воздействие на алюминий АЛ 9

не более 9

Сталь 20

не более 2

Кроме общих стандартов многие изготовители автомобилей применяют свои спецификации с дополнительными требованиями. Например, нормы General Motors USA — Antifreeze Concentrate GM 1899-M, GM 6038-M или система нормативов G концерна Volkswagen.

Автомобильные охлаждающие жидкости в настоящее время условно делят на три группы в зависимости от состава присадок, обеспечивающих противокоррозионную защиту деталей системы охлаждения:

  • • нитритные (в качестве ингибитора коррозии черных металлов содержат токсичные соединения — нитрит натрия, тринатрийфосфат и т.п.);
  • • силикатные (безнитритные);
  • • карбоксилатные (безсиликатные);

Конкретный химический состав каждой из этих групп разрабатывается с учетом конструкционных материалов, используемых в двигателе, и его форсированности. Антифризы карбоксилатной группы не рекомендуется смешивать с антифризами других групп, и при замене антифриза необходимо руководствоваться предписаниями автопроизводителей.

Достижение оптимальных эксплуатационных характеристик зависит от качества базовой основы охлаждающей жидкости и пакета присадок. Цвет антифриза не является эксплуатационной характеристикой охлаждающей жидкости и может изменяться в зависимости от производителя.

Антифриз ОЖ-40 (жёлтый)

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

«Антифриз ОЖ-К», «Антифриз ОЖ-65», «АнтифризОЖ-40»

ТУ 2422-002-25674774-15

наименование показателя

норма для жидкости

метод испытания

 

Антифриз ОЖ-К

Антифриз ОЖ-65

Антифриз ОЖ-40

 

1. Внешний вид

Прозрачная однородная жидкость желтого или синего  цвета без механических примесей

По п.4.1

2. Плотность, г/см3

1,100-1,150

1,085-1,100

1,075-1,085

По п.4.2  

3. Температура начала кристаллизации, °С, не выше

минус 35

при разбавлении дистиллированной водой в соотношении 1:1

минус 65

минус 40

По п.4.3

4. Фракционные данные:

 

температура начала перегонки, °С, не ниже

100

100

100

По п.4.4  

массовая доля жидкости, перегоняемой до достижения температуры 150 °С, %, не более

5

40

50

По п.4.4

5. Коррозионное воздействие на металлы, г/м·сут, не более: медь, латунь, сталь, чугун, алюминий

0,1

при разбавлении

солевым раствором в объемном соотношении 1:1

0,1

0,1

По п.4.5

припой

0,2

при разбавлении

солевым раствором в объемном соотношении 1:1

0,2

0,2

 

6. Вспениваемость:

 

объем пены, см3, не более

30

при разбавлении

раствором хлористого цинка в объемном соотношении 1:1

30

30

По п 4.6

устойчивость пены, с, не более

5

при разбавлении

раствором хлористого цинка в объемном соотношении 1:1

3

3

 

7. Набухание резин, %, не более

5

при разбавлении дистиллированной водой в объемном соотношении 1:1

5

5

По ГОСТ 9.030, разд.1 и п.4.7 настоящего стандарта

8. Водородный показатель (рН)

7,5-11,0

при разбавлении дистиллированной водой в объемном соотношении 1:1

7,5-11,0

7,5-11,0

По ГОСТ 22567.5 и п.4.8 настоящего стандарта

9. Щелочность, см, не более

10

10

10

По п.4.9

10. Устойчивость в жесткой воде

расслоение и выпадение осадка не допускаются

не определяется

По п.4.10

Тосол, антифриз или сож, охлаждающая низкозамерзающая жидкость

Антифризы — охлаждающие жидкости (ОЖ), не замерзающие при низкой температуре. Изготовители дают им собственные имена («Тосол», «Лена» и т.п.) и указывают температуру замерзания (ОЖ-40 — до -40°С, ОЖ-65 — до -65°С). В последнее время отечественные производители стали выпускать охлаждающие жидкости, готовые к применению (уже разбавленные водой), с использованием маркировки «Антифриз». Как правило, это тот же «Тосол», но несколько лучшего качества.

ТОСОЛ — название автомобильной охлаждающей жидкости, разработанной в 1971 г. для автомобилей ВАЗ взамен итальянской «ПАРАФЛЮ» специалистами ГосНИИОХТа (Государственный научно-исследовательский институт органической химии и технологии). Первые три буквы аббревиатуры ТОСОЛ указывают на отдел технологии органического синтеза, а буквы ОЛ добавлены, чтобы получилось слово, похожее на название спиртов (этанол, бутанол, метанол). Торговая марка «Тосол» не была зарегистрирована, поэтому ее широко используют отечественные изготовители ОЖ. Эксплуатационные свойства этих жидкостей могут быть разными и зависят от состава.

За рубежом термин «antifreeze» (антифриз) использовали для обозначения концентрата, который добавляли к воде в системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Однако этот термин принимал во внимание только морозозащитную роль этого продукта, допуская, что его использование является сезонной потребностью и не отражает его функцию как теплообменной среды, разработанной, чтобы предохранить систему охлаждения двигателя от коррозии и повреждения при всех эксплуатационных условиях. Термин «engine coolant concentrate» (дословно — «двигательный охладитель концентрированный») охватывает все эти условия и в настоящее время более предпочтителен.

Исходя из сказанного, в статье будем использовать термины «охлаждающая жидкость» или просто «жидкость».

Назначение

По причине выделения значительного тепла при сгорании топлива и от действия сил трения автомобильные двигатели нуждаются в эффективной системе охлаждения. В основном тепло отводится через радиатор системы охлаждения, а теплоносителями являются жидкости, циркулирующие через него и двигатель. Автомобильные двигатели воздушного охлаждения (например, VW Beetle), начиная с некоторого времени, перестали представлять коммерческий интерес. Главным образом, это обусловлено требованиями защиты окружающей среды.

Количество теплоты, передаваемой системой охлаждения двигателя, значительно. Известно, что третья часть тепловой энергии от сгорания топлива должна быть рассеяна охлаждающей жидкостью, в то время как пригодная для использования энергия на коленчатом вале двигателя составляет только одну четверть этой тепловой энергии в бензиновом двигателе или одну треть — в дизельном.

Охлаждающие жидкости

Старейшей охлаждающей жидкостью, порой использующейся и сегодня, является вода. В природной воде растворены соли и минералы. Соли (преимущественно кальция и магния) в совокупности с хлоридами и сульфатами (в меньшей степени) обусловливают жесткость воды. Карбонатная жесткость воды приводит к образованию осадка в форме нетвердых отложений (взвеси) или накипи на металлических поверхностях системы охлаждения.

Солевые теплоизоляционные накипи снижают теплоотвод от тех частей системы охлаждения, которые особенно нуждаются в этом, что может вызвать серьезные проблемы, например, заклинивание поршня или образование трещин в блоке цилиндров. Кроме того, свободные сульфаты и хлориды приводят к увеличению коррозии металлов системы охлаждения. Но наиболее важные недостатки воды как хладагента заключаются в том, что она превращается в лед при 0°С, кипит при 100°С (при нормальном атмосферном давлении) и испаряется из открытых систем при температуре меньше 100°С.

