Из чего делают литые диски для машин


Легкосплавные диски

2662 Просмотров

В настоящее время самым распространенным видом легкосплавных дисков для автомобиля являются именно литые диски. Они наиболее популярны среди автомобилистов не только в России, но и за ее пределами. Учитывая то, что производятся они в больших количествах, на рынке можно встретить качественные и поддельные экземпляры. Среди преимуществ целесообразно отметить довольно низкую стоимость этих изделий.

О том, как их делают

Несложно догадаться по названию этой вещи, как именно их изготавливаю. Сырьевой материал попросту заливается в подготовленную форму. Чаще всего применяют сплавы металлов на основе алюминия. Экземпляры на магниевой основе на практике встречаются предельно редко. Легкосплавные типы дисков для авто отличают хорошие характеристики и показатели износостойкости.

Примечательно, что перед своими стальными аналогами они более стойки к ударам. В целом прочностные характеристики дисков для автомобиля такого вида могут зависеть во многом от качества сырьевого материала, а также формы и качества финишной обработки и покрытия лакокрасочными материалами. Из этого можно сделать вывод, что самые дешевые литые диски для автомобиля покупать не стоит, так как качество их будет минимальным.

Какие диски лучше стальные или легкосплавные? Этот вопрос часто интересует начинающих автомобилистов, однако вскоре все становится очевидным. Легкосплавные диски для авто имеют меньший вес и отличаются техническими характеристиками, прочностью и эстетическими качествами.

Примечательно, что литые типы дисков автомобиля в среднем на 40% легче своих стальных аналогов. От этого не только повышается качество управляемости авто, но и удается минимизировать нагрузку на подвеску.

Визуально литые диски для авто смотрятся очень привлекательно, поэтому молодежь часто отдает предпочтение именно этому варианту. Как видите, преимуществ достаточно много, и именно поэтому цена за один литой диск может в разы отличаться от стоимости стального аналога.

Не только вес играет здесь решающую роль. Существует масса отличий, которые могут проявить себя непосредственно в ходе эксплуатации транспортного средства. Например, когда отливка будет завершена, диски будет подвергаться процедуре каления, что позволит добиться от изделия максимальных показателей прочности и жесткости. Многим известно, что легкосплавные типы дисков для авто при сильном ударе не гнутся, а сразу раскалываются.

Литые обода и бездорожье

Литые типы дисков для автомобиля могут иметь разные свойства, на которые стоит обращать внимание. Маркировка может указывать на виды, размер, производителя и другую информацию. На бездорожье легкосплавные диски автомобиля отлично себя проявляют, но вот многое зависит от качества изделия. Размер также немаловажен, то есть чем большим будет диаметр, тем большим будет и клиренс машины.

Колесные литые диски принципиально отличаются лишь тем, что в отличие от стального аналога при наезде на ямы они лопаются, а те сгибаются. Если же будет иметь место деформация, то шина будет постепенно спускать. При условии, что был использован качественный сырьевой материал, литые диски на бездорожье себя отлично проявляют.

Теперь представьте, что будет, если на большой скорости влететь в глубокую яму? Разумеется, ничего хорошего из этого не выйдет. Каким бы ни был размер обода, он будет сильно поврежден. Многие автосервисы предлагают их восстановление, но по большому счету эти обода не подлежат восстановлению.

Посредством сварочных и малярных работ не составит труда вернуть этой вещи первозданный вид, но вот технические показатели восстановить не получится. Не стоит полагать, что литые диски проигрывают стальным, так как это вовсе не так. Просто они тоже не лишены недостатков. Минимальный вес и возможность установки даже на старые авто – немалые достоинства. На самом деле авто с ними становится действительно безопаснее, а управляемость существенно повышается.

Когда не стоит использовать литые обода для авто?

В целом их можно использовать во всех ситуациях. Единственное, если размер обода не подходит для определенного авто, то не стоит его устанавливать. Среди преимуществ их использования можно отметить минимальный вес, а также возможность отказаться от постоянного использования колпаков, которые бесконечно теряются. Кроме того, легкосплавные литые обода имеют привлекательный эстетический вид и могут послужить в качестве украшения автомобиля.

На этапе покупки нужно смотреть, какая маркировка нанесена на тех или иных ободах и если возникнут вопросы, то в подобной ситуации имеет смысл обратиться к продавцу для предоставления им консультации. Если вы часто ездите за пределами асфальтированных дорог, то не стоит отдавать предпочтение литым колесам, поскольку этот выбор не будет оправдан.

Колесные обода легкосплавного вида не подойдут и всем любителям агрессивной езды.

Если уж и выбрали именно их, то в таком случае следует максимально аккуратно проезжать железнодорожные перекрестки и другие препятствия, даже, если уверены, что производитель использовал качественный сырьевой материал.

Особенности эксплуатации в зимний период

Колесные легкосплавные типы дисков пригодны для эксплуатации зимой, но каждый автолюбитель должен сам выбирать их в соответствии с предпочтениями и условиями езды. Куски льда и замерзшая грязь будут постоянно грозить сильными ударами о боковую часть обода. Маркировка позволит понять на этапе выбора, насколько прочен тот или иной экземпляр, но при сильном ударе все они могут быть повреждены. Авто будет хорошо управляться только в случае, если диски пребывают в хорошем состоянии. Если никогда ранее вам не доводилось управлять автомобилем зимой, то не стоит выбирать большой размер ободов, так как это ухудшит управляемость.

Вещества, которыми посыпают дороги в зимнее время года, негативно влияют на лакокрасочное покрытие не только кузова, но и колес. Косметическая реставрация может обойтись достаточно дорого. Если автомобиль сам по себе довольно тяжелый, то имеет смысл использовать литые колеса, вес которых минимален, а размер и маркировка подходят для конкретно выбранной модели автомобиля.

Обратим внимание, что в зимнее время года намного целесообразнее использовать виды шин с высоким профилем, поскольку только они смогут уберечь ваши дорогостоящие легкосплавные диски для автомобиля от механических повреждений. Маркировка диаметра всегда должна соответствовать минимальному допустимому значению для того или иного авто, если оно эксплуатируется в зимнее время.

Итак, теперь вы знаете, что такое легкосплавные диски, чем они отличаются от своих стальных аналогов, и когда их целесообразно использовать. Не стоит смотреть на этапе покупки только на внешний вид изделия и на его вес, так как он может быть обманчив. Предпочтительнее всего выбирать действительно качественные, но более дорогие экземпляры, вес которых значительно меньше подделок.

Как делают литые диски

Если на вашем авто стоят литые легкосплавные диски, вам наверняка будет интересно узнать, как и из чего они производятся. Технология изготовления литых дисков значительно сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Значение имеет все: выбор сплава, температуры, способы механической обработки и многое другое./p

Автодиски начинаются с металла

Читая отзывы о литых дисках, вы наверняка обратили внимание на то, что продукция одних брендов вызывает восхищение, а других — всплеск негатива. Качество основы будущих колес во многом зависит от состава сплава. Большинство брендов производит литые диски из прочного сплавов алюминия с добавкой других металлов. Для недорогих моделей обычно используют сплав с добавкой кремния, например, g-AlSi10/11 или g-AlSi7. Они неплохо переносят термическую обработку, проявляют сравнительно неплохую устойчивость к механическим нагрузкам. Для более качественных колес состав сплава несколько другой: основой по-прежнему выступает алюминий, а в качестве добавок выступают магний или титан.

Как это делается? На начальном этапе металлы в форме болванок отправляются в печь, где их разогревают до температуры плавления — 600-700 градусов по шкале Цельсия. Затем расплавленный сплав заливается в форму. Однако не все так просто, ведь производители применяют различные технологии.

Способы литья

    Чтобы получить отливку, на заводе могут использовать разные методы литья:
  • гравитационное (в кокиль);
  • с противодавлением.

