Испытание масляных насосов двигателя


Испытание масляного насоса

Испытание масляного насоса из следующих этапов:

  1. приработки;
  2. проверки герметичности;
  3. проверки производительности.

Приработку масляного насоса (табл. 44)  производят на масле MС-20, МС-14 или МТ-16П при температуре 85-100° С.

Таблица 44. Режимы приработки масляных насосов

в нaгнe-тающей секции

в откачи-вающей

секции

в нагне-тающей

секции

поткачи-вающей

секции

Первый

1400 1800 2200

2550

2 3 6

13

---

4

Второй

1400 1800 2600

2930

23 6

13

---

4

Продолжительность каждого режима испытания масляного насоса равна 5 мин. При давлении 13 кг/смг в нагнетающей секции и 4 кг/см2 в отсасывающей секции проверяется герметичность. Течь масла через стенки, по разъему, но стягивающим болтам и по резьбе редукционного клапана не допускается. На всех этапах приработки редукционный клапан насоса затягивают до отказа; давление регулируется путем изменения сопротивления на выходе поворотом крана стенда.

После проверки герметичности, поворачивая кран стенда, устанавливают давление нагнетающей секции, равное 10 кг/см2 для насосов первого типа или 7,5 кг/см2 для насосов второго типа. Затем, вывертывая регулировочный болт редукционного клапана, доводят давление до 9+0,5 кг/см2 для насосов первого типа и до 7,0+0,5 кг/см2 для насосов второго типа. После этого затягивают контргайку регулировочного болта.

Далее проверяется производительность нагнетающей ступени. Для насосов первого типа при давлении 7 кг/см2 и 2550 об/мин производительность должна быть не менее 4300 л/час. Это соответствует подаче 20,2 л за один оборот кулачка счетчика стенда (один оборот счетчика соответствует 720 оборотам насоса). При давлении 10 кг/см2 и 2550 об/мин производительность нагнетающей ступени должна быть не более 4000 л/час, что соответствует подаче 19 л за один оборот кулачка счетчика стенда. Если производительность оказалась выше положенной, то ослабляют степень затяжки пружины клапана. Добившись необходимой производительности, вторично проверяют производительность насоса при давлении 7 кг/см2.

Насосы, не поддающиеся регулировке, направляют на участок сборки для проверки правильности их сборки.

Технические условия на проверку производительности насоса второго типа следующие:

  1. Производительность насоса при 6,5 кг1см2 и 2930 об/мин должна быть не менее 4500 л/час, что соответствует подаче 17,6 А за один оборот счетчика стенда.
  2. Производительность насоса при 7,5 кг/см2 и 2930 об/мин должна быть не более 4200 л/час, что соответствует подаче 17,1 л за один оборот счетчика.

Герметичность редукционного клапана проверяют в течение 1 мин. при полностью закрытом кране стенда и 2550 об/мин вала для насоса первого типа и 2930 об/мин вала для насоса второго типа. Течь масла по резьбе клапана не допускается.

После испытания редукционный клапан пломбируют, а все отверстия масляного насоса глушат деревянными пробками.

Конструкция стенда для испытания масляных насосов показана на рис. 217. Испытываемый насос устанавливают на фланец 6 редуктора и посредством промежуточного вала соединяют со шпинделем стенда, приводимого в движение от электродвигателя 19 постоянного тока. Конец шпинделя выполнен в виде шестерни и передает движение гибкому валу 4 тахометра 14. Кулачок 33 механизма переключения подачи масла приводится во вращение через редуктор. Передаточное отношение редуктора 1:720.

Картер 5 редуктора при помощи всасывающей трубы 23 и крана 22 соединен с расходным баком 3. Таким образом, обе откачивающие секции масляного насоса питаются маслом из картера 5 редуктора.

Масло, просачивающееся через сальник редуктора, стекает через отверстии в шкиве 3, в чашку 2 и далее пo трубке 21 в сливной бак 20.

Нагнетательная секция масляного насоса питается из расходного бака 8 по гибкому рукаву 7.

Из откачивающих секций масло через нагрузочный кран 27 подается в расходный бак 8; из нагнетательной секции масло поступает через нагрузочный кран 26 в фильтр 18 и затем в трехходовой кран 29. 13 зависимости от положения последнего масло по трубке 24 поступает в расходный бак 8 или по трубке 25 в мерный бак 10.

Механизм переключения подачи масла состоит из кулачка 33, который совершает один оборот за каждые 720 оборотов шпинделя, собачки 31, пружины 34, ведущего рычага 32 с рукояткой 28 и ведомого рычага 30, приводящего в движение трехходовой кран 29.

Если во время работы стенда рукоятку 28 повернуть пo часовой стрелке, то вследствие перемещения собачки 31 трехходовой кран открывается для подачи масла в мерный бак. Работа этого механизма аналогична работе механизма переключения на стенде для испытания топливного насоса. Когда механизм переключения сработает, рукоятку 28 возвращают в исходное положение. При следующем очередном движении собачки (через 720 оборотов шпинделя) трехходовой кран 29 закрывается и подача масла в мерный бак прекращается. По маслоуказателю 12 можно определить производительность нагнетающей секции насоса за 720 оборотов вала.

Клапан 11 служит для слива масла из мерного бака. Труба 9 предохраняет мерный бак от переполнения при повреждении механизма переключения.

 

Внутри расходного бака 8 установлен трехфазный электрический подогреватель мощностью до 5 квт. Такой подогреватель наиболее прост и безопасен в пожарном отношении. Необходимо следить за тем, чтобы бак всегда был заполнен маслом; нельзя допускать обнажения спирали нагревателя. Для постоянного контроля уровня масла бак оборудован маслоуказателем.

Чтобы уменьшить тепловые потери, стенки бака сделаны двойными, пространство между ними заполнено асбестом. Емкость расходного бака должна быть не менее 250 л. При меньшем объеме бака масло, поступающее из испытуемого насоса в виде эмульсии не успевают отстояться. В этом случае в нагнетательную секцию будут поступать эмульсия и пена, в результате чего значительно снизится производительность насоса.

Масло, которое стекает из трубопровода и секций насоса при его снятии, поступает в сливной бак 20. Из бака масло периодически откачивается насосом 1 в расходный бак 8. На щитке контрольных приборов установлены тахометр 14; термометр 17, определяющий температуру масла в расходном баке; манометр 15, показывающий давление в нагнетательной трубе нагнетающей секции, и манометр 16, фиксирующий давление в нагнетающей трубе всасывающей секции. Кроме того, на щитке имеются две сигнальные лампочки 13. Одна из них загорается при включении нагревателя, а другая — при включении насоса 1.

На этом стенде насос первого типа испытывается без фланца; а насос второго типа — с фланцем.

Рис. 217. Стенд для испытания масляного насоса: а — вид спереди; б — вид сверху.

www.dizob.ru

Масляный насос проверка на стенде, замена, ремонт + фото и видео

Двигатель внутреннего сгорания в автомобилях ВАЗ нуждается в непрерывной смазке. Если циркуляция масла в моторе по каким-то причинам нарушается, то работать ему осталось недолго. За подачу смазки в двигатель отвечает масляный насос, который, как и любой другой узел, со временем изнашивается и выходит из строя. К счастью, автовладелец может заменить маслонасос самостоятельно.

Назначение и виды автомобильных маслонасосов

Назначение масляного насоса состоит в том, чтобы создавать необходимое давление в системе смазывания двигателя. Масло под действием высокого давления по специальным каналам поступает ко всем трущимся частям мотора, интенсивно снижает их трение друг о друга, тем самым предотвращая досрочный износ.

