Тосол

Тосолом называют закалочные жидкости, гидравлические жидкости, охлаждающие жидкости, то есть жидкости, разработанные в отделе "ТОС". Но более часто под тосолом подразумtвают только охлаждающую и незамерзающую жидкость, разработанную в Советском Союзе в 1971 году для отечественного автомобиля ЖИГУЛИ производимого АвтоВАЗом ( Волжский Автомобильный Завод ).

Слово Тосол пошло от абривиатуы ТОС ( Технология Органического Синтеза ) названного так отделом государственного союзного Научно Исследовательского Института органической химии . Тогда было разработано три марки: тосол-А, тосол-А40 и тосол-А65, а чуть позже тосол-АМ.

Но ещё за долго до этого были попытки сделать незамерзающую жидкость аж в двадцатые годы 20 века!

В настоящее время Тосолом называют практически любую охлаждающую жидкость. В качестве незамерзающего компонента ( антифриза ) в тосоле используется этиленгликоль (гликолевый эфир ). Автомобильный тосол предназначен для охлаждения двигателей внутреннего сгорания. Присадки добавляются чтобы уберечь систему охлаждения двигателя от коррозии.

Тосол и маркировка

Марка тосола с цифрами 30, 40 и 65 означают начало температуры замерзания охлаждающей жидкости. Температуры замерзания ниже -65 °C не бывает. ( МАРКИРОВКА - Индексация товаров; снабжение товарным знаком, производственной маркой )

  • А – автомобильный.
  • М – модернизированный.
  • К – концентрат.

Есть ещё специфичные маркировки, как например:

  • А40МД, А65МД – автомобильный, модернизированный, дзержинский.
  • А40П, А65П – автомобильный, компании Поликом.
  • Э30АМ, Э40АМ, Э65АМ – этиленгликоль, автомобильный, модернизированный.
  • ТС 40 Дзержинский – компании Тосол Синтез.

Тосол и цвет

Тосол-40 представляет собой жидкость голубого цвета.
ТОСОЛ-65 представляет собой жидкость красного цвета.

Цвет ни как не влияет на качество тосола, и окрашивание основными целями имеет обезопасить человека от принятия этой жидкости внутрь и исключить смешивание тосолов разных марок. Для человека весом от 70 до 80 килограмм 100 мл этиленгликоля - смертельная доза!

Более тёмный цвет тосола, достигается добавлением большей концентрации красителя в тосол. Это требование северных городов ( качество при этом остаётя тоже самое ), для посредника так лучше продать товар – на севере считается что чем темней тосол, тем он лучше.

Являясь крупным производителем, мы закупаем вещества для производства тосола большими партиями, что существенно снижает себестоимость продукции без снижения качества.

В госсударствах средней азии требование к непрозрачноси канистр, не видно цвета ( качество при этом остаётя тоже самое ).

Тосол 40АМ можно перекрасить в красный цвет, 65АМ в голубой, сделать бесцветным, хоть зелёным, но качество тосола остаётся на том же уровне, как это сделал производитель. То есть качество зависит только от производителя тосола и цены которую готов заплатить покупатель. У крупного производителя, чем выше цена, тем лучше качество.

Тосол и этикетка

Красивую этикетку, лейбл, наклейку для тосола может заказать только крупный производитель большой партией. Как все знают чем больше заказ – тем дешевле ( скидки, опт, постоянный клиент ), при заказе такой этикетки, небольшим производителем, вырастет либо цена на такой тосол и его вряд ли купят, либо снизится качество присадок и их количество ( ГОСТ это допускает ), либо тосол будет не на основе моноэтиленгликоля а на основе глицирина глицерина или хуже того любой дешёвой жидкости. Красивая, броская этикетка, имеющая штрих-код и степени защиты даёт большую гарантию того, что это от настоящего производителя. Ещё на что стоит обратить внимание, это наличие на этикетке адреса производителя, контактных телефонов, адрес электронной почты и адрес сайта.