Выбор способа зависит и от сплава, и от расчетной стоимости дисков (для бюджетной категории часто используют менее дорогостоящие варианты). У каждого метода имеется собственный набор достоинств и недостатков. Если используется гравитационное литье, автоматы заливают в формы алюминиевый сплав при нормальном атмосферном давлении. После остывания получается заготовка с равномерной мелкозернистой структурой. Для магниевых дисков стараются использовать другие методы, поскольку металл приходится разогревать до более высоких температур, и в процессе охлаждения качество оказывается не слишком высоким.

При литье под низким давлением, как понятно из названия, приходится создавать разреженную атмосферу. Это требует дополнительных затрат, но окупается: металла требуется меньше, а отливки получаются на 10-15 процентов прочнее и почти в два раза пластичнее, что непосредственно влияет на дальнейшую обработку и характеристики колес.

Еще более совершенным способом считается литье с противодавлением. На этот раз на заготовку воздействует давление газов, которое приводит к уплотнению сплава и уменьшению количества брака. Диски, изготовленные этим способом, оказываются на 5-10% прочнее отлитых под низким давлением. К тому же, технология позволяет сократить время создания отливки.

Тестирование

Следующий этап, без которого невозможно обойтись, - проверка качества. На современных предприятиях она проводится в автоматическом режиме. Специальное оборудование обнаруживает пустоты и каверны, проверяет плотность заготовок, определяет нарушения заданных размеров. Если в процессе проверки обнаруживается брак, его отправляют на переплавку, так что процент отходов достаточно мал.

В некоторых случаях диски проходят через стадию закалки, чтобы приобрести большую твердость. Нагрев и охлаждение проводят несколько раз, а диапазон температур во время закалки — от 150 до 200 градусов. Однако эта операция может придать сплаву хрупкость, так что при сильном ударе он не согнется, а пойдет трещинами или лопнет.

Окончательная отделка

Поверхность заготовки сильно отличается от готовой продукции, поэтому необходимо убрать с поверхности все лишнее. Для этого будущие диски обтачивают на специальных станках. Фрезы придают болванке форму, после чего проводится повторный контроль качества.

Дальнейшее зависит от выбранного дизайна. Некоторые модели полируют, другие матируют с помощью химической или механической обработки. Отдельные бренды, выпускающие разноцветные яркие колеса для тюнинга, включают в техпроцесс еще одну операцию: окрашивание. На современных предприятиях обычно используют полимерные порошковые краски, которые образуют прочное и равномерное покрытие на спицах или декоративном колпаке. Затем наступает очередь последней проверки, после чего колесные диски поступают на склад готовой продукции, а позже отправляются к официальным дилерам, которые распространяют их по магазинам.

Из чего делают автомобильные диски?

by admin · Февраль 22, 2012

Мы не напрасно обратили ваше внимание именно на тот материал, из которого будут изготовлены ваши колеса, точнее – диски для них. В самом деле, выбор иногда базируется не столько на исключительно технических характеристиках, сколько на таких простых понятиях, как «легкость», «внешний вид», «устойчивость к внешним воздействиям». В таких категориях автовладелец разберется легко, исходить стоит именно из этого. Итак, если вы обратитесь в автомагазин с желанием купить диски, не столь важно,или оригинальные, диски r17 или какие-нибудь диски r18, прежде прочих, скорее всего, вам предложат колесные диски, изготовленные из алюминиевых сплавов. Действительно, во всем, что касается практичности, алюминиевые диски являются бесспорными лидерами, уступая разве что литым и кованым, которые, правда, отличаются большей массой и меньшим изяществом – это, так сказать, базисный выбор большинства автовладельцев. Даже в том случае, если покрытие, то есть эмаль, повреждены, такие диски устоят и перед солью, и перед коррозией, а и то, и другое при российских погодных условиях скорее правило, чем неприятное исключение.

Разумеется, если вас заинтересовала повышенная маневренность автомобиля, или же колеса вашей автомашины достаточно большого радиуса и вы бы не хотели их дополнительно утяжелять, магниевые сплавы понравятся вам больше, чем алюминиевые, за счет меньшего веса. Но тут есть своя весьма ощутимая «ложка дегтя» — коррозия будет планомерно уничтожать диски из магниевых сплавов, а из-за деформации дисков будут портиться и литние шины, поэтому тут никакая забота о защитном покрытии лишней не станет, да и об условиях хранения колес стоит задуматься более серьезно. Алюминиевые сплавы в этом отношении всегда будут более защищенными благодаря оксидной пленки, о существовании которой многие еще помнят из школьных уроков химии. Собственно, именно эта пленка позволяет нам использовать алюминиевую посуду, да и не все кислоты, особенно на холоде, смогут с ней каким-либо нежелательным образом провзаимодействовать. Магний в отношении химических свойств проиграл – оксидная пленка у него достаточно рыхлая и неплотная, препятствовать коррозии не сможет.

Литые алюминиевые колесные диски

См. также Сварка алюминиевых дисков

Обычно различают  стальные колесные диски и легкосплавные колесные диски. В колесных дисках из легких сплавов применяют только алюминиевые и магниевые. Магниевые диски в обычных автомобилях встречаются крайне редко из-за их дороговизны, а главное, низкой коррозионной стойкости.

Колесные диски: стальные и алюминиевые

Основное преимущество литых алюминиевых дисков перед стальными – это возможность получать разнообразный дизайн, высокую точность размеров, а также оптимальные статические и динамические механические характеристики.

Снижение веса алюминиевых колесных дисков по сравнению со стальными является одним из их преимуществ, но часто не решающим. В некоторых случаях, вес литых алюминиевых колесных дисков равен или только чуть легче стандартных стальных с простейшим дизайном.

Алюминиевые колесные диски: литые или кованые

Большинство алюминиевых дисков являются литыми или коваными. Небольшое количество дисков, в основном для «элитных» и спортивных автомобилей, изготавливают из нескольких составных деталей и по смешанным технологиям с привлечением методов литья, ковки, штамповки, прессования, прокатки, сварки и других.

Когда речь идет о литых дисках, то обычно имеются в виду только алюминиевые литые диски. Стальные диски изготавливают не литьем, а штамповкой, а магниевые литые диски применяют только на эксклюзивных авто по причинам, указанным выше.

Рисунок 1 – Литой колесный диск

Литье алюминиевых дисков

Для производства алюминиевых колесных дисков применяют различные методы литья. От метода литья алюминия зависит качество литого колесного диска, внешнее и внутреннее. Выбор метода литья в основном определяется качеством литой микроструктуры (например, пористости), применяемыми типами алюминиевых сплавов и режимами термической обработки. Все это определяет не только прочность и надежность колесных дисков, но также влияет на уровень качества их внешнего вида.

Основные методы литья колесных дисков

Основными методами литья, которые применяют при производстве колесных дисков, являются следующие:

  • литье под низким давлением – основной метод;
  • литье в кокиль – применяется реже;
  • литье с противодавлением – еще реже.

Иногда применяются технологии, совмещающие литье с ковкой и штамповкой.

Литье колесных дисков в кокиль

Вообще говоря, литье под давлением, когда металл закачивается в в литейную форму, является более предпочтительным, чем простая заливка в нее под действием силы тяжести. Однако литье в кокиль еще остается вполне релевантным литейным процессом для производства колесных дисков. Литье в кокиль является более дешевым, его применяют в основном тогда, когда не гонятся за снижением веса, а хотят получить оригинальный дизайн. Поскольку этот процесс при заполнении литейной формы полагается только на силы гравитации, то литейная структура обычно имеет больше дефектов (например, пористости), чем та, которая получается при литье под давлением. Поэтому диски, отлитые в кокиль, обычно имеют больший вес для того, чтобы обеспечить требуемую прочность.

