Кипит аккумулятор при езде


Кипит аккумулятор 🍳 - Battery Service 🔋 Обслуживание аккумуляторов ⚡

Прежде чем разобраться почему кипят аккумуляторы, отметим, что они могут кипеть на машине во время езды, а также при зарядке стационарным зарядным устройством. И причины в обоих случаях могут быть разные.

Проблема кипения аккумулятора:

Кипение аккумулятора при езде может быть причиной следующих процессов:

  1. Перезаряд аккумулятора в следствие повышенного напряжения от генератора. Т.е. неисправный генератор автомобиля выдает большое напряжение – выше положенных 15В, батарея уходит в перезаряд, электролит в батареи вскипает, начинается бурное выделение водорода, который стремится покинуть батарею. Процесс сопровождается шипением и наличием неприятного запаха.
  2. При исправном генераторе, но неисправной аккумуляторной батарее, в следствие сульфатации пластин в плоть до короткого замыкания, последний не может заряжаться должным образом. В процессе зарядки сульфатированные пластины не могут взаимодействовать с кислотой, что ведет к выделению водорода и чрезмерному нагреву батареи. Процесс сопровождается шипением и наличием неприятного запаха.

Стоит отметить, что за рулем шипения и запаха вы не услышите.

Наличие неисправного аккумулятора или генератора при эксплуатации автомобиля может повлечь за собой неприятные последствия. В лучшем случае, вы не заведетесь в зимнее время года, в худшем случае, будете жариться на солнце с открытым капотом.

Диагностика и решение проблемы с кипением акб:

Диагностика аккумуляторной батареи и генератора довольно-таки проста и может быть осуществлена самостоятельно. Для этого потребуется мультиметр (вольтметр).

Напряжение полностью заряженной свинцово-кислотной аккумуляторной батареи в состоянии покоя должно быть не менее 12,7В. Полностью разряженной батареей считается та, которая имеет напряжение 11,9В. Соответственно, 50% зарядки имеет батарея, напряжение которой 12,3В.

*Стоит отметить, что при напряжении ниже 12,5В уже начинается процесс сульфатации пластин. Цифры справедливы для температуры окружающей среды 25С.

**Таблицу зависимости напряжения / плотности электролита от температуры окружающей среды можно посмотреть по на нашем сайте.

И так, берем вольтметр и меряем напряжение на батарее, лучше всего с утра, после того, как автомобиль постоял всю ночь. Если напряжение ниже 12,3В – вы имеете проблемы с батарей, которые обусловлен либо мертвой батареей, либо наличием тока утечки, другими словами, что-то в вашем автомобиле неисправно или есть какие-то потребители, например, сигнализация со спутником, которая высасывает ток из батареи. Если напряжение ниже 11,9В Вам срочно нужна более тщательная диагностика и начать нужно, в первую очередь с аккумулятора. Подробнее о диагностике аккумулятора.

Таблица соответствия напряжения состоянию батареи

Напряжение батареи может быть выше 12.6 volts сразу после окончания ее зарядки зарядным устройством.

Напряжение 12V батареи через час после того, как Вы заглушили двигатель Состояние заряда
12.6 V 100%
12.4 V 75%
12.2 V 50%
12.1 V 25%
Менее 12 вольт Батарея мертва

Любые показания ниже 12 volts говорят либо о полном разряде батареи, либо о том, что батарея мертва.

Возвращаемся к проблеме «аккумулятор или генератор?»

Аккумулятор мы уже проверили, если он не исправен, то вы его уже заменили или попробовали восстановить. 

Теперь проверяем генератор. Так же с помощью мультиметра при заведенном двигателе смотрим напряжение на аккумуляторе. Если напряжение:

  • напряжение 13,5В – 15В – генератор в порядке
  • напряжение ниже 13,5В – недозаряд
  • напряжение выше 15В – перезаряд

Затем для более тщательной диагностики можно проделать следующие действия:

  1. Включить нагрузку: дальний свет, кондиционер, обогрев, музыку:
  2. Увеличить обороты двигателя до 2000 RPM
  3. Проверить результаты
  • напряжение 13,5В – 15В – генератор в порядке
  • напряжение ниже 13,5В – недозаряд
  • напряжение выше 15В – перезаряд

Процесс проверки аккумулятора и генератора может быть полностью автоматизирован с помощью специализированных тестеров аккумуляторных батарей, таких как: дилерские тестеры батарей Midtronics или доступные в продажи аналоги: Ring, DHC и другие.

В случае наличия проблемы в генераторе, стоит обратиться в специализированный автосервис.

Кипение электролита при зарядке стационарным зарядным устройством

Зарядное устройство, по сути своего назначения — это тоже самое что и генератор автомобиля – т.е. некий выпрямитель, который имеет контроллер, позволяющий управлять силой тока и выходным напряжением. Поэтому при зарядке аккумулятора стационарным зарядным устройством мы можем столкнуться с теми же проблемами, что и при зарядке от генератора:

  1. неисправность зарядного устройства – повышенное напряжение или ток
  2. неисправность аккумуляторной батареи

Большинство простых зарядных устройств без ступенчатой зарядной кривой так же не позволяют зарядить аккумуляторную батареи в силу ее сульфатации. Как правило, пользователь вооруженный такой зарядкой действует по ГОСТ, выбрав ток зарядки 10% от емкости и ставит на зарядку на 10 часов. В процессе такой зарядки чрезмерно большая сила тока губительна для сульфатированной батарей, которая имеет высокое внутренне сопротивление. Ее пластины окутаны сульфатом свинца (белым налетом) и не могут взаимодействовать с кислотой. Батарея начинает кипеть — батарея чрезмерно нагревается, появляется неприятный запах, выделяется водород. Как правило, батареи заряжаются в домашних условиях в невентилируемых помещениях, что чревато несчастным случаем.

