Категория м в правах что


Водительские права категория М: что это значит и на какой транспорт

Закон 2013 года о безопасности дорожного движения обязал владельцев скутеров и мопедов получать отдельную категорию М для вождения в связи с тем, что эти виды ТС были признаны механическими средствами передвижения. Любое механическое ТС требует специальных водительских прав. Введение новой категории было вызвано большим количеством аварий, происходящих из-за скутеристов. Итак, что же обозначает категория М в правах и как её получить.

Водительская категория М: что это такое

Чтобы легально управлять 50-кубовым мототранспортом, требуются права с открытой категорией «M». Однако, если у вас в водительском удостоверении уже открыта другая автокатегория, сдавать какие-то отдельные испытания и вносить изменения в корочки не придется, так как «M» в этом случае считается открытой по умолчанию. Можно сказать, что корочки мопедного гонщика придется получать только подросткам с 16 лет и людям, которые не имеют водительских прав вообще. С 16 лет можно законно стать обладателем только прав категорий A, A1 и M.

Водительские права категории M дают возможность управлять ТС, оговоренными в них. На какой транспорт она рассчитана? С открытой категорией M можно ездить на мопеде, скутере, на 3-хколесном транспорте, на квадроцикле легкого типа с объемом ДВС не больше 50 кубов или с максимальной мощностью электродвигателя не больше 4 кВт. Любой автомобиль с этой категорией водить запрещено. Есть еще одно ограничение по типу транспортного средства: ТС не должны иметь конструктивной возможности ездить со скоростью, превышающей 50 километров в час.

Категории M, A1 и A2

Категория M дает право управления только скутерами и мопедами с объемом двигателя не больше 50 кубосантиметров. Если есть желание покататься на мотоцикле с большим объемом мотора, потребуется уже настоящая мотоциклистская категория. Но не все однозначно согласно изменениям в законодательстве и с категорией A.

Категория разделена на 2 подкатегории — A1 и A2:

  1. Если мотоцикл или скутер имеет объем движка в диапазоне от 50 кубов до 125, то в правах должна присутствовать подкатегория A1.
  2. Если же транспорт оснащен большей кубатурой, то придется озаботиться получением подкатегории A2.

Нужно отметить, что до последнего времени среди скутеристов в нашей стране была более популярна мотоциклетная техника с объемом движка в 150 кубов. Однако по новым правилам легально сесть за управление этого мототранспорта будет довольно сложно: чтобы открыть подкатегорию A2, требуется накатанный стаж руления по категории A1. Те же, кто успел открыть категорию на мотоцикл до 2013 г. допускаются до управления мотоциклами и скутерами с любым объемом двигателя.

Как получить категорию M

В 2018 г. штраф за езду на скутере или мопеде без прав составляет от 5 до 15 тысяч рублей. Чтобы его избежать необходимо получить права категории M.

Для этого должны быть соблюдены следующие условия:

  • получающему права должно быть не меньше 16 лет;
  • следует пройти медкомиссию и получить справку, в которой в поле соответствующей категории будет стоять отметка (узнайте, какой срок действия у медицинской справки);
  • пройти обучение, после которого сдать испытания в автошколе (самообучение не предусмотрено);
  • в ГИБДД сдать теоретический экзамен и практические испытания.

Внимание. Если вы еще ни разу не получали водительское удостоверение на право вождения любым ТС, лучше в медсправке сразу поставить печати в поле категории A, а в возрасте старше 18 лет и в полях B и C. Это очень удобно, потому, что получив категорию A, можно управлять всеми типами мотоциклов, мопедов, скутеров независимо от кубатуры двигателя. При открытии B или C категория M просто открывается по умолчанию.

Выбирая автошколу для обучения на категорию М, следует проверить наличие у неё государственной лицензии и разрешения. В конце обучения вы пройдете внутреннее испытание сначала по теории, потом по практике (вождение). Cо скольки лет можно начать обучение категории M? Начать обучение на мотокурсах можно до наступления 16 лет (хоть в 14 — главное, чтобы был паспорт), а потом уже сдать на права после наступления 16-летнего возраста.

В автошколе ученик в процессе обучения приобретает следующие навыки:

  • правильной посадки и постановки взгляда;
  • контроль наклона при поворотах и торможениях;
  • управление ТС в заносе;
  • позиционирование в движении: выбор скорости и траектории, оптимальных для текущей дорожной обстановки;
  • накат баланса;
  • управление тягой;
  • торможение двигателем и тормозами;
  • работа коробкой передач и корпусом.

Теоретический экзамен реализован в форме тестирования. В каждом билете — 20 вопросов с несколькими вариантами ответов. На ответы дается 20 минут. После ответа на все вопросы сразу на дисплее высвечивается результат. Если верные ответы даны на 18 вопросов и более, тогда сдал. Если зафиксировано верных ответов меньше 18 — тогда не сдал.

Экзамен в ГИБДД построен аналогично испытанию в автошколе: сначала нужно ответить на 20 вопросов тестов (важно сделать в билете не больше двух ошибок), а потом сдать практическое вождение, в которое входят змейка, габаритная восьмерка, габаритный коридор, маневрирование в ограниченном пространстве, парковка, посадка/высадка пассажиров (на мопеде выезжать в город не нужно). Пересдавать каждый экзамен можно не больше трех раз. Если тесты не сданы, допуск к следующему этапу невозможен.

Какие документы потребуются, чтобы получить права

Для получения водительского удостоверения по категории M для автошколы будущему водителю ТВ потребуется:

  • медсправка нового образца;
  • паспорт с 2 копиями;
  • 3 цветные фотографии 3х4;
  • молодым людям, еще не достигшим 18 лет, придется также принести нотариально заверенное согласие от родителей на обучение в автошколе и последующую сдачу экзаменов в ГИБДД.

Чтобы получить допуск к сдаче испытания в ГИБДД потребуется:

  • наличие удостоверения из автошколы;
  • оплатить госпошлину;
  • написать заявление.

Как получить категорию M, если открыта другая категория

Здесь все однозначно. Если у вас открыта любая категория, то разрешение на M получается автоматически. Если у вас права старого образца, то категорию M отдельно получать не нужно. Однако некоторые сотрудники ГИБДД могут придраться к наличию в ваших правах открытого класса M, если остановят вас на скутере или на мопеде до 50 кубов. Поэтому при получении новых прав эту категорию лучше сразу открыть, чтобы в дальнейшем избежать любых недоумений на дороге по этому поводу.

Стоимость обучения

Многие автошколы в крупных городах имеют в своей программе курс обучения езды на скутере или на мопеде.

Получить азы знаний и умений вождения мопеда можно за:

  • От 7 000 до 12 000 за курс теории, составляющий 16 занятий, пройти которые можно за пару месяцев.
  • От 16 000 до 26 000 за теорию с практикой. 16 теоретических занятий и 10-18 часов накатки предлагается пройти за полтора — два с половиной месяца. Однако в цену не включены расходы на топливо и на смазочные материалы.
  • От 20 000 до 34 000 нужно отдать за курс по системе все включено. В пакет услуг входить будет: курс теории и практики, подготовительный экзамен, медкомиссия, оплата госпошлин. Обучиться можно за 2 с половиной месяца. За это время будущему водителю можно будет пройти 16 занятий по теории, 18 часов накатки.