Литье колесных дисков под низким давлением

Большинство литых колесных дисков изготавливаются методом литья под низким давлением (рисунок 2). Метод литья под низким давлением применяет относительно низкое давление (около 2 бар) для того, чтобы достичь быстрого заполнения литейной формы и получить более плотную микроструктуру, а, следовательно, и более высокие механические свойства, по сравнению с литьем в кокиль. Вдобавок, эта технология обеспечивает и несколько более высокую производительность (рисунок 3).

Рисунок 2 – Алюминиевый колесный диск, изготовленный методом литья под низким давлением

Рисунок 3 – Схема метода литья колесных дисков под низким давлением

Другие методы литья колесных дисков

Кроме классического метода литья под низким давлением применяются многочисленные технологические варианты, которые оптимизированы под производство колесных дисков. Например, получают даже более легкие и прочные колесные диски, когда применяют специальное оборудование, которое обеспечивает более высокое давление литья.

Пустотелые колесные диски

Интересной новой разработкой является запатентованный метод «air inside technology» фирмы BBC. Основная ее идея заключается в применении в конструкции колесного диска полых камер и спиц вместо сплошного металла. В результате получается более легкое колесо с лучшей динамикой и комфортом вождения. Эта технология включает кроме литья такие операции как формовка и сварка.

Рисунок 4– Алюминиевый колесный диск  с пустотелыми элементами, изготовленный по технологии «Air-Inside»

Контроль качества литых колесных дисков

Каждый литой диск подвергается рентгеновскому контролю, а затем обычно подвергается термической обработке и механической обработке. После этого поверхность дисков подвергают специальной подготовке под окраску и наносят краску или защитное покрытие. Затем образцы из статистической выборки дисков проходят трехмерный контроль размеров, проверку динамической балансировки, испытания на усталостную и ударную прочность.

Требования к алюминиевым сплавам для колесных дисков

К материалам для колесных дисков предъявляется ряд требований, которые могут противоречить друг другу.

Литейный сплав должен обладать хорошими литейными свойствами:

  • безупречное заполнение литейной формы,
  • отсутствие налипания металла на литейную форму,
  • минимальная склонность к горячему растрескиванию и усадке.

Материал должен иметь

  • высокую способность выдерживать механические удары (пластичность, ударная прочность).

Материал колесного диска должен иметь

  • высокое сопротивление коррозии как в нормальной, так и в солевой атмосфере.

Материал диска должен иметь

  • высокую усталостную прочность.

Алюминиево-кремниевые сплавы для колесных дисков

В соответствии с этими требованиями для изготовления колесных дисков применяют доэвтектические алюминево-кремниевые сплавы с содержанием кремния от 7 до 12 %. Эти сплавы имеют также добавки различного количества магния для обеспечения хорошего сочетания прочности и пластичности. Кроме того, эти сплавы имеют низкое содержание железа и других примесей.

Алюминиевый сплав AlSi11Mg

Вплоть до 80-х годов в Германии и Италии применяли близкий к эвтектическому составу сплав AlSi11Mg с содержанием кремния 11-12 %. Этот сплав обладает очень хорошими литейными свойствами, особенно в отношении к заполнению литейных форм и минимальной усадки. С другой стороны, этот химический состав алюминиевого сплава не обеспечивает ему достаточно высокой прочности и предела усталости, которые бы позволили далее уменьшать вес колесного диска.

Рисунок 5 – Литой колесный диск из алюминиевого сплава AlSi11Mg

Алюминиевый сплав AlSi7Mg0,3 (A356)

В настоящее время  стандартным сплавом для изготовления колесных дисков является литейный алюминиевый сплав AlSi7Mg0,3, который более известен как сплав A356, с дополнительным модифицированием стронцием. Впервые этот сплав применялся для изготовления колесных дисков во Франции, причем  термическая обработка не применялась.

Однако преимуществом этого сплава AlSi7Mg0,3 является именно то, что он является термически упрочняемым, а это позволяет обеспечивать дискам дополнительную прочность. В Соединенных Штатах и Японии этот сплав с самого начала применяли с термической обработкой Т6, то есть в состоянии после закалки и искусственного старения.

Термическое упрочнение алюминиевых колесных дисков

На графиках рисунка 6 показана зависимость прочностных свойств сплава AlSi7Mg, модифицированного натрием, от содержания магния. Прочностные характеристики сплава AlSi7Mg0,3 дают лучшее сочетание усталостной прочности и относительного удлинения. С увеличением содержания магния усталостная прочность практически не возрастает, относительное удлинение значительно падает.

Рисунок 6 – Предел прочности, предел текучести, относительное удлинение и усталостная прочность алюминиевого литейного сплава AlSi7Mg-T6

Аналогичные исследования были выполнены для различного содержания кремния. Установлено, что с увеличением содержания кремния пластичность сплава снижается, особенно при низкой скорости затвердевания в местах утолщений. Тем не менее, сплавы с содержанием кремния 11-12 % продолжают применять в тех случаях, когда требуется повышенная текучесть алюминиевого расплава.

Большое значение для усталостной прочности сплава AlSi7Mg имеет уровень его пористости в отливке. На рисунке 7 показана зависимость усталостной прочности алюминиевого сплава AlSi7Mg0,3 от максимального размера пор в материале опытных образцов.

Рисунок 7 – Усталостная прочность алюминиевого литейного сплава AlSi7Mg0,3 в зависимости от размера пор

Источник: European Aluminium Association, 2011

Литые диски — DRIVE2

Итак решил на лето приобрести себе литые диски, но как их выбрать?Для того чтоб выбрать литые диски для начала необходима понять что вообще представляет и для чего нужно литьё?

Литые диски — самый распространенный вид легкосплавных дисков, именно такие колесные диски пользуются наибольшей популярностью среди автолюбителей. Соответственно, в массовом производстве кроются как положительные, так и отрицательные моменты. Среди положительных — относительно низкая цена конечного продукта, среди отрицательных — очень большое количество некачественной и поддельной (контрафактной) продукции на рынке.

Как делают литые диски?Способ производства литых дисков понятен даже из их названия – эти диски отливают в готовую форму. Для производства литых дисков используют сплавы на алюминиевой основе (именно поэтому в Европе такие диски называют алюминиевыми), либо (что бывает намного реже) – сплавы на магниевой основе

Нужно сказать, что характеристики готового диска, в том числе его надежность, устойчивость к ударам и прочность очень зависят от многих факторов, начиная от качества сплава, литейной формы, и заканчивая качеством конечной обработки и покраски. Поэтому категорически не следует спешить с покупкой самых дешевых литых дисков – не исключено, что их качество хромает на обе ноги.

Чем литые диски отличаются от стальных?Основными отличиями литых дисков от стальных являются вес, цена, а также внешний вид – про это знают все. Литой диск, в среднем, на 30-40% легче стального, что существенно влияет на управляемость автомобиля и снижает нагрузку на подвеску. Кроме того, литые диски гораздо эстетичнее и красивее смотрятся на машине, что является основной мотивацией к их приобретению. Но, за все удовольствия нужно платить, поэтому, разумеется, стоимость литого диска может превысить стоимость его стального аналога в несколько раз.Но есть еще несколько принципиальных отличий, которые всплывают в процессе эксплуатации, и о которых следует знать каждому автолюбителю, принявшему решение о приобретении таких колес.

Дело в том, что после отливки диски проходят процесс каления, в связи с чем приобретают некоторые дополнительные свойства, в частности это твердость и хрупкость. Именно так – литые диски – хрупкие, они не гнутся при сильном ударе – они трескаются и лопаются.

Как литые диски реагируют на ямы?Итак, какой удар нужен литому диску для того, чтобы его разрушить? Это очень зависит от качества конкретного изделия, но в большинстве случаев, сила удара нужна гораздо более высокая, чем, скажем для стальной штамповки. Принципиальная же разница состоит в том, что загнутый в результате наезда на яму или бордюр стальной диск, в самом худшем случае, приведет к постепенному снижению давления в колесе, а деформация литого диска, скорее всего, приведет к разрушению диска и мгновенной потере управляемости автомобиля.