Современные зарядные устройства с многоступенчатой программой зарядки с диагностическими функциями позволяют на раннем этапе определить состояние батареи, начать десульфатацию аккумулятора до процесса зарядки током 10% по ГОСТ и таким образом уберечь Вас от ошибок при зарядке батареи.

С уважением, компания Battery Service

Кипит аккумулятор на машине: нормально ли это?

Если кипит аккумулятор на машине, это ещё не повод для паники. С этим явлением периодически сталкивается каждый автомобилист. Как правило, можно не беспокоиться по поводу того, что потребуется замена батареи. Рассмотрим причины этого явления поподробнее.

Кипит аккумулятор на машине — что это значит?

Возможных причин быстрого закипания электролита внутри АКБ несколько:

  • пониженный уровень кислоты - требуется долив электролита;
  • замыкание пластины батареи;
  • сульфатация внутри АКБ.

Сульфатацией называется процесс разрушения пластин. Он необратим и начинается из-за неумелого обращения с аккумулятором или по естественным причинам.

Так должен ли кипеть аккумулятор при зарядке? На самом деле это случается и с полностью рабочими АКБ. Химические реакции внутри батареи происходят постоянно, они сопровождаются характерными звуками. В процессе электролиза идёт активное образование газа, который и становится причиной кипения.

Должен ли кипеть аккумулятор при зарядке?

Выделение газа не должно вызывать паники. Если аккумулятор кипит при зарядке, не стоит сгоряча отсоединять зарядное устройство. Газ, образуемый во время зарядки — это смесь кислорода с водородом, поднимающаяся в верхнюю точку ёмкости в виде пузырьков. Это явление и воспринимается большинством новичков как закипание аккумулятора.

Однако уровень электролита следует проверять, к обслуживанию нужно относиться внимательно! Когда аккумулятор кипит, то заряжается кипящим газом. Происходит выделение химических веществ в атмосферу, что легко может вызвать пожароопасную ситуацию, если вблизи есть открытые источники огня.

Кипит аккумулятор на машине: причины

Если кипит аккумулятор постоянно, возможно, имеет место неисправность в электрике. Вероятно, батарея оказывается не в состоянии сохранять полученный ток. Такая АКБ закипает сразу же, не выдерживает и пяти часов необходимого заряда при максимальном токе.

Интенсивность выделения пузырей нарастает не стремительно, а постепенно. Можно определить процесс на слух — сначала различимо лёгкое шуршание, затем появляется бульканье. Мастера, специализирующиеся на ремонте аккумуляторов, настоятельно советуют прикрывать батарею во время зарядки во избежание разбрызгивания электролита.

Они же рекомендуют обращать внимание на время начала закипания. Если электролит в АКБ клокочет сразу после начала поступления тока или через несколько минут, это явный признак неисправности аккумулятора. Возможно, разрушены пластины внутри. Такую батарею использовать больше нельзя, она нуждается в квалифицированном ремонте или замене.

Перезаряд аккумуляторной батареи

Причины, по которым кипит аккумулятор в машине, бывают разными. Одна из них связана с перезарядом — уже полностью заряжённая батарея продолжается принимать ток. При нормальных условиях АКБ, набравшая требуемый зарядный ток, должна отключиться. Если измерить напряжение в этот момент, оно должно составить около 12.7 V — средний показатель практически для всех современных аккумуляторов.

Перезаряд батареи приводит к выкипанию воды — электролизу. Как известно, внутри аккумуляторной ёмкости присутствует не только серная кислота. Долю в 65% в составе электролита занимает вода. Из-за химической реакции она распадается на молекулы водорода и кислорода и испаряется.

Специалисты утверждают, что перезаряд гораздо опаснее недозаряда, так как процесс сопровождается интенсивным кипением. Это приводит к снижению уровня электролита, оголению свинцовых пластин и их повреждению.

Причины перезаряда надо искать в следующем:

  • испортилось реле заряда автомобильного генератора, отвечающее за отключение подачи тока;
  • вышел из строя сам генератор;
  • неисправен датчик встроенного вольтметра (на некоторые автомобили прибор устанавливается производителем).

Короткое замыкание пластин

Самое неприятное, что может произойти с батареей. В этом случае новички-автомобилисты спешат в магазин за новым аккумулятором. Опытные шоферы сначала показывают аккумулятор специалисту, который отвечает, почему кипит АКБ. За новую батарею придётся выложить не меньше 4-5 тысяч рублей, ремонт обойдётся в меньшую сумму.

Пластины аккумулятора «коротят» по следующим причинам:

  • неправильная эксплуатация;
  • образование проводящих мостиков из частичек оторванного свинца;
  • попадание через отверстия пробок внутрь АКБ посторонних частиц;
  • замыкание днища банок.

Назовём также характерные признаки короткого замыкания аккумулятора:

  • позднее газообразование во время заряда или его полное отсутствие;
  • снижение напряжения батареи;
  • низкая плотность электролита;
  • чрезмерно завышенный ток заряда.

Аккумулятор с замыкающими пластинами эксплуатировать возможно, но обольщаться слишком на этот счёт не стоит. Из-за повышенного саморазряда батарею придётся чаще заряжать. В противном случае произойдёт сульфатация, пластины разрушатся.