Наличие у ученика собственного скутера или мопеда, необходимой экипировки может намного снизить стоимость обучения в части практических занятий и сэкономить финансы при сдаче в ГИБДД. Ученику не нужно будет арендовать транспорт у автошколы. Также на стоимость обучения могут повлиять дни посещений и время (обучение по выходным и в вечернее время могут обойтись дороже.

Что означает категория М водительских прав и как получить такое удостоверение

Категория М появилась в правах сравнительно недавно — в 2013 году в качестве ответной меры на засилье на дорогах мопедов и скутеров, которым не был писан абсолютно никакой закон. Лазейкой активно пользовались «лишенцы», которым нельзя было управлять другими транспортными средствами, а также любители выпить за рулем — езда в состоянии алкогольного опьянения на мопеде не каралась даже минимальным штрафом, а опасность на дороге такие водители представляли самую непосредственную. Чтобы хоть как-то регулировать вождение таких ТС, в правах нового образца и была введена категория М.

Какие права дает категория М?

Категория М в правах обозначает определенный круг транспортной техники, которыми имеет право управлять ее обладатель. Это мопеды, мотороллеры, легкие трициклы и квадрициклы (не путать с квадрОциклами, на которые нужны вообще другие права) и другие моторные транспортные средства массой до 350 кг без учета массы топлива и аккумуляторов. Они оборудованы двигателями внутреннего сгорания объемом, не превышающим 50 кубических сантиметров, или электромоторами мощностью не более 4 кВт. Скорость транспортного средства конструктивно также не должна превышать 50 км/ч.

Несмотря на такие жесткие ограничения, некоторые из них сложно проконтролировать. Так, двигатели мопедов и скутеров часто тюнингуют, и внешне они не отличаются от легальных, а некоторые китайские производители заведомо поставляют двигатели большего объема с маркировкой 50СС или 49СС на цилиндрах. Ездить на таких транспортных средствах, имея в правах только категорию М (без A или A1), нельзя, и ГИБДД старается всячески пресекать такие переделки. Но пока эффективного механизма их отлова придумано не было. Но это не значит, что на дороге вы гарантированно избежите проблем, передвигаясь на таком «модифицированном» мопеде.

Если инспектор сумеет доказать, что вы знали о незаконной модификации мопеда и управляли им без соответствующей категории в правах, штраф будет достаточно большим. Фактически это нарушение приравнивается к езде без прав и наказывается штрафом от 5 до 15 тысяч рублей и отстранением водителя от управления транспортным средством. Некоторые инспекторы пытаются применить эту статью и к тем, у кого водительское удостоверения старого образца с открытой категорией В, но судебная практика в данном случае — на стороне водителей, т. к. категория В автоматически дает право управления транспортными средствами, входящими в категорию М. В любом случае, гораздо спокойнее чувствовать себя полностью правым и кататься на стопроцентно легальной технике.

Кому нужна категория М?

Эта категория — самая демократичная, по новым правилам она автоматически проставляется в водительском удостоверении при успешной сдаче на права любой другой категории. Может сложиться впечатление, что сдавать на нее отдельно не имеет смысла, однако это не совсем так. Дело в том, что в России существуют только две категории прав, которые могут получить граждане в возрасте до 18 лет: это М и подкатегория A1 (мотоциклы объемом до 125 куб. см.).

Обучаться на эти категории, получать соответствующие права и управлять транспортными средствами на дорогах общего пользования можно с 16 лет. Однако в этом случае большинство автошкол требует от обучаемого нотариально заверенное согласие родителей на проведение обучения. Многие родители опасаются сажать своего ребенка на технику с двигателем до 125 куб. см., ведь фактически это может быть уже достаточно серьезный мотоцикл, способный развивать скорость более 100 км/ч. На этих транспортных средствах можно ездить по любым автомобильным дорогам, даже автомагистралям. Их контролируют и камеры фиксации нарушений ПДД, ведь мотороллеры и мопеды ставят на учет с присвоением номерного знака.

Так что волнения родителей вполне понятны: тут и безопасность любимого ребенка, и забота о собственном кошельке. Именно для таких случаев самым лучшим выходом и будет отправить отпрыска отучиться на получение только прав категории М. А остальное пусть открывает тогда, когда будет нести всю полноту ответственности за свои решения, т. е. с 18 лет.

Как получить категорию М?

Категорию М в водительском удостоверении можно получить двумя способами, что существенно облегчает задачу для многих любителей легкой мототехники. Такое решение было принято при введении новых правил в 2013 году. Категория М автоматически проставляется в права при успешной сдаче экзаменов на любую другую категорию — A, В, С и их подкатегории, а также при замене прав старого образца на новый документ. Для этого рекомендуется особо уточнить в медицинской справке, что у вас нет противопоказаний для управления транспортными средствами данной категории, потому что они могут быть иные, чем для категории В. Например, к управлению таким транспортом не допускаются водители с серьезными проблемами со слухом и некоторые категории инвалидов.

Однако если вы решили сдавать отдельно на категорию М (например, по причинам, указанным выше), это тоже возможно, хотя первое время с этим были большие трудности: у авто- и мотошкол не было ни соответствующих программ, ни техники для подготовки таких водителей.

Сейчас ситуация изменилась к лучшему, хотя подготовку к этой категории до сих пор предлагают далеко не все учебные заведения. Особенно тяжело приходится жителям небольших городов и деревень в регионах, в крупных городах найти автошколу с соответствующей программой намного легче.

Стоимость курса обучения на категорию М составляет 10-25 тысяч рублей практически во всех субъектах РФ. При выборе расширенного курса практического вождения отдать придется больше — дополнительные бензин, аренда техники и рабочие часы инструктора увеличат стоимость. Но «чайникам» не стоит пренебрегать дополнительными уроками.

Как правило, задирают цену еще и те авто- и мотошколы, которые не против бы совсем отказаться от подготовки водителей этой «непрестижной» категории и таким образом устанавливают «заградительные» прайс-листы. Из документов для обучения нужен паспорт, медицинская справка и нотариальное согласие родителей на обучение. Технику и все необходимое для обучения оборудование безопасности мотошколы обычно предоставляют обучаемым. При хорошем раскладе в комплект входят шлем, защитные щитки и защитная «черепаха».

Как правило, обучение занимает около месяца, а то и дольше, причем значительную часть берет на себя длительный теоретический курс по ПДД и лекции по управлению мопедом.

Присовокупить к вышеуказанному комплекту документов справку из мотошколы о прохождении курса и успешной сдаче внутреннего экзамена, вы можете смело записываться в ГИБДД — и сдавать экзамен на права. Если все пройдет удачно, то забирайте свое свеженькое водительское удостоверение и рассекайте на мопедах и скутерах уже на полностью законных основаниях.

Категория "М" водительских прав: что это значит

На сегодняшний день существует несколько категорий прав, которые позволяют осуществлять управление того или иного вида транспорта. Не так давно была введена совершенно новая категория «М», которой ранее не было. Попробуем подробнее разобраться, что обозначает категория м в водительских правах.