Для увеличения температуры кипения, системы охлаждения двигателя герметизируют. Однако существенно увеличить температуру кипения благодаря такому поддавливанию нельзя по той простой причине, что не все части системы охлаждения выдерживают большое давление, например, шланги, резиновые уплотнения и радиатор, изготовленный из меди, латуни или алюминия с применением мягкого припоя.

Точку замерзания воды в свое время снижали, добавляя одноатомные спирты (метиловый, этиловый, изопропиловый). Однако все они имеют очень низкую температуру кипения (65—82°С), поэтому в настоящее время не используются. Высококипящий глицерин (290°С) также не используется по причине плохих низкотемпературных свойств (высокая вязкость при низкой температуре и, как следствие, плохая прока-чиваемость).

Наиболее полно и корректно исправить недостатки воды и при этом не лишить ее достоинств позволяет водно-гликолевая смесь. Она представляет собой водный раствор этиленгликоля (этиленгликоль или моноэтиленгликоль — двухатомный спирт, бесцветная, вязкая, сладковатая на вкус жидкость с плотностью 1,112—1,113 г/смЗ при 20°С и температурой начала кипения около 195°С, замерзания -12…13°С. Ядовит и может проникать в организм через кожу. Наиболее опасен, если его выпить (смертельная доза 35 см3). Раствор агрессивен к материалам деталей системы охлаждения (сталь, чугун, алюминий, медь, латунь, припой), поэтому в охлаждающей жидкости присутствует комплекс противокоррозионных (ингибиторов), антивспенивающих и стабилизирующих присадок.

Плотность, температура замерзания и кипения ОЖ взаимосвязаны с концентрацией этиленгликоля в ней. Эти зависимости у разных жидкостей могут существенно отличаться друг от друга. Необходимо также учитывать, что качество используемой воды существенно влияет на эффективность присадок, входящих в состав охлаждающей жидкости.

В ГОСТ 28084 указано, что для разбавления концентрата ОЖ используют дистиллированную воду, конденсат и пресную воду общей жесткости до 6,0 моль/м3 . ASTM D 3306 рекомендует для приготовления растворов муниципальную (обработанною) или природную воду с небольшим содержанием минеральных веществ.

Нормативные документы

ГОСТ 28084—89 «Жидкости охлаждающие низкоза-мерзающие. Общие технические условия» нормирует основные показатели ОЖ на основе этиленгликоля (концентрата, ОЖ-40, ОЖ-65): внешний вид, плотность, температуру начала кристаллизации, коррозионное воздействие на металлы, вспениваемость, набухание резины и т.д. Но он не оговаривает состав и концентрацию присадок, а также смешиваемость жидкостей. Это, а также цвет ОЖ (синий, зеленый, желтый и т.п.) выбирает изготовитель.

ГОСТов, регламентирующих срок службы антифриза и условия ресурсных испытаний, пока нет. Ресурсные тесты дорогостоящие и длительные. Например, 1 264 ч испытаний на моторном стенде по методике ASTM D 2570 соответствуют около 75 тыс. км пробега ав томобиля, а эксплуатационные испытания проводят в течение 2—3 лет.

Сертификация ОЖ добровольная, а поэтому необязательна.

Технические требования к зарубежным концентратам ОЖ для легковых автомобилей и легких грузовиков отражены в ASTM D 3306 («Технические условия для охлаждающей жидкости на основе этиленгликоля для автомобиля с легкими условиями эксплуатации»), а для грузовых автомобилей и тяжелой техники — в ASTM D 4985 («Технические условия для охлаждающей жидкости на основе этиленгликоля с низким содержанием силиката для двигателей с тяжелыми условиями эксплуатации»), требующие начального введения дополнительной добавки к охлаждающей жидкости Supplemental Coolant Additive (SCA).

ASTM D 3306 и ASTM D 4985 содержат перечень физико-химических свойств и эксплуатационных требований к антифризам со ссылками на соответствующие стандартные методы испытаний (тоже ASTM).

Кроме общих стандартов многие изготовители автомобилей применяют свои спецификации с дополнительными требованиями. Например, нормы General Motors USA — Antifreeze Concentrate GM 1899-M, GM 6038-М или система нормативов G концерна Volkswagen.

Такие документы часто запрещают вводить в антифриз ингибиторы коррозии, содержащие нитриты, нитраты, амины, фосфаты, и оговаривают предельно допустимую концентрацию силикатов, буры и хлоридов. Нитрит-нитраты, взаимодействуя с аминами, образуют токсичные соединения, причем некоторые из них канцерогенные. Ограничение содержания фосфатов, силикатов, боратов уменьшает отложение накипи в системе охлаждения, увеличивает срок службы уплотнений водяного насоса (меньше нерастворимых осадков), улучшает защиту от кавитационной коррозии.

Срок службы ОЖ

При эксплуатации охлаждающая жидкость стареет — концентрация ингибиторов в ней постепенно снижается, теплопередача уменьшается, склонность к пенообразованию увеличивается, а незащищенные металлы интенсивно коррозируют. Ресурс жидкости прямо зависит от ее качества и пробега автомобиля.

Старение происходит особенно интенсивно, если в систему охлаждения попадают отработавшие газы или воздух. Поэтому нужно чаще проверять места возможных утечек жидкости, а также состояние и крепление шлангов. Срок замены антифриза предписывает автозавод или изготовитель ОЖ, Но иногда жидкость стареет раньше.

При этом:

- образуется желеобразная масса на внутренней стороне горловины расширительного бачка, при незначительной отрицательной температуре (-1О…15°С) заметно помутнение (иногда как легкое облачко), выпадает осадок, а также чаще прежнего срабатывает электровентилятор радиатора. Когда появился хотя бы один из этих признаков, антифриз нужно сменить;

- жидкость становится рыже-бурой, значит, детали системы уже коррозируют. Такую охлаждающую жидкость нужно немедленно заменить независимо от того, сколько она прослужила. Плотность, температуры замерзания и кипения ОЖ, концентрация этиленгликоля в ней взаимосвязаны. Эти зависимости у разных жидкостей на основе этиленгликоля могут немного отличаться друг от друга.

В эксплуатации плотность ОЖ проверяют ареометром. Плотность косвенно указывает температуру начала кристаллизации (застывания) и кипения.

Совместимость охлаждающих жидкостей

Уровень жидкости в системе охлаждения может стать меньше из-за испарения воды или утечек.

В первом случае нужно долить дистиллированную, а если ее нет, прокипяченную (около 30 мин) воду, во втором — охлаждающую жидкость той же марки.

Отечественные ОЖ, произведенные разными изготовителями по одним техническим условиям, допустимо смешивать. Однако если номера ТУ не одинаковы, лучше этого не делать. Компоненты комплексов присадок могут прореагировать друг с другом и потерять свои полезные свойства. Поэтому в безвыходном положении лучше долить воду, а потом заменить всю жидкость в системе.