Главная причина короткого замыкания батареи — длительный срок эксплуатации. Впрочем, нередко и сам автомобилист способствует сокращению ресурса изделия, проявляя халатность.

Перегрузка электрической системы

Перегрузка возникнет, если водитель «переборщит» с количеством потребителей автомобильного тока. Одновременное включение фар, печки, вентилятора и кондиционера отрицательно скажется на состоянии электросистемы. В таких условиях аккумуляторная батарея будет работать под большими нагрузками.

Опасность для батареи заключается в том, что мощности генератора может не хватить для восполнения заряда. Как следствие, произойдут нагрев и закипание электролита.

Недостаточная вентиляция

Новички-автомобилисты часто стремятся увеличить ёмкость АКБ, ошибочно полагая, что это позволит решить все проблемы с напряжением. Однако конструкция подкапотного пространства у каждого автомобиля своя. Если установить аккумулятор «не на своё место», проёмы для вентиляции не совпадут.

Очевидно, что если естественная система охлаждения не работает, батарея начинает быстро перегреваться и закипать.

Неправильная эксплуатация

От грамотности эксплуатации АКБ зависит срок её службы. Опытные автомобилисты, следующие заводским инструкциям в любой ситуации, не сталкиваются с поломками аккумуляторных батарей.

Вот чего делать нельзя:

  • завышать силу зарядного тока больше, чем на 1/10 часть ёмкости аккумулятора;
  • часто совершать поездки на короткие расстояния, каждый раз запуская двигатель (особенно зимой);
  • игнорировать признаки дефекта ремня генератора;
  • постоянно прикуривать автомобиль;
  • забывать о плотности и уровне электролита.

К чему может привести кипение аккумулятора?

Закипание батареи способно привести к ряду необратимых процессов – таких как:

  • повреждение кузовных элементов и проводки из-за обильного вытекания электролита;
  • разрушение пластин АКБ – это может привести к взрыву аккумулятора;
  • коррозийное повреждение клемм батареи, выход из строя близлежащих разъёмов и повреждение деталей обшивки;
  • порча генераторного устройства из-за увеличенного тока заряда.

Важно контролировать процесс кипения АКБ, иначе вся электросистема авто может выйти из строя. Далеко на машине без электрики не уедешь.

Что делать, если аккумулятор кипит при зарядке?

Если аккумулятор начинает кипеть во время зарядки, автомобилисту следует предпринять такие меры:
  • измерить плотность электролита (1.28 — нормальное значение) при помощи денсиметра и своевременно отключить зарядку;
  • долить жидкость в ёмкость, но не прекращать процесс зарядки сразу - даже если электролит бурлит очень сильно;
  • обязательно открутить все пробки, закрывающие банки, чтобы контролировать уровень кислоты.

Знать, что конкретно нужно делать, когда кипит аккумулятор во время заряда, многого стоит. Новичкам это явно пойдёт на пользу, ведь часто неосведомлённость приводит к печальным последствиям. Помните, что аккумулятор — это чувствительная деталь машины, требующая заботы и внимания со стороны автовладельца. Не забывайте своевременно проверять его – лучше обращаться за проверкой в квалифицированный сервис, располагающий профессиональными тестерами.

Почему закипает аккумулятор на машине

Бывалые автолюбители, использующие отечественные и иностранные машины, часто встречались с закипанием аккумуляторной батареи. Подобная ситуация может застать любого водителя как вдалеке от дома, так и во время непродолжительной поездки. Разберемся, почему кипит аккумулятор на машине и как себя нужно вести в такой ситуации.

Закипание электроприбора

Нежелательная процедура кипения приводит АКБ к таким же последствиям, как и интенсивная эксплуатация батареи. Принято считать, что за час проблемного бурления электролита в банках происходят практически те же процессы, что и при трехдневной непрерывной ее работе.

В течение данной процедуры формируется влажная среда в подкапотном пространстве. Такие события ускоряют коррозионные процессы с металлическими элементами. Особенно страдают непокрытые или тонкие металлические элементы.

Усугубляется ситуация возможным разбрызгиванием электролита, который в основе своей имеет достаточную концентрацию агрессивной кислоты. Химическое соединение, попадая на металл, пластик, резину или другие вещества быстро вступает с ними в реакцию, разрушая их целостность.

Едкий состав также разрушает лакокрасочное покрытие, нанесенное на кузов автомобиля. Проникая в микротрещины, агрессивная среда добирается до металлической основы. Поэтому, когда кипит аккумулятор при езде, нужно по возможности в срочном порядке минимизировать последствия.

Симптомы, предшествующие кипению

Обнаружив раньше закипание, водитель в большей степени сумеет обезопасить свой автомобиль. Но делать проверку постоянно, будет вряд ли кто из автомобилистов, поэтому стоит обращать внимание на косвенные признаки. Специфический запах электролита должен насторожить любого автолюбителя. Особенно он станет заметен у проблемных автомобилей после длительного переезда.

В остальных случаях уделить внимание своему аккумулятору и проверить его на кипение понадобится в следующих ситуациях:

  • недостаточный уровень подсветки приборной панели;
  • стартер срабатывает часто не с первого раза;
  • двигатель «чихает» во время запуска.
Читайте также:  Чем смазать клеммы аккумулятора чтобы не окислялись

Хотя симптомы схожи с разряженной батареей, но стоит поднять капот и проконтролировать зону АКБ на предмет появления лужиц, загрязненных пятен (электролит легко притягивает пыль). Такие визуальные знаки говорят о наличие проблемы.

