Новый закон осаго натуральное возмещение
Натуральное возмещение ущерба по ОСАГО
28 апреля 2017 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В новой редакции закона изменен порядок возмещения вреда, причиненного легковым автомобилям. Эти изменения касаются транспортных средств, находящихся в собственности граждан и зарегистрированных в Российской Федерации.
Приоритетной формой возмещения ущерба теперь будет восстановительный ремонт на станции технического обслуживания.
Как это будет работать?
Автовладелец выбирает станцию технического обслуживания (СТО) из числа тех, с которыми у страховой компании заключен договор. Выбрать СТО можно как при покупке полиса, так и на этапе урегулирования убытка. Перечень СТО с указанием адресов их места нахождения, перечнем марок и годов выпуска обслуживаемых транспортных средств, а также примерных сроков проведения ремонта должен публиковаться на сайте страховой организации и постоянно актуализироваться.
Важно! При восстановительном ремонте в отличие от денежной выплаты не учитывается износ деталей и агрегатов, а также не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих частей (если иное не определено соглашением страховой компании и потерпевшего).
Можно ли выбрать другую СТО?
Для ремонта поврежденного автомобиля на СТО, с которой у страховщика нет договора, надо получить письменное согласие страховой организации. В заявлении о страховом возмещении необходимо указать полное наименование выбранной СТО, адрес места нахождения и платежные реквизиты для возможности оплаты страховщиком проведенного восстановительного ремонта.
На каких условиях проходит восстановительный ремонт?
Предельный срок осуществления ремонта – не более 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим транспортного средства на СТО.
СТО не должна находиться дальше, чем в 50 километрах от места ДТП или места жительства потерпевшего (по его выбору).
Ремонт новых автомобилей (не старше двух лет) должен производиться на СТО официального дилера, осуществляющего гарантийное сервисное обслуживание.
Минимальный гарантийный срок на работы по восстановительному ремонту поврежденного транспортного средства составляет 6 месяцев, а на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, – 12 месяцев.
Как действовать в случае ДТП?
Если в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам и у всех водителей есть действующие полисы ОСАГО, то требование о возмещении вреда необходимо предъявлять своему страховщику
Важно! В случаях причинения вреда жизни или здоровью участников ДТП заявление о страховом возмещении следует подавать в страховую компанию виновника ДТП.
Заполненные извещения о ДТП должны быть переданы участниками ДТП в свои страховые компании (или их представителям в субъекте Российской Федерации, на территории которого произошло ДТП) в течение пяти рабочих дней после ДТП.
Срок рассмотрения заявления о страховом возмещении составляет 20 календарных дней.
За несоблюдение сроков выдачи потерпевшему направления на ремонт предусматривается начисление неустойки в размере 1% от размера страхового возмещения за каждый день просрочки. За нарушение сроков осуществления ремонта страховщик наказывается неустойкой в размере 0,5% от размера страхового возмещения.
В каких случаях возможно денежное возмещение вместо ремонта?
Страховая выплата в денежной форме производится в следующих случаях:
- смерть потерпевшего;
- причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (если в заявлении о страховом возмещении выбрана такая форма страхового возмещения);
- потерпевший является инвалидом и имеет автомобиль по медицинским показаниям (если в заявлении о страховом возмещении выбрана такая форма);
- полная гибель транспортного средства;
- стоимость восстановительного ремонта превышает 400 тысяч рублей (50 тысяч рублей для случаев оформления ДТП по европротоколу) и потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт на СТО;
- все участники ДТП признаны ответственными за причиненный вред («обоюдка») и потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт на СТО;
- в результате ДТП вред причинен только имуществу, не являющемуся транспортным средством;
- потерпевший отказывается от ремонта на СТО, если она не соответствует требованиям к организации восстановительного ремонта;
- страховая компания не предоставляет потерпевшему возможность проведения восстановительного ремонта на СТО, указанной при заключении договора ОСАГО;
- наличие письменного соглашения между страховщиком и потерпевшим.
Защита прав потребителей страховых услуг
Если вы считаете, что страховая компания нарушает ваши права, направьте жалобу в Банк России. Также можно направить обращение в Российский союз автостраховщиков (РСА)
Дополнительные материалы
Брошюра «Ремонт в ОСАГО. Приоритет натурального возмещения ущерба для договоров ОСАГО, заключенных с 29 апреля 2017 года»
Руководство для автовладельцев «Натуральное возмещение ущерба по ОСАГО»
Видеоролик «Натуральное возмещение ущерба по ОСАГО»
Натуральное возмещение ущерба по полису ОСАГО в 2019 году
Главная › Авто › ОСАГО
Закон об обязательном страховании был принят в 2002 году. В рамках данного договора виновные водители получили финансовую защиту, в результате наступления ДТП. Если ранее пострадавшие получали средства на руки, по итогам оценки независимого эксперта, то с 2017 года появилось такое понятие, как натуральное возмещение по ОСАГО.
Что такое натуральное возмещение по ОСАГО
Натуральное ОСАГО появилось с 28 апреля 2018 года. Суть нового законопроекта заключается в том, что пострадавшая сторона, при наступлении ДТП получает направление на станцию, которая проводит ремонтные работы.
Получается, это компенсация, при которой клиент не получает средства на руки, а предоставляет авто для проведения ремонта. Что касается оплаты, то вся ответственность возложена на страховщика.
В рамках нового закона автолюбителям предложили несколько преимуществ:
- Время по выплате сократиться, поскольку не нужно показывать машину эксперту и ждать итоги оценки.
