Движение на перекрестках


Проезд перекрестков

Перекресток — это место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне.

Иначе говоря, две или несколько дорог, пересекаясь в одном месте, образуют один перекресток. Пересечения дорог в разных уровнях (путепроводы, эстакады, мосты и т.п.) перекрестками не считаются.

Перекресток

Также не образуют перекрестков выезды на дорогу с прилегающих территорий.

Общие правила проезда перекрёстков

Очередность движения через перекресток зависит от того, к какому виду он относится. Однако есть и общие правила, которые действуют на любых перекрестках.

Вот эти правила:

  1. Поворачивая на перекрестке направо или налево, водитель обязан пропустить пешеходов, идущих через ту дорогу, на которую он поворачивает, а также велосипедистов, продолжающих движение в прямом направлении по велосипедной дорожке или по краю проезжей части. Исключение составляют случаи, когда движение пешеходов регулируется отдельным светофором. Если во время поворота транспортного средства пешеходам горит запрещающий сигнал, то уступать им дорогу не следует.
  2. Запрещается въезжать на перекресток, если на нем или за ним образовался затор, который вынудит водителя остановиться на пересечении проезжих частей, создав препятствие для движения других транспортных средств в поперечном направлении. В таком случае въехать на перекресток можно только для того, чтобы тут же выехать с него в свободном направлении (например, выполнив поворот или разворот). Если же вам необходимо двигаться именно в том направлении, в котором образовался затор, то нужно остановиться перед въездом на пересечение проезжих частей и возобновить движение только после того как за перекрестком появится свободное место для вашего транспортного средства.
  3. На любых перекрестках ТС с включенными проблесковыми маячками синего (синего и красного) цвета и специальным звуковым сигналом (сиреной) имеют преимущество независимо от имеющихся на перекрестке дорожных знаков, разметки, а также сигналов светофора. Остальные водители обязаны уступить дорогу специальному транспортному средству и тем, кого оно сопровождает.

Алгоритм проезда перекрестков

Алгоритм проезда любого перекрестка состоит из трех действий:

  • Во-первых, нужно правильно сориентироваться и еще до въезда на перекресток, определить, к какому виду он относится.
  • Во-вторых, применив соответствующие правила, нужно уступить дорогу тем, кто имеет преимущество, после чего своевременно въехать на перекресток.
  • В-третьих, после въезда на перекресток нужно своевременно выехать с него в желаемом направлении. На этом этапе также может возникнуть необходимость уступить дорогу другим водителям и пешеходам.

Виды перекрестков

Перекрестки могут иметь разную конфигурацию. Они бывают крестообразными, Т-образными, в форме звезды, треугольника и т.д.

Существуют перекрестки с круговым движением и транспортные развязки, на которых вместо одного большого перекрестка делается несколько маленьких.

Однако правила проезда перекрестков зависят не от их формы и размеров, а от того, к какому виду относится тот или иной перекресток.

Регулируемый перекресток — это такой перекресток, где очередность движения определяется сигналами действующего светофора или регулировщика.

Если светофор и регулировщик отсутствуют, то перекресток считается нерегулируемым, и водители определяют очередность проезда самостоятельно, по тем правилам, которые действуют на нерегулируемых перекрестках.

Также считается нерегулируемым перекресток, на котором:

  • светофор имеется, но не работает;
  • светофор имеется, но работает в режиме мигающего желтого сигнала;
  • регулировщик присутствует, но не подает водителям и пешеходам сигналов, регулирующих движение.

Важно знать! В тех случаях, когда движением на перекрестке управляет регулировщик, водители и пешеходы должны выполнять его требования, даже если они противоречат сигналам светофора, знакам приоритета, а также другим дорожным знакам и разметке.

Нерегулируемые перекрестки делятся на равнозначные и неравнозначные. На неравнозначном перекрестке всегда есть главная дорога, а остальные дороги являются второстепенными по отношению к ней.

Естественно, тот, кто движется по главной дороге, имеет преимущество перед теми, кто находится на второстепенной дороге.

Вы должны уметь самостоятельно находить на неравнозначном перекрестке главную и второстепенные дороги.

Если вы не успеете сделать это, пока приближаетесь к перекрестку, то вам не удастся правильно определить, кто имеет преимущество, а кто должен уступить дорогу. Не соблюдая очередность проезда, можно совершить серьезное ДТП.

Главная дорога

Три признака главной дороги:

  1. Автомагистраль, обозначенная знаком 5.1, всегда является главной по отношению ко всем остальным дорогам, которые примыкают к ней.
  2. Дорога с твердым покрытием (асфальт, бетон, щебень, брусчатка и т.п.) всегда является главной по отношению к пересекаемой или примыкающей грунтовой дороге, при условии, что на перекрестке отсутствуют знаки приоритета и знак 1.6.
  3. Дорога, обозначенная перед перекрестком знаками приоритета 2.1, а вне населенных пунктов — также знаками 2.3.1- 2.3.7 (2.3.1, 2.3.2, 2.3.3, 2.3.4, 2.3.6, 2.3.5, 2.3.7, всегда является главной по отношению к пересекаемой или примыкающей дороге. Дорога, которая обозначена знаками 2.4 или 2.5, всегда является второстепенной. Знаки 2.1, 2.4 и 2.5 устанавливаются непосредственно перед перекрестком, а 2.3.1 — 2.3.7 на расстоянии 150 — 300 метров до него.

На некоторых перекрестках главная дорога может поворачивать влево или вправо. В таком случае знаки приоритета устанавливаются с табличками 8.13 «Направление главной дороги»: знак 2.1 — с табличкой 8.13 , а знаки 2.4 или 2.5 — с табличкой 8.13.

Главная дорога показана на этих табличках толстой линией, а второстепенные дороги — тонкими. Если знаки 2.1, 2.4 или 2.5 установлены без табличек 8.13, то вы можете быть уверены, что ни главная, ни второстепенная дорога на данном перекрестке не меняет направления.

Если водитель не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и т. п.), а знаков приоритета на перекрестке нет, то в целях безопасности он должен считать, что находится на второстепенной дороге.

Важно знать! Знаки приоритета устанавливаются и на регулируемых перекрестках, однако в этом случае водители должны подчиняться не им, а исключительно сигналам светофора или регулировщика. Если светофор выйдет из строя или окажется выключен, перекресток станет нерегулируемым, и только тогда установленные знаки приоритета вступят в силу. Таким образом, приближаясь к перекрестку, водитель должен в первую очередь обратить внимание на наличие светофора (регулировщика), и только если его нет — искать в поле зрения знаки приоритета.

На равнозначном перекрестке нет главных и второстепенных дорог — все пересекающиеся дороги равны по своему значению. Как правило, на таких перекрестках отсутствует интенсивное движение, поэтому нет смысла устанавливать светофоры и знаки приоритета.

Их отсутствие и является признаком равнозначного перекрестка. В некоторых случаях, но далеко не всегда, перед равнозначным перекрестком может быть установлен предупреждающий знак 1.6.

Для равнозначных перекрестков существуют свои правила проезда, которые отличаются от правил, действующих на регулируемых и неравнозначных перекрестках.

Проезд нерегулируемых перекрёстков

Правила устанавливают очередность проезда нерегулируемого перекрестка в зависимости от типа перекрестка, взаимного расположения ТС или пешеходов, а также от направлений их дальнейшего движения.

При этом одни участники движения должны уступать дорогу другим.

Однако если вы точно знаете, что ваш путь на перекрестке не будет пересекаться с траекторией другого транспортного средства (например, при движении навстречу друг другу в прямом направлении), то с таким ТС вы можете двигаться через перекресток одновременно.

Проезд нерегулируемых перекрестков равнозначных дорог

На равнозначном перекрестке все дороги, примыкающие к нему, равны по значению. Однако это еще не означает, что все участники движения находятся в равных условиях.

На таком перекрестке существуют две очереди: первая — для трамваев, а вторая — для безрельсовых ТС.