Масляный насос автомобиля ВАЗ, регулируемый, с редукционным клапаном

Типы масляных насосов

На автомобилях ВАЗ в разное время применялись различные типы насосов. Перечислим их:

  • насосы нерегулируемые. В их конструкции отсутствует редукционный клапан, так что давление в смазывающей системе всегда остаётся постоянным;
  • насосы регулируемые. Они оборудованы редукционным клапаном, так что давление в смазывающей системе автомобиля может меняться в зависимости от оборотов мотора;
  • насосы роторные. Главный элемент такой конструкции — ротор с небольшими металлическими лопастями, который и перекачивает масло. В регулируемых насосах этого типа помимо ротора всегда имеется статор с пружиной. Это устройство обеспечивает постоянное давление в системе смазывания независимо от скорости вращения коленвала;
  • насосы шестеренные. В насосах такого типа ротор с лопастями отсутствует. Его функцию выполняет пара шестерёнок с длинными зубьями. Эти зубья играют роль лопастей при перекачке масла.

Практически на всех современных автомобилях ВАЗ (начиная с ВАЗ 2114 и выше), устанавливаются регулируемые масляные насосы роторного типа.

Основные элементы конструкции регулируемого роторного маслонасоса ВАЗ

Вот основные достоинства этих устройств:

  • при использовании регулируемого маслонасоса мощность двигателя увеличивается на 30%. Это происходит за счёт снижения коэффициента мощности, отбираемой у мотора сторонними устройствами;
  • с регулируемым маслонасосом масло приходится менять реже, так как скорость оборотов коленвала снижается, а значит, снижается и их количество;
  • регулируемый маслонасос практически не вспенивает масло. Проблема, актуальная для нерегулируемых шестеренных насосов, была успешно решена в насосах роторных.

После запуска двигателя автомобиль начинает движение и постепенно ускоряется. Коленчатый вал при этом вращается всё быстрее. С увеличением скорости вращения вала давление в смазочной системе мотора постепенно падает, а потребность в притоке нового масла — возрастает.

Схема перекачивания масла насосом роторного типа на автомобилях ВАЗ

По мере снижения масляного давления пружина на подвижном статоре насоса разжимается, прикреплённый к ней статор начинает вращаться, затем смещается и входит в зацепление с ведомым ротором. Так начинается всасывание масла в полость насоса. Затем масло выдавливается в двигатель лопастями ротора и цикл всасывания повторяется.

Расположение маслонасоса в автомобилях ВАЗ

Масляный насос в автомобилях ВАЗ является частью двигателя, поэтому увидеть его, просто открыв капот, не удастся. Чтобы добраться до маслонасоса, автомобиль необходимо установить на смотровую яму, снять с него картерную защиту, а потом поддон.

Чтобы добраться до маслонасоса, с автомобиля ВАЗ придётся снять поддон и картер

Понять, что маслонасос вышел из строя, нетрудно. Перечислим симптомы, однозначно указывающие на поломку этого устройства:

  • лампочка давления масла на приборной панели постоянно горит. Обычно это происходит из-за засорения или поломки редукционного клапана в насосе. Как только этот элемент ломается, давление масла в смазочной системе резко возрастает, о чём и сигнализирует лампочка, горящая даже на холостых оборотах;

    Постоянное горение этой лампочки говорит о поломке маслонасоса

  • стук двигателя. Если водитель по каким-то причинам не обращает внимания на горение лампочки, мотор начинает стучать. Характерный стук становится громче по мере износа трущихся частей двигателя, на которые не подаётся масло. Отремонтировать мотор после такой поломки очень непросто.

Проверка маслонасоса на износ с помощью щупов

  1. Масляный насос снимается с автомобиля и разбирается. Отделяется редукционный клапан и приёмный патрубок. Все детали насоса тщательно промываются в керосине.
  2. После промывки необходимо осмотреть каждую деталь на предмет трещин или деформации. Повреждённые детали придётся заменить. Если никаких повреждений не выявлено, можно начинать замеры.
  3. Сначала с помощью щупа замеряются зазоры между корпусом насоса и зубцами шестерён. Зазор не должен превышать 0,2 мм.

    Расстояние между зубьями и корпусом маслонасоса измеряется специальным щупом

  4. Далее замеряются расстояния между зубьями шестерён. Они не должны превышать 0.5 мм с допустимой погрешностью в 0,05 мм. Если между какой-то парой зубьев это условие не соблюдается — налицо износ шестерни и её следует заменить.

Видео: как проверить масляный насос

Диагностика маслонасоса на стенде

В крупных автосервисах имеются универсальные стенды для быстрой проверки масляных насосов практически любых типов. Процедура проверки маслонасосов автомобилей ВАЗ, как правило, состоит из двух этапов:

  • проверка редукционного клапана;
  • проверка собранного маслонасоса.

Первый этап проверки заключается в следующем: редукционный клапан, предварительно снятый с насоса, устанавливается на стенд и на него через систему патрубков подаётся керосин. Давление керосина постепенно увеличивается с помощью специальных регуляторов.

Проверка маслонасоса ВАЗ на стенде происходит в два этапа: сначала клапан, потом сам насос

Задача специалистов сводится к тому, чтобы зафиксировать, при каком давлении клапан откроется, а при каком — полностью закроется.

Основные элементы конструкции типового редукционного клапана автомобилей ВАЗ

Редукционный клапан считается исправным, если он открывается при давлении в 7 кг/см², а закрывается при давлении в 16 кг/см². Если подобного не наблюдается, необходимо подтянуть (или, наоборот, ослабить) пружину на клапане и повторить проверку. После диагностики клапана насос полностью собирается и проверяется целиком. Для этого обычно используют смесь, на 70% состоящую из моторного масла и на 30% — из керосина. Фиксируется давление, которое насос создаёт на выходном патрубке. Устройство считается исправным, если при скорости вращения ротора в 250 об/мин на выходе создаётся давление в 35 кг/см².

Замена масляного насоса на автомобилях ВАЗ

  1. Машина ставится на смотровую яму. С помощью торцового ключа на «14» с него снимается защита картера и поддон.

    Защиту картера с автомобиля ВАЗ лучше снимать на смотровой яме или эстакаде

  2. Откручивается пробка сливного отверстия, масло сливается в подставленную ёмкость. Слив масла из системы может занять 10–15 минут.
  3. С помощью торцовой головки на «13» откручиваются все крепёжные болты маслонасоса.

    Крепёжные болты маслонасоса ВАЗ удобно откручивать торцовым ключом

  4. Маслонасос аккуратно снимается вместе с уплотнительной прокладкой, находящейся под ним.

    Снимая маслонасос ВАЗ, важно не потерять тонкую прокладку, находящуюся под ним

  5. Неисправный насос заменяется новым, после чего производится обратная сборка смазочной системы.

Полная разборка маслонасоса ВАЗ

  1. Снятый с автомобиля насос зажимается в тиски. Торцовым ключом на «12» откручиваются все крепёжные болты выходного патрубка (их 3). Следует отметить, что один из этих болтов короче остальных. Поэтому при разборке необходимо запомнить место, из которого его вывернули.

    Один из этих крепёжных болтов короче остальных

  2. После выкручивания болтов патрубок вместе с крышкой снимается с насоса. Под крышкой находится небольшая шайба. Снимая патрубок, её следует придерживать пальцем.

    Снимая патрубок маслонасоса ВАЗ, важно не потерять шайбу

  3. Теперь снимается пружина, регулирующая положение редукционного клапана.

    Пружину редукционного клапана ВАЗ можно снять вручную

  4. Далее извлекается сам клапан.

    Чтобы извлечь редукционный клапан ВАЗ, придётся приложить небольшое усилие

  5. Под клапаном находится стальная крышка. Для снятия её нужно с силой потянуть вверх. На снятой крышке не должно быть никаких царапин или заусенцев. Если они есть, значит, шестерни задевают крышку и насос износился полностью.

    На крышке маслонасоса ВАЗ не должно быть никаких царапин и заусенцев

  6. Открывается доступ к ведущей и ведомой шестерням. Они свободно извлекаются вручную. Все детали тщательно промываются в керосине и осматриваются на предмет повреждений. Сборка маслонасоса производится в обратном порядке.