Можно самостоятельно провести диагностику даже в пути. После поездки в течение 20…30 минут водитель не глушит мотор, а останавливается и, подняв капот, осторожно вывинчивает пробки в АКБ. Если станут заметны пузырьки газа, то неприятные опасения подтвердились.

Ни в коем случае не используйте для подсветки в подкапотном пространстве зажигалку или другой открытый огонь.

Основными причинами, почему закипает аккумулятор на машине, является короткое замыкание или перезаряд батареи. Рассмотрим оба случая подробнее.

Перезарядка аккумуляторной батареи

Когда в АКБ происходит превышение расчетного напряжения, то вода, находящаяся в составе электролита, начинает распадаться на отдельные компоненты: водород и кислород. Оба газа стремятся покинуть пространство банки, выходя на поверхность. Процесс очень схож с обычным кипением воды на плите (хотя имеет разную природу) поэтому и заслужил такое название.

Для проверки понадобится специальный тестер. Его накидывают на клеммы АКБ, а потом получают данные в двух положениях:

  • на холостых оборотах;
  • во время нагружения силовой установки до 2000…2500 об/мин.

Второй параметр контролируется по автомобильному тахометру.

При получении значений в пределах 12,8…13,4 В на тестере аккумулятор считается рабочим. Допускается незначительное превышение показаний в некоторых АКБ до 14,3 В. Если же вольтаж явно превышен, то произошла перезарядка аккумулятора.

Основной причиной этого результата является проблемное реле напряжения. Оно требует замены. Для контроля проводится дополнительное тестирование:

  • на щетки регулятора накидывается мощная лампа в 12 В;
  • к выводам реле подводим «+» от АКБ;
  • на реле кидаем «-» от аккумулятора, а в итоге лампа должна загореться, в противном случае произошел обрыв контактов.
Читайте также:  Как снять замок зажигания на Дэу Нексия

Если в схему включить последовательно пальчиковую батарейку, то лампа обязана гаснуть, ведь при этом растет напряжение. Исчезнувший свет сигнализирует о перегоревшем реле.

Необходимо учитывать, что реле работает по электромеханическому принципу, поэтому оно может иметь сбитые настройки. Для чисто электронных приборов остается только полная его замена.

Проблемный генератор

Если выявлено кипение аккумулятора в автомобиле, то потребуется проверить работоспособность диодного моста в генераторе. Он преобразует переменное напряжение в постоянное. Если один из диодов не справляется со своими обязанностями или перегорел, то заметны последствия:

  • заряд не поступает на аккумуляторную батарею;
  • происходит принудительный разряд батареи;
  • к АКБ поступает переменный ток, приводящий к закипанию электролита.

Если же поступающее напряжение находится в пределах нормы, а аккумулятор продолжает кипеть, то причина часто кроется в самой батареи. Вероятно, короткое замыкание произошло одной из ее банок, при этом для остальных превышается допустимый вольтаж, с которым они не справляются. Следствием из этих событий является закипание и распад на водород и кислород. Ремонту закоротившая батарея не подлежит. Потребуется новый источник питания для автомобиля.

Почему кипит аккумулятор на машине

Во время зарядки АКБ и повседневной эксплуатации автовладельцы регулярно сталкиваются с так называемым кипением аккумулятора. Если процесс не слишком интенсивен — паниковать не стоит. Это признак неисправности устройства. Полностью от него избавлены только новые гелевые и AGM-батареи. Начинающим водителям будет полезно узнать о причинах и последствиях этого явления.

Что такое аккумулятор

Автомобильная АКБ — возобновляемый химический источник тока, питающий электро-системы машины во время стоянки авто и заводки двигателя.

Основная нагрузка на батарею приходится в момент запуска мотора. Она обеспечивает пусковой ток стартера 120 ампер и выше. С этим легко справляются лишь свинцово-кислотные аккумуляторы. Они отличаются низким внутренним сопротивлением и способны в течение непродолжительного интервала выдавать большой ток.

В состав аккумуляторной батареи входят несколько элементов питания номинальным напряжением чуть выше 2 вольт. В легковых машинах с ДВС применяются батареи из 6 элементов, на грузовиках и спецтехнике — 12. Это обеспечивает напряжение 12 и 24 вольта соответственно.

Банки АКБ представляют собой пластиковую емкость с раствором серной кислоты, в которую погружены свинцовые пластины. Для продления срока службы и улучшения характеристик устройства используется не чистый свинец, а сплав с различными добавками.

Виды АКБ

В зависимости от состава пластин и конструкции, устройства делятся на несколько типов:

  • Сурьмянистые. Эта устаревшая разновидность батарей с пластинами из свинца с добавлением 5 и более процентов сурьмы практически перестала использоваться в автотранспорте. Причина — особая склонность к кипению и недостаточная прочность пластин.
  • Малосурьмянистые. Отличаются от предыдущего типа низким содержанием сурьмы (менее 5%), что уменьшило интенсивность испарения воды из электролита и скорость саморазряда. Преимущество этого типа устройств состоит в устойчивости к перепадам в бортовой сети.