Когда на равнозначном перекрестке находится несколько трамваев и безрельсовых транспортных средств, пути которых пересекаются, внутри каждой из этих двух очередей водители руководствуются при въезде на перекресток уж известным нам правилом помехи справа, согласно которому такой помехе нужно уступить дорогу.

По этому правилу трамваи разъезжаются друг с другом, а безрельсовые ТС — друг с другом, после того как проедут трамваи.

Уступив дорогу трамваям и находящимся справа от вас безрельсовым транспортным средствам, вы получаете право въехать на равнозначный перекресток.

Однако в некоторых случаях выехать с него удаётся не сразу.

Прежде чем выехать в нужном направлении, необходимо:

  • при повороте направо — уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, которые пересекают дорогу справа от вас;
  • при повороте налево — уступить дорогу встречным ТС, движущимся прямо и направо (то есть туда же, куда хотите повернуть и вы), а также пешеходам, переходящим дорогу слева от вас;
  • при развороте — встречным транспортным средствам и тем, кто приближается к перекрестку с левой стороны (в процессе разворота такие ТС также станут для вас встречными);
  • при движении прямо выехать с перекрестка можно беспрепятственно, если вы правильно въехали на него ранее;
  • поворот налево двух ТС, движущихся со встречных направлений, может выполняться одновременно при условии, что оба водителя выбирают не пересекающиеся траектории и поддерживают безопасный боковой интервал. При этом разъезд на перекрестке осуществляется правыми бортами. Выполняя такой разъезд, нужно соблюдать осторожность, поскольку встречное транспортное средство, поворачивающее налево, может загораживать собой автомобиль или мотоцикл, едущий в прямом направлении.

Равнозначные перекрестки отличаются низкой интенсивностью движения, поэтому ситуация, когда безрельсовые ТС подъехали одновременно с четырех сторон и создали друг другу помеху справа, возникает очень редко.

Правила такую ситуацию не регламентируют, следовательно, водители будут должны определить очередность движения по договоренности. После того как одно из четырех ТС проедет в первую очередь, остальные три водителя смогут разъехаться по правилу помехи справа.

Проезд нерегулируемых перекрестков главных и второстепенных дорог

При наличии на нерегулируемом перекрестке главной дороги, транспортные средства, движущиеся по ней, имеют преимущество перед теми, кто движется по второстепенной дороге.

При этом не имеет значения, на какой дороге ваше ТС окажется после проезда перекрестка — очередность движения определяется тем, по какой дороге вы подъехали к нему.

Так, водитель, поворачивающий с главной дороги на второстепенную, все равно имеет преимущество перед водителем, который поворачивает со второстепенной дороги на главную.

Важно знать! В любом случае, водитель, находящийся на второстепенной дороге, не имеет права въехать на перекресток до тех пор, пока главная дорога не освободится от всех ТС, которые либо уже находятся на перекрестке, либо приближаются к нему.

При наличии на главной или второстепенной дороге трамвайного движения въезд на перекресток осуществляется в четыре очереди:

  • первую очередь составляют трамваи, подъехавшие по главной дороге;
  • вторую очередь составляют безрельсовые ТС, подъехавшие по главной дороге;
  • третью очередь составляют трамваи, подъехавшие по второстепенной дороге;
  • четвертую очередь составляют безрельсовые ТС, подъехавшие по второстепенной дороге.

Таким образом, ваша очередь на таком перекрестке может оказаться второй или четвертой — в зависимости от того, по какой дороге вы подъехали.

Если главная дорога на перекрестке поворачивает, то возможна ситуация, когда траектории транспортных средств, оказавшихся на главной дороге, пересекаются друг с другом.

Такая же ситуация возможна и между ТС, находящимися на второстепенных дорогах.

В этом случае водители, оказавшиеся в равных условиях, то есть на одинаковых по значению дорогах, должны руководствоваться между собой правилом помехи справа.

Водители, находящиеся на второстепенных дорогах, разъезжаются, руководствуясь этим правилом, после того как будет полностью освобождены оба направления главной дороги.

Выезд с неравнозначного перекрестка осуществляется по тем же правилам, что и выезд с пересечения равнозначных дорог. При повороте налево или направо нужно уступить дорогу пешеходам и велосипедистам.

Если главная дорога не поворачивает, то при повороте налево и развороте придется пропустить встречные транспортные средства. На перекрестках с поворотом главной дороги выезд налево не представляет сложности, а разворот должен осуществляться так, как показано на рисунке.

Перекрестки с круговым движением

Проезд перекрестка с круговым движением осуществляется по тем же правилам, которые действуют на остальных перекрестках.

При отсутствии знаков приоритета перекресток является равнозначным, и водители руководствуются правилом помехи справа. При наличии знаков «Уступите дорогу» водители, въезжающие на перекресток, уступают дорогу тем, кто уже движется по кругу.

Проезд регулируемых перекрестков

На регулируемых перекрестках очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика. Если сигналы регулировщика противоречат сигналам светофора и указаниям дорожных знаков, то нужно руководствоваться требованиями регулировщика.

Если сигналы светофора противоречат требованиям дорожных знаков 2.1, 2.4 или 2.5, то нужно руководствоваться светофором.

Въехать на регулируемый перекресток позволяет разрешающий сигнал светофора или регулировщика. Разрешающими сигналами светофора являются:

Зеленый свет Зеленый свет с зеленой дополнительной стрелкой Красный или желтый свет с зеленой дополнительной стрелкой
Разрешает въезд на перекресток. Разрешает въезд на перекресток и движение во всех направлениях. Разрешает въезд на перекресток только для движения в направлении, указанном стрелкой.

Важно знать! При движении на запрещающий (крансый или желтый) сигнал с зеленой дополнительной стрелкой водитель должен уступить дорогу любым транспортным средствам, движущимся с других направлений.

При запрещающем сигнале светофора или регулировщика водитель должен остановиться перед стоп-линией, обозначенной разметкой или знаком 6.16, а при их отсутствии — перед пересекаемой проезжей частью, не создавая помех пешеходам.

Очередность движения трамваев и безрельсовых ТС

Если разрешающий сигнал подается одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамваи проезжают перекресток в любом направлении в первую очередь, а безрельсовые ТС — во вторую.

Однако если трамвай движется на запрещающий сигнал с дополнительной зеленой стрелкой, он должен уступить дорогу остальным ТС, которые движутся на зеленый свет.

Выезд с регулируемого перекрестка

Выезд с регулируемого перекрестка определяется направлением вашего дальнейшего движения. Трамваи между собой, а безрельсовые транспортные средства — между собой разъезжаются по следующим правилам:

  • водитель, движущийся прямо, не уступает дорогу никому;
  • водитель трамвая или безрельсового ТС, поворачивающий направо, уступает дорогу только пешеходам и велосипедистам, продолжающим движение прямо;
  • водитель, поворачивающий налево, уступает дорогу встречным транспортным средствам (в том числе выполняющим правый поворот), а также пешеходам, продолжающим движение прямо;
  • водитель, выполняющий разворот, уступает дорогу только встречным транспортным средствам.

Действия водителя при переключении светофора

Въехав на перекресток на разрешающий сигнал светофора (в том числе на мигающий зеленый), водитель должен освободить перекресток, даже если светофор переключился на запрещающий сигнал, при условии, что на пути его следования через перекресток нет стоп-линий.

Однако при наличии стоп-линии после того как включился запрещающий сигнал, водитель обязан остановиться перед ней и возобновить движение только после того, как снова загорится зеленый свет.

Этим же правилом нужно руководствоваться на перекрестке с регулировщиком.

С учетом сказанного выше, на перекрестках с интенсивным движением при необходимости повернуть налево или развернуться на зеленый свет рекомендуется следующая последовательность действий:

ШАГ 1 ШАГ 2 ШАГ 3
Водитель въезжает на перекресток по разрешающему сигналу светофора, останавливается на середине перекрестка, уступает дорогу встречным ТС. Водитель дожидается переключения зеленого сигнала на желтый, убеждается, что встречный автомобиль снизил скорость с целью остановки. Водитель поворачивает налево позади последнего автомобиля, который проехал навстречу, невзирая на сигнал светофора.

