Гур на мтз 82 регулировка
Гидроусилитель рулевого управления тракторов МТЗ-80 (МТЗ-82)
Гидроусилитель рулевого управления предназначен для снижения усилия, прикладываемого трактористом к рулевому колесу, и улучшения маневренности трактора. Он является промежуточным механизмом, с помощью которого осуществляется как механическая, так и гидравлическая связь между рулевым колесом и направляющими колесами трактора. В данном механизме угол поворота управляемых колес пропорционален углу поворота рулевого колеса.
Механизм рулевого управления (двухзаходный червяк и косозубый сектор) и гидроагрегаты (распределитель, силовой цилиндр, датчик механизма блокировки дифференциала и бак гидросистемы усилителя рулевого управления) смонтированы в одном узле, который установлен перед радиатором двигателя трактора. Снаружи гидроусилитель закрыт облицовкой радиатора.
Рис. Гидроусилитель рулевого управления трактора МТЗ-80 (МТЗ-82): 1 — червяк; 2 — сектор; 3 — верхняя втулка; 4 — корпус; 5 — поворотный вал; в — спускной патрубок; 7 — сливная пробка; 8 — манжета; 9 — гайка сошки; 10 — сошка; 11 — нижняя втулка; 12 — всасывающий трубопровод; 13 — рейка; 14 — упор рейки; 15 — золотник датчика блокировки дифференциала; 16 — регулировочные прокладки; 17 — поворотный кран датчика блокировки дифференциала; 18 — трубопровод клапана; 19 — корпус клапана; 20 — сливной фильтр; 21 — подводящий трубопровод; 22 — регулировочный болт; 23 — гайка; 21 — верхняя крышка; 25 — пробка; 26 — колпачок предохранительного клапана.
Гидроусилитель рулевого управления трактора МТЗ-80 (МТЗ-82) имеет отдельную гидравлическую систему, состоящую из следующих узлов:
- бака для рабочей жидкости, роль которого выполняет внутренняя полость корпуса гидроусилителя
- шестеренного насоса НШ-10ЕУ левого вращения, установленного на двигателе с левой стороны в передней части и приводящегося в движение от шестерен распределения двигателя, распределителя, корпус 17 которого прикреплен болтами к корпусу гидроусилителя, а золотник 21 посажен на хвостовик червяка 22
- силового цилиндра, шток 4 которого через рейку 31, сектор 26, вал 25 и сошку 24 передает движение на рулевую трапецию
- шарикового предохранительного клапана
- датчика механизма блокировки дифференциала, корпус которого прикреплен болтами к корпусу гидроусилителя и выполняет роль упора рейки 31, и редукционного клапана 11, поддерживающего давление 0,8 МПа на входе в датчик блокировки дифференциала
Червяк 1 и косозубый сектор 2 механизма рулевого управления, распределитель, силовой цилиндр, датчик блокировки дифференциала и сливной фильтр 20 гидросистемы усилителя руля расположены в верхней части корпуса 4, установленного впереди радиатора. Сверху корпус усилителя закрыт крышкой 24, в центре которой ввернут регулировочный винт 22, ограничивающий осевое перемещение поворотного вала 5. Кроме того, в крышке 24 имеется заливное отверстие с заливным фильтром и масломерным стержнем. Размер ячеек сетки сливного фильтра значительно меньше, чем заливного.
Распределитель гидросистемы руля следящего типа, клапаннозолотниковый, с одним золотником и предохранительным шариковым клапаном прямого действия и установлен на оси червяка 1 рулевого управления.
Рис. Схема гидроусилителя рулевого управления трактора MT3-80 (МТЗ-82): а — нейтральное положение; б — поворот вправо; в — поворот влево; 1 — корпус гидроусилителя; 2 — задняя крышка цилиндра; 3 — поршень; 4 — шток; 5 — передняя крышка цилиндра; 6 — трубопровод клапана блокировки; 7 — упорный подшипник; 8, 9 к 10 — трубопроводы; 11 — редукционный клапан; 12 — крышка корпуса; 13 — сферическая гайка; 14 — шайба; 15 и 16 — пружина золотника; 17 — корпус распределителя; 18 — ползуны; 19 — клапанная коробка; 20 — направляющая предохранительного клапана; 21 — золотник распределителя; 22 — червяк; 23 — регулировочная втулка; 24 — сошка; 25 — поворотный вал; 26 — сектор; 27 — золотник датчика блокировки; 28 — трубопровод датчика; 29 — регулировочные прокладки; 30 — упор рейки; 31 — рейка; 32 — палец; 33 — трубопровод от насоса к распределителю; 34 — шайбы (кольца) подшипников.
Золотник 21 имеет внутреннее сквозное отверстие диаметра большего, чем диаметр хвостовика червяка 22, на величину возможной регулировки зацепления червяка и сектора. На хвостовике червяка с обоих торцов золотника расположены упорные шариковые подшипники 7, зажатые между парой шайб. Крепление золотника на хвостовике червяка осуществляется сферической гайкой 13. Этой гайкой регулируют зазор между кольцами подшипников и торцами корпуса распределителя. В эти же кольца (шайбы) упираются ползуны 18, которые удерживают золотник в нейтральном положении.
Золотник 21 помещается в цилиндрической расточке корпуса распередилителя 17, к которому крепят болтами крышку 12 и клапанную коробку 19, уплотненные резиновыми кольцами. В корпусе 17 имеются еще три расположенных параллельно каналу (расточке) золотника отверстия, в каждом из которых помещены по два ползуна 18, разжатых пружиной 16. Золотник распределителя 21 возвращается и удерживается в нейтральном положении с помощью этих ползунов с пружинами. Кроме того, ползуны создают определенное сопротивление передвижению червяка 22, который упирается в торцы ползунов 18 через специальные шайбы, расположенные с обеих сторон золотника. Это сопротивление необходимо для избежания резкого поворота рулевого колеса (для «ощущения руля»). Корпус распределителя 17 по торцам уплотнен круглыми резиновыми кольцами. Клапанная коробка 19 в стыке с корпусом распределителя в местах, где проходят маслопроводные отверстия, уплотнена также круглыми резиновыми кольцами. Регулируемый предохранительный клапан гидроусилителя размещен в клапанной коробке 19. Он состоит из шарика диаметром 5,5 мм, направляющей 20 и седла клапана, пружины, регулировочного винта с резьбой Ml4X1,5, контргайки, защитного колпака и двух алюминиевых прокладок. Седло клапана запрессовано в клапанную коробку.
Цилиндр гидросистемы руля двухстороннего действия и состоит из отрезка стальной цилиндрической трубы, имеющей длину 96 мм, внутренний диаметр 90 и толщину стенки 6 мм, двух крышек 5 и 2, поршня 3 и штока 4. Корпус силового цилиндра и крышки стягиваются между собой и крепятся к корпусу гидроусилителя четырьмя болтами. Поршень 3 посажен на уступ внутреннего конца штока 4 и закреплен гайкой, в которой запрессовано пластмассовое кольцо, служащее для предотвращения отвертывания. Крышки 5 и. 2, поршень 3 и шток 4 уплотнены резиновыми кольцами круглого сечения, а кольцо поршня круглого сечения защищено двумя дополнительными шайбами от выдавливания его в зазор. Ход поршня составляет 50 мм.
Рабочая жидкость подводится в штоковую и безштоковую полости цилиндра и отводится от них через штуцеры, расположенные в передней 5 и задней 2 крышках цилиндра. На конце штока поршня 4 шарнирно закреплена рейка 31 при помощи пальца 32. Зубья рейки находятся в зацеплении с сектором 26 поворотного вала 25, а с противоположной стороны зацепления рейка находится на упоре 30, в котором помещается золотник 27 датчика блокировки дифференциала. Упор уплотнен с помощью резинового кольца и привернут к корпусу гидроусилителя. Между фланцем упора 30 и корпусом имеются регулировочные прокладки 29, которыми регулируют правильность зацепления рейки и сектора.
Регулировка зацепления сектора с червяком 22 осуществляется поворотом эксцентричной (регулировочной) втулки 23, которая после регулировки фиксируется двумя болтами.
Насос НШ-10ЕУ гидроусилителя рулевого управления отличается от обычных насосов НШ-10 тем, что в крышке насоса сделано отверстие для отвода утечек из напорной полости насоса в корпус гидроусилителя (бак гидросистемы).