    Вначале извлекается ведущая шестерня маслонасоса, затем — ведомая

Видео: снимаем и разбираем маслонасос ВАЗ

Снять масляный насос с автомобиля ВАЗ не так сложно, как кажется на первый взгляд. Всё, что для этого нужно — хорошая смотровая яма, которая есть в большинстве гаражей, и час свободного времени. Задача вполне по силам начинающему автолюбителю, так что ему не придётся платить за эту работу профессиональным механикам.

carnovato.ru

Как проверить масляный насос: способы проверки, ремонт, советы специалистов

Различные неполадки, связанные с масляным насосом, обязательно приведут к серьезным нарушениям в работе ДВС. Главная функция масляного насоса – это обеспечение давления в смазочной системе двигателя. Основная масса элементов в двигателе смазываются разбрызгиванием. Если масляный насос свою функции не выполняет, то детали смазываться не будут. Как итог, катастрофа и неизбежный капитальный ремонт. Давайте рассмотрим основные неисправности данного агрегата, а также узнаем, как проверить масляный насос.

Маслонасосы для ДВС автомобилей

Так как разные автомобили комплектуются разными типами двигателей с разными рабочими параметрами, то и конструкция масляных насосов также может быть различной. Все модификации этих устройств делятся на регулируемые и нерегулируемые.

У регулируемых моделей возможно изменить производительность, чтобы в результате добиться оптимального давления в системе в различных условиях. В случае с нерегулируемыми устройствами параметры корректируются посредством специальных редукционных клапанов.

В двигателях авто чаще всего устанавливают маслонасосы шестеренчатого и роторного типа. В этом случае движение масла по системе и создание давления осуществляется благодаря роторным лопастям.

В шестеренчатом типе насосов эти же функции выполняются за счет движения шестерен. Они могут выполняться в двух модификациях – с внешним типом зацепления или с внутренним. У насоса с внешним зацеплением две шестеренки расположены друг около друга, а с внутренним - одна в другой. При одинаковой производительности габаритные размеры шестеренчатых насосов различаются по типу зацепления.

Шестеренчатый

Агрегат устроен следующим образом. В его корпусе установлена ведущая и ведомая шестеренки. Они обеспечивают движение смазки через специальный канал в масляную систему. В зависимости от оборотов коленчатого вала меняется производительность насоса. Если давление масла выше, чем допустимая норма, то часть смазывающей жидкости направляется во всасывающую часть или непосредственно в картер при помощи редукционного клапана. В шестеренчатых насосах возможность автоматической регулировки не предусмотрена.

Роторные

Конструкция агрегата такого типа немного сложнее. Устройство представляет собой два ротора – ведомый и ведущий. Оба заключены в корпус.

Если насос нерегулируемый, то масло, которое засасывается устройством, проходит через лопасти роторов. Если уровень давления в системе выше номинального или расчетного, тогда для сброса лишнего давления срабатывает редукционный клапан.

В регулируемых устройствах имеется специальный подвижный статор, оснащенный пружиной. Она регулирует и обеспечивает постоянное давление масла независимо от количества оборотов коленчатого вала двигателя. Статор предназначен для контроля постоянного давления, изменяя объем полости между роторами. Для этого статор поворачивается в необходимом направлении.

Неисправности

Масляные насосы хоть и простые в устройстве, но все же не вечные. Периодически они могут выходить из строя. Прежде, чем узнать, как проверить масляный насос, необходимо разобраться в типовых неисправностях и их причинах.

Итак, частыми поломками являются повреждения прокладок, засорение масляных фильтров. Еще одна неисправность не связана непосредственно с насосом – это неверное закрепление масляного фильтра. Также случается выход из строя устройства из-за повышенного износа основных элементов. Еще одна из типичных неисправностей – это поломка редукционного клапана.

Признаки неисправности

Чтобы понимать, как проверить масляный насос, нужно уметь определять причины поломки по их признакам.

Один из первых признаков того, что насос имеет повреждения – это лампочка давления масла на приборной панели. Если она горит, нужно срочно убедиться, что давление в системе в норме. Если оно ниже нормы, тогда следует проверять насос. Также обращают внимание на количество смазки и ее расход.

Причины поломок

Давление масла в системе падает, если упал уровень жидкости в картере двигателя. Также возможно, что насос не при чем, а вышло из строя устройство, которое осуществляет контроль давления. Одна из популярных причин – это некачественное масло или продукт, неподходящий для конкретного типа двигателя. Нередко маслонасос выходит из строя по причине естественного износа. Бывает, что выходит из строя редукционный клапан.

Способы проверки

На самом деле, способов, которые позволяют проверить масляный насос, не так много. Проверка работоспособности осуществляется при помощи манометра – так можно удостовериться в уровне давления масла. Затем нужно демонтировать устройство и выполнить дефектовку с последующим ремонтом или заменой.

Проверка манометром

Каждый автовладелец должен знать, как проверить давление масляного насоса на автомобиле – это позволит в случае неисправностей избежать опасных последствий для двигателя.

Манометр устанавливают вместо датчика давления масла. Это единственный способ, который позволяет достоверно убедиться в исправности или неисправности масляных насосов. При этом сам насос можно не снимать с двигателя. Можно приобрести готовые наборы для замеров давления в системе смазки или же изготовить прибор самостоятельно.

Советы специалистов

Для того чтобы проверить работоспособность масляного насоса, понадобится жидкостный манометр. Данные приборы есть в магазинах автозапчастей. Также для этих целей можно воспользоваться любым промышленным манометром, но следует обращать внимание на измерительную шкалу – она должна быть адекватной. Затем следует запастись переходником, который должен вкручиваться в отверстие датчика. На его ответной части должен быть сделан штуцер для шланга или же резьба для наворачивания соединительного шланга. Переходник можно заказать в любой токарной мастерской.

Для изготовления переходника нужно знать параметры посадочного отверстия и параметры резьбы. Затем по этим данным составляется эскиз. Еще один вариант – показать станочнику старый или сломанный, а может даже и рабочий датчик, и он по нему выточит нужную деталь.

Опытные водители знают еще один способ, как проверить исправность масляного насоса. Здесь можно обойтись без токаря. Берут неисправный или старый датчик давления масла, удаляют все, что внутри и изготавливают на его базе переходник. Для ВАЗа в продаже можно найти готовые штуцера-тройники.

Как правильно измерять?

Как проверить масляный насос двигателя? Технология одинакова для всех моторов. Есть небольшая разница только в значениях порогового уровня давления – для разных двигателей она разная. О минимально допустимом давлении и его уровне для срабатывания клапана можно узнать в инструкции к авто.

На примере классики ВАЗ мы рассмотрим, как проверить, работает ли масляный насос. Измерять следует в двух режимах – на холодном и горячем моторе.

Замеры на холодном двигателе

Для того чтобы измерить давление, перед тем как запустить мотор, необходимо точно убедиться, что температура масла равна температуре среды. Аварийный датчик в ВАЗе настроен на срабатывание при давлении в 0,33 кгс на квадратный сантиметр. Если результат измерений оказался таким, то обязателен демонтаж насоса и его дефектовка. При плавном повышении числа оборотов коленвала давление должно вырасти до 4,5 кгс на квадратный сантиметр. Должен сработать редукционный клапан, поэтому дальше давление расти не будет.

При падении температуры масла поднимается его вязкость. Это хорошо для эффективной работы насоса. Для получения адекватных результатов измерений лучше всего производить замеры давления на прогретом двигателе. Так как масло греется значительно медленней, чем охлаждающая жидкость, то мотору дают поработать еще немного времени после выхода на рабочие температуры.

В смазочной системе исправного мотора с исправным насосом давление должно быть в пределах 3,5-4,5 кгс на квадратный сантиметр при оборотах коленчатого вала 5600. Если значения при измерениях отличаются от номинала, тогда мотор в некоторых режимах будет испытывать недостаток смазки.

Дефектовка и ремонт снятого элемента

Давайте посмотрим, как проверить снятый масляный насос. Проверка заключается в визуальном осмотре, измерениях и сравнении результата измерений с номинальными размерами.

Откручивают крышку маслоприемника вместе с редукционным клапаном. Стоит приложить усилия, чтобы не потерялась упорная шайба пружины. Далее следует обратить внимание, что некоторые болты будут меньше остальных. Такой болт должен затем снова встать на свое место.