Важно знать! Даже после включения разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, а также пешеходам, заканчивающим переход дороги.

Проезд перекрестка по сигналам регулировщика

Сигналы регулировщика могут разрешить вам движение в нескольких направлениях.

При этом необходимо соблюдать правила расположения на проезжей части перед выполнением поворота направо, налево или разворота, а также учитывать требования знаков 5.15.1, 5.15.2 или разметки 1.18, указывающих направления движения по полосам.

Читайте также

Кто будет первым, согласно правил проезда перекрестков?

Правильно водить -наука не из простых. Само по себе управление машиной не представляет собой большой сложности. Даже экзаменационные билеты по теории вполне поддаются освоению у тех, кто себя раньше даже не представлял за рулем.

Гораздо труднее грамотно оценивать ситуации в городе, особенно в местах высокой сложности. Одно из наиболее экстремальных мест — перекресток.

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию: +7 (499) 577-00-25 доб. 186 Москва   +7 (812) 425-66-30 доб. 186 Санкт-Петербург   +7 (800) 350-23-69 доб. 675 Остальные регионы

Что такое перекресток?

Как называются две пересекающиеся дороги, знает любой ребенок. Однако, Правила дорожного движения дают более развернутую и сложную трактовку термина «перекресток».

Определение из ПДД (п.1.2): «Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей.

Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

Правила проезда перекрестков

С круговым движением

На участке дороги, так называемом «островке», где машины едут против часовой стрелке, действует особенный порядок проезда. Автомобиль едет по кругу до выезда с этого участка. Основная сложность состоит в том, что круговые перекрестки  не регулируются ничем, т.е. они относятся к неравнозначным.

Согласно новым правилам, приоритет у тех, кто в этом «острове» уже находится, то есть те, кто только въехал на перекресток, обязаны уступить путь.

Включение поворотного сигнала на этом отрезке не обязательно. Однако если находящийся за рулем хочет перестроиться в соседний ряд, то включить поворотник он обязан.

Ранее для обозначения таких участков ставили знак 4.3. Но начиная с конца осени 2010 года к нему добавился еще один, требующий уступить путь. Последний может и отсутствовать, особенно на магистралях регионов. Но даже если его нет, автолюбитель не освобождается при въезде на «островок» от обязанности пропускать тех, кто там уже находится.

Нерегулируемых

При приближении к пересечению дорог, где ни светофор, ни постовой движение не распределяет, водитель сам обязан определить очередность проезда, исходя из Правил и сложившейся ситуации. Все зависит от того, главная у вас дорога или второстепенная.

Это можно определить по знакам приоритетности. Если дорога главная, рельсов нет, то можно проезжать первому, неважно, где бы ни находился выезд.

Однако если трамвайные пути есть, то преимущество всегда будет у рельсового транспорта!

Правило «помехи справа» действует в случаях, если предстоит левый поворот на перекрестке или же разворот, а также при проезде равнозначного перекрестка. Нужно не забыть уступить путь тем машинам, которые идут по главной дороге навстречу въезжающему — прямо и направо. У многих возникает вопрос, зачем вообще про эту помеху вспоминать? Дело в том, что идущие «в лоб» машины так или иначе окажутся по правую руку от вас. Соответственно, придется их пропускать.

Слово «преимущество» на нерегулируемом пересечении нужно понимать правильно, даже если нет рельсов. В любом случае, водитель сбрасывает скорость, переключает мотор на более низкую передачу, а саму опасную зону пересекает с так называемым «запасом газа» или в режиме максимального крутящего момента, чтобы при необходимости резко дернуться вперед или наоборот, остановиться.

Важно: левый поворотник включают только убедившись, что вас никто не собирается обгонять. Для этого необходимо оглядеться и убедиться, что из «мертвой зоны» не идет никаких помех.

Если же за вами кто-то едет и этот кто-то уже собирается обгонять, ни в коем случае нельзя выезжать со своей полосы и устраивать соревнования, кто кого перехитрит. Это приведет к аварии. Лучше сбросьте скорость и спокойно подготовьтесь поворачивать.

Со светофором(регулированный перекресток)

Если место скрещения дорог, точнее, движение на нем, регулируется постовым или светофором, то такой перекресток считается регулируемым. Во всех остальных случаях, даже при мигающем желтом свете, перекресток признают нерегулируемым.

Причем, отталкиваться нужно от того, работает ли устройство в режиме красный-желтый-зеленый, а не просто стоит. Если есть знак, а световой сигнал вступил с ним в противоречие, то автовладелец обязан «слушаться» светофора. Когда противоречащий сигнал погаснет или замигает желтый, можно последовать знаку приоритетности.

Так же, как и без регулировщика, поворачивая налево, нужно уступить путь едущим навстречу прямо и направо. То же относится к трамваям.

Особого рассмотрения заслуживает зажегшаяся дополнительная секция светофора со стрелкой. Следующие автомобили  по этой стрелке уступают тем, кто движется с других концов.

Т-образный перекресток

Существующие нормы никак не выделяют Т-образные пересечения дорог в какую-то особую подкатегорию. Поэтому действуют общие правила. Все зависит от того, регулируется там движение светофором или полицейским или нет.

Здесь можно ознакомиться с особенностями проезда перекрестков с разметкой «вафельница».

Нарушение правил проезда перекрестков

Для доказательства виновности при нарушении правил пересечения дорог используются:

  • свидетельство полицейских;
  • данные автоматизированных систем слежения (например Автоураган).

Последние присутствуют практически во всех городах России. Благодаря им, от взора ГИБДД не уйдет ничто — ни нарушение «стоп-линии», ни игнорирование запрещающих показателей светофоров, ни само нарушение правил, даже если водитель ни с кем не столкнулся.

Пренебрежение правилами остановки, движения по встречной зоне, непропуск, или хуже того, наезд на пешеходов — все отслеживается автоматически. Если пассажир или даже сам сидящий за рулем забыли пристегнуть ремни, это также будет зафиксировано. Устройство предоставит полный ролик с обзорной камеры, благодаря чему станет ясна полная картина нарушения и номер того, кто счел себя выше правил. После чего информация направляется в Центр обработки. При необходимости материалы распечатываются и сохраняются на носителях.

Наказание

При определении наказания за нарушения правил пересечения дорог, все зависит от серьезности последствий. Так если пренебрежение нормами привело к затору, то можно отделаться тысячей рублей. (ст. 12.13 КоАП). В более серьезных случаях дело может грозить уголовной ответственностью, лишением прав, а то и свободы.

Как реально можно избежать наказания?

Избежать наказания за нарушение норм проезда перекрестков можно, причем без каких-либо усилий — досконально знать правила и не нарушать их. Если же ситуация была вынужденной, следует также проявить грамотность. Внимательно следить за тем, как инспектор оформляет протокол и что он туда пишет. Не подписывать, если не согласны и ни в коем случае не отдавать права представителю ГИБДД, даже если он будет настаивать. Это полномочие исключительно суда.

Может помочь характеристика с места работы, правда, если вы никого не сбили и не сели за руль пьяным. В остальных случаях следует спокойно пережить процесс оформления протокола и сразу же обратиться за квалифицированной адвокатской помощью От ответственности юрист вас, скорее всего, не спасет, но и произвола в отношении вас не допустит.

Полезное видео

Здесь можно узнать как правильно проехать перекрёсток с круговым движением:

Перекресток — зона, требующая особенного внимания от всех, кто там находится. Даже если вы опаздываете, забудьте о спешке и руководствуйтесь только правилами — это сэкономит и время, и финансы, и даже здоровье.

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию: +7 (499) 577-00-25 доб. 186 Москва   +7 (812) 425-66-30 доб. 186 Санкт-Петербург   +7 (800) 350-23-69 доб. 675 Остальные регионы

Тема 13. Проезд перекрёстков. — Автошколадома

Тема «Проезд перекрестков» очень волнует (а порой даже пугает) большинство начинающих автолюбителей. Хотя, на самом деле, это, едва ли, не самое простое и самое понятное, что есть в Правилах. И моя задача, как преподавателя, постараться вас в этом убедить.