Являясь крупным производителем, мы заказываем в типографиях красивые и качественные этикетки для канистр большими партиями, что не увеличивает стоимость тосола при более хорошем товарном виде.

Опасный тосол

Тосол купленный на трассе в основном имеет низкое качество, он как правило сделан не на основе этиленгликоля, а на основе глицерина. А глицерин имеет гораздо большую вязкость при низких температурах, чем этиленгликоль, это создаёт дополнительную нагрузку на помпу.

Но глицериновый тосол ещё не самый страшный вариант. Гораздо хуже если бодяжник в какой нибудь ёмкости добавляет в воду дешёвый краситель, соль или сахар, ещё дешевле добавить электролит ( для получения плотности ) и разливает в канистры. В городах, находящихся на побережьях водоёмов содержащих соль ( море, океан ), вода нередко берётся прямо из этих источников и просто добавляется краситель. Можно обратить внимание на толщину пластика канистры, у левого тосола он тонкий ( при заказе даже мелким оптом такие ёмкости достаточно дёшевы ) и на форму канистры заявленную производителем ( другая форма – поддельный тосол ). Это говорит о том, что покупать продукцию лучше у крупного производителя с известной брендовой маркой.

Наше предприятие ООО Торговый Дом Дзержинск Хим Пром Сервис ( ДХПС ) входит в число самых крупных и известных производителей Тосола со своим брендом Пять Звёзд.

Тосол и ГОСТы

В июле 1990 года был введен межгосударственный стандарт - ГОСТ 28084-89 по охлаждающим и низкозамерзающим жидкостям. Данный стандарт распространяется на изготовление, параметры содержания добавок и использование охлаждающих жидкостей, критерии процесса охлаждения двигателей внутреннего сгорания.

Охлаждающие жидкости должны иметь все перечисленные показатели в ГОСТе (внешний вид, плотность, температура и т.д.) и соответствовать нормам для жидкостей тосол ОЖ-К, ОЖ-65, ОЖ-40. При выпуске охлаждающих жидкостей обязательно должны быть проведены испытания, удовлетворяющие качеству охлаждающих жидкостей, обработаны результаты и собраны соответствующие документы. В ГОСТе указаны условия транспортировки и хранения, критерии применения рабочих охлаждающих жидкостей, а также гарантии, которые обязан предоставить изготовитель.

В 2001 году был принят ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - ГОСТ Р ИСО 9001-2001, где перечислены требования к продукции, в том числе и к охлаждающим жидкостям и отражают интересы покупателей. Любой производящийся продукт должен иметь перечень документов, подтверждающий его качество (руководство по качеству, политика качества и т.д.).

Каждая организация, производящая продукцию, должна пройти процедуру разработки документов на разрешение производство качественной продукции. Руководство обязано отвечать за выпуск качественной продукции и постоянное ее улучшение в целях удовлетворения потребителя.

Данный документ отражает систему работы любого предприятия и успешный процесс планирования организации. Постоянно должны проводиться исследования в улучшение качества продукции, мониторинг установленных требований, а так же проводится предупреждающие действия с целью устранения причин потенциальных несоответствий для предупреждения их появления.

Крупные производители тосола разрабатывают технические условия на основе ГОСТ 28084-89, при этом стараются ориентироваться на международные стандарты (для улучшения качества продукции). Средние и мелкие производители разрабатывают свои собственные технические условия, не основываясь на ГОСТ 28084-89, тем самым снижая себестоимость продукции, и ухудшая её качество.

Присадки для тосола

  1. Обеспечивают как защиту радиатора, так и всех металлических деталей системы охлаждения в целом от коррозии и накипи: медь, латунь, алюминий, чугун, припой, сталь, железо.
  2. Предохраняет от образования парообразных полостей в жидкости ( кавитации )
  3. Предохраняют резиновые части системы охлаждения двигателя (прокладки сальники ) от разрушения.
  4. Обеспечивает надёжную защиту от пенообразования и вскипания.
  5. Обеспечивают повышенную стойкость к жёсткой воде.