Влияние антифриза на склонность двигателя к перегреву

Температура кипения ОЖ-40 (44% воды и 56% этиленгликоля) при атмосферном давлении не менее 108°С. В предкипящем состоянии уже образуются паровые пробки, нарушающие нормальную циркуляцию в системе охлаждения. Это может спровоцировать перегрев двигателя. При постоянной эксплуатации машины в тяжелых условиях (городские пробки, песчаные дороги, грязь, снег) желательно применять антифриз с повышенной (хотя бы на пару градусов) температурой кипения соответственно с более высокой плотностью. Охлаждающая жидкость ОЖ-65 (35% воды и 65% этиленгликоля) кипит при температуре выше 110°С (при атмосферном давлении).

Выбор антифриза

Покупать нужно охлаждающую жидкость, рекомендованную в инструкции по эксплуатации автомобиля, и лучше в специализированных, а не в универсальных магазинах.

Концентрат ОЖ применять в системе охлаждения нельзя. Он предназначен только для приготовления охлаждающей жидкости путем разбавления водой. В каком соотношении проводится разбавление, указывает его изготовитель на этикетке.

Импортные антифризы предназначены:

ASTM D 3306 — для легковых автомобилей и легких грузовиков;

ASTM D 4985 — для тяжелой техники;

G 11 — для легковых автомобилей или легких грузовиков (допускается присутствие силикатов);

G 12 — для тяжелой техники или новой автотехники (силикаты отсутствуют).

Информация об отсутствии силикатов (free of silicate или silicate free) имеет важное значение при использовании охлаждающей жидкости в двигателях тяжелой техники. При высокой температуре силикаты способны превращаться в гелеобразные отложения, забивающие узкие каналы системы охлаждения.

Хороший товар редко упаковывают небрежно. Емкость, как правило, закрывают пробкой с одноразовой «трещоткой», иногда дополнительно защищенной «пломбой» — ярлыком или лентой. Они должны быть целыми, не переклеенными, а зубчатое кольцо на пробке — плотно контактировать с горловиной.

Герметичность можно проверить, перевернув упаковку или слегка сжав ее с боков. Если есть течь или канистра неупругая (шипит выходящий воздух), лучше такую не покупать.

Этикетка качественного товара, как правило, хорошо сделана и приклеена. Штрих-код, рисунки, буквы и цифры на ней четкие, не раздвоенные и не расплывчатые. Информация — полная и не рекламная, а преимущественно техническая: название фирмы-изготовителя, ее адрес и телефон, аннотация к применению антифриза, его температуры кипения и замерзания, срок хранения, номер партии с датой ее изготовления и т.д.

Полупрозрачная канистра хороша тем, что можно рассмотреть ее содержимое. Мутную жидкость, тем более с осадком, покупать не надо. Если встряхнуть канистру, образовавшаяся пена должна осесть примерно через три секунды, у концентрата — чуть больше (пять).

Хорошая охлаждающая жидкость дешевой быть никак не может. Меняют ее не часто. Экономить на жидкости не стоит.

Проверка после покупки

Все параметры жидкости полностью и корректно проверить самостоятельно нельзя, но косвенно оценить качество покупки можно.

Мембрана под пробкой — хороший признак. Прозрачность и пенообразование проверяют, отлив жидкость из непрозрачной канистры в соответствующую емкость.

Характерный запах нефтепродуктов (бензина, масла, смазок и т.п.) недопустим.

Плотность проверять можно, но она — не главный критерий качества, ее могут умышленно повысить, добавив ненужные соли, часто вредные. Но все же лучше проверить.

Устойчивость к жесткой воде. Иногда изготовитель допускает разбавление концентрата водопроводной водой. Для проверки можно налить концентрат в прозрачную емкость из термостойкого стекла, добавить столько же воды из водопровода и довести до кипения. Дать постоять около часа и сравнить внешний вид (прозрачность в проходящем свете) с таким же раствором, но не прокипяченным. Видимых отличий быть не должно.

Антифриз нового поколения coolstream

Антифризы серии «Cool Stream» – результат новейших разработок в области защиты металлов от коррозии. Основой композиций присадок антифризов серии «Cool Stream» являются экологически безопасные карбоновые кислоты.

Антифриз «Cool Stream» является продуктом следующего поколения, пришедшим на смену «тосолу» и другим отечественным охлаждающим жидкостям, созданным по традиционной рецептуре и технологии.

В производстве антифризов используются готовые карбоксилатные композиции присадок нового поколения разработки и производства компании «Артеко», Бельгия (совместное предприятие «Шеврон-Тексако» и «Тоталь»).

В традиционных охлаждающих жидкостях, к числу которых относится и Тосол, защиту металлов от коррозии обеспечивают силикаты, бораты, нитриты и др. Существуют рецептуры, где эту функцию выполняют фосфаты, амины и некоторые органические соединения. Выпускаемые сегодня в России охлаждающие жидкости отличаются по составу от первоначального варианта Тосола, который был создан специально для первых Жигулей. Однако, принципиальных отличий, к сожалению, нет, это, как и раньше, традиционная рецептура.

Метасиликат натрия, который многие используют для защиты алюминиевых сплавов, является достаточно эффективным ингибитором, но для современных двигателей с более высокими рабочими температурами и более плотными тепловыми потоками уже не очень подходит. Даже если использовать стабилизаторы силиката, полностью преодолеть проблему образования геля, который может приводить к закупорке радиатора, не возможно. Кстати, практически ни один отечественный производитель ОЖ не использует стабилизатор силиката.

В качестве ингибитора кавитационной коррозии в традиционных рецептурах обычно используют нитрит. Помимо того, что он может взаимодействовать с аминами и образовывать канцерогенные вещества, он имеет и другие недостатки. Главный недостаток – это быстрое расходование ингибитора. Выполняя свою защитную функцию, он переходит в неактивные формы. С другой стороны увеличение его концентрации приводит к коррозии алюминиевых сплавов и припоя. В Западной Европе и Северной Америке выпускаются специальные дополнительные пакеты ингибиторов коррозии для коммерческого транспорта, а также тестовые наборы для мониторинга содержания быстро расходуемых ингибиторов. Это значительно усложняет обслуживание грузовых автомобилей и автобусов, но альтернативой в случае использования традиционных охлаждающих жидкостей может быть только частая замена ОЖ. Из этого следует вывод для наших автохозяйств, если они применяют Тосол, то менять его нужно очень часто (при больших пробегах это может быть два раза в год). Дополнительных пакетов присадок и, тем более, тестовых наборов у нас никто не предлагает.

Значительно лучше проблему защиты от коррозии всех металлов системы охлаждения решают охлаждающие жидкости — антифризы нового поколения с пакетами ингибиторов коррозии на основе композиции солей моно и дикарбоновых кислот (карбоксилатная технология). Над этими рецептурами ряд ведущих производителей ОЖ работают уже с начала 90-х. В составе ОЖ нового поколения разных производителей есть различия, но принципиально это жидкости, которые значительно превосходят по своим эксплуатационным свойствам традиционные.

Такие антифризы ОЖ содержат в своем составе помимо синергетической композиции солей карбоновых кислот дополнительно ингибитор коррозии меди, антивспенивающую присадку и краситель. Они не содержат силикатов, нитритов, нитратов, фосфатов, боратов и аминов.