Как известно, перекрестки бывают регулируемые и нерегулируемые. При этом регулируемые перекрёстки могут быть либо со светофорами, либо с регулировщиком, либо с тем и другим одновременно. При этом ещё и светофоры могут быть разные – (без дополнительных секций, с дополнительными секциями, различные специальные светофоры).

В свою очередь, нерегулируемые перекрёстки тоже делятся на две категории – перекрёстки равнозначных дорог и перекрёстки неравнозначных дорог. При этом ещё и на перекрестках неравнозначных дорог главная и второстепенная дороги могут менять свои направления.

К этому следует добавить, что кроме традиционных перекрёстков есть ещё и перекрестки с круговым движением.

Действительно, выглядит пугающе. Ведь порядок проезда всех перечисленных разновидностей перекрёстков имеет свою специфику, и как тут во всём этом разобраться, всё запомнить, да ещё и научиться всё это быстро и безошибочно применять на практике.

А теперь попробую вас немного успокоить и настроить на оптимистичный лад. Несмотря на обилие разновидностей перекрёстков, и, несмотря на обилие требований, содержащихся в Разделе 13 Правил, порядок движения через все перекрёстки подчиняется всего-то трём общим принципам.

Повторяю – для того, чтобы уверенно ездить через перекрёстки, достаточно усвоить всего лишь три правила (общих для всех типов перекрёстков).

Первое общее правило.

Правила. Раздел 13. Пункт 13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

Пока вы ещё не доехали до перекрёстка и никуда не поворачиваете. Но то, что сейчас нужно остановиться и пропустить пешехода, не вызывает никаких сомнений.

Поведение водителя в этой ситуации определено не в 13-том разделе Правил, а в 14-том:

Правила. Раздел 14. Пункт 14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть для осуществления перехода.

Так что этому пешеходу точно уступаем. Да, собственно, это понятно и безо всяких Правил.

А вот, обязан ли водитель уступать дорогу пешеходам, поворачивая на перекрёстке направо или налево? Чтобы снять всяческие сомнения, Правила и ввели это требование:

При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

Как уже было сказано, это требование универсально и действует на любом перекрёстке.

 

Ровным счётом ничего не изменится, если мы расставим тут знаки приоритета. Всё равно, поворачивая направо или налево, необходимо уступать дорогу пешеходам и велосипедистам.

Точно так же ничего не изменится, если мы сделаем перекрёсток регулируемым.

По-прежнему, поворачивая направо или налево, необходимо уступать дорогу  пешеходам и велосипедистам.

Второе общее правило.

Правила. Раздел 13. Пункт 13.2. Запрещается выезжать на перекрёсток или пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении.

Логика этого ограничения понятна. Мало того, что «пробка» в данном направлении, так теперь ещё и поперечное движение заблокировано.

 

Поэтому Правила и содержат такое требование: – если вы намерены двигаться прямо, то в данной ситуации въезжать на перекрёсток  вам запрещено!

Надо подождать до тех пор, пока за перекрёстком не освободится пространство.

Это требование тоже универсальное и действует на всех перекрёстках!

 

И тот факт, что у вас сейчас главная дорога, ничего не меняет. Если за перекрестком образовался затор, надо остановиться перед перекрёстком и подождать.

 

И даже тот факт, что вам горит зелёный сигнал, тоже не даёт вам право возобновлять движение до тех пор, пока за перекрёстком нет свободного места.

Третье общее правило.

При равном праве на проезд водители безрельсовых транспортных средств

разбираются между собой по принципу «помехи справа»,

а трамвай имеет преимущество независимо от направления движения.

Как уже говорилось, это правило применимо ко всем типам перекрёстков во всех возможных ситуациях. Этих ситуаций, на самом деле, бесконечное множество, и в Билетах ГИБДД на тему «Проезд перекрёстков» имеется аж целых 120 задач. Но очень скоро вы поймёте, что они все однотипные, и решать их станет не только легко, но даже скучно.

При этом предполагается, что вы уже знаете «Сигналы светофора и регулировщика» (Тема 6), «Начало движения, маневрирование» (Тема 8) и «Расположение транспортных средств на проезжей части» (Тема 9).

Кроме этого предполагается, что вы уже знакомы с дорожными знаками и разметкой, в состоянии отличить главную дорогу от второстепенной и знаете, что такое «принцип помехи справа».

И если это так, то поехали. А начнём с перекрёстков равнозначных дорог.

Безопасность движения на перекрёстке

Перекрестки считаются очень важной частью дороги. Начинающие водители в первую очередь при обучении в автошколе начинают изучать правила безопасного  пересечения перекрестка. Это очень связано с наблюдением за движением на перекрестке в час пик, когда два транспортных средства столкнулись, и тут же вмиг образовалась пробка. Теперь другим водителям не получится отдохнуть. Сколько раз мы слышали возмущение пассажиров в автобусе: Ну как же вы так? Помеха справа!

Конечно, стартовые знания по преодолению перекрестка известны каждому, даже если не обучался в автошколе, и не имеет прав. Но так ли это просто по правилам преодолеть перекресток?

Перекрёсток и его виды

Для правильного проезда любой развилки нужно уметь определять пересечение перекрестка и дороги. Итак, перекресток − единственный уровень пересечения дороги, означает это то, что многополосные извилистые  участки дороги, а также маршруты в тоннелях и под мостами не относится к этому типу. Сами перекрёстки делятся на нерегулируемые, а также регулируемые. Таким образом, в одном случае движение со светофором, а в другом с регулировщиком.

Пересекающиеся дороги  тоже делятся на виды: неравнозначные и равнозначные. Нерегулируемые по местонахождению главной дороги перекрестки,  имеют неровное значение.  Перекрестки и их вид прямо зависят от ПДД.

Правила  проезда по перекрёсткам

·при выполнении маневров нужно уступать дорогу автомобилям, пешеходам, а также велосипедистам, которые следуют,  не меняя, своего направления. Это выполнение спорное и бывают такие случаи: пешеход  должен посмотреть и быть уверен  в том, что отсутствует любой вид транспорта или его задержка перед  пешеходами, на определённом участке нет в на явности пешеходного перехода.

·запрещаться выруливать на пересекающую дорогу с усложнённым движением (пробки), с задачей устранения предстоящего увеличения трудной дорожной ситуации, не только по назначению самостоятельного движения. Когда у вас на главной дороге сияет зеленый, тогда это не повод  делать  взаимодополнительное затруднительное положение.

·на регулируемом перекрестке нужно  отталкиваться от сигналов издаваемых светофором и регулировщика, а если такие сигналы отсутствуют, то нужно следовать по указателям 1)разметки, 2)дорожных знаков, отвечающих за преимущество и поочередность выезда на перекресток.

Далее поговорим тщательно  о правильном поведение владельцев авто, на регулируемых перекрестках с наличием регулировщика и его помощника светофора:

·трамваи имеют значительное превосходство перед автомобилем при езде на зеленый цвет или подобающий жест регулировщика во всех случаях, помимо разрешающего  проезда вспомогательной секцией светофора. В таких случаях водитель рельсового транспорта должен пропустить все движущиеся объекты, которым светит цвет светофора;

·светящая стрелка в добавочной секции светофора, обязует  владельца авто уступить дорогу транспорту, который движется в ином направлении с  наличием желтого света;

·остановиться автолюбитель, обязан на перекрестке в независимости от цвета на светофоре, который горит на выезде с него. Отступлением в таком случае может быть, каждый перекресток со знаком Стоп (изображен на белом фоне с наличием название черного цвета). Все  средства, которые движутся, должны уступать автомобилям закончившим движение, пешеходам и иным людям, участвующим в дорожном движении, не обращая внимание, на зелёный цвет светофора. Практикуется  это в основном при движении по автобанам с наличием большого количества полос, когда дается резкий «старт» на зеленый цвет, и не видя что с другой стороны заканчивается движение, чтобы при появлении желтого проехать как можно быстрей.