Корпус 4 представляет собой отлитую из чугуна полую стойку сложной конфигурации высотой 685 мм. Нижняя часть корпуса заканчивается фланцем, в котором имеется четыре отверстия диаметром 17 мм для крепления стойки к раме трактора и два отверстия диаметром 22 мм под установочные штифты. В верхней чашеобразной части стойки размещаются агрегаты рулевого механизма и гидромеханизма усилителя.
На боковых поверхностях в верхней части корпуса выполнены соответствующие привалочные плоскости с отверстиями для крепления распределителя и силового цилиндра. В нижней части корпуса 4 имеется два отверстия, одно из которых используется для присоединения всасывающего трубопровода 12, идущего от насоса, а второе — для присоединения спускного патрубка 6. В качестве рабочей жидкости используют дизельное масло:
- летом — М10В или М10Г;
- зимой — М8В или М8Г.
При работающем двигателе насос всасывает рабочую жидкость из бака (корпуса усилителя) и подает ее в корпус распределителя через клапанную коробку. Дальнейший путь рабочей жидкости зависит от положения золотника 21 в корпусе распределителя. Золотник может быть установлен в три положения: нейтральное и два рабочих. Нейтральное положение золотника 21 обеспечивается тремя пружинами 16 в случае прямолинейного движения трактора или при стоянке на месте.
При нейтральном положении золотника 21 рабочая жидкость, поступающая от насоса через клапанную коробку 19 в корпус распределителя, проходит через щели, образованные кромками среднего пояска золотника и корпусом, к выводным штуцерам через трубопроводы в обе полости цилиндра. В это же время рабочая жидкость поступает через щели, образованные крайними поясками золотника и корпусом, через штуцер и трубопроводы на слив в корпус гидроусилителя (в бак). Поэтому при нейтральном положении золотника 21 поршень 3 в силовом цилиндре может свободно перемещаться, не мешая небольшим колебаниям колес, поперечной рулевой тяги и сошки. Толчки и удары от неровностей дороги, оказывающие действие на рулевое управление, благодаря свободному перемещению поршня гасятся окружающей его жидкостью и не передаются на рулевое колесо. Слив рабочей жидкости в бак происходит через сливной фильтр, установленный на конце трубопровода внутри корпуса гидроусилителя.
При повороте рулевого колеса вращается червяк 22, вследствие чего на последнем возникает осевая составляющая усилия. Если эта составляющая превышает усилие пружин 16, золотник 21 сдвигается по оси и устанавливается в одно из рабочих положений, обеспечивая подачу рабочей жидкости в штоковую или безштоковую полость силового цилиндра. Так вступает в действие гидромеханизм рулевого управления, который создает усилие на поворотном валу 25, в несколько раз больше усилия, прикладываемого трактористом через червяк к тому же валу.
При повороте рулевого колеса вправо червяк благодаря осевому усилию, возникающему в зацеплении с сектором, перемещается вместе с золотником 21 перед на величину зазора между шайбой (кольцом) подшипника и корпусом распределителя.
Когда золотник сдвинут по оси вперед на 0,6 мм, нижние ползуны сдвигаются вверх нижней шайбой подшипника, а наружные торцы верхних ползунов в это время упираются в крышку золотника и поэтому происходит дополнительное сжатие пружин 16. При этом золотник 21 занимает положение, показанное на рисунке 37, б, и открывает доступ рабочей жидкости, подаваемой насосом через нагнетательный трубопровод 33, расточки распределителя и трубопровод 8 в штоковую полость силового цилиндра, а из бесштоковсй полости через трубопроводы 9 и 10 выход рабочей жидкости через сливной фильтр в корпус (бак) гидроусилителя. Поршень силового цилиндра передвинется вперед, захватив с собой рейку, и повернет вал 25, вследствие чего происходит поворот направляющих колес трактора вправо. Таким образом, при сдвиге золотника 21 вперед поршень 3 сдвигается также вперед, но при этом поршень через рейку 31 и сектор 26 стремится возвратить золотник в нейтральное положение. Поэтому, как только поворот закончится (тракторист прекратит вращение рулевого колеса), золотник под действием давления жидкости на поршень и пружин 16 будет установлен в нейтральное положение, а подаваемая рабочая жидкость насосом будет поступать в бак под низким давлением.
При повороте рулевого колеса влево золотник 21 сдвигается назад (примерно на 0,6 мм). Передние ползуны 18 также сдвигаются передней шайбой подшипника назад, а наружные торцы задних ползунов упираются в корпус и таким образом происходит дополнительное сжатие пружин 16, находящихся между передними и задними ползунами, что вызывает дополнительную нагрузку на рулевом колесе, создавая у водителя «ощущение дороги», так как чем круче поворот, тем сильнее сожмутся пружины 16 и тем труднее повернуть колесо. При этом положении золотника открывается доступ рабочей жидкости, подаваемой насосом через трубопровод 33, расточки распределителя и трубопровод 9 в бесштоковую полость силового цилиндра, а из штоковой полости цилиндра выход рабочей жидкости через трубопроводы 8 и 10 на слив в гидробак усилителя.
Поршень 3 силового цилиндра сдвигается назад, увлекая за собой рейку 31, и поворачивает вал 25, вследствие чего происходит поворот направляющих колес трактора влево. После окончания поворота золотник 21 под действием давления жидкости на поршень и пружин 16 устанавливается в нейтральное положение, а рабочая жидкость, идущая от насоса, поступает в корпус (бак) гидроусилителя под низким давлением.
Жидкость, уходящая на слив в гидросистеме усилителя, постоянно заполняет трубопровод 6, идущий к золотнику блокировки дифференциала трактора, под давлением 0,8МПа, создаваемого редукционным клапаном 11, установленным на сливной магистрали. Ход золотника составляет по 1,25 мм в одну и другую стороны и ограничивается упором шайб подшипников вперед в крышку 12, а назад — в корпус.
При повороте руля до упора или при повороте колес трактора, находящихся в глубокой колее, в нагнетательной магистрали гидромеханизма усилителя может повыситься давление рабочей жидкости сверх нормального. В этом случае срабатывает (открывается) предохранительный клапан и рабочая жидкость уходит на слив в корпус (бак).
Гидромеханизм усилителя рулевого управления трактора представляет собой следящую систему, так как при смещении золотника в любую сторону от нейтрального положения поршень силового цилиндра смещается в ту же сторону и одновременно стремится возвратить его в нейтральное положение после окончания поворота.
Трактор МТЗ-82
Гидроусилитель руля трактора МТЗ 82 предназначен для снижения усилия прилагаемого трактористом на рулевое колесо независимо от условий эксплуатации, а также для улучшения маневренности трактора. Во время движения трактора ГУР включается в действие не только от поворота руля, но и от колебаний передних колес, вызванных неровностями грунта. Одновременно с этим, его воздействие направлено в сторону, противоположную повороту передних колес, что благоприятно сказывается на прямолинейности движения трактора и снижает передачу ударов и колебаний от передних колес на руль.
Гидроусилитель приобретает важное значении во время увеличения рабочих скоростей при эксплуатации трактора с навешенным на него спереди или сбоку оборудованием, когда нагрузка на передние колеса серьезно увеличивается, что требует от тракториста не малых усилий для поворота тракторного агрегата.
ГУР трактора МТЗ 82 оснащен собственной гидравлической системой, которая состоит из распределителя, насоса дозатора и силового цилиндра, а также включает в себя датчик автоматической блокировки дифференциала заднего моста.
Устройство гидроусилителя
В корпусе установлен рулевой механизм: двухвенцовый сектор и червяк. Сектор одновременно зацепляется с червяком и рейкой, соединяющаяся при помощи пальца со штоком цилиндра. Палец вмонтирован в шток, однако в отверстиях ушек рейки он установлен с небольшим зазором. Данное решение позволяет рейки передвигаться относительно штока во время регулировки зацепления сектор-рейка.
Червяк смонтирован на двух радиальных шарикоподшипниках в эксцентричной втулке. Внешние обоймы подшипников установлены во втулке с малым зазором для возможности перемещения в осевом направлении червяка вместе с установленным на его хвостовике золотником. На обеих сторонах золотника предусмотрены специальные упорные шариковые подшипники, обеспечивающие осевое перемещение золотника и не допускающие одновременное вращение его с червяком. Обоймы подшипников, направленные к золотнику, имеют большие внешние диаметры и играют роль центрирующих шайб. Гайка со сферическим торцом поджимает подшипники к золотнику.