Отличие в работе ингибиторов нового поколения по сравнению с традиционными ингибиторами состоит в том, что они образуют значительно более тонкую защитную пленку на поверхностях материалов системы охлаждения. Расходование ингибиторов происходит только в случае возникновения очагов коррозии. С некоторой степенью приближения их можно считать нерасходуемыми ингибиторами. И именно поэтому ОЖ нового поколения выдерживают сроки эксплуатации до 5 лет. При этом, очень важно иметь ввиду, что в пределах рекомендованного срока эксплуатации эти жидкости обеспечивают более высокую эффективность защиты всех материалов системы охлаждения, чем традиционные, эффективность которых быстро падает по мере расходования ингибиторов. Кроме того, более тонкие защитные пленки ОЖ нового поколения делают более эффективным теплообмен между двигателем и системой охлаждения.

Некоторые российские компании уже выпускают в небольших объемах ОЖ с использованием импортных пакетов ингибиторов коррозии по карбоксилатной технологии. Однако, это делается на старом оборудовании и без какого-либо участия компаний, являющихся носителями этих «ноу-хау».

Иногда можно услышать, что в России создана охлаждающая жидкость, которая не уступает, а иногда пишут, что и превосходит зарубежные аналоги по своим эксплуатационным свойствам. К такой информации нужно относиться осторожно. Разработка рецептур ОЖ нового поколения – это процесс, который требует и времени и значительных материальных вложений. Ни один российский производитель ОЖ не в состоянии сегодня выполнить такую работу.

Этим объясняется то, что первое в России специализированное предприятие по производству ОЖ нового поколения, опирается на опыт своего стратегического партнера – компании ARTECO (Бельгия).

Компания ARTECO является совместным предприятием транснациональных корпораций Chevron-Texaco и Total. Благодаря своим именитым создателям ARTECO располагает рецептурами охлаждающих жидкостей самого последнего поколения, обладающих выдающимися характеристиками.

Предприятие построено с использованием самого современного оборудования из США, Франции и Италии. Впервые в России для смешения ОЖ используется полностью автоматизированная установка с выводом управления на компьютерную консоль. Только в этом случае возможно полноценное сотрудничество с зарубежными партнерами, которые во главу угла ставят высокое качество, которое повторяется неизменно от партии к партии продукции. При таком высоком уровне автоматизации значительно уменьшается роль субъективного фактора.

На данном этапе предприятие будет использовать готовые пакеты ингибиторов от своего партнера. Постепенно схема будет наращиваться до полного цикла производства от первичных компонентов до готовых продуктов. Помимо пакетов присадок перенимается высокая культура промышленного производства.

Расфасовка готовой продукции антифриза также соответствует международным стандартам. От выдува канистр до упаковки картонных коробов с канистрами в паллеты все работы механизированы, и оборудование расфасовки представляет собой интегрированную линию. В целях избежания подделок используются несколько степеней защиты, включая термофольгу на горлышке канистры.

Про Тосолы

1. Что такое «ТОСОЛ» и для чего он нужен?

ТОСОЛ — укоренившееся название для охлаждающих жидкостей (ОЖ, или антифризов), которые применяются в системе охлаждения автомобиля, хотя применяются многие другие отечественные (например, ОЖ «ЛЕНА») и зарубежные названия. — «Для чего ?» — Вроде бы понятно. — «Чтобы не замерз радиатор зимой, ну а летом, чтобы не сливать, он остается в радиаторе». В принципе, почти правильно, но упрощенно. Главное — это защита системы охлаждения двигателя при морозе и перегреве летом. Основа «ТОСОЛа» — гликолевый эфир — моноэтиленгликоль (МЭГ) — прозрачная сладковатая жидкость с плотностью около 1,112 г/см3 с температурой кипения 197С. Для обеспечения всех предъявляемых к «ТОСОЛУ» свойств в его состав входят еще около 10 различных добавок, и отсутствие даже одной из них может существенно ухудшить качество «ТОСОЛа». Все охлаждающие жидкости на основе МЭГ можно смешивать и разводить в любых пропорциях с учетом концентрации МЭГ и поправкой на антикоррозионные свойства.

2. Какие основные свойства «ТОСОЛа»?

Не замерзает при низких температурах не воспламеняется не кипит во всем диапазоне рабочих температур двигателя не пенится не воздействует на материалы системы охлаждения, стабильный при эксплуатации и хранении имеет высокую теплопроводность и теплоемкость.

3. Какие виды «ТОСОЛа» бывают ?

В соответствии с ГОСТ 28084—89 — имеются 3 разновидности отечественных ОЖ (далее для опрощения называемых ТОСОЛ): ОЖ-К (концентрат), ОЖ-40 и ОЖ-65 с соответствующими температурами замерзания. Здесь следует отметить, что классический ГОСТ на ТОСОЛ есть ГОСТ 28084—89. В то же время, другие ТУ более позднего периода обычно «от лукавого», и их насчитывается как минимум десяток. Организации стремятся не следовать ГОСТ, не улучшить его, а приноровить новое ТУ к выпускаемому продукту, который обычно хуже по нескольким параметрам, и, как правило, такие вопросы легко решаются. Наиболее распространенным является ТУ88 Украины 264-08-93, разработанное на основе указанного ГОСТ с названием ТОСОЛ А40-М. Буквы А40-М означают соответственно: А — автомобильный, М- модернизированный, 40 — температура замерзания. К антифризам, изготовленным из зарубежных концентратов таких известных фирм, как BASF и SHELL, в принципе не могут применяться условия ГОСТ, однако соответствующие параметры легко сравнить, и они обычно гораздо жестче у импортных аналогов.

4. Какая разница между отечественными и зарубежными «ТОСОЛами» ?

Если обращать внимание на один, считающийся наиболее важным, показатель, а именно, температуру замерзания, то особой разницы нет. Но, скажем, простой 1:1 водный раствор МЭГ с водой, также имеет температуру замерзания около -40o С, но по показателю коррозионной стойкости такой раствор при высоких температурах в 200 раз более агрессивен, чем простая вода, и может «проесть» радиатор в считанные месяцы. Разница — в добавках. И если в отечественном «ТОСОЛе» их около 10, то в лучших зарубежных образцах — около 40, да и количество контролируемых параметров в таком «ТОСОЛе» — тоже около 30, в отличие от 10 отечественных.

5. Как влияет цвет «ТОСОЛа» на его свойства?

Никак. Приготовленный «ТОСОЛ» бесцветен и окрашивается для того, чтобы его случайно не выпили. Обычно выбирается цвет неестественный для живой природы. Так, в наших странах привыкли к синему или светло-зеленому оттенку, в Германии принят темно-зеленый цвет, в Италии — красный.

6. Как разводить «ТОСОЛ» (концентрат)?

Вопрос может показаться странным. «А зачем?» Стандартный ТОСОЛ обычно имеет температуру замерзания -40o С. Дело в том, что наиболее распространенный способ применения антифриза в Европе, именно разведение концентрата. Обычно, концентрат разводят в следующих отношениях: 1:1 — температура замерзания -40o С, 2 части концентрата — 3 части воды — температура замерзания -30o С, 1:2 — температура замерзания -20 С.