Выдача категории

Появление новой категории увеличило на дорогах страны число лёгкой мото-техники, которая передвигается со скоростью не более 80 км в час. Недавно такой вид транспорта стал очень популярным, поэтому встал актуальным вопрос о легализации её управления. Теперь без соответствующего удостоверение управлять мотороллером, квадроциклом или мопедом запрещено.

Данная мера действительно повлияла на уровень аварийности с участием легковесного транспорта. При этом ранее можно было часто встретить за управлением мопеда или скутера лиц в алкогольном опьянении. Теперь за такое деяние им грозит лишения права управления транспортным средством и существенное штрафное взыскание.

Права категории «М» позволяют водителю стать полноправным участником дорожного движения, а также наделяют и особыми обязанностями, например, оформлением полиса ОСАГО.

Каким видом транспорта можно управлять

Данная категория позволяет водителю управлять следующими транспортными средствами:

  • скутер;
  • мопед;
  • квадроцикл (лёгкие виды).

Получить удостоверение водителя данной категории можно уже с 16-летнего возраста. При этом объём мотора транспортного средства не должен быть больше 50 кубических сантиметров. Если это правой не соблюдено, то необходимо получить иную категорию — А.

Под категорию М попадают мопеды, имеющие 2 колеса и максимальную скорость 50 км/ч, квадроциклы должны иметь 4 колеса и мотоциклетный руль, и верховую посадку. Если транспортное средство соответствует этим характеристикам, то необходимы права категории М.

Также существует категория м1, которая относится к легковым автомобилям.

Особенности получения удостоверения водителя м-категории

Если у вас уже есть права на управление автобусом, авто, грузовым авто, то получить категорию можно просто обменять их на новое удостоверение. Категория автоматически добавляется при процедуре замены. Не может быть автоматически добавлена категория, если водитель имеет права на управление трактором.

Если у вас нет водительского удостоверения, то придётся следовать следующему алгоритмы:

Время обучения зависит от автошколы и в среднем составляет 1-2 месяца. Стоимость данной услуги так же различна. Средняя цена обучения на категорию М составляет 8-11 тысяч рублей. При этом необходимо пройти медосмотр и получить справку перед тем, как начать оформление водительского удостоверения.

Правила управления ТС данной категории

По правилам дорожного движения нельзя управлять транспортом данной категории:

  • одной рукой;
  • пересекать пешеходные зоны;
  • разворачивать ТС влево по трамвайной линии;
  • перевозить габаритные грузы;
  • без шлема и в не застёгнутом шлеме;
  • перевозить детей дошкольного возраста без спецоборудования.

В дневное время транспортные средства обязаны передвигаться с включёнными фарами. Движение должно осуществляться по правой полосе или полосе для велосипедов.

Нельзя управлять средствами данной категории следующим гражданам:

  • при близорукости;
  • после хирургического вмешательства на глаза (3 месяца после операции);
  • при травмах конечности;
  • нарушение моторики конечностей;
  • головокружение;
  • сердечные заболевания;
  • дальтонизм.
Заключение

Категория М — одна из самых популярных среди молодых водителей. Во-первых, транспортные средства данной категории стоят довольно недорого, во-вторых, получить права можно уже с 16 лет. Стоит предупредить родителей будущих водителей. Прежде чем отправлять ребёнка на обучение внимательно подумайте, сможет ли он со всей серьёзностью отнестись к вождению и покупки транспортного средства. Разрешить управление стоит тогда, когда полностью удостоверитесь в том, что ребёнок готов отвечать за свои действия и последствия.

Что означает категория М в водительском удостоверении? обновлено: Июль 8, 2019 автором: admin

Когда и на какие виды транспорта нужны права категории М

Права категории м появились относительно недавно, однако желающих их получить достаточно много. Данная категория дает право физическим лицам управлять такими транспортными средствами, как мопеды. Я ездил на своем мопеде за городом без прав до того, как не был остановлен полицейскими. После этого мне понадобилось оплатить штраф. Поэтому, для того чтобы уберечь всех остальных водителей от ошибок подобного рода, хочу рассказать в статье, когда появились права категории М, а также на вождение какими средствами передвижения они распространяются. Помимо того, хочу упомянуть о том, что грозит за езду на мопеде без наличия прав согласно действующему законодательству.

Права категории m

В ноябре 2013 года происходило множество нововведений, связанных с категориями прав. Некоторые из них было решено подразделить на классы. Например, в категорию В, добавили группу В1. Помимо того, была введена отдельная группа, обозначающаяся буквой m, которая предоставляет право на управление мопедами. Если в водительском удостоверении физического лица проставлена буква M, то оно также может на законных основаниях ездить на скутере и квадроцикле. Однако, что касается последнего вида транспорта, то введены некие ограничения, касающиеся его веса. Иначе говоря, обладатели класса m наделены правом водить исключительно некоторые транспортные средства, свойства и характеристики которых прописаны в правилах дорожного движения, а именно в пункте под номером 1.2.

В ПДД такой вид транспорта, как мопед, определяется целым рядом характеристик. Мопед может иметь как два, так и три колеса, а также максимальную скорость не больше пятидесяти км/ч. Максимальный объем двигателя может составлять пятьдесят метров в кубе. Если указанные характеристики средства передвижения превышают перечисленные показатели, то оно не относится к мопедам.

Что значит категория М в водительском удостоверении

Физическим лицам уже стало понятно, что категория m — это специальная группа водительских прав, выдающаяся для легального управления мопедами. Однако давайте разберемся, почему раньше не было такой категории, и в связи с какими обстоятельствами было решено ее ввести. Причина заключается в том, что до наступления 2014 года мопед не относился к транспорту механического типа и соответственно права на вождение ним не требовались. О данном факте свидетельствует пункт под номером 2.1.1, содержащийся в таком источнике, как правила дорожного движения. В этом пункте указано, что водительские удостоверения на транспортные средства, которые не принадлежат к группе механических, не нужны.

Однако в апреле 2014 года было утверждено целое множество нововведений, имеющих отношение к видам транспортных средств и правилам управления ними. Не исключением были и скутеры. Теперь данные средства передвижения принадлежат к механическому виду, а физические лица, желающие ездить на скутерах, соответственно обязаны добиться проставления в своих водительских удостоверениях отметки m. Сразу после того, как это нововведение вступило в силу, собственники мопедов, для того чтобы оставаться законопослушными гражданами и не нарушать правила, отправились в автошколы и захотели сдать на категорию М. Однако их постигло разочарование, поскольку соответствующая программа обучения тогда еще не была утверждена. В 2019 году проблема подобного рода уже неактуальна.

Также некоторым водителям согласно действующему законодательству разрешено вовсе не получать права на управление скутером. Речь идет о физических лицах, у которых уже есть права одной либо нескольких категорий   А-Е. Например, мой брат, ранее сдавший на права, в водительском удостоверении которого проставлена отметка В, автоматически был освобожден от обязанности получать категорию М. Право управлять мопедом в подобных ситуациях присваивается по умолчанию. Таким образом, если у физического лица есть более высокая категория водительских прав, чем М, то он может спокойно ездить на скутере без прохождения дополнительного обучения.