Схема ГУР трактора МТЗ 82: 1 — пробка; 2 — клапанная крышка; 3 — регулировочный винт предохранительного клапана; 4 — червяк; 5 — болт регулировочной втулки; 6 — регулировочная эксцентричная втулка; 7 — сектор; 8 — гайка; 9 — рейка; 10 — регулировочный винт; 11 — верхняя крышка; 12 — маслопровод смазки верхней опоры; 13 — фильтр; 14 — редукционный клапан; 15 — кран управления; 16 — золотник датчика; 17 — маховичок крана; 18 — сошка; 19 — гайка; 20 — сливная пробка; 21 — поворотный вал; 22 — корпус; 23 — упор рейки; 24 — регулировочные прокладки; 25 — шток; 26 — поршень; 27 — передняя крышка цилиндра; 28 — упорный подшипник; 29 — крышка; 30 — гайка; 31 — золотник.
Поворотный вал, на конических шлицах которого установлены сошка и сектор, вращается в трех опорах: в верхней крышке и двух втулках корпуса. Верхняя опора смазывается смазкой, подающаяся по маслопроводу.
Во время прямолинейного движения трактора, золотник принимает нейтральное положение и фиксируется тремя парами ползунов, размещенные под углом 120º. Их распирают центрирующие пружины, в следствии чего, они стремятся удержать связанные с золотником внутренние обоймы подшипников на одном уровне с торцами крышки распределителя и корпуса гидроусилителя. От насоса масло подается к центральному пояску золотника и, так как его ширина меньше выточки на корпусе распределителя, огибает его, поступает в крайние сливные выточки и затем через редукционный клапан и фильтр поступает в бак — корпус гидроусилителя.
Схема работы гидроусилителя руля и блокировки дифференциала: А — бесштоковая полость; Б — штоковая полость цилиндра; 1 — редукционный клапан; 2 — крышка распределителя; 3 — гайка; 4 — золотник; 5 — ползун; 6 — центрирующая пружина; 7 — предохранительный клапан; 8 — фильтр; 9 — насос; 10 — эксцентричная втулка; 11 — червяк; 12 — сектор; 13 — сошка; 14 — рейка; 15 — упор шейки; 16 — цилиндр блокировки; 17 — маслопровод датчика; 18 — маховичок крана; 19 — кран датчика; 20 — щуп; 21 — золотник датчика; 22 — корпус гидроусилителя; 23 — задняя крышка цилиндра; 24 — шток; 25 — поршень; 26 — передняя крышка цилиндра; 27 — маслопровод клапана блокировки; 28 — поворотный вал.
Принцип действия гидроусилителя
Для примера рассмотрим совершения маневра трактором вправо. Вращение руля передается червяку через рулевой привод. В том случае, если сопротивление повороту передних колес большое, на червяке появляется осевое усилие, превышающее усилие сжатия центрирующих пружин. Червяк оснащен правой спиралью, поэтому при вращении вправо он, опираясь на заторможенный силами сопротивления передних колес сектор, переместится вместе с установленным на его хвостовике золотником вперед, по направлению к крышке (предельный ход золотника в одну сторону составляет 1,2 мм, ход до момента перекрытия поясков корпуса распределителя — 0,6 миллиметра). Одновременно с этим, средний бурт на золотнике заблокирует подачу масла от насоса в переднюю сливную выточку. При этом, крайний бурт золотника перекроет подачу масла из полости цилиндра Б в нижнюю сливную выточку на корпусе распределителя. Другой крайний бурт золотника увеличит сечение для слива масла из полости А цилиндра в выточку на корпусе распределителя. Масло из средней нагнетательной выточке по маслопроводу поступит в полость цилиндра Б. Полость Б цилиндра увеличится, поршень вместе с рейкой и штоком будет втягиваться и, влияя на сектор, повернет сошку и вал влево. Сошка при помощи тяги рулевой трапеции повернет передние колеса трактора вправо.
Поворот передних колес вправо будет осуществляться до тех пор, пока тракторист будет вращать руль. При этом скорость поворота колес пропорциональна скорости вращения руля. Как только рулевое колесо прекращает вращаться, золотник под влиянием пружин ползунов займет нейтральное положение. Таким же образом осуществляется поворот трактора влево.
При нормальных условиях эксплуатации давление масла в гидроусилителе составляет 2-4 МПа (20-40 кгс/см²). Однако при крайнем положении колес, когда их дальнейший поворот блокируется упором поршня в крышке цилиндра или когда повышается сопротивление повороту колес из-за экстремальных дорожных условий, давление в систем возрастает до момента срабатывания предохранительного клапана. Масло, обходя цилиндр, сольется под давлением в сливную магистраль, на которое установлен предохранительный клапан. Путем натяжения пружины регулируется давление открытия предохранительного клапана. Оно должно составлять 8,3-9,3 МПа (83-93 кгс/см²).
Если сопротивление повороту передних колес практически отсутствует (например, при движении на высокой скорости по асфальту), то поворот колес выполняется с незначительным участием гидроусилителя руля. В данном случае осевая сила на червяке, появляющаяся при повороте трактора, слабее усилия предварительного сжатия центрирующих пружин ползунов. Поворот руля, соединенного с приводом при помощи червяка, обеспечивает прямую передачу движения на рулевую трапецию через сектор, поворотный вал и сошку. Центрирующие пружины в данном случае не сжимаются, червяк вместе с золотником остается на месте, а масло в распределителе переливается из нагнетательной в сливную полость, не влияя на поршень цилиндра. При этом сектор при помощи рейки перемещает шток и поршень цилиндра, а масло из полости А и Б сливается в корпус гидрораспределителя сквозь открытые сливные выточки.
В случае перевозки неисправного трактора с неработающим дизелем, выхода из строя насоса или других поломках гидроусилителя руля — управление трактором остается доступным, но усилие прилагаемое к рулю резко увеличится.
Ремонт ГУР трактора МТЗ 82
Основные дефекты гидроусилителя руля — это износ зубчатой рейки, зубьев сектора и шлицев вала червяка, нарушение герметичности и износ предохранительного клапана, выход из строя и нарушение гидравлической плотности прецизионных деталей (гильзы, золотники, плунжеры).
В том случае, если после технического осмотра состояния деталей гидроусилителя обнаружены неисправности, которые невозможно устранить обычными регулировочными операциями, гидроусилитель руля необходимо снять с трактора и разобрать для проведения дальнейшей технической экспертизы и замены деталей.
Перед тем, как демонтировать гидроусилитель руля — слейте рабочую жидкость и отверните гайку поворотного вала. Во время обратной сборки ГУР уделите особое внимание на моменты затяжки гаек, корректное совмещение меток поворотного вала, рейки и сошки, регулировку вертикального перемещения вала.
Разборка, сборка и регулировочные операции, производимые во время ремонта гидроусилителя являются достаточно сложными и требуют наличия специального контрольно-испытательного оборудования.
Собранный ГУР тестируют на стенде КИ-4896М. В ходе испытаний проверяют свободный ход руля при зафиксированном вертикальном вале гидроусилителя.
12.08.2019Шайба для золотника ГУРа трактора МТЗ.
Как мы говорили в предшествующей статье о том , что дозатор устанавливается только тогда, когда гидроусилитель руля (ГУР) не подлежит ремонту. Если мы провели ремонт, заменили ремонтный комплект и ГУР работает, но плохо выполняет свои функции (усталость и износ всей системы). В этом случае можно попробовать модифицировать золотник распределителя гидроусилителя руля. Как это сделать? Надо заказать токарю две втулки с буртиком. Размеры смотри здесь ( Рис. – 3 ). Втулки запрессовываются с двух сторон на золотник 21 (рис.- 4 )распределителя) ГУРа. 17 (рис. 5 ) Длина золотника удлиняется на 2 мм с каждой стороны, а внутренний диаметр уменьшается на толщину втулок. Хвостовик червячного вала 22 ( рис- 3) должен свободно перемещаться по внутреннему диаметру золотника 21 ( рис. 5) с установленными втулками. Для этого надо проточить на токарном станке хвостовик червячного вала 22 ( рис.- 3 ). Особой точности здесь нет. Заводской внутренний диаметр золотника и наружный диаметр хвостовика колеблется в плюс минус на несколько десятков микрон. Чертёж втулки рис. 3 рис. 3 За минувший год мы модернизировали на 26 тракторах МТЗ – 80- 82 золотника распределителя ГУР. И только на двух тракторах результат нулевой. Причина в том, что ГУР полностью неисправен. Покупать новый гидроусилитель руля или же устанавливать дозатор каждый выбирает сам. Здесь на моём сайте есть полезная статья” станок своими руками”, для фермера незаменимый помощник. Также полезная информация на странице моего веб сайта зернодробилка своими руками.