А теперь представьте себе наезд на серьезную яму на большой скорости! Ничего приятного, верно? Добавьте еще один бонус – несмотря на активную рекламу сотен шиномастерских, литой диск в большинстве случаев абсолютно неремонтопригоден! То есть можно конечно отстроить с помощью сварки и краски первоначальный вид (внешность) диска, но первоначальные свойства – увы, никак.

В каких случаях лучше отказаться от использования литых дисков?Литые диски на самом деле годятся для большинства автолюбителей и ситуаций. Преимущества их перед стальными очевидны: они не ржавеют, лучше моются и выглядят, им не нужны колпаки, которые постоянно теряются, а также, благодаря меньшему весу, такие диски улучшают управляемость и уменьшают нагрузку на подвеску.Но при этом нужно понимать, что литые диски делаются, в первую очередь, для хороших дорог, а потому от литых дисков лучше воздержаться новичкам, не умеющим пока вовремя и правильно реагировать на ямы и выбоины, а также людям, предпочитающим агрессивную езду в условиях городских колдобин, выступающих трамвайных рельс и прочих «прелестей» дорожного покрытия в большинстве городов бывшего СНГ. Во всяком случае, на подобных покрытиях следует вести себя крайне осторожно, не зависимо от того, из какого материала сделаны Ваши диски.

Вопрос об использовании литых дисков зимой – это индивидуальное решение автолюбителя, которое должно базироваться на условиях зимнего вождения. Гололед и намерзшие участки грязе-снеговой каши на дороге увеличивают вероятность боковых ударов дисков, а поэтому, если у Вас нет уверенности в коммунальных службах либо в собственных навыках зимнего вождения – от езды на литых дисках зимой лучше воздержаться. Кроме того, реагенты, которые применяются дорожными службами в зимние месяцы, могут оказывать разрушительное воздействие на лако-красочное покрытие литых дисков (это очень зависит от их производителя и качества), а потому не исключено, что после зимы такие диски просто потеряют вид и потребуют недешевой косметической реставрации.

Итак немного узнав о литых дисках решил составить список фирм и стран которые производят литьё:

AEZ — ГерманияENZO-ГерманияAlutec-ГерманияATS-ГерманияBBS-ГерманияBorbet-ГерманияDEZENT-ГерманияDOTZ-Германия

Rial-Германия

Gianelle Designs-СШАGiovanna Wheels-СШАIncurve Wheels-СШАKoko Kuture-СШАKONIG-СШАBeyern-СШАBlack Rhino-СШАTSW-СШАLumarai Kya-СШАVictor Equipment-СШАRedbourne Duke-СШАCoventry-СШАVertini Wheels-США

Mandrus-США

ENKEI-КНР

Antera-ИталияATP-ИталияFondmetal-ИталияMAK-ИталияOZ Racing-Италия

Sparco-Италия

ALCASTA — Китай

M&K Forged Wheels-РоссияКиК-Россия

СКАД-Россия

Литые диски: магний или алюминий?

Прежде чем перейти к описанию технологий производства колесных дисков, отметим, что у так называемого «литья» имеется большое количество преимуществ. Причем, они ставятся в противовес не только железной штамповке, но и кованым изделиям, которые традиционно считаются одними из наиболее долговечных и прочных.

Только преимущества

Если говорить о достоинствах «литья» по отношению к «ковке», нужно отметить, что литые диски имеют более доступную стоимость. Среди импортных изделий она может достигать сотен процентов. Конечно, на отечественном рынке сегодня можно найти продукцию российских предприятий, в прошлом ориентированных на удовлетворение потребностей оборонного комплекса. Такие кованые диски относительно недороги. Но даже они не могут конкурировать с «литьем» по цене. 

В отношении к железным штампованным дискам литые «колеса» выглядят еще более предпочтительно. Их преимущества по сравнению со стальной штамповкой заключаются в следующем:

  • Малый вес. Это, пожалуй, главное достоинство литья из легких сплавов. Как результат – существенно снижается нагрузка на ходовую часть, улучшаются динамические показатели автомобиля, сокращается расход топлива. Кроме того, значительно повышается пассивная безопасность авто, благодаря тому, что контакт с дорожным полотном при наезде на препятствие восстанавливается гораздо быстрее. Таким образом, улучшается управляемость.  
  • Привлекательный дизайн. Если быть совершенно точным, то дизайн колесных дисков может быть разным. Выбор конкретной модели – дело вкуса и личных предпочтений. Но главное то, что он просто существует. К сожалению, применительно к железной штамповке этого сказать нельзя.
  • Наконец, невозможно не отметить практичность такого решения. Литые диски не нуждаются в каком-либо специальном уходе. Они не ржавеют, их не нужно красить. Для поддержания надлежащего внешнего вида достаточно периодически мыть их и просто протирать тряпкой.

Немного негатива

Рассуждая о преимуществах «литья», было бы несправедливо не упомянуть и о его недостатках. А они есть. Это, среди прочего хрупкость диска. Дело в том, что сплав в процессе отливки получает свободную ненаправленную кристаллическую структуру. Это негативно отражается на его прочности. Конечно, речь не идет о проблемах в повседневной эксплуатации. Но при наезде на препятствие на большой скорости не исключены механические повреждения, которые, к тому же, плохо поддаются ремонту. Хотя в современных условиях производства колесных дисков это обстоятельство постепенно теряет свою актуальность. Благодаря применению технологии литья под низким давлением, а также отливки деталей с противодавлением, данный минус нивелируется. Поэтому, мы рекомендуем при выборе колесных дисков обращать внимание только на качественную продукцию, выпускаемую под известными торговыми марками и сертифицированную в России.

Как делают литые диски?

Современные технологии литья предполагают использования специальных форм для заливки сплавов металлов. Металл в форме остывает, но на этом процесс обработки заготовки не заканчивается. После деталь помещают в камеру, разогретую до нескольких сот градусов (обычно поддерживается температура в рамках 500 градусов Цельсия). Термическая обработка чередуется с резким охлаждением детали. Этот процесс носит название закалки и позволяет добиться однородной структуры металла. Кроме того, с целью приближения физических свойств металла к структурному равновесию, в ходе изготовления дисков предусмотрен этап искусственного старения. Он предполагает нагрев и выдержку детали в течение 5-6 часов при температуре фазового превращения (около 150-220 градусов), после чего диск охлаждается при атмосферных условиях. Заключительными звеньями технологической цепочки производства литых дисков является механическая обработка и окраска.

Алюминий в производстве литых дисков

Одним из наиболее популярных видов сырья, применяемого для изготовления литых дисков, является алюминий, в который добавляются необходимые компоненты (как правило, в качестве добавки выступает кремний). Преимущества такого конструкционного решения очевидны:

  • Во-первых, алюминий – относительно недорогой металл.
  • Во-вторых, это материал, имеющий невысокую удельную массу, так как плотность алюминия составляет всего 2,7 г/см3.
  • Наконец, металл этого типа не подвержен коррозии, что существенно увеличивает срок службы готовых изделий. Этот эффект достигается за счет способности образовывать на поверхности прочную оксидную пленку Al2O3.

Наконец, нужно отметить, что алюминий обладает чрезвычайно низкой теплопроводностью. Это дает возможность добиться лучшего охлаждения деталей тормозного механизма автомобиля. В сочетании с высокой точностью изготовления колесных дисков из сплавов алюминия с кремнием и других компонентов все, перечисленные выше, факторы являются неоспоримыми преимуществами «литья» данной категории.

Как заведено, ни одна бочка меда не обходится без ложки дегтя. Теперь о недостатках: это, прежде всего, низкий уровень пластичности материала. Таким образом, вследствие значительных ударных нагрузок, колесные диски из алюминия не гнутся, а трескаются. То есть, отремонтировать их нельзя.