При нерегулируемых пересечениях дорог  достаточно сложно, не только в классифицирование, но и в правилах их пересечения:

·во - время  пересечения неравнозначных дорог.  Транспортное средство, совершающее передвижение по второстепенной улице,  должно уступить проезд на этом участке пути, в соответствие с действующим знаком и правилам дорожного движения. В таком случае автомобилисты, передвигающиеся по трассе или дороге, сталкиваются с  знаком в виде ромба окрашенным желтого цвета, и могут легко продолжать движение. При этом нужно внимательно осмотреться и быть уверенным, что нет никакого рельсового транспорта, так как такой вид транспортного средства имеет преимущество, причем значительное, но только перед попутном или встречном движении;

·при извилистой дороге важно не забыть о помехе с справой стороны между автотранспортами, которые реализовывают передвижение по основной дороге, и  принимающие участие, в движения на второстепенных участках дороги;

·при выполнении маневра обычный поворот налево или разворот в другое направление, нужно дать возможность проезда движущемуся транспорту по встречной полосе. Такому правилу обязаны придерживаться все водителя;

·во всяких загадочных ситуациях таких как: отсутствие знаков, светофоров  или разметки. Следует понимать, что вы находитесь на второстепенной дороге и вести себя нужно внимательно. Такое поведение и внимание позволит вам избежать неприятных инцидентов  или аварийных ситуаций.

Пересечение кругового перекрестка нужно начинать строго по знакам, которые дают разрешение первым осуществить передвижение на перекресток. Такой знак имеет красный фон и написано буквами белого цвета слово СТОП, также знак треугольной формы с белым фоном и с окантовкой красного цвета. Они предупредят, что передвигаться разрешено только  тому, кто присутствует на перекрестке.

Но дороги и их примыкания в виде окружностей имеют некоторые сложности при использовании их. В основном большое количество Российских городов снабжены перекрестками, округленного типа с въездом на главную дорогу. Стоит обратить внимание, что это направление в основном одно и тоже. Так что когда вы, будите совершать движение, по Российской Федерации стоит запомнить, что аварии и происшествия создаются именно на таких участках.

1.Многие водителя и пешеходы не берут во внимание знак СТОП, и ограничительную линию такого знака возле светофора. В будущем это может спровоцировать к образованию преград для транспорта движущегося перпендикулярно. При слабой видимости на пересечении дорог, для транспорта, делающего маневры, может  просто создаться аварийная ситуация, если половина вашего автомобиля уже расположена на пересечении дорог следования;

2.В последнее время человек дорожит своим временем и постоянно куда-то спешит. Очень большое движение, и бесконечный поток транспорта, ежедневно и все время сводят с ума. Увидев, как светофор начинает желтеть,  мы интенсивно нажимаем на педаль газа, отдавая  всё больше сил. Но как известно, что жёлтый гласит уменьшить скорость передвижения, так как после жёлтого сигнала появится красный, гласящий произвести немедленную остановку. При выскакивании на большой скорости, на пересечение пути не появляется мысль, что может быть аналогичный спешащий водитель, который тоже занят и торопится  на работу или по делам хочет этот участок преодолеть первым, и занять место в нужном ряду. Но теперь полная неудача! Водителя теперь не спешат так, как везде поджидают сотрудники ДПС, и нервно звоня начальству, и партнёрам отменяют встречи, и опаздывают на работу.

3.При необходимости поворота на пустой участок дороги, к примеру с примыкающей территорией, но проезжать нужно будет объёмный поток автомобилей, то нужно взять во внимание: вас могут пропустить, или  придется немного потерпеть. Лихачи, увидев, что машины на близлежащей полосе затормозили, резко начинают движение не обращая внимание, на то, что другие полосы забиты транспортом. ДТП получается  самым банальным образом, причем ответственность возлагается на вас полностью. Так что не забывайте, если вас пропустили, не торопитесь. При маленькой скорости двигайтесь  метр за метром и тем самым, иные водителя не заметят ваше передвижение, также будьте вежливы и соблюдайте ПДД при пробке на пересечении дорог.

Основные причины, по которым случаются аварийные ситуации на перекрестках

·факторы человека, такие как: усталость, невнимательность, умышленное нарушение ПДД. Незнание значения дорожных знаков и  разметок, наркотическое и алкогольное опьянение и многие другие;

·проблемы с автомобилем и его неисправность;

·инфраструктура, то есть: интенсивное передвижение, выполнение дорожных работ и многое другое;

·погода: туман, обложной дождь, гололёд и т. п.

 

Благодаря человеку случается примерно 82% аварий и происшествий

Человек – умное создание. Только умный горазд придумать правила игры, пошлину для дорожного движения. Находится всегда те, кто захочет обмануть. Цена обмана: 1)на дороге,2)в налогах, 3)в играх может сильно отличаться. Оставайтесь внимательными, придерживайтесь ПДД, уважайте тех, кто на дороге и жизнь будет намного проще. Оставляйте свои мысли и ваш комментарий под этой статьей.

13. Проезд перекрестков

ПДД 2018, 2019 с комментариями онлайн

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

 

Это указание действует на всех перекрестках для водителей, поворачивающих как налево, так и направо. На перекрестках движением пешеходов и велосипедистов могут управлять специальные светофоры. В таком случае пешеходы и велосипедисты имеют право начать движение через перекресток только при разрешающем сигнале соответствующего светофора.

13.2. Запрещается выезжать на перекресток, пересечение проезжих частей или участка перекрестка, обозначенного разметкой 1.26, если впереди по пути следования образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, за исключением поворота направо или налево в случаях, установленных настоящими Правилами...

Прежде чем заехать на перекресток, следует оценить обстановку за ним в том направлении, куда пролегает ваш путь. Если на перекрестке или за перекрестком образовался затор, нужно дождаться пока он не рассосется, не выезжая при этом на перекресток. Дорожная разметка 1.26 (вафельница) обозначает участок перекрестка, на который въезд в случае затора за перекрестком запрещен. Подробности — в статье Участок перекрестка в ПДД с 28 апреля 2018 года.

13.3. Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым.

При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым, и водители обязаны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке знаками приоритета.

Главным признаком регулируемого перекрестка является сам факт регулирования светофором (в режиме красный-желтый-зеленый) или регулировщиком очередности проезда перекрестка, а не просто наличие их на перекрестке.

Вместе со светофорами перед перекрестком устанавливают знаки приоритета. Если сигнал светофора противоречит требованиям знаков приоритета, то в соответствии с указанием пункта 6.15 ПДД водители должны руководствоваться сигналами светофора.

Знаки приоритета, расположенные совместно со светофором, вступят в действие только в случае, когда светофор выключится или перейдет в режим желтого мигающего сигнала.

Регулируемые перекрестки

13.4. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

При одновременном со встречным автомобилем повороте налево на перекрестке Правила не регламентируют порядок разъезда. На подавляющем большинстве перекрестков разъезд встречных ТС правыми бортами не противоречит ПДД. Подробнее об этом – в статье Проезд перекрестков. Въезд и выезд — общие правила.

Поворот налево или разворот на перекрестке это почти всегда пересечение траекторий движения с встречным транспортом, и как следствие, возникновение напряженных ситуаций. Основные из них рассмотрены в статье Поворот налево и разворот на перекрестках. Опасные ситуации. Проезд перекрестков с поворотом налево, в соответствии с ПДД, а также внештатные ситуации на этих маневрах рассмотрены в статьях Поворот налево на перекрестке, часть 1 и Поворот налево на перекрестке, часть 2.

13.5. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

Проезд перекрестков и движение транспортных средств на зеленую стрелку в дополнительной секции светофора рассмотрено в ответах на вопросы в серии статей Проезд под стрелку светофора. Различия в приоритетах во время движения на зеленую стрелку в дополнительной секции, включенную одновременно с красным или желтым сигналом светофора рассмотрены в статье Поворот направо и пункт 8.6 ПДД.

13.6. Если сигналы светофора или регулировщика разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения. Однако при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора, трамвай должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

Подробнее о преимуществе трамвая на регулируемом перекрестке — в статье Проезд перекрестка с трамвайными путями.

13.7. Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка. Однако, если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии (знаки 6.16), водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора.