Как получить права с отметкой М

Если физическому лицу необходимо водить скутер и на данный момент у него нет прав на управление ни одним транспортным средством, то похода в автошколу не избежать. Понадобится предварительно выбрать определенную автошколу, найти программу, заключить с данной организацией договор на обучение и внести денежные средства. Затем начнется курс обучения, состоящий из таких двух этапов, как теория и практика, по результатам прохождения которых физическое лицо получит водительское удостоверение с отметкой М. Однако не все так просто, как кажется изначально. Может возникнуть несколько следующих проблем:

  1. В автошколе нет программы m. Далеко не во всех регионах Российской Федерации в автомобильных школах утверждены программы, подразумевающие выдачу прав на управление скутерами. У владельцев данных автотранспортных средств автоматически возникает вопрос, что делать в таких ситуациях. Например, мой брат нашел наиболее оптимальный вариант — прошел обучение на категорию А, которая в свою очередь наделяет его правом ездить и на мопеде. Категория А была выбрана из тех соображений, что получить ее можно за минимальную цену по сравнению со всеми остальными группами. Однако если есть необходимость сдать на права одновременно на две категории, к примеру, В и М, то достаточно получить только первую из них;
  2. Владельцу скутера нет 18 лет. Если физическое лицо, у которого возникла необходимость в оформлении водительского удостоверения, еще не достигло совершеннолетия, то согласно законодательству оно может стать владельцем исключительно прав вида М. В таких ситуациях необходимо искать автошколы, предоставляющие возможность прохождения программ по обучению на вождение мопедом и составлять с одной из них соглашение. Если в регионе проживания будущего водителя нет таких организаций, то ему понадобиться ехать в соседнюю область, поскольку других вариантов нет.

Что будет за езду на мопеде без прав

Как показывает практика, узнавая о необходимости в сдаче на права для вождения мопедом, некоторые физические лица не хотят проходить данную процедуру. Определенный процент водителей ездят на скутерах за городом и думают, что об этом никто не узнает, и соответственно они останутся безнаказанными. Однако действие подобного рода считается грубейшим нарушением закона. Об этом свидетельствует вторая часть законодательного акта под номером 12.29, содержащегося в кодексе об административных правонарушениях. В статье речь идет о том, что если физическое лицо, управляющее скутером, велосипедом либо иным аналогичным видом транспорта, не будет придерживаться Правил дорожного движения, то оно обязано будет заплатить административный штраф. Размер суммы, которую необходимо будет внести нарушителю, равен восемьсот рублей.

Хочу обратить отдельное внимание водителей мопедов на то, что кроме соблюдения Правил дорожного движения, им необходимо еще не забывать заботиться о собственной безопасности. Перед началом движения обязательно надевайте шлем, и садитесь за руль исключительно в трезвом состоянии.

Описание категории М водительских прав

Не так давно на мопеде или небольшом скутере мог ездить любой, словно на велосипеде, так как водительское удостоверение для этого совершенно не требовалось. Однако несколько лет назад, в связи с усугубившейся аварийной ситуацией по вине водителей именно таких автотранспортных средств, было решено ввести дополнительные поправки в ПДД. Сейчас для того, чтобы свободно передвигаться по дорогам и улицам страны, сперва следует получить водительское удостоверение категории М, иначе штрафов и иных наказаний не избежать.

Категория М водительских прав: что это такое

Разговоры о том, что пора водить отдельную категорию для скутеров и мопедов велась уже давно, но только в ноябре 2013 было разработано и внесено постановление, а к 20140-у году оно полностью вступило в силу. С тех пор, не пройдя обучение и не оформив документов на вождение, никто не имеет права выезжать на дорогу, разве что на велосипеде или самокате, или на транспортном средстве, объем двигателя которого не превышает пятидесяти кубических сантиметров. Потому становится понятно, что это такое – категория М водительских прав, остается только разобраться с нюансами и деталями.

Важно

При условии, что у водителя открыта любая иная категория прав, к примеру, А, С или В, равно как и все остальные, то М считается открытой по умолчанию. Это значит, что, если автолюбитель имеет официальное право водить легковушку или тяжелый грузовик, автобус, трамвай или троллейбус, значит и на скутере он может ехать, не открывая дополнительные категории.

А, А1 или М: в чем разница

Начиная разбираться, что это – категория М водительских прав, многие достаточно опытные водители путаются и не понимают, зачем же была было введено это новшество, ведь и ранее существовали подобные подразделы. Речь идет о категории А и ее производных, которые охватывают практически всю мототехнику, но имеются нюансы.

  • В отличие от категории А, М дает право управлять исключительно ТС, объем двигателя которого не превышает пятидесяти кубиков.
  • А1 и М может открыть любой человек, достигший шестнадцатилетнего возраста и не имеющий никаких медицинских противопоказаний.
  • Открыть категорию А2 можно исключительно после наступления совершеннолетия, то есть с восемнадцати лет.
  • Техника, объем мотора которой более пятидесяти кубических сантиметров, но не более ста двадцати пяти, требует открытия А1. Если объем превышает 125 кубиков, значит следует получать удостоверение с основной категорией А2.

В последнем пункте имеется особое указание, ведь получить права с такой категорией может только тот, кто имеет определенный стаж вождения А1. Кроме того, если ранее отсутствие контроля могло дать нетрезвому водителю доехать до ближайшего магазина за добавкой горячительного, так как сотрудники ГИБДД не могли его остановить без видимых причин, то сейчас эта недоработка полностью устранена. Если пьяный водитель попадется инспектору, то его ждет лишение прав и вообще ответственность по закону, как и положено в таких случаях.

Обучение, экзамены, правила: что к чему

Что, по сути, означает категория М в водительском удостоверении, предельно понятно. Это значит, что человек может управлять мототранспортом малого объема без ограничений. Все зависит от личного желания и возможностей. То есть, если вы будете открывать какую-либо иную категорию, то М будет считаться открытой по умолчанию и специально ничего сдавать не придется. С другой стороны, в шестнадцать лет для получения удостоверения водителя достаточно будет и мопеда, обойдется такое довольствие дешевле, что тоже немаловажно.

Как получить категорию М

Для всех близких категорий (А, А1 и М) должен проводиться не один, а два стандартных экзамена. Один из них будет абсолютно теоретический и оформлен в виде тестов, он призван оценить знания будущим водителем всех правил ПДД. Второй будет практическим и представляет собой своего рода тест на вождение. Необходимо предварительно получить также медицинскую справку установленного образца, обойтись без нее никак не получится.

  • Теоретический экзамен производится в форме тестирования. То есть, каждый претендент получит свой билет в виде компьютерного теста.
  • У каждого билета есть ровно два десятка вопросов, на них загодя подготовлены несколько вариантов ответов, из которых правильным является только один.
  • На все ответы по предложенным вопросам выделяется ровно двадцать минут, то есть по минуте на один, после чего тест считается закрытым.
  • Прохождение теста подразумевает восемнадцать и более верных ответов. Если вы с задачей не справились, то он будет считаться проваленным.

После сдачи теории, нужно показать, что и ездить претендент умеет, для этого и предназначена практическая часть. Инспектор оценит умение трогаться с места, правильно и безопасно разгоняться, вписываться в повороты, маневрировать, оценивать ситуацию по зеркалам заднего вида и другие навыки будущего полноценного члена дорожного движения. Обычно комплекс этой части экзамена состоит из трех основных частей, при прохождении которых будет решено, сдал водитель или нет.