Несколько слов о преимуществах магния

Альтернативой алюминию в производстве литых дисков нередко выступает магний. Как правило, сплавы на основе этого металла также содержат в своем составе алюминий, но его доля незначительна. Главное достоинство магниевых дисков – чрезвычайно малый вес, ведь плотность металла составляет всего 1,7 г/см3. Кроме того, для материала этого типа характерна высокая удельная прочность. По указанным выше свойствам магниевые колесные диски однозначно выигрывают у алюминиевого «литья». По всем остальным статьям – не уступают им. Но у магния есть одно не очень хорошее свойство – сплавы на его основе неустойчивы к агрессивным средам, они подвержены коррозии. Для устранения этой проблемы производители предпочитают использовать многослойные покрытия.  

Вместо послесловия

Возвращаясь к исходной постановке вопроса «магний или алюминий», можно сказать, что однозначного ответа на него не существует. Все зависит от конкретных условий эксплуатации авто. Если вы выбираете колесные диски для езды «на каждый день», то целесообразно отдать предпочтение более практичному алюминию. Если же предполагается техническая доводка авто с одновременным улучшением динами и других характеристик, то стоит обратить внимание и на магний.

Литые диски изготовлены по технологии низкого давления. Блог › Как делают кованные диски

Если попробовать перечислить самые прибыльные и перспективные сферы для ведения бизнеса, то одной из них обязательно окажется автомобильная ниша. То есть, всевозможные товары или услуги, так или иначе связанные с автомобилями и транспортом вообще. Причем разнообразие видов бизнеса в этой сфере просто поражает. Практически любой человек, независимо от уровня подготовки, наличия навыков, опыта и суммы первоначальных средств, может найти здесь что-то для себя.

Кто-то, если навыки и опыт имеются, открывает или СТО. Другие становятся агентами по страхованию транспортных средств. Третьи открывают автомойки. Четвертые заключают договора купли-продажи транспортных средств. Пятые пробуют разрабатывать дизайн автомобилей. Шестые – производят запчасти. И так далее. И тому подобное. То есть, обладая практически любыми навыками, можно найти им применение в автомобильной среде. И заработать на этом хорошие деньги.

Сегодня мы расскажем о серьезном автомобильном бизнесе. Речь пойдет о создании собственного . А следующая публикация, которая выйдет в свет уже совсем скоро, познакомит вас с процессом производства кованых дисков.

Актуальность данного бизнеса

Самая главная мера актуальности любой бизнес-идеи – это хороший спрос со стороны потенциальных клиентов. И вот тут, в случае с дисками, дела обстоят очень-очень хорошо. Количество автомобилей растет с каждым днем. Никакие кризисы не мешают нашим людям иметь по одной, две, три машины в семье. И каждая из этих машин нуждается в запчастях и аксессуарах. А учитывая тот факт, что производители автомобилей нечасто балуют своих клиентов красивыми заводскими колесами, то у многих автовладельцев, рано или поздно, возникает желание приодеть своего железного друга. Вернее – «приобуть», купив комплект классных литых дисков.

Помимо эстетической составляющей, хорошие литые диски несут в себе и другие полезные свойства. Как правило, они крепче, долговечнее и легче стандартных дисков, которыми автомобили комплектуются на заводах. Крепость и долговечность позволять в течение многих лет не думать о замене колес. А легкость позволит сделать автомобиль более цепким и управляемым на дороге, а также сэкономит много литров топлива за годы эксплуатации.

Добавьте сюда еще и доступную цену, которой могут похвастать многие модели литых дисков, и вы получите практически идеальный автомобильный товар.

Единственный минус (или, скорее, нюанс) бизнеса на производстве литых дисков заключается в больших денежных вложениях. Оборудование, технологии, сырье – все это стоит довольно дорого. Но ведь многие современные предприниматели прибегают к помощи инвесторов или бизнес-ангелов. Если предоставить этим людям четкий бизнес-план, многие из них могут заинтересоваться вашей идеей и выделить необходимые для запуска средства.

К тому же, этот минус является и плюсом. Благодаря высокому финансовому порогу вхождения в этот бизнес, конкуренция на рынке производителей литых дисков не такая уж и высокая. Каждый производитель может найти свою целевую аудиторию, предложив интересный дизайн или отличное соотношение цены/качества.

С чего начать?

С поиска подходящего участка земли и расположенных там зданий. Все это должно быть удобным для расположения нескольких корпусов вашего будущего завода по производству литых дисков. Минимальная площадь земли, необходимой для расположения всех построек – от 1000 м². здесь будут располагаться административное помещение, здание цеха, склад, парковки и т.д.

Если транспортировкой готовой продукции вы будете заниматься самостоятельно, понадобятся автомобили для перевозки дисков. Фуры или легкие грузовики, все зависит от масштабов производства.

Следующий этап – наем сотрудников. Вам понадобятся техники, дизайнеры, слесари, администраторы, бухгалтеры, операторы станков, водители, грузчики, техслужащие.

Литые диски производятся из сплавов различных металлов. Чаще всего, это алюминий, реже магний. И очень редко используют дорогостоящий титан. Здесь у вас есть выбор. Можно создавать собственные сплавы. Но для этого понадобится лаборатория, технологи и куча денег на эксперименты. Преимущество в том, что вы можете со временем создать уникальный сплав, который не будет иметь аналогов на рынке, и будет обладать какими-то фантастическими свойствами. Например, очень легкий и прочный. Второй путь – использование готовых сплавов, которые сегодня легко можно купить у сторонних компаний. Это более простой и доступный способ получения сырья для будущих литых дисков.

Технология производства литых дисков

В основе технологии производства литых автомобильных дисков – доведение сплава до жидкого состояния. Поэтому, еще до запуска бизнеса, вам нужно точно решить, с какими металлами вы будете работать. Просто, в зависимости от металла, понадобится разное оборудование.

Алюминий или магний плавятся при температуре 660 и 650 градусов Цельсия. Поэтому тут подходит стандартное оборудование для плавки металлов. А вот для титана понадобится более мощная печь, ведь его температура плавления 1720 градусов. Это важно учитывать до начала деятельности.

Сначала в литейную машину монтируют кокиль. По сути, это просто стальная литейная форма. Именно она определяет внешний вид (дизайн) будущего литого диска. Далее расплавленный металл подают в литейную машину. Под давлением он плотно заполняет кокиль и затвердевает там при охлаждении.

Далее готовая отливка (болванка диска) вынимается из кокиля и отправляется на проверку. Каждую отливку визуально осматривает специальный человек (контролер), после чего заготовки отправляются на рентгеновскую установку. Если на данном этапе обнаруживаются микротрещины или менее плотная структура металла, диск отправляется на переплавку.

В некоторых случаях литые диски обрабатывают и отправляют на покраску. Как правило, это делается с целью придания изделию нестандартного внешнего вида и никак не сказывается на технических характеристиках изделия.

Вот, собственно, и весь процесс производства. Остается только наклеить штрихкод, упаковать диск и отправить на склад. Или по магазинам.

Реализация готового продукта

Реализовать литые автомобильные диски можно через сторонние магазины. Тогда придется продавать партии по оптовым ценам. Второй вариант – продажа дисков через собственные магазины.

Обычно различают стальные колесные диски и легкосплавные колесные диски. В колесных дисках из легких сплавов применяют только алюминиевые и магниевые. Магниевые диски в обычных автомобилях встречаются крайне редко из-за их дороговизны, а главное, низкой коррозионной стойкости.

Основное преимущество литых алюминиевых дисков перед стальными – это возможность получать разнообразный дизайн, высокую точность размеров, а также оптимальные статические и динамические механические характеристики.

Снижение веса алюминиевых колесных дисков по сравнению со стальными является одним из их преимуществ, но часто не решающим. В некоторых случаях, вес литых алюминиевых колесных дисков равен или только чуть легче стандартных стальных с простейшим дизайном.