Рис. -4 Схема гидроусилителя рулевого управления трактора MT3-80 (МТЗ-82): Рис. – 5 Гидроусилитель рулевого управления. (ГУР )а — нейтральное положение; б — поворот вправо; в — поворот влево; 1 — корпус гидроусилителя; 2 — задняя крышка цилиндра; 3 — поршень; 4 — шток; 5 — передняя крышка цилиндра; 6 — трубопровод клапана блокировки; 7 — упорный подшипник; 8, 9 к 10 — трубопроводы; 11 — редукционный клапан; 12 — крышка корпуса; 13 — сферическая гайка; 14 — шайба; 15 и 16 — пружина золотника; 17 — корпус распределителя; 18 — ползуны; 19 — клапанная коробка; 20 — направляющая предохранительного клапана; 21 — золотник распределителя; 22 — червяк; 23 — регулировочная втулка; 24 — сошка; 25 — поворотный вал; 26 — сектор; 27 — золотник датчика блокировки; 28 — трубопровод датчика; 29 — регулировочные прокладки; 30 — упор рейки; 31 — рейка; 32 — палец; 33 — трубопровод от насоса к распределителю; 34 — шайбы (кольца) подшипников.
Механизм гидроусилителя рулевого управления ГУР.
Механизм гидроусилителя рулевого управления ГУР (двухзаходный червяк и косозубый сектор) и гидроагрегаты (распределитель, силовой цилиндр, датчик механизма блокировки дифференциала и бак гидросистемы усилителя рулевого управления) смонтированы в одном узле, который установлен перед радиатором двигателя трактора.
рис. 6
Рис. Гидроусилитель рулевого управления трактора МТЗ-80 (МТЗ-82): 1 — червяк; 2 — сектор; 3 — верхняя втулка; 4 — корпус; 5 — поворотный вал; в — спускной патрубок; 7 — сливная пробка; 8 — манжета; 9 — гайка сошки; 10 — сошка; 11 — нижняя втулка; 12 — всасывающий трубопровод; 13 — рейка; 14 — упор рейки; 15 — золотник датчика блокировки дифференциала; 16 — регулировочные прокладки; 17 — поворотный кран датчика блокировки дифференциала; 18 — трубопровод клапана; 19 — корпус клапана; 20 — сливной фильтр; 21 — подводящий трубопровод; 22 — регулировочный болт; 23 — гайка; 21 — верхняя крышка; 25 — пробка; 26 — колпачок предохранительного клапана.
Гидроусилитель рулевого управления трактора МТЗ-80 (МТЗ-82) имеет отдельную гидравлическую систему, состоящую из следующих узлов.
• бака для рабочей жидкости, роль которого выполняет внутренняя полость корпуса гидроусилителя • шестеренного насоса НШ-10ЕУ левого вращения, установленного на двигателе с левой стороны в передней части и приводящегося в движение от шестерен распределения двигателя, распределителя, корпус 17 которого прикреплен болтами к корпусу гидроусилителя, а золотник 21 посажен на хвостовик червяка 22 • силового цилиндра, шток 4 которого через рейку 31, сектор 26, вал 25 и сошку 24 передает движение на рулевую трапецию • шарикового предохранительного клапана • датчика механизма блокировки дифференциала, корпус которого прикреплен болтами к корпусу гидроусилителя и выполняет роль упора рейки 31, и редукционного клапана 11, поддерживающего давление 0,8 МПа на входе в датчик блокировки дифференциала.
Перечень узлов ГУРа.
Смотрите рисунок – 6. Червяк 1 и косозубый сектор 2 механизма рулевого управления, распределитель, силовой цилиндр, датчик блокировки дифференциала и сливной фильтр 20 гидросистемы усилителя руля расположены в верхней части корпуса 4, установленного впереди радиатора. Сверху корпус усилителя закрыт крышкой 24, в центре которой ввернут регулировочный винт 22, ограничивающий осевое перемещение поворотного вала 5. Кроме того, в крышке 24 имеется заливное отверстие с заливным фильтром и масломерным стержнем.
Распределитель гидросистемы руля.
Распределитель гидросистемы руля следящего типа, клапанно-золотниковый, с одним золотником и предохранительным шариковым клапаном прямого действия и установлен на оси червяка 1 рулевого управления. Смотрите рисунок – 4. Золотник 21 имеет внутреннее сквозное отверстие диаметра большего, чем диаметр хвостовика червяка 22, на величину возможной регулировки зацепления червяка и сектора. На хвостовике червяка с обоих торцов золотника расположены упорные шариковые подшипники 7, зажатые между парой шайб. Крепление золотника на хвостовике червяка осуществляется сферической гайкой 13. Этой гайкой регулируют зазор между кольцами подшипников и торцами корпуса распределителя. В эти же кольца (шайбы) упираются ползуны 18, которые удерживают золотник в нейтральном положении. Золотник 21 помещается в цилиндрической расточке корпуса распределителя 17, к которому крепят болтами крышку 12 и клапанную коробку 19, уплотнённые резиновыми кольцами. В корпусе 17 имеются ещё три расположенных параллельно каналу (расточке) золотника отверстия, в каждом из которых помещены по два ползуна 18, разжатых пружиной 16. Золотник распределителя 21 возвращается и удерживается в нейтральном положении с помощью этих ползунов с пружинами. Кроме того, ползуны создают определённое сопротивление передвижению червяка 22, который упирается в торцы ползунов 18 через специальные шайбы, расположенные с обеих сторон золотника. Это сопротивление необходимо для предупреждения резкого поворота рулевого колеса Корпус распределителя 17 по торцам уплотнён круглыми резиновыми кольцами. Клапанная коробка 19 в стыке с корпусом распределителя в местах, где проходят масло-проводимые отверстия, уплотнена также круглыми резиновыми кольцами. Регулируемый предохранительный клапан гидроусилителя размещён в клапанной коробке 19. Он состоит из шарика диаметром 5,5 мм, направляющей 20 и седла клапана, пружины, регулировочного винта с резьбой Ml4X1,5, контргайки, защитного колпака и двух алюминиевых прокладок. Седло клапана запрессовано в клапанную коробку.
Смотрите рисунок – 5. Цилиндр гидросистемы руля двухстороннего действия и состоит из отрезка стальной цилиндрической трубы, имеющей длину 96 мм, внутренний диаметр 90 и толщину стенки 6 мм, двух крышек 5 и 2, поршня 3 и штока 4. Корпус силового цилиндра и крышки стягиваются между собой и крепятся к корпусу гидроусилителя четырьмя болтами. Поршень 3 посажен на уступ внутреннего конца штока 4 и закреплён гайкой, в которой запрессовано пластмассовое кольцо, служащее для предотвращения отвёртывания. Крышки 5 и. 2, поршень 3 и шток 4 уплотнены резиновыми кольцами круглого сечения, а кольцо поршня круглого сечения защищено двумя дополнительными шайбами от выдавливания его в зазор. Ход поршня составляет 50 мм. Рабочая жидкость подводится в штоковую и безштоковую полости цилиндра и отводится от них через штуцера, расположенные в передней 5 и задней 2 крышках цилиндра. На конце штока поршня 4 шарнирно закреплена рейка 31 при помощи пальца 32. Зубья рейки находятся в зацеплении с сектором 26 поворотного вала 25, а с противоположной стороны зацепления рейка находится на упоре 30, в котором помещается золотник 27 датчика блокировки дифференциала. Упор уплотнён с помощью резинового кольца и привернут к корпусу гидроусилителя. Между фланцем упора 30 и корпусом имеются регулировочные прокладки 29, которыми регулируют правильность зацепления рейки и сектора. На моём сайте в статье ” передняя цапфа, поворотная балка трактора мтз,” есть информация по реставрации цапфы, описание и данные по балке качения трактора.
Регулировка зацепления сектора с червяком.