Для открытия категории M водительских прав не обязательно сдавать вождение ТС по городу, в реальных условиях. Не стоит забывать, что предварительно нужно обязательно пройти обучение в автошколе, никто не может прийти и сдать на права прямиком с улицы. Без медицинской справки и бумаги из автошколы допуск к экзаменам на открытие любой категории не производится.

Сроки обучения и цена

После введения новой категории было довольно трудно отыскать автошколу, которая предоставляла такую подготовку. Однако сейчас подобные услуги доступны для каждого в любой такой организации. Стоимость и сроки обучения могут слегка отличаться, в зависимости от региона или уровня автошколы, но в среднем можно вывести общие критерии.

  • Теоретический курс обучения вождению мопеда будет составлять ровно шестнадцать занятий, на протяжении одного или двух месяцев. За это нужно будет заплатить от шести, до двенадцати тысяч рублей.
  • Теория, плавно переходящая в практику вождения, обойдется дороже, уже в 14-26 тысяч, но и заниматься придется дольше. Претендентов ждет тех же 16 уроков теории и еще 9-18 часов «наката», то есть практического вождения. По срокам это выйдет где-то полтора-три месяца. К общей стоимости не помешает приплюсовать также цены на горючее и СМ, которые должны приобретаться за счет клиента (претендента).
  • Удобный общий пакет «Все включено», где предусмотрены уроки и вождение, а также не придется думать о масле и бензине, обойдется еще немного дороже, приблизительно тысяч в 25-35 рублей. При этом шлем и экипировка обычно предоставляется автошколой, что очень удобно, если своего ТС будущий водитель еще не приобрел.

При условии, что у студента имеется собственная экипировка и автотранспортное средство (мопед, скутер), можно весьма существенно снизить общие расходы. Ведь ему не придется не только учиться на чужом ТС, но и арендовать таковое, чтобы сдать экзамены. Не помешает учесть и дополнительные нюансы, ведь чаще всего стоимость занятий зависит от их режима. К примеру, «воскресные» автошколы обычно обходятся дороже, чем «будние». Учтите также, что получить права на мопед зимой получится едва ли, так как подобные обучающие учреждения чаще всего не проводят уроков зимой, а только когда тепло и сухо.

Некоторые важные правила

Каждый водитель, участвующий в движении на мопеде или скутере, объем двигателя которого превышает 50 кубических сантиметров, обязательно должен иметь при себе водительские права категории М, иначе он будет считаться нарушителем по закону. Документ должен быть предоставлен по первому требованию инспектора дорожной службы, в ином случае может быть применена мера пресечения, вплоть до постановки ТС на штрафплощадку. Но и это еще далеко не все, потому есть смысл выяснить самые важные нюансы.

  • Управлять скутером, мопедом и прочими подобными ТС можно исключительно после достижения шестнадцати лет, не ранее. Норма о допустимости четырнадцатилетних водителей на дорогах давно упразднена и не законна.
  • При движении в любое время суток в потоке, а не на трекере или стадионе держаться за руль ТС одной рукой полностью запрещено.
  • При выявлении состояния опьянения инспектором, у водителя будут изъяты водительские права, а дело передано в судебные органы для разбирательства.
  • Фары ближнего света должны быть в активном состоянии даже в светлое время.
  • Запрещается ездить без шлема, перевозить пассажиров, не имеющих защитного шлема, а также детей, возрастом до семи лет.
  • Двигаться по пешеходным переходам или дорожках, тротуарам и обочинам нельзя, но если это не мешает движению, а иного пути нет, то следует пересечь данный участок дороги по наиболее короткому маршруту.

Очень важно знать, что ни скутер, ни мопед ни в коме случае не должен принимать участие в буксировке чего-либо, не важно чего. Это ТС совсем непредназначено для подобных целей, потому не стоит прицеплять к своему мопеду даже обычную тележку, так недолго и схлопотать штраф. Опытные специалисты считают, что новые правила, которые сделали мототранспорт менее доступным для всех категорий населения, что и вызвало серьезные нарекания в народе, точно сделают движение на дороге лучше, безопаснее и удобнее для всех участников движения, а это немало.

Видео о категории М водительских прав

Споры о том, что означает категория М в водительском удостоверении, ее потребности или наоборот, ненужности ведутся уже достаточно давно. Многие считают, что она введена исключительно для того, чтобы вытянуть деньги у родителей, шестнадцатилетние дети которых, могут погонять на дачу и обратно и так, без получения специального удостоверения, за которое нужно платить, как и за стандартные «взрослые» права.

Однако аварийная ситуация, а также ее заметное снижение после принятия новых законов, свидетельствуют о том, что смысл в подобной инициативе был и она сделала свое дело. Посмотрите видео о том, как именно и для чего нужно открывать категорию М, а вкупе с ней А1 и А2.

data-block2= data-block3= data-block4=>

Что такое категория М водительских прав

С ноября 2013 года начал действовать закон «О безопасности дорожного движения», обязующий водителей управляющих скутерами, открыть категорию М в водительских правах.

Что это дает: предоставляет возможность беспрепятственно управлять малокубаторными средствами передвижения, объем двигателей которых, не выше 50 кубических сантиметров.

Категория М в правах: что это

Специфика категории водительских прав «М» весьма проста: возможность управления мопедами (скутер/квадроцикл), с соответствием, их технических характеристик прописанным в ПДД требованиям, что выходит из определения п1.2 Правил ПДД мопед.

Интересно, что до апреля 2014 года по всем юридическим правилам мопед считался простым транспортным средством, а не механическим, поэтому не существовало обязанности получения удостоверения по управлению для него, в связи с тем, что п 2.1.1 ПДД предписывает наличие прав лишь у водителей транспортных средств механического типа.

Однако с 1 апреля законодательство подверглось изменению: скутеры официально были признаны механическими ТС, а водители в обязательном порядке были вынуждены открыть категории «М» в правах.

На текущий момент открытие категории «М» осуществляется и полностью одобрено в РФ, позволяя автошколам полноправно обучать новичков управлению скутерами, оказывая информационное содействие получения прав данной категории.

Водители, имеющие удостоверение с категорией: от А до E не обязаны проходить обучение или переквалификацию на «М» в связи с тем, что она присваивается автоматически с учетом наличия уже имеющейся любой другой (проще говоря по иерархической цепочке категория М ниже всех). В получении автоправ категории «М» с 2018 в автошколах требуется лишь людям, у которых вообще отсутствует водительское удостоверение.

Для получения категории «М» необходимо обучиться любой другой категории. Если поблизости нет автошколы, способной обучить конкретно категории «М», то самым доступным вариантом станет получение автомобильных прав категории «А». Либо поискать автошколу, способную оказать услугу обучения конкретной категории «М». Для получения данной категории существует возрастное ограничение – 16 лет и старше.

В ноябре 2013 года произошло разделение и иных направлений на подкатегории: из категории “B” создали подкатегорию – B1, не позволяющую управлять легковым транспортным средством массой до 3,5 т, что разрешает категория “B”.

По аналогии, законодатель принялся исправлять и оставшиеся категории, в связи с чем категория «М» получила своеобразную независимость от остальных.