  • Кальциевые. Замена сурьмы в свинцовых решетках на Ca повысило напряжение кипения до 16 вольт. В результате объем электролита перестал уменьшаться, что позволило создать «необслуживаемые» АКБ, в которых можно не следить за уровнем электролита в банках. Саморазряд кальциевых батарей на 70% ниже, чем у сурьмянистых. Однако их пластины быстрее разрушаются при глубоком разряде и сильных перепадах напряжения генератора.
  • Гибридные. Решетки положительных и отрицательных электродов, сделанные с добавлением разных элементов, были созданы как попытка объединить достоинства кальциевых и малосурьмянистых АКБ.
  • Гелевые и AGM. Особенность этих типов аккумуляторов состоит в том, что электролит в них находится в связанном виде. Благодаря этому уменьшилось осыпание пластин при большом токе и исчез риск того, что серная кислота вытечет при наклоне батареи. В AGM для связывания используется пористое стекловолокно (Absorbent Glass Mat), а в гелевых — соединения кремния. Такие АКБ не кипят, не боятся глубокого разряда и выдерживают до 200 циклов заряда без заметной потери емкости.

Диагностика неисправности

Электролит аккумулятора состоит из серной кислоты и воды, смесь которых, с учетом концентрации, начинает закипать при 117 градусах. Эта температура не возникает в подкапотном пространстве во время движения и, тем более при зарядке в гараже. Поэтому «кипение» АКБ — это процесс электролиза воды, в ходе которого она разлагается на составляющие под воздействием тока (см. видео).

Заметить проблему можно по следующим признакам:

  • характерный звук во время зарядки;
  • выделение пузырьков газа в банках или помутнение электролита (можно увидеть, открутив пробку);
  • появление белого или зеленого налета на клеммах;
  • изменение цвета краски в подкапотном пространстве рядом с АКБ;
  • падение уровня электролита.

Особую опасность представляет для «здоровью» батареи последний пункт.

Почему кипит аккумулятор

Для устранения проблемы нужно выявить одну из шести причин активизации электролиза.

  • Неправильная эксплуатация. Установка добавочного энергоемкого оборудования ведет к тому, что мощности генератора не хватает для полной зарядки аккумулятора во время движения. Из-за постоянного недозаряда пластины разрушаются и батарея теряет емкость. Подобное случается при частых коротких поездок, когда аккумулятор не успевает восстановить заряд, потраченный на работу стартера. Проблемы возникают и при эксплуатации машины с севшим аккумулятором. Если его предварительно не зарядить зарядным устройством, большой ток от генератора станет причиной кипения.
  • Короткое замыкание. В результате КЗ между пластинами банка выходит из строя, но батарея продолжает работать. Однако общее напряжение падает с 12 до 10 вольт. Летом такая АКБ даже будет исправно крутить стартер. Однако генератор дает зарядное напряжение 14 вольт, которые вызывают превышение тока и процесс электролиза. Если же не кипит одна банка аккумулятора при зарядке, то исправна может быть именно она.
Перелив масла в двигатель - последствия

Важно: Короткое замыкание ведет к бурному газовыделению в испорченной банке. Пары кислоты могут нанести вред кузову и агрегатам авто.

  • Сульфатация пластин. По мере эксплуатации устройства поверхность решеток покрывается сульфатом свинца, который служит изолятором. В итоге падает емкость и напряжение АКБ. Ток заряда, с учетом неизменных характеристик генератора, ток растет, а электролит выкипает.
  • Перезаряд. При поломке реле регулятора напряжение бортовой сети может быть больше 14,5 вольт. Это становится причиной превышения тока заряда и выкипания электролита.

Важно: следует заряжать аккумулятор током, равным 10% емкости. На батарею 65 А*ч оптимально подавать до 6,5 ампер. Внутреннее сопротивление АКБ растет по мере восстановления заряда. Поэтому при использовании регулируемого ЗУ нужно постепенно поднимать напряжение.

  • Проблемный генератор. Поломки агрегата становятся причиной пониженного или повышенного напряжения заряда. В первом случае АКБ закипает сразу, во втором — сначала теряет емкость в результате постоянного недозаряда. Проблемы может вызвать и пробой диодного моста, вызывающий подачу переменного напряжения на клеммы аккумулятора.
  • Недостаточная вентиляция. При нахождении в пробках подкапотное пространство не продувается, что вызывает рост температуры воздуха. При установке в машину батареи, размеры которой превышают штатные, технологические проемы между ней и другими агрегатами уменьшаются, ухудшается естественное охлаждение, электролит перегревается.

Должен ли кипеть аккумулятор при зарядке

Процесс начинается, когда батарея полностью восстанавливает утраченный заряд и не может продолжать дальше накапливать его. Тогда излишек идет на процесс электролиза воды. Поэтому в нормальных условиях аккумулятор кипит при зарядке лишь после полного восстановления энергии.

Процесс наблюдается и при превышении номинального зарядного тока. Испарение электролита при малом токе говорит о наличии короткого замыкания между пластинами.

Если кальциевый, гелевый или AGM-аккумулятор кипит, наверняка имеются проблемы с ним или оборудованием.

Иначе процесс повлечет негативные последствия для батареи и автомобиля в целом. Основные проблемы:

  • при уменьшении количества воды в банках растет концентрация серной кислоты, которая разрушает пластины;
  • резкое кипение может вызвать выплескивание агрессивного раствора на детали кузова и агрегаты автомобиля;
  • в результате воздействия паров электролита окисляются клеммы аккумулятора и разъемы проводов, разрушается лакокрасочное покрытие и начинается коррозия кузова;
  • уменьшение уровня электролита ведет к порче АКБ, росту тока заряда и увеличению нагрузки на генератор.

Выделение газов может даже вызвать взрыв батареи, кислота из которой способна нанести травмы и испортить детали машины. Вероятность этого растет при использовании зарядного устройства в невентилируемом помещении. Искра при отключении проводов может стать причиной взрыва скопившегося газа.