Смотрите рисунок – 5. Регулировка зацепления сектора с червяком 22 осуществляется поворотом эксцентричной (регулировочной) втулки 23, которая после регулировки фиксируется болтом. Для регулировки зацепления, заведите в паз фланца втулки ключ, поверните втулку 23 по часовой стрелке до упора, при среднем положении сошки, затем поверните против часовой стрелки на 10-12 мм по наружному диаметру фланца. Затяните болт.
Насос НШ-10ЕУ гидроусилителя рулевого управления.
Насос НШ-10ЕУ гидроусилителя рулевого управления отличается от обычных насосов НШ-10 тем, что в крышке насоса сделано отверстие для отвода утечек из напорной полости насоса в корпус гидроусилителя (бак гидросистемы).
Смотрите рисунок – 6. Корпус 4 представляет собой отлитую из чугуна полую стойку сложной конфигурации высотой 685 мм. Нижняя часть корпуса заканчивается фланцем, в котором имеется четыре отверстия диаметром 17 мм для крепления стойки к раме трактора и два отверстия диаметром 22 мм под установочные штифты. В верхней чашеобразной части стойки размещаются агрегаты рулевого механизма и гидромеханизма усилителя. На боковых поверхностях в верхней части корпуса выполнены соответствующие привалочные плоскости с отверстиями для крепления распределителя и силового цилиндра. В нижней части корпуса 4 имеется два отверстия, одно из которых используется для присоединения всасывающего трубопровода 12, идущего от насоса, а второе — для присоединения спускного патрубка 6. В качестве рабочей жидкости используют дизельное масло: • летом — М10В или М10Г; • зимой — М8В или М8Г. При работающем двигателе насос всасывает рабочую жидкость из бака (корпуса усилителя) и подает ее в корпус распределителя через клапанную коробку. Дальнейший путь рабочей жидкости зависит от положения золотника 21 в корпусе распределителя. Золотник может быть установлен в три положения: нейтральное и два рабочих. Нейтральное положение золотника 21 обеспечивается тремя пружинами 16 в случае прямолинейного движения трактора или при стоянке на месте.
Смотрите рисунки – 4 – 5. При нейтральном положении золотника 21 рабочая жидкость, поступающая от насоса через клапанную коробку 19 в корпус распределителя, проходит через щели, образованные кромками среднего пояска золотника и корпусом, к выводным штуцерам через трубопроводы в обе полости цилиндра. В это же время рабочая жидкость поступает через щели, образованные крайними поясками золотника и корпусом, через штуцер и трубопроводы на слив в корпус гидроусилителя (в бак). Поэтому при нейтральном положении золотника 21 поршень 3 в силовом цилиндре может свободно перемещаться, не мешая небольшим колебаниям колёс, поперечной рулевой тяги и сошки. Толчки и удары от неровностей дороги, оказывающие действие на рулевое управление, благодаря свободному перемещению поршня гасятся окружающей его жидкостью и не передаются на рулевое колесо. Слив рабочей жидкости в бак происходит через сливной фильтр, установленный на конце трубопровода внутри корпуса гидроусилителя. При повороте рулевого колеса вращается червяк 22, вследствие чего на последнем возникает осевая составляющая усилия. Если эта составляющая превышает усилие пружин 16, золотник 21 сдвигается по оси и устанавливается в одно из рабочих положений, обеспечивая подачу рабочей жидкости в штоковую или безштоковую полость силового цилиндра. Так вступает в действие гидромеханизм рулевого управления, который создает усилие на поворотном валу 25, в несколько раз больше усилия, прикладываемого трактористом через червяк к тому же валу. При повороте рулевого колеса вправо червяк благодаря осевому усилию, возникающему в зацеплении с сектором, перемещается вместе с золотником 21 перед на величину зазора между шайбой (кольцом) подшипника и корпусом распределителя. Когда золотник сдвинут по оси вперед на 0,6 мм, нижние ползуны сдвигаются вверх нижней шайбой подшипника, а наружные торцы верхних ползунов в это время упираются в крышку золотника и поэтому происходит дополнительное сжатие пружин 16. При этом золотник 21 занимает положение, показанное на рисунке 37, б, и открывает доступ рабочей жидкости, подаваемой насосом через нагнетательный трубопровод 33, расточки распределителя и трубопровод 8 в штоковую полость силового цилиндра, а из бесштоковсй полости через трубопроводы 9 и 10 выход рабочей жидкости через сливной фильтр в корпус (бак) гидроусилителя. Поршень силового цилиндра передвинется вперед, захватив с собой рейку, и повернет вал 25, вследствие чего происходит поворот направляющих колес трактора вправо. Таким образом, при сдвиге золотника 21 вперед поршень 3 сдвигается также вперед, но при этом поршень через рейку 31 и сектор 26 стремится возвратить золотник в нейтральное положение. Поэтому, как только поворот закончится (тракторист прекратит вращение рулевого колеса), золотник под действием давления жидкости на поршень и пружин 16 будет установлен в нейтральное положение, а подаваемая рабочая жидкость насосом будет поступать в бак под низким давлением. При повороте рулевого колеса влево золотник 21 сдвигается назад (примерно на 0,6 мм). Передние ползуны 18 также сдвигаются передней шайбой подшипника назад, а наружные торцы задних ползунов упираются в корпус и таким образом происходит дополнительное сжатие пружин 16, находящихся между передними и задними ползунами, что вызывает дополнительную нагрузку на рулевом колесе, создавая у водителя «ощущение дороги», так как чем круче поворот, тем сильнее сожмутся пружины 16 и тем труднее повернуть колесо. При этом положении золотника открывается доступ рабочей жидкости, подаваемой насосом через трубопровод 33, расточки распределителя и трубопровод 9 в бесштоковую полость силового цилиндра, а из штоковой полости цилиндра выход рабочей жидкости через трубопроводы 8 и 10 на слив в гидробак усилителя.
Силовой цилиндр, как работает?
Смотрите рисунок – 5. Поршень 3 силового цилиндра сдвигается назад, увлекая за собой рейку 31, и поворачивает вал 25, вследствие чего происходит поворот направляющих колёс трактора влево. После окончания поворота золотник 21 под действием давления жидкости на поршень и пружин 16 устанавливается в нейтральное положение, а рабочая жидкость, идущая от насоса, поступает в корпус (бак) гидроусилителя под низким давлением.
Жидкость, уходящая на слив в гидросистеме усилителя, постоянно заполняет трубопровод 6, идущий к золотнику блокировки дифференциала трактора, под давлением 0,8МПа, создаваемого редукционным клапаном 11, установленным на сливной магистрали. Ход золотника составляет по 1,25 мм в одну и другую стороны и ограничивается упором шайб подшипников вперёд в крышку 12, а назад — в корпус. При повороте руля до упора или при повороте колёс трактора, находящихся в глубокой колее, в нагнетательной магистрали гидромеханизма усилителя может повыситься давление рабочей жидкости сверх нормального. В этом случае срабатывает (открывается) предохранительный клапан и рабочая жидкость уходит на слив в корпус (бак).
Гидромеханизм усилителя рулевого управления трактора представляет собой следящую систему, так как при смещении золотника в любую сторону от нейтрального положения поршень силового цилиндра смещается в ту же сторону и одновременно стремится возвратить его в нейтральное положение после окончания поворота.
Вернуться на главную страницу.
Гидроусилитель рулевого управления Беларус МТЗ-82.1
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
ГУР Беларус МТЗ-82.1, 80.1, 82.2 предназначен для управления поворотом направляющих колес и уменьшения усилия на рулевом колесе при повороте.
Гидроусилитель установлен на переднем брусе трактора и представляет собой рулевой механизм с червячной парой, взаимодействующей с гидравлическими узлами – силовым цилиндром и распределителем. Распределитель гидроусилителя 13 сообщен маслопроводами с установленным на двигателе насосом, с силовым цилиндром и корпусом гидроусилителя 5, являющимся одновременно масляным баком гидросистемы рулевого управления. В сливной магистрали расположены редукционный клапан 10 и фильтр 15.