Выехав при зеленом сигнале светофора на перекресток для поворота, на выезде с перекрестка водитель может увидеть красный сигнал, который не имеет к нему отношения и просто дублирует основной светофор, установленный на пересекаемой дороге. Но если этот перекресток сложный, на нем могут быть установлены дополнительные таблички 6.16 «Стоп-линия» или нанесена соответствующая разметка. В таком случае водитель должен руководствоваться сигналами каждого встречающегося на его пути светофора и при запрещающем сигнале останавливаться перед стоп-линией.

13.8. При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.

Если вы стоите на светофоре и перед вами включился его зеленый сигнал, то прежде чем въехать на перекресток, следует убедиться, что весь транспорт, который въехал на него при предыдущем разрешающем сигнале светофора с другого направления, покинул перекресток, а пешеходы закончили свой переход проезжей части вашего направления. В противном случае возникает риск столкновения с ТС, завершающими проезд перекрестка. Один из таких случаев рассмотрен в статье Проезд на только что включившийся зеленый.

Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог

13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.

Определение термина «Главная дорога» приведено в пункте 1.2 ПДД. В дополнение рекомендую ознакомиться со статьей Как определить главную дорогу, если нет знаков. Более подробно о проезде перекрестков неравнозначных дорог, а также о соблюдении мер безопасности, чтобы избежать непредвиденного столкновения, можно прочесть в серии статей Главная дорога.

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления его движения.

Подробнее о преимуществе трамвая на нерегулируемом перекрестке — в статье Проезд перекрестка с трамвайными путями.

13.10. В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

Водители безрельсового транспорта, находящиеся в равной ситуации (оба на главной дороге или оба на второстепенной), разъезжаются по «правилу правой руки», т.е. уступает тот, у кого помеха справа. Трамваи при одновременном праве на движение с безрельсовым транспортом имеют преимущество.

Если трамвай находится на главной дороге, то он имеет преимущество перед транспортом, находящимся и на главной, и на второстепенной дорогах. Если трамвай находится на второстепенной дороге, то он имеет преимущество только перед безрельсовым транспортом, также находящимся на второстепенной дороге, и уступает всем, находящимся на главной дороге.

Общие правила проезда нерегулируемых перекрестков при наличии на них только безрельсового транспорта:

  1. Первыми покидают перекресток ТС, находящиеся на главной дороге. Если их траектории пересекаются (сливаются), то водители указанных ТС между собой руководствуются «правилом помеха справа».
  2. Последними покидают перекресток ТС, находящиеся на второстепенной дороге. Если их траектории пересекаются (сливаются), то водители  указанных ТС также между собой руководствуются «правилом помеха справа».
  3. ТС с включенным синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом имеют преимущество перед остальными транспортными средствами независимо от того, по какой дороге они приближаются к перекрестку.

Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог

13.11. На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11 (1) Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.

По теме безопасности проезда перекрестков равнозначных дорог для безрельсовых ТС рекомендую Проезд равнозначного перекрестка и Разъезд на равнозначном перекрестке.

13.11 (1). При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.

Данный пункт введен в ПДД с 8 ноября 2017 года. Новые правила проезда перекрестков с круговым движением описаны в одноименной статье: Проезд перекрестков с круговым движением.

13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

 

Правила поворота налево и разворота безрельсовых ТС, проезжающих нерегулируемый перекресток по равнозначной дороге, аналогичны правилам поворота и разворота по зеленому сигналу светофора: нужно уступить встречным ТС, которые едут прямо или направо. Возникающие опасные ситуации также аналогичны. Правила разворота, в т.ч. на перекрестках, подробно описаны в серии статей Разворот. Рекомендую серию статей Дорожные ситуации. Выполнение разворота.

13.13. Если водитель не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и тому подобное), а знаков приоритета нет, он должен считать, что находится на второстепенной дороге.

Как определить по какой дороге вы подъезжаете к перекрестку, по главной или второстепенной — в одноименной статье Как определить главную дорогу, если нет знаков из серии Главная дорога.

Как выбрать правильную траекторию при проезде перекрестков?

В этом материале мы узнаем, как правильно выбирать траекторию движения при проезде перекрестков. Проезд перекрестков описан в 13 главе Правил дорожного движения и частично в 8 главе в правилах маневрирования. Мы не будем подробно разбирать эти главы, а разберем, то чего в них не описано и на первый взгляд не очевидно, а именно выбор траектории движения транспортного средства в пределах перекрестка, возможные пересечения траекторий при проезде перекрестков и кто имеет преимущество.

Для начала возьмем простой перекресток с пересечением двух двухполосных дорог:

Нам нужно повернуть налево, в данной ситуации траектория выбирается очень просто, но давайте посмотрим что она из себя представляет. Это ни что иное, как полоса движения на перекрестке, определенная водителем

Полосы движения на перекрестке обозначаются разметкой 1.7:

1.7 (прерывистая линия с короткими штрихами и равными им промежутками) — обозначает полосы движения в пределах перекрестка;

А если разметка отсутствует, то самими водителями в соответствии с п.9.1 Правил дорожного движения:

9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).

Главное, что следует понять — проезд перекрестков осуществляется по полосам движения, вне зависимости от того обозначены они разметкой или нет.

  • При проезде перекрестка следует руководствоваться правилом «помехи справа» — это мнение не верно. На перекрестке, как и на других участках дороги движение осуществляется по полосам и выезд из занимаемой полосы с сохранением направления является перестроением

    Похожая статья:  Перестроение. Советы. Часть 1

    Выше мы рассмотрели поворот на простом перекрестке, давайте рассмотрим поворот из двух рядов и определим приоритеты транспортных средств при пересечении траекторий.

    При верной организации дорожного движения количество полос для указанного направления на въезде должно быть равно количеству полос на выезде в данном направлении. В данной ситуации поворот налево разрешен из двух полос и не смотря на отсутствие разметки поворот должен осуществляться в пределах своей полосы.

    Рассмотрим расположение полос в разрешенных направлениях для проезда данного перекрестка:

    Обратите внимание, две полосы имеют одно направление — налево!

    Таким образом при повороте водитель белого автомобиля совершает перестроение и согласно п.8.4 Правил дорожного движения должен пропустить водителя синего автомобиля.

    Дорог вам без препятствий!

    13. ПРОЕЗД ПЕРЕКРЕСТКОВ / Правила дорожного движения с комментариями и иллюстрациями.

  • 13.1
  • 13.2
  • 13.3
  • РЕГУЛИРУЕМЫЕ ПЕРЕКРЕСТКИ 13.4
  • 13.5
  • 13.6
  • 13.7
  • 13.8
  • НЕРЕРУЛИРУЕМЫЕ ПЕРЕКРЕСТКИ 13.9
  • 13.10
  • 13.11
  • 13.12
  • 13.13
  • Автор: Сейчас мы с вами рассмотрим раздел Правил, посвященный проезду перекрестков

    Читатель А: Я помню, в разделе 1 «Общие положения» вводилось понятие перекрестка

    Читатель Б: На перекрестке дороги пересекаются на одном уровне, то есть проезды под мостами, путепроводами, въезды в тоннели перекрестками не считаются.

    Читатель А: Также не считаются перекрестком выезды на дорогу с прилегающих территорий, и стало быть, требования 13 раздела Правил на эти места не распространяются

    Автор: Вы совершенно правы, однако замечу, что перекрестком считаются не только пересечения дорог, но и примыкания и разветвления, конечно же, на одном уровне А вот по способу организации движения перекрестки разделяют на регулируемые и нерегулируемые. Первые три пункта 13 раздела Правил относятся ко всем перекресткам.

    При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке

    Читатель А: Насколько я понял, водитель, совершающий на перекрестке поворот в любую сторону, должен быть готов, если это потребуется, уступить дорогу пешеходам, а при пересечении велосипедной дорожки – и велосипедистам (рис. 166).

    Автор: Верно, кстати по велосипедной дорожке разрешено движение и на мопедах, а пешеходы, при отсутствии тротуара или пешеходной дорожки, также могут идти по ней.