7. Как часто надо менять «ТОСОЛ»?

Антифриз в процессе эксплуатации изменяет свои характеристики: снижается запас щелочности, увеличивается склонность к пенообразованию и увеличивается способность вызывать коррозию металлов. Обычный срок службы «ТОСОЛа» — около 3 лет, или 60 тыс. км. пробега при условии поддержания в течение этого времени требуемой плотности — не менее 1,075 кг/см3 

8. Как заменять «ТОСОЛ»?

Если в летнее время вместо «ТОСОЛа» использовалась простая вода, то почти наверняка на стенках системы охлаждения образовалась накипь. В этом случае (да и в любом случае), систему охлаждения следует тщательно промыть водой, в которую добавлены средства для предотвращения накипи, дать поработать двигателю 15—20 мин, 2—3 раза промыть водой.

9. Что такое ТОСОЛ -80 ?

Термин «ТОСОЛ -80»- одно из распространенных заблуждений. Так называют концентрат, разведением которого 1:1 получают антифриз с температурой замерзания -40o С. Концентрат — сложный химический состав с температурой замерзания -12 С, и только разведение его водой образует антифриз с температурой замерзания -40o С. Также важный момент: увеличение доли концентрата в антифризе свыше 50% не приведет к уменьшению температуры замерзания, а, наоборот, приведет к ее увеличению, скажем, до -35 С. Хотя, при этом улучшатся общие защитные свойства раствора.

10. А что будет при температуре, скажем, -50o ?

В отличие от воды, антифризы при замерзании не расширяются и не образуют твердой сплошной массы. Образуется рыхлая масса кристаллов воды в среде МЭГ. Обычно такая масса не приводит к замораживанию радиатора и не препятствует запуску двигателя. Даже после кристаллизации раствора не происходит существенных изменений, поскольку коэффициент увеличения объема у ТОСОЛа гораздо ниже, чем у воды, и механических повреждений радиатора нет. Антифриз после пуска быстро переходит в жидкое состояние. Кстати, для зарубежных антифризов существует не один параметр — температура замерзания, а два: температура начала образования хлопьев льда (например, -38 С) и температура замерзания (например, -45 С).

11. Что и как можно проверить при покупке «ТОСОЛа»?

Как ни обидно — практически ничего. — Температура замерзания. Измеряется плотномером, проградуированном в градусах. Это измерение основано на том факте, что при плотности «ТОСОЛа» около 1.078 г/см3 он замерзает при -40o С. Однако, нет ничего проще, чем в домашних условиях приготовить состав требуемой плотности. И хорошо еще, если «бодяжник» разбавит синюю воду просто солью или сахаром. А если электролитом? Ведь так дешевле. Еще одно из заблуждений. Такое измерение плотности должно производиться при температуре 20 oС. И измерить тот же «ТОСОЛ» при температуре 35o С плотномер покажет температуру замерзания -30oС, а при температуре измерения -20o С покажет температуру замерзания -48 o С. — Цвет. Как указывалось выше — не имеет отношения к физическим свойствам продукта. Даже бесцветный раствор вполне может быть работоспособным, просто в этом случае мог использоваться недостаточно стойкий краситель. Но и это — плохой признак. Обратите внимание на наличие осадка и общую прозрачность раствора. — Вкус, запах. МЭГ сладковат на вкус и не имеет запаха. Здесь Вы можете застраховать себя только от самой грубой и наглой подделки.

Источник: http://mirsmazok.ru

Тосол ОЖ-40 (охлаждающая жидкость)

Вещество Тосол ОЖ 40 является автомобильной охлаждающей жидкостью. Продукт был разработан в 1971 году, он предназначался исключительно для отечественных автомобилей ВАЗ. Над разработкой тосола работали специалисты Государственного научно-исследовательского института органической химии и технологии (ГосНИИОХТа), именно от места его разработки продукт и получил свое название.

Чуть позднее торговая марка «Тосол» была официально зарегистрирована, так в России стали называть все охлаждающие жидкости.

Тосол ОЖ-40 представляет собой водный раствор этиленгликоля (подробное описание смотрите на этой странице), в который при производстве также включаются различные антикоррозионные, антивспенивающие, красящие и стабилизирующие добавки.

Тосол ОЖ-40: свойства и назначение продукта

Тосол ОЖ-40 предназначен для двигателей внутреннего сгорания. Использовать продукт также можно в качестве рабочей жидкости в других установках, работа которых осуществляется при низких температурах.

Тосол ОЖ 40 подходит, как для отечественных, так и для зарубежных автомобилей. Он надежно охлаждает топливные и дизельные двигатели внутреннего сгорания.

Важные свойства продукта:

  1. Тосол ОЖ-40 не замерзает при низких температурах использования.
  2. Вещество не воспламеняется.
  3. Продукт не закипает даже в тех случаях, когда двигатель работает на больших оборотах.
  4. Тосол ОЖ не пенится.
  5. Продукт не оказывает никакого воздействия на материалы центральной системы охлаждения автомобиля.
  6. Вещество отличается завидной стабильностью при эксплуатации.
  7. Характеризуется высокой теплоемкостью и теплопроводностью.

Производство вещества Тосол ОЖ 40 ведется в строгом соответствии с ТУ 2422-074-05015207-00.

Тосол ОЖ-40: использование

Для использования охлаждающей жидкости ее необходимо разбавить водой. Так, для разбавления Тосол ОЖ-40 потребуется 56% концентрата и 44% воды. Для разбавления прекрасно подходит дистиллированная вода, пресная вода или конденсат. Важно, чтобы жесткость используемой воды не превышала отметки в 6 моль на кубический дециметр.

Если охлаждающая жидкость используется и хранится при температуре меньше -20ºС, она может загустеть. Однако, даже загустев, вещество не потеряет свои характерные свойства.

Отработанный Тосол ОЖ-40 ни в коем случае нельзя выливать в канализацию или в открытый грунт. После того, как вы сольете вещество из системы охлаждения двигателя, жидкость необходимо утилизировать.

Меры безопасности

Основу вещества Тосол ОЖ-40 составляет этиленгликоль. Это вещество ядовито, оно обладает наркотическим действием, может проникать в организм человека даже через кожу. Этиленгликоль относится к числу умеренно опасных веществ, оно имеет 3-ий класс опасности. Вещество не обладает кумулятивными свойствами.

В воздухе рабочей зоны должно содержаться не более 5 миллиграмм этиленгликоля на 1 м². Этиленгликоль является веществом 3-его класса опасности.

Важно, чтобы при работе с тосолом, вещество не попадало на кожу рабочих, в организм через желудочно-кишечный тракт. Если охлаждающая жидкость используется на производстве, рабочие должны вести работу с веществом только со специальными средствами защиты. Производственные помещения, в которых осуществляется работа, обязательно должны быть оборудованы приточно-вытяжной и местной вытяжной системами вентиляции.

При работе с веществом также важно учитывать температуру вспышки и температуру самовоспламенения вещества:

  • температура вспышки паров охлаждающей жидкости составляет 120ºС;
  • температура самовоспламенения равна 380ºС;
  • в воздухе пары воспламеняются при температуре от +112ºС до +124ºС.