Штангенциркулем измеряют пружину. В состоянии покоя она должна иметь не менее 38 миллиметров длины. Затем снимают крышку, на которой будут следы от выработки шестеренок. Если задиры глубокие, то износ у маслонасоса большой. Крышку можно отремонтировать – следует выровнять ее плоскость.

Далее извлекают ведущую шестеренку и проверяют визуально состояние ее зубьев. Если на зубьях имеются потертости и задиры, это говорит о большом износе. Следует проверить и ведомую шестеренку. Главное в ней – это отверстие, в котором расположена ось фиксации.

Затем проверяют стенки корпуса устройства и ось ведомой шестеренки. Рытвины, борозды, различные дефекты говорят о том, что в рабочую зону внутри насоса попадал мусор.

Редукционный клапан

Способов, которые позволяют проверить редукционный клапан масляного насоса без необходимости демонтажа, практически нет. Но можно проверить его ртом – этот метод советуют применять даже специалисты. К штуцеру клапана прикладывают ткань, через которую хорошо проходит воздух. Далее делают резкий вдох. Если имеется сильное сопротивление, значит клапан исправен.

АКПП

Если имеется манометр, то как проверить масляный насос АКПП, можно не рассказывать. Принцип проверки тот же. Нормальный уровень давления– от 2,5 до 5 Бар. Но нужно понимать, что для автоматической трансмиссии вреден не только недостаток, но и избыток давления масла (а точнее, АТФ-жидкости).

Заключение

Как видно, способов проверки маслонасосов не так много, но вполне достаточно, чтобы выяснить, работает устройство или нет. Не стоит халатно относиться к масляной системе. Если не горит лампа давления, желательно проверить показатели в системе манометром. Если лампа горит постоянно, не стоит затягивать с диагностикой. Если датчик с другой модели авто и лампа периодически загорается, это тоже повод для проверок.

fb.ru

Признаки неисправности масляного насоса. Симптомы, причины и основные проблемы

Неисправности масляного насоса могут значительно навредить двигателю автомобиля, поскольку из-за них нарушается нормальная циркуляция моторного масла по системе. Причинами поломки может быть некачественное используемое масло, его низкий уровень в картере, выход из строя редукционного клапана, загрязнение масляного фильтра, засор сетки маслоприемника и несколько других. Проверить состояние масляного насоса можно как с его демонтажем, так и без него.

Содержание:

  • Признаки поломки
  • Причины неисправности
  • Методы проверки

Признаки неисправности масляного насоса

Существует несколько типовых симптомов неисправности масляного насоса. К ним относится:

  • Снижение давления масла в двигателе. Об этом будет сигнализировать лампочка масленки на приборной панели.
  • Повышение давления масла в двигателе. Моторное масло выдавливает из различных уплотнений и мест стыка в системе. Например, сальников, прокладок, места соединения масляного фильтра. В более редких случаях из-за избыточного давления в масляной системе машина вообще отказывается заводиться. Это происходит потому, что гидрокомпенсаторы перестанут выполнять свои функции, и соответственно, плохо функционируют клапана.
  • Увеличение расхода масла. Возникает из-за утечки либо угара.

При этом необходимо понимать, что некоторые из них могут указывать и на выход из строя других элементов масляной системы. Поэтому проверку желательно проводить в комплексе.

Причины неисправности масляного насоса

Причину по которой маслонасос вышел из строя может определить диагностика. Есть как минимум 8 основных неисправностей масляного насоса. К ним относится:

  • Забитая сеточка маслоприемника. Она находится на входе в насос, и в ее функции входит грубое фильтрование моторного масла. Как и масляный фильтр системы, она постепенно забивается мелким мусором и шлаком (часто такой шлак образовывается в следствии промывки двигателя различными средствами).
  • Неисправность редукционного клапана масляного насоса. Обычно выходит из строя входящие в его конструкцию поршень и пружина.
  • Износ внутренней поверхности корпуса насоса, так называемого «зеркала». Возникает по естественным причинам в процессе эксплуатации мотора.
  • Износ рабочих поверхностей (лопастей, шлицов, осей) шестерен масляного насоса. Случается как со временем долгой эксплуатации, таки из-за редких замен (очень густого) масла.
  • Использование грязного или неподходящего моторного масла. Наличие мусора в масле может быть по разным причинам — неаккуратная установка насоса или фильтра, использование некачественной смазывающей жидкости.
  • Небрежная сборка насоса. В частности, допущено попадание различного мусора в масло или насос был неправильно собран.
  • Падение уровня масла в картере двигателя. В таких условиях насос работает с избыточной производительностью, из-за чего перегревается и может преждевременно выйти из строя.
  • Грязный масляный фильтр. Когда фильтр очень забит насосу приходится прилагать значительные усилия для прокачки масла. Это приводит к его износу и частичному или полному выходу из строя.

Вне зависимости от причины, вызвавшей частичный выход из строя масляного насоса, необходимо выполнить его детальную проверку и при необходимости сделать ремонт или полную замену.

Как определить неисправность масляного насоса

Существует два типа проверки насоса — без его демонтажа и с демонтажом. Не снимая насос в его неисправности можно убедиться лишь в случае, когда он уже в «предсмертном» состоянии, поэтому лучше все же извлечь его для выполнения детальной диагностики.

Как проверить масляный насос, не снимая

Перед тем как непосредственно проверить насос, имеет смысл с помощью манометра проверить давление масла в системе. Так вы сможете убедиться в том что лампочка давления масла работает корректно и загорелась не зря. Для этого манометр вкручивается вместо датчика давления аварийной лампы.

Обратите внимание, что значение давления зачастую падает именно «на горячую», то есть, на прогретом двигателе. Поэтому тест нужно проводить на прогретом движке и холостых оборотах. Минимальное и максимальные значения давления у разных машин будет отличаться. Например, у ВАЗ «классики» (ВАЗ 2101-2107) значение минимального аварийного давления составляет 0,35…0,45 кгс/см². Именно в таких условиях и срабатывает аварийная лампа на панели приборов. Нормальное значение давления составляет 3,5…4,5 кгс/см² при скорости вращения 5600 оборотов в минуту.

На той же «классике» можно проверить масляный насос, не снимая его с посадочного места. Для этого нужно демонтировать трамблер, и извлечь приводную шестерню насоса. Далее оценить ее состояние. Если на ее поверхности имеют место многочисленные задиры на лопастях или на оси шестерни, то нужно выполнить демонтаж насоса. Также стоит обратить внимание на шлицы шестерни. Если они сбиты — значит, насос подклинивал. Обычно это происходит из-за наличия мусора и/или шлака в масле.

Другая проверка без демонтажа насоса — проверка люфта его штока. Делается это аналогично, при снятом трамблере и демонтированной шестерне. Необходимо взять длинную отвертку и попросту пошевелить ею шток. Если имеется люфт — значит, насос вышел из строя. На нормальном рабочем насосе зазор между поверхностями штока и корпуса должен составлять 0,1 мм, соответственно, и люфта практически нет.

Сетка маслоприемника

Для дальнейшей проверки необходимо демонтировать и разобрать насос. Делается это еще и для того, чтобы в дальнейшем промыть их скопившегося мусора. Вначале нужно открутить маслоприемник. При этом необходимо проверить состояние имеющегося в месте стыка уплотнительного кольца. Если оно значительно затвердело — желательно его поменять. Особое внимание уделите сеточке маслоприемника, поскольку чаще всего именно она становится причиной того, что насос плохо прокачивает масло. Соответственно, если она забита — ее нужно прочистить, а то и поменять полностью маслоприемник в комплекте с сеточкой.

Проверка редукционного клапана

Следующий элемент для проверки — редукционный клапан. Задача этого элемента — сброс излишнего давления в системе. Основные составляющие — поршень и пружина. При достижении крайнего значения давления пружина срабатывает и масло через поршень выливается обратно в систему, тем самым выравнивая давление. Чаще всего неисправность редукционного клапана масляного насоса заключается в негодности пружины. Она либо теряет жесткость, либо лопается.

