По материалам "БИРЖА ПЛЮС АВТО"

 

Как-то раз мы с приятелем заехали в магазин запчастей, чтобы посмотреть кое-какие железки к его иномарке. Там встретили знакомого, который покупал головку блока цилиндров для своего "Фольксвагена". В ходе разговора выяснилось, что осенью он довольно дешево приобрел в магазине охлаждающую низкозамерзающую жидкость тосол и залил себе в машину.


Отъездив зиму, заметил, что тосол стал уходить, причем довольно быстро. Выяснилось, что виновата головка блока цилиндров: каналы под охлаждающую жидкость настолько серьезно подверглись коррозии, что при о прессовке головка засвистела, как паровоз. Старая ОЖ, которая была слита, не могла быть причиной, так как прослужила положенный срок без нареканий, а при замене выглядела довольно прилично. Откуда же нашему знакомому было знать, к каким последствиям может привести безобидная на первый взгляд операция?! По скромным подсчетам выходило, что замена головки с ремонтом обойдется в сумму около 1000 долларов. Конечно, он ругался и поносил всех отечественных производителей охлаждающей жидкости. Потом сказал, что лучше будет покупать только немецкую ОЖ, сколько бы она ни стоила.


Позвольте заметить: на данный момент в России действуют очень серьезные, ответственные компании, имеющие богатый опыт производства ОЖ и ревностно следящие за качеством. Пусть их продукция чуть дороже, зато она соответствует всем необходимым параметрам. Можно отметить молодые фирмы с хорошими задатками, производящие ОЖ и продающие ее под своим брэндом. Есть небольшая категория торговых фирм, закупающих и фасующих ОЖ, также продавая ее под своей маркой. Но существуют откровенные бракоделы, даже не скрывающие своего юридического лица и места нахождения. И последняя категория - фирмы, занимающиеся выпуском так называемой контрафактной продукции, а проще - подделкой.


Кто-то скажет: "Ну и что? Я летом буду заливать простую воду. Дешево и сердито". Пожалуйста, если вы не боитесь проблем с накипью в радиаторе, рубашке охлаждения двигателя и в дальнейшем с перегревом и выходом из строя "пламенного сердца" или износом сальников и манжет водяного насоса... Всего этого можно избежать, правильно эксплуатируя автомобиль, заливая качественные технические жидкости.


Для начала маленький технологический экскурс. Что такое охлаждающая низкозамерзающая жидкость, традиционно именуемая в России тосолом (сокращенное "технология органического синтеза"), по-иностранному - антифриз? Это водный раствор этиленгликоля с массой присадок, обеспечивающих следующие свойства:
- температуру кипения выше 100°С, что обеспечивает работу двигателя при более высокой температуре и меньшую испаряемость жидкости. В летний период это настолько же актуально, насколько длинны автомобильные пробки. Взять, к примеру, Борский мост, особенно в выходные дни, или проспекты Гагарина и Ленина;
- отсутствие отрицательного воздействия на металлические и резиновые элементы системы охлаждения;
- предотвращение образования накипи, солевых отложений;
- дополнительную смазку элементов насоса (помпы) системы охлаждения;
- низкую вспениваемость для предотвращения снижения эффективности охлаждения и образования воздушных пробок;
- низкую температуру начала кристаллизации для предотвращения повреждений элементов системы охлаждения в зимний период.


Одной из основных составляющих тосола остается этиленгликоль, который придает ОЖ свойственные ей характеристики. В Поволжье производителей этиленгликоля немного. Это Дзержинск, Казань, Нижнекамск. Рассмотрим ситуацию с производством тосола в Дзержинске, поскольку ближайшим производителем этиленгликоля является расположенный там "Сибур-Нефтехим". Умышленно не берем во внимание нижегородских производителей, например фирмы "ПигМа", "ККМ", "Волга-Ойл" и другие, - их не очень много по сравнению с дзержинскими.


Вы можете спросить: почему все время употребляется местоимение "мы"? Объясняю. Мы - некоммерческая организация "Международная ассоциация производителей автотоваров", созданная для защиты интересов добросовестных производителей высококачественной продукции автомобильного назначения и прав потребителей, то есть автомобилистов.


Ассоциация произвела контрольные закупки образцов ОЖ, наиболее часто встречающихся в продаже. Они представлены следующими производителями:
1. Тосол А-40 - ООО "Химлюкс".
2. Тосол А-40 - ЗАО ПКФ "Промпэт".
3. Тосол А-40М - ООО "Промпэк".
4. Тосол 40С - ООО ПКФ "Автохим".
5. Тосол "Витэкс А-40" - дзержинское ООО "Промкомплекс" для компании Vitex.
6. Тосол Э40 - ООО "Дзержинскхимпромсервис".
7. Тосол А-40М - дзержинское ООО "Промпэк" для компании "Анонс-Авто".
8. Тосол О-40 - ООО "Ольга".
9. Тосол А-40С - "СВ-Хим".
10. Тосол А-40П - "Поликом".
11. Тосол А-40Д - "Промкомплекс".