Чтобы предотвратить кипение АКБ нужно придерживаться таких правил:

  • следите за напряжением заряда;
  • не эксплуатируйте машину с сильно разряженной батареей;
  • контролируйте уровень и плотность электролита;
  • используйте типоразмеры аккумуляторов, соответствующие конструкции авто;
  • своевременно меняйте устройство при потере емкости.

Теперь вы знаете почему аккумулятор кипит.

Не забывайте: слабый процесс электролиза с выделением взрывоопасной пары «H+O» происходит независимо от состояния АКБ. Особенно это касается малосурьмяных батарей. Оставляя их на зарядку, убедитесь в исправности вентиляции.

Почему «кипит» аккумулятор

Автомобильный аккумулятор имеет свойство «кипеть» при превышении напряжения или тока заряда. Это значит, что в нем происходит перезаряд или электролиз – распад воды на водород и кислород.

К «кипению» АКБ приводят:

Напряжение на неисправном регулирующем реле генератора, превышающее 14,3 B. Определить его можно, используя тестер. Напряжение это не постоянное и стабилизируется именно реле-регулятором. Как правило, производители машин подбирают такое напряжение заряда (14,1±0,2 В), которое не допускает «кипения» батареи. Отклонение напряжения от этого показателя всего на 10% уже грозит выходом АКБ из строя. При отклонениях до 10% возможно нарушение работы генератора или регулирующего реле. Напряжение, превышающее 14,6 В, недопустимо.

Неисправность аккумулятора из-за короткого замыкания банок, их переполюсовки или необратимой сульфатации. КЗ одной из банок на новой АКБ – гарантийный случай. Также «закипеть» аккумулятор может по причине дефекта в банках батареи: отсоединения пластины-электрода, КЗ между пластинами разных полюсов.

Если у батареи выходит из строя 1 из 6 банок, то из АКБ 12V она превращается в АКБ 10V. При этом напряжение заряда становится высоким и возникает «кипение».

А вот еще одна причина, почему «кипит» аккумулятор на машине - избыточный перегрев корпуса АКБ. Так, в летнее время температура под капотом автомобиля может достигать +100⁰ С, в то время как для аккумулятора максимальный рабочий показатель +50⁰ С. Это запросто приведет к закипанию батареи.

Почему «кипят» аккумуляторы на грузовых авто и автобусах

В машинах данного типа применяются по 2 батареи. Чаще всего причиной их кипения является неправильная эксплуатация. Например:

Установлены АКБ, разные по емкости, возрасту и другим характеристикам. Поскольку ток заряда все равно общий и принимается среднее сопротивление, разные батареи реагируют по-разному – одна еще может быть заряжена только наполовину, а другая уже «кипит».

Установлены 2 одинаковые АКБ, но их не меняют местами каждый месяц, как это положено по инструкции. В итоге одна из батарей постоянно получает большую нагрузку, чем другая, что приводит к разбалансировке.

Используется электрооборудование при выключенном двигателе 12 и более часов, что приводит к сильной разрядке батарей. Согласно правилам эксплуатации при такой нагрузке заряжать их нужно стационарным ЗУ током 15-25А, что не превышает 1/10 емкости батареи. Если ток в сильно разряженную батарею будет подавать генератор грузового авто, то он будет значительно выше нормы. А если начать движение с разряженными АКБ, то можно гарантированно получить их «кипение» и даже разрушение корпуса.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Сильно разряженный аккумулятор недопустимо использовать в автомобиле, как и заряжать его от автогенератора. Используйте только специальное зарядное устройство!

Если батарея «закипела», не пытайтесь решить проблему самостоятельно, не обладая необходимым оборудованием и навыками. Обратитесь в сервис. Там профессионалы точно определят причину закипания и исправят ситуацию.

Как показывает практика, неисправные АКБ «кипят» чаще всего (за редким исключением) по причине КЗ между разнополюсными пластинами в банках. А само короткое замыкание может произойти из-за невысокого качества аккумулятора или его длительной эксплуатации. Помните, что использовать такую батарею опасно.

«Кипение» АКБ должно стать для вас сигналом к срочной замене агрегата на новый.

Почему кипит аккумулятор?

20.02.2017

Многие автовладельцы забывают, что аккумулятор машины относится к расходникам и время от времени  требует замены. При этом само устройство весьма чувствительно к неправильной эксплуатации, высокой температуре и ошибкам в процессе зарядки. Из-за действий автовладельца ресурс источника питания может снизиться, падает его емкость, возникают проблемы, связанные с уменьшением напряжения. Так, изношенный АКБ может подвести зимой в процессе пуска мотора. Зимой появляется другая проблема — риск закипания электролита.

Сразу стоит определиться, что такое процесс «кипения» аккумуляторной батареи. По сути, это гидролиз воды — ее расщепление на водород и кислород. Протекание такого процесса является признаком проблем с источником питания или бортовой сетью транспортного средства. Но обо всем подробнее.

Чем быстрее будет выявлена неисправность источника питания, тем меньше проблем будет в будущем. Это правило подтверждено ежедневным опытом эксплуатации. При этом мало кто из автолюбителей заглядывают под капот для оценки состояния АКБ, а зря.

К основным признакам поломки стоит отнести:

  • Появление подозрительного запаха. Если в салоне чувствуется аромат электролита, не лишним будет заглянуть под капот  и оценить состояние батареи;

  • Проблемы с пуском стартера (мотор заводится не с первого раза);

  • Слабая подсветка приборной панели;

  • «Чхающий» мотор в процессе пуска.