В зависимости от конструкции насоса клапан можно демонтировать (развальцевать). Далее нужно оценить износ поршня. Желательно почистить его с помощью очень мелкой наждачной бумаги, побрызгать аэрозолем очистителя для дальнейшей нормальной работы.

Зашкуривать поверхность поршня нужно аккуратно, чтобы не снять слишком много металла. В противном случае масло будет возвращаться в основную магистраль при более низком давлении, чем настроенное значение (например, на холостых оборотах работы двигателя).

Обязательно нужно осмотреть место прилегания клапана к месту его прилегания на корпусе. Там не должно быть ни рисок, ни задиров. Эти дефекты могут привести к снижению давления в системе (понижению работы эффективности насоса). Что касается пружины клапана для той же ВАЗ «классики», то ее размер в спокойном состоянии должен составлять 38 мм.

Корпус и шестерни насоса

Нужно осмотреть состояние внутренних поверхностей крышки, корпуса насоса, а также состояние лопастей. При их значительном повреждении снижается эффективность работы насоса. Существует несколько типовых тестов.

Проверка зазора между шестерней и корпусом масляного насоса

Первый — проверка зазора между соприкасающимися лопастями двух шестерен. Замер производится при помощи набора специальных щупов (инструменты для замера зазоров с различной толщиной). Другой вариант — штангенциркуль. В зависимости от модели конкретного насоса, допустимый максимальный зазор будет отличаться, поэтому соответствующую информацию необходимо уточнять дополнительно.

Например, у нового оригинального масляного насоса автомобиля Volkswagen B3 зазор составляет 0,05 мм, а максимально допустимый — 0,2 мм. При превышении этого зазора насос подлежит замене. Аналогичное максимальное значение у ВАЗ «классики» — 0,25 мм.

Выработка на шестерне маслонасоса

Второй тест заключается в измерении зазора между торцевой поверхностью шестеренки и корпусом крышки насоса. Для выполнения измерения сверху на корпус насоса нужно поставить металлическую линейку (или подобное приспособление) и с помощью тех же щупов замерить расстояние между торцевой стороной шестерен и установленной линейкой. Тут аналогично, максимально допустимое расстояние нужно уточнять дополнительно. У того же насоса Пассат Б3 максимально допустимый зазор составляет 0,15 мм. Если он больше — нужен новый насос. У ВАЗ «классики» это значение должно находиться в пределах 0,066…0,161 мм. А предельный аварийный зазор — 0,2 мм.

В маслонасосе ВАЗ также нужно обратить внимание на состояние бронзовой втулки шестерни привода. Извлекается из блока двигателя. Если на ней имеются в значительном количестве задиры, то ее лучше заменить. Аналогично стоит проверить состояние ее посадочного места. Перед установкой новой втулки желательно почистить.

Если выявлены повреждения «зеркала» и самих лопастей — можно попробовать на специальном оборудовании в автосервисе попробовать проточить их. Однако зачастую это либо невозможно, либо нецелесообразно, поэтому приходится покупать новый насос.

При покупке насоса его необходимо полностью разобрать и проверить состояние. В частности, наличие на его деталях задиров, а также размеры люфтов. Особенно это актуально для недорогих насосов.

Отдельно стоит заметить, что для избежание проблем с масляной системой, в том числе с насосом, необходимо периодически контролировать уровень масла в картере, проверять его качество (не сильно ли оно почернело/загустело), менять моторное масло и масляный фильтр в соответствии с регламентом. А также пользоваться моторным маслом с характеристиками, предписанными производителем двигателя автомобиля.

При необходимости покупки нового масляного насоса в идеале нужно покупать, конечно же, оригинальный агрегат. Особенно это касается машин среднего и высшего ценового диапазона. Китайские аналоги мало того что отличаются малым сроком эксплуатации, так еще и могут вызвать проблему с давлением масла в системе.

После выполнения проверки и при сборке нового насоса его внутренние детали (лопасти, редукционный клапан, корпус, вал) обязательно нужно смазать маслом, чтобы он не стартовал «на сухую».

Неисправность, пусть даже незначительная, масляного насоса может привести к серьезным поломкам других элементов двигателя. Поэтому при возникновении признаков его неисправности необходимо как можно быстрее выполнить соответствующую проверку, а при необходимости ремонт или замену.

Самостоятельно выполнить проверку имеет смысл лишь в случае, если у автовладельца имеется соответствующий опыт выполнения подобных работ, а также понимание выполнения всех этапов работы. В противном случае лучше обратиться за помощью в автосервис.

Не нашли ответ на свой вопрос?

Спрашивайте в комментариях. Ответим обязательно!

etlib.ru

Категория:

   Маслянные насосы и фильтры тракторов

Публикация:

   Сборка и испытание масляных насосов

Читать далее:

   Ремонт масляных фильтров

Сборка и испытание масляных насосов

Сборку масляных насосов проводят на том же верстаке, что и разборку.. Сборка может выполняться и на разных рабочих местах специализированного участка (отделения) по ремонту масляных насосов (при значительном плане ремонта).

Кроме того оборудования и слесарного инструмента, которые перечислены в разделе «Разборка масляных насосов и мойка», на рабочем месте по сборке насосов необходимо иметь моечный передвижной стенд Р0-0402, компрессорную установку или подвод сжатого воздуха и набор ручных разверток.

Перед сборкой детали промывают в керосине, продувают сжатым воздухом и смазывают дизельным маслом.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Собирают масляный насос в порядке, обратном разборке.

Рис. 1. Корпус масляного насоса двигателей Д-54А и Д-75 в сборе с крышкой.

Вначале запрессовывают втулки в корпус, крышку и ведомую шестерню насоса. При сборке втулки с ведомой шестерней необходимо обеспечить совпадение смазочных отверстий.

Втулки валика и оси масляного насоса имеют тугую посадку в отверстиях корпуса, крышки и ведомой шестерни насоса.

Втулки должны быть запрессованы заподлицо с торцовыми поверхностями сопрягаемых деталей. Выступа-ние втулок не допускается.

Внутреннюю поверхность втулок развертывают. При этом для обеспечения соосности подшипников валика ведущей шестерни крышку насоса обрабатывают в сборе с корпусом. Чистота обработки должна соответствовать 7-му классу. Овальность и конусность отверстий не должна превышать 0,02 мм.

Ось ведомой шестерни запрессовывают в корпус насоса с внутренней стороны корпуса. Там, где это предусмотрено конструкцией насоса, ось ведомой шестерни запрессовывают до совмещения отверстий в оси и корпусе насоса и затем зашплинтовывают.

Рис. 2. Запрессовка оси ведомой шестерни в корпус масляного насоса: 1 — корпус насоса; 2 — ось ведомой шестерни; 3 — наставка

Как указывалось выше, в различных конструкциях насосов предусмотрены самые разнообразные способы закрепления ведущей нагнетательной шестерни на валике, а именно: шпоночно-штифтовое (масляный насос двигателей КДМ-46 и КДМ-100), шпоночное (Д-35, Д-36 и Д-37), штифтовое (Д-28), шлицевое (Д-54 и Д-75) и неглубокие продольные канавки на валике (масляные насосы двигателей типа СМД, Д-14 и Д-20).

При сборке шпоночных соединений следует иметь в виду, что шпонка, не прилегающая к стенкам канавки по всей рабочей поверхности, быстро сминается в местах прилегания. Это приводит к расшатыванию шпоночного соединения и преждевременному ремонту всего узла. Поэтому необходимо тщательно проверять и выдерживать в пределах допуска форму и размер канавок валика и шестерни.

Нормальная посадка шпонки в шпоночной канавке валика насоса двигателей КДМ-46 и КДМ-100 от зазора 0,015 до натяга 0,045 мм (допустимый без ремонта зазор до 0,02 мм); в масляном насосе двигателей Д-35 и Д-36 — от зазора 0,010 до натяга 0,045 мм (допустимый без ремонта зазор до 0,03 мм).

Перед сборкой шпоночного соединения шпонку и канавку смазывают машинным маслом. Шпонку ставят в шпоночную канавку валика‘легкими ударами медного молотка. Затем с помощью того же молотка надевают на валик ведущую нагнетательную шестерню.