Если Тосол попал на кожу, незамедлительно смойте средство большим количеством воды.

Основные требования безопасности:

  1. Не засасывайте ртом Тосол ОЖ-40 при его переливании.
  2. Во время работы с веществом ни в коем случае не курите и не принимайте пищу.
  3. Старайтесь при любом контакте с охлаждающей жидкостью использовать специальные защитные очки.
  4. Обязательно пользуйтесь средствами защиты, при попадании вещества на кожу тщательно промойте ее водой.

Транспортировка и хранение вещества

Упаковывается Тосол ОЖ-40 в полиэтиленовые пакеты вместимостью от 1 до 10 кубических дециметров. По желанию потребителя мы можем упаковать средство в другую тару.

Транспортировка Тосол ОЖ-40 может осуществляться всеми видами транспорта. При транспортировке могут использоваться железнодорожные цистерны, оснащенные системой верхнего слива, автоцистерны, а также металлические бочки. Важно, чтобы тара при перевозке была надежно закрыта.

Хранить вещество можно в плотно и герметично закрытых бочках или емкостях другого рода, выполненных из коррозионных сталей. Хранение возможно в неотапливаемых сухих складских помещениях. Важно, чтобы на тару в процессе хранения не попадали прямые солнечные лучи, дождь и прочие атмосферные осадки.

Описание Тосол ОЖ-40 (охлаждающая жидкость)

Охлаждающая жидкость Тосол А-40 (Антифриз А-40).. Статьи компании «ООО "АРЛАНДА" (масла и смазки в Киеве)»

Антифризы — охлаждающие жидкости (ОЖ), не замерзающие при низкой температуре. Изготовители дают им собственные имена («Тосол», «Лена» и т. п. ) и указывают температуру замерзания (ОЖ-40 — до -40°С, ОЖ-65 — до -65°С). В последнее время отечественные производители стали выпускать охлаждающие жидкости, готовые к применению (уже разбавленные водой), с использованием маркировки «Антифриз». Как правило, это тот же «Тосол», но несколько лучшего качества

ТОСОЛ — название автомобильной охлаждающей жидкости, разработанной в 1971 г. для автомобилей ВАЗ взамен итальянской «ПАРАФЛЮ» специалистами ГосНИИОХТа (Государственный научно-исследовательский институт органической химии и технологии). Первые три буквы аббревиатуры ТОСОЛ указывают на отдел технологии органического синтеза, а буквы ОЛ добавлены, чтобы получилось слово, похожее на название спиртов (этанол, бутанол, метанол). Торговая марка «Тосол» не была зарегистрирована, поэтому ее широко используют отечественные изготовители ОЖ. Эксплуатационные свойства этих жидкостей могут быть разными и зависят от состава.

За рубежом термин «antifreeze» (антифриз) использовали для обозначения концентрата, который добавляли к воде в системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Однако этот термин принимал во внимание только морозозащитную роль этого продукта, допуская, что его использование является сезонной потребностью и не отражает его функцию как тепло-обменной среды, разработанной, чтобы предохранить систему охлаждения двигателя от коррозии и повреждения при всех эксплуатационных условиях. Термин «engine coolant concentrate» (дословно — «двигательный охладитель концентрированный») охватывает все эти условия и в настоящее время более предпочтителен.

Исходя из сказанного, в статье будем использовать термины «охлаждающая жидкость» или просто «жидкость».

Назначение

По причине выделения значительного тепла при сгорании топлива и от действия сил трения автомобильные двигатели нуждаются в эффективной системе охлаждения. В основном тепло отводится через радиатор системы охлаждения, а теплоносителями являются жидкости, циркулирующие через него и двигатель. Автомобильные двигатели воздушного охлаждения (например, VW Beetle), начиная с некоторого времени, перестали представлять коммерческий интерес. Главным образом, это обусловлено требованиями защиты окружающей среды.

Количество теплоты, передаваемой системой охлаждения двигателя, значительно. Известно, что третья часть тепловой энергии от сгорания топлива должна быть рассеяна охлаждающей жидкостью, в то время как пригодная для использования энергия на коленчатом вале двигателя составляет только одну четверть этой тепловой энергии в бензиновом двигателе или одну треть — в дизельном.

Охлаждающие жидкости

Старейшей охлаждающей жидкостью, порой использующейся и сегодня, является вода. В природной воде растворены соли и минералы. Соли (преимущественно кальция и магния) в совокупности с хлоридами и сульфатами (в меньшей степени) обусловливают жесткость воды. Карбонатная жесткость воды приводит к образованию осадка в форме нетвердых отложений (взвеси) или накипи на металлических поверхностях системы охлаждения.

Солевые теплоизоляционные накипи снижают теплоотвод от тех частей системы охлаждения, которые особенно нуждаются в этом, что может вызвать серьезные проблемы, например, заклинивание поршня или образование трещин в блоке цилиндров. Кроме того, свободные сульфаты и хлориды приводят к увеличению коррозии металлов системы охлаждения. Но наиболее важные недостатки воды как хладагента заключаются в том, что она превращается в лед при 0°С, кипит при 100°С (при нормальном атмосферном давлении) и испаряется из открытых систем при температуре меньше 100°С.

Для увеличения температуры кипения, системы охлаждения двигателя герметизируют. Однако существенно увеличить температуру кипения благодаря такому поддавливанию нельзя по той простой причине, что не все части системы охлаждения выдерживают большое давление, например, шланги, резиновые уплотнения и радиатор, изготовленный из меди, латуни или алюминия с применением мягкого припоя.

Точку замерзания воды в свое время снижали, добавляя одноатомные спирты (метиловый, этиловый, изопропиловый). Однако все они имеют очень низкую температуру кипения (65-82°С), поэтому в настоящее время не используются. Высококипящий глицерин (290°С) также не используется по причине плохих низкотемпературных свойств (высокая вязкость при низкой температуре и, как следствие, плохая прокачиваемость).

Наиболее полно и корректно исправить недостатки воды и при этом не лишить ее достоинств позволяет водно-гликолевая смесь. Она представляет собой водный раствор этиленгликоля (этиленгликоль или моно-этиленгликоль — двухатомный спирт, бесцветная, вязкая, сладковатая на вкус жидкость с плотностью 1,112-1,113 г/см3 при 20°С и температурой начала кипения около 195°С, замерзания -12…13°С. Ядовит и может проникать в организм через кожу. Наиболее опасен, если его выпить (смертельная доза 35 см3). Раствор агрессивен к материалам деталей системы охлаждения (сталь, чугун, алюминий, медь, латунь, припой), поэтому в охлаждающей жидкости присутствует комплекс противокоррозионных (ингибиторов), антивспенивающих и стабилизирующих присадок.

Плотность, температура замерзания и кипения ОЖ взаимосвязаны с концентрацией этиленгликоля в ней. Эти зависимости у разных жидкостей могут существенно отличаться друг от друга. Необходимо также учитывать, что качество используемой воды существенно влияет на эффективность присадок, входящих в состав охлаждающей жидкости.