Рис.91. Гидроусилитель рулевого управления (ГУР) Беларус МТЗ-82-1, 80-1, 82-2
1 – сошка; 2 – гайка сошки; 3 – сливная пробка; 4 – поворотный вал; 5 – корпус; 6 – упор рейки; 7 – регулировочные прокладки; 8 – шток; 9 – поршень; 10 – передняя крышка цилиндра; 11 – упорный подшипник; 12 – шайба; 13 – сферическая гайка; 14 – золотник; 15 – пробка; 16 – клапанная крышка; 17 – регулировочный винт клапана; 18 – червяк; 19 – болт крепления регулировочной втулки; 20 – регулировочная втулка; 21 – сектор; 22 – гайка; 23 – рейка; 24 – регулировочный болт; 25 – верхняя крышка; 26 – контргайка; 27 – сливной фильтр; 28 – редукционный клапан; 29 – кран управления; 30 – золотник датчика блокировки дифференциала; 31 – маховичок крана управления. Поворот направляющих колес при малых сопротивлениях повороту происходит без включения в работу гидросистемы. Усилие от рулевого колеса на сошку 18 передается червяком 4 через сектор 7 и поворотный вал 21. Усилие, передаваемое на сошку, меньше усилия, необходимого для сжатия трех пружин и перемещения золотника распределителя 13. Золотник находится в нейтральном положении и поток масла от насоса проходит через распределитель на слив в корпус 5. При больших сопротивлениях повороту золотник смещается от нейтрального положения, соединяя одну полость цилиндра гидроусилителя со сливом, а вторую с нагнетательным маслопроводом насоса. Под давлением масла шток 25 через рейку 9 поворачивает сектор 7 с валом 21 и сошку 18. По прекращении действия усилия на рулевом колесе золотник распределителя возвращается в нейтральное положение и поворот колес прекращается. В нейтральном положении золотник удерживается пружинами, максимальное давление при повороте ограничивается предохранительным клапаном 19. Схема принципиальная ГУР тракторов Беларус МТЗ-82.1, 80.1 представлена на рисунке.
Рис.92. Схема принципиальная ГУР тракторов Беларус МТЗ-82-1, 80-1 с краном блокировки дифференциала
1 – муфта блокировки; 2 – щуп; 3 – маховичок управления; 4 – золотник; 5 – корпус; 6 – шток; 7 – поршень; 8 – цилиндр; 9 – маслопровод датчика блокировки; 10 – редукционный клапан; 11 – крышка; 12 – сферическая гайка; 13 – распределитель; 14 – клапанная крышка; 15 – сливной фильтр; 16 – масляный бак; 17 – насос ГУР; 18 – пружина; 19 – предохранительный клапан; 20 – ползун; 21 – регулировочная втулка; 22 – червяк; 23 – сектор; 24 – поворотный вал; 25 – сошка; 26 – рейка; 27 – упор рейки (корпус датчика блокировки); 28 – маслопровод муфты блокировки.Регулировки гидроусилителя рулевого управления
В ГУР Беларус МТЗ-82-1, 80-1 регулируются: зацепление «червяк-сектор», зацепление «сектор-рейка», затяжка гайки червяка, затяжка гайки сектора, осевой ход поворотного вала, предохранительный клапан. Для регулировки зацепления «червяк-сектор» ослабьте болт, заведите в паз фланца втулки 20 ключ, поверните втулку 20 по часовойстрелке (по ходу трактора) до упора при среднем положении сошки 1 (щуп максимально утоплен в корпусе датчика блокировки дифференциала), затем поверните втулку против часовой стрелки на 10 – 12 мм по наружному диаметру фланца. Затяните болт 19, запустите двигатель и убедитесь в отсутствии заеданий при повороте рулевого колеса в обе стороны до упора. При необходимости увеличьте зазор в зацеплении, поворачивая втулку 20 против часовой стрелки до исключения заеданий. Для регулировки зацепления «сектор-рейка» уменьшите толщину набора регулировочных прокладок 7 под фланцем упора 6 до получения зазора 0,1 – 0,3 мм между упором и рейкой. При проверке зазора поджимайте рейку к сектору.Сферической гайкой червяка 13 обеспечивается затяжка упорных подшипников 11. Правильная затяжка упорных подшипников является важнейшим условием нормальной работы гидроусилителя. Чрезмерное поджатие гайки может вызвать перекос золотника и неравномерное усилие поворота.
Перед затяжкой гайки закрепите распределитель двумя болтами 5, предварительно подложив под головки болтов 5 шайбы 4 на толщину фланца крышки.
Затяните гайку червяка 1 моментом от 19 до 21 Нм, отверните ее на 1/12 – 1/10 оборота до совмещения отверстия в червяке с прорезью под шплинт гайки и зашплинтуйте ее. Выверните болты 5 крепления распределителя к корпусу, установите крышку и закрепите распределитель четырьмя болтами 5. При правильной затяжке сферической гайки червяка отсутствует зазор между золотником и обоймами подшипника, а также имеется отдача рулевого колеса (возвращение золотника в нейтральное положение) после прекращения вращения влево.
Рис.93. Затяжка сферической гайки червяка
1 – сферическая гайка; 2 – шайба; 3 – ползун; 4 – монтажные шайбы; 5 – болты. Для регулировки осевого хода поворотного вала 4 ослабьте контргайку 26, заверните регулировочный болт 24 до упора в торец вала, затем отверните его на 1/8 – 1/10 оборота и законтрите контргайкой 26. Для затяжки гайки сектора 22 снимите верхнюю крышку 25 корпуса ГУР Беларус МТЗ-82.1, 80.1. Затяните гайку сектора 22 моментом от 280 до 320 Нм и установите верхнюю крышку 25. Для регулировки предохранительного клапана в нагнетательную магистраль или в клапанную крышку вместо пробки 15 подсоедините манометр со шкалой деления не менее 10 МПа. Поверните рулевое колесо до упора, дайте двигателю максимальные обороты, при повернутом рулевом колесе до упора и поворачивайте регулировочный винт 17 предохранительного клапана до тех пор, пока манометр не покажет давление 8,8 МПа. Регулировку производите при температуре масла от 45°С до 55°С.Установка распределителя на корпус ГУР
В процессе эксплуатации трактора Беларус МТЗ-82.1, 80.1 может возникнуть необходимость в снятии распределителя для замены уплотнительных колец, промывки деталей и т.п.Установку распределителя ГУР производите следующим образом:
- проверьте наличие уплотнительных колец на торцах распределителя и правильность установки золотника в корпусе распределителя. Золотник устанавливайте так, чтобы торец его без фаски по наружному диаметру был обращен к корпусу гидроусилителя. Неправильная установка золотника в корпусе распределителя приведет к резкому повышению усилия поворота; - установите распределитель без крышки и прикрепите его к корпусу гидроусилителя двумя болтами, предварительно подложив под головки болтов 5 монтажные шайбы 4 на толщину фланца крышки; - установите упорный подшипник, шайбу и затяните сферическую гайку 13 в соответствии с пунктом по регулировкам гидроусилителя рулевого управления._____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Сервис и регулировки МТЗ-82 __________________________________________________________________________Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2
Ремонт МТЗ-80 Обслуживание и эксплуатация МТЗ-1221 Техобслуживание и эксплуатация МТЗ-320 Эксплуатация и сервис тракторовРемонт рулевого управления МТЗ-80,82
Снятие и разборка рулевого механизма. Снимите с рулевой колонки головку зажима с крышкой, рулевое колесо, втулку и Рис1 амортизатор. Выньте рулевой вал из рулевой колонки. Отсоедините и снимите со щитка приборов юбочную часть (левую, правую, боковины и заднюю стенку). Поднимите фиксатор и установите колонку в удобное для разборки положение. Отсоедините и снимите винт опоры вилки рулевой колонки и стойку рулевой колонки с кронштейна. Разъедините вилки кардана, отъединив и вынув крестовину. Отсоедините вилки и снимите их с промежуточного вала и стойки. Проверьте техническое состояние деталей и при необходимости замените их. Свободный ход рулевого колеса при положении передних колес, соответствующих прямолинейному ходу трактора, должен быть не более 25º при работающем двигателе.
Замена гидроусилителя в сборе. При объемном КПД 0,8 и менее замените ГУР новым или капитально отремонтированным. Порядок снятия ГУР был описан в предыдущих статьях. Последовательность выполнения основных операций и правильные приемы работ по разборке-сборке и регулировке гидроусилителя руля показаны на рис. 1 — 12. Перед снятием гидроусилителя руля слейте рабочую жидкость и отверните гайку поворотного вала 4 (рис. 1). При установке ГУР проверьте герметичность всех маслопроводов. При обнаружении течи, маслопровод замените. Установите ГУР в сборе на призонные втулки переднего бруса полурамы, установите все ранее снятые узлы и детали на трактор в последовательности, обратной разборке. При этом рулевые тяги должны быть установлены масленками назад по ходу трактора. Наличие ощутимых осевых люфтов в шаровых шарнирах и тягах не допускается. Гайки штуцеров маслопроводов ГУР должны быть затянуты до отказа.