Рассмотренные выше признаки характерны для разряженного АКБ. Но имеется и ряд дополнительных признаков, по которым можно судить о кипении электролита — наличие потеков возле батареи, появление луж под машиной в области источника питания и прочие. Кроме того, уже через полчаса поездки можно открыть пробки и оценить состояние электролита. Если имеют место пузырьки, процесс кипения уже запущен. Ни в коем случае не пытайтесь оценить состояние с помощью зажигалки, ведь в этом случае высок риск взрыва и выплеска кислоты на лицо.

В среде новичков бытует мнение, что кипение источника питания вызвано снижением его ресурса и необходимостью замены. Это не так. На практике кипение АКБ может быть вызвано:

  • перегревом;
  • ошибками в эксплуатации;
  • неправильной зарядкой;
  • коротким замыканием внутри;
  • выходом из строя генератора;
  • поломкой контролирующего реле.

Каждая из этих причин может привести к проблемам с АКБ — к снижению ресурса и кипению электролита.

Если напряжение на выводах аккумуляторной батареи выше допустимого, начинается процесс разложения воды на кислород и водород (об этом уже упоминалось выше). Оба элемента по структуре относятся к категории газов, которые выходят в виде пузырьков и поднимаются вверх. По сути, этот процесс и является кипением.

Чтобы подтвердить или опровергнуть подозрения, потребуется мультиметр. Его вывода подключаются к клеммам АКБ, после чего с источника питания снимаются параметры напряжения в различных условиях работы. Сначала проверяется напряжения в режиме ХХ, а на следующем этапе — делаются измерения уже при достижении 3-3,5 тысяч оборотов (можно ориентироваться по данным тахометра).

Оптимальное напряжение находится на уровне 12,8-13,5 Вольт. Предельный верхний уровень составляет 14,3 Вольт. Если же лимит превышен, речь идет о перезаряде источника питания. Причиной может быть реле напряжения или генератор (об этом ниже).

Чтобы подтвердить или опровергнуть это предположение, необходимо подключить к щеткам лампочку на 12 Вт. Далее к выводам коммутируется плюс с АКБ, а «минусовой» проводник «садится» на полюс регулятора. В этом случае загорается лампочка. Если же этого не происходит, требуется проверить провода и щетки. В этом случае высок риск обрыва.

Эту же схему можно дополнить небольшими батарейками «пальчикового» типа (подключаются последовательно друг с другом). В идеале лампа должна погаснуть, ведь напряжение потребление возрастает больше нормы. Если же свет не пропал, можно делать выводы о перегорании реле. На некоторых моделях смонтирован электромеханический тип устройства. Если это так, проблема может быть решена путем обычной регулировки. В случае с электронными устройствами все сложное — придется производить замену.

Еще одна распространенная причина кипения — ошибки в эксплуатации. Как такое возможно? Например, владелец включает обогрев, магнитолу, свет фар и прочие мощные потребители при заглушенном моторе. Как результат, АКБ разряжается, а при попытке пуска двигателя и вовсе начинает кипеть. Причина в том, что на разряженный аккумулятор поступает больший ток (если сравнивать с этим же параметром для заряженного источника питания). Вот почему в процессе подзаряда должен подводиться ток величиной около 10% от номинального параметра.

Еще одна ошибка часто встречается на грузовых авто и автобусах, где автовладельцы устанавливаются сразу два аккумулятора. При этом оплошность не в том, что ставится пара АКБ, а в несоответствии емкостей каждого из них. В процессе подзаряда на каждую из батарей поступает идентичный ток. В итоге возможна ситуация, когда одна батарея еще не успела зарядиться, а вторая уже перезарядилась.

Одна из наиболее распространенных проблем, характерная для источников старого образца — короткое замыкание между пластинами. В итоге может выйти одна из банок и снизится вольтаж АКБ. Например, вместо ожидаемых 12,6 Вольт напряжение на выходе может опуститься до 10,5-10,7 Вольт. Как результат, напряжение генератора будет больше параметра заряда. Итог — кипение электролита.

Причин КЗ внутри АКБ может быть множество:

  • Оторвались электроды от соединительного моста;

  • Прорвался сепараторный конверт, после чего произошло перемыкание «плюсовой» и «минусовой» пластины;

  • Повреждена активная масса пластин. В этом случае она накапливается на днище корпуса и со временем перемыкает пластины.

Выявить проблемы, связанные с коротким замыканием внутри АКБ, проще всего по изменению уровня напряжения на выходе и параметру плотности. В случае неисправности эти параметры будут отличаться от показателей других банок. Получается, что в процессе заряда этот элемент не будет принимать ток.

Одной и причин является перегрев источника питания, который чаще всего диагностируется в жаркое время года. Так, при прогретом моторе температура под капотом может достигать 100 градусов. При этом для источника питания нормальной температурой является 50 градусов Цельсия. Итогом становится постепенное испарение дистиллированной воды с последующим снижением уровня электролита.

Много хуже, когда аккумулятор кипит из-за выхода из строя генератора переменного тока. Этот прибор не менее важен для автомобиля, ведь он несет ответственность за бесперебойную работу АКБ. На выходе источника питания устанавливается диодный мост, обеспечивающий выпрямление переменного тока. Если один из диодов вышел из строя, происходит перезаряд АКБ (об этом упоминалось выше), после чего рабочая жидкость внутри закипает.

Чтобы устранить поломку, требуется сделать следующее — демонтировать генератор, отремонтировать его (при наличии соответствующих навыков) и заменить диодный мост. Как только ремонтные работы завершены, генератор возвращается на автомобиль, а далее производится проверка уровня его зарядки. Во избежание перезаряда АКБ стоит периодически проверять уровень  напряжения на клеммах и производить регулировку заряда (при необходимости).