В ГОСТ 28084 указано, что для разбавления концентрата ОЖ используют дистиллированную воду, конденсат и пресную воду общей жесткости до 6,0 моль/ м3. ASTM D 3306 рекомендует для приготовления растворов муниципальную (обработанную) или природную воду с небольшим содержанием минеральных веществ.

Нормативные документы

ГОСТ 28084-89 «Жидкости охлаждающие низкозамерзающие. Общие технические условия» нормирует основные показатели ОЖ на основе этиленгликоля (концентрата, ОЖ-40, ОЖ-65): внешний вид, плотность, температуру начала кристаллизации, коррозионное воздействие на металлы, вспениваемость, набухание резины и т. д. Но он не оговаривает состав и концентрацию присадок, а также смешиваемость жидкостей. Это, а также цвет ОЖ (синий, зеленый, желтый и т. п. ) выбирает изготовитель.

ГОСТов, регламентирующих срок службы антифриза и условия ресурсных испытаний, пока нет. Ресурсные тесты дорогостоящие и длительные. Например, 1 264 ч испытаний на моторном стенде по методике ASTM D 2570 соответствуют около 75 тыс. км пробега автомобиля, а эксплуатационные испытания проводят в течение 2-3 лет.

Сертификация ОЖ добровольная, а поэтому необязательна.

Технические требования к зарубежным концентратам ОЖ для легковых автомобилей и легких грузовиков отражены в ASTM D 3306 («Технические условия для охлаждающей жидкости на основе этиленгликоля для автомобиля с легкими условиями эксплуатации»), а для грузовых автомобилей и тяжелой техники — в ASTM D 4985 («Технические условия для охлаждающей жидкости на основе этиленгликоля с низким содержанием силиката для двигателей с тяжелыми условиями эксплуатации»), требующие начального введения дополнительной добавки к охлаждающей жидкости Supplemental Coolant Additive (SCA).

ASTM D 3306 иASTM D 4985 содержат перечень физико-химических свойств и эксплуатационных требований к антифризам со ссылками на соответствующие стандартные методы испытаний (тоже ASTM).

Кроме общих стандартов многие изготовители автомобилей применяют свои спецификации с дополнительными требованиями. Например, нормы General Motors USA — Antifreeze Concentrate GM 1899-M, GM 6038-М или система нормативов G концерна Volkswagen.

Такие документы часто запрещают вводить в антифриз ингибиторы коррозии, содержащие нитриты, нитраты, амины, фосфаты, и оговаривают предельно допустимую концентрацию силикатов, буры и хлоридов. Нитрит-нитраты, взаимодействуя с аминами, образуют токсичные соединения, причем некоторые из них канцерогенные. Ограничение содержания фосфатов, силикатов, боратов уменьшает отложение накипи в системе охлаждения, увеличивает срок службы уплотнений водяного насоса (меньше нерастворимых осадков), улучшает защиту от кавитационной коррозии.

Срок службы ОЖ

При эксплуатации охлаждающая жидкость стареет — концентрация ингибиторов в ней постепенно снижается, теплопередача уменьшается, склонность к пенообразованию увеличивается, а незащищенные металлы интенсивно коррозируют. Ресурс жидкости прямо зависит от ее качества и пробега автомобиля.

Старение происходит особенно интенсивно, если в систему охлаждения попадают отработавшие газы или воздух. Поэтому нужно чаще проверять места возможных утечек жидкости, а также состояние и крепление шлангов. Срок замены антифриза предписывает автозавод или изготовитель ОЖ. Но иногда жидкость стареет раньше.

При этом:

образуется желеобразная масса на внутренней стороне горловины расширительного бачка, при не значительной отрицательной температуре (– 10… 15°С) заметно помутнение (иногда как легкое облачко), выпадает осадок, а также чаще прежнего срабатывает электровентилятор радиатора. Когда появился хотя бы один из этих признаков, антифриз нужно сменить; жидкость становится рыже-бурой, значит, детали системы уже коррозируют. Такую охлаждающую жидкость нужно немедленно заменить независимо от того, сколько она прослужила. Плотность, темперауры замерзания и кипения ОЖ, концентрация этиленгликоля в ней взаимосвязаны. Эти зависимости у разных жидкостей на основе этиленгликоля могут немного отличаться друг от друга.

В эксплуатации плотность ОЖ проверяют ареометром. Плотность косвенно указывает температуру начала кристаллизации (застывания) и кипения.

Совместимость охлаждающих жидкостей

Уровень жидкости в системе охлаждения может стать меньше из-за испарения воды или утечек. В первом случае нужно долить дистиллированную, а если ее нет, прокипяченную (около 30 мин) воду, во втором — охлаждающую жидкость той же марки.

Отечественные ОЖ, произведенные разными изготовителями по одним техническим условиям, допустимо смешивать. Однако если номера ТУ не одинаковы, лучше этого не делать. Компоненты комплексов присадок могут прореагировать друг с другом и потерять свои полезные свойства. Поэтому в безвыходном положении лучше долить воду, а потом заменить всю жидкость в системе.

Влияние антифриза на склонность двигателя к перегреву

Температура кипения ОЖ-40 (44% воды и 56% этиленгликоля) при атмосферном давлении не менее 108°С. В предкипящем состоянии уже образуются паровые пробки, нарушающие нормальную циркуляцию в системе охлаждения. Это может спровоцировать перегрев двигателя. При постоянной эксплуатации машины в тяжелых условиях (городские пробки, песчаные дороги, грязь, снег) желательно применять антифриз с повышенной (хотя бы на пару градусов) температурой кипения соответственно с более высокой плотностью. Охлаждающая жидкость ОЖ-65 (35% воды и 65% этиленгликоля) кипит при температуре выше 110°С (при нормальном атмосферном давлении).

Выбор антифриза

Покупать нужно охлаждающую жидкость, рекомендованную в инструкции по эксплуатации автомобиля, и лучше в специализированных, а не в универсальных магазинах.

Концентрат ОЖ применять в системе охлаждения нельзя. Он предназначен только для приготовления охлаждающей жидкости путем разбавления водой. В каком соотношении проводится разбавление, указывает его изготовитель на этикетке.

Импортные антифризы предназначены:

ASTM D 3306 — для легковых автомобилей и легких грузовиков; ASTM D 4985 — для тяжелой техники; G 11 — для легковых автомобилей или легких грузовиков (допускается присутствие силикатов); G 12 — для тяжелой техники или новой автотехники (силикаты отсутствуют).

Информация об отсутствии силикатов (free of silicate или silicate free) имеет важное значение при использовании охлаждающей жидкости в двигателях тяжелой техники. При высокой температуре силикаты способны превращаться в гелеобразные отложения, забивающие узкие каналы системы охлаждения.

Хороший товар редко упаковывают небрежно. Емкость, как правило, закрывают пробкой с одноразовой «трещеткой», иногда дополнительно защищенной «пломбой» — ярлыком или лентой. Они должны быть целыми, не переклеенными, а зубчатое кольцо на пробке — плотно контактировать с горловиной.

Герметичность можно проверить, перевернув упаковку или слегка сжав ее с боков. Если есть течь или канистра неупругая (шипит выходящий воздух), лучше такую не покупать.