Устранение неисправностей гидроусилителя рулевого управления. При увеличении усилия на рулевом колесе более 5 кгс, увеличении свободного хода рулевого колеса более 20° (когда регулировка механизма рулевого управления не дает нужного результата), при падении давления, ограничиваемого предохранительным клапаном, ниже 75 кгс/см2, при внутренних утечках более 3 л/мин снимите ГУР с трактора, как указано ранее, разберите и проверьте его, замените детали, не пригодные к дальнейшей эксплуатации. После снятия ГУР проверьте возможность регулировки зацепления «червяк-сектор». Если при отрегулированном в крайних положениях зацеплении в среднем положении люфт более 20°, червяк и сектор следует заменить.
Разборка. Снимите пробку заливной горловины, выньте масломер и заливной фильтр; отверните гайку и снимите сошку с поворотного вала; выверните из нижней части корпуса гидроусилителя штуцер 1/2 и угольник. Отверните гайки и снимите сливной маслопровод, маслопровод цилиндра, маслопровод клапана и уплотнительные кольца. Выверните болты и отсоедините клапанную крышку. Снимите уплотнительные кольца, отверните колпачок с регулировочного винта предохранительного клапана, снимите уплотнительное кольцо, ослабьте контргайку. Выверните регулировочный винт, снимите прокладку, выньте направляющую, пружину и шарик корпуса крышки. Выверните из клапанной крышки штуцер, снимите со штуцера уплотнительное кольцо; отверните болты крепления верхней крышки. Равномерно ввертывая два болта в монтажные отверстия крышки, снимите ее; при этом следите, чтобы не было перекосов крышки; выверните редукционный клапан из корпуса гидроусилителя; снимите сливной фильтр. Выверните болты и снимите датчик блокировки 12 (рис. 2), прокладки, рейки; выверните из крышки датчика блокировки пробку, снимите шайбу и выньте пружину с шариком; выверните болты и винт, снимите крышку вместе с краном. Снимите с крана уплотнительные кольца. Выньте пружину из отверстия золотника, снимите уплотнительное кольцо; выньте золотник из упора рейки; выверните болты и снимите крышку. Выверните болты, поверните регулировочную втулку и выньте поворотный вал 7 в сборе с сектором 10. Отверните гайки и снимите сектор и опорную верхнюю втулку. Выньте червяк 11 с подшипниками и распределителем в сборе; расшплинтуйте и отверните гайку на хвостовике червяка.Снимите шайбу, упорный подшипник, распределитель в сборе с золотником и ползунами, снимите другой упорный подшипник, шайбу и пружинное кольцо. Выньте из корпуса ползуны и пружины; снимите уплотнительное кольцо; выньте регулировочную втулку из корпуса гидроусилителя;снимите уплотнительное кольцо и выпрессуйте манжету. Выверните болты и снимите цилиндр; снимите замковое кольцо с пальца, выпрессуйте палец и отсоедините рейку 2 со штока. Снимите переднюю крышку с корпуса цилиндра, уплотнительное кольцо, отверните гайку, снимите поршень 4 со штока и крышку; снимите уплотнительные кольца и прокладки (при необходимости замены). Выпрессуйте нижнюю втулку из корпуса гидроусилителя, выньте из втулки уплотнительное кольцо. Уложите детали и узлы в корзины или контейнеры и промойте. Проверьте состояние деталей, в случае
обнаружения трещин детали замените. Особенно тщательно проверьте золотник и корпус распределителя; заменять их можно только в сборе. Все уплотнительные детали замените новыми.
Сборка. Соберите ГУР в последовательности, обратной разборке. При сборке гидроусилителя руля особое внимание следует обращать на моменты затяжки гаек, правильность совмещения меток поворотного вала, сектора и рейки, регулировку вертикального перемещения поворотного вала. Не допускайте среза и перекручивания резиновых уплотнительных колец. Момент затяжки гайки штока 12кгс·м. При сборке вала с сектором метки на собираемых деталях должны быть совмещены. Момент затяжки гайки сектора 28—32 кгс·м. Перед запрессовкой на вал червяка подшипников рекомендуется их нагреть в масле до температуры 90°С. Во избежание повреждения кромок манжет необходимо устанавливать их с помощью конусных оправок. Проверьте вращение вала. Вал во втулках должен вращаться без заедания. При установке датчика блокировки подберите регулировочные прокладки до получения зазора между сектором и рейкой 0,07—0,20мм, что соответствует зазору 0,1—0,3мм между датчиком блокировки и торцом рейки при беззазорном зацеплении ее с сектором. Число прокладок с каждой стороны упора должно быть одинаковым. После этого закрепите датчик блокировки болтами. Для регулировки зазора в зацеплении «червяк-сектор» нужно поворачивать регулировочную втулку до получения в зацеплении зазора 0,03—0,08мм. Этому зазору соответствует люфт червяка 4 — 6° при усилии 1+05 кг·с на рулевом колесе. При проверке люфта червяк не должен перемещаться в осевом направлении. Поворачивая червяк до упора, необходимо проверить его вращение, которое должно быть легким; заедания червяка не допускаются. Золотник должен плотно входить в корпус и перемещаться в нем. Золотник должен быть установлен в корпус распределителя так, чтобы его торец с фаской был обращен в сторону гидроусилителя. Неправильная установка золотника в корпусе распределителя приводит к резкому повышению усилия поворота. Гайку червяка рулевого механизма затягивают моментом 2 кгс·м. Если отверстия в червяке с прорезью в гайке под шплинт не совпадают, отверните гайку на 1/12—1/8 оборота до совпадения отверстий и зашплинтуйте шплинтом. Признаком правильной затяжки гайки является отсутствие зазоров между золотником и обоймами подшипника и отдача рулевого колеса (возвращение золотника в нейтральное положение) после прекращения вращения влево.
Ремонт рулевого управления трактора МТЗ-80
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Большой свободный ход рулевого колеса при работающем дизеле указывает на износ соединений вала рулевого механизма, увеличенные зазоры в зацеплении зубчатой передачи гидроусилителя руля, шаровых пальцев и рулевых тяг, ослабление подшипников червяка на валу. Чтобы устранить неисправности рулевого управления МТЗ-80, проверяют техническое состояние деталей рулевого механизма и рулевых тяг, устраняют зазоры, заменяют детали, регулируют механизм. Для определения зазоров в зубчатых и червячных зацеплениях механизма рулевого управления, а также усилия на ободе рулевого колоса используют прибор НИИАТ-402. Динамометр прибора устанавливают на рулевом колесе, а указатель — на рулевой колонке. Вращая рулевое колесо в обе стороны до устранения зазоров в шарнирах рулевых тяг и в зацеплении рулевого механизма, определяют свободный ход рулевого колеса. Номинальный свободный ход рулевого колеса соответствует 25—30°, допустимый — 35°. Для определения усилия на ободе рулевого колеса отсоединяют рулевые тяги от сошки, пускают дизель и при максимальной частоте вращения коленчатого вала тянут на себя одну из рукояток динамометра прибора. По положению фиксаторного кольца на противоположной рукоятке определяют усилие свободного поворота рулевого колеса. Усилие на ободе колеса должно быть в пределах 30—50 Н. Если свободный ход рулевого колеса превышает допустимое значение, регулируют механизмы гидроусилителя руля. Зазоры в зубчатом зацеплении червяк-сектор (рис. 2.3.2) устраняют поворотом регулировочной втулки 4, предварительно отвернув стопорный болт 3. Если в результате свободный ход вала гидроусилителя руля уменьшился незначительно, снимают крышку корпуса (рис. 2.3.3) и пластинчатым щупом проверяют зазор между датчиком блокировки дифференциала (упором) и рейкой (рис. 2.3.4), который должен быть в пределах 0,1—0,3 мм. Зазор регулируют прокладками фланца датчика блокировки дифференциала (рис. 2.3.5). Затем снова регулируют зацепление червяк-сектор, добиваясь свободного без заеданий вращения червяка.