- Часто водителям не хватала полученной суммы, в результате чего приходилось составлять претензию и обращаться в суд. Благодаря этому закону проблема недоплаты решена.
- Каждый водитель может выбрать сам станцию из доступного списка. Страховщики обязаны сотрудничать только с крупными автосалонами. Получается, что на сомнительный ремонт «в гараж» вас не отправят.
Благодаря натуральному возмещению ущерба по полису ОСАГО государство желает огородиться от многочисленных мошенников, которые делают подставные ДТП с целью получения выгоды.
Можно ли получить деньгами
Изучив отзывы в интернете, станет ясно, что не всем автолюбителям нововведение пришлось по душе. Многих участников движения интересует, можно ли получить наличные и самостоятельно оплачивать ремонтные работы.
В рамках закона предусмотрены исключения, в результате которых выплачиваются деньги по ОСАГО. Денежная выплата производится:
- наследникам по закону, в случае смерти пострадавшего;
- если потерпевшему причинен вред здоровью средней тяжести;
- в случае, если пострадавшая сторона является инвалидом и авто необходимо по медицинским показаниям;
- при полной гибели авто;
- если стоимость ремонтных работ превышает установленного лимита, в пределах 400 тысяч рублей и виновник не согласен добровольно доплачивать разницу;
- при обоюдной вине;
- если страховщик не может обеспечить проведение ремонтных работ на соответствующей станции.
Также выплаты по ОСАГО в денежной форме предусмотрены по соглашению сторон. Важно учитывать, что соглашение должно быть составлено в письменной форме и подписано как со стороны страхователя, так и страховщика.
Как определяются СТО для ремонта
В новых правилах прописано как происходит возмещение при натуральном ОСАГО и выбор станции. Изучив их, станет ясно, что:
- СТО выбирает клиент, а не определяет финансовая компания по собственному желанию;
- страховщик обязан выдать направление на пункт, который находится не более 50 км от места ДТП или прописки владельца автомобиля;
- если СТО нет поблизости, то страховая организация обязана предложить другую, и оплатить расходы, связанные с дополнительной транспортировкой;
- в течение 30 дней решить вопрос с ремонтом.
Важно! Если финансовая компания в течение 30 дней не решит вопрос с ремонтом, то в рамках закона она будет обязана выплатить клиенту пени, за каждый просроченный день. Размер пени составляет 0.5% от суммы ущерба.
Можно ли сделать ремонт в другом СТО
Зачастую водители интересуются, можно ли при ОСАГО сделать ремонт на другой станции? Если изучить правила, станет ясно, что страхователь может выбрать из списка.
При желании получить направлению на свое СТО, которая не включена в список, потерпевшая сторона может получить отказ на законном основании. В этом случае страховщики могут только предложить выплату в денежной компенсации.
Порядок натурального возмещения по ОСАГО
Выплата по автогражданской ответственности при натуральном ОСАГО возможна только после получения письменного согласия от потерпевшего. Рассмотрим детально порядок выплаты:
- Выбор СТО. При обращении в офис урегулирования убытков необходимо заполнить заявление, в котором указать название СТО, на которой желаете отремонтировать поврежденный транспорт. Как только заявление будет заполнено, пострадавшая сторона получает направление, с которым обязана проехать на выбранный пункт. Сроки обращения строго фиксированы, поэтому не стоит затягивать.
- Предоставление транспорта. На станцию необходимо передать поврежденный автомобиль и подписать акт-приема передачи. Именно в этом документе указывается, что авто передается для проведения ремонтных работ. Также фиксируется срок, в течение которого СТО обязана выполнить свои обязательства.
- Подписание акта выполненных работ. Отремонтированный автомобиль стоит принять по акту. Если вас не устраивает качество работы, то акт подписывает не стоит. В подобной ситуации следует написать заявление, с просьбой исправить недочеты. При получении отказа следует обращаться в суд. При этом важно учитывать, что показывать отремонтированный автомобиль страховщику не требуется.
Что выгоднее натуральное возмещение или деньги
С введением новых правок по натуральному возмещению вреда при обязательном страховании, автолюбители стали задуматься, что выгоднее: деньги или ремонт. Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо понять, что желает клиент:
- быстро отремонтировать машину без решения финансовых вопросов;
- заработать и не делать ремонт.
Натуральная выплата выгодна тем, что:
- клиент может получить направление на специализированное СТО в день обращения;
- не нужно самостоятельно вносить оплату на станцию;
- не стоит переживать, что не хватит средств для оплаты ремонта;
- машину могут восстановить в течение нескольких дней.
Выплата в денежной форме выгодна тем, что:
- клиент сам решает, восстанавливать авто или нет;
- потерпевший может самостоятельно отремонтировать транспорт и сэкономить.
Важные моменты, которые нужно знать про ремонт по ОСАГО
Выбирая в рамках закона натуральное возмещение по автогражданке, следует учитывать основные моменты:
- прежде чем соглашаться на станцию, стоит изучить отзывы в интернете;
- согласно закону, вы можете присутствовать во время проведения ремонтных работ и задать интересующие вопросы;
- принимая машину, тщательно проверяйте отремонтированные детали;
- после того, как примут авто, в течение 1 месяца должны быть оказаны ремонтные работы;
- ремонт новых транспортных средств, со сроком выпуска менее 2 лет, должен происходить только на стации официального дилера.
Подводя итог, стоит отметить, что в рамках обязательного договора клиент может отремонтировать машину на станции. Основная цель введения натурального возмещения – быстрое и качественное предоставление ремонтных услуг на станции.