    Запрещается выезжать на перекресток или пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении.

    Читатель Б: Ну, а если перед перекрестком установлен светофор и на нем горит зеленый сигнал (рис. 167)?

    Автор: Это значения не имеет Если автомобили, выехавшие на перекресток, даже при зеленом сигнале светофора будут вынуждены из-за затора остаться на нем, то тем самым нарушится движение с других направлений

    Читатель А: Все ясно. Водитель, прежде чем въезжать на перекресток, должен оценить ситуацию за перекрестком в направлении своего движения и лишь, затем принять решение о возможности въезда.

    Читатель Б: Поэтому в ситуации на рис. 167 водитель легкового автомобиля, перед которым горит зеленый сигнал светофора, может свернуть в любую сторону или развернуться. Но двигаться через перекресток прямо ему запрещено до ликвидации затора.

    Автор: Совершенно верно, а теперь давайте прочитаем следующий пункт Правил

    Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым

    При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым, и водители обязаны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке знаками приоритета

    Автор: Вы немного торопитесь, хотя отчасти и правы. Да, если регулировщик управляет движением на перекрестке, то перекресток точно регулируемый.

    Читатель А: Я помню из п. 6.15 Правил, что водители и пешеходы в этом случае должны строго выполнять требования сигналов регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям знаков и разметки

    Автор: Читатель А прав, но вот наличие перед перекрестком светофора еще не определяет его тип Это предстоит сделать самому водителю Для этого он должен установить, работает ли светофор, и если работает, то в каком режиме. Только при работе светофора в основном (трехцветном) режиме перекресток регулируемый

    Читатель Б: А если на светофоре горит зеленый сигнал, но вместе с ним установлен знак приоритета, например, знак 2.5 «Движение без остановки запрещено» (рис. 168)?

    Читатель А: Как раз в этом случае знаки приоритета не действуют, ведь перекресток регулируемый, и нужно подчиняться только сигналам светофора. Поэтому едем без остановки

    Автор: Вы абсолютно правы, а вот если бы на этом светофоре только мигал желтый сигнал или же этот светофор был выключен, то перекресток считался бы нерегулируемым При этом следовало бы, в соответствии с требованием знака, уступить транспортным средствам, движущимся по главной дороге.

    Читатель Б: Я все понял Если светофор работает в основном (трехцветном) режиме, то на знаки приоритета водители внимания не обращают, а вот если светофор работает только в режиме желтого мигающего сигнала или вообще выключен, то действуют знаки приоритета

    Автор: Правильно А теперь разберем с вами правила проезда регулируемых перекрестков.

    При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо и направо (рис. 169) Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

    Читатель Б: Здесь все наглядно. Однако возникает вопрос. Почему в этой ситуации нужно уступать только тем, кто двигается со встречного направления прямо или направо?

    Автор: Хочу напомнить вам термин «Уступить дорогу» из 1 раздела Правил, действие которого вступает в силу при пересечении или слиянии траекторий движения транспортных средств или же при пересечении транспортных и пешеходных потоков

    Читатель А: Если бы встречные поворачивали налево, то траектории транспортных средств не пересекались и не сливались, то есть им можно было ехать одновременно.

    Автор: Выводы читателя А – справедливы

    При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений (см рис. 72 на стр 75).

    Читатель Б: Как-то непонятно Проезжаем на включенную зеленую стрелку в дополнительной секции, а надо уступать дорогу (см рис. 72)?

    Автор: Прежде чем въехать на перекресток под включенную зеленую стрелку в дополнительной секции, водитель должен определить какой сигнал включен в основных секциях светофора.

    Читатель А: И если перед нами в основной секции светофора запрещающий сигнал (красный и желтый), то прежде чем въехать на перекресток нужно убедиться, что мы не создадим помех участникам движения на других направлениях, так как перед ними в основной секции светофора – зеленый сигнал (рис. 72)

    Автор: Правильно

    Читатель Б: А если и в основной и в дополнительной секциях светофора горит зеленый сигнал (рис. 170)?

    Читатель А: Тогда водитель может смело ехать, ведь он имеет преимущество перед другими участниками движения. Так?

    Автор: Да, когда водитель двигается на включенную стрелку в дополнительной секции при основном зеленом сигнале светофора, он имеет преимущество только перед теми участниками движения, которые находятся на другом направлении, так как перед ними основной сигнал светофора – запрещающий Однако, поворачивая в направлении включенной стрелки в дополнительной секции при любом основном сигнале светофора, вы должны, по требованию п 13.1 Правил, уступить пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую вы поворачиваете, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке.

    Читатель А: Это правило мы знаем. Оно действует на любом перекрестке

    Читатель Б: А как быть, если в дополнительной секции светофора изображена вертикальная стрелка?

    Автор: Точно так же, как и в тех случаях, когда стрелка в дополнительной секции разрешала поворот.

    Читатель А: То есть, в ситуации на рис. 171 мотоциклист должен уступить автомобилю.

    Автор: Правильно, уступит мотоциклист, так как в основной секции светофора, установленного перед ним, горит запрещающий сигнал. Светофоры с вертикальной стрелкой в дополнительной секции применяются обычно на Т-образных перекрестках.

    Читатель Б: Но в нашей ситуации, куда может ехать мотоциклист, после того как он пропустит автомобиль?

    Автор: Только прямо. А вот если бы в основной и дополнительной секциях горел зеленый сигнал, мотоциклист мог поехать в любых направлениях, не уступая при этом транспортным средствам, находящимся на примыкающей дороге, так как перед ними включился бы красный сигнал.

    Читатель Б: Теперь мне все ясно

    Автор: Хочу добавить, что п. 13.5 Правил распространяет свое действие на все виды транспортных средств – и на безрельсовые и на трамваи.

    Если сигналы светофора или регулировщика разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения Однако при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора, трамвай должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений

    Автор: Сразу обращаю Ваше внимание на то, что трамвай имеет преимущество только при одновременном праве на движение с безрельсовым транспортным средством: совместное движение на одинаковый разрешающий сигнал светофора (рис. 172) или, разрешающий обоюдное движение, жест регулировщика

    Читатель А: Почему все-таки при одновременном праве на движение преимущество отдали трамваю?

    Автор: Это связано с тем, что трамвай «привязан» к рельсам и лишен возможности маневрировать на дороге, а также из-за большего, по сравнению с безрельсовым транспортным средством, тормозного пути Но, если трамвай двигается на включенную стрелку в дополнительной секции при основном запрещающем сигнале светофора, он должен уступить дорогу (рис. 173)

    Читатель Б: Конечно, ведь требования п. 13.5 Правил действуют на все виды транспортных средств К тому же у трамвая с автомобилем вовсе не одновременное право на движение, поскольку в основных секциях светофоров, расположенных перед ними, включены различные сигналы

    Автор: Вы правы

    Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка Однако, если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии (знаки 6.16), водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора

    Читатель Б: Мне не совсем понятен смысл первого предложения п. 13.7. Ведь после поворота водитель оказывается перед красным сигналом светофора (рис. 174)

    Автор: Этот сигнал не имеет к нему отношения, как и красный сигнал после поворота направо. Они запрещают движение транспортных средств в поперечном направлении А водитель легкового автомобиля на рис. 174 обязан покинуть перекресток, не обращая внимания на запрещающий сигнал

    Читатель А: Да, но дорогу-то встречному надо уступить?

    Автор: Конечно надо, если встречное транспортное средство двигается через перекресток прямо или направо (п 13.4 Правил) Но в нашем случае (рис. 174), водитель должен повернуть безостановочно, так как встречных транспортных средств нет.

    Однако следует помнить, что при наличии стоп-линии водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора

    И водитель автомобиля, на рис. 175, сможет продолжить движение только при зеленом сигнале светофора, расположенного у стоп-линии.

    Читатель Б: Ну, а нужно ли останавливаться, если на светофоре у стоп-линии включен зеленый сигнал?