Алюминиевые колесные диски: литые или кованые

Большинство алюминиевых дисков являются литыми или коваными. Небольшое количество дисков, в основном для «элитных» и спортивных автомобилей, изготавливают из нескольких составных деталей и по смешанным технологиям с привлечением методов литья, ковки, штамповки, прессования, прокатки, сварки и других.

Литые алюминиевые колесные диски

Когда речь идет о литых дисках, то обычно имеются в виду только алюминиевы е литые диски. Стальные диски изготавливают не литьем, а штамповкой, а магниевые литые диски применяют только на эксклюзивных авто по причинам, указанным выше.

Рисунок 1 – Литой колесный диск фирмы ВВС

Литье алюминиевых дисков

Для производства алюминиевых колесных дисков применяют различные методы литья. От метода зависит качество литого колесного диска, внешнее и внутреннее. Выбор метода литья в основном определяется качеством литой микроструктуры (например, пористости), применяемыми типами алюминиевых сплавов и режимами термической обработки. Все это определяет не только прочность и надежность колесных дисков, но также влияет на уровень качества их внешнего вида.

Основные методы литья колесных дисков

Основными методами литья, которые применяют при производстве колесных дисков, являются следующие:

  • литье под низким давлением – основной метод;
  • литье в кокиль – применяется реже;
  • литье с противодавлением – еще реже.

Иногда применяются технологии, совмещающие литье с ковкой и штамповкой.

Литье колесных дисков в кокиль

Вообще говоря, литье под давлением, когда металл закачивается в в литейную форму, является более предпочтительным, чем простая заливка в нее под действием силы тяжести. Однако литье в кокиль еще остается вполне релевантным литейным процессом для производства колесных дисков. Литье в кокиль является более дешевым, его применяют в основном тогда, когда не гонятся за снижением веса, а хотят получить оригинальный дизайн. Поскольку этот процесс при заполнении литейной формы полагается только на силы гравитации, то литейная структура обычно имеет больше дефектов (например, пористости), чем та, которая получается при литье под давлением. Поэтому диски, отлитые в кокиль, обычно имеют больший вес для того, чтобы обеспечить требуемую прочность.

Литье колесных дисков под низким давлением

Большинство литых колесных дисков изготавливаются методом литья под низким давлением (рисунок 2). Метод литья под низким давлением применяет относительно низкое давление (около 2 бар) для того, чтобы достичь быстрого заполнения литейной формы и получить более плотную микроструктуру, а, следовательно, и более высокие механические свойства, по сравнению с литьем в кокиль. Вдобавок, эта технология обеспечивает и несколько более высокую производительность (рисунок 3).

Рисунок 2 – Алюминиевый колесный диск фирмы BBC, изготовленный методом литья под низким давлением

Рисунок 3 – Схема метода литья колесных дисков под низким давлением

Другие методы литья колесных дисков

Кроме классического метода литья под низким давлением применяются многочисленные технологические варианты, которые оптимизированы под производство колесных дисков. Например, получают даже более легкие и прочные колесные диски, когда применяют специальное оборудование, которое обеспечивает более высокое давление литья.

Пустотелые колесные диски

Интересной новой разработкой является запатентованный метод «air inside technology» фирмы BBC. Основная ее идея заключается в применении в конструкции колесного диска полых камер и спиц вместо сплошного металла. В результате получается более легкое колесо с лучшей динамикой и комфортом вождения. Эта технология включает кроме литья такие операции как формовка и сварка.

Рисунок 4– Алюминиевый колесный диск фирмы BBC с пустотелыми элементами, изготовленный по технологии «Air-Inside»

Контроль качества литых колесных дисков

Каждый литой диск подвергается рентгеновскому контролю, а затем обычно подвергается термической обработке и механической обработке. После этого поверхность дисков подвергают специальной подготовке под окраску и наносят краску или защитное покрытие. Затем образцы из статистической выборки дисков проходят трехмерный контроль размеров, проверку динамической балансировки, испытания на усталостную и ударную прочность.

Требования к алюминиевым сплавам для колесных дисков

К материалам для колесных дисков предъявляется ряд требований, которые могут противоречить друг другу.

Литейный сплав должен обладать хорошими литейными свойствами:

  • безупречное заполнение литейной формы,
  • отсутствие налипания металла на литейную форму,
  • минимальная склонность к горячему растрескиванию и усадке.

Материал должен иметь

  • высокую способность выдерживать механические удары (пластичность, ударная прочность).

Материал колесного диска должен иметь

  • высокое сопротивление коррозии как в нормальной, так и в солевой атмосфере.

Материал диска должен иметь

  • высокую усталостную прочность.

Алюминиево-кремниевые сплавы для колесных дисков

В соответствии с этими требованиями для изготовления колесных дисков применяют доэвтектические алюминево-кремниевые сплавы с содержанием кремния от 7 до 12 %. Эти сплавы имеют также добавки различного количества магния для обеспечения хорошего сочетания прочности и пластичности. Кроме того, эти сплавы имеют низкое содержание железа и других примесей.

Алюминиевый сплав AlSi11Mg

Вплоть до 80-х годов в Германии и Италии применяли близкий к эвтектическому составу сплав AlSi11Mg с содержанием кремния 11-12 %. Этот сплав обладает очень хорошими литейными свойствами, особенно в отношении к заполнению литейных форм и минимальной усадки. С другой стороны, этот химический состав алюминиевого сплава не обеспечивает ему достаточно высокой прочности и предела усталости, которые бы позволили далее уменьшать вес колесного диска.

Рисунок 5 – Литой колесный диск из алюминиевого сплава AlSi11Mg (фирма Borbet)

Алюминиевый сплав AlSi7Mg0,3 (A356)

В настоящее время стандартным сплавом для изготовления колесных дисков является литейный алюминиевый сплав AlSi7Mg0,3, который более известен как сплав A356, с дополнительным модифицированием стронцием. Впервые этот сплав применялся для изготовления колесных дисков во Франции, причем термическая обработка не применялась.

Однако преимуществом этого сплава AlSi7Mg0,3 является именно то, что он является термически упрочняемым, а это позволяет обеспечивать дискам дополнительную прочность. В Соединенных Штатах и Японии этот сплав с самого начала применяли с термической обработкой Т6, то есть в состоянии после закалки и искусственного старения.

Термическое упрочнение алюминиевых колесных дисков

На графиках рисунка 6 показана зависимость прочностных свойств сплава AlSi7Mg, модифицированного натрием, от содержания магния. Прочностные характеристики сплава AlSi7Mg0,3 дают лучшее сочетание усталостной прочности и относительного удлинения. С увеличением содержания магния усталостная прочность практически не возрастает, относительное удлинение значительно падает.

Рисунок 6 – Предел прочности, предел текучести, относительное удлинение и усталостная прочность алюминиевого литейного сплава AlSi7Mg-T6

Аналогичные исследования были выполнены для различного содержания кремния. Установлено, что с увеличением содержания кремния пластичность сплава снижается, особенно при низкой скорости затвердевания в местах утолщений. Тем не менее, сплавы с содержанием кремния 11-12 % продолжают применять в тех случаях, когда требуется повышенная текучесть алюминиевого расплава.

Большое значение для усталостной прочности сплава AlSi7Mg имеет уровень его пористости в отливке. На рисунке 7 показана зависимость усталостной прочности алюминиевого сплава AlSi7Mg0,3 от максимального размера пор в материале опытных образцов.

Рисунок 7 – Усталостная прочность алюминиевого литейного сплава AlSi7Mg0,3 в зависимости от размера пор

На сегодняшний день, в нашей стране, несмотря на кризис, объемы продаж автомобильного транспорта постоянно увеличиваются. При таком положении вещей, изготовление различных запчастей и комплектующих для авто может стать весьма прибыльным бизнесом.