Если вы ремонтировали авто после ДТП на специализированном пункте, предлагаем поделиться опытом и рассказать читателям нашего портала:
- насколько вам понравился новый способ получения компенсации;
- в какую компанию обращались;
- как быстро отремонтировали авто и устроило ли качество выполненных работ.
Также для всех читателей работает круглосуточный консультант на сайте, который подсказывает ответы на любые вопросы максимально быстро.
После прочтения не забывайте ставить лайк и делиться полезной статьей со своими друзьями в социальных сетях.
Подробнее узнать о том, как возместить ущерб по ОСАГО и какое возмещение лучше сделать, вы сможете в следующей статье.
Натуральное возмещение ущерба по полису ОСАГО в 2019 году Ссылка на основную публикацию Как получить ОСАГО «натурой»? Инструкция для автовладельцев
6 апреля 2017 года Натуральные выплаты предназначены пока лишь для обладателей новых полисов ОСАГО, приобретенных после 28 апреля. По полисам, купленным ранее, порядок прежний. Но если вы все же хотите получить направление на ремонт, можно выяснить в своей страховой компании о наличии такой возможности. Дело в том, что и до вступления в силу поправок такая возможность была. Правда, тут все зависит от желания страховой компании. Сумеете договориться — машину отремонтируют, не сумеете — получите деньги.
Если частных владельцев легковых автомобилей в автосервисы будут направлять не предлагая альтернативы, то для юридических лиц сделали поблажку. У многих фирм, которые владеют автомобилями и занимаются, к примеру, перевозками, есть договоренности со «своими» автосервисами. Но если компания-автовладелец все же пожелает получить направление на ремонт в автосервис страховой компании, то с этим проблем не будет.

Что делать после ДТП?
После аварии пострадавший обращается в свою страховую компанию с заявлением о выплате страхового возмещения и предъявляет для осмотра автомобиль. Как и раньше, страховая компания осматривает поврежденную машину, при необходимости проводится экспертиза. После этого вам выдают направление на СТО.
Можно ли выбрать СТО самому?
Конкретный автосервис вы выбираете сами. Сделать это можно, да и нужно, заранее. Каждая страховая компания обязана опубликовать список таких СТО на своем сайте. Посмотрите, выберите наиболее удобный.

Какую СТО выбрать?
На сегодняшний день для СТО в законе установлены лишь общие требования. По словам Марии Щукиной, заместителя начальника Управления методологии обязательных и массовых страховых продуктов «РЕСО-Гарантия», финальной версии Правил ОСАГО пока нет. Обсуждаемый вариант изменений Правил фактически дублирует то, что прописано в законе.Важно: СТО должна находиться на расстоянии не более 50 километров от места ДТП или места жительства потерпевшего. На деле это не всегда возможно. Если страховая компания организовала и (или) оплатила транспортировку автомобиля до места проведения ремонта и обратно, то выбор СТО здесь за страховой компанией. Речь идет о тех случаях, когда разбитый автомобиль не может двигаться своим ходом.
Если автомобиль гарантийный?
При ремонте должны сохраняться гарантийные обязательства производителя транспортного средства. Новые автомобили (до двух лет) будут ремонтироваться у дилеров. Это положение, к слову, вызвало множество вопросов. Почему именно 2 года? Ведь у многих производителей гарантийный срок намного больше?
Здесь, скорее всего, законодатель исходил из средней продолжительности гарантии. Так, по словам Татьяны Федосеевой, директору по урегулированию убытков в автостраховании СК «Согласие», одни производители дают ограниченную гарантию один год, другие — на пять лет. Но основная же масса гарантийного срока — это два года.

Действительно, если взять тех же «немцев» (БМВ, Мерседес), то у этих производителей именно двухгодичная гарантия. А длинные гарантии, как правило, сопряжены с разными доплатами или определенными условиями и распространяются лишь на некоторые узлы и агрегаты.
Быстро ли отремонтируют?
С направлением вы приезжаете в автосервис, сдаете автомобиль в ремонт. Дальше все как и при обычном обращении в автосервис. Однако срок ремонта не будет превышать 30 рабочих дней с момента предоставления автомобиля на СТО. Это вовсе не означает, что ремонт будет длиться именно столько. Это максимально допустимое время на устранение сложных повреждений.
Какие запчасти будут использовать при ремонте?
Важно отметить, что в законе прописана обязательность использования новых запчастей. Никакие б/у и восстановленные детали на автомобили ставить не должны. Конечно, новые не значит оригинальные. Но не стоит думать, что сервисмены ради экономии начнут использовать дешевые китайские запчасти.
Бояться этого не нужно, уверена Татьяна Федосеева. Во-первых, при ремонте должны использоваться только сертифицированные запчасти, а значит качественные и безопасные. К слову, в том же Китае сейчас производится большое количество и оригинальных запчастей. Взять, к примеру, производителя автостекол компанию Fuyao. Продукция этой фирмы официально используется Audi, Volkswagen, Honda, Toyota, Land Rover и другими автопроизводителями, поясняет Федосеева. Во-вторых, мы и сами, ремонтируя машины, не всегда готовы покупать дорогие оригинальные запчасти. Тем более когда аналоги стоят заметно меньше, а по качеству нисколько не уступают оригиналам.

Мария Щукина отмечает, что если бы неоригинальные запчасти были низкого качества, то на них попросту не было бы спроса. «Неоригинальная деталь может быть лучше оригинальной, полностью идентичной и равной по качеству. Аналоги выпускаются всемирно известными заводами непосредственно для рынка автозапчастей, и они всегда гораздо дешевле оригиналов», — подытоживает Щукина.