    Автор: Нет, в таком случае водитель без остановки должен покинуть этот перекресток

    Читатель А: То есть необходимо остановиться у стоп-линии только при запрещающем сигнале светофора

    Автор: Именно так

    Читатель А: У меня возник вопрос. Водителю на перекрестке необходимо повернуть налево или развернуться Для него включен зеленый сигнал светофора, стоп-линии нет (см рис. 174) Мы знаем, что в этой ситуации необходимо уступить дорогу встречным транспортным средствам, которые двигаются прямо или направо (п. 13.4 Правил). Предположим, что со встречного направления двигается сплошной поток машин, который прекратит движение только при запрещающем сигнале светофора Как же в этом случае повернуть налево или развернуться, если перед водителем, собирающимся совершить этот маневр, теперь тоже загорелся красный сигнал?

    Автор: При запрещающем сигнале светофора въезжать на перекресток нельзя, за исключением ситуаций, которые были рассмотрены в п. 6.14 Правил. Поэтому в нашем случае водитель должен выехать на перекресток при разрешающем сигнале светофора и остановиться на нем для пропуска встречным транспортных средств. И когда они при запрещающем сигнале светофора прекратят движение, водитель завершит свой маневр

    Читатель Б: Но ведь с других направлений через перекресток на зеленый сигнал светофора начнут движение другие транспортные средства?

    Автор: Водители этих транспортных средств будут обязаны уступить вам дорогу Читайте следующий пункт Правил

    При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления

    Читатель А: Значит, даже если перед водителем горит основной зеленый сигнал светофора, то, прежде чем въехать на перекресток, нужно убедиться, что все транспортные средства, которые въехали на него при предыдущем разрешающем сигнале светофора с другого направления, перекресток покинули и пешеходы завершили переход проезжей части нашего направления.

    Автор: Обязательно, поскольку покидать перекресток в тот момент, когда перед вами включился зеленый сигнал светофора, могут не только водители транспортных средств, которые, находясь на перекрестке, пропускали встречных, но и те, кто, избегая экстренного торможения, въехали на перекресток при желтом сигнале светофора (п 6.4 Правил)

    Читатель Б: Теперь нам все ясно.

    Автор: Тогда мы с вами переходим к нерегулируемым перекресткам.

    На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.

    На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления его движения.

    Читатель Б: Здесь все просто, знаки приоритета подсказывают, что водитель автомобиля, находящегося на второстепенной дороге (знак 2.4), должен уступить автомобилю, движущемуся по главной дороге (знак 2.1) (рис. 176)

    Автор: Читатель прав. Однако не забывайте, что главная дорога – это не только дорога, обозначенная соответствующими знаками При отсутствии этих знаков любая дорога с твердым покрытием считается главной по отношению к грунтовой.

    Читатель А: Поэтому, в ситуации на рис. 177, уступить обязан водитель автомобиля, находящегося на дороге с грунтовым покрытием, так как она считается второстепенной по отношению к дороге с твердым покрытием.

    Автор: Естественно

    Читатель Б: А если бы на грунтовой дороге перед перекрестком стоял знак приоритета 2.1 «Главная дорога», а на дороге с твердым покрытием – 2.4 «Уступите дорогу», то, как быть?

    Автор: В этом случае, в соответствии с п 13.13 Правил, водители обязаны руководствоваться знаками приоритета, то есть уступает не тот водитель, который находится на грунтовой дороге, а тот, перед которым установлен знак 2.4 «Уступите дорогу».

    Теперь несколько слов о трамваях. В рассматриваемых ситуациях они подчиняются знакам приоритета и имеют преимущество только перед теми безрельсовыми транспортными средствами, которые находятся с ними на равнозначной дороге

    Читатель А: То есть, если трамвай находится на второстепенной дороге, а автомобиль на главной, то уступает трамвай?

    Автор: Совершенно верно. А вот если трамвай и безрельсовый транспорт находятся перед перекрестком одновременно на второстепенной дороге или одновременно на главной, то тут преимущество у трамвая

    В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам

    Читатель Б: Как установить, что главная дорога меняет на перекрестке направление?

    Автор: Для того чтобы проинформировать водителя о том, что главная дорога меняет направление, под знаками приоритета 2.1, 2.4 и 2.5 устанавливается табличка 8.13, которая так и называется «Направление главной дороги» Мы уже говорили о том, что жирная линия на ней указывает направление главной дороги, тонкие – второстепенной

    Читатель А: Раз мы с вами видим знак 2.1 с табличкой 8.13 (рис. 178), то находимся сейчас на главной дороге

    Читатель Б: И значит, имеем преимущество, если, например, едем через перекресток прямо?

    Автор: Точно, имеем перед теми, кто на второстепенной дороге

    Читатель А: Но ведь легковой автомобиль справа – тоже на главной дороге

    Автор: Вот именно, и мы с вами и легковой автомобиль – на главной дороге. Поэтому, в соответствии с требованием п 13.10 Правил, для разъезда с ним необходимо руководствоваться правилами проезда перекрестков равнозначных дорог

    Читатель А: И этими же правилами, при разъезде между собой, будут руководствоваться водители автобуса и мотоцикла, так как они оба на второстепенной дороге, а траектории их дальнейшего движения сливаются

    Читатель Б: А, что это за правила проезда перекрестков равнозначных дорог?

    Автор: Эти правила сформулированы в п. п 13.11 и 13.12 Правил

    На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

    На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения

    Автор: На рис. 179 и 180 перед нами перекресток равнозначных дорог. На нем уступает дорогу водитель автомобиля, приближающийся к перекрестку справа. Правило, сформулированное в п 13.11, водители часто называют правилом «правой руки».

    Читатель А: Это, наверное, потому, что если есть помеха справа на таком перекрестке, то надо уступить дорогу.

    Автор: Конечно, а теперь вернитесь к ситуации, изображенной на рис. 178.

    Читатель Б: Я понял, что там мы должны уступить дорогу легковому автомобилю, так как он и мы находимся на главной дороге, но у нас помеха справа.

    Читатель А: Значит первым проезжает легковой автомобиль справа, затем мы. На второстепенной дороге мотоцикл и встречный автомобиль разъезжаются между собой тоже по правилу «правой руки».

    Автор: Теперь все правильно, а цифрами на этом рисунке показан порядок проезда. Но обратите внимание, что если на перекрестке равнозначных дорог есть трамвай, то он имеет преимущество перед безрельсовым транспортным средством в любой ситуации (рис. 181)

    При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления, прямо или направо. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев

    Читатель А: Этот пункт Правил нам понятен, поскольку он очень похож на п. 13.4 (рис. 182 и 183).

    Читатель Б: Но как же быть с трамваями, ведь п п 13.11 и 13.12 используются и в том случае, когда главная дорога меняет направление?

    Разъясните, пожалуйста, ситуацию, изображенную на рис. 184

    Автор: На этом рисунке мы с вами находимся в легковом автомобиле на главной дороге и, в соответствии с п 13.9 Правил, имеем преимущество перед трамваем В, так как он находится на второстепенной дороге. Одновременно с нами на главной дороге находятся трамвай А и грузовой автомобиль. В этом случае, по требованию п. 13.10, необходимо, при совместном разъезде с трамваем А и грузовым автомобилем, руководствоваться правилами проезда перекрестков разнозначных дорог (в данной ситуации п. 13.11). То есть трамвай А – имеет преимущество перед нами, как перед любым безрельсовым транспортным средством, находящимся совместно с ним на главной дороге А вот водитель грузового автомобиля обязан уступить нам, поскольку к нему мы приближаемся справа.

    Читатель А: Понятно, в равной ситуации безрельсовые транспортные средства разъезжаются по правилу «правой руки», но в этой же равной ситуации трамвай имеет преимущество перед безрельсовым средством.

    Автор: Да.

    Если водитель не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и тому подобное), а знаков приоритета нет, он должен считать, что находится на второстепенной дороге

    Читатель А: То есть, в этом случае, следует всегда уступить дорогу транспортному средству, движущемуся с другого направления.

    Автор: Вы абсолютно правы, это правило очень важно для обеспечения безопасного проезда перекрестка в условиях, оговоренных в п. 13.13


    Смотрите также