Актуальность бизнес-идеи по производству легкосплавных дисков сегодня доказана наличием большого количества игроков на рынке.

Среди подобной продукции, диски на колеса, считаются одними из наиболее востребованными. Если раньше, диски, предлагаемые на рынке, изготовлялись в подавляющем большинстве из стали, то сейчас появились новые, изготовленные по улучшенной технологии диски из сплавов легких металлов. Из-за особенностей изготовления и материалов такие диски стали именоваться легкосплавными.

Перспективы организации малого производства по изготовлению легкосплавных дисков

Несмотря на то, что на сегодняшний день существует множество организаций занимающихся производством дисков из легких сплавов, для начинающего бизнесмена, всегда найдется своя ниша в данном сегменте рынка, так как начало подобной деятельности сопровождается определенными трудностями и требует довольно больших вложений капитала.

Ни для кого не секрет, что любая производственная деятельность требует от предпринимателя существенных вложений. Но, при грамотно составленном бизнес-плане, всегда можно найти заинтересованных инвесторов, или же, взять кредит в банке. Подобное производственное направление деятельности имеет серьезные перспективы развития, которые вполне способны заинтересовать обладателей капитала, готовых инвестировать в стоящее дело.

Деятельность по изготовлению автомобильных дисков можно назвать единственной в России среди всех, так или иначе связанных с автомобилями, на которую не распространяется негатив, характерный в отношении продукции, производимой российским автопромом. После распада СССР осталось большое количество предприятий, деятельность которых раньше была связанна с государственными заказами.

Теперь цеха некоторых из подобных предприятий производят легкосплавные диски для автомобилей. Причем их производство ведется на оборудовании, которое раньше использовалось в военном производстве и авиации. Конкурировать с подобными компаниями, которые производят товар сочетающий качество и доступность и востребованный даже за границей, весьма сложно. Сложно, но возможно, так как данный сегмент рынка освоен еще не максимально. Существует немало и иностранных производителей, но высокая стоимость их продукции, препятствует ее массовому приобретению.

Существующая рыночная ситуация предполагает, что для начинающего бизнесмена вполне актуальна бизнес-идея организации малого производства дисков для авто. В данном случае будет правильнее специализироваться на выпуске недорогой продукции высокого качества, ориентированной на среднего покупателя, причем не в конкретном регионе, но и по всей России. Существуют и другие особенности бизнеса по изготовлению дисков из легких сплавов, которые нужно учитывать.

Какие легкосплавные диски бывают

По способу изготовления и свойствам, легкосплавные диски подразделяются на:

Сборные диски, собираемые из отдельных деталей и не отличающиеся монолитностью, не получили широкого распространения, поэтому можно считать основными видами дисков литые и кованые. Эти виды дисков отличает технология изготовления, характеристики получаемого продукта и его стоимость. Кованые несколько превосходят литые по качеству, но обладают достаточно высокой стоимостью. Снизить себестоимость их изготовления можно только на оборудовании тех самых, работающих ранее на государство, заводов. Сочетание быстрой окупаемости, меньшие вложения и то, что они более распространены, чем дорогие кованые, делает предпочтительнее создания бизнеса на основе производства именно литых дисков.

Несмотря на высокую цену, кованые диски также имеют своего покупателя. Но чаще, производством таких дисков занимаются крупные компании. Увеличение количества владельцев автомобильного транспорта, позволяет вполне успешно существовать и конкурировать рядом с другими производителями.

В процессе эксплуатирования своего автомобиля, владелец периодически обновляет свои диски. Покупка очередных дисков может быть вызвана их повреждением или возникновением желания поменять стандартные, имеющие непривлекательный внешний вид диски, установленные на заводе. Каждый автомобиль имеет два комплекта резины, к которым необходимы и два комплекта дисков. Для примерного определения спроса на диски в каком-то конкретном городе, можно проанализировать количество уже существующих автовладельцев и прикинуть объемы будущих продаж авто.

Еще одним вариантом, подобного бизнеса является изготовление дисков на заказ, когда при помощи фрезерного оборудования из основы вытачивается эксклюзивный диск. Следует иметь в виду, что такой способ изготовления считается весьма сложным.

С чего начать?

Перед началом любого дела, следует получить официальный статус предпринимателя. Предпочтительными формами собственности, из-за применяемой упрощенной системы сбора налогов, считается регистрация как индивидуальный предприниматель – ИП, или как общество с ограниченной ответственностью – ООО. При такой форме собственности, налоговые отчисления от доходов составляют 6 процентов, а от прибыли – 15. Оформление документов занимает один месяц и стоит 20 тыс. рублей.

Организация малого производства и подбор персонала

Для организации подобного вида деятельности понадобится площадь, равная в среднем 10 акрам земли. На этой территории, кроме производственных, должны разместиться административные, вспомогательные и помещения для хранения. Кроме этого, должны быть места для транспорта и удобного подъезда. Хорошо, если у начинающего бизнесмена уже есть подходящая площадь или есть возможность оформить аренду по выгодной стоимости.

Численность персонала зависит от предполагаемых объемов производства. На постоянную работу стоит нанимать основную рабочую силу, деятельность которой непосредственно связана с процессом производства: операторы станков, технические работники, токари, водители, слесари, грузчики и руководящий состав. Для организации бухгалтерской службы можно воспользоваться аутсорсингом.

Для начала, подойдет обычный график работы – 8-часовой рабочий день и 5 – дневная рабочая неделя. Квалифицированные кадры для подобной работы найти не просто. Рабочие должны обладать навыками по обслуживанию и использованию специального оборудования, руководящий состав должен ориентироваться в устройстве техники для правильной ее настройки и поддержания в рабочем состоянии, технологи должны совершенствовать технологию изготовления и определять качество продукта.

Единственного в своем роде сплава для дисков нет. Важно, чтобы основной металл в сплаве был легкий, желательно цветной. Преимущественно используются сплавы алюминия, намного реже – магниевые и титановые сплавы. Использование этих металлов в чистом виде невозможно. Наиболее широко применяют сплав алюминия с кремнием. Большинство организаций применяют уже готовые сплавы, но некоторые пытаются разработать что-то свое.

Поиск лучшего сплава требует вложений и времени, но, в конечном счете, это может помочь в повышении конкурентоспособности. Общие вопросы по организации деятельности одинаковы, но производство разных видов дисков, существенно отличается между собой.

Особенности бизнеса по изготовлению литых дисков

Такие легкосплавные диски наиболее распространены, что обусловлено относительной дешевизной изготовления, влияющей на конечную доступность продукта для широкого круга потребителей. Наиболее распространенный сплав алюминия и кремния, включает также титановые и магниевые примеси. Диск, изготовленный из такого сплава, устойчив к воздействию коррозии, поэтому не нужно его красить или подвергать дополнительной защитной обработке.

Применяют и другие виды сплавов. Сплав магния используют реже, так как колесо с диском на основе магния требует дополнительного ухода. Выбирая сплав для изготовления, следует учитывать, что металлы обладают разным температурным режимом плавления, ведь расплавить металл до превращения его в жидкость – важная часть процесса изготовления. Оптимально применять сплав, в основе которого металл, с более низким температурным порогом плавления.

Использование наиболее распространенных сплавов – на основе алюминия и магния, позволяет использовать стандартную аппаратуру. Порог перехода алюминия в жидкую форму – 660 градусов Цельсия, магния – 650 градусов. Для сравнения, работа с титаном, который плавится при температуре 1720 градусов, требует дополнительных трат на закупку специальных печей и машин для литья. Более редкое использование сплавов на основе титана, обусловлено не только высокой стоимостью самого материала, но и более дорогостоящим способом его обработки. Несмотря на это, титан, один из самых подходящих материалов для дисков.

Поиск новых сплавов проводится все же редко, поэтому чаще для изготовления приобретается готовый сплав. Слитки сначала направляются в машину для литья, где обрабатываются. Полученная болванка проходит процедуру закалки – быстро охлаждается в воде или техмасле. После такой процедуры металл, приобретает твердость, но остается хрупким, вязким и имеет слабую пластичность.