В чем разница между категорией М и А, А1

После 2014 года, категория «М» предоставляет право управлять транспортными средствами с объемом двигателя до 50см3, к которым относятся скутеры и мопеды.

В случае когда объемы транспортного средства достигают от 50-125см3, необходимо получить подкатегорию «А1».

В случае с большим объемом (кубатура — свыше 125), прибегают к получению категории «А2». Однако у подкатегории «А2» существует небольшой нюанс: для ее открытия, потребуется наличие стажа управления мотоциклом «А1».

Ранее передвижение на транспорте до 50 куб позволяла водителю в нетрезвом состоянии беспрепятственно передвигаться по проезжей части. Сегодня же данное упущение в законодательстве нивелировали: в случае, когда сотрудники ГИБДД остановят нарушителя, ему грозит наказание вплоть до полного лишения водительского удостоверения.

Цена и особенности обучения для категории М

На данный момент большинство автошкол уже имеют в наличии услугу обучать управлению мопеда.

В процессе анализа цен на обучение среди школ, можно выделить среднюю стоимость на данную услугу.

  • 7-12 тыс за теоретический курс, 16 занятий, 1-2 мес;
  • 16-26 тыс теория и практика вождение, 16 занятий и 10-18 ч «накатки», срок 1,5-2,5 месяца;
  • 20-34 тыс по системе «все включено». Срок обучения 2,5 мес, 16 занятий теории, 18 ч практики, экипировка.

Присутствие у обучающегося собственного средства передвижения и экипировки, позволит существенно снизить оплату практических навыков.

А также данное обстоятельство кратно сократит оплату в ГИБДД. «Новичку» не придется оплачивать аренду транспорта для демонстрации полученных умений сотрудникам инспекции.

Следует принять во внимание еще несколько важных моментов по специфике условий обучения, которые напрямую влияю на стоимость курса:

  1. Подавляющее число автошкол ориентированы на обучение в весенне-летне-осенний период, т.е. когда за окном тепло и сухо.
  2. Стоимость напрямую может зависеть от периода посещения (дни недели). Школы, предлагающие занятия по выходным, готовы оказать услугу несколько дороже.

Методика проверяющая успешное обучение, заключается в экзаменационных испытаниях на пред знаний:

  • теории ПДД;
  • базовых правил и положений ТС;
  • законов РФ обеспечивающих безопасность движения, а также ответственность в случае их нарушения.

Теоретический экзамен осуществляется на основе тестирования. Билет содержит 20 вопросов с несколькими вариантами ответов, из которых лишь один верный.

Вся процедура тестирования занимает не более 20 минут.

По окончании времени либо ответа на предложенные вопросы получается результат:

  • «Сдал» – более 18 правильных;
  • «Не сдал» – менее 18 верных ответов.

Помимо этого, есть и практическая часть, где потребуется демонстрация полученных навыков, в том числе – оказания первой медицинской помощи.

Проверка практического экзамена осуществляется сотрудником автоинспекции, который оценит приобретенные умения подопечного:

  1. трогаться;
  2. маневрировать;
  3. останавливаться;

Комплекс упражнений можно разделить из 3 составляющих.

Вождения скутера или мотоцикла по городу в рамках экзамена не предусмотрено. К экзаменам в ГИБДД допускаются только те претенденты на права, кто успешно прошел курс обучения в автошколе, имеющей на это лицензию. Самостоятельная подготовка не предусматривается. Удачная сдача экзаменов позволит получить водительское удостоверение установленного образца

К сдаче экзаменов на категорию «М» и «А1» могут допускаться лица, уже достигшие 16 лет. Для сдачи на ТС более 125 см3 существует порог – 18 лет.

Для каких транспортных средств

Водительское удостоверение в котором открыта категория “М”, позволяет управлять маломощными транспортными средствами, объем двигателей которых не превышает 50 см³.

К такой автотехнике относят:

  • мопеды;
  • скутеры;
  • квадроциклы.

Принципиальной разницы в транспорте, которым можно управлять с автомобильной категорией А1 и А нет.

Категория А позволяет управлять мототранспортными средствами с объемом двигателя 125 см3., развивающих скорость до 50 км/ч и выше.

В свою очередь, подкатегория А1 позволяет управлять мотоциклами облегченного типа мощностью 50-125 см3 и до 11 кВт. В свою очередь «А1» можно получить водителю в 16 лет.

При наличии категории А, сдача А1 не требуется. К сожалению, обратного действия данное правило не предусматривает. Поэтому, если ТС не соответствует предполагаемым параметрам категории и у автоинспектора ГИБДД существуют претензии, то оправдать собственные действия не получится.

Вполне естественно, что большинство водителей, в частности, автомобилей, даже не догадываются о нововведении. Но им не стоит беспокоиться, так как наличие любой категории в их водительских удостоверениях позволят управлять облегченными ТС без опасений получить кару со стороны законодательства.

Конечно, нелишним будет ознакомиться с правилами передвижения на данных ТС и наездить несколько часов практики, так как четырехколесный и двухколесный друг имеют определенные различия.

Будьте бдительны и соблюдайте правила ПДД. Удачи на дорогах!

Дорогие читатели, данная статья могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией в форме ниже.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 110-24-06, Санкт-Петербург +7 (812) 748-28-06 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Поделиться:

Нет комментариев

Категории водительских прав с 2019 года: таблица и описание

Категория в правах указывает на конкретный тип транспортных средств, к управлению которыми допущен владелец водительского удостоверения. В начале ноября 2013 года были внесены корректировки в закон «О безопасности дорожного движения», изменившие список категорий водительских прав и дополнившие его новыми подкатегориями.

Новая классификация категорий российских водительских прав содержит семь основных пунктов, обозначенных буквенными символами, и четыре группы подкатегорий, содержащих в обозначении не только буквенные символы, но и цифры. Конкретную классификацию и расшифровку содержит таблица-описание категорий водительских прав, которые актуальны в  2019 году (ст.25 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»):

№ п/пБуквенное и цифровое обозначение категорииХарактеристика транспортных средств
1АМотоциклы
2А1Легкие мотоциклы (объем мотора от 50 до 125 см3)
3BЛегковые автомобили и грузовые автомобили (грузоподъемность до 3,5 т либо вместимость до восьми пассажиров)
4B1Квадрициклы и трициклы
5CГрузовые автомобили (грузоподъемность более 3,5 т)
6C1Грузовые автомобили (разрешенная нагрузка на ось от 3,5 до 7,5 т)
7DАвтобусы, транспортирующие более восьми пассажиров
8D1Микроавтобусы, транспортирующие от восьми до шестнадцати пассажиров
9MМопеды, скутеры и квадрициклы (объем двигателя не более 50 см3)
10Tm, TbТроллейбусы и трамваи
11BE, CE, DE, C1E, D1EСпециальные категории, дающие право на управление транспортными средствами с прицепом

Выделенные подкатегории подразумевают использование облегченного варианта транспортных средств одного типа, имеющих меньшую грузоподъемность и мощность двигателя. Управление ими допускает упрощенную форму подготовки и минимальный опыт.

Более полную картину можно представить после детального рассмотрения каждой категории и подкатегории водительских прав, а также выяснения их особенностей использования при управлении конкретным транспортным средством.