После установки ведущей шестерни на валик насоса двигателей КДМ-46 и КДМ-100 расстояние от торца шлифованного конца ва!лика до ближайшей к нему торцовой плоскости шестерни должно быть выдержано в пределах 87-0,5 мм. На расстоянии 8 мм от края сверлят и развертывают отверстие под штифт в шестерне и валике диаметром 3 мм. Затем забивают штифт и раскернивают его, не допуская выступания металла над впадинами зубьев. При сборке не новых, а снятых с насоса валика и шестерни последнюю продвигают на шпонке до совпадения отверстий под штифт.

Ведущую нагнетательную шестерню масляного насоса двигателей Д-54А и Д-75 напрессовывают так, чтобы расстояние от торца нешлифованного конца валика до ближайшей к нему торцовой плоскости шестерни было равно 25±0,5 мм.

Ведущую шестерню масляного насоса двигателей Д-35 и Д-36 напрессовывают на валик насоса до упора ее в пружинное кольцо, надетое на валик.

Сопряжение ведомой шестерни с осью.

Не рассматривая пока общую сборку насоса двигателей КДМ-46 и КДМ-100, проследим последовательность заключительных операций сборки односек-ционных масляных насосов.

Ведомую шестерню в сборе со втулкой устанавливают на ось и валик в сборе с ведущей шестерней в корпус насоса.

Зазор в сопряжении оси с втулкой ведомой шестерни должен быть выдержан в пределах, указанных в таблице 20.

Ведомая шестерня должна плавно, без заедания, проворачиваться на оси.

Рис. 3. Правильное положение ведущей нагнетательной шестерни на валике насоса двигателей КДМ-46 и КДМ-100.

Конец валика ведущей шестерни, не имеющий опоры в крышке (масляный насос двигателя Д-28), не должен доходить до наружной торцовой плоскости шестерни (утопать в ней) не менее чем на 0,2 мм.

При сборке насоса необходимо, чтобы были выдержаны требуемые зазоры между шестернями и корпусом.

Убедившись, что валик масляного насоса и шестерни легко, без заедания, вращаются в корпусе насоса, ставят крышку и закрепляют ее болтами (в масляных насосах двигателей Д-14 и Д-20 — винтами). В связи с тем, что в масляных насосах нет прокладок, для создания герметичности необходимо с высокой чистотой обрабатывать.

Рис. 4. Правильное положение ведущей нагнетательной шестерни на, валике насоса двигателей Д-54А и Д-75.

Рис. 5. Положение щупа при замере зазоров: а — торцового; б — бокового; в радиального.

После закрепления крышки валик должен проворачиваться от руки без заедания.

При сборке редукционного клапана масляного насоса укладывают в гнездо предварительно притертый стакан (или шарик), ставят пружину с соответствующими параметрами и завертывают регулировочный винт. Гайку затягивают после регулировки клапана.

На этом заканчивается сборка односекционного насоса перед испытанием его на стенде.

Сборка масляного насоса двигателей КДМ-46 и КДМ-100 отличается некоторыми особенностями, связанными с его конструкцией.

Валик в сборе с ведущей шестерней нагнетательной секции и ось ведомых шестерен ставят в переднюю крышку насоса. Сюда же на время сборки вставляют две контрольные шпильки гайками со стороны передней крышки. Затем надевают на ось ведомую шестерню и ставят на место корпус нагнетательной секции насоса. Запрессовывают в отверстие плиты нагнетательной секции трубку и устанавливают плиту.

Вставляют шпонку во вторую канавку валика ведущих шестерен, надевают на валик ведущую шестерню, а на ось — ведомую шестерню передней откачивающей секции. Ставят корпус и плиту откачивающих секций.

В том же порядке, начиная с установки шпонки в третью канавку валика, собирают заднюю откачивающую секцию масляного насоса.

После сборки каждой секции проверяют легкость вращения шестерен, проворачивая от руки валик ручкой из проволоки диаметром 4—4,5 мм и длиной 150 мм. Затем подкладывают металлическую пластинку толщиной 3 мм под трубку 20 между корпусом 5 и плитой 14 нагнетательной секции. Надевают заднюю крышку насоса на верхний валик и ударами молотка сажают крышку на ось ведомых шестерен и трубку. Вынимают из-под плиты 14 металлическую пластинку и ударом молотка сажают весь корпус на место. Повертывают насос обратной стороной и вставляют в отверстия шпильки, ввертывая их в заднюю крышку насоса; надевают шайбы на шпильки и завертывают гайки.

Выбивают медным молотком две контрольные шпильки, перевертывают их и ставят в отверстия в нормальном положении; надевают шайбы на шпильки и затягивают гайки до отказа.

Проверяют легкость вращения шестерен, контрят гайки и направляют насос на испытание.

Масляные насосы испытывают на универсальном стенде УСИН-3.

Все узлы стенда смонтированы на станине, которая представляет собой колонку, установленную на чугунной плите.

Спереди на колонке закреплен установочный кронштейн, к которому посредством сменных центрирующих фланцев присоединяют испытуемый насос.

С правой стороны кронштейна расположена вертикальная полка для крепления масляных фильтров. При испытании насосов здесь устанавливается плита-заглушка с каналом для перепуска масла от насоса в верхний бак 3.

Рис. 6. Кинематическая схема стенда УСИН-3: 1 — плита; 2 — колонка; 3 — верхний бак (мерный); 4 — электродвигатель; 5 — каретка; 6 — винт вариатора; 7 — маховичок вариатора; 8 и 9 — шестерни; 10 — пружинная муфта; 11 — стационарный тахометр; 12 — винтовые колеса; 13 — рычаг блокировки; 14 и 15 — шестерни блока; /S — рукоятка; 17 — валик; 18 и 19 — винтовые шестерни; 20 — ведущий диск (конусный); 21 — ведомый текстолитовый диск; 22 и 23 — шестерни вариатора; 24 — блок шестерен вариатора; 25 — трехкулачковый патрон; 25 — пружина; 27 — цилиндрические направляющие (верхние); 28 — винтовые колеса; 29 — гайка; 30 — винт; 31 — плита-заглушка; 32 — установочный кронштейн; 33 и 35 — маховички; 34 — нижний бак (заборный); 36 — стол нижнего бака; 37 — цилиндрические направляющие (нижние).

Между насосом и вертикальной полкой установлен дроссельный клапан стенда, который служит для постепенного повышения давления масла в каналах испытуемого фильтра — давление «до фильтра». Давление в магистрали «за фильтром» создается вентилем нагнетательной трубы стенда. Давление до и после фильтра регистрируется манометрами щитка приборов.

На цилиндрических направляющих закрепляется вариатор с установленным на нем электродвигателем и тахометром.

Приводные валики испытуемых насосов зажимают в трехкулачковый патрон, обороты которого плавно изменяются маховичком вариатора. При вращении маховичка в ту или другую сторону винт вариатора перемещает каретку. С кареткой движется электродвигатель и ведущий диск, который через текстолитовый диск передает вращение вертикальному валу. Этот вал прижимается пружиной 26 к ведущему диску 20. Шестерни 22 и 23 вариатора поочередно зацепляются с шестернями блока. Шестерни переключают рукояткой , которая имеет три положения: нижнее А — соответствует числу оборотов шпинделя с трех-кулачковым патроном 25 — от 170 до 625 в минуту, верхнее Б — от 600 до 2000 в минуту и среднее — нейтральное.

Привод стационарного тахометра осуществляется через винтовые шестерни шестерни, которые могут сцепляться с шестернями блока, через пару винтовых колес и пружинную муфту. Переключение шестерен сблокировано с рукояткой. Когда рукоятка находится в положении А (малое число оборотов трехкулачкового патрона) вращение к тахометру передается через шестерни 8 и с передаточным отношением 1,59. При перемещении рукоятки в положение Б входит в зацепление пара шестерен с передаточным отношением 0,5. Такие значения передаточных отношений позволяют фиксировать низкий и высокий диапазоны скоростей в пределах одного оборота стрелки тахометра без его переключения. На тахометре имеются две шкалы (А и Б), которые протариро-ваны таким образом, что их показания соответствуют оборотам валика испытуемого насоса. Для контроля показаний тахометра на стенде предусмотрено специальное устройство. Правый конец валика выходит за пределы корпуса вариатора. Этот валик имеет центровое углубление для присоединения контрольного тахометра.