К одиннадцати образцам не очень крупных фирм решили добавить еще три, произведенные грандами автохимии, такими, как "Тосол-Синтез" (Дзержинск) - ОЖ-40 "Тосол-ТС"; "Виал Ойл" (Москва) - "Супер Тосол А-40М Consol"; ОАО "Пушкинский завод" - тосол Luxoil ОТ-40. Все образцы были переданы на тест в испытательный центр химических продуктов ООО "Институт "Хроминвест", аккредитованный Госстандартом России (аттестат аккредитации № РОСС RU.0001.21ХП79), известный своим беспристрастным отношением к исследованиям такого рода.


Изначально перед нами стояла задача определить только качество тосола. Проводился так называемый "короткий анализ", отображающий показатели, которыми мы будем оперировать, чтобы определить степень соответствия тосолов требованиям ГОСТов. По ним сразу можно судить о пригодности того или иного образца.
Если показатели выпадают из рамок, определенных ГОСТом или ТУ, - мы заявляем о некачественном товаре.


Итак, абсолютными лидерами в нашем тесте оказались: ОЖ-40 "Тосол-ТС", ООО "Тосол-Синтез" (Дзержинск). "Супер Тосол А-40М Consol", ООО "Виал-Ойл" (Москва). Тосол Э40, ООО "Дзержинск-химпромсервис" (Дзержинск). В этих образцах все параметры выдержаны строго по ГОСТу, что говорит о высоком качестве. Оценка - "отлично".

Далее "хорошисты" - те образцы, в которых параметры изменяются незначительно (но в пределах ГОСТ 28084-89): Тосол А-40П, ООО "Поликом" (Дзержинск). Тосол А-40С, ООО "СВ-Хим" (Дзержинск). Тосол "Витэкс А-40 Дзержинский", ООО "Промкомплекс" для компании Vitex (обесцвечивание ОЖ до температуры кипения может свидетельствовать: о неустойчивой природе красителя; об изменении величины рН при высоких температурах, что может привести к изменению окраски раствора или ее исчезновению; о неустойчивости системы присадок).Тосол О-40, ООО "Ольга" (Дзержинск) (неплохой, но перебор с этиленгликолем - завышенное содержание). Тосол А-40Д, ООО "Пром-комплекс" (Дзержинск).


Теперь "троечники": Тосол 40С, ООО ПКФ "Автохим" (Дзержинск) (завышенная температура начала кристаллизации - минус 39°С - свидетельствует о заниженном содержании моноэтиленгликоля). Тосол Luxoil марки ОЖ-40, ОАО "Пушкинский завод" (Пушкино, Московская обл.) (заниженная щелочность - 7,0 - говорит об очень серьезном недостатке ОТ. Недостаточная щелочность говорит о несбалансированности системы антикоррозийных присадок, ее неустойчивости и, как следствие, высокой коррозии металлов).
Наконец, "двоечники": Тосол А-40, ООО "Химлюкс".

Заявленные нормы не выдержаны:
- низкий водородный показатель - 7,3. При эксплуатации дальнейшее снижение может привести к коррозии конструкционных металлов системы охлаждения автомобиля;
- устойчивость пены указывает на неэффективность пеногасителя.


Пенообразование может привести к снижению теплопередачи и перегреву двигателя;
- не выдерживается температура начала кристаллизации, вместо минус 40°С - минус 38,5°С, что свидетельствует о недостатке моноэтиленгликоля.


Тосол "Дзержинский", ООО "Промпэк" (Дзержинск):
- завышенная температура начала кристаллизации - минус 38°С - свидетельствует о заниженном содержании моноэтиленгликоля;
- выпадение осадка белого цвета свидетельствует о неустойчивости системы присадок. Разложение системы присадок может привести к сильной коррозии металлов;
- невыдерживание показателя рН - 7,2 - подтверждает неустойчивость системы ингибирующих присадок.


Тосол А-40М, ООО "Промпэк" для компании "Анонс-Авто" (Дзержинск).
Тосол А-40, ЗАО ПФК "Промпэт" (Дзержинск):
- завышенная температура начала кристаллизации - минус 36°С - свидетельствует о недостатке моноэтиленгликоля и несоблюдении заявленных норм;
- превышает нормы массовая доля жидкости, отгоняемой до температуры плюс 150°С. Это свидетельствует о повышенном содержании воды и заниженном количестве моноэтиленгликоля;
- не выдержан показатель рН. Неустойчивость показателя может привести к его дальнейшему снижению и, как следствие, к коррозии металлов.


Все это может свидетельствовать о недостаточности производственного и выходного контроля готовой продукции, о недоработке рецептур ОЖ, что может явиться причиной серьезных недостатков работы системы охлаждения автомобилей.


Нисколько не агитируем вас за ту или иную марку тосола - это личное дело потребителя, будь то организация, закупающая большие объемы для своего автопарка, или рядовой водитель, которому нужно 10 литров. Наша задача - объяснить, что хорошо для вашего авто, а что плохо.


И в заключение хотим сказать следующее: по нашим сведениям (мы их проверяем), автомобили, сходящие с конвейера "АвтоВАЗа", заливаются тосолом, который после непродолжительного времени эксплуатации теряет свой голубой цвет, приобретая коричнево-зеленый, что говорит о нестабильности показателей.

Охлаждающие жидкости ООО "Дзержинскхимпромсервис" выпускает только качественные охлаждающие жидкости. Узнать цены на тосол и антифриз.