Кто оплачивает ремонт?
После окончания ремонта автовладелец должен проверить качество работ. Хотя бы визуально. Если все устраивает, то автовладелец подписывает акт приемки и забирает машину. Платить за ремонт будет страховая компания. Но только при отсутствии претензий со стороны автовладельца. Это, к слову, одна из причин, которая не позволит сервисменам халтурить. Ведь если ремонт будет сделан плохо, денег СТО не получит.Что делать, если ремонт некачественный?
При некачественном ремонте все вопросы придется решать не с сервисом, а со страховой компанией. Заметили огрехи в ремонте при получении машины? Акт не подписываете, а фиксируете все «косяки» и обращаетесь к страховой компании с требованием устранить дефекты. Если же недостаток проявился через какое-то время, нужно его зафиксировать и опять же направить претензию в страховую компанию. Если в страховой компании согласятся с претензиями, недостатки исправят, возможно, в другом автосервисе. Если не согласятся — придется идти в суд.
По мнению Павла Самиева, исполнительного директора Национального рейтингового агентства (НРА), пока не определено само понятие «качество ремонта», пока не определены критерии, полноценно нововведения работать не будут. И СТО полноценно работать не смогут.
«Начнутся жалобы в ЦБ РФ и Роспотребнадзор. В „тестовый“ период, когда страховые компании должны показать, насколько они готовы к „натуральному“ возмещению, достаточно двух жалоб на качество ремонта, и страховая компания будет вынуждена вернуться к денежным выплатам. И все это на фоне неотработанных процедур в цепочке „потерпевший — страховщик — СТО“. А значит, опять возврат к денежным выплатам, от которых мы должны были уйти, чтобы изолировать деятельность недобросовестных автоюристов. В прошлом году отрасль потеряла на этом 40 млрд рублей, сколько она потеряет в этом — можно только гадать. Стоит ли столько „тестовый“ период? Мы оценим через полгода», — поясняет Самиев.Пока сложно сказать, как пойдет работа новой системы. Надеюсь, что страховые компании будут выбирать качественные автосервисы, а те, в свою очередь, ремонтировать машины быстро и в строгом соответствии с требованиями и регламентами автопроизводителей.Как получить ОСАГО «натурой»? Инструкция для автовладельцевФото: Роман Пименов, Анатолий Струнин, DPA/ТАСС
Как получить ОСАГО «натурой»? Инструкция для автовладельцевОшибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + EnterЗакон о натуральном возмещении по ОСАГО
Автолюбители Российской Федерации пытаются разобраться в условиях нового законодательства и понять, что же принесет им натуральное возмещение по ОСАГО, введенное вместо денежной компенсации.
Что это такое
Изменение условий страхования заключается в том, что владельцам легковых автомобилей, пострадавшим в ДТП, вместо денежной выплаты будет предлагаться натуральная форма возмещения в виде ремонта поврежденного авто.
Создан данный законопроект по инициативе автостраховщиков, которые в последние годы несут значительные убытки вместо ожидаемой прибыли. Сами инициаторы объясняют печальные результаты своей деятельности активностью возникшей группы автоюристов, которые через суд взыскивают значительные суммы с органов страхования.
В новом законодательстве приоритет отдан уходу от денежного возмещения, т.е. теперь заявитель в качестве компенсации получает направление на ремонт в одну из автомастерских, где и получает услуги в пределах суммы страхового возмещения.
Страховщики получают выгоду в том, что не будут оплачивать завышенные требования пострадавших или посредников в лице автоюристов.
Для пострадавших выгода в том, что они получают оплаченный за счет страховки ремонт, сроки которого ограничены 30 днями, а не будут отстаивать свои интересы, добиваясь адекватной суммы возмещения.
Автолюбителям обещаны еще несколько плюсов:
- экспертиза и оценка понесенного ущерба будет производиться без учета износа автомобиля;
- выбор СТО делает сам пострадавший из предложенного списка или предлагает свой вариант;
- возмещение будет производиться не только при столкновении двух или нескольких автомобилей, но и при других видах аварий;
- в перечне мастерских должны обязательно быть сервисы, имеющие право осуществлять ремонт машин, находящихся на гарантии.
Насколько все это оправдается на практике, покажет уже первый год действия закона.
Как получить денежное возмещение
Существует определенный перечень случаев, когда пострадавший или виновник аварии может получить денежное возмещение.
В денежном выражении компенсация выдается:
- при невозможности восстановить автомобиль, т.е. при его максимальном повреждении;
- если водитель в результате аварии погиб или получил тяжелые травмы;
- инвалидам первой и второй категории .
Поправки к первому варианту закона также предусмотрели еще две возможности получить страховую компенсацию деньгами:
- стоимость ремонта превышает максимальную сумму возможной компенсации, установленную в настоящее время;
- страховая организация не может организовать ремонт на той станции, которая ей предлагалась и была выбрана страхователем.
Требования к сервисам и страховщикам
В законе предусмотрен ряд требований к страховым организациям и автосервисам, которые они должны выполнять, если собираются работать в рамках законодательства.
Страховщики обязаны
- предлагать мастерские, удаленные не более чем на 50 км от места совершения ДТП или адреса, где проживает пострадавшее лицо;
- если такой мастерской предложить не получается, и заявитель согласен на более удаленный вариант, то страховая компания обязана оплатить транспортировку поврежденного авто в мастерскую;
- выплачивать пени пострадавшему за каждый день просрочки, так как предельные сроки ремонта составляют 30 дней. Сумма ежедневной пени составляет полпроцента от общего размера возмещения.