Рис. 2.3.2. Регулировка зазора в зацеплении червяк-сектор поворотом регулировочной втулки
1 — лимб; 2 — стрелка-указатель; 3 — стопорный болт; 4 — регулировочная втулка червяка; 5 — червяк
Рис. 2.3.3. Снятие крышки корпуса ГУР МТЗ-80
1 — корпус ГУРа; 2 — крышка корпуса ГУР
Рис. 2.3.5. Регулировка зазора в зацеплении червяк-сектор установкой прокладок
1 — корпус ГУРа; 2 — датчик блокировки дифференциала; 3 — регулировочные прокладки Затрудненный поворот трактора свидетельствует о недостатке рабочей жидкости в баке, снижении подачи ее, нарушении регулировки предохранительного клапана, износе или разрушении уплотнительных колец силового цилиндра. Проверка технического состояния гидросистемы МТЗ-80 управления поворотом заключается в определении подачи, развиваемого давления насосом, утечек масла в распределителе и силовом цилиндре, в регулировке предохранительного клапана. Все необходимые замеры проводят без снятия с трактора агрегатов гидросистемы управления поворотом, используя прибор КИ-5473 (дроссель-расходомер). Параметры гидросистемы управления поворотом замеряют прибором при номинальной частоте вращения коленчатого вала дизеля, противодавлении 5,0 МПа по манометру прибора и температуре рабочей жидкости 50—60° С. Показания шкалы расходов прибора затем умножают на поправочный коэффициент 0,7. При проверке подачи рабочей жидкости к гидроусилителю руля МТЗ-80 (рис. 2.3.6) от коробки предохранительного клапана отсоединяют нагнетательный трубопровод 2 и к нему подсоединяют входной рукав прибора 1. Сливной рукав опускают в горловину 3 ниже уровня жидкости. Пускают дизель, устанавливают давление 5,0 МПа по манометру при номинальной частоте вращения коленчатого вала и по шкале прибора отмечают подачу рабочей жидкости. Если величина подачи ниже допустимого значения, насос заменяют. Если величина подачи не ниже допустимого значения, определяют техническое состояние распределителя по величине утечки масла (рис. 2.3.7).Рис. 2.3.6. Проверка технического состояния насоса высокого давления ГУР а — подключение прибора; б — схема проверки; 1 — прибор КИ-5473; 2 — нагнетательный трубопровод насоса; 3 — заливная горловина ГУРа
Рис. 2.3.7. Определение утечек масла в распределителе ГУР МТЗ-80
а — подключение прибора; б — схема проверки; 1 — прибор КИ-5473; 2 — входной рукав прибора; 3 — заливная горловина ГУРа; 4 — распределитель ГУРОсновные показатели работы распределителя ГУРа МТЗ-80 при проверке прибором КИ-5473
Подача масла при Р = 5,0 МПа, л/мин:
- номинальная - 2,0 - допустимая - 1,2Давление срабатывания предохранительного клапана, МПа:
- номинальное - 7,5 - допустимое - 7,0-8,5 Для подсоединения входного рукава прибора предварительно выворачивают технологическую пробку (пробка находится сверху коробки предохранительного клапана). Сливной рукав соединяют с баком гидросистемы. Пускают дизель и при номинальной частоте вращения коленчатого вала поворачивают колесо рулевого управления вправо или влево до отказа. Установив вращением рукоятки прибора давление по манометру 5,0 МПа, по шкале расходов фиксируют показания. Если разница в показаниях прибора при проверке подачи рабочей жидкости к распределителю и проверке утечек превышает 5 л/мин, распределитель ремонтируют. Давление срабатывания предохранительного клапана гидросистемы рулевого управления МТЗ-80 проверяют манометром, который вворачивают на место технологической пробки. Для проверки пускают дизель трактора и при номинальной частоте вращения коленчатого вала рукояткой прибора полностью перекрывают слив масла (в повернутом до отказа положении колес). По показанию манометра определяют фактическое давление, при котором срабатывает предохранительный клапан. Если давление срабатывания ниже или выше допустимого значения, клапан регулируют. В этом случае отворачивают колпачок, отпускают контргайку регулировочного винта и, удерживая рулевое колесо в крайнем положении поворота до упора, ввертывают или вывертывают регулировочный винт до достижения номинального давления. Резкие толчки при повороте трактора указывают на ослабление затяжки гайки золотника гидронавесного распределителя, увеличенные зазоры рулевых тяг. Ослабление затяжки гайки золотника вызывает колебания (вибрацию) передних направляющих колес, что особенно характерно при движении на повышенных скоростях. В этом случае сначала регулируют зазоры в шарнирах рулевых тяг, а затем динамометрическим ключом затягивают корончатую гайку золотника распределителя моментом не более 20 Нм и отпускают ее до совпадения отверстий под шплинт. К основным дефектам гидроусилителя руля МТЗ-80 относятся: износ шлицев вала червяка и зубьев сектора, зубчатой рейки, износ и нарушение герметичности предохранительного клапана, износ и нарушение гидравлической плотности прецизионных деталей (золотников, плунжеров, гильз). Если в процессе проверки технического состояния агрегатов гидросистемы управления поворотом трактора выявлены неисправности, не поддающиеся устранению проведением обычных регулировочных операций, гидроусилитель руля снимают с трактора и разбирают для технической экспертизы и замены деталей. Последовательность выполнения основных операций и правильные приемы работ по разборке-сборке и регулировке гидроусилителя руля показаны на рис. 2.3.9—2.3.30. Перед снятием гидроусилителя руля слейте рабочую жидкость и отверните гайку поворотного вала 4. При сборке гидроусилителя руля особое внимание обращают на моменты затяжки гаек, правильность совмещения меток поворотного вала, сектора и рейки, регулировку вертикального перемещения поворотного вала. Разборочно-сборочные и регулировочные операции, выполняемые при ремонте гидроусилителя руля, достаточно сложные и требуют применения контрольно-испытательного оборудования после окончания сборки. Собранный гидроусилитель руля испытывают на контрольно-испытательном стенде КИ-4896М. В процессе испытаний проверяют свободный ход рулевого колеса при зафиксированном вертикальном вале ГУРа, который должен быть в пределах 4—6°, а также работу гидроусилителя под нагрузкой при давлении на входе 5—6 МПа. Усилие на ободе рулевого колеса не должно превышать 50 Н.
Рис. 2.3.10. Гидроусилитель рулевого управления (ГУР) МТЗ-80
а — общий вид; б — взаимное расположение деталей; 1 — корпус усилителя; 2 — рейка; 3 — силовой цилиндр; 4 — поршень; 5 — предохранительный клапан; 6 — золотник; 7 — поворотный вал; 8 — верхняя крышка корпуса гидроусилителя; 9 — регулировочный болт поворотного вала; 10 — сектор; 11 — червяк рулевого механизма; 12 — датчик блокировки дифференциала; 13 — сливной патрубок; 14 — рулевая сошка
Рис. 2.3.9. Спрессовка рулевой сошки
1 — наставка; 2 — рулевая сошка; 3 — сливной патрубок; 4 — гайка поворотного вала
Рис. 2.3.11. Взаимное расположение деталей датчика блокировки дифференциала
1, 10 — болты; 2 — крышка; 3 — пружина; 4 — золотник; 5 — толкатель; 6 — кольцо; 7, 9 — корпуса; 8 — клапан; 11— кран
Рис. 2.3.12. Снятие трубки подвода масла от распределителя МТЗ-80
1 — трубка подвода масла; 2 — корпус ГУР; 3 — сетчатый фильтр; 4 — редукционный клапан
Рис. 2.3.13. Снятие поворотного вала
1 — корпус ГУРа; 2 — поворотный вал с сектором
Рис. 2.3.17. Снятие крышки датчика блокировки дифференциала
Рис. 2.3.19. Снятие гидроцилиндра ГУР
Рис. 2.3.25. Выпрессовка втулки поворотного вала
1 — втулка; 2 — цапфа; 3 — винт съемника_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Сервис и регулировки МТЗ-82 __________________________________________________________________________Эксплуатация и сервис МТЗ-82.1, 80.1, 80.2, 82.2
Ремонт МТЗ-80 Обслуживание и эксплуатация МТЗ-1221 Техобслуживание и эксплуатация МТЗ-320 Эксплуатация и сервис тракторов