Все эти свойства не годны для дальнейшего использования. Поэтому необходимо нагреть сплав ниже предельной температуры, т.е. состарить, а затем остудить. Продукт почти готов, осталось только придать ему нужную форму и параметры. Такой способ изготовления не предполагает дальнейшую дизайнерскую обработку диска, так как это происходит еще в процессе литья.

Иногда, болванки, изготовленные из определенного сплава, дополнительно не обрабатывают термически, продукт сразу поступает к токарю. При закупке готовых сплавов, технологи должны обязательно обладать информацией о материале, чтобы знать о том, как будут изменяться его характеристики в процессе обработки. В зависимости от показателей может отличаться и сам процесс и последующая обработка.

Диски, на основе сплава магния, обладают самым легким весом, но больше других подвержены коррозии, поэтому в качестве защиты необходимо дополнительно проводить оцинкование или хромирование. Один из вариантов защиты – окраска, которая применяется и для дисков из других сплавов. В основном, необходимое оборудование для изготовления литых дисков включает:

  • машину для литья – стандартную для всех сплавов или специализирующуюся на каком-то одном, вместе с дополнительными формами, изготовляемыми на заказ (семьсот тыс. рублей);
  • печь для первоначального плавления (от четырехсот тыс. рублей);
  • станок токарный – простой ручной (пятьдесят тысяч) или многофункциональная, программируемая машина с гарантией максимальной точности (четыре млн. рублей);
  • техника для окраски – ручная или автоматическая (от ста тыс. рублей).

Изготовить продукт, это еще не все, прежде чем изделие отправится на продажу, оно должно пройти контроль на герметичность и качество исполнения. Контроль осуществляет специальная аппаратура, оснащенная всем необходимым для рентгеновского осмотра и техконтроля. Кроме основного оборудования, необходимо позаботиться об устройствах для перемещения жидкого металла из печи в машину для литья и для выноса болванок для охлаждения. Оптимальную схему рабочего процесса должны планировать инженеры.

Особенности изготовления кованых дисков

Кованые диски лишены главного недостатка литых – меньшей прочности по сравнению с классическими, изготовленными из стали. Они сочетают прочность и легкость. Несмотря на высокую стоимость, долгосрочное их использование приносит большую выгоду в сравнении с более дешевыми стальными и литыми. Колесо с кованым диском легче, что обуславливает уменьшение инерции, увеличение сцепления с дорогой и в итоге меньший расход горючего.

Но при покупке, автовладелец, больше думает о размере потраченной суммы в данный момент времени, поэтому необходимо попытаться добиться конкурентоспособной цены для кованых дисков, путем снижения затрат в производстве.

Большие затраты при изготовлении кованого диска связаны не только с необходимостью использования более дорогого оборудования, но и с большим количеством отходов. Излишки, а это в среднем 50 % не подвергаются переплавке, они могут только продаваться. Из-за этого увеличивается количество материала для закупки.

Как и при изготовлении литых дисков, в производстве кованых преобладает использование сплавов на основе алюминия с примесями меди, кремния и магния. Требования к сырью для кованых дисков выше, ведь основа в этом случае должна быть сразу максимально прочной и пластичной. В противном случае количество излишков и брака будет увеличиваться.

Для сплавов на основе титана, нужны специализированные печи, способные нагревать до высоких температур прессы для штамповки с регулированным и широким диапазоном нагревания необходимой площади. Для такого производства нехарактерно применение собственных сплавов, так как помимо процесса изготовления, его еще нужно залить в определенные формы.

Из-за особенностей производства – объемной штамповке при высокой температуре, для изготовления кованых дисков приобретаются специальные заготовки в виде длинных, маленького диаметра цилиндров – поковок. Поковки уже закалены и некоторые предприниматели считают, что машины для литья им в этом случае не нужны. Цилиндры режут на болванки нужного размера и подвергают первичной обработке – нагревают и предварительно штампуют.

После первой штамповки их нагревают в печи не до предельной температуры и отправляют под пресс с новой формой. Расстояние от печи до пресса не должно быть большим, чтобы болванка не остыла. После обработки в подготовленном растворе ее определяют в машину для штамповки. После этой процедуры, диски практически полностью готовы. Их еще раз нагревают, быстро охлаждают, вновь нагревают, после чего они остывают естественным способом.

Финишная обработка – нанесение на диск нужного рисунка при помощи фрезеровочного агрегата. Все болванки после пресса одинаковы, отличия они приобретают на завершающей стадии процесса изготовления. Применение фрезера, в основе работы которого лежит программное управление, автоматизирует работу по изготовлению дисков. Фрезер может выполнить любую задачу и позволяет быстро получить результат.

Внешний вид изделия, так же важен, как и другие его характеристики, поэтому экономить на этой процедуре не стоит. Диск можно при необходимости покрыть краской. Эта процедура, чаще выполняет декоративную роль, так как большинство используемых сплавов, позволяет обходиться без применения дополнительной защиты от коррозии. Перечень необходимого оснащения производственных цехов для изготовления кованых дисков включает:

  • машину для литья – не обязательна, но желательна (семьсот тыс. рублей);
  • печь с меньшим максимальным температурным режимом (от двухсот тыс. рублей);
  • покрасочная установка (от ста тыс. рублей);
  • установка для плазменной резки (от трехсот тыс. рублей);
  • оборудование для осуществления штамповки в двух экземплярах (от одного млн. рублей);
  • фрезерная установка (от двух млн. рублей)

Первая партия должна пройти контроль, с целью определения качества продукции. Если после обследования не выявлены недостатки, можно продолжать дальнейший выпуск продукции.

Подводим итоги

Потенциальные покупатели уже давно оценили преимущества легкосплавных дисков по сравнению с классическими, изготовленными из стали. Спрос на диски из легких сплавов уже давно значительно превысил спрос на стальную продукцию. Литые диски незначительно уступают стальным по прочности, и это их единственный недостаток. Кованые изделия можно считать идеальными.

Если грамотно наладить производственную деятельность по их изготовлению, то их цена вполне станет доступна более широкому кругу потребителей и уж совершенно точно будет ниже, чем стоимость литых и стальных изделий иностранного производства. Геометрическая точность и малый вес дисков из легких сплавов доказано улучшают эксплуатацию различных видов автотранспорта.

Немаловажно и то, что легкосплавным дискам можно придать любой внешний вид. Разнообразие дизайнерских решений не наносит вреда конструкции колес. Это еще одна причина популярности таких дисков у автовладельцев, которых не устраивает непривлекательный вид изготовленных на заводе дисков. После того, как массовое производство будет отлажено, можно организовать изготовление уникальной продукции (кованых дисков) по заказу.

Состав сплавов используемых при изготовлении таких дисков, оказывает положительный практический эффект. На диски, изготовленные с применением легких сплавов, меньше влияют погодные условия, и мало воздействует работа автомобиля. Свойства сплава, лежащего в основе, способствует большему отводу тепла от системы торможения, как следствие – сокращается износ и становится меньше расход топлива. Кованые изделия, помимо всего прочего, отличаются максимальной прочностью и упругостью.

Реализовывать диски можно оптовым покупателям и дополнительно через собственный розничный магазин. Привлекательной для клиентов может стать невысокая стоимость, без дополнительной наценки и возможность изготовления продукции на заказ. Развивая эти два направления бизнеса можно получать ощутимый доход.

Затраты на получение одного диска равняются 1,5 тыс. рублей, при розничной продаже его стоимость составляет около 5 тыс. рублей. Простой расчет, демонстрирует перспективы развития бизнеса по изготовлению легкосплавных дисков. Особенно это касается деятельности по изготовлению кованых изделий, которые будут на порядок дешевле иностранной продукции.


Смотрите также