Категория водительских прав А и А1

Категория «А» дает право на управление любым типом мотоциклов, в их числе – оборудованных коляской. К ним приравниваются мотоколяски, выпуском которых активно занимались в прошлом веке. В настоящее время такие средства передвижения практически не используются. Согласно ПДД, мотоцикл представляет собой двухколесное транспортное средство с боковым прицепом либо без него. Это водительское удостоверение (категория «А») допускает автовладельцев к управлению в том числе и трехколесными либо четырехколесными транспортными средствами, масса которых суммарно не превышает 400 кг.

Имеющие в ВУ отметку о наличии подкатегории «А1», допускаются на законных основаниях к управлению мотоциклом с объемом двигателя, не превышающим 125 см куб., и мощностью – не более 11 кВт соответственно. Эта подкатегория объединяет маломощные мотоциклы с укороченной длиной и большой маневренностью. Наличие у человека прав, в которых открыта категория «А», дает законное право на управление транспортными средствами и подкатегории «А1». Однако права подкатегории «А1» не позволяют садиться за руль тяжелого и мощного мотоцикла (ст. 25 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Категория B (Б/B) на легковой автомобиль

Водительское удостоверение категории «B» дает допуск к управлению не только легковым автомобилем и мотоколяской, но и некоторыми другими транспортными средствами (джип, минивэн, микроавтобус, грузовик), отвечающим следующим требованиям:

  • с массой не более 3,5 тонн, числом сидячих мест не более восьми, за исключением водительского (к ним не относятся транспортные средства категории «А»);
  • легковой автомобиль в связке с прицепом, при весе, не превышающим 750 кг;
  • автомобиль с прицепом при весе, превышающим 750 кг, (прицеп не более массы машины без нагрузки), и с условием того, что полная масса состава составляет не более 3,5 тонн.

Нужно помнить, что означает категория «В» («B») в водительском удостоверении: с ней можно управлять всеми легковыми автомобилями, соответствующими перечисленным выше требованиям. Однако использование прицепов требует особых навыков вождения и обеспечения безопасности. Правила предусматривают дополнительные требования при вождении автомобилей с тяжелыми прицепами массой, превышающей 750 кг:

  • максимально допустимая масса прицепа с грузом не должна быть больше массы автомобиля во избежание опрокидывания автомобиля на дорогах с неровностями;
  • суммарная масса автомобиля с прицепом не превышает 3,5 т.

Для управления легковым автомобилем категории «B» в связке с тяжелым прицепом человек обязан получить категорию «BE».

Что означает категория В1 (Б1, B1)?

Некоторые водители до сих пор не знают, что означает категория «В1» («B1») в водительском удостоверении. Здесь все достаточно просто – это новая подкатегория введена для управления трициклов и квадрициклов (п.1 ст.25 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Трициклы – это трехколесный мототранспорт, а квадрициклы – четырехколесные мотоциклы, напоминающие советские мотоколяски.

К управлению квадроциклами, снегоходами и вездеходами допускаются исключительно граждане с наличием удостоверения тракториста-машиниста категории «А».

Квадрициклы оборудованы мотоциклетными двигателями, однако механизмы управления бывают как у автомобилей, так и мотоциклов – либо ручная коробка передач в комплектации с традиционным рулевым колесом, либо ножная система для переключения передач, дополненная классическим мотоциклетным рулем управления. В зависимости от этого владельцы разных типов квадрициклов приобретают различные категории водительских удостоверений – с категорией «А» для вождения квадрицикла мотоциклетного варианта управления и с категорией «В» для вождения квадрицикла автомобильного варианта управления. Универсальный вариант, подходящий для любого вида управления – новая подкатегория «В1» водительских прав.

Обозначение «AS» в категории В1 водительских прав

При изготовлении нового образца водительского удостоверения некоторым автомобилистам с открытыми категориями «А» или «В» в заметках ставится отметка «AS» (Automotive Steering). В переводе на русский язык это означает «автомобильный тип рулевого управления». Подобная отметка «AS» ставится исключительно тем водителям, у которых категория «А» закрыта, а «В» открыта. Аббревиатура не ставится при наличии обеих категорий.

Что на самом же деле обозначает отметка «AS»? Она указывает на возможность управления только транспортом с рулевым типом управления, то есть рулем. Водитель, обладающий правами нового типа, может лицезреть отметку «AS» напротив категории «В1» при закрытой категории «А». Водителю разрешается управлять мотоциклами и трициклами исключительно с автомобильным типом управления (с рулевым колесом). Автомобилист с такой отметкой в правах имеет право управлять двухколесными транспортными средствами с автомобильным типом посадки. То есть управление мотоциклами с сидением, как в автомобилях.

Водительские права категории С

К категории «С» относятся грузовые автомобили с предельным весом в соответствии с технической документацией более 3,5 тонн, а также грузовики с легким прицепом массой, не превышающей 750 кг. Водитель, имеющий водительское удостоверение категории «C», допускается к вождению средних и тяжелых грузовиков (3500-7500 кг и более 7500 кг, соответственно), а также грузовых автомобилей с прицепом весом не более 750 кг (п.1 ст.25 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Свидетельство на право вождения подкатегории «С1» предоставляет право на вождение грузовых автомобилей:

  1. с предельной массой, согласно технической документации, более 3,5, но менее 7,5 тонн;
  2. таких же грузовых автомобилей, сцепленных с прицепами весом до 750 кг.

Следовательно, подкатегорией «С1» открывается доступ владельцам таких ВУ к вождению легких грузовиков, оснащенных компактными прицепами. Причем документы с предоставлением возможности вождения транспорта категории «С» разрешают управлять моделями более легких грузовиков, которые законодательно отнесены к категории «С1».

Права категории «СЕ» допускают к вождению автомобильного транспорта категории «С» и соединенного с тяжелым прицепом – вес свыше 750 кг. Подобная отметка в правах необходима водителям КАМАЗов, МАЗов, БелАЗов и иных тягачей, привлекаемых к дорожному строительству, разработке карьеров, строительстве газовых и нефтяных магистралей, крупнотоннажным перевозкам.

К группе «С1Е» относятся грузовые автомобили с разрешенной массой от 3,5 до 7,5 тонн, соединенные с прицепом, имеющим вес свыше 750 кг, но меньше массы порожнего автомобиля. Общий максимальный вес грузовика с прицепом не должен превышать 12 тонн. Обладание водительским удостоверением категории «СЕ» дает право на управление более легкими автомобилями, относящимися к категории «С1Е».

Водительские права категории Д (D)

Для управления автобусом водитель должен получить права по категории «D» (п.1 ст.25 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Какие из транспортных средств относятся к данной категории? Это:

  1. транспорт, организующий транспортировку пассажиров с более чем восемью сидячими местами, без учета водительского места;
  2. машины категории «D» в связке с прицепом, вес которого не превышает 750 килограммов.

Водительское удостоверение категории «Д» («D») обеспечивает возможность управления автобусами различных типоразмеров вне зависимости от массы. Связка «автобус-прицеп» с максимальным весом последнего не более 750 кг также входит в эту категорию. Если же масса самого прицепа превышает положенную массу, водителю необходимо открывать категорию «DE».