Этикетка качественного товара, как правило, хорошо сделана и приклеена. Штрих-код, рисунки, буквы и цифры на ней четкие, не раздвоенные и не расплывчатые. Информация — полная и не рекламная, а преимущественно техническая: название фирмы-изготовителя, ее адрес и телефон, аннотация к применению антифриза, его температуры кипения и замерзания, срок хранения, номер партии с датой ее изготовления и т. д.

Полупрозрачная канистра хороша тем, что можно рассмотреть ее содержимое. Мутную жидкость, тем более с осадком, покупать не надо. Если встряхнуть канистру, образовавшаяся пена должна осесть примерно через три секунды, у концентрата — чуть больше (пять).

Хорошая охлаждающая жидкость дешевой быть никак не может. Меняют ее не часто. Экономить на жидкости не стоит.

Проверка после покупки

Все параметры жидкости полностью и корректно проверить самостоятельно нельзя, но косвенно оценить качество покупки можно.

Мембрана под пробкой — хороший признак. Прозрачность и пенообразование проверяют, отлив жидкость из непрозрачной канистры в соответствующую емкость.

Характерный запах нефтепродуктов (бензина, масла, смазок и т. п. ) недопустим.

Плотность проверять можно, но она — не главный критерий качества, ее могут умышленно повысить, добавив ненужные соли, часто вредные. Но все же лучше проверить.

Устойчивость к жесткой воде. Иногда изготовитель допускает разбавление концентрата водопроводной водой. Для проверки можно налить концентрат в прозрачную емкость из термостойкого стекла, добавить столько же воды из водопровода и довести до кипения. Дать постоять около часа и сравнить внешний вид (прозрачность в проходящем свете) с таким же раствором, но не прокипяченным. Видимых отличий быть не должно.

Тосол ОЖ 40

Комплексные поставки химии для промышленных предприятий

Вещество Тосол ОЖ 40 является автомобильной охлаждающей жидкостью. Продукт был разработан в 1971 году, он предназначался исключительно для отечественных автомобилей ВАЗ.

Наше предприятие занимается производством прозрачной жидкости ТОСОЛ ОЖ 40 голубого цвета. В ее составе нет механических примесей.

Тосол ОЖ 40 представляет собой водный раствор этиленгликоля, в который при производстве также включаются различные антикоррозионные, антивспенивающие, красящие и стабилизирующие добавки.

Тосол: свойства и назначение продукта:

Тосол ОЖ 40 предназначен для двигателей внутреннего сгорания. Использовать продукт также можно в качестве рабочей жидкости в других установках, работа которых осуществляется при низких температурах.

Тосол ОЖ 40 подходит, как для отечественных, так и для зарубежных автомобилей. Он надежно охлаждает топливные и дизельные двигатели внутреннего сгорания.

Важные свойства продукта:

  • Тосол ОЖ 40 не замерзает при низких температурах использования;
  • Вещество не воспламеняется;
  • Продукт не закипает даже в тех случаях, когда двигатель работает на больших оборотах;
  • Тосол ОЖ не пенится;
  • Продукт не оказывает никакого воздействия на материалы центральной системы охлаждения автомобиля;
  • Вещество отличается завидной стабильностью при эксплуатации;
  • Характеризуется высокой теплоемкостью и теплопроводностью.

Производство вещества Тосол ОЖ 40 ведется в строгом соответствии с ТУ 2422-074-05015207-00.

Использование Тосол ОЖ 40:

Для использования охлаждающей жидкости ее необходимо разбавить водой. Так, для разбавления Тосол ОЖ 40 потребуется 56% концентрата и 44% воды. Для разбавления прекрасно подходит дистиллированная вода, пресная вода или конденсат. Важно, чтобы жесткость используемой воды не превышала отметки в 6 моль на кубический дециметр.

Если охлаждающая жидкость используется и хранится при температуре меньше -20 градусов по шкале Цельсия, она может загустеть. Однако, даже загустев, вещество не потеряет свои характерные свойства.

Отработанный ТОСОЛ ОЖ 40 ни в коем случае нельзя выливать в канализацию или в открытый грунт. После того, как вы сольете вещество из системы охлаждения двигателя, жидкость необходимо утилизировать.

Важные требования безопасности, которые необходимо соблюдать при использовании продукта:

Основу веществу ТОСОЛ ОЖ 40 составляет этиленгликоль. Это вещество ядовито, оно обладает наркотическим действием, может проникать в организм человека даже через кожу. Этиленгликоль относится к числу умеренно опасных веществ, оно имеет 3ий класс опасности. Вещество не обладает кумулятивными свойствами.

В воздухе рабочей зоны должно содержаться не более 5 миллиграмм этиленгликоля на 1 квадратный метр. Этиленгликоль является веществом 3его класса опасности.

Важно, чтобы при работе с ТОСОЛом, вещество не попадало на кожу рабочих, в организм через желудочно-кишечный тракт. Если охлаждающая жидкость используется на производстве, рабочие должны вести работу с веществом только со специальными средствами защиты. Производственные помещения, в которых осуществляется работа, обязательно должны быть оборудованы приточно-вытяжной и местной вытяжной системами вентиляции.

При работе с ТОСОЛ также важно учитывать температуру вспышки и температуру самовоспламенения вещества:

  • Температура вспышки паров охлаждающей жидкости составляет 120 градусов по шкале Цельсия;
  • Температура самовоспламенения равна 380 градусов по Цельсию;
  • В воздухе пары воспламеняются при температуре от 112 до 124 градусов со знаком плюс по шкале Цельсия.

Если ТОСОЛ попал на кожу, незамедлительно смойте средство большим количеством воды.

Основные требования безопасности:

  • Не засасывайте ртом ТОСОЛ ОЖ 40 при его переливании;
  • Во время работы с веществом ни в коем случае не курите и не принимайте пищу;
  • Старайтесь при любом контакте с охлаждающей жидкостью использовать специальные защитные очки;
  • Обязательно пользуйтесь средствами защиты, при попадании вещества на кожу тщательно промойте ее водой.

Транспортировка и хранение вещества:

Упаковывается ТОСОЛ ОЖ 40 в полиэтиленовые пакеты вместимостью от 1 до 10 кубических дециметров. По желанию потребителя мы можем упаковать средство в другую тару.

Транспортировка ТОСОЛ ОЖ 40 может осуществляться всеми видами транспорта. При транспортировке могут использоваться железнодорожные цистерны, оснащенные системой верхнего слива, автоцистерны, а также металлические бочки. Важно, чтобы тара при перевозке была надежно закрыта.

Хранить вещество можно в плотно и герметично закрытых бочках или емкостях другого рода, выполненных из коррозионных сталей. Хранение возможно в неотапливаемых сухих складских помещениях. Важно, чтобы на тару в процессе хранения не попадали прямые солнечные лучи, дождь и прочие атмосферные осадки.

По вопросам приобретения тосола ОЖ 40 и получения подробной консультации по свойствам продукции, условиям поставки и заключению договора просим Вас обратиться к менеджерам:

(495)-790-14-528-915-218-57-47

8-926-941-80-03


Смотрите также