Кипение АКБ — сигнал для автовладельца о необходимости принятия мер по устранению неисправности. Если ничего не делать, возможны серьезные последствия — для самой батареи и более дорогостоящих узлов под капотом машины. В случае появления электролиза или обычного испарения уменьшается объем электролита в емкости, меняется его концентрация (в худшую сторону). Впоследствии ухудшаются характеристики аккумулятора — падает емкость и возрастает сульфатация пластин.

Если не уделять внимание источнику питания, уровень электролита может опуститься ниже нормы. В такой ситуации эксплуатировать АКБ весьма опасно из-за снижения ресурса.

Но и это не все. Если аккумулятор начинает кипеть, на внешней части корпуса поднимаются пары электролита, а на токопроводящих клеммах возникают следы окисления. Если электролит появляется на крышке, к нему прилипают посторонние элементы (масло, пыль и прочие). В итоге формируется пленка, способная пропускать ток. Результат — саморазряд АКБ. Вы можете оставить на ночь автомобиль, отключить все электроприемники, а утром аккумулятор все равно разрядится.

С причинами появления проблемы мы разобрались. Но как правильно действовать в ситуации, когда процесс кипения уже начался? Здесь стоит исходить из первопричины проблемы. Так, если речь идет о перезаряде источника питания, стоит производить  ремонт генератора и налаживать (менять) регулировочное реле. При отсутствии опыта выполнения таких работ лучше обратиться к электрику на СТО. Регуляторы бывают трех типов — механическими (используются только на старых авто), электронными и элекромеханическими. После проведения диагностики мастер принимает решение, менять или регулировать устройство.

Что касается неисправностей генератора, они часто вызваны поломкой выпрямительных диодов или износом щеток. Здесь единственным выходом является замена вышедшего из строя узла или его ремонт (при возможности). В процессе эксплуатации важно периодически проверять напряжение, которое выдает генератор.

Если проблема кроется в самой батарее (например, из-за короткого замыкания внутри), придется менять всю АКБ полностью. В ситуации, когда подвел новый генератор, у которого еще не вышел гарантийный срок, стоит его обменять. Если же гарантия уже закончилась, придется покупать новое устройство, ведь восстановление старого АКБ при такой серьезной поломке сложно и бессмысленно.

В случае перегрева АКБ летом происходит естественно испарение дистиллированной воды. В этом случае стоит проверять уровень рабочей жидкости в АКБ и производить ее доливку. Если этого не сделать, можно упустить момент и «потерять» аккумулятор.

Бывают ситуации, когда проблемы с кипением АКБ возникают в процессе зарядки источника питания. Чаще всего устройству достаточно одной ночи для полноценной подзарядки. При этом уровень и качество заряда можно определить не только по уровню напряжения, но и по текущей плотности электролита. В процессе зарядки этот параметр возрастает. Если же источник питания разряжается, показатель плотности идет вниз. Чтобы проверить этот прибор, используется ареометр. В процессе замера учтите, что плотность теплого электролита будет всегда ниже, чем холодного.

Следующий важный момент — выбор месторасположения изделия в процессе подзаряда. Причина — выделение водорода и кислорода, который может воспламениться под действием огня (открытого и закрытого). Лучшим вариантом является установка аккумулятора в закрытом и хорошо проветриваемом помещении, что позволяет избежать попадания влаги или мусора в устройство и на его корпус. Здесь важно помнить о необходимости скручивания пробок перед началом заряда. В старых аккумуляторах такая возможность предусмотрена, что позволяет своевременно отводить опасный гремучий газ в сторону. Если заряжать АКБ с закрученными пробками, высок риск взрыва.

Преимущества новых аккумуляторов — большая надежность. В них отсутствуют пробки, но зато предусмотрены специальные трубки для отвода газа. Если АКБ кипит и нагревается до температуры 50 градусов и больше, он полностью зарядился. При этом продолжительность кипения не должна превышать 180 минут. В противном случае возрастает риск разрушения источника питания и потери его емкости. По завершении зарядки стоит проверить уровень электролита и восполнить недостачу (если она имеется). Для этого требуется долить дистиллированную воду до требуемого уровня.

Чтобы избежать проблем, в процессе зарядки стоит использовать три главных правила:

  • Перед началом заряда АКБ рекомендуется выкручивать пробки на верхней крышке (если они предусмотрены). Чаще всего в обслуживаемых источниках питания таких пробок шесть;

  • Зарядка источника питания должна производиться в хорошо проветриваемом месте. При этом комната быть закрыта от попадания влаги и пыли;

  • Подзаряд должен осуществляться током, равным 10 процентам от номинального. К примеру, если АКБ имеет емкость 70 Ампер-часов, сила тока должна быть равной семи амперам.

Стоит учесть, что неправильная зарядка батареи может стать причиной ее преждевременной поломки. Это возможно при превышении заряда выше допустимой нормы. Бытует мнение, что разрешается оставлять АКБ на 3-4 часа после завершения процесса зарядки. Мол, ничего страшного в этом случае не произойдет. На практике это недопустимо. Оставлять ЗУ можно только тогда, когда у него имеется встроенная функция отключения. После этого АКБ остается на режиме подзаряда и всегда готов к работе.

Зная, почему кипит аккумулятор, и умея своевременно реагировать на проблему, можно сохранить источник питания и избежать многих затрат в будущем. Главное — контролировать состояние аккумулятора и своевременно принимать меры в случае его поломки.


Смотрите также