Право на вождение транспорта категории «DE» относится к категории автобусов, имеющих тяжелый прицеп весом свыше 750 килограммов и сочлененные автобусы, в состав которых входит два салона – так называемые «гармошки». Примечательно, что категория «D» разрешает водителю управлять транспортным средством из подкатегории «D1», а «DE» – из категории «D1E».

В подкатегорию «D1» включаются автомобили для перевозки пассажиров, имеющие более восьми и менее шестнадцати сидячих мест, за исключением водительского сиденья и автомобили подкатегории «D1» в связке с прицепом, имеющим массу не более 750 килограммов.

Подкатегория «D1E» включает в себя тяжелые прицепы и подходит водителю автобуса в связке с прицепом, не эксплуатируемом в качестве перевозчика людей, и вес которых менее 750 килограммов. Вес прицепного устройства не должен превышать вес основного транспортного средства без нагрузки, причем общая масса такой сцепки составляет не более 12 тонн.

Водительские права категории Е

После введения новых категорий и подкатегорий, категория «E» была упразднена – на ее замену пришли охарактеризованные выше категории «BE», «CE», «C1E», «DE», «D1E». При получении новых прав водители получают уже соответствующие категории.

Каким же образом происходит замена старых водительских удостоверений на новые, ведь срок их действия не превышает 10 лет?

Начиная с 1 апреля 2014 г. выдаются водительские права нового образца. Во время получения новых удостоверений нередко водители обнаруживали, что категория «Е» из предыдущих прав перенесена лишь частично. К примеру, ранее полученная категория «Е» давала право на управление любым транспортным средством с прицепом без исключения (как грузовиком, так и автобусом), а в новом удостоверении водитель получил лишь «СЕ» и «С1Е». Водитель, чаще всего, рассчитывает получить «ВЕ», «СЕ», «С1Е», «DЕ», «D1Е».

Обычно такая проблема стоит перед водителями, которые фактически не проходили обучение и экзаменационные испытания на каждый состав транспортных средств (в отдельности «ВЕ», «СЕ», «DЕ»), а обучились и сдали экзамен исключительно на «СЕ». Водительские права, тем не менее, были получены с пометкой категории «Е» без ограничений и цена обучения на права категории «Е» не имела значения.

При отказе проставить необходимые категории в момент замены водительского удостоверения органы ГИБДД лишают его владельца прав на управление отдельными транспортными средствами без оснований.

Свою правоту водители нередко доказывают в суде, причем при разбирательстве судебные органы, чаще всего, встают на сторону заявителя.

Права категории М

Управление скутером, либо мопедом без водительских прав запрещается в связи с ростом числа ДТП при участии этого вида транспорта. С начала 2014 года определена новая для РФ категория «М». Открывшие ее получают право на управление мопедом, скутером и легким квадрициклом. Категория «М» в водительском удостоверении 2019 года означает, что любая открытая прежде категория автоматом обеспечивает законное право его владельцу управлять транспортными средствами этой категории.

Водительское удостоверение категории «М» можно получить при наступлении минимального водительского возраста – 16 лет. Поскольку к управлению транспортным средством категории «М» обычно допускаются те же водители, которым дано право на вождение любым другим транспортным средством, во всех водительских удостоверениях эта категория прав открывается автоматически. Единственным условием для этого является открытие ее в медицинской справке совместно с любой категорией. Правом вождения мопедов обладает и водитель, имеющий права старого образца.

Штраф за «бесправное» управление мопедом, либо скутером и квадрициклом составляет от 5 до 15 тысяч рублей (п.1 ст.12.7 КоАП РФ).

Что означают категории в правах нового образца Tb и Tm?

Для управления троллейбусом либо трамваем, начиная с 2016 года и, конечно, в 2019 году, водителю требуются права со специальной категорией «Tb»или «Tm». Ранее, вышеназванные типы городского транспорта не выделялись отдельной категорией, а в водительские права вносились записи о разрешении в раздел «Особые отметки». Особенностью управления этим видом транспорта является получение разрешения по отдельным категориям допуска.

С какого возраста можно получить водительское удостоверение B, B1, M

Действительное на текущий момент российское законодательство предусматривает возможность выдачи ВУ гражданам, которыми уже достигнут определенный возраст (п.2 ст.26 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»):

№ п/пНазвание категорииТип транспортного средстваВозраст
1АУправление мотоциклами18 лет
2А1Управление мотоциклами с малым объёмом до 125 см3 и мощностью до 11 кВт16 лет
3МВождение мопедов16 лет
4В и СВождение легковых и грузовых автомобилей18 лет
5D, Tb и TmУправление автобусами, троллейбусами и трамваями21 лет
6ВЕ, СЕ и DEВождение автомобильного транспорта с прицепамиЛюди, имеющие права и опыт вождения на категории В, С или D со стажем вождения не менее 12 месяцев

Для получения водительского удостоверения на право управления автомобильным транспортом любой категории необходимо обязательное обучение в автошколе с последующей сдачей теоретических экзаменов и практического вождения. Прохождение занятий и последующая сдача экзаменов в ГИБДД не имеет возрастных ограничений. К примеру, на категорию «А» или «В» начать обучение в автошколе и приступить к сдаче экзаменов в ГИБДД разрешено с согласия родителя даже раньше 18 лет, когда получают на руки ВУ.

Подробнее о водительском удостоверении

Водительское удостоверение нового образца содержит всю информацию о водителе – владельце транспортного средства. Права подтверждают личность водителя и могут использоваться в некоторых случаях как замена общегражданского паспорта. На водительском удостоверении отмечается следующая информация о владельце (Приложение №1 Приказа МВД РФ №365 от 13.05.2009 г.):

  • ФИО;
  • дата и место рождения;
  • дата выдачи пластиковой карточки, дающей право на управление ТС;
  • срок действия документа;
  • название органа, выдавшего права;
  • номер водительского удостоверения;
  • личная подпись;
  • фотография;
  • название категорий прав;
  • дополнительные сведения (группа крови, наличие очков, либо линз и др.).

Водительские права содержат информацию с двух сторон:

  • лицевая часть – персональные сведения о водителе;
  • обратная сторона – основная информация, сжато расшифровывающая категории и подкатегории нового образца.

В верхней части лицевой стороны содержится название документа и территория, на которой он был выдан. Левая сторона – цветная фотография 3×4 владельца без очков и головного убора. Водитель с плохим зрением вправе поместить фотографию в очках без тонированных стекол. Фотография для водительских прав в головном уборе позволена людям с особыми религиозными убеждениями.

Под фотографией размещается подпись водителя, идентичная его автографу в паспорте. Справа в документ вписаны фамилия с именем и отчеством и тут же обозначена дата рождения водителя.

Информация на русском продублирована тем же текстом на английском. В правой стороне лицевой части прав указывается орган, выдавший удостоверение, номер и серия документа. Здесь же отмечается регион регистрации. В нижней лицевой стороне ставится отметка о категории прав, присвоенных водителю.

Обратная сторона удостоверения в левой части содержит штрих-код, подтверждающий информацию о водителе. Остальное место занимает таблица с категориями, причем актуальные для владельца разделы дополнительно помечены, и в них указан актуальный для владельцев срок действия этих категорий. Под таблицей располагается дополнительные сведения о владельце (водительский стаж).


Смотрите также