На стенде размещены два бака: нижний и верхний. Нижний бак (заборный) служит резервуаром масла для испытуемых насосов. Верхний бак является мерным. Его емкость достаточна для испытания насосов производительностью до 60л/мин. Таким образом,на стенде УСИН-3 можно испытывать все рассматриваемые насосы.

Количество масла, подаваемого насосом в верхний бак, отсчитывается по мерной шкале в соответствии с уровнем масла в стеклянной трубке, сообщающейся с баком.

Пуск, остановка стенда и переключение направления вращения шпинделя производятся посредством трехкно-почной станции через магнитный реверсивный пускатель.

Масляный насос перед испытанием на стенде соединяют с центрирующим фланцем. Форма фланца определяется конструкцией масляного насоса. Насос в сборе с центрирующим фланцем и заборной трубкой присоединяют к фланцу установочного кронштейна стенда и закрепляют на нем. Валик насоса зажимают в трехкулачковом патроне. При этом вариатор стенда может быть поднят или опущен маховичком, размещенным с левой стороны стенда.

В нижний бак заливают смесь автотракторного масла АКп-10 с керосином (или смесь дизельного масла ДП-11 с дизельным топливом) в таком соотношении, чтобы по вязкости (при температуре 20°) эта смесь соответствовала картерному маслу работающего двигателя, с которого снят испытуемый насос.

Для масляных насосов двигателей КДМ-46 и КДМ-100, Д-54А и Д-75 рекомендуется смесь из 61,5% автотракторного масла АКп-10 и 38,5% керосина, для двигателей Д-35, Д-36 и их модификаций — из 72,5% масла АКп-10 и 27,5% керосина.

Дизельное масло ДП-11 и дизельное топливо для смеси берут в соотношении 1:1 независимо от марки испытуемого насоса.

Масляный насос испытывают в такой последовательности. Вращая маховичок, поднимают нижний бак до погружения заборной трубки насоса в масляную смесь.

Рис. 7. Масляный насос двигателей: а — КДМ-46 и КДМ-100; б — Д-54А и д-75; в —Д-35 и Д-36 в сборе с центрирующим фланцем; 1 — насос; 2 — фланец.

Проверяют вращение валика насоса от руки. Убедившись в плавности вращения валика, отсутствии заедания и торможения, открывают дроссельный клапан, вентиль и сливной кран масляной магистрали стенда. Включают стенд и приступают к обкатке масляного насоса. Маховичком 7 постепенно повышают число оборотов стенда от минимальных до нормальных оборотов испытуемого насоса.

Насос обкатывают в течение 10 мин, в том числе: а) при 400—500 об/мин валика насоса и постепенном повышении давления в масляной магистрали стенда до нормального значения — 4 мин; б) при нормальном давлении и постепенном повышении чисел оборотов от 400—500 в минуту до нормальных — 2 мин; в) при нормальном числе оборотов и давлении — 2 мин;

г) при нормальном числе оборотов и повышении давления от минимального до максимально допустимого (до срабатывания редукционного клапана)—2 мин.

Давление в магистрали стенда повышают, вращая вентиль на нагнетательном маслопроводе, расположенном с правой стороны стенда.

В процессе обкатки насоса проверяют, нет ли подтекания масла через соединения и перегрева насоса, бесшумность его работы.

Затем регулируют редукционный клапан насоса.

Если клапан открывается при другом значении давления, то его регулируют, усиливая или о‘слабляя затяжку клапанной пружины поворотом регулировочного винта. Не допускается просачивание масла через клапан, пока он не откроется полностью.

В заключение масляный насос испытывают на производительность. В этом случае число оборотов валика насоса и давление в масляной магистрали стенда доводят до значений, указанных в таблице 23. После этого закрывают сливной кран и наблюдают за уровнем масла в мерном баке. Как только уровень на шкале стеклянной трубки достигнет отметки 0, включают секундомер и замечают, до какого деления шкалы поднимется уровень масла через 1 мин. Таким образом определяют производительность испытуемого насоса в л/мин.

У насосов двигателей КДМ-46 и КДМ-100 дополнительно проверяют работу откачивающих секций на засасывание масла. При нормальной работе секции палец руки присасывается к закрытому им всасывающему” отверстию. Это соответствует разрежению 120—150 мм по вакуумметру.

На ранее выпущенных стендах УСИН-1 и УСИН-2 число оборотов масляного насоса определялось ориентировочно— по подвижной шкале, протарированной в зависимости от взаимного расположения ведущего диска 20 й ведомого текстолитового диска. При износе или замасливании фрикционной пары наблюдается проскальзывание текстолитового диска относительно ведущего диска. Вследствие этого искажаются показания подвижной шкалы числа оборотов масляного насоса и снижается точность определения производительности испытуемых насосов. Точное число оборотов на стендах УСИН-1 и УСИН-2 можно определить тахометром. Для этого диск (рис. 8) измерительного наконечника, надетого на валик тахометра, слегка прижимают к планшайбе трехкулачкового патрона стенда.

Рис. 8. Измерение чисел оборотов шпинделя стендов УСИН-1 и УСИН-2 тахометром: 1 — диск измерительного наконечника тахометра; 2 — подвижная шкала чисел оборотов стенда; 3 — планшайба трехкулачкового патрона.

При неправильной пропорции смеси автотракторного масла с керосином или дизельного масла с дизельным топливом результаты испытаний будут неточными. Следует заметить, что неправильное весовое соотношение составляющих масляной смеси может быть как результатом небрежного составления этой смеси, так и следствием испарения легкой фракции (например, керосина). Поэтому требуется периодически проверять, соответствует ли вязкость залитой в бак стенда масляной смеси техническим условиям. Для этого можно пользоваться простейшим вискозиметром из двух стеклянных трубок длиной 200—250 мм и- диаметром 8—10 мм (рис. 9). Одну из трубок заполняют смесью эталонной вязкости, а вторую — масляной смесью, залитой в бак стенда. Концы трубок закрывают пробками, при этом в верхней части должны находиться воздушные пузырьки одинакового размера. Обе трубки выдерживают в масляном баке стенда до выравнивания температуры смесей (примерно 5 мин). После этого их поочередно переворачивают и по секундомеру определяют время подъема воздушных пузырьков. Скорость перемещения воздушных пузырьков в трубках характеризует относительную вязкость масляных смесей — эталонной и стендовой. При разном времени подъема воздушных пузырьков необходимо довести вязкость масляной смеси бака стенда до эталонной.

На производительность испытуемого насоса значительное влияние оказывает температура масляной смеси. По техническим условиям температура масляной смеси при испытании насосов должна поддерживаться на уровне 20°. Но эти условия часто нарушаются. Температура в помещениях ремонтных предприятий средней полосы СССР колеблется от +10 (зимой) до +30° (летом). Это значительно искажает замеряемую на стенде производительность масляных насосов. На рисунке 52 показано, как изменяется производительность масляных насосов в зависимости от температуры масляной смеси. По горизонтальной оси отложено изменение температуры от +10 до 30°, а по вертикальным осям — производительность насосов трех наиболее распространенных марок.

Рис. 9. Определение относительной вязкости масляных смесей.

Рис. 10. Изменение производительности масляных насосов при работе на смеси автотракторного масла АКп-10 (61,5%) с керосином

Это следует учитывать при испытаниях масляных насосов, когда температура в помещении отличается от нормальной. Иначе будет допущена погрешность. Так, в случае испытания насосов зимой при температуре в помещении, близкой к +10°, производительность их окажется повышенной примерно на 10%. Вследствие этого насосы, требующие ремонта, могут быть отнесены к группе годных, а летом, когда температура в помещении будет близкой к +30°, производительность испытуемых насосов окажется пониженной на 10% и годные насосы могут быть отправлены в ремонт.