Также страховые организации теоретически обязаны контролировать качество ремонтных работ и исключать из своих списков недобросовестные сервисы, так как вся ответственность за результаты ложится на них, а не на ремонтников.
Процедура ответственности заключается не только в выплате компенсации. При появлении многочисленных жалоб страховая организация может на один год лишиться права на натуральные возмещения, и будет обязана производить денежные выплаты. Данное решение к страховым организациям должен принимать Центробанк.
Закон с последними изменениями выдвигает целый ряд требований и условий к автосервисам, которые будут заниматься ремонтом с оплатой работ от страховых организаций. Все эти требования нацелены на защиту интересов заказчиков:
- во время ремонтных работ запрещено использовать детали, бывшие в употреблении, т.е. при сильном повреждении больше всего выигрывают владельцы старых автомобилей;
- на каждую отремонтированную единицу техники ремонтники обязаны предоставлять гарантию на полгода или год в зависимости от операции;
- ремонт должен производиться в течение 30 дней, несмотря на уровень его сложности и состояние с наличием деталей.
С одной стороны, наличие договора со страховой организацией обеспечивает автомастерскую постоянной работой, а с другой стороны переводит всю ее деятельность на безналичный расчет, к чему готовы не все, привыкшие работать за наличку, предприниматели.
Когда можно отказаться от сервиса
Натуральное возмещение с 28 апреля становится преобладающим вариантом обеспечения страхового полиса, но закон оставляет заказчиками возможность отказаться от этого навязанного сервиса и получить денежную компенсацию.
Кроме ранее перечисленных вариантов обязательной выплаты страховки в денежной форме, страхователь может отказаться от ремонта в следующих случаях:
- страховая организация не может предоставить ему СТО, способное выполнить ремонт в установленном законом порядке ( с соблюдением сроков, качества и сохранением страховки);
- достигнута письменная договоренность между клиентом и страховой организацией об отказе от натурального возмещения.
Второй вариант не выгоден для владельцев не новой техники, так как при начислении и выплате компенсации учитывается износ автомобиля, и сумма страхового возмещения значительно уменьшается. При направлении на ремонт износ автомобиля не учитывается.
Изменение тарифов на ОСАГО
Ожидаемое изменение тарифов на ОСАГО в текущем году не произошло, но в прессе и в около законодательных кругах муссируются идеи о будущей либерализации тарифов, т.е. страховые организации получат право изменять тарифы по своему усмотрению.
Видео: Новые правила получения компенсации ущерба по ОСАГО
Подробности нового закона про натуральное возмещение по ОСАГО
28 марта 2017 года Президент России Владимир Путин подписал Закон № 49-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”. Этот документ полностью прошел процедуру рассмотрения и утверждения. Еще в апреле 2016 года президент поручил правительству и Центральному банку страны разработать предложения, направленные на совершенствование системы ОСАГО. Необходимость проведения подобного реформирования назрела достаточно давно, и нужны были способы перехода на натуральную форму возмещения, при которой ремонт автомобиля станет более выгодным возмещением, чем существующая сейчас денежная выплата. К концу минувшего года Министерство финансов и Банк России согласовали новые условия возмещения по ОСАГО. В конце декабря 2016 года документ был согласован в Правительстве Российской Федерации. Далее 17 марта 2017 года закон был принят Государственной Думой, а 22 марта утвержден Советом Федерации. Новым законом вводится натуральное возмещение по ОСАГО – обязательного страхования автогражданской ответственности.
Причины введения натурального возмещения по ОСАГО
Прежде всего, в некоторых субъектах Федерации, например, в Краснодарском крае, Волгоградской и Ивановской областях, сложилось такая ситуация, что почти невозможно купить полисы в бумажном варианте. Дело в том, что очень высокая убыточность компаний, которые занимаются автострахованием, сложилась в трети регионов России. Целые группы автоюристов почти профессионально занимаются отъемом денег у страховщиков через суды. Необходимость платить этим лицам существенные суммы заставляет некоторые страховые компании уходить с рынка, а оформление полисов стало огромной проблемой для автомобилистов.
Ссылки по теме: Налог на гугл стартует с 1 января 2017 годаВторая причина в том, что денег, которые автомобилисты получают по страховке, очень часто недостаточно для полноценного ремонта автомобиля. Так получается потому, что страховые выплаты рассчитываются в соответствии с износом деталей. И если автомобиль, попавший в дорожно-транспортное происшествие, выпущен более пяти лет назад, то его владельцу вряд ли удастся сделать по страховке качественный ремонт.
Чтобы решить эти проблемы, депутаты Государственной Думы внесли предложение об установлении при наступлении страхового случая приоритета ремонта транспортных средств над денежными выплатами. Законопроект о натуральном возмещении по ОСАГО внесли депутаты от партии “Справедливая Россия”.

Какие изменения ожидают автовладельцев?
Соответственно внесенным в закон поправкам основной формой возмещения ущерба станет ремонт разбитого в аварии автомобиля за счет страховщика. Денежные средства можно будет получить только в нескольких случаях:
- если машина полностью уничтожена в результате аварии;
- погиб пострадавший в аварии автовладелец;
- если здоровью причинен тяжкий и средней тяжести вред;
- если стоимость ремонта (не более 400 тысяч рублей) превышает размер суммы возмещения при ОСАГО.
Также автомобилист может потребовать выплатить ему денежные средства, если на этот счет есть договоренность со страховщиком, или если страховая компания не предложит емуавтосервис для ремонта машины, соответствующий требованиям закона. Кроме того, деньги на ремонт могут быть выданы автомобилистам-инвалидам.
Следует отметить, что натуральное возмещение по ОСАГО будет относиться исключительно к легковым автомобилям, принадлежащим гражданам. Потерпевшие в дорожно-транспортном происшествии выбирают авторемонтные сервисы из предоставленного страховой компанией списка, а она должна в течение 20 календарных дней выдать соответствующее направление на ремонт.
Ссылки по теме: Способы оплаты штрафов ГИБДД через интернетОдной из важнейших внесенных поправок является запрет на использование при ремонте бывшие в употреблении запчасти. Узлы автомобиля, пострадавшие во время аварии, при проведении ремонта должны быть заменены новыми. По закону износ стоявших на автомобиле деталей не учитывается. В рассматриваемом законе зафиксирован максимальный срок проведения восстановительного ремонта автомобиля – 30 дней. За каждый просроченный день страховая компания обязана выплачивать потерпевшему автовладельцу неустойку в размере 0,5% от суммы установленного страхового возмещения.
Если страховая компания неоднократно нарушила свои обязательства по ремонту транспортных средств, она может быть лишена возможности возмещения вреда в натуральной форме на один год. В соответствии с документом минимальный гарантийный срок ремонта определен в 6 месяцев, а на работы, которые связаны с кузовными неисправностями и покраской автомобиля, — 12 месяцев.
Во время заключения договора ОСАГО автомобилист имеет право указать преимущественную для него станцию техобслуживания. Регламентируется также расстояние до станции техобслуживания, на которой будет проводиться ремонт автомобиля. Оно не должно превышать 50 километров от места жительства пострадавшего или от места дорожно-транспортного происшествия. В противном случае страховая компания должна оплатить транспортировку автомашины к месту ремонта. Если после аварии отремонтировать автомобиль на выбранной станции техобслуживания не представляется возможным, то пострадавший вправе потребовать возместить причиненный вред в денежной форме.
Важным моментом принятого законопроекта является норма о распространении прямого возмещения причиненных убытков на все дорожно-транспортные происшествия. Напоминаем, что сейчас потерпевший автомобилист напрямую обращается в свою страховую компанию только в том случае, если в ДТП участвуют две и более автомашины.
Ссылки по теме: Товарищество собственников недвижимости - что это такое?Социологический опрос
Поддерживаете ли Вы новый закон о натуральном возмещении по ОСАГО?Значение закона и начало его действия
Принятый закон о натуральном возмещении по ОСАГО должен сыграть важнейшую роль в деле наведения порядка на рынке автострахования. Однако только этого закона, конечно же, недостаточно. Страховые компании должны более активно прибегать к досудебному урегулированию убытков, шире пропагандировать услуги по покупке электронных полисов ОСАГО. В то же время правоохранительные органы должны наконец-то разобраться с мошенниками автоюристами, которые пользуются существующей системой для личного обогащения.
Важно знать, что положения рассматриваемого закона могут быть применены к договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев легковых автомобилей, которые будут заключены после вступления его в силу. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 нового закона по ОСАГО это произойдет через 30 дней после официального опубликования, а значит – 28 апреля 2017 года.
Скачать Федеральный закон от 28.03.2017 года № 49-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”
Комментарий эксперта к закону о натуральном возмещении по ОСАГО
Натуральное возмещение по ОСАГО: как работает
Законодательная база в нашей стране постоянно дополняется, а также вносятся изменения. Это приводит к непонятным ситуациям, которые сложно иногда решить. Автолюбители попытались разобраться с непростой новостью как введение натурального возмещения по ОСАГО. Что же это такое и как его получить?
Закон о натуральном возмещении по ОСАГО
Натуральное возмещение по ОСАГО было введено тогда, когда страховые компании начали терпеть убытки. Казалось бы, фирма должна получать прибыль за счёт того, что оказывает услуги. Но это не так. Многие организации часто жаловались на то, что владельцы легковых автомобилей после ДТП получают значительные суммы. Именно тогда и была предложена форма в натуральном виде.
В новом автогражданском законе приоритет рассчитан на то, что все организации будут уходить от расчёта финансовыми средствами. Владелец автомобильного средства в качестве погашения сможет отправляться на восстановительные процедуры в одну из предложенных компаний по ремонту, где получит все выплаты ремонтом. Страховщики получат свою выгоду, потому что они смогут компенсировать растраты на ненужных выплатах.
Для второй гражданской стороны предусмотрено достоинство, что можно получить в течение одного месяца полный комплекс услуг, но, не отстаивать свою правоту в длительные сроки.
Среди плюсов отмечается следующее:
- Степень износа не входит в перечень при экспертизе ущерба.
- Сам пострадавший может выбрать для себя подходящий вариант ремонтной фирмы.
- Возмещение убытков происходит при аварии с участием двух водителей, а также при других разновидностях.
- В списке всех автомастерских будут идти те, которые проводят ремонтные работы по гарантийным обязательствам.
Оценить всю ситуацию можно будет только после того, когда натуральное возмещение ОСАГО действовать будет уже на протяжении какого-либо периода времени.
Как получить денежное возмещение?
Существует перечень тех ситуаций, по которым производится выплата.
Она выдаётся на практике при следующих ситуациях:
- не восстановите автомобиль. В этом случае можно говорить о тотальном риске гибели;
- водитель погиб или находится в критическом состоянии;
- вы инвалид 1 или 2 группы.
По состоянию на нынешний год изменений тарифов не произошло. Но уже имеются идеи о том, чтобы руководство компаний получили право менять тарифы по своему собственному усмотрению.
Если говорить о новых изменениях, то взыскание денег из страховой фирмы выполняется в следующих ситуациях:
- Стоимость на процессы превышает компенсационные выплаты в максимальном размере.
- Страховая компания не способна оказать услуги.
Эти случаи позволяют рассчитывать на получение денег по страхованию. Если же возникают спорные ситуации, то лучше всего обратиться в суд.
Требования к сервисам и страховщикам
Стоит помнить, что при разработке проекта дополнения коснулись и сервисов, а также компаний.
Обязательными условиями для выполнения работы считаются следующие:
- предлагаемые мастерские обязаны располагаться, не более чем на 50 км от места аварии или от адреса проживания клиента;
- если же причина состоит в удалённости, то тогда компания должна оплатить транспортировку автомобиля до мастерской;
- срок на выполнение процессов составляет 1 месяц. Когда случается просрочка, то за каждое число начисляется штраф. Сумма составляет половину процента от стоимости возмещения за каждый день;
- контроль за совершаемыми процессами по ремонту;
- исключение всех недобросовестных СТО.
Всё это должно отслеживаться компанией по автострахованию, потому что, в противном случае на неё будет наложен запрет. Он предусматривает ограничение на работу на срок от одного года. Решение принимается Центробанком.
Если говорить об автосервисах, то следует выделить ответственность.
К ней относится:
- Нельзя при проведении работ использовать те детали, которые уже были в употреблении. В этом случае больше везёт владельцам, которые имеют старые автомобили.
- На повреждение транспорта, которое было устранено, должна предоставляться гарантия. Она варьируется от полугода до года, в зависимости от проводимой операции.
- Ремонт осуществляется только в срок, который установлен законом. На это не влияет сложность и наличие деталей. При отклонении на компанию накладываются штрафные санкции.
Если же СТО не предоставляет услуг, то можно написать заявление о взыскании компенсации. Также есть вариант получить помощь от той мастерской, которой изначально не было в списках.
Когда отказаться от сервиса?
Уже с конца апреля натуральное возмещение ущерба по ОСАГО вступило в силу и стало полноправным изменением в законодательстве. Но, иногда можно получить возврат средств своих в денежном эквиваленте. Кроме тех ситуаций, которые были указаны ранее, пострадавший клиент вправе аннулировать договорённость.
Это происходит в следующих случаях:
- компания не может выполнить соответствующий ремонт в установленном порядке;
- имеется письменное соглашение между компанией и клиентом.
Второй вариант не всегда будет выгоден по ряду причин. Здесь имеется существенный минус – для владельцев старой техники будет учитываться при выплате износ автомобиля. Сумма при этом уменьшится.
Что нужно помнить?
Когда вам предоставляется натуральное возмещение, то стоит учитывать некоторые моменты:
- Перед тем как вы подпишете соглашение на обслуживание в той или иной автостанции, стоит прочитать краткие отзывы на форуме либо спросить информацию у знакомых.
- При осуществлении ремонтных процессов вы вправе быть в мастерской и следить за проведением процесса.
- Когда вы принимаете машину, то тщательно следите за всеми проведёнными процессами.
- Только на протяжении 30 дней после принятия автомобиля производятся процедуры.
- Если автомобиль молодой и менее 2 лет, то ремонт производится на станции официального производителя.
Это позволит получить услуги быстро. Если же возникли проблемы, а натуральное возмещение по ОСАГО не работает, то тогда лучше обратиться для разбирательства в судебный орган.
Как происходит процедура?
Когда не получили отмену натурального возмещения по ОСАГО, то стоит рассмотреть порядок оказания услуги. В нем нет сложностей, но для общей информации он может быть пригоден.
В перечень процедур относятся этапы:
- посещение офиса. Когда обращаетесь в компанию, то вам рассказывают о предоставлении списка СТО, которые занимаются ремонтными работами. Вы выбираете подходящие для себя. Заполняется заявление и получается направление для проезда в тот или иной пункт. Сроки обращения фиксируются в законе, поэтому затягивать не стоит;
- СТО. На станцию привозится повреждённый автомобиль и подписывается акт. В этом документе указываете, что транспортное средство передаётся в ту или иную организацию. Также аккуратно обратите внимание на зафиксированный срок. Он сравнивается со стандартными датами;
- итог. После того, когда автомобиль будет отремонтирован, вы должны его принять по акту. Если что-то не устраивает, то подписывать не нужно. В этом случае пишете новый вариант заявления и просите исправить недочёты. Если получаете отказ, то можно обращаться в суд. Закон при вреде автомобилю будет на вашей стороне. Автомобиль страховщику иллюстрировать не нужно после проведения процедуры.
Как видно, ничего сложного при проведении процедуры нет. Главным выступает то, что клиенты не должны теряться в ситуации и в спорный момент отстаивать точку зрения. Именно в таком случае каждый пострадавший сможет получить заявленную помощь.
Закон об ОСАГО 2019 новая редакция
Бесплатная юридическая консультация
+7 (499) 653 61 48 Москва и область
+7 (812) 313 29 82 Санкт-Петербург и область
Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон об ОСАГО) стал основным инструментом регулирования важнейших процессов в нашем обществе. Речь идёт о ситуациях, при которых наступает ответственность за нанесения вреда третьим лицам с участием транспортных средств различного типа. В данный законодательный акт постоянно вносятся корректировки, отражающие мнение общества и правоведов в знаковых вопросах действующего правового регламента. Новый закон об ОСАГО 2019 года со всеми изменениями и уточнениями вступил в действие с 1 июля 2017 года.
Суть закона об обязательном страховании гражданской ответственности
- Этот законодательный акт описывает все ключевые понятия и основные процедуры, позволяющие защитить права пострадавших при аварии на дороге.
- Согласно положениям закона, виновные обязаны нести материальную ответственность в целях компенсации вреда, причинённого здоровью и собственности пострадавшей стороны.
- Данная ответственность определена и ограничена специальным видом обязательного страхования, основным документом которого является полис ОСАГО.
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности предписывает всем владельцам транспортных средств страховать существующие риски причинения вреда третьим лицам вне зависимости от материальных возможностей и желания. Эксплуатация транспорта на территории России без полисов ОСАГО запрещена.
- Глава II Условия и порядок осуществления обязательного страхования
- Глава III Компенсационные выплаты
- Глава V Профессиональное объединение страховщиков
- Глава VI Заключительные положения
Контроль над исполнением закона
Контролировать наличие полисов ОСАГО у водителей обязаны сотрудники дорожной полиции. Кроме того, при создании всеобщей базы данных страхователей этим вопросом станет заниматься отдельная государственная структура.
В этом году отсутствие полиса ОСАГО влечёт за собой наложение штрафа в размере 500 рублей. Просроченная страховка станет причиной применения штрафных санкций в размере 1000 рублей. Штраф за отсутствие водителя в страховом полисе составляет 500 рублей. Для приобретения полиса ОСАГО необходимо иметь на руках диагностическую карту технического состояния автомобиля.
В ближайшее время законодательные органы планируют значительное увеличение финансовой ответственности за нарушение в этой области, которые будут отражены в новой редакции Закона об ОСАГО.
Изменения 40-ФЗ об ОСАГО и перспективы дальнейшей эволюции
- Недавним важным изменением Закона об ОСАГО стала корректировка сроков осмотра представителями страховых компаний повреждённого автомобиля. Раньше страховщик мог проводить экспертизу повреждений в течение 5 дней с момента предоставления транспортного средства к осмотру. Новое положение обязывает страховую организацию проводить оценку ущерба в течение 5 дней с момента подачи заявления о ДТП страховщику.
- Одновременно был введён запрет на независимую экспертизу, которая зачастую проводилась в пользу одной из сторон. Документы с оценкой ущерба, созданные на основе самостоятельно организованной экспертизы, в настоящий момент не имеют юридической силы.
- Срок рассмотрения любых претензий владельцев транспортных средств, предъявляемых к страховым компаниям, увеличен с пяти дней до десяти.
- С 1 сентября срок действия полиса ОСАГО не может быть меньше одного календарного года.
- С мая 2017 года в России будет действовать натуральное возмещение по ОСАГО, которое коренным образом изменит ситуацию на рынке автострахования. Прямые денежные компенсации будут заменены перечислением денег на счета СТО, занимающиеся ремонтом повреждённых автомобилей. Список ремонтных мастерских, с которым страховая компания заключает договор, должен был опубликован на официальном сайте страховщика. Если предложенные сервисы по каким-то причинам не устраивают страхователя, то он может обратить в страховую компанию с аргументированным заявлением. Этот механизм вступил в силу 28 марта 2017 года, когда внесённые изменения были утверждены Президентом РФ В.В. Путиным.
- В этом году увеличены страховые выплаты по ОСАГО по Европротоколу, лимит которых теперь составит 100 000 рублей. Денежная компенсация при страховых случаях будет предоставляться, если счёт СТО превышает лимит в 400 000 рублей, а страхователь не желает доплачивать разницу из своего кармана. Финансовое возмещение также будет осуществляться: - при высоких рисках нарушения сроков ремонта (30 дней), - в случае невозможности восстановления аварийного транспортного средства,
- при наличии дополнительных письменных соглашений на этот счёт между страхователем и страховщиком.
Дебаты вокруг статей нового Закона об ОСАГО продолжаются и в настоящее время. Причина разнообразных трений заключается в следующих позициях:
- недостаточная ответственность страховых компаний за выполнение своих обязательств;
- возможность двоякого толкования некоторых положений, которые не совсем точно определяют ситуации и понятия;
- высокая вероятность неадекватных выводов судебных инстанций, которые зачастую оказываются в трудно разрешимых правовых казусах;
- распространение поддельных полисов ОСАГО;
- необходимость доплаты за ремонт пострадавшего автомобиля «из кармана» пострадавшей стороны
Кроме перечисленных пунктов существует ещё ряд позиций, требующих дальнейшей доработки с учётом объективных реалий. Поэтому даже новая редакция Закона об ОСАГО однозначно будет подвергаться различным корректировкам в ближайшем будущем.
Так с 1 января 2017 года приобрести полис ОСАГО можно будет через интернет. Одновременно вступит в силу право регрессного требования страховой компании к лицу, причинившему вред в определённых Законом случаях. Особыми пунктами выделяется ответственность за умышленное предоставление недостоверных сведений при покупке электронного полиса ОСАГО, которое приводит к занижению стоимости страховки. В этом случае виновная сторона не только оплатит ремонт транспортного средства, но и возместит страховой компании разницу в страховом полисе.
Такая законодательная практика, по мнению экспертов, является нормальным явлением цивилизованного общества, желающего защитить права своих граждан в справедливом правовом поле. Специфика этого закона России заключается в неоднозначном отношении к исполнению положений законодательства, усложняемом многочисленными попытками страховых сообществ занизить или аннулировать свои обязательства. Принимаемые поправки к закону 40-ФЗ об обязательном страховании гражданской ответственности позволяют повышать эффективность данного законодательного акта.
Комментарии к закону об обязательном страховании гражданской ответственности