Рекламные предложения:
Читать далее: Ремонт масляных фильтров

Категория: - Маслянные насосы и фильтры тракторов

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Проверка и ремонт масляного насоса

При недостаточной производительности или после длительной эксплуатации масляный насос снимают и разбирают, все его детали промывают в керосине и продувают сжатым воздухом. При наличии трещин в корпусе или крышке насоса эти детали заменяют новыми. После этого осматривают ведущую и ведомую шестерни насоса и при наличии значительного износа также заменяют их новыми. Обе шестерни, установленные в корпусе насоса, должны легко вращаться рукой при прикладывании усилия к ведущему валику.

Затем в обычных шестеренчатых насосах с наружным зацеплением шестерен щупом проверяют зазор между корпусом насоса и зубьями шестерен (рис. 4.54).

В шестеренчатых насосах с внутренним зацеплением шестерен проверяют зазор между наружным диаметром ведомой шестерни и расточкой в корпусе насоса (рис. 4.55). Предельно допустимый зазор составляет (в зависимости от модели двигателя) 0,22…0,25 мм, номинальный – 0,105…0,175 мм.

Рис. 4.54. Измерение зазора между корпусом насоса и зубьями шестерен (насос с наружным зацеплением шестерен):

1 – щуп; 2 – ведущая шестерня; 3 – корпус насоса; 4 – ведомая шестерня

Рис. 4.55. Измерение зазора между наружным диаметром ведомой шестерни и корпусом насоса (насос с внутренним зацеплением шестерен)

Для всех насосов проверяют зазор между зубьями шестерен, который не должен превышать 0,20 мм. С помощью линейки и щупа измеряют зазор между торцами шестерен и плоскостью корпуса насоса. Предельно допустимый зазор составляет (в зависимости от модели двигателя) 0,15…0,20 мм, номинальный – 0,05…0,16 мм.

Для насосов с внутренним зацеплением шестерен проверяют зазор между наружным диаметром ведущей шестерни и корпусом насоса. Предельно допустимый зазор составляет 0,25 мм, номинальный – 0,140…0,216 мм (в зависимости от модели двигателя).

У обычных шестеренчатых насосов измеряют диаметр шестерен и определяют зазор между осью и ведомой шестерней, который должен находиться в пределах 0,017…0,057 мм (предельно допустимый – 0,1 мм), а также зазор между валиком насоса и отверстием в корпусе, который должен находиться в пределах 0,016…0,055 мм (предельно допустимый – 0,1 мм).

Крышка насоса в зоне прилегания шестерен не должна иметь уступов. Допускается ее неплоскостность до 0,05 мм. В случае необходимости крышку фрезеруют или шлифуют; при этом максимальная толщина снимаемого слоя не должна превышать 0,2 мм.

Некоторые насосы имеют прокладку между корпусом и крышкой. При ремонте такого насоса прокладка, изготовленная из паронита либо картона (обычно толщиной 0,3 мм), заменяется новой. Применение лака, краски или других герметизирующих средств при установке прокладки, как и установка более толстой прокладки, не допускается, так как это приводит к снижению производительности насоса.

При ремонте насосов с шестеренчатым приводом от распределительного вала необходимо произвести дополнительные измерения: определить износ зубьев ведомой шестерни привода насоса путем измерения толщины ее зубьев зубомером. При уменьшении толщины более чем на 0,15 мм по сравнению с номинальным размером шестерню необходимо заменить. Кроме того, следует определить зазор между опорной шайбой и торцом корпуса привода (он не должен превышать 0,25 мм).

В двигателях, имеющих привод масляного насоса типа “вал – шестерня”, проверяют овальность втулок вала, их запрессовку в гнездах, а также совпадение смазочного отверстия во втулке с каналом в блоке цилиндров. Проворачивание втулок в блоке цилиндров не допускается. Измеряют также диаметры втулок и валика и определяют зазор между ними. Если он больше 0,15 мм, а также если имеются повреждения поверхностей этих деталей, втулки заменяют новыми. После запрессовки втулок их обрабатывают развертками до получения надлежащего диаметра.

Вал привода масляного насоса не должен иметь повреждений опорных шеек, а шестерня вала – визуально заметного износа и выкрашивания зубьев. Не допускается ослабление запрессовки и овальность втулки шестерни привода масляного насоса и распределителя зажигания. Внутренняя поверхность втулки не должна иметь задиров.

Редукционный клапан при ремонте масляного насоса разбирают с промывкой растворителем его гнезда. На клапане и гнезде не должно быть продольных рисок. Небольшие царапины и сколы плунжерных клапанов можно зашлифовать наждачной бумагой. В случае необходимости проверяют упругость пружины клапана. При нажатии на пружину с усилием 4 кгс ее длина не должна уменьшиться более чем на 11…13 мм.

Более простым, но неточным методом проверки работоспособности редукционного клапана является проверка нажатием на пружину (шарик, плунжер) прутком из мягкого металла. Пружина (шарик, плунжер) должна перемещаться без помех с некоторым сопротивлением.

Система вентиляции масляного картера двигателя в процессе эксплуатации автомобиля засоряется продуктами неполного сгорания топливно-воздушной смеси – картерными газами. При ремонте двигателя необходимо отсоединить шланги, снять и разобрать пламегаситель, маслоотделитель, сетку и промыть их в растворителе, бензине или керосине.

Предыдущая19202122232425262728293031323334Следующая

Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 3106; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

helpiks.org

Проверка состояния масляного насоса

Для проверки состояния масляного насоса с него снимается крышка. Зубчатые колеса и корпус проверяются на отсутствие задиров. Если рабочие поверхности корпуса и зубчатых колес сильно изношены, насос подлежит замене. При незначительном износе необходимо измерить зазоры в насосе — зазор между зубчатыми колесами и стенками корпуса, зазор между встречными зубьями обоих зубчатых колес и зазор между боковыми поверхностями зубчатых колес и крышкой насоса. Обычно эти измерения делаются с помощью калиберного щупа. Зазор между боковыми поверхностями зубчатых колес и крышкой насоса может быть измерен с помощью пластичной калибровочной ленты. В случае обнаружения чрезмерных зазоров или царапин насос необходимо заменить.

Рис. Масляный насос со следами сильного износа, скорее всего, из-за сильно загрязненного моторного масла

Рис. При осмотре масляного насоса выявлен сильный износ его крышки (а). На одном из зубьев шестерен обнаружено постороннее включение — этот насос годится только на металлолом (б)

У большинства двигателей масляный насос подлежит замене при выполнении любого ремонта, особенно в случае, если ремонт связан с нарушением смазки двигателя.

ПРИМЕЧАНИЕ

Масляный насос — это «сток отбросов» всего двигателя. Между зубчатыми колесами и корпусом масляного насоса зачастую «протискиваются» все отходы работы двигателя.

Рис. Проверка зазора между зубом и корпусом масляного насоса

Рис. Измерение зазора между боковой поверхностью зубчатого колеса и крышкой масляного насоса

На рисунках выше показано, как проверяются зазоры в масляном насосе. При проверке степени износа масляного насоса всегда пользуйтесь спецификациями технических характеристик производителя. Зазоры в масляном насосе имеют, как правило, следующие величины:

  • торцевой зазор (между боковыми поверхностями зубчатых колес и крышкой насоса): 0,0015 дюймов (0,04 мм);
  • боковой зазор (ротор): 0,012 дюймов (0,30 мм);
  • зазор между вершинами лепестков и стенкой ротора: 0,010 дюймов (0,25 мм);
  • осевой зазор (люфт зубчатых колес): 0,004 дюймов (0,1 мм).

Необходимо тщательно проверить износ всех деталей. Проверьте клапан сброса на отсутствие задиров и состояние пружины. При установке масляного насоса необходимо нанести на поверхности всех уплотнений монтажную смазку — это облегчит забор масла из маслоотстойника при первом пуске масляного насоса.

(1 голосов, средний: 5,00 из 5)

ustroistvo-avtomobilya.